Jump to content

Французский закон 1905 г. об отделении церквей и государства.

Закон об отделении церкви от государства
Законодательные палаты Третьей французской республики
  • Закон от 9 декабря 1905 г. об отделении церкви от государства.
Территориальная протяженность Франция , за исключением:
Принят Палата депутатов
Принят Сенат
Подписано Президент Эмиль Лубе
Подписано 9 декабря 1905 г.
Началось 1 января 1906 г.
Законодательная история
Первая палата: Палата депутатов
Представлено Бриан ( SI Аристид
Эмиль Комб ( PRRRS )
Жан Жорес ( SFIO )
Франсис де Прессенсе ( SFIO )
Прошедший 3 июля 1905 г.
Итоги голосования
  • 341 проголосовал за
  • 233 проголосовали против
Вторая палата: Сенат
Прошедший 6 декабря 1905 г.
Итоги голосования
  • 181 проголосовал за
  • 102 проголосовали против
Ключевые слова
Разделение церкви и государства
Свобода религии
Свобода выражения мнений
Статус: Действующее законодательство

Французский закон 1905 года об отделении церквей от государства ( французский : Loi du 9 décembre 1905 касается отделения Églises et de l'État ) был принят Палатой депутатов 3 июля 1905 года. Принятый во время Третьей республики , он установил государственный секуляризм во Франции . Францией тогда управлял Блок де гош (Левая коалиция) во главе с Эмилем Комбом . Закон и государственные полномочия , был основан на трех принципах: нейтралитет государства, свобода вероисповедания связанные с церковью. Этот закон рассматривается как основа французского принципа laïcité (секуляризма). Однако он не применим в Эльзасе и Мозеле , которые на момент его принятия были частью Германии.

До Французской революции 1789 года — со времен обращения Хлодвига I в христианство в 508 году нашей эры — католицизм был государственной религией Франции и тесно отождествлялся с Ancien Régime . [1] Однако революция привела к различным политическим изменениям , включая краткое разделение церкви и государства в 1795 году. [2] завершилось католической восстановлением Наполеоном церкви в качестве государственной религии Конкордатом 1801 года . [1] Важным документом на пути к религиозной свободе стала десятая статья Декларации прав человека и гражданина 1789 года , в которой говорилось, что «никого нельзя беспокоить из-за его мнений, даже религиозных, до тех пор, пока проявление такие мнения не противоречат установленному закону и порядку». [3] 1871 года Парижская Коммуна провозгласила государственный секуляризм 3 апреля 1871 года, но он был отменен после поражения Коммуны. [4] [5]

После кризиса 16 мая 1877 года и победы республиканцев на следующих выборах различные законопроекты с требованием отмены Конкордата 1801 года были свергнуты, начиная с предложения Шарля Бойссе от 31 июля 1879 года. [6] [7] Начиная с 1879 года французское государство начало постепенную национальную программу секуляризации, начиная с исключения священников из административных комитетов больниц и благотворительных советов, а в 1880 году с замены монахинь в больницах мирянками. [8] [9] После этого Третья республика установила светское образование с помощью законов Жюля Ферри в 1881–1882 годах, которые стали важной частью прочного установления республиканского режима во Франции, при этом религиозное обучение во всех школах было запрещено. [6]

В 1886 году другой закон обеспечил секуляризацию преподавательского состава Национального образования . [10] [11]

Другие шаги в сторону секуляризма включали:

  • введение развода и требование о заключении гражданских браков в рамках гражданской церемонии. [12]
  • легализация работы по воскресеньям [13] [14]
  • призыв семинаристов на военную службу [14] [15]
  • секуляризация школ и больниц [8] [12]
  • отмена закона, предписывающего публичные молитвы в начале каждой сессии парламента и сессий присяжных [14] [16]
  • приказ солдатам не посещать католические клубы [17]
  • удаление религиозного характера из судейской присяги и религиозных символов из залов суда [18]
  • запрет на участие вооруженных сил в религиозных шествиях [14]

Закон об ассоциациях 1901 года, гарантировавший свободу объединений, также позволял контролировать религиозные общины и, в частности, ограничивал их влияние на образование. [19] В 1903 году, когда министром был бывший католический семинарист Эмиль Комб , была выбрана комиссия для разработки законопроекта, устанавливающего полное разделение между государством и церквями. [14] [20] Ее президентом был бывший протестантский пастор Фердинанд Бюиссон , а ее протоколистом - Аристид Бриан . [21]

30 июля 1904 года Палата депутатов проголосовала за разрыв дипломатических отношений со Святым Престолом. [22] после санкции Святого Престола двух французских епископов ( Альбера-Леона-Мари Ле Нордес и Пьера Жозефа Гея), которые объявили себя республиканцами и высказались за примирение с Республикой. [23] Отношения не были восстановлены до 1921 года, после того как Сенат принял предложение Аристида Бриана . [24]

Положения

[ редактировать ]
Первая страница законопроекта, представленного Национальному собранию Франции в 1905 году.

Раздел I: Принципы

[ редактировать ]
  • В статье 1 цель закона описывается как обеспечение «свободы совести» и гарантия «свободного исповедания религии в соответствии с положениями, принятыми в дальнейшем в интересах общественного порядка». [25]
  • В статье 2 говорилось: «Республика не признает, не оплачивает и не субсидирует никакие религиозные секты. Соответственно, с 1 января после вступления в силу этого закона из государственных бюджетов, ведомств и муниципалитетов будут исключены все расходы, связанные с исповедованием религии. ." [25] Исключения перечислены в отношении «школ, колледжей, больниц, приютов и тюрем», чтобы «обеспечить свободное отправление религии в государственных учреждениях». [25]

Раздел II: Распределение имущества, пенсий

[ редактировать ]
  • Статья 3 требовала инвентаризации всех молитвенных домов, ранее поддерживаемых правительством. [25]
  • Статья 4 устанавливала годичный период, в течение которого все «движимое и недвижимое имущество особняков, фабрик, советов священников, пресвитерий и других государственных религиозных учреждений» должно было соответствовать правилам создания юридических ассоциаций в соответствии со статьей 19. [25]
  • Статья 5 передала правительству все имущество, обнаруженное при инвентаризации, «не подлежащее благочестивому фонду, созданному по закону 18 Герминаля X года». [25]
  • Статья 6 требовала, чтобы все кредиты, предоставленные религиозным организациям, ранее поддерживаемым государством, были погашены. [25]
  • Статья 7 наделяла префекта, управляющего департаментом, в котором располагалось имущество, полномочиями оценивать имущество религиозных организаций. [25]
  • В статье 8 прописаны последствия несоблюдения вышеуказанных статей. [25]
  • В статье 9 (с изменениями, внесенными в 2015 году) подробно описаны методы распределения имущества, не востребованного религиозными учреждениями, благотворительным организациям и местным муниципалитетам. [25]
  • Статья 10 (с изменениями, внесенными в 2015 году) содержит положения, касающиеся налогообложения ипотечных кредитов и передачи имущества. [25]
  • Статья 11 (отмененная в 2011 году) установила пенсии для некоторых священнослужителей и сотрудников религиозных учреждений. [25]
Республиканский девиз « Свобода, равенство, братство » был введен в 1905 году (вслед за французским законом о разделении государства и церкви), чтобы показать, что эта церковь принадлежит государству.

Раздел III: Культовые здания

[ редактировать ]
  • Статья 12 (с поправками, внесенными в 1998 году) объявила все здания, которые государство предоставило религиозным организациям, собственностью государства в соответствии со следующими статьями. [25]
  • В статье 13 (с изменениями, внесенными в 2015 году) указано, что «здания, используемые для общественных богослужений, и движимые предметы, их обустраивающие, будут бесплатно переданы государственным культовым учреждениям», подробно описаны методы, с помощью которых может быть определено спорное право собственности, и описаны процедуры рекультивация имущества и сооружений, оставленных религиозными организациями. [25]
  • Статья 14 предусматривала то же самое, что и статья 13, для «Архиепархий, епископств, приходов и их подчиненных, крупных семинарий и факультетов протестантской теологии». [25]
  • В статье 15 указывалось, что «в департаментах Савойя, Верхняя Савойя и Приморские Альпы» здания, используемые «для отправления культа или для проживания своих служителей», могут «выделяться деревнями на территории, из которой они являются" согласно статье 12, тогда как "кладбища остаются собственностью деревень". [25]
  • Статья 16 создала специальную категорию для «зданий для публичного религиозного богослужения (соборы, церкви, часовни, храмы, синагоги, архиепископы, епископы, пресвитеры, семинарии), в которую будут включены все эти здания, представляющие полностью или частично художественные или историческая ценность». [25]
  • Статья 17 требовала, чтобы любые здания, подпадающие под действие этих статей, предлагались: «1 религиозному объединению; 2 коммунам; 3 департаментам; 4 музеям и обществам искусства и археологии; 5 государству» в указанном порядке. [25]

Раздел IV: Ассоциации исповедующих религию

[ редактировать ]
  • Статья 18 объявляла религиозные объединения, созданные в соответствии «статьей 5 и последующими разделами I Закона от 1 июля 1901 года», «в дальнейшем с учетом требований настоящего закона». [25]
  • В статье 19 (с изменениями, внесенными в 2009 и 2011 годах) подробно описаны типы и размеры организаций, к которым применяется этот закон. [25]
  • Статья 20 разрешала ассоциациям в соответствии со «Статьей 7 Декрета от 16 августа 1901 года» создавать союзы. [25]
  • Статья 21 (с изменениями в 2015 году) требовала инвентаризации и аудита ассоциаций и союзов. [25]
  • Статья 22 (с изменениями в 2015 году) ограничивала резервные фонды «расходами на содержание богослужений». [25]
  • В статье 23 (с изменениями, внесенными в 2015 году) установлены последствия невыполнения требований. [25]
  • Статья 24 освобождала здания, используемые в религиозных целях, от некоторых налогов на недвижимость. [25]

Раздел V: Регулирование религиозных объединений

[ редактировать ]
  • Статья 25 объявляла все богослужения открытыми для народа. [25]
  • Статья 26 запрещает «политические собрания в помещениях, обычно используемых для отправления культа». [25]
  • Статья 27 (с поправками, внесенными в 1996 году) регулирует звон колоколов. [25]
  • Статья 28 запрещает религиозные символы «на общественных памятниках или в любых общественных местах, за исключением зданий, используемых для богослужений, могильников на кладбищах, памятников, музеев или выставок». [25]
  • Статья 29 возлагала ответственность за соблюдение этих правил как на министров, так и на прихожан. [25]
  • Статья 30 (отмененная в 2000 году) запрещала религиозное обучение в государственных школах учащимся в возрасте от шести до тринадцати лет. [25]
  • Статья 31 предусматривает уголовное наказание для любого лица, «которое путем нападения, насилия или угроз в отношении человека или заставляя его бояться потерять работу или подвергая опасности причинение вреда своей личности, своей семье или его имуществу» препятствует другому лицу заниматься практикой или вносить свой вклад. в религиозную организацию. То же самое касается любого человека, принуждающего другого человека участвовать или вносить вклад в любую религиозную организацию. [25]
  • Статья 32 предусматривает наказание для «тех, кто предотвратил, задержал или прервал отправление богослужения». [25]
  • В статье 33 говорится, что статьи 31 и 32 применяются только к ситуациям, которые не требуют «более суровых наказаний в соответствии с положениями Уголовного кодекса». [25]
  • Статья 34 возлагала на религиозных служителей ответственность за дискредитирующие и клеветнические высказывания, сделанные в местах отправления культа. (В эту статью были внесены поправки в 2000 году.) [25]
  • Статья 35 предусматривает уголовную ответственность за подстрекательские заявления, сделанные религиозными служителями в местах отправления культа. [25]
  • Статья 36 возлагала на ассоциацию ответственность за любой ущерб, понесенный в результате любого осуждения по статьям 25, 26, 34 и 35 в гражданском порядке. [25]

Раздел VI: Общие положения

[ редактировать ]
  • Статья 37 касалась применимости «раздела 463 Уголовного кодекса и Закона от 26 марта 1891 года» к этому Закону. [25]
  • Статья 38 «Религиозные собрания продолжают подчиняться законам от 1 июля 1901 г., 4 декабря 1902 г. и 7 июля 1904 г.». [25]
  • Статья 39 ставила льготы для некоторых студентов семинарии, предоставленные «разделом 23 Закона от 15 июля 1889 года», в зависимость от получения ими должности министра. [25]
  • Статья 40 лишила религиозных служителей права избираться на муниципальные должности на восемь лет после ратификации Закона. [25]
  • Статья 41 распределила деньги, ранее заложенные в бюджет на поддержку церквей, муниципалитетам. (Отменено) [25] [26]
  • Статья 42 сохранила законные каникулы. (Отменено) [25] [26]
  • Статья 43 (с поправками, внесенными в 2007 году) устанавливает трехмесячный срок, в течение которого будут определены меры по реализации. [25]
  • В статье 44 указаны предыдущие законы, которые должны были оставаться в силе вместе с Законом. [25]

Закон 1905 года положил конец государственному финансированию религиозных групп Францией и ее политическими подразделениями. [25] (Государство ранее согласилось на такое финансирование в Наполеоновском конкордате 1801 года в качестве компенсации за конфискацию церковной собственности, произведенную революцией). [27] [28] В то же время он заявил, что все религиозные здания являются собственностью государства и местных органов власти и бесплатно предоставляются церкви. [25] Другие статьи закона включали запрет на размещение религиозных знаков на общественных зданиях и положение о том, что Республика больше не называет имена французских архиепископов или епископов. [25]

Секуляризация оказала глубокое влияние на церковную музыку. Государственное финансирование обеспечило стабильный источник дохода для финансирования профессиональных музыкантов и установки больших сложных органов. В одночасье многие хоры были расформированы, а органисты были вынуждены подрабатывать преподаванием. В произведениях этого времени можно обнаружить глубокий разрыв в сложности духовной музыки. [ нужна ссылка ] Поскольку большая часть церковной музыки XIX века требовала отсутствующих профессиональных сил, большая часть ее была забыта. [ нужна ссылка ]

Эльзас-Лотарингия по-прежнему управляется Конкордатом 1801 года, который признает четыре религии, но не секуляризм. [29] Когда закон 1905 года заменил Конкордат в других частях Франции, Эльзас-Лотарингия была частью Германской империи ; таким образом, закон 1905 года там никогда не применялся. [30] [31] Аналогичным образом, закон никогда не применялся в заморском департаменте Французской Гвианы, поскольку в 1905 году он был колонией . [30]

Реакция католической церкви

[ редактировать ]

Папа Пий X в феврале 1906 года осудил этот закон в энциклике Vehementer Nos как одностороннее нарушение Конкордата 1801 года ; Позже он снова осудил его в своей энциклике Gravissimo officii munere в августе 1906 года , объявив его «гнусным законом» и призвав французских католиков «защищать религию своего Отечества». [21] [32] [33] Третье осуждение прозвучало в январе 1907 года в энциклике Une fois encore . [34] В 1908 году Верховный трибунал Апостольской тюрьмы постановил, что все депутаты и сенаторы, проголосовавшие за закон, были церкви отлучены от . [35]

Хотя французский закон 1905 года об отделении церквей от государства изначально был особенно «болезненным и травмирующим событием» для католической церкви во Франции, [32] [36] Французское правительство начало предпринимать серьезные шаги к примирению с католической церковью позже, в 1920-х годах, как признав социальное влияние организованной религии во Франции, так и внося поправки в сам закон посредством нового законодательства и вынося судебные решения, благоприятные для организованной религии во Франции. [36] В 1921 году католическая церковь и французское государство начали серию переговоров о «умиротворении закона» в отношении как гражданского, так и канонического права, чтобы создать гармоничные повседневные рабочие отношения. [37] Эти переговоры завершились в 1926 году, когда Аристид Бриан заключил Соглашение Бриана-Черетти со Святым Престолом , согласно которому государство вернуло себе роль в процессе выбора епархиальных епископов. [37]

Политика

[ редактировать ]
Карикатура на Жана-Батиста Бьенвеню-Мартена , министра народного просвещения , принуждающего к разделению.

Ведущими фигурами в создании закона были Аристид Бриан , [14] Эмиль Комб , [14] Жан Жорес [38] и Франсис де Прессенсе . [39]

Французский закон 1905 года о разделении церквей и государства провозгласил, что соборы остаются собственностью государства, а более мелкие церкви - собственностью местного муниципального правительства. [25] Эти органы государственной власти были вынуждены передать здания религиозным организациям ( культурным ассоциациям ), представляющим объединения мирян, вместо того, чтобы вернуть их непосредственно под надзор церковных иерархий. [25]

Эти ассоциации мирян, созданные в соответствии с французским законом 1905 года о разделении церквей и государства, представляли собой независимые юридические лица, имевшие права и обязанности перед законом во всех вопросах, касающихся денег и имущества, ранее принадлежавших во Франции организованным религиям: церквям и священные здания, церковная собственность, недвижимая и личная; резиденции епископов и священников; и семинарии. Эти ассоциации мирян также были уполномочены законом действовать в качестве распорядителей церковной собственности, регулировать и собирать милостыню и наследство, предназначенное для религиозного поклонения. [21] Ресурсы, предоставленные католической щедростью на содержание католических школ и работу различных благотворительных ассоциаций, связанных с религией, также были переданы мирским ассоциациям. [21]

Реализация закона вызвала споры, отчасти из-за антиклерикализма, свойственного большей части французских левых политических сил того времени. [14] Закон разозлил многих католиков, которые недавно начали объединяться на стороне дела Республики, поддержанные энцикликой Льва XIII Inter innumeras sollicitudines 1892 года ( Au Milieu des sollicitudes ). [40] и тост кардинала Лавижери в 1890 году за республику. [41] Однако концепция laïcité постепенно стала почти повсеместно принятой среди французских граждан , включая членов католической церкви, которые обрели большую свободу от государственного вмешательства в вопросы культуры теперь, когда правительство полностью лишилось своих прежних католических связей. [30] [42] « Дело Фиш» вызвало значительную негативную реакцию после того, как было обнаружено, что правительство Комба работало с масонскими ложами над созданием тайного наблюдения за всеми армейскими офицерами, чтобы гарантировать, что набожные католики не будут продвигаться по службе. [43]

Несколько французских политиков и сообществ совсем недавно подвергли сомнению закон, утверждая, что, несмотря на его явную позицию в отношении государственного секуляризма , он де-факто отдает предпочтение традиционным французским религиям, в частности католической церкви , в ущерб недавно возникшим религиям, таким как ислам. . [ нужна ссылка ] Действительно, большинство католических церквей в стране были построены задолго до принятия французского закона 1905 года о разделении церквей и государства и, таким образом, содержатся за полный государственный счет. [25] хотя и не всегда вовремя и в той мере, в какой хотелось бы церкви. [44] За исключением исторически аномального Эльзаса-Лотарингии, [29] Последователи ислама и других религий, недавно поселившиеся во Франции, вместо этого вынуждены строить и содержать религиозные сооружения за свой счет. [45] Это был один из спорных аргументов, использованных Николя Саркози , когда он был министром внутренних дел , в пользу финансирования других культурных центров, помимо центров католицизма, протестантизма и иудаизма. [46] В 2016 году президент Олланд предложил временно запретить иностранное финансирование мечетей. [47] и закрыть по меньшей мере 20 мечетей, которые, как было установлено, «проповедуют радикальную исламскую идеологию». [48] Эти действия соответствуют Разделу V, статьям 26, 29 и 35 закона. [25]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б Бетрос, Джемма (1 декабря 2010 г.). «Французская революция и католическая церковь» . История сегодня . Архивировано из оригинала 13 апреля 2016 года . Проверено 31 июля 2016 г.
  2. ^ Аггарвал, Манта (6 марта 2014 г.). «Директория (1795–99): Разработка конституции Франции» . HistoryDiscussion.net . Архивировано из оригинала 2 июля 2015 года . Проверено 31 июля 2016 г.
  3. ^ 100-летие секуляризма во Франции , Форум Pew, посвященный религии в общественной жизни.
  4. ^ 3 апреля 1871 г., декрет Парижской Коммуны о провозглашении государственного секуляризма (на французском языке)
  5. ^ Гопник, Адам (22 декабря 2014 г.). «ПОЖАРИ ПАРИЖА. Почему люди до сих пор спорят из-за Парижской Коммуны?» . Житель Нью-Йорка . Архивировано из оригинала 19 марта 2016 года . Проверено 31 июля 2016 г.
  6. ^ Перейти обратно: а б Блой, Марджори (11 ноября 2013 г.). «Европейская история» . Сеть английской истории . Архивировано из оригинала 9 марта 2016 года . Проверено 1 августа 2016 г.
  7. ^ «Декан Французской палаты мертвых» (PDF) . Нью-Йорк Таймс . 24 мая 1901 года. Архивировано из оригинала (PDF) 1 августа 2016 года . Проверено 1 августа 2016 г. В палате М. Бойссе был последовательным радикальным республиканцем, поддерживающим все меры, вводимые его партией. Он был ярым сторонником законодательства против религиозных объединений.
  8. ^ Перейти обратно: а б Кларк, Линда Л. (21 декабря 2000 г.). Рост числа женщин-профессионалов во Франции . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. п. 86. ИСБН  9781139426862 . Проверено 1 августа 2016 г.
  9. ^ Маколифф, Мэри (16 мая 2011 г.). На заре Прекрасной Эпохи . Издательство Rowman & Littlefield. стр. 87–91. ISBN  9781442209299 .
  10. ^ Раймонд, Дж. (11 октября 1999 г.). Структуры власти в современной Франции . Спрингер. п. 118. ИСБН  9780333983645 . Проверено 1 августа 2016 г.
  11. ^ Сауервайн, Чарльз (8 января 2009 г.). Франция с 1870 года . Пэлгрейв Макмиллан. п. 34. ISBN  9781137013859 . Проверено 1 августа 2016 г.
  12. ^ Перейти обратно: а б Честейн, Джеймс (20 февраля 1999 г.). «Развод и женщины во Франции» . Огайо.edu . Университет Огайо. Архивировано из оригинала 22 марта 2016 года . Проверено 2 августа 2016 г.
  13. ^ Уорнер, Кэролайн М. (27 марта 2000 г.). Исповедь группы интересов . Издательство Принстонского университета. п. 62 . ISBN  9781400823680 . Проверено 2 августа 2016 г.
  14. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Герлак, Отон (1 июня 1908 г.). «Отделение церкви от государства во Франции». Политология ежеквартально . 23 (2): 259–296. дои : 10.2307/2141325 . JSTOR   2141325 .
  15. ^ Холмс, Дж. Дерек; Бикерс, Бернард (5 августа 2002 г.). Краткая история католической церкви . А&С Черный. п. 247. ИСБН  9780860123088 . Проверено 2 августа 2016 г.
  16. ^ Майер, Жан-Мари; Ребириу, Мадлен; Фостер, младший (1987). Третья республика от ее истоков до Великой войны, 1871–1914 гг . Издательство Кембриджского университета. п. 83. ИСБН  9780521358576 .
  17. ^ «Католический мир» . Документы прошлого . Новозеландский планшет. 28 апреля 1904 года. Архивировано из оригинала 2 августа 2016 года . Проверено 2 августа 2016 г.
  18. ^ Зал суда Христианство . Корнелльский университет. 1904. с. 51 . Проверено 2 августа 2016 г.
  19. ^ «Образование во Франции». Доклад комиссара просвещения 1900–1901 гг . Бюро образования США. 1 сентября 1903 г. с. 1106 . Проверено 2 августа 2016 г.
  20. ^ Эктон, Джон Эмерих Эдвард Далберг; Бенианс, Эрнест Альфред (1910). Моват, CL (ред.). Кембриджская современная история, том 12 . Университетское издательство. п. 122. ИСБН  9781139055888 .
  21. ^ Перейти обратно: а б с д «Закон 1905 года» . Виртуальный музей протестантизма.
  22. ^ Коппа, Фрэнк Дж (1999). «Глава 7 Папская непримиримость и непогрешимость в эпоху либерализма и национализма» . Современное папство, 1798–1995 гг . Рутледж. ISBN  9781317894889 . Проверено 2 августа 2016 г. 30 июля 1904 года французы разорвали дипломатические отношения с Ватиканом.
  23. ^ «Разрыв между Францией и Римом» . Том. 37, нет. 6. Университет Миннесоты. Общественное мнение. 11 августа 1904 г. с. 171 . Проверено 2 августа 2016 г.
  24. ^ де Фабрег, J (1 октября 1967 г.). «Восстановление отношений между Францией и Ватиканом в 1921 году». Журнал современной истории . 2 (4). Sage Publications Ltd: 163–182. дои : 10.1177/002200946700200412 . JSTOR   259828 . S2CID   220874600 .
  25. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и объявление но из в ах есть также и аль являюсь а к ап ак с как в В из хорошо топор является тот «Закон от 9 декабря 1905 года об отделении церкви от государства» . Легифранс . Проверено 2 августа 2016 г.
  26. ^ Перейти обратно: а б «Закон от 9 декабря 1905 года об отделении Церкви от государства» . Викиисточник . Проверено 4 августа 2016 г.
  27. ^ Фехер, Ференц (1990). Французская революция и рождение современности . Издательство Калифорнийского университета. п. 55. ИСБН  9780520071209 . Архивировано из оригинала 29 мая 2010 года . Проверено 3 августа 2016 г.
  28. ^ «Конкордат Наполеона: Введение и краткое содержание» . Часы Конкордат . Архивировано из оригинала 20 марта 2016 года . Проверено 3 августа 2016 г.
  29. ^ Перейти обратно: а б Эрлангер, Стивен (6 октября 2008 г.). «Процерковный закон помогает мечети» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 3 августа 2016 г.
  30. ^ Перейти обратно: а б с Дешерф, Доминик (1 июля 2001 г.). «Французские взгляды на религиозную свободу» . Брукингский институт . Архивировано из оригинала 3 августа 2016 года . Проверено 3 августа 2016 г.
  31. ^ Сильверман, Дэн П. (1972). Неохотный союз; Эльзас-Лотарингия и императорская Германия, 1871–1918 гг . Издательство Пенсильванского государственного университета. ISBN  9780271011110 . Проверено 3 августа 2016 г.
  32. ^ Перейти обратно: а б «Яростный №: Энциклика Папы Пия X о французском законе о разделении» . Святой Престол . 11 февраля 1906 года. Архивировано из оригинала 21 июля 2016 года . Проверено 3 августа 2016 г.
  33. ^ «О самой серьезной должности (10 августа 1906 г.) | Пий X» . www.vatican.va Проверено 14 декабря 2022 г.
  34. ^ «Еще раз (6 января 1907 г.) | ПИУС X» . www.vatican.va . Проверено 2 ноября 2023 г.
  35. ^ «Франция: Республика и религии – вокруг религиозного права – Религиоскоп» . www.religion.info . Проверено 14 декабря 2022 г.
  36. ^ Перейти обратно: а б «Папа призывает французских епископов против несбалансированного секуляризма» . Католическое информационное агентство . 14 февраля 2005 г. Проверено 3 августа 2016 г.
  37. ^ Перейти обратно: а б «Федерализация ЕС: план Бриана» . Финансируемый ЕС проевропейский тролль . 7 июня 2014 г. Архивировано из оригинала 2 декабря 2015 г. Проверено 3 августа 2016 г.
  38. ^ Конклин, Элис Л; Фишман, Сара; Зарецкий, Роберт (15 июля 2014 г.). Франция и ее империя с 1870 года (второе изд.). Издательство Оксфордского университета. п. 119. ИСБН  9780199384440 . Проверено 4 августа 2016 г.
  39. ^ Усюнье, Жан-Клод; Штольц, Йорг (28 февраля 2014 г.). Религии как бренды . Ашгейт Паблишинг, ООО с. 94. ИСБН  9781409467571 .
  40. ^ Декувемон, Пьер (1996). Тереза ​​и Лизье . Вм. Издательство Б. Эрдманс. стр. 86 . ISBN  9780802838360 . Проверено 4 августа 2016 г.
  41. ^ Райт, Дж; Джонс, Х. (12 июня 2012 г.). Плюрализм и идея республики во Франции . Спрингер. стр. 162–163. ISBN  9781137028310 . Архивировано из оригинала 4 августа 2016 года . Проверено 4 августа 2016 г.
  42. ^ Эрлангер, Стивен (5 февраля 2015 г.). «Старая традиция секуляризма сталкивается с новой реальностью Франции» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 4 августа 2016 г.
  43. ^ Винде, Франсуа (1989). Карточное дело, 1900–1904: хроника скандала . Мичиганский университет: Университетское издательство. ISBN  9782711303892 .
  44. ^ Малыхина, Лиза (21 апреля 2015 г.). «Мэр Парижа обещает миллионы за разрушение исторических церквей» . Франция 24 . Архивировано из оригинала 5 мая 2016 года . Проверено 4 августа 2016 г.
  45. ^ «Президент Франции отклоняет предложение о выделении государственного финансирования мечетям» . Мировые новости Марокко . 3 августа 2016 года. Архивировано из оригинала 4 августа 2016 года . Проверено 4 августа 2016 г.
  46. ^ Рэндалл, Колин (28 октября 2004 г.). «Министр финансов Франции хочет государственного финансирования мечетей» . Телеграф . Архивировано из оригинала 1 марта 2016 года . Проверено 4 августа 2016 г.
  47. ^ Малхолланд, Рори (29 июля 2016 г.). «Премьер-министр Франции рассматривает вопрос о временном запрете мечетей, финансируемых из-за рубежа» . Телеграф . Архивировано из оригинала 31 июля 2016 года . Проверено 4 августа 2016 г.
  48. ^ Серхан, Ясмин (1 августа 2016 г.). «Исчезающие мечети Франции» . Атлантика . Архивировано из оригинала 2 августа 2016 года . Проверено 4 августа 2016 г.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Акан, Мурат. Политика секуляризма: религия, разнообразие и институциональные изменения во Франции и Турции (Columbia University Press, 2017).
  • Майер, Жан-Мари Майер и Мадлен Ребериу. Третья республика от ее истоков до Великой войны, 1871–1914 (1984), стр. 227–44.
  • Филлипс, К.С. Церковь во Франции, 1848–1907 (1936)
  • Сабатье, Поль. Прекращение существования во Франции (1906 г.) онлайн
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 7e093d0d16e0b313664dcb7287b5a969__1722556800
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/7e/69/7e093d0d16e0b313664dcb7287b5a969.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
1905 French law on the Separation of the Churches and the State - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)