Jump to content

Дулдуйтын Данзанравжаа

Статуя Данзанравжаа в Сайншанде , провинция Дорногови , Монголия.
Черно-белая фотография монгольского поэта Данзанравжаа (1803-1856).
Фотография Данзанравьяа

Дулдуйтын Данзанравжаа ( монгольский : Дулдуйтын Данзанравжаа ; 1803–1856) — выдающийся монгольский писатель, композитор, художник, буддийский учёный, врач и пятый нойон Хутагт , лама Гоби. Его имя представляет собой монгольскую адаптацию последней части тибетского имени Лобсанг Тензин Рабге, данного Данзанравдже четвёртым Богд Гегэном во время его визита в монгольскую столицу Ургу (современный Улан-Батор ) в 1812 году, где Данзанравжаа также был признан как Воплощенный Лама (тиб. Тулку ). [ 1 ] Существует несколько версий происхождения и использования «Дулдуйтына». Он был пятым воплощением Гоби Нойона Хутагта , который является титулом выдающейся линии тулку линии Ньингмапа тибетского буддизма в Монголии и был найден личным помощником четвертого Нойона Хутагта в 1809 году. возвести на престол Данзанравжаа пятым нойоном Хутагтом из-за запрета правящей маньчжурской династии (Цин) на признание эта линия воплощений. Монголия в то время находилась под контролем Маньчжурской династии Цин . Он был возведен на трон как Авшаа Геген в монастыре Онгиин Гол (современный Сайхан-Овоо. Дундгови ) Ишдонилхудевым Ринпоче. [ 1 ] Он прежде всего известен своей поэзией, но также известен своими пророчествами и трактатами по медицине, философии и астрологии .

Данзанравжаа родился в аймака Гоби Мерген хошуу Тюшит Хан , на территории нынешнего сума Ховсгёль аймака Дорногови , 25-го числа середины зимнего месяца по лунному календарю . Его семья была бедной, и его мать умерла, когда он был еще молод. Он и его отец выживали, попрошайничеством и пением, до 1809 года, когда он был принят в ученики Ишдониилхундева Ринпоче в монастыре Онгиин, где мальчик получил имя Лувсанданзанравджа и обеты буддийского мирянина. С ранних лет он проявил большие способности к музыке и поэзии, в семь лет написал свой первый знаменитый экспромт «Хурмаст Тенгер» («Небеса»). Литературные и ораторские способности мальчика заставили местных жителей поверить в то, что он реинкарнация святых, и они обратились к высшему духовенству с просьбой признать его следующее воплощение. Во время учебы в монастыре мальчик блестяще проявил себя и в 1811 году был публично признан своим духовным наставником Ишдониилхундевым реинкарнацией геше Навааны , или Ашваа-гегена. Личность воплощения подтвердила Палден Тенпай Ньима, VII Панчен-лама и Джанджа-хутухта IV Еше Тенпай Гьялцен; В Урге (нынешний Улан-Батор ) Данзанравжаа был представлен Богдо Гегэну IV, теократическому лидеру страны, который даровал ему титул «Храброго» ( монгольский : чин зоригт , чин зоригт) и право пользоваться определенными статусными предметами. В 1817 году Данзанравжаа переехал в монастырь Долнуур, где проучился три года. Его учебная программа включала различные буддийские и медицинские учения, а также произведения тибетского поэта Ромпо Кальдена Гьяцо. За это время он получил тантрические посвящения в монастырях Чойлинг и Бадгар.

Окончив в 1820 году курс традиционного буддийского образования, Данзанравжаа основал монастыри Хамар (Увер-Баджасгалант), Чойлогиин и Бурдени, которые стали центрами культуры, искусства и образования. Ламрим В 1821 году он основал дацан при монастыре Хамарин, где преподавал свои схоластические идеи, в 1822 году - храм Лабрана, в 1823 году - храм Агваа и храм, посвященный свирепым божествам -покровителям, а в 1827 году Калачакры храм .

В 1840-х годах Данзанравжаа основал ряд монастырей по всей Гобийской области Монголии , например, Три монастыря горы Галбын (Улаан-Сахиусный, Цагаан-толгоин и Демчигиин) на территории современного Ханбогда, Омногови. Он лично принимал участие в разработке архитектурных проектов этих строек.

Многие основанные им монастыри при его жизни стали религиозными и культурными центрами и служили религиозным перекрестком между Монголией, Китаем и Тибетом . Помимо своих сочинений, он также был известен своим синкретическим сочетанием Желтой и Красной Шляпы верований сект . Будучи членом Ньингма школы буддийской , Данзанравджаа не был обязан воздерживаться от алкоголя или сексуальной близости, и он был хорошо известен своей любовью к тому и другому. Он часто упоминал об экстазе, который испытывал со своими возлюбленными, и взял двух жен. В своих произведениях он также называл себя «пьяницей» (сохтаху). [ 2 ]

Особое внимание Данзанравжаа уделил основанному им монастырю Хамар , где помимо построек, стандартных для монгольского буддийского монастыря, организовал:

  • театр под названием «Саран Хухуу» («Лунная кукушка») в 1832 году, который назывался « дацаном описания жизни» ( монгольский : намтар дуулах дацан ) с гастролирующей труппой. Спектакли представляли собой сочетание песен, танцев и рассказов в комедийном и мелодраматическом жанрах, которые лично поставил Данзанравжаа на основе монгольской хореографии и церемоний, а также элементов зарубежной драмы.
  • и публичная библиотека музей 1840 года в так называемом «выставочном храме» ( монгольский : Гиваадин Равжаалин , Гиваадин Равжаалин). В этом храме хранилось около десяти тысяч предметов, включая буддийские обучающие произведения, театральные произведения, его личные произведения искусства, танки , а также подарки от монгольских и иностранных лордов и чиновников, а также различные любопытные вещи, которые он собирал во время своих многочисленных внутренних и зарубежных поездок. В публичной библиотеке посетители могли регулярно слушать, как специально обученные читатели читают вслух книги.
  • общеобразовательная школа для детей. Его школа под названием «Детский дацан» ( монгольский : хүүхдийн дацан ) представляла возможность детям, мальчикам и девочкам, независимо от их социального происхождения, освоить образовательную программу – монгольский и тибетский язык и литературу, математику, естествознание, историю. , музыка и танцы. Выпускники школы получали штамп об образовании и часто продолжали работать в театральной труппе. [ 3 ] [ 4 ] в качестве актеров, певцов, костюмеров и декораторов, а также учителей в школе.

Данзанравжаа умер при загадочных обстоятельствах. Часто утверждают, что он был убит в результате отравления , что возможно, поскольку при жизни у него было много врагов. Он был непопулярен среди маньчжурских правителей династии Цин и вдовы местного правителя. Однако нет точных доказательств того, что его смерть наступила в результате убийства, самоубийства или просто болезни. [ 2 ]

Наследие

[ редактировать ]

После смерти Данзана один из его учеников, Ш. Балчинчойджу (Ишлодон) собирал свои рукописи и реликвии и был их хранителем ( Тахильч ), и эта роль перешла к его наследникам мужского пола. После коммунистической революции коллекция была закопана на хранение в горах, а карта этого места продолжала передаваться семье кураторов. [ 5 ] Коллекция оставалась похороненной до тех пор, пока нынешний куратор Зундои Алтангерел не раскопал в 1991 году 24 ящика с рукописями и реликвиями и не передал их в небольшой музей в Сайншанде . [ 6 ] Еще 22 ящика остались закопанными. [ 7 ] В 2009 году Альтангерель и австрийский археолог Михаэль Эйзенриглер раскопали еще два ящика в ходе мероприятия, которое одновременно транслировалось в Интернете по телевидению. [ 8 ] [ 9 ]

В 2005 году цифровой архив его оригинальных работ был создан при финансовой поддержке Программы Британской библиотеки « Архивы, находящиеся под угрозой исчезновения» . Он состоит из 43 350 TIFF файлов . Однако проект остается незавершенным, поскольку некоторые ящики были отданы в аренду и не возвращены. [ 10 ]

Библиография

[ редактировать ]
Памятник Данзанравжаа, Музей Данзанравжаа, Сайншанд, Монголия

Данзанравжаа написал более 300 стихотворений, 100 песен, многочисленные религиозные картины, а также множество буддийских, философских, медицинских и астрономических трактатов, диссертаций и монографий на тибетском и монгольском языках, из которых сохранилось 170 произведений на монгольском языке и более 180 на тибетском языке. по сей день в полном тексте и сейчас хранятся в Национальном архиве Монголии , Музее Данзанравжаа, архиве Национального университета Монголии и нескольких другие учреждения.

Поэзия Данзанравджаа находится под сильным влиянием классической индийской и тибетской литературы. Среди наиболее известных его поэтических произведений до сих пор любят, поют и широко упоминают: «Улемджиин Чанар» («Совершенные качества»), «Увгун шувуу» («Старая птица»), «Урхан хонгор салхи» («Теплый ветерок»), «Салджьяда сетгел» («Несломленная душа»), Ичиг, ичиг (Позор, стыд!) И т. д. Среди других известных работ:

  • Десятитомная оперетта «Сказка о лунной кукушке» ( Saran kökögen-ü namtar ), высмеивающая коррумпированных людей в обществе, в котором он жил. Ее также предполагается исполнять в течение месяца более чем 100 актерами и 60 музыкантами.
  • Ертунц Авгаин Джем («Путь мира») — пессимистическое стихотворение, предположительно написанное перед его смертью.

Песни, стихи и наставления Данзанравжаа характеризуются резкой критикой современного общества Монголии. Будучи простолюдином по происхождению, Данзанравжаа не мог смотреть на лицемерие вокруг себя, осуждая тех, кто «помогает себе, не помогая другим, и критикуя других, не критикуя себя», а также их кажущуюся видимость невежества и двуличности, и высмеивая их. С другой стороны, его социальная сатира и критика несут в себе дух буддийского учения об антье (непостоянстве).

  1. ^ Перейти обратно: а б Кон, Майкл Лама из Гоби: Как мистический монах из Монголии распространил тибетский буддизм в самой суровой пустыне мира, Blacksmith Books, (2010)
  2. ^ Перейти обратно: а б Уикхэм-Смит, Саймон. «Путь мира». Информационный бюллетень IIAS № 40, весна, 2006 г. По состоянию на 27 июня 2008 г.
  3. ^ « «Биография». Данзан Равджаа: Наследие «ужасного благородного святого Гоби». Danzanravjaa.org, без даты. По состоянию на 27 июня 2008 г.» . Архивировано из оригинала 17 сентября 2011 года . Проверено 14 декабря 2007 г.
  4. ^ «Педагогическое наследие». Данзан Равджаа: Наследие «ужасного благородного святого Гоби». Danzanravjaa.org, без даты. По состоянию на 27 июня 2008 г.
  5. ^ « Музей» Данзан Равджаа: Наследие «ужасного благородного святого Гоби». Danzanravjaa.org, без даты. По состоянию на 27 июня 2008 г.» . Архивировано из оригинала 10 августа 2004 года . Проверено 22 августа 2011 г.
  6. ^ Кон, Майкл (2006). Dateline Монголия: Американский журналист на земле кочевников . Книги РДР. ISBN  978-1-57143-155-4 .
  7. ^ Хамфри, Кэролайн. «Сокровища Данзана Равджи». Программа Британской библиотеки «Архивы под угрозой исчезновения». Без даты. Доступ 27 июня 2008 г. Архивировано 5 августа 2011 г. в Wayback Machine.
  8. У австрийца момент Индианы Джонса в Монголии AFP, 1 августа 2009 г. Дата обращения 29 сентября 2011 г.
  9. ^ Австрийский и монгольский партнер по раскопкам захороненных буддийских артефактов.
  10. ^ Хамфри, Кэролайн. «Сокровища Данзана Равджи (итог)». Программа Британской библиотеки «Архивы под угрозой исчезновения». Без даты. Доступ 27 июня 2008 г. Архивировано 5 августа 2011 г. в Wayback Machine.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Стихи о совершенных качествах 5-го нойона Хутагту Данзанравжаа (1803–1856) Данзанравжаа (автор), Саймон Уикхем-Смит (переводчик) (2006) ISBN   99929-52-00-8
  • Кон, Майкл Лама из Гоби: как монгольский мистический монах распространил тибетский буддизм в самой суровой пустыне мира , Blacksmith Books, (2010). ISBN   978-988-17-7426-2

Список импортирован из: Монголоведение, Интернет-ссылка: Данзан Равджаа.

[ редактировать ]
  • Сайт музея Данзанравьяа [1]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 81350082ca709abdbc49e8e156b4ad37__1717768440
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/81/37/81350082ca709abdbc49e8e156b4ad37.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Dulduityn Danzanravjaa - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)