Французский закон 1905 г. об отделении церквей и государства.
Закон об отделении церкви от государства | |
---|---|
Законодательные палаты Третьей французской республики | |
| |
Территориальная протяженность | Франция , за исключением: |
Принят | Палата депутатов |
Принят | Сенат |
Подписано | Президент Эмиль Лубе |
Подписано | 9 декабря 1905 г. |
Началось | 1 января 1906 г. |
Законодательная история | |
Первая палата: Палата депутатов | |
Представлено | Бриан ( SI Аристид Эмиль Комб ( PRRRS ) Жан Жорес ( SFIO ) Франсис де Прессенсе ( SFIO ) |
Прошедший | 3 июля 1905 г. |
Итоги голосования |
|
Вторая палата: Сенат | |
Прошедший | 6 декабря 1905 г. |
Итоги голосования |
|
Ключевые слова | |
Разделение церкви и государства Свобода религии Свобода выражения мнений | |
Статус: Действующее законодательство |
Французский закон 1905 года об отделении церквей от государства ( французский : Loi du 9 décembre 1905 касается отделения Églises et de l'État ) был принят Палатой депутатов 3 июля 1905 года. Принятый во время Третьей республики , он установил государственный секуляризм во Франции . Францией тогда управлял Блок де гош (Левая коалиция) во главе с Эмилем Комбом . Закон и государственные полномочия , был основан на трех принципах: нейтралитет государства, свобода вероисповедания связанные с церковью. Этот закон рассматривается как основа французского принципа laïcité (секуляризма). Однако он не применим в Эльзасе и Мозеле , которые на момент его принятия были частью Германии.
История
[ редактировать ]До Французской революции 1789 года — со времен обращения Хлодвига I в христианство в 508 году нашей эры — католицизм был государственной религией Франции и тесно отождествлялся с Ancien Régime . [1] Однако революция привела к различным политическим изменениям , включая краткое разделение церкви и государства в 1795 году. [2] завершилось католической восстановлением Наполеоном церкви в качестве государственной религии Конкордатом 1801 года . [1] Важным документом на пути к религиозной свободе стала десятая статья Декларации прав человека и гражданина 1789 года , в которой говорилось, что «никого нельзя беспокоить из-за его мнений, даже религиозных, до тех пор, пока проявление такие мнения не противоречат установленному закону и порядку». [3] 1871 года Парижская Коммуна провозгласила государственный секуляризм 3 апреля 1871 года, но он был отменен после поражения Коммуны. [4] [5]
После кризиса 16 мая 1877 года и победы республиканцев на следующих выборах различные законопроекты с требованием отмены Конкордата 1801 года были свергнуты, начиная с предложения Шарля Бойссе от 31 июля 1879 года. [6] [7] Начиная с 1879 года французское государство начало постепенную национальную программу секуляризации, начиная с исключения священников из административных комитетов больниц и благотворительных советов, а в 1880 году с замены монахинь в больницах мирянками. [8] [9] После этого Третья республика установила светское образование с помощью законов Жюля Ферри в 1881–1882 годах, которые стали важной частью прочного установления республиканского режима во Франции, при этом религиозное обучение во всех школах было запрещено. [6]
В 1886 году другой закон обеспечил секуляризацию преподавательского состава Национального образования . [10] [11]
Другие шаги в сторону секуляризма включали:
- введение развода и требование о заключении гражданских браков в рамках гражданской церемонии. [12]
- легализация работы по воскресеньям [13] [14]
- призыв семинаристов на военную службу [14] [15]
- секуляризация школ и больниц [8] [12]
- отмена закона, предписывающего публичные молитвы в начале каждой сессии парламента и сессий присяжных [14] [16]
- приказ солдатам не посещать католические клубы [17]
- удаление религиозного характера из судейской присяги и религиозных символов из залов суда [18]
- запрет на участие вооруженных сил в религиозных шествиях [14]
Закон об ассоциациях 1901 года, гарантировавший свободу объединений, также позволял контролировать религиозные общины и, в частности, ограничивал их влияние на образование. [19] В 1903 году, когда министром был бывший католический семинарист Эмиль Комб , была выбрана комиссия для разработки законопроекта, устанавливающего полное разделение между государством и церквями. [14] [20] Ее президентом был бывший протестантский пастор Фердинанд Бюиссон , а ее протоколистом - Аристид Бриан . [21]
30 июля 1904 года Палата депутатов проголосовала за разрыв дипломатических отношений со Святым Престолом. [22] после санкции Святого Престола двух французских епископов ( Альбера-Леона-Мари Ле Нордес и Пьера Жозефа Гея), которые объявили себя республиканцами и высказались за примирение с Республикой. [23] Отношения не были восстановлены до 1921 года, после того как Сенат принял предложение Аристида Бриана . [24]
Положения
[ редактировать ]Раздел I: Принципы
[ редактировать ]- В статье 1 цель закона описывается как обеспечение «свободы совести» и гарантия «свободного исповедания религии в соответствии с положениями, принятыми в дальнейшем в интересах общественного порядка». [25]
- В статье 2 говорилось: «Республика не признает, не оплачивает и не субсидирует никакие религиозные секты. Соответственно, с 1 января после вступления в силу этого закона из государственных бюджетов, ведомств и муниципалитетов будут исключены все расходы, связанные с исповедованием религии. ." [25] Исключения перечислены в отношении «школ, колледжей, больниц, приютов и тюрем», чтобы «обеспечить свободное отправление религии в государственных учреждениях». [25]
Раздел II: Распределение имущества, пенсий
[ редактировать ]- Статья 3 требовала инвентаризации всех молитвенных домов, ранее поддерживаемых правительством. [25]
- Статья 4 устанавливала годичный период, в течение которого все «движимое и недвижимое имущество особняков, фабрик, советов священников, пресвитерий и других государственных религиозных учреждений» должно было соответствовать правилам создания юридических ассоциаций в соответствии со статьей 19. [25]
- Статья 5 передала правительству все имущество, обнаруженное при инвентаризации, «не подлежащее благочестивому фонду, созданному по закону 18 Герминаля X года». [25]
- Статья 6 требовала, чтобы все кредиты, предоставленные религиозным организациям, ранее поддерживаемым государством, были погашены. [25]
- Статья 7 наделяла префекта, управляющего департаментом, в котором располагалось имущество, полномочиями оценивать имущество религиозных организаций. [25]
- В статье 8 прописаны последствия несоблюдения вышеуказанных статей. [25]
- В статье 9 (с изменениями, внесенными в 2015 году) подробно описаны методы распределения имущества, не востребованного религиозными учреждениями, благотворительным организациям и местным муниципалитетам. [25]
- Статья 10 (с изменениями, внесенными в 2015 году) содержит положения, касающиеся налогообложения ипотечных кредитов и передачи имущества. [25]
- Статья 11 (отмененная в 2011 году) установила пенсии для некоторых священнослужителей и сотрудников религиозных учреждений. [25]
Раздел III: Культовые здания
[ редактировать ]- Статья 12 (с поправками, внесенными в 1998 году) объявила все здания, которые государство предоставило религиозным организациям, собственностью государства в соответствии со следующими статьями. [25]
- В статье 13 (с изменениями, внесенными в 2015 году) указано, что «здания, используемые для общественных богослужений, и движимые предметы, их обустраивающие, будут бесплатно переданы государственным культовым учреждениям», подробно описаны методы, с помощью которых может быть определено спорное право собственности, и описаны процедуры рекультивация имущества и сооружений, оставленных религиозными организациями. [25]
- Статья 14 предусматривала то же самое, что и статья 13, для «Архиепархий, епископств, приходов и их подчиненных, крупных семинарий и факультетов протестантской теологии». [25]
- В статье 15 указывалось, что «в департаментах Савойя, Верхняя Савойя и Приморские Альпы» здания, используемые «для отправления культа или для проживания своих служителей», могут «выделяться деревнями на территории, из которой они являются" согласно статье 12, тогда как "кладбища остаются собственностью деревень". [25]
- Статья 16 создала специальную категорию для «зданий для публичного религиозного богослужения (соборы, церкви, часовни, храмы, синагоги, архиепископы, епископы, пресвитеры, семинарии), в которую будут включены все эти здания, представляющие полностью или частично художественные или историческая ценность». [25]
- Статья 17 требовала, чтобы любые здания, подпадающие под действие этих статей, предлагались: «1 религиозному объединению; 2 коммунам; 3 департаментам; 4 музеям и обществам искусства и археологии; 5 государству» в указанном порядке. [25]
Раздел IV: Ассоциации исповедующих религию
[ редактировать ]- Статья 18 объявляла религиозные объединения, созданные в соответствии «статьей 5 и последующими разделами I Закона от 1 июля 1901 года», «в дальнейшем с учетом требований настоящего закона». [25]
- В статье 19 (с изменениями, внесенными в 2009 и 2011 годах) подробно описаны типы и размеры организаций, к которым применяется этот закон. [25]
- Статья 20 разрешала ассоциациям в соответствии со «Статьей 7 Декрета от 16 августа 1901 года» создавать союзы. [25]
- Статья 21 (с изменениями в 2015 году) требовала инвентаризации и аудита ассоциаций и союзов. [25]
- Статья 22 (с изменениями в 2015 году) ограничивала резервные фонды «расходами на содержание богослужений». [25]
- В статье 23 (с изменениями, внесенными в 2015 году) установлены последствия невыполнения требований. [25]
- Статья 24 освобождала здания, используемые в религиозных целях, от некоторых налогов на недвижимость. [25]
Раздел V: Регулирование религиозных объединений
[ редактировать ]- Статья 25 объявляла все богослужения открытыми для народа. [25]
- Статья 26 запрещает «политические собрания в помещениях, обычно используемых для отправления культа». [25]
- Статья 27 (с поправками, внесенными в 1996 году) регулирует звон колоколов. [25]
- Статья 28 запрещает религиозные символы «на общественных памятниках или в любых общественных местах, за исключением зданий, используемых для богослужений, могильников на кладбищах, памятников, музеев или выставок». [25]
- Статья 29 возлагала ответственность за соблюдение этих правил как на министров, так и на прихожан. [25]
- Статья 30 (отмененная в 2000 году) запрещала религиозное обучение в государственных школах учащимся в возрасте от шести до тринадцати лет. [25]
- Статья 31 предусматривает уголовное наказание для любого лица, «которое путем нападения, насилия или угроз в отношении человека или заставляя его бояться потерять работу или подвергая опасности причинение вреда своей личности, своей семье или его имуществу» препятствует другому лицу заниматься практикой или вносить свой вклад. в религиозную организацию. То же самое касается любого человека, принуждающего другого человека участвовать или вносить вклад в любую религиозную организацию. [25]
- Статья 32 предусматривает наказание для «тех, кто предотвратил, задержал или прервал отправление богослужения». [25]
- В статье 33 говорится, что статьи 31 и 32 применяются только к ситуациям, которые не требуют «более суровых наказаний в соответствии с положениями Уголовного кодекса». [25]
- Статья 34 возлагала на религиозных служителей ответственность за дискредитирующие и клеветнические высказывания, сделанные в местах отправления культа. (В эту статью были внесены поправки в 2000 году.) [25]
- Статья 35 предусматривает уголовную ответственность за подстрекательские заявления, сделанные религиозными служителями в местах отправления культа. [25]
- Статья 36 возлагала на ассоциацию ответственность за любой ущерб, понесенный в результате любого осуждения по статьям 25, 26, 34 и 35 в гражданском порядке. [25]
Раздел VI: Общие положения
[ редактировать ]- Статья 37 касалась применимости «раздела 463 Уголовного кодекса и Закона от 26 марта 1891 года» к этому Закону. [25]
- Статья 38 «Религиозные собрания продолжают подчиняться законам от 1 июля 1901 г., 4 декабря 1902 г. и 7 июля 1904 г.». [25]
- Статья 39 ставила льготы для некоторых студентов семинарии, предоставленные «разделом 23 Закона от 15 июля 1889 года», в зависимость от получения ими должности министра. [25]
- Статья 40 лишила религиозных служителей права избираться на муниципальные должности на восемь лет после ратификации Закона. [25]
- Статья 41 распределила деньги, ранее заложенные в бюджет на поддержку церквей, муниципалитетам. (Отменено) [25] [26]
- Статья 42 сохранила законные каникулы. (Отменено) [25] [26]
- Статья 43 (с поправками, внесенными в 2007 году) устанавливает трехмесячный срок, в течение которого будут определены меры по реализации. [25]
- В статье 44 указаны предыдущие законы, которые должны были оставаться в силе вместе с Законом. [25]
Эффекты
[ редактировать ]Закон 1905 года положил конец государственному финансированию религиозных групп Францией и ее политическими подразделениями. [25] (Государство ранее согласилось на такое финансирование в Наполеоновском конкордате 1801 года в качестве компенсации за конфискацию церковной собственности, произведенную революцией). [27] [28] В то же время он заявил, что все религиозные здания являются собственностью государства и местных органов власти и бесплатно предоставляются церкви. [25] Другие статьи закона включали запрет на размещение религиозных знаков на общественных зданиях и положение о том, что Республика больше не называет имена французских архиепископов или епископов. [25]
Секуляризация оказала глубокое влияние на церковную музыку. Государственное финансирование обеспечило стабильный источник дохода для финансирования профессиональных музыкантов и установки больших сложных органов. В одночасье многие хоры были расформированы, а органисты были вынуждены подрабатывать преподаванием. В произведениях этого времени можно обнаружить глубокий разрыв в сложности духовной музыки. [ нужна ссылка ] Поскольку большая часть церковной музыки XIX века требовала отсутствующих профессиональных сил, большая часть ее была забыта. [ нужна ссылка ]
Эльзас-Лотарингия по-прежнему управляется Конкордатом 1801 года, который признает четыре религии, но не секуляризм. [29] Когда закон 1905 года заменил Конкордат в других частях Франции, Эльзас-Лотарингия была частью Германской империи ; таким образом, закон 1905 года там никогда не применялся. [30] [31] Аналогичным образом, закон никогда не применялся в заморском департаменте Французской Гвианы, поскольку в 1905 году он был колонией . [30]
Реакция католической церкви
[ редактировать ]Папа Пий X в феврале 1906 года осудил этот закон в энциклике Vehementer Nos как одностороннее нарушение Конкордата 1801 года ; Позже он снова осудил его в своей энциклике Gravissimo officii munere в августе 1906 года , объявив его «гнусным законом» и призвав французских католиков «защищать религию своего Отечества». [21] [32] [33] Третье осуждение прозвучало в январе 1907 года в энциклике Une fois encore . [34] В 1908 году Верховный трибунал Апостольской тюрьмы постановил, что все депутаты и сенаторы, проголосовавшие за закон, были церкви отлучены от . [35]
Хотя французский закон 1905 года об отделении церквей от государства изначально был особенно «болезненным и травмирующим событием» для католической церкви во Франции, [32] [36] Французское правительство начало предпринимать серьезные шаги к примирению с католической церковью позже, в 1920-х годах, как признав социальное влияние организованной религии во Франции, так и внося поправки в сам закон посредством нового законодательства и вынося судебные решения, благоприятные для организованной религии во Франции. [36] В 1921 году католическая церковь и французское государство начали серию переговоров о «умиротворении закона» в отношении как гражданского, так и канонического права, чтобы создать гармоничные повседневные рабочие отношения. [37] Эти переговоры завершились в 1926 году, когда Аристид Бриан заключил Соглашение Бриана-Черетти со Святым Престолом , согласно которому государство вернуло себе роль в процессе выбора епархиальных епископов. [37]
Политика
[ редактировать ]Ведущими фигурами в создании закона были Аристид Бриан , [14] Эмиль Комб , [14] Жан Жорес [38] и Франсис де Прессенсе . [39]
Французский закон 1905 года о разделении церквей и государства провозгласил, что соборы остаются собственностью государства, а более мелкие церкви - собственностью местного муниципального правительства. [25] Эти органы государственной власти были вынуждены передать здания религиозным организациям ( культурным ассоциациям ), представляющим объединения мирян, вместо того, чтобы вернуть их непосредственно под надзор церковных иерархий. [25]
Эти ассоциации мирян, созданные в соответствии с французским законом 1905 года о разделении церквей и государства, представляли собой независимые юридические лица, имевшие права и обязанности перед законом во всех вопросах, касающихся денег и имущества, ранее принадлежавших во Франции организованным религиям: церквям и священные здания, церковная собственность, недвижимая и личная; резиденции епископов и священников; и семинарии. Эти ассоциации мирян также были уполномочены законом действовать в качестве распорядителей церковной собственности, регулировать и собирать милостыню и наследство, предназначенное для религиозного поклонения. [21] Ресурсы, предоставленные католической щедростью на содержание католических школ и работу различных благотворительных ассоциаций, связанных с религией, также были переданы мирским ассоциациям. [21]
Реализация закона вызвала споры, отчасти из-за антиклерикализма, свойственного большей части французских левых политических сил того времени. [14] Закон разозлил многих католиков, которые недавно начали объединяться на стороне дела Республики, поддержанные энцикликой Льва XIII Inter innumeras sollicitudines 1892 года ( Au Milieu des sollicitudes ). [40] и тост кардинала Лавижери в 1890 году за республику. [41] Однако концепция laïcité постепенно стала почти повсеместно принятой среди французских граждан , включая членов католической церкви, которые обрели большую свободу от государственного вмешательства в вопросы культуры теперь, когда правительство полностью лишилось своих прежних католических связей. [30] [42] « Дело Фиш» вызвало значительную негативную реакцию после того, как было обнаружено, что правительство Комба работало с масонскими ложами над созданием тайного наблюдения за всеми армейскими офицерами, чтобы гарантировать, что набожные католики не будут продвигаться по службе. [43]
Несколько французских политиков и сообществ совсем недавно подвергли сомнению закон, утверждая, что, несмотря на его явную позицию в отношении государственного секуляризма , он де-факто отдает предпочтение традиционным французским религиям, в частности католической церкви , в ущерб недавно возникшим религиям, таким как ислам. . [ нужна ссылка ] Действительно, большинство католических церквей в стране были построены задолго до принятия французского закона 1905 года о разделении церквей и государства и, таким образом, содержатся за полный государственный счет. [25] хотя и не всегда вовремя и в той мере, в какой хотелось бы церкви. [44] За исключением исторически аномального Эльзаса-Лотарингии, [29] Последователи ислама и других религий, недавно поселившиеся во Франции, вместо этого вынуждены строить и содержать религиозные сооружения за свой счет. [45] Это был один из спорных аргументов, использованных Николя Саркози , когда он был министром внутренних дел , в пользу финансирования других культурных центров, помимо центров католицизма, протестантизма и иудаизма. [46] В 2016 году президент Олланд предложил временно запретить иностранное финансирование мечетей. [47] и закрыть по меньшей мере 20 мечетей, которые, как было установлено, «проповедуют радикальную исламскую идеологию». [48] Эти действия соответствуют Разделу V, статьям 26, 29 и 35 закона. [25]
См. также
[ редактировать ]- Файловое дело
- Католическая церковь во Франции
- Конкордат 1801 г.
- Первая учебниковая война
- Французское законодательство о предотвращении и пресечении культовых групп
- Закон от 9 декабря 1905 г. об отделении церкви от государства из Wikisource (на французском языке)
- Французские школьные войны
- Государственный секуляризм
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Бетрос, Джемма (1 декабря 2010 г.). «Французская революция и католическая церковь» . История сегодня . Архивировано из оригинала 13 апреля 2016 года . Проверено 31 июля 2016 г.
- ^ Аггарвал, Манта (6 марта 2014 г.). «Директория (1795–99): Разработка конституции Франции» . HistoryDiscussion.net . Архивировано из оригинала 2 июля 2015 года . Проверено 31 июля 2016 г.
- ^ 100-летие секуляризма во Франции , Форум Pew, посвященный религии в общественной жизни.
- ^ 3 апреля 1871 г., декрет Парижской Коммуны о провозглашении государственного секуляризма (на французском языке)
- ^ Гопник, Адам (22 декабря 2014 г.). «ПОЖАРИ ПАРИЖА. Почему люди до сих пор спорят из-за Парижской Коммуны?» . Житель Нью-Йорка . Архивировано из оригинала 19 марта 2016 года . Проверено 31 июля 2016 г.
- ^ Перейти обратно: а б Блой, Марджори (11 ноября 2013 г.). «Европейская история» . Сеть английской истории . Архивировано из оригинала 9 марта 2016 года . Проверено 1 августа 2016 г.
- ^ «Декан Французской палаты мертвых» (PDF) . Нью-Йорк Таймс . 24 мая 1901 года. Архивировано из оригинала (PDF) 1 августа 2016 года . Проверено 1 августа 2016 г.
В палате М. Бойссе был последовательным радикальным республиканцем, поддерживающим все меры, вводимые его партией. Он был ярым сторонником законодательства против религиозных объединений.
- ^ Перейти обратно: а б Кларк, Линда Л. (21 декабря 2000 г.). Рост числа женщин-профессионалов во Франции . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. п. 86. ИСБН 9781139426862 . Проверено 1 августа 2016 г.
- ^ Маколифф, Мэри (16 мая 2011 г.). На заре Прекрасной Эпохи . Издательство Rowman & Littlefield. стр. 87–91. ISBN 9781442209299 .
- ^ Раймонд, Дж. (11 октября 1999 г.). Структуры власти в современной Франции . Спрингер. п. 118. ИСБН 9780333983645 . Проверено 1 августа 2016 г.
- ^ Сауервайн, Чарльз (8 января 2009 г.). Франция с 1870 года . Пэлгрейв Макмиллан. п. 34. ISBN 9781137013859 . Проверено 1 августа 2016 г.
- ^ Перейти обратно: а б Честейн, Джеймс (20 февраля 1999 г.). «Развод и женщины во Франции» . Огайо.edu . Университет Огайо. Архивировано из оригинала 22 марта 2016 года . Проверено 2 августа 2016 г.
- ^ Уорнер, Кэролайн М. (27 марта 2000 г.). Исповедь группы интересов . Издательство Принстонского университета. п. 62 . ISBN 9781400823680 . Проверено 2 августа 2016 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Герлак, Отон (1 июня 1908 г.). «Отделение церкви от государства во Франции». Политология ежеквартально . 23 (2): 259–296. дои : 10.2307/2141325 . JSTOR 2141325 .
- ^ Холмс, Дж. Дерек; Бикерс, Бернард (5 августа 2002 г.). Краткая история католической церкви . А&С Черный. п. 247. ИСБН 9780860123088 . Проверено 2 августа 2016 г.
- ^ Майер, Жан-Мари; Ребириу, Мадлен; Фостер, младший (1987). Третья республика от ее истоков до Великой войны, 1871–1914 гг . Издательство Кембриджского университета. п. 83. ИСБН 9780521358576 .
- ^ «Католический мир» . Документы прошлого . Новозеландский планшет. 28 апреля 1904 года. Архивировано из оригинала 2 августа 2016 года . Проверено 2 августа 2016 г.
- ^ Зал суда Христианство . Корнелльский университет. 1904. с. 51 . Проверено 2 августа 2016 г.
- ^ «Образование во Франции». Доклад комиссара просвещения 1900–1901 гг . Бюро образования США. 1 сентября 1903 г. с. 1106 . Проверено 2 августа 2016 г.
- ^ Эктон, Джон Эмерих Эдвард Далберг; Бенианс, Эрнест Альфред (1910). Моват, CL (ред.). Кембриджская современная история, том 12 . Университетское издательство. п. 122. ИСБН 9781139055888 .
- ^ Перейти обратно: а б с д «Закон 1905 года» . Виртуальный музей протестантизма.
- ^ Коппа, Фрэнк Дж (1999). «Глава 7 Папская непримиримость и непогрешимость в эпоху либерализма и национализма» . Современное папство, 1798–1995 гг . Рутледж. ISBN 9781317894889 . Проверено 2 августа 2016 г.
30 июля 1904 года французы разорвали дипломатические отношения с Ватиканом.
- ^ «Разрыв между Францией и Римом» . Том. 37, нет. 6. Университет Миннесоты. Общественное мнение. 11 августа 1904 г. с. 171 . Проверено 2 августа 2016 г.
- ^ де Фабрег, J (1 октября 1967 г.). «Восстановление отношений между Францией и Ватиканом в 1921 году». Журнал современной истории . 2 (4). Sage Publications Ltd: 163–182. дои : 10.1177/002200946700200412 . JSTOR 259828 . S2CID 220874600 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и объявление но из в ах есть также и аль являюсь а к ап ак с как в В из хорошо топор является тот «Закон от 9 декабря 1905 года об отделении церкви от государства» . Легифранс . Проверено 2 августа 2016 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Закон от 9 декабря 1905 года об отделении Церкви от государства» . Викиисточник . Проверено 4 августа 2016 г.
- ^ Фехер, Ференц (1990). Французская революция и рождение современности . Издательство Калифорнийского университета. п. 55. ИСБН 9780520071209 . Архивировано из оригинала 29 мая 2010 года . Проверено 3 августа 2016 г.
- ^ «Конкордат Наполеона: Введение и краткое содержание» . Часы Конкордат . Архивировано из оригинала 20 марта 2016 года . Проверено 3 августа 2016 г.
- ^ Перейти обратно: а б Эрлангер, Стивен (6 октября 2008 г.). «Процерковный закон помогает мечети» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 3 августа 2016 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Дешерф, Доминик (1 июля 2001 г.). «Французские взгляды на религиозную свободу» . Брукингский институт . Архивировано из оригинала 3 августа 2016 года . Проверено 3 августа 2016 г.
- ^ Сильверман, Дэн П. (1972). Неохотный союз; Эльзас-Лотарингия и императорская Германия, 1871–1918 гг . Издательство Пенсильванского государственного университета. ISBN 9780271011110 . Проверено 3 августа 2016 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Яростный №: Энциклика Папы Пия X о французском законе о разделении» . Святой Престол . 11 февраля 1906 года. Архивировано из оригинала 21 июля 2016 года . Проверено 3 августа 2016 г.
- ^ «О самой серьезной должности (10 августа 1906 г.) | Пий X» . www.vatican.va Проверено 14 декабря 2022 г.
- ^ «Еще раз (6 января 1907 г.) | ПИУС X» . www.vatican.va . Проверено 2 ноября 2023 г.
- ^ «Франция: Республика и религии – вокруг религиозного права – Религиоскоп» . www.religion.info . Проверено 14 декабря 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Папа призывает французских епископов против несбалансированного секуляризма» . Католическое информационное агентство . 14 февраля 2005 г. Проверено 3 августа 2016 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Федерализация ЕС: план Бриана» . Финансируемый ЕС проевропейский тролль . 7 июня 2014 г. Архивировано из оригинала 2 декабря 2015 г. Проверено 3 августа 2016 г.
- ^ Конклин, Элис Л; Фишман, Сара; Зарецкий, Роберт (15 июля 2014 г.). Франция и ее империя с 1870 года (второе изд.). Издательство Оксфордского университета. п. 119. ИСБН 9780199384440 . Проверено 4 августа 2016 г.
- ^ Усюнье, Жан-Клод; Штольц, Йорг (28 февраля 2014 г.). Религии как бренды . Ашгейт Паблишинг, ООО с. 94. ИСБН 9781409467571 .
- ^ Декувемон, Пьер (1996). Тереза и Лизье . Вм. Издательство Б. Эрдманс. стр. 86 . ISBN 9780802838360 . Проверено 4 августа 2016 г.
- ^ Райт, Дж; Джонс, Х. (12 июня 2012 г.). Плюрализм и идея республики во Франции . Спрингер. стр. 162–163. ISBN 9781137028310 . Архивировано из оригинала 4 августа 2016 года . Проверено 4 августа 2016 г.
- ^ Эрлангер, Стивен (5 февраля 2015 г.). «Старая традиция секуляризма сталкивается с новой реальностью Франции» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 4 августа 2016 г.
- ^ Винде, Франсуа (1989). Карточное дело, 1900–1904: хроника скандала . Мичиганский университет: Университетское издательство. ISBN 9782711303892 .
- ^ Малыхина, Лиза (21 апреля 2015 г.). «Мэр Парижа обещает миллионы за разрушение исторических церквей» . Франция 24 . Архивировано из оригинала 5 мая 2016 года . Проверено 4 августа 2016 г.
- ^ «Президент Франции отклоняет предложение о выделении государственного финансирования мечетям» . Мировые новости Марокко . 3 августа 2016 года. Архивировано из оригинала 4 августа 2016 года . Проверено 4 августа 2016 г.
- ^ Рэндалл, Колин (28 октября 2004 г.). «Министр финансов Франции хочет государственного финансирования мечетей» . Телеграф . Архивировано из оригинала 1 марта 2016 года . Проверено 4 августа 2016 г.
- ^ Малхолланд, Рори (29 июля 2016 г.). «Премьер-министр Франции рассматривает вопрос о временном запрете мечетей, финансируемых из-за рубежа» . Телеграф . Архивировано из оригинала 31 июля 2016 года . Проверено 4 августа 2016 г.
- ^ Серхан, Ясмин (1 августа 2016 г.). «Исчезающие мечети Франции» . Атлантика . Архивировано из оригинала 2 августа 2016 года . Проверено 4 августа 2016 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Акан, Мурат. Политика секуляризма: религия, разнообразие и институциональные изменения во Франции и Турции (Columbia University Press, 2017).
- Майер, Жан-Мари Майер и Мадлен Ребериу. Третья республика от ее истоков до Великой войны, 1871–1914 (1984), стр. 227–44.
- Филлипс, К.С. Церковь во Франции, 1848–1907 (1936)
- Сабатье, Поль. Прекращение существования во Франции (1906 г.) онлайн
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Текущая официальная версия от Légifrance (на французском языке)
- Глубокие корни французского секуляризма , статья Анри Астье на сайте BBC News, 1 сентября 2004 г.
- Сто лет французского секуляризма Мелина Газси
- (на французском языке) Досье Франции Национального собрания
- Обсуждение законопроекта и предлагаемых законов, касающихся разделения церквей и государства , бывшим журналистом Клодом Овчаренко (включая все парламентские сессии, речь Эмиля Комба 1904 года, хронологию и т. д.) (на французском языке)
- История католицизма во Франции
- Секуляризм во Франции
- Отделение церкви от государства
- Закон о религии во Франции
- Политическая история Франции
- 1905 г. по закону
- 1905 год во Франции
- Французская Третья республика
- Христианство и право в 20 веке
- 1905 год в религии
- События декабря 1905 года
- Религиозная политика