Дулдуйтын Данзанравжаа


Дулдуйтын Данзанравжаа ( монгольский : Дулдуйтын Данзанравжаа ; 1803–1856) — выдающийся монгольский писатель, композитор, художник, буддийский учёный, врач и пятый нойон Хутагт , лама Гоби. Его имя представляет собой монгольскую адаптацию последней части тибетского имени Лобсанг Тензин Рабге, данного Данзанравдже четвёртым Богд Гегэном во время его визита в монгольскую столицу Ургу (современный Улан-Батор ) в 1812 году, где Данзанравжаа также был признан как Воплощенный Лама (тиб. Тулку ). [ 1 ] Существует несколько версий происхождения и использования «Дулдуйтына». Он был пятым воплощением Гоби Нойона Хутагта , который является титулом выдающейся линии тулку линии Ньингмапа тибетского буддизма в Монголии и был найден личным помощником четвертого Нойона Хутагта в 1809 году. возвести на престол Данзанравжаа пятым нойоном Хутагтом из-за запрета правящей маньчжурской династии (Цин) на признание эта линия воплощений. Монголия в то время находилась под контролем Маньчжурской династии Цин . Он был возведен на трон как Авшаа Геген в монастыре Онгиин Гол (современный Сайхан-Овоо. Дундгови ) Ишдонилхудевым Ринпоче. [ 1 ] Он прежде всего известен своей поэзией, но также известен своими пророчествами и трактатами по медицине, философии и астрологии .
Жизнь
[ редактировать ]Данзанравжаа родился в аймака Гоби Мерген хошуу Тюшит Хан , на территории нынешнего сума Ховсгёль аймака Дорногови , 25-го числа середины зимнего месяца по лунному календарю . Его семья была бедной, и его мать умерла, когда он был еще молод. Он и его отец выживали, попрошайничеством и пением, до 1809 года, когда он был принят в ученики Ишдониилхундева Ринпоче в монастыре Онгиин, где мальчик получил имя Лувсанданзанравджа и обеты буддийского мирянина. С ранних лет он проявил большие способности к музыке и поэзии, в семь лет написал свой первый знаменитый экспромт «Хурмаст Тенгер» («Небеса»). Литературные и ораторские способности мальчика заставили местных жителей поверить в то, что он реинкарнация святых, и они обратились к высшему духовенству с просьбой признать его следующее воплощение. Во время учебы в монастыре мальчик блестяще проявил себя и в 1811 году был публично признан своим духовным наставником Ишдониилхундевым реинкарнацией геше Навааны , или Ашваа-гегена. Личность воплощения подтвердила Палден Тенпай Ньима, VII Панчен-лама и Джанджа-хутухта IV Еше Тенпай Гьялцен; В Урге (нынешний Улан-Батор ) Данзанравжаа был представлен Богдо Гегэну IV, теократическому лидеру страны, который даровал ему титул «Храброго» ( монгольский : чин зоригт , чин зоригт) и право пользоваться определенными статусными предметами. В 1817 году Данзанравжаа переехал в монастырь Долнуур, где проучился три года. Его учебная программа включала различные буддийские и медицинские учения, а также произведения тибетского поэта Ромпо Кальдена Гьяцо. За это время он получил тантрические посвящения в монастырях Чойлинг и Бадгар.
Окончив в 1820 году курс традиционного буддийского образования, Данзанравжаа основал монастыри Хамар (Увер-Баджасгалант), Чойлогиин и Бурдени, которые стали центрами культуры, искусства и образования. Ламрим В 1821 году он основал дацан при монастыре Хамарин, где преподавал свои схоластические идеи, в 1822 году - храм Лабрана, в 1823 году - храм Агваа и храм, посвященный свирепым божествам -покровителям, а в 1827 году Калачакры храм .
В 1840-х годах Данзанравжаа основал ряд монастырей по всей Гобийской области Монголии , например, Три монастыря горы Галбын (Улаан-Сахиусный, Цагаан-толгоин и Демчигиин) на территории современного Ханбогда, Омногови. Он лично принимал участие в разработке архитектурных проектов этих строек.
Многие основанные им монастыри при его жизни стали религиозными и культурными центрами и служили религиозным перекрестком между Монголией, Китаем и Тибетом . Помимо своих сочинений, он также был известен своим синкретическим сочетанием Желтой и Красной Шляпы верований сект . Будучи членом Ньингма школы буддийской , Данзанравджаа не был обязан воздерживаться от алкоголя или сексуальной близости, и он был хорошо известен своей любовью к тому и другому. Он часто упоминал об экстазе, который испытывал со своими возлюбленными, и взял двух жен. В своих произведениях он также называл себя «пьяницей» (сохтаху). [ 2 ]
Особое внимание Данзанравжаа уделил основанному им монастырю Хамар , где помимо построек, стандартных для монгольского буддийского монастыря, организовал:
- театр под названием «Саран Хухуу» («Лунная кукушка») в 1832 году, который назывался « дацаном описания жизни» ( монгольский : намтар дуулах дацан ) с гастролирующей труппой. Спектакли представляли собой сочетание песен, танцев и рассказов в комедийном и мелодраматическом жанрах, которые лично поставил Данзанравжаа на основе монгольской хореографии и церемоний, а также элементов зарубежной драмы.
- и публичная библиотека музей 1840 года в так называемом «выставочном храме» ( монгольский : Гиваадин Равжаалин , Гиваадин Равжаалин). В этом храме хранилось около десяти тысяч предметов, включая буддийские обучающие произведения, театральные произведения, его личные произведения искусства, танки , а также подарки от монгольских и иностранных лордов и чиновников, а также различные любопытные вещи, которые он собирал во время своих многочисленных внутренних и зарубежных поездок. В публичной библиотеке посетители могли регулярно слушать, как специально обученные читатели читают вслух книги.
- общеобразовательная школа для детей. Его школа под названием «Детский дацан» ( монгольский : хүүхдийн дацан ) представляла возможность детям, мальчикам и девочкам, независимо от их социального происхождения, освоить образовательную программу – монгольский и тибетский язык и литературу, математику, естествознание, историю. , музыка и танцы. Выпускники школы получали штамп об образовании и часто продолжали работать в театральной труппе. [ 3 ] [ 4 ] в качестве актеров, певцов, костюмеров и декораторов, а также учителей в школе.
Смерть
[ редактировать ]Данзанравжаа умер при загадочных обстоятельствах. Часто утверждают, что он был убит в результате отравления , что возможно, поскольку при жизни у него было много врагов. Он был непопулярен среди маньчжурских правителей династии Цин и вдовы местного правителя. Однако нет точных доказательств того, что его смерть наступила в результате убийства, самоубийства или просто болезни. [ 2 ]
Наследие
[ редактировать ]После смерти Данзана один из его учеников, Ш. Балчинчойджу (Ишлодон) собирал свои рукописи и реликвии и был их хранителем ( Тахильч ), и эта роль перешла к его наследникам мужского пола. После коммунистической революции коллекция была закопана на хранение в горах, а карта этого места продолжала передаваться семье кураторов. [ 5 ] Коллекция оставалась похороненной до тех пор, пока нынешний куратор Зундои Алтангерел не раскопал в 1991 году 24 ящика с рукописями и реликвиями и не передал их в небольшой музей в Сайншанде . [ 6 ] Еще 22 ящика остались закопанными. [ 7 ] В 2009 году Альтангерель и австрийский археолог Михаэль Эйзенриглер раскопали еще два ящика в ходе мероприятия, которое одновременно транслировалось в Интернете по телевидению. [ 8 ] [ 9 ]
В 2005 году цифровой архив его оригинальных работ был создан при финансовой поддержке Программы Британской библиотеки « Архивы, находящиеся под угрозой исчезновения» . Он состоит из 43 350 TIFF файлов . Однако проект остается незавершенным, поскольку некоторые ящики были отданы в аренду и не возвращены. [ 10 ]
Библиография
[ редактировать ]
Данзанравжаа написал более 300 стихотворений, 100 песен, многочисленные религиозные картины, а также множество буддийских, философских, медицинских и астрономических трактатов, диссертаций и монографий на тибетском и монгольском языках, из которых сохранилось 170 произведений на монгольском языке и более 180 на тибетском языке. по сей день в полном тексте и сейчас хранятся в Национальном архиве Монголии , Музее Данзанравжаа, архиве Национального университета Монголии и нескольких другие учреждения.
Поэзия Данзанравджаа находится под сильным влиянием классической индийской и тибетской литературы. Среди наиболее известных его поэтических произведений до сих пор любят, поют и широко упоминают: «Улемджиин Чанар» («Совершенные качества»), «Увгун шувуу» («Старая птица»), «Урхан хонгор салхи» («Теплый ветерок»), «Салджьяда сетгел» («Несломленная душа»), Ичиг, ичиг (Позор, стыд!) И т. д. Среди других известных работ:
- Десятитомная оперетта «Сказка о лунной кукушке» ( Saran kökögen-ü namtar ), высмеивающая коррумпированных людей в обществе, в котором он жил. Ее также предполагается исполнять в течение месяца более чем 100 актерами и 60 музыкантами.
- Ертунц Авгаин Джем («Путь мира») — пессимистическое стихотворение, предположительно написанное перед его смертью.
Песни, стихи и наставления Данзанравжаа характеризуются резкой критикой современного общества Монголии. Будучи простолюдином по происхождению, Данзанравжаа не мог смотреть на лицемерие вокруг себя, осуждая тех, кто «помогает себе, не помогая другим, и критикуя других, не критикуя себя», а также их кажущуюся видимость невежества и двуличности, и высмеивая их. С другой стороны, его социальная сатира и критика несут в себе дух буддийского учения об антье (непостоянстве).
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Кон, Майкл Лама из Гоби: Как мистический монах из Монголии распространил тибетский буддизм в самой суровой пустыне мира, Blacksmith Books, (2010)
- ^ Перейти обратно: а б Уикхэм-Смит, Саймон. «Путь мира». Информационный бюллетень IIAS № 40, весна, 2006 г. По состоянию на 27 июня 2008 г.
- ^ « «Биография». Данзан Равджаа: Наследие «ужасного благородного святого Гоби». Danzanravjaa.org, без даты. По состоянию на 27 июня 2008 г.» . Архивировано из оригинала 17 сентября 2011 года . Проверено 14 декабря 2007 г.
- ^ «Педагогическое наследие». Данзан Равджаа: Наследие «ужасного благородного святого Гоби». Danzanravjaa.org, без даты. По состоянию на 27 июня 2008 г.
- ^ « Музей» Данзан Равджаа: Наследие «ужасного благородного святого Гоби». Danzanravjaa.org, без даты. По состоянию на 27 июня 2008 г.» . Архивировано из оригинала 10 августа 2004 года . Проверено 22 августа 2011 г.
- ^ Кон, Майкл (2006). Dateline Монголия: Американский журналист на земле кочевников . Книги РДР. ISBN 978-1-57143-155-4 .
- ^ Хамфри, Кэролайн. «Сокровища Данзана Равджи». Программа Британской библиотеки «Архивы под угрозой исчезновения». Без даты. Доступ 27 июня 2008 г. Архивировано 5 августа 2011 г. в Wayback Machine.
- ↑ У австрийца момент Индианы Джонса в Монголии AFP, 1 августа 2009 г. Дата обращения 29 сентября 2011 г.
- ^ Австрийский и монгольский партнер по раскопкам захороненных буддийских артефактов.
- ^ Хамфри, Кэролайн. «Сокровища Данзана Равджи (итог)». Программа Британской библиотеки «Архивы под угрозой исчезновения». Без даты. Доступ 27 июня 2008 г. Архивировано 5 августа 2011 г. в Wayback Machine.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Стихи о совершенных качествах 5-го нойона Хутагту Данзанравжаа (1803–1856) Данзанравжаа (автор), Саймон Уикхем-Смит (переводчик) (2006) ISBN 99929-52-00-8
- Кон, Майкл Лама из Гоби: как монгольский мистический монах распространил тибетский буддизм в самой суровой пустыне мира , Blacksmith Books, (2010). ISBN 978-988-17-7426-2
Список импортирован из: Монголоведение, Интернет-ссылка: Данзан Равджаа.
- Д. Равжаа. Совершенные качества: Сборник стихов 5-го нойона Хутагту Данзанравжаа (1803-1856). Улан-Батор, Онгот Хевлель, 2006 г.
- Норбу, Кончог. «Сокровища песка — наследие Данзана Равджаа». Тибетское музейное общество. Тибетский-музей-общество.org. Без даты. Доступ 27 июня 2008 г. Архивировано 23 августа 2017 г. на Wayback Machine.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Сайт музея Данзанравьяа [1]

- Фотогалерея, монастырь Хамар, Дорногови, Монголия, доступ открыт 1 июня 2018 г.