Дизайн ассоциации
Немецкий термин Verbandsbauart описывает как тип товарного вагона , так и тип трамвая .
Чтобы стандартизировать классы товарных вагонов различных государственных железных дорог Германии ( Länderbahnen ), Ассоциация государственных железнодорожных вагонов Германии ( Deutscher Staatsbahnwagenverband или DWV ) издала правила. Так называемые вагоны Verbandsbauart (объединение) или DWV , названные в честь этого объединения, строились с 1910 года до появления в 1927 году вагонов Austauschbauart (сменных). Внешне вагоны Verbandsbauart очень напоминали грузовые вагоны государственных железных дорог, однако они были оборудованы для значительно более высокой максимальной нагрузки - до 20 тонн. Всего 11 классов были определены нормами, определенными генеральными инженерными чертежами ( Musterblättern ). [ 1 ] Вагоны были построены в таком количестве, которое сегодня трудно себе представить. Наиболее важными из них были вагоны классов А2 и А10 , которых было построено более 100 000 каждого типа. Вагоны класса A10 Om были, включая вагоны идентичной конструкции производства других стран, самыми распространенными товарными вагонами всех времен и составляли большую часть немецкого парка товарных вагонов до 1950-х годов. Лишь после этого они медленно исчезли с путей. Многие из них также были модифицированы в рамках программы реконструкции немецких товарных вагонов.
Другое значение термина используется для обозначения одного из классов трамваев, возникшего после Второй мировой войны в Западной Германии. Вагоны Verband пришли на смену восстановленным, поврежденным войной трамваям и были построены в соответствии с рекомендациями Ассоциации компаний общественного транспорта ( Verband öffentlicher Verkehrsbetriebe, VÖV ).
Verbandsbauart Классы грузовых вагонов
[ редактировать ]А1 – Открытый вагон
[ редактировать ]Полувагон . с раскрывающимися бортами класса А1 был создан на базе прусского грузовика, построенного по листу II д 3. С 1910 года было построено чуть менее 50 000 самолетов А1, как с кабиной тормозного мастера, так и без нее . Они имели грузоподъемность 18,4 м³, максимальную нагрузку 15 тонн и грузоподъемность 17,5 тонн. Деревянные стенки опрокидывающегося вагона имели высоту 1000 мм, ширину двери 1500 мм, погрузочную длину 6720 мм и погрузочную ширину 2734 мм. Колесная база автомобилей с ручными тормозами и без них составляла равномерно 4000 мм, длина над буферами — 8800 мм.
Как вагоны ДВВ они имели буквенное обозначение «Омк». они были включены в состав Deutsche Reichsbahn Позже, когда после Первой мировой войны , они были классифицированы как «O Halle».
А2 – Крытый вагон
[ редактировать ]
С 1910 по 1927 год компания DWV построила 120 000 товарных вагонов класса А2. Эти вагоны с плоской крышей выпускались с ручными тормозами и без них, а также с двумя вариантами погрузочной двери и вентиляционной створки. Один имел погрузочную дверь и вентиляционные люки с каждой стороны; другой вариант имел две загрузочные двери и две вентиляционные створки с каждой стороны. Позже большинство четырехдверных вариантов были преобразованы в двухдверные универсалы, поскольку дополнительные двери были признаны излишними. Фургоны с двумя вентиляторами в основном использовались для перевозки фруктов и овощей. Новая приподнятая кабина тормозного мастера получила двускатную крышу с заостренным гребнем, а снаружи ступенек были добавлены поручни.
Эти двухосные вагоны имели погрузочный объем 45,7 м³, грузоподъемность 15 тонн и грузоподъемность 15,75 тонн. Колесная база составляла равномерно 4500 мм, длина по буферам 9600 мм, имелись штампованные стальные буксы и колесные пары DWV . Фургон имел одиннадцатилистовые рессоры длиной 1100 мм. В одном месте вагона в середине 1920-х годов был установлен тормоз товарного поезда Кунце-Кнорр. В конце тридцатых годов торцевые панели были усилены диагональными раскосами, чтобы лучше стабилизировать кузов фургона при маневровых работах .
Некоторые из этих фургонов позже были переоборудованы в кабриолеты ( Fakultativwagen ) и оборудованы системами отопления, необходимыми для пассажирских перевозок. В 1938 году им был присвоен класс «Карлсруэ» с буквенным обозначением «Gh» (DB: Gh 10; DR: Gh 04). Но пассажирам не разрешалось выезжать в этих вагонах за границу и даже садиться в них на пограничных станциях.
Как фургоны DWV ассоциации железнодорожных вагонов, они носили буквы класса «GM» или «NZ». Из-за большого количества А2 Немецкой имперской железной дороге пришлось создать для них два или два « районных класса » ( Gattungsbezirke ) вагонов: «Кассель» и «Мюнхен» («Мюнхен»), а также буквенное обозначение категории». Г".

А3 – Четырехосный железнодорожный вагон
[ редактировать ]С 1913 по 1925 год было построено около 3900 железнодорожных вагонов класса А3 ( Schienenwagen или Plattformwagen ). Это был особый тип вагонов-платформ, основанных на их прусских предшественниках, основанных на Листе II. д 7. Они строились только с кабиной тормозного мастера и имели длину над буферами 15 800 мм, погрузочную длину 15 060 мм и погрузочную ширину 2 750 мм. Их порожняя масса составляла 17,4 тонны, максимальная нагрузка — 35 тонн, грузоподъемность — 36,75 тонны.
класса «Даймонд» Первоначально они имели две тележки , а позднее на агрегатах появились две тележки из штампованной стали — с шагом шкворней 10 000 мм. Эти платформы имели 12 складных стоек из клепаных стальных профилей, подрамник и пневматические тормоза Kunze-Knorr .
Государственные железные дороги присвоили им буквенное обозначение «SSml», Deutsche Reichsbahn сгруппировали их в класс «SS Köln» (Köln = «Кельн»).
A4 - Стойка-универсал
[ редактировать ]
класса А4 Стойка или стойловая повозка ( Rungenwagen ) строилась с 1913 по 1927 год и была основана на прусской конструкции, Лист II. д 5. Всего было построено около 35 000 вагонов, как с кабиной тормозного мастера, так и без нее, вагоны старой серии имели ручные тормоза только в варианте с кабиной тормозного мастера, а на остальных тормозах вообще не было. Лишь в более поздних сериях, которые были доставлены на Рейхсбан, все платформы были оснащены пневматическими тормозами. Они были оборудованы 18 деревянными стойками; после войны их иногда меняли на штампованные стальные. Полезная нагрузка составляла 15 тонн, имели осевую базу 6500 мм, погрузочную длину 10120 мм, погрузочную площадь 27000 м. 2 , длина над буферами 12 200 мм, с ручным тормозом и заостренным подрамником ( spitzzulaufendes Sprengwerk ). Государственные железные дороги присвоили им букву «Rm», а затем Deutsche Reichsbahn переклассифицировали их в «R Stuttgart».
А5 – Люлька вагона
[ редактировать ]По сравнению с существовавшими государственными железнодорожными вагонами люлька-вагон ( Drehschemelwagen ) класса А5 имела более длинную колесную базу (4500 мм) и представляла собой новую конструкцию. Эти вагоны, используемые для перевозки леса, имели восемь стоек и вращающуюся люльку, которая вращалась на плоском стальном кольце в полу платформы. Все вагоны, построенные в период с 1913 по 1925 год, имели погрузочную длину 8000 мм, погрузочную ширину 2500 мм, грузоподъемность 15 тонн и заостренное днище. Вагоны без ручных тормозов имели длину по буферам 9300 мм, а порожняя масса составляла 9,5 тонны. Вагоны с ручными тормозами имели длину по буферам 10 030 мм и порожнюю массу 10 тонн.
Государственные железные дороги обозначали их как «Hrmz», но позже Deutsche Reichsbahn сгруппировали их в класс «H Regensburg». Они использовались для перевозки бревен, строительной древесины и стальных балок. Поскольку в последующие годы многие люльки Verbandsbauart больше не были нужны, некоторые из них были переоборудованы в ведомственные железнодорожные вагоны и использовались для перевозки участков пути. У других были сняты люльки, и они стали заводскими вагонами группы «X Erfurt».
А6 – Угольный грузовик
[ редактировать ]Полувагоны класса А6 были созданы на базе прусского листа II. д 1. Этот грузовик был построен в 1913 году, имел стальные борта и был построен с ручными тормозами и без них. Торцевая стенка была поворотной и позволяла разгружать грузовик на опрокидывающихся площадках. Они имели погрузочную длину 5300 мм, погрузочную ширину 2812 мм, погрузочный объем 19,4 м³ и грузоподъемность 15 тонн.
Вагоны без ручных тормозов имели колесную базу 3000 мм, длину по буферам 6600 мм и порожнюю массу 7,3 тонны. Полувагоны с кабиной тормозного мастера имели колесную базу 3300 мм, длину по буферам 7300 мм, порожнюю массу 8,6 тонны.
Они были обозначены как «Omk[u]» на государственных железных дорогах и получили классификацию «O Nürnberg» (Нюрнберг = «Нюрнберг») Deutsche Reichsbahn, в то время как прусский угольный грузовик, построенный по Листу II. д 1 был сгруппирован как «О Шверин» в ДР. Многие из этих вагонов использовались в качестве шлаковозов или углевозов исключительно для поддержки машинных депо или Bahnbetriebswerke .
А7 – Крытый вагон
[ редактировать ]Двухосный вагон с крышкой класса А7 ( Klappdeckelwagen ) строился с 1913 года для перевозки гигроскопичных сыпучих грузов и был очень похож на известковый грузовик на базе Листа II. д 4. Они отличались, однако, отсутствием верхней ручки двери, подножек и стоек кузова на продольных балках над буксами. Эти грузовики имели погрузочную длину 5 295 мм, погрузочную ширину 2 812 мм, грузоподъемность 15 тонн и погрузочный объем 18,6 м³. Эти закрытые вагоны были спроектированы таким образом, что крышки и боковые двери плотно прилегали друг к другу, чтобы защитить товары от солнца и дождя. Шесть крышек были прикреплены в центре к коньковой балке, проходящей по всей длине вагона, и облегчали погрузку.
Грузовики без ручных тормозов имели длину над буферами 6600 мм, до 1917 года колесную базу 3000 мм и порожнюю массу 9,5 тонн. Вагоны с ручными тормозами имели закрытую кабину тормозного мастера, тормоза Кунце-Кнорра , длину над буферами 7300 мм, порожнюю массу 10,3 тонны и до 1917 года колесную базу 3300 мм. С 1918 года колесная база для обоих вариантов была увеличена до 3500 мм.
A8 – Фургон для перевозки скота
[ редактировать ]Примерно Verbandsbauart около 2000 фургонов для перевозки скота ( Verschlagwagen с 1913 по 1927 год было построено ). Они были в основном такими же, как грузовые фургоны класса А2. Например, в фургонах для перевозки скота класса А8 Королевских государственных железных дорог Саксонии погрузочная площадка была увеличена вдвое за счет наличия второй палубы. Эти фургоны с приподнятыми тормозными кабинами получили на государственных железных дорогах стандартное обозначение «Вэмгз». ДР сгруппировала их как «V Altona», вариант с 4 колодами (для гусей) получил дополнительную индексную букву «g».
Они имели колесную базу 4000 мм, длину по буферам 8550 мм, погрузочную площадку вдвое больше 18,2 м. 2 , грузоподъемностью 15 тонн и грузоподъемностью 15,75 тонны.
A8, построенные для государственных железных дорог Пруссии, не имели ручных тормозов, но были оснащены пневматической тормозной магистралью (индексная буква «n») для установки в пассажирские поезда. Им было присвоено обозначение «Венмз», а позже они были сгруппированы ДР в класс «В Альтона». Эти вагоны имели длину по буферам 8250 мм, грузоподъемность 15 тонн и грузоподъемность 15,75 тонны. Их колесная база также составляла 4000 мм, а подвеска имела десятилистовые рессоры длиной 1100 мм.
Кузова этих товарных фургонов изготавливались из деревянных досок и оснащались дополнительными погрузочными и кормовыми люками. В конце 1930-х годов эти грузовые автомобили с плоской крышей были оснащены приваренными распорками на торцевых панелях для усиления боковых стенок. С присоединением Альтоны к Гамбургу в 1937 году класс округа изменился с Альтоны на Гамбург.
А9 — Крытый вагон большого объёма
[ редактировать ]Крытые вагоны класса А9 были предназначены для перевозки чувствительных к погодным условиям, легких, крупногабаритных или очень длинномерных грузов, таких как мебель, автомобильные детали, декоративное дерево или большие стеклянные контейнеры, которые из-за своего объема не могли быть перемещены в другие грузовые вагоны. Поскольку их грузоподъемность составляла всего 15 тонн, пространство в этих вагонах практически никогда не использовалось полностью.
Как и крупногабаритные крытые фургоны государственных железных дорог, класс А9 также назывался Hohlglaswagen («вагоны-контейнеры для стекла»). Это выражение произошло от того факта, что на прусских и саксонских государственных железных дорогах были фургоны большого объема, специально построенные для перевозки тарного стекла .
Прототипом этих автомобилей Verbandswagen , около 6000 из которых было произведено в период с 1914 по 1928 год, были саксонские и прусские государственные железнодорожные фургоны. В отличие от класса А2 с приподнятой кабиной тормозного мастера, кабина была установлена на раме. Эти товарные вагоны закупались с кабинами и без них. Вариант без кабины тормозного мастера имел длину 12 100 мм, вариант с кабиной - 12 800 мм, оба имели колесную базу 7 000 мм и грузоподъемность 15 тонн.
Рейхсбан сгруппировал эти вагоны в районный класс Дрездена с опознавательным знаком «Gl». Как и у крытых фургонов А2, торцевые панели были усилены в конце 1930-х годов диагональными распорками.
А10 – Полувагоны
[ редактировать ]Класс A10 представлял собой открытый фургон , заново спроектированный в 1909 году и выпускавшийся с 1913 по 1928 год. Было построено более 200 000 таких грузовиков, что стало крупнейшей производственной партией грузовых фургонов этого класса в мире. Также описанный как «открытый коксовый вагон», он предназначался для перевозки почти всех негигроскопичных грузов, особенно сыпучих грузов, таких как уголь, песок или сельскохозяйственная продукция.
Deutsche Reichsbahn сгруппировала их в классы Эссен и Бреслау, причем потребовалось две серии, поскольку одного диапазона номеров вагонов было недостаточно. Как государственные железнодорожные транспортные средства, они имели буквенное обозначение «Ommk[u]», а на Deutsche Reichsbahn — «Om». В БД эти грузовики продолжали носить буквенное обозначение Ом и номер класса ( Bauartnummer ) 12 до 1964 года.
Кузов вагона состоял из вертикальных стальных профилей, заполненных деревянными досками, скрепленных сверху стальной рамой. Кузов был усилен диагональными связями, идущими от верхней части корпуса к нижней части ближе к двери. В центре вагона находилась двойная дверь из штампованной стали. Борта имели высоту 1550 мм. Эти вагоны строились с кабиной тормозного мастера и без нее, при этом кабина располагалась непосредственно на шасси. Торцевые стенки складывались так, чтобы грузовик можно было опорожнить опрокидыванием. Эти вагоны были рассчитаны на грузоподъемность 20 тонн, имели грузоподъемность 21 тонну, длину по буферам 9800 мм с кабиной тормозного мастера и 9100 мм без кабины. Колесная база стандартизировалась на уровне 4500 мм, а погрузочный объем – 33 м³.
А11 – Четырехколесный железнодорожный вагон
[ редактировать ]Прототипом класса А11 стал прусский государственный железнодорожный вагон, построенный по листу Ce143. С 1911 по 1922 год было построено чуть менее 3000 А11. Несмотря на свое название, железнодорожный вагон ( Schienenwagen ) обычно не использовался для перевозки рельсов , поскольку к концу 19 века они были слишком длинными для этого типа транспортных средств. Вместо этого он вез все, что было слишком мало для кольевого вагона, например: бочки, сельскохозяйственную технику, автомобили и шасси на экспорт, шерсть, хлопок и пробковую кожуру с портовых железных дорог.
Этот класс фургонов был построен только без кабины тормозного мастера . Он имел длину по буферам 14 400 мм и колесную базу 8 000 мм. Он имел торцевые стенки высотой более 400 мм, 12 съемных стальных кольев или стоек и погрузочные шпалы поперек платформы вагона. Грузовик был усилен рамой из железных стержней, что позволяло ему выдерживать полезную нагрузку 15 тонн и грузоподъемность 17,5 тонн. Его погрузочная длина составляла 1300 мм, а погрузочная ширина — 2750 мм.
В качестве государственных железнодорожных вагонов они имели буквенное обозначение «Sml», а на Deutsche Reichsbahn они имели букву «S» и принадлежали к окружному классу Аугсбурга. Многие вагоны получили от Deutsche Bundesbahn днище из сварного стального профиля , что позволило увеличить полезную нагрузку до 20 тонн (Sm 14).
Обзорная таблица
[ редактировать ]В следующей таблице представлен обзор нескольких классов универсалов Verbandsbauart . Невозможно показать все классы со всеми возможными вспомогательными буквами без того, чтобы таблица не стала слишком длинной.
В столбце «DWV» указаны буквенные обозначения товарных вагонов Deutscher Staatsbahnwagenverband с 1909 по 1921 год.
В столбце «DRG» отображаются буквенные обозначения и классификация районов Deutsche Reichsbahn с 1924 по 1945 год.
В столбце «DB» показаны буквенные обозначения и номера классов, используемые Deutsche Bundesbahn с 1951 года.
В столбце «DR» показаны опознавательные знаки, используемые восточногерманской Deutsche Reichsbahn с 1951 года.
Стандартная ассоциации конструкция товарных вагонов | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Номер листа | Тип грузового вагона | Первый год строительства | Полезная нагрузка | ДВВ | ДРГ | БД | ДР |
А1 | Открытый вагон (угольный грузовик) |
1911 | 15 т | Приблизительно | О, Холл | 10 | 29 |
А2 | Крытый вагон | 1910 | 15 т | Гм или Нм | Г Кассель G München |
Г 10 | Г 04 Г 05 |
А3 | Четырехосный железнодорожный вагон | 1913 | 35 т | ССмл | СС Кёльн | СС 15 | СС 65 |
A4 | Кол-вагон (большой объёмный полувагон) |
1913 | 15 т | Рм | Р Штутгарт | 10 рэндов | 61 рэнд |
А5 | Колыбель-вагон (лесовоз) |
1913 | 15 т аб 1913: 18 т [ 2 ] |
хм | H Регенсбург (X Эрфурт) |
Ч 10 (Х 05) |
Н 68 |
А6 | Открытый вагон (угольный грузовик) |
1913 | 15 т | Ваша мать | Нюрнберг | 11 | 31 |
A7 | Вагон с крышкой (грузовик с лаймом) |
1913 | 15 т | км | К. Эльберфельд с 1930 года: К Вупперталь |
К 15 | К 21 |
А8 | Фургон для перевозки скота (вагон для перевозки скота) |
1913 | 15 т | Вемгз [ 3 ] Венмз |
V Altona с 1937 года: V Hamburg |
V 14 | V 23 |
А9 | Крытый вагон большого объёма ( контейнерный стеклянный фургон) |
1914 | 15 т | Гмл | Гл Дрезден | Гл 11 | Гл 12 |
А10 | Открытый вагон (косовоз) |
1913 | 20 т | Ommk[u] | О Бреслау О Эссене |
Около 12 | Около 37 Около 36 |
А11 | Двухосный железнодорожный вагон | 1911 | 15 т | Смл | Южный Аугсбург | С 14 | С 64 |
Опознавательные знаки и ливрея
[ редактировать ]Примерно с 1922 года по приказу Имперского министерства транспорта (РВМ) почти все товарные вагоны маркировались именем их владельца, «Deutsche Reichsbahn», названием так называемого « классового района » ( Gattungsbezirk ), вагона. номер ( wagonnummer ) и букву категории ( Category Letters ). Кузова вагонов были окрашены в красно-коричневую окраску (краска № 11а,29), крыши вагонов – в светло-серый (краска № 47), а ходовая часть, перила и т.д. – в черный цвет (номера краски 14,24,33). ). В 1927 году ДР перешла на стандартные цвета ( Einheitsfarben Deutsche Reichsbahn ), основанные на цветовой системе RAL 840-B , см. Также здесь . С 1942 года на большинстве вагонов были просто буквы «ДР», название классного района, номер вагона и буква категории.
Стандартные цвета → номер цвета RAL (840-B).
|
|
|
Классовые районы Deutsche Reichsbahn
[ редактировать ]После того, как государственные железные дороги были подчинены суверенитету Германской империи в 1920 году, Имперское железнодорожное управление начало в 1921 году группировать все товарные вагоны с одинаковыми или схожими функциями в так называемые «классовые округа» ( Gattungsbezirke ). Им давались названия немецких городов, обычно там, где располагалась штаб-квартира железнодорожной дивизии Рейха . Этот метод классификации товарных вагонов впервые был использован в 1912 году, когда были реклассифицированы баварские товарные вагоны. Реклассификация товарных вагонов в ДР началась в 1922 году и продолжалась до 1924 года. Это затронуло не только товарные вагоны Verbandsbauart , но и все товарные вагоны в парке Deutsche Reichsbahn.
(S = класс государственной железной дороги ; V = Verbandsbauart ; A = Austauschbauart ; W = сварная конструкция )
Классовые районы Deutsche Reichsbahn с 1921 года. | ||||
---|---|---|---|---|
Классные районы | Буквы категории | Тип вагона | Дизайн | Период |
Альтона, позже Гамбург | V | Вагон для скота | С, В, А, Вт | 1922–1937 |
Аугсбург | С | Двух- и трехосные железнодорожные вагоны | С, В, А, Вт | 1922–1945 |
Берлин | ГК | Холодильник б/у | С, В, А, Вт | 1922–1945 |
Бреслау | О | Открытый вагон | С, В, А, Вт | 1922–1945 |
Дрезден | Г и ГГ | Крытый вагон большого объёма | С, В, А, Вт | 1922–1945 |
Эльберфельд, позже Вупперталь | К | Вагон с крышкой | S, V, A | 1922–1930 |
Эрфурт | Х | Открытый ведомственный вагон | С, В, А, Вт | 1922–1945 |
Есть | О | Открытый вагон | В, Вт | 1922–1945 |
Кассель (Кассель) | В | крытый вагон | V, A | 1922–1945 |
Кёльн | SS | Четырех и более осные железнодорожные вагоны (вагоны-платформы) | С, В, А, Вт | 1922–1945 |
Мюнхен | Г | Крытый вагон | Дизайн ассоциации | 1922–1945 |
Нюрнберг | ТО | Открытый вагон | Дизайн ассоциации | 1922–1945 |
Регенсбург | ЧАС | Колыбель-вагон | S, V, A | 1922–1945 |
Штутгарт | Р | Кол-вагон | С, В, А, Вт | 1922–1945 |
См. также:
- Дополнительные классовые округа с 1926 г.
- Дополнительные классовые округа с 1935 г.
- Дополнительные классовые округа с 1942 г.
См. также
[ редактировать ]- История железнодорожного транспорта в Германии
- Лендербанен , старые государственные железные дороги
- Немецкая компания Рейхсбан
- Таблица типовых государственных железнодорожных транспортных средств , в которую входят 11 вагонов DWV.
Литература и источники
[ редактировать ]- Хельмут Берендс, Вольфганг Хензель, Герхард Видау: Архив грузовых вагонов. Том 1: Государственные железные дороги и немецкая компания Reichsbahn. Транспресс Верлаг, Берлин, 1989 г., ISBN 3-344-00184-1 .
- Вальтер Холлнагель: Железнодорожные раритеты - с двадцатых годов до 1945 года. EK-Verlag, Фрайбург, 2008, ISBN 978-3-88255-306-2 .
- Вольфганг Динер: Окраска и обозначение грузовых вагонов . Издательство Др. Бернхард Абенд, Штутгарт, 1992 г., ISBN 3-926243-11-2 .
- КТО: Товарные вагоны Рейхсбана. Рекламный офис Рейхсбана для пассажирского и грузового транспорта, Берлин, 1939 год.
- Стефан Карстенс, Рудольф Оссиг: Грузовые вагоны, том 1, крытые вагоны. Издательство МИБА, Нюрнберг, 2000 г., ISBN 3-86046-060-9 .
- Штефан Карстенс, Ханс Ульрих Динер: Грузовые вагоны том 2, крытые вагоны - специальная конструкция. Издательство МИБА, Нюрнберг, 2000 г., ISBN 3-86046-061-7 .
- Стефан Карстенс, Ханс Ульрих Динер: Грузовые вагоны, том 3, полувагоны. Издательство MIBA, Нюрнберг, 2003 г., ISBN 3-86046-074-9 .
- Штефан Карстенс: Грузовые вагоны, том 4, полувагоны специального дизайна. Издательство MIBA, Нюрнберг, 2003 г., ISBN 3-86046-073-0 .
- Штефан Карстенс: Грузовые вагоны объемом 5, стержневые, железнодорожные и платформы. Издательство MIBA, Нюрнберг, 2008 г., ISBN 978-3-89610-248-5 .
- Deutsche Bundesbahn: 2812 Fuw 4/51, Приложение 18, изменение нумерации грузовых вагонов, грузовых вагонов компании и вагонов железнодорожной компании DB, а также частных грузовых вагонов, используемых DB. Центральное железнодорожное управление в Миндене (Вестфалия). Минден, 1952 год.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Буквально «проектные листы»; поэтому конкретные конструкции вагонов обозначены здесь как «Лист X».
- ^ Стефан Карстенс: товарные вагоны Band 5 MIBA-Verlag, Нюрнберг, 2008 г., ISBN 978-3-89610-248-5 , стр. 127 и далее.
- ^ Хельмут Берендс, Вольфганг Хензель, Герхард Видау: архив товарных вагонов 1. Транспресс, Берлин, 1989, ISBN 3-344-00184-1 , стр. 64–66.