Jump to content

Феноменология восприятия

(Перенаправлено из «Феноменологии восприятия »)
Феноменология восприятия
Обложка первого издания
Автор Морис Мерло-Понти
Оригинальное название Феноменология восприятия
Переводчик Колин Смит (первый перевод на английский)
Дональд Ландес (второй английский перевод)
Язык Французский
Предмет Восприятие
Издатель Издания Gallimard , Routledge и Кеган Пол
Дата публикации
1945
Место публикации Франция
Опубликовано на английском языке
1962
Тип носителя Печать ( в твердом переплете и в мягкой обложке )
Страницы 466 (издание Routledge 1965 г.)
ISBN 978-0415834339 (издание Routledge, 2012 г.)

Феноменология восприятия ( фр . Phénoménologie de la Perception ) — книга о восприятии французского философа Мориса Мерло-Понти , вышедшая в 1945 году , в которой автор излагает свой тезис о «первичности восприятия». Эта работа сделала Мерло-Понти выдающимся философом тела и считается основным утверждением французского экзистенциализма .

Краткое содержание

[ редактировать ]

Мерло-Понти пытается дать определение феноменологии , которая, по его мнению, еще не получила должного определения. Он утверждает, что феноменология содержит ряд очевидных противоречий, в том числе тот факт, что она пытается создать философию, которая была бы строгой наукой, а также предлагала бы объяснение пространства , времени и мира так, как их воспринимают люди. Мерло-Понти отрицает, что такие противоречия можно разрешить, проводя различие между взглядами философа Эдмунда Гуссерля и взглядами философа Мартина Хайдеггера , отмечая, что работа Хайдеггера «Бытие и время» (1927) «вытекает из указаний, данных Гуссерлем, и представляет собой не более чем чем явное описание «natürlicher Weltbegriff» или « Lebenswelt », которое Гуссерль к концу своей жизни определил как центральную тему феноменологии, в результате чего противоречие появляется в собственной философии Гуссерля». [1]

Вслед за Гуссерлем Мерло-Понти пытается раскрыть феноменологическую структуру восприятия . Он пишет, что хотя «понятие ощущения... кажется непосредственным и очевидным», на самом деле оно запутано. Мерло-Понти утверждает, что, поскольку «традиционный анализ» принял это, они «упустили феномен восприятия». Мерло-Понти утверждает, что, хотя под ощущением можно понимать «способ воздействия на меня и переживание своего состояния», в опыте нет ничего, соответствующего «чистому ощущению» или «атому чувства». Он пишет, что «предполагаемая самоочевидность ощущений основана не на каких-либо свидетельствах сознания, а на широко распространенных предрассудках». [2] Центральный тезис Мерло-Понти — это «примат восприятия». Он критикует картезианскую позицию « cogito ergo sum » и излагает иную концепцию сознания . Декартовский дуализм разума и тела ставится под сомнение как основной способ существования в мире и в конечном итоге отвергается в пользу интерсубъективной концепции или диалектической и интенциональной концепции сознания. Тело занимает центральное место в понимании восприятия Мерло-Понти. По его мнению, способность к рефлексии исходит из дорефлексивной основы, которая служит фундаментом для размышления над действиями.

Представление Мерло-Понти о теле помогает ему подорвать давнюю концепцию сознания, основанную на различении между «для-себя» (субъект) и « в-себе» (объект), играющем центральную роль в философии. Жан -Поля Сартра , чья книга «Бытие и ничто» была выпущена в 1943 году. Тело стоит между этим фундаментальным различием между субъектом и объектом, двусмысленно существуя как оба. Мерло-Понти В обсуждении человеческой сексуальности обсуждает психоанализ . Мерло-Понти предполагает, что тело «может символизировать существование, поскольку оно порождает его и осуществляет его». [3]

История публикаций

[ редактировать ]

«Феноменология восприятия» была впервые опубликована в 1945 году издательством Éditions Gallimard . В 1962 году английский перевод Колина Смита был опубликован издательством Routledge & Kegan Paul . В 2013 году Routledge опубликовал английский перевод Дональда Ландеса. [4] [5]

Философ А. Дж. Айер раскритиковал аргументы Мерло-Понти против теории восприятия чувственных данных, найдя их неубедительными. Он считал включение Мерло-Понти главы о сексуальности удивительным, предполагая, что Мерло-Понти включил ее, чтобы дать ему возможность вернуться к гегелевской диалектике господина и раба. Он сравнил взгляды Мерло-Понти на секс со взглядами Сартра в «Бытии и небытии» . [6] Социолог Мюррей С. Дэвис заметил, что точка зрения Мерло-Понти о том, что аспекты психоанализа, такие как приписывание значения всем человеческим действиям и распространение сексуальности на протяжении всего человеческого существования, подобны феноменологии, противоречива, и что другие авторы рассматривал бы психоанализ как «материалистический и механический». [7]

Хельмут Р. Вагнер назвал «Феноменологию восприятия» важным вкладом в феноменологию. [8] Рианнон Голдторп назвала книгу главной работой Мерло-Понти, отметив, что обсуждение в ней таких вопросов, как связь тела с пространственным опытом и сексуальность, вышло за рамки «номинального диапазона его названия». [9] Философ Дэвид Абрам заметил, что, хотя «чувственная вещь» «обычно считается нашей философской традицией пассивной и инертной», Мерло-Понти последовательно описывает ее активным голосом в «Феноменологии восприятия ». Он отверг идею о том, что «анимистический» язык Мерло-Понти был результатом поэтической вольности, утверждая, что он «пишет о воспринимаемых вещах как о сущностях, о чувственных качествах как о силах и о самом чувственном как поле одушевленных присутствий, в чтобы признать и подчеркнуть их активный, динамичный вклад в перцептивный опыт». [10]

Американский вице-президент Эл Гор в интервью 1998 года критику Луи Менану в журнале The New Yorker упомянул «Феноменологию восприятия» как источник вдохновения. [11] Философ Стивен Прист отметил, что после публикации книги Мерло-Понти решил, что в ней он воспринял «субъектно-объектный дуализм как феноменологически примитивный» и «использовал сравнительно поверхностный психологический словарь», который он хотел заменить. [12] Философ Роберт Бернаскони заметил, что эта книга сделала Мерло-Понти выдающимся философом тела и, наряду с другими произведениями Мерло-Понти, нашла более восприимчивую аудиторию среди философов-аналитиков, чем работы других феноменологов. [13]

Г.Б. Мэдисон заметил, что книга была признана основным утверждением французского экзистенциализма и наиболее известна благодаря центральному тезису Мерло-Понти о «примате восприятия». По мнению Мэдисона, Мерло-Понти в своих более поздних работах стремился ответить на обвинение в том, что, обосновывая все интеллектуальные и культурные достижения дорефлексивной и доличностной жизнью тела, он пропагандировал редукционизм и антиинтеллектуализм и подрывал идеалы разума и правда. Мэдисон далее заявил, что некоторые комментаторы считали, что мысль Мерло-Понти приняла существенно иное направление в его поздней, незаконченной работе «Видимое и невидимое» , под редакцией философа Клода Лефора , в то время как другие подчеркивали преемственность его работы, при этом вопрос получил «большая научная дискуссия». [14]

Библиография

[ редактировать ]
Книги
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 87e3309884e1f5a0c1f9173ad857cc22__1647028740
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/87/22/87e3309884e1f5a0c1f9173ad857cc22.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Phenomenology of Perception - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)