Ирма Хюнерфаут
Ирма Хюнерфаут | |
---|---|
![]() Ирма Хюнерфаут, 1960 год. | |
Рожденный | 31 декабря 1907 г. Донауэшинген , Германия |
Умер | 11 декабря 1998 г. Кройт , Германия | (90 лет)
Национальность | немецкий |
Образование |
|
Известный | Живопись, скульптура и кинетическое искусство |
Веб-сайт | http://www.irma-huenerfauth.com |
Ирма Хюнерфаут , также известная как IRMAnipulations (31 декабря 1907 — 11 декабря 1998) — немецкая художница, скульптор и объектный художник, которая превращала свалку в скульптуры, машины и кинетические предметы искусства, высмеивающие общество потребления. Она выступала против традиционного академического искусства, восставала против академизма и следовала радикальным тенденциям современного искусства в послевоенной Германии. Через свое творчество она связана с концепцией художников послевоенного модерна ( Абстрактный экспрессионизм , Флюксус , Неформализм , Ташизм ), а также с группой художников нуво-реализма , таких как де Сен-Фалль , Жан Тэнгли , Арман Ники а также Даниэль Сперри . [ 1 ]
Жизнь
[ редактировать ]

Хюнерфаут родилась 31 декабря 1907 года в Донауэшингене в семье управляющего пивоварней. После пожара 1914 года ее семья переехала в Мюнхен. В 1917 году Хюнерфаут посещал класс рисования для взрослых. Во время учебы в 1923 году она прошла практику по оформлению витрин в модном магазине и продолжала это обучение с 1925 по 1928 год. С 1925 по 1928 год она посещала Женскую трудовую школу в Мюнхене, а с 1929 по 1932 год посещала Школу искусств. по дизайну в Мюнхене, будучи студентом Хельмута Эмке . В 1933 году Хюнерфаут вышла замуж за адвоката Вильгельма Шефера, от которого у нее родился сын. С 1935 по 1937 год она изучала живопись в Академии изящных искусств в Мюнхене у профессора Янка и профессора Гесса.
В 1938 году Хюнерфаут развелся с Шефером и переехал в Дахауэр Моос недалеко от Мюнхена. В 1939 году она вышла замуж за своего второго мужа Йоста Хёпкера, но вскоре они развелись. [ 2 ]
В 1940 году Хюнерфаут вернулась к своим родителям в Гроссесселоэ недалеко от Мюнхена. В 1942 году она была эвакуирована в Кимзее , а затем в район Ландсхута . В 1945 году семья вернулась в Гроссесселоэ, где Хюнерфаут построил ателье. 20 ноября 1948 года она вышла замуж за своего третьего мужа, Франца Фюрера, также известного под псевдонимом «Фюрер-Волькенштейн». Они оставались женатыми 28 лет. Франц Фюрер работал руководителем строительства в коммунальном хозяйстве Мюнхена. Как художник, фюрер-Волькенштейн тесно сотрудничал с Хюнерфаут и помогал ей в детальной электротехнической работе для ее мультимедийных художественных проектов. После выхода на пенсию он создавал кинетические арт-объекты, так называемые машины для переработки.
В 1954 году Хюнерфаут получила частное обучение у Конрада Вестпфаля , известного художника неформального искусства, что привело ее к абстрактной живописи . В 1958 году посещала курсы по офорту и литографии . В 1959 году она была награждена Prix d'Unions des Femmes Peintres в Париже за картину «Düsternis» («Мрак»). Две художницы (Ленц и Штраус) выразили свое неодобрение, и одна из них порезала свою картину ножом. Хюнерфаут восстановил его. [ 3 ] Искусствовед Франц Ро и его жена Джулиана Ро были первыми сторонниками и покровителями творчества Хюнерфаута. Они поддержали ее и очень положительно описали ее работу в своих публикациях. Когда Франц Ро умер, Хюнерфаут напечатал серию из десяти литографий « Памяти Франца Ро», 1966 год . В 1962 году она прошла курсы сварщика и впоследствии начала лепить из металлолома. В 1964 году она получила награду Herbstsalon München (Осенняя выставка в Художественном салоне Мюнхена).
В 1965 году Хюнерфаут основал «Группу К» (Группа К) в Мюнхене. [ 4 ] вместе с художниками Вальтером Раумом (1923–2009), Дитером Штёвером (1924–1988) и Хансом Иоахимом Штраухом. В 1966 году она была награждена Бронзовой медалью Парижа.
В 1968/69 Хюнерфаут отказался от живописи. Свои первые проекты для выставок с художниками Группы К (Группа К) в Haus der Kunst (Дом искусств) Мюнхена она создала под названием «оптико-акустический коллаж для фортепиано и динамиков»; и вместе с мужем она создавала вибрационные объекты с 1971 года. В 1972 году она создала свою первую «sprechende Kästen» (говорящие коробки) на темы одиночества, первой любви и войны. Все эти объекты требовали детального технического внимания. Фюрер-Волькенштейн, который также изобрел тестер заземляющих контактов, был ее партнером в этих проектах технического искусства. Он был осторожным, вдумчивым и настойчивым, в то время как она была спонтанной, с сильной готовностью и сильным импульсом к своим решениям, поэтому они дополняли характер друг друга. [ 5 ] 25 ноября 1976 года умер фюрер-Волькенштейн. Хюнерфаут построил ему погребальный памятник из металлолома на кладбище Пуллах в Мюнхене. Затем в 1980-х и 1990-х годах Хюнерфаут начала специализироваться на так называемых «Молитвенниках художника», которые она создавала из микроэлектронных отходов. Использование этих материалов, а также конструкция так называемых «говорящих коробок» были уникальными и отличали ее от других художников-объектов того времени.
В 1990 году Хюнерфаут был удостоен художественной премии Швабингера в Мюнхене. 12 ноября 1998 года она умерла в Кройте (Тегернзее).
Карьера
[ редактировать ]
Хюнерфаут начала свою карьеру как художница-фигуративистка. Ее ранние работы отличаются смелыми и неожиданными перспективами и необычным колоритом. Франц Ро сказал, что ее внимание сосредоточено не на живописном ташизме и не на графически-линейном конструктивизме, а на том, что ее следует понимать между ними. Ее стиль живописи представлял собой «весьма индивидуальное сочетание спокойствия и подвижности в картине». [ 6 ] Она экспериментировала с необычными инструментами, например, с использованием стоматологической бормашины для создания серии отпечатков сухой иглой.
Ее учитель Конрад Вестпфаль, известный художник неформального искусства, помог ей стать художницей-абстракционисткой. Она усовершенствовала свою технику смешанной техники с коллажами и аппликациями из разных материалов. Затем она начала мастерить и конструировать и с тех пор работала только в трехмерном формате. Следующие реализованные объекты (скульптуры из металлолома, металлические коллажи (ассамбляжи) и др.) связали ее творчество с группой «Новые реалисты». [ 7 ]
Хюнерфаут всегда называла свои работы термином IRMAnipulations, словом-творчеством, которое было изобретено во время выставки в Институте Гете в Лондоне в 1983 году и сохранено художницей как своего рода торговая марка. Одна из самых важных ретроспективных выставок ее творчества под названием «Ирма Хюнерфаут – IRMAnipulations» проходила с 3 августа по 2 сентября 1990 года в ратуше Мюнхена.
Рисование
[ редактировать ]


Художественная карьера Хюнерфаута началась как художник. Сначала ее обучали живописному ремеслу во время основательной традиционной академической подготовки под руководством профессоров Янка и Гесса в Akademie der Bildenden Künste (Академии изящных искусств) в Мюнхене. Таким образом, поначалу Хюнерфаут писала фигуративные пейзажи (например, Isartalbahnhof , 1938) и портреты, в основном из своего семейного окружения (например, Familie Hünerfauth , 1946), и если бы она следовала этой норме, она стала бы респектабельной художницей пост- стиль импрессионизм. Но действительно, даже картины ее раннего периода отличались своим фирменным стилем. Иногда можно встретить экспрессионистские элементы, например, дико движущиеся пейзажные формы на картинах «Пупплингер Ау» (1950) или «Мать и сын» (1952), которые демонстрируют сильное эмоциональное движение и глубину. Первое упоминание во многом обязано Эдварду Мунку «Крик» (1892).
С 1954 года под влиянием Конрада Вестпфаля она начала рисовать абстрактно. Одна из ее последних картин, «Зима в Грисе» (1958), полностью отказывается от перспективы и превращает здания в абстрактные области. Теперь она хотела полностью удалить все элементы декоративного искусства. Ее картины последующих лет можно охарактеризовать как последовательные и радикальные. Она «пытается привести изобретательский порыв к внутреннему равновесию, поддерживая его медитативным характером. Вместе строгость порядка и мягкость целого обретают драматическую силу диалога. Диалог придает поверхности движение и огранку. который, кажется, преследуется своего рода сном». [ 8 ] С другой стороны, сильные эмоции выражены абстрактно, с хаотичной смесью мазков, чрезмерным буйством красок, энергично и грубо фактурно, как в ее смешанной композиции « Без названия» (1963). Иногда ее картины, в основном большого размера, во многом обязаны абстрактному экспрессионизму и пионерам живописи действия , таким как Джексон Поллок , Джоан Митчелл , Грейс Хартиган и Хелен Франкенталер . Ее работы иногда игривы, как в картине «16.1.1963» (1963), а иногда экспериментальны, как в картине «Красный позор» (1966), в которой она закрепляла металлические проволоки через холст, как в коллаже. Ее абстрактная живопись сочетает эмоциональную выразительность с графической строгостью.
В 1969 году она нарисовала «Letzte Bild» (последняя картина – 1969/1989). Он представляет собой окрашенную перфорированную металлическую пластину, на которой буйствуют эмоциональные импульсы, как будто ими управляет электронная сила. В правом углу виднеется просто закреплённая на холсте сливная пробка с цепочкой, находка, кусок металлолома, кощунственно иронизирующий всё утопическое и игриво-футуристическое изображение, так же, как и предмет, словно помещенный где-то между пространством и земля. Она выражает себя на холсте игриво, своенравно, иногда любопытно, но в то же время мечтательно. Однако кажется, что даже поверхность большого холста стала слишком мала как подходящее игровое поле для ее нынешних намерений. Она уже построила свои первые скульптурные объекты и, казалось, сосредоточилась на одной форме выражения, в конечном итоге она должна была работать в трехмерной форме. [ 9 ] После «letzte Bild» она неожиданно перестала рисовать и оставила лишь относительно небольшое количество картин (Вильгельм Шефер насчитывает всего 45 картин, оставшихся в имении художника, не считая акварелей и рисунков). Отказ от живописи ознаменовал конец шестидесятых и был симптоматичен и для многих других современных художников. Хюнерфаут хотела экспериментировать, как это делали в то время такие художники, как она.
Частично она вернулась к фигуративной живописи, например, в эскизах своих трехмерных работ, а также позже, написав картину «Mutter auf dem Weg zur Urmutter» (Мать становится первородной матерью, 1981).




Принты
[ редактировать ]Развитие ее печатной графики развивалось параллельно с ее живописью и в конечном итоге стало экспериментальным. В ранний период Хюнерфаут создавала фигуративные рисунки и акварели в стиле академической традиции, но даже ее эскизные работы уже отличались выразительным воодушевлением. Затем она поработала стоматологической бормашиной над пластинами для серии сухих точек . Делала резку по линолеуму, литографии и гравюры. Большую часть этих гравюр она напечатала очень небольшими тиражами. Она делала рельефные отпечатки, также называемые скрап-тиснением, тиражом всего один; их аппликировали кусочками металла или ткани. Ее вариации Пикассо, вдохновленные кампанией «Picassoanmalen (перекрашивание Пикассо)» фонда Энгельхорна в Мюнхене, стали ироничным заявлением для владельца галереи Питера Люфта, который часто говорил, что ее намерения напоминают намерения Пикассо. Это репродукции плакатов Пабло Пикассо, которые она просто закрасила. Также примечательна уже упомянутая папка памяти Франца Ро, дань уважения, подчеркивающая дружбу, близость и смерть.
Работает
[ редактировать ]



Одноручные каталоги выставок/дневники художников
[ редактировать ]Свои первые каталоги для выставок художница начала оформлять в 1978 году. Это своего рода ретроспектива, созданная по мотивам дневника художницы и состоящая из коллажных вставок вырезок из брошюр предыдущих регулярных выставок и отчетов прессы. В каждом каталоге около 50 листов (размером примерно 20 на 23 сантиметра), которые она скрепила двумя крепкими латунными винтами. Точное издание неизвестно. Эти дневники художников связаны с книгами FLUXUS и их следует рассматривать как независимые произведения.
Говорящие коробки и предметы
[ редактировать ]Первые так называемые «sprechende Kästen» (говорящие коробки) она создала в 1972 году. Они уникальны в своем роде и не встречаются у других художников-объектов того времени. В ящиках хранятся различные предметы, технический мусор, который перемещается с помощью двигателя или комментируется акустически с помощью аудиокассеты одним нажатием кнопки. К этим объектам художница разработала собственные инструкции: «Игра начинается. Возьмитесь за коллектор перегородки и несколько раз потяните шар вниз. При этом вы увидите, как предметы в коробке медленно колеблются в соответствии со своими автоколебаниями, подобно тому, как порыв воздуха тихо движет природу. Дышите глубоко, продолжайте играть с гранулами, слушайте, займитесь своими мыслями, дайте себе свободу мечтать, забудьте о повседневной жизни. Оторвитесь от «правильности» общества, оторвитесь от «правильности» критики, оторвитесь от «правильности» науки. Все это переоцененные правильности. Дышите глубоко, играйте свободно, просто будьте собой». [ 10 ]
С помощью этих объектов Хюнерфаут изображает всеобъемлющие человеческие и идеологические мысли как повседневные явления: страдания войны и ее явления, одиночество, живущее в огромных башнях и строительных блоках наших городов-спутников («из бесчисленных окон глаза смотрят в пустоту»). Она показывает дрожащую траву и первую любовь, демонстрации («Окаменш») и природную идиллию, философию и юмор («Glasknopfbäumchen»). [ нужна ссылка ]
Примером таких говорящих ящиков является ящик Blaue Pistole (Синий пистолет), который она создала в 1973 году. Он наполнен промышленным мусором. На его бесконечной аудиокассете воспроизводится голос художника, декламирующего текст «Мета Кристалл»: «Синий пистолет, которым с удовольствием пользовалась рука мальчика, теперь гнилой, как металлолом, в пейзаже, на нем качается бабочка. Резкие выстрелы вторгаются в воскресный покой, как вторгаются шоколадные конфеты». в обществах богатых киска, маневрирование, мужчина говорит, многообещающе». Еще одна коробка, которую она создала в 1983 году, сделана из плексигласа с коллажной задней крышкой. Аудиозапись с голосом Хюнерфаута призывает музыкой и текстом Мета Кристалла: «Война! Твой голос — другой человек мертв, человек, стреляй в другого человека». Другой человек, стреляй...» Раздаются выстрелы, Мета Кристалл кричит: « Мертвый! Мертвый! Да будет убийство! Поговори с другим мужчиной... Другой человек говорит с тобой...» Еще одна крупная работа — говорящий объект, связанный с поп-артом, «Emanze» («Женский либер», 1990), ярко окрашенный как спереди, так и сзади, а также Криг – auch Tiere leiden (Животные на войне тоже страдают, 1986), а также трехмерная инсталляция Rocker's Tod (Смерть байкера, 1989) .
Художник и галерист Питер Люфт сказал, что работы Хюнерфаута напоминают работы Пикассо по духу, остроумию, иронии, простоте, убедительности и экскурсивности. Однако Люфт считает, что художница превосходит стилистические приемы Пикассо именно благодаря сложности своих говорящих ящиков: «Круг ее стиля, как я чувствую, родственен стилю Пикассо. Конечно, форма другая; и поэтому являются материалы. В то время как Пикассо остается художником и рисовальщиком, дизайнером поверхности, Ирма Хюнерфаут во время большинства своих работ выходила из двухмерности, чтобы никогда не вернуться. Она работает трехмерно, в сфере и скульптурно. Она гонит фроттажи, исходящие из графики, ферромонтажи, исходящие из скульптур. Она любит реди-мейды, совмещать живопись и материальные картины – совсем как Пикассо. Но помимо всего этого она любит и практикует: контррельефы, машинное искусство, Objet trouvé и особенно бруитизм, то есть смешанный стиль. медиасинтез аудио, литературы, кинетики и одновременно театральной постановки. С презентациями такого рода она оставляет Пикассо далеко позади». [ 11 ]
Кинетические вибрационные объекты
[ редактировать ]Начиная с 1970-х годов она создавала так называемые вибрационные объекты. Это провода, кнопки, патроны; электрические панели и другие находки, звучащие музыкой сфер одним нажатием кнопки. Благодаря этой интерактивной динамике доступ к ее поэтической концепции облегчается любителям искусства; тем не менее, говорит она, «моя работа должна казаться непонятной большинству нашего общества». Продолжая ее слова: «Эти вибрирующие объекты должны опрокидывать прекрасное и драгоценное. Представьте себе, что это происходит в ювелирном магазине. Зритель сталкивается с разваливающейся композицией. Они созданы с целью заставить элементы дрожать от прикоснувшись к кнопке, они должны испытать дискомфорт от разрушения прекрасного». [ 12 ]
Ферромонтажи, Металлические коллажи (Ассамбляж)
[ редактировать ]Ферромонтажи Хюнерфаута (слово, придуманное художником) вторглись в традиционно сдержанную сферу творчества художников-мужчин. [ 13 ] Это скульптуры, сделанные из богатого мусора и лома, таких как никелированные хромированные автомобильные детали, бамперы, капоты радиаторов, стальные ребра, стальные диски, крупная резьба, трубы, осевые подшипники и многое другое. Это блестящие предметы, фигурки и творения высотой с голову, которые она собрала или сварила вместе с помощью мужа. Эти произведения искусства напоминают религиозные объекты культуры. Первые из них, выполненные в конце 1960-х годов, представляют собой бронзовые скульптуры меньшего размера на подставке или столике и включают в себя реди-мейды . Затем фигуры стали крупнее, например, « Железный» или «Подсолнух», сделанный из деталей сельскохозяйственных машин, «Портрет Дж.В.К. на колонне высотой с голову (рифленый), «Серпентина» , «Портрет миссис Хеллер» и особенно впечатляющий «Я» (1977). , Черная бабочка и наставитель Ма(х)нуэль – все это отдельно стоящие скульптуры.
Самый важный из этих ферромонтажей носит название Occam-Mensch (Человек Оккама), данное прессой , и может рассматриваться как ее главное произведение искусства. Двухметровая скульптура с противогазом, открытыми легкими и множеством символических выхлопных труб была создана из оригинальных деталей машин в 1971 году. В том же году она была выставлена публично на углу улицы Оккам в Швабинге, районе в северной части Мюнхена. Тогда газета назвала его Occammensch (Человек Оккам) и частично высмеяла его послание. В 1990 году, примерно двадцать лет спустя, она снова была выставлена публично в Гаштайге в Мюнхене (район Хайдхаузен). Он был принят благосклонно и был напечатан в виде плаката. Этой скульптурой художник хочет привлечь внимание к защите климата и загрязнению воздуха угарным газом в крупных городах. На постаменте от руки написан ироничный слоган в виде игры слов «STATT LUFT – STADTLUFT (Вместо воздуха – атмосфера большого города «смог»)». Объявленная «неподлежащей продаже», она сопровождала художника на протяжении десятилетий и несколько раз переделывалась художником.
Затем она создала рельефные, более двухмерные композиции, получившие название «Металлический коллаж» («Ассамбляж»). Это были металлические пластины размером один на два метра, которые она украшала ломом и находками. Некоторые из этих металлических коллажей (Сборка) она временно установила на внешнем фасаде своего дома, чтобы подвергнуть их воздействию погодных условий и, следовательно, естественной коррозии. Применяемые материалы она называла «слишком красивым ломом». В этой категории также заслуживают внимания ее кумиры, особенно Götzin mit Klingelbusen (женщина-оловянная богиня со звенящей грудью), металлически закрепленное изображение женской груди. соски которых были сделаны из нажимных металлических кнопок-колокольчиков. На постаменте со стихами Иоганна Вольфганга фон Гете: «Грудь девушки в руке и дверной звонок на стене связаны друг с другом. Оба показывают, что внизу снаружи кто-то срочно просит о входе».
Молитвенники художника из микроэлектронного мусора
[ редактировать ]После смерти мужа Хюнерфаут сосредоточилась на более мелких предметах, потому что с ними было легче справиться самой. Она создавала молитвенники художника, перерабатывая микроэлектронный мусор, мусор от компьютерного оборудования, электронные проводники и миниатюрные панели управления в небольшие металлические коллажи (Ассамбляж). Использование такого материала следует рассматривать как уникальное. [ нужна ссылка ] Объекты теперь снова являются «тихими объектами». Их небольшие форматы заставляют наблюдать и смотреть в лицо формальным, графическим и физическим средствам и возможностям Хюнерфаута. Манера структурирования побуждает зрителя к поведению, о котором она просила во время просмотра своей ранней абстрактной картины, когда говорила зрителям в январе 1960 года: «Погрузитесь в картину, просматривая ее глазами, линии поведут вас. желаю, чтобы зрители вышли из себя во время диалога с произведением искусства и вновь оказались в другой сфере сознания». [ 14 ]
Термин «Молитвенники художника» уже указывает на то, что эти художественные миниатюры призваны быть неоднозначными и провокационными. Этот термин нацелен на тип текста, который был специально задуман для женщин и их интимной ориентации на Бога в 19 веке. Эти книги имели особенно великолепный дизайн и должны были символизировать общественное благочестие. Кажущаяся художественность «Молитвенников художника» Хюнерфаута до сих пор напоминает первоначальный смысл, славословие. Хюнерфаут вела диалог с собой и ожиданиями публики. Также материал (отходы) вызывает размышления: компьютер — новый бог или личность? Для тех, кто еще не понял, в дневник каждого артиста она добавила девиз: «Не думай, удивляйся сам!» «Творческая сила в молитвенниках настолько сильна, что превращает материал, применение в одну единую материю, одушевленную личным взглядом, обладающим той же структурой, что и ее рельефные идолы». [ 15 ]
Хюнерфаут — послевоенная художница так называемого «потерянного поколения», чьи работы продавались в основном напрямую как в частные, так и в государственные коллекции и поэтому при ее жизни редко появлялись на международных художественных мероприятиях или на аукционах. [ 16 ] Новое открытие ее творчества теперь позволяет по-новому взглянуть на ее художественное творчество.
С 20 марта 2018 года две большие картины Хюнерфаута выставлены в Städtische Galerie im Lenbachhaus в Мюнхене. Сборник «Я верующий. Поп-арт и современное искусство из Дома Ленбаха и Фонда КиКо» демонстрирует картины Хюнерфаута вместе с работами Рупрехта Гейгера и Гюнтера Фрутранка , чтобы проиллюстрировать живопись Мюнхена 1950-х и 1960-х годов. [ 17 ]
С 12 апреля по 28 июля 2019 года работа Хюнерфаут « Первая любовь » была представлена на групповой выставке «Отклоняясь от линии» в павильоне Шинкель в Берлине вместе с другими художницами Ли Лозано и Бетье Саар . [ 18 ]
С 4 июня по 3 октября 2022 года две основные работы Хюнерфаута, говорящая коробка « Быть как трава» и вибрирующий объект « Изоляция» , были показаны на 15-м Триеннале малой скульптуры Фельбаха под названием «Вибрация вещей» , международная группа. выставка современных женщин-художников, курируемая Elke aus dem Moore . [ 19 ]
19 мая – 9 июля 2023 г. «Говорящие коробки» — первая посмертная персональная выставка немецкой художницы Ирмы Хюнерфаут (1907–1998) в Центре искусств Simian в Копенгагене, кураторы Элиза Р. Линн и Леннарт Вольф. [ 20 ] с первым заголовком Элис Гудвин в известном международном художественном журнале Artforum для Ирмы Хюнерфаут...» Вместе эти кинетические сборки говорят о кризисах загрязнения и одиночества, индустриализации и войны второй половины двадцатого века, но они чувствуют себя пугающе провидческими в своем предвкушении кибернетических систем, которые теперь являются частью ткани нашего общества»... [ 21 ] Многочисленные впечатления от этой выставки можно найти на ArtViewer. [ 22 ]
Выставки
[ редактировать ]- 1946 г. Каммершпиле, Мюнхен.
- 1947 ББК, Мюнхен; Гедо, здание ЮНЕСКО, Бейрут, Ливан.
- 1959 «Радость молодого искусства», Кунстферайн, Мюнхен; Дворец изящных искусств, Париж, Франция; Передвижная выставка современной гравюры, Франкенталь.
- 1959-61 Большая художественная выставка, Neue Gruppe, Haus der Kunst, Мюнхен.
- 1961 Персональная выставка в Муниципальной галерее в Ленбаххаусе, Мюнхен; Новый Дармштадтский Сецессион, Дармштадт; Nouvelle école européenne, Хессенхейс, Антверпен, Бельгия; Четыре немецких художника, Королевская шотландская академия, Эдинбург, Англия; Гедок, Рим, Италия; Технический колледж, Мюнхен.
- 1962 Государственная коллекция графики, Мюнхен; Гедок, искусство в архитектуре, городской музей, Мюнхен; Персональная выставка в галерее Каспер, Лозанна, Швейцария.
- 1962/63 Передвижная выставка современной гравюры, Франкенталь.
- 1962-65 Друзья молодого искусства, Художественное объединение, Мюнхен.
- 1963 Женская биеннале, Париж, Франция; школа-интернат Выставка акварелей, город. Музей, Фридрихсхафен.
- 1963-69 Осенний салон, Дом искусства, Мюнхен.
- 1964 Музей современного искусства, Париж, Франция.
- 1965 «Группа 7» и «Группа Шпора», Академия изящных искусств, Мюнхен; Передвижная выставка США, Общество Карла Шурца «Группа К», Casa, Мюнхен.
- 1966 «Поперечное сечение», Государственная графическая коллекция, Мюнхен; Посвящение Францу Ро, Кунстферайн, Мюнхен; Музей современного искусства, Париж, Франция.
- 1967 «Сечение 67», Государственная коллекция графики, Мюнхен; Персональная выставка: Галерея Криста Меринг, Висбаден; «Флеккенбургские беседы», международные аспекты современного искусства, Хохзауэрланд.
- 1968 г. Дом садовника «Материальные объекты», Бонн.
- 1971 Современная французская и немецкая графика, Передвижная выставка по Южной Америке, Гете-Институт, Сан-Паулу, Бразилия; «Европа 2000», Галерея BH Corner, Лондон, Англия; Herbstsalon 71, Haus der Kunst, Мюнхен.
- 1971/72 Передвижная выставка «Предметы кинетического искусства», Музей Романа Пелицеуса, Хильдесхайм, затем 1972 год Детмольд и Ганновер.
- 1972 Рисунки и графика 7 веков, Государственная графическая коллекция, Мюнхен; «Призма 72», Рейнский земельный музей, Бонн.
- 1974 Аппортин – Хильмар – Хюнерфаут, Кунстферайн, Мюнхен; Персональная выставка: Дом избирательного садовника, Бонн.
- 1975 Персональная выставка: Гёте-Институт (Хюнерфаут и Фюрер-Волькенштейн), Брюссель, Бельгия.
- 1977 Персональная выставка: Галерея Вальтера Коха (Хюнерфаут и Фюрер-Волькенштейн), Мюнхен; Персональная выставка: Галерея «Сечение» (Хюнерфаут и Фюрер-Волькенштейн), Брауншвейг; Персональная выставка: Гете – Институт (Хюнерфаут и Фюрер-Волькенштейн), Брюссель, Бельгия; «Пикассо Анмален», Фонд Энгельхорна, Грюнвальд, Мюнхен: Передвижная выставка Мюнхен, Париж, Нанси, Тулуза, Лион, Лилль, Бордо, Франция.
- 1979 Галерея в Ганзерхаусе, ящики для предметов, Вассербург-на-Инне.
- 1981 Музей Леопольда Хёша, Дюрен.
- 1983 «Экопространства», Форум Европейского парламента, Страсбург, Франция; Выставка конца года, Вассербург-ам-Инн; Персональная выставка: «IRMAnipulations», Гёте-Институт, Лондон.
- 1984 Персональная выставка: Kulturzentrum am Gasteig, молитвенники художников, Мюнхен; Культурный центр Гаштайг, Мюнхен; «Баварское искусство наших дней», Кюнстлерхаус, Вена, Австрия; «Звуковые объекты», София, Болгария; Искусство и технологии III, Галерея BMW, Мюнхен
- 1985 Искусство и технологии III, Галерея BMW, Берлин; Дни новой музыки, звуковые скульптуры: Муниципальная галерея, Вюрцбург; Культурный форум, Бонн; Художественная ассоциация, Гейдельберг; Шпильбоден, Дорнбирн; Музей Леопольда Хеша, Дюрен; Кармелитский монастырь, Франкфурт; Музыкальная оптика, больницы, Вюрцбург; «Арт-форум», Олимпиадорф, Мюнхен; Технологии и человечность», Санкт-Виргилий, Зальцбург, Австрия; Image Spaces, Рабочая группа 68, Ратуша, Вассербург-ам-Инн; «Кунстсалон 85», Дом искусства, Мюнхен и Берлин.
- 1986 Баварское искусство наших дней, Музей Эрнста, Будапешт, Венгрия; Искусство и технологии, Галерея BMW, Мюнхен и Берлин; «Большая художественная выставка», ратуша, Вассербург-ам-Инн.
- 1989 Environment-Mitwelt-Lebenswelt, культурный центр в Гаштайге, Мюнхен.
- 1994 Персональная выставка: Дом Игнаца Гюнтера, Городской музей, Мюнхен.
- 1995 Kunstverein Schloss Röderhof, Саксония-Анхальт.
- 1996 Персональная выставка: Бюргерхаус, Пуллах; Персональная выставка: Монастырь-музей «Дорогие наши женщины», Магдебург; Большая художественная выставка, Вассербург-на-Инне.
- 1998 Хюнерфаут в качестве почетного гостя на Большой художественной выставке в Вассербурге-на-Инне.
- 2018 Групповая выставка, Städtische Galerie im Lenbachhaus, Мюнхен: «Я верующий. Поп-арт и современное искусство от Дома Ленбаха и Фонда KiCo».
- 2019 Групповая выставка: «Отклоняясь от линии», Павильон Шинкель, Берлин.
- 2021 Групповая выставка: «Огонь требует своего топлива», кураторы Элиза Р. Линн и Леннарт Вольф (KM Temporaer) по приглашению Маркуса Люттгена и Драй, Менхенгладбах.
- 2022 Групповая выставка: 15-я Триеннале малой скульптуры Фельбаха «Вибрация вещей», куратор Эльке аус дем Мур.
- 2023 Персональная выставка: «Говорящие коробки», кураторы Элиза Р. Линн и Леннарт Вольф (KM Temporaer), SIMIAN, Копенгаген.
Ссылки
[ редактировать ]- Ро, Юлиана, Выставка малоизвестных мюнхенских художников, 13 февраля - 15 марта 1959 г., Общество друзей молодого искусства, Мюнхен, 1959 г. (на немецком языке).
- Пеллекс, Жорж, в: Das Werk, Винтертур, 1960 (на немецком языке).
- Ро, Франц, О картине Ирмы Хюнерфаут, в: Искусство и красивый дом 58, стр. 365–367, Мюнхен, 1960 (на немецком языке).
- Lexikon Münchner Prominenz [Словарь выдающихся людей Мюнхена], VDM Verlag, Мюнхен, 1962 (на немецком языке).
- Ро, Джулиана, в: Произведение искусства 7/XIV, 1963 (на немецком языке).
- Скотт, Джон, Абстрактное искусство, в: Новости строительной индустрии, Лондон, 1963.
- Мазенод, Д., Artistes Contemporains [Современные художники], Париж, 1964 (на французском языке).
- Шиндлер, Оттейнрих, New German Graphics, Frankenthal, 1965 (на немецком языке).
- Ро, Джулиана, в: Bogawus, Мюнстер, 1966 (на немецком языке).
- Ежегодник Графического общества, Нью-Йорк, 1968.
- Музей Ремера Пелизеуса (редактор), Объекты кинетического искусства, Хильдесхайм, 1968 (на немецком языке).
- Ниггл, Томас, д'Орвилл, Кристиан, Прем, Хеймрад (ред.), Omnibus News, Мюнхен, 1968 (на немецком языке).
- Ро, Джулиана, в: The Work of Art 22:1968/69(9/10), с. 82 (на немецком языке).
- Ро, Джулиана, Хюнерфаут - Волькенштейн, в: Произведение искусства, 6/1977 (на немецком языке).
- Рётель, Ганс Конрад, Хюнерфаут-Волькенштейн, каталог выставки Galerie Walter Koch, (кат.) Мюнхен, 1977 (на немецком языке).
- Ирма Хюнерфаут «Театр Ульмер. 12 октября – 15 ноября 1980 года». (исх. кот.). Конструкции из металла и прочего, Ульм, 1980 г. (на немецком языке).
- Эверс, Ульрика, Лексикон немецких женщин-художниц ХХ века [Словарь немецких женщин-художниц ХХ века], Гамбург, 1983 (на немецком языке) ISBN 3920855019 .
- Ирма Хюнерфаут, Питер Луффт и Кристоф Видеманн. ИРМАнипуляции. Издатель Антье Кунстманн, Мюнхен, 1990 г. (на немецком языке). ISBN 978-3-88897-150-1 .
- Гетце, Герхард, кинетический художник, Мюнхенская мозаика, май/июнь 1988 г. (на немецком языке).
- Оттомейер, Х. / Заль, А., Мебель неоклассицизма и новая объективность (кат.) Stadtmuseum, Мюнхен, 1993 (на немецком языке).
- Неформальная и экспрессивно-абстрактная графика 50-60-х годов (кат.) Pfalz-Galerie, Кайзерслаутерн, 1993 (на немецком языке).
- Нетта И. (ред.), Память открывает свои врата. Современное искусство в Lenbachhaus Мюнхен (кат.) Ostfildern-Ruit, 1999 (на немецком языке).
- Бюльманн, Б.Е. (редактор), Трехмерные работы, хранящиеся в Pfalz-Galerie Kaiserslautern (кат.), Кайзерслаутерн, 2000 (на немецком языке).
- Доллен, Ингрид фон дер, женщины-художники ХХ века, изобразительное искусство «потерянного поколения» [Женщина-художница ХХ века, Живописные произведения потерянного поколения], издательство Хирмер Верлаг, Мюнхен, 2000 (на немецком языке) ISBN 9783777487007 .
- Парч, С., АКЛ, Всемирный биографический словарь художников, том. 75. Де Грюйтер Саур, Берлин, 2012–2013 гг. ISBN 978-3-11-023180-9 .
- Каталог выставки Schinkel Pavillon Berlin «Отклоняясь от линии», апрель 2019 г.
- Каталог выставки 15-го Триеннале малой скульптуры Фелльбаха «Вибрация вещей», июнь 2022 г., с. 73.
Примечания
[ редактировать ]- ^ см . С. Парч, AKL, Всемирный биографический словарь художников, том. 75. Де Грюйтер Саур, Берлин, 2012–2013 гг.
- ^ Ирма Хюнерфаут, Питер Луффт и Кристоф Видеманн. ИРМАНипуляции, с. 119. Издательство Антье Кунстманн, Мюнхен, 1990.
- ^ Ирма Хюнерфаут, Питер Луффт и Кристоф Видеманн. ИРМАНипуляции, с. 120. Издательство Антье Кунстманн, Мюнхен, 1990.
- ^ Группа K, портфолио, 12 оригинальных изображений из Группы K, Мюнхен, 1965.
- ^ Ирма Хюнерфаут, Питер Луффт и Кристоф Видеманн. ИРМАНипуляции, с. 56. Издательство Антье Кунстманн, Мюнхен, 1990.
- ^ Ирма Хюнерфаут, Питер Луффт и Кристоф Видеманн. ИРМАНипуляции, с. 9, с. 53. Издательство Антье Кунстманн, Мюнхен, 1990.
- ^ см . С. Парч, AKL, Всемирный биографический словарь художников, том. 75. Де Грюйтер Саур, Берлин, 2012–2013 гг.
- ^ ср. Конрад Вестпфаль. В: Ирма Хюнерфаут, exh. кот., Брукманн, Мюнхен, 1960 г.
- ^ Ирма Хюнерфаут, Питер Луффт и Кристоф Видеманн. ИРМАНипуляции, с. 9. Издательство Антье Кунстманн, Мюнхен, 1990 г.
- ^ Ирма Хюнерфаут «Театр Ульмера. 12 октября - 15 ноября 1980 г.». Конструкции из металла и мусора, кат., Ульм, 1980.
- ^ Ирма Хюнерфаут, Питер Луффт и Кристоф Видеманн. ИРМАНипуляции, с. 64, с. 67. Издательство Антье Кунстманн, Мюнхен, 1990.
- ^ Ирма Хюнерфаут, Питер Луффт и Кристоф Видеманн. ИРМАНипуляции, с. 56. Издательство Антье Кунстманн, Мюнхен, 1990.
- ^ Ирма Хюнерфаут, Питер Луффт и Кристоф Видеманн. ИРМАНипуляции, с. 59. Издательство Антье Кунстманн, Мюнхен, 1990.
- ^ Ирма Хюнерфаут, Питер Луффт и Кристоф Видеманн. ИРМАНипуляции, с. 60. Издательство Антье Кунстманн, Мюнхен, 1990.
- ^ Ирма Хюнерфаут, Питер Луффт и Кристоф Видеманн. IRManipulations, стр. 61–62. Издательство Антье Кунстманн, Мюнхен, 1990 г.
- ^ ср. Ингрид фон дер Доллен, Женщины-художники ХХ века, Изобразительное искусство «потерянного поколения» [Женщины-художники ХХ века, Живописные произведения потерянного поколения], с. 318. Издательство Хирмер Верлаг, Мюнхен, 2000.
- ^ «Я верующий» .
- ^ «Павильон Шинкеля» .
- ^ http://www.triennale.de/en/artists/h/huenerfauth-irma
- ^ https://www.ssiimmiaann.org/
- ^ https://www.artforum.com/picks/irma-huenerfauth-90773
- ^ https://artviewer.org/irma-hunerfauth-at-simian/