Феноменология восприятия
Автор | Морис Мерло-Понти |
---|---|
Оригинальное название | Феноменология восприятия |
Переводчик | Колин Смит (первый перевод на английский) Дональд Ландес (второй английский перевод) |
Язык | Французский |
Предмет | Восприятие |
Издатель | Издания Gallimard , Routledge и Кеган Пол |
Дата публикации | 1945 |
Место публикации | Франция |
Опубликовано на английском языке | 1962 |
Тип носителя | Печать ( в твердом переплете и в мягкой обложке ) |
Страницы | 466 (издание Routledge 1965 г.) |
ISBN | 978-0415834339 (издание Routledge, 2012 г.) |
Феноменология восприятия ( фр . Phénoménologie de la Perception ) — книга о восприятии французского философа Мориса Мерло-Понти , вышедшая в 1945 году , в которой автор излагает свой тезис о «первичности восприятия». Эта работа сделала Мерло-Понти выдающимся философом тела и считается основным утверждением французского экзистенциализма .
Краткое содержание
[ редактировать ]Мерло-Понти пытается дать определение феноменологии , которая, по его мнению, еще не получила должного определения. Он утверждает, что феноменология содержит ряд очевидных противоречий, в том числе тот факт, что она пытается создать философию, которая была бы строгой наукой, а также предлагала бы объяснение пространства , времени и мира так, как их воспринимают люди. Мерло-Понти отрицает, что такие противоречия можно разрешить, проводя различие между взглядами философа Эдмунда Гуссерля и взглядами философа Мартина Хайдеггера , отмечая, что работа Хайдеггера «Бытие и время» (1927) «вытекает из указаний, данных Гуссерлем, и представляет собой не более чем чем явное описание «natürlicher Weltbegriff» или « Lebenswelt », которое Гуссерль к концу своей жизни определил как центральную тему феноменологии, в результате чего противоречие появляется в собственной философии Гуссерля». [1]
Вслед за Гуссерлем Мерло-Понти пытается раскрыть феноменологическую структуру восприятия . Он пишет, что хотя «понятие ощущения... кажется непосредственным и очевидным», на самом деле оно запутано. Мерло-Понти утверждает, что, поскольку «традиционный анализ» принял это, они «упустили феномен восприятия». Мерло-Понти утверждает, что, хотя под ощущением можно понимать «способ воздействия на меня и переживание своего состояния», в опыте нет ничего, соответствующего «чистому ощущению» или «атому чувства». Он пишет, что «предполагаемая самоочевидность ощущений основана не на каких-либо свидетельствах сознания, а на широко распространенных предрассудках». [2] Центральный тезис Мерло-Понти — это «примат восприятия». Он критикует картезианскую позицию « cogito ergo sum » и излагает иную концепцию сознания . Декартовский дуализм разума и тела ставится под сомнение как основной способ существования в мире и в конечном итоге отвергается в пользу интерсубъективной концепции или диалектической и интенциональной концепции сознания. Тело занимает центральное место в понимании восприятия Мерло-Понти. По его мнению, способность к рефлексии исходит из дорефлексивной основы, которая служит фундаментом для размышления над действиями.
Представление Мерло-Понти о теле помогает ему подорвать давнюю концепцию сознания, основанную на различении между «для-себя» (субъект) и « в-себе» (объект), играющем центральную роль в философии. Жан -Поля Сартра , чья книга «Бытие и ничто» была выпущена в 1943 году. Тело стоит между этим фундаментальным различием между субъектом и объектом, двусмысленно существуя как оба. Мерло-Понти В обсуждении человеческой сексуальности обсуждает психоанализ . Мерло-Понти предполагает, что тело «может символизировать существование, поскольку оно порождает его и осуществляет его». [3]
История публикаций
[ редактировать ]«Феноменология восприятия» была впервые опубликована в 1945 году издательством Éditions Gallimard . В 1962 году английский перевод Колина Смита был опубликован издательством Routledge & Kegan Paul . В 2013 году Routledge опубликовал английский перевод Дональда Ландеса. [4] [5]
Прием
[ редактировать ]Философ А. Дж. Айер раскритиковал аргументы Мерло-Понти против теории восприятия чувственных данных, найдя их неубедительными. Он считал включение Мерло-Понти главы о сексуальности удивительным, предполагая, что Мерло-Понти включил ее, чтобы дать ему возможность вернуться к гегелевской диалектике господина и раба. Он сравнил взгляды Мерло-Понти на секс со взглядами Сартра в «Бытии и небытии» . [6] Социолог Мюррей С. Дэвис заметил, что точка зрения Мерло-Понти о том, что аспекты психоанализа, такие как приписывание значения всем человеческим действиям и распространение сексуальности на протяжении всего человеческого существования, подобны феноменологии, противоречива, и что другие авторы рассматривал бы психоанализ как «материалистический и механический». [7]
Хельмут Р. Вагнер назвал «Феноменологию восприятия» важным вкладом в феноменологию. [8] Рианнон Голдторп назвала книгу главной работой Мерло-Понти, отметив, что обсуждение в ней таких вопросов, как связь тела с пространственным опытом и сексуальность, вышло за рамки «номинального диапазона его названия». [9] Философ Дэвид Абрам заметил, что, хотя «чувственная вещь» «обычно считается нашей философской традицией пассивной и инертной», Мерло-Понти последовательно описывает ее активным голосом в «Феноменологии восприятия ». Он отверг идею о том, что «анимистический» язык Мерло-Понти был результатом поэтической вольности, утверждая, что он «пишет о воспринимаемых вещах как о сущностях, о чувственных качествах как о силах и о самом чувственном как поле одушевленных присутствий, в чтобы признать и подчеркнуть их активный, динамичный вклад в перцептивный опыт». [10]
Американский вице-президент Эл Гор в интервью 1998 года критику Луи Менану в журнале The New Yorker упомянул «Феноменологию восприятия» как источник вдохновения. [11] Философ Стивен Прист отметил, что после публикации книги Мерло-Понти решил, что в ней он воспринял «субъектно-объектный дуализм как феноменологически примитивный» и «использовал сравнительно поверхностный психологический словарь», который он хотел заменить. [12] Философ Роберт Бернаскони заметил, что эта книга сделала Мерло-Понти выдающимся философом тела и, наряду с другими произведениями Мерло-Понти, нашла более восприимчивую аудиторию среди философов-аналитиков, чем работы других феноменологов. [13]
Г.Б. Мэдисон заметил, что книга была признана основным утверждением французского экзистенциализма и наиболее известна благодаря центральному тезису Мерло-Понти о «примате восприятия». По мнению Мэдисона, Мерло-Понти в своих более поздних работах стремился ответить на обвинение в том, что, обосновывая все интеллектуальные и культурные достижения дорефлексивной и доличностной жизнью тела, он пропагандировал редукционизм и антиинтеллектуализм и подрывал идеалы разума и правда. Мэдисон далее заявил, что некоторые комментаторы считали, что мысль Мерло-Понти приняла существенно иное направление в его поздней, незаконченной работе «Видимое и невидимое» , под редакцией философа Клода Лефора , в то время как другие подчеркивали преемственность его работы, при этом вопрос получил «большая научная дискуссия». [14]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Мерло-Понти 1978 , с. VII.
- ^ Мерло-Понти 1978 , стр. 4–5.
- ^ Мерло-Понти 1978 , стр. 158, 408.
- ^ Мерло-Понти 1978 , стр. iii–iv.
- ^ Мерло-Понти 2014 , с. я.
- ^ Вчера 1984 , стр. 216–217, 222.
- ^ Дэвис 1985 , стр. 247–248.
- ^ Вагнер 1983 , с. 219.
- ^ Голдторп 1995 , с. 522.
- ^ Абрам 1996 , стр. 54–56.
- ^ Реншон 2002 , стр. 197–198.
- ^ Священник 2003 , с. 9.
- ^ Бернаскони 2005 , с. 588.
- ^ Мэдисон, 2017 , стр. 656–658.
Библиография
[ редактировать ]- Книги
- Абрам, Дэвид (1996). Чары чувственного: восприятие и язык в более чем человеческом мире . Нью-Йорк: Книги Пантеона . ISBN 0-679-43819-Х .
- Айер, Эй Джей (1984). Философия двадцатого века . Лондон: Анвин в мягкой обложке . ISBN 0-04-100044-7 .
- Бернаскони, Роберт (2005). «Мерло-Понти, Морис». В Хондерихе, Тед (ред.). Оксфордский справочник по философии . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета . ISBN 0-19-926479-1 .
- Дэвис, Мюррей С. (1985). Головня: Эротическая реальность/Непристойная идеология . Чикаго: Издательство Чикагского университета . ISBN 0-226-13792-9 .
- Голдторп, Рианнон (1995). «Мерло-Понти». Во Франции, Питер (ред.). Новый Оксфордский справочник по литературе на французском языке . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета . ISBN 0-19-866125-8 .
- Мэдисон, Великобритания (2017). «Мерло-Понти, Морис». В Audi, Роберт (ред.). Кембриджский философский словарь, третье издание . Кембридж: Издательство Кембриджского университета . ISBN 978-1-107-64379-6 .
- Мерло-Понти, Морис (1978). Феноменология восприятия . Лондон: Рутледж и Кеган Пол . ISBN 0-7100-3613-2 .
- Мерло-Понти, Морис (2014). Феноменология восприятия . Милтон Парк: Рутледж . ISBN 978-0415834339 .
- Священник, Стефан (2003). Мерло-Понти . Лондон: Рутледж . ISBN 0-415-30864-Х .
- Реншон, Стэнли А. (2002). Вторая гражданская война в Америке: послания из политического центра . Нью-Брансуик: Издатели транзакций . ISBN 978-0765800879 .
- Скратон, Роджер (1994). Сексуальное желание: философское исследование . Лондон: Книги Феникса . ISBN 1-85799-100-1 .
- Вагнер, Хельмут Р. (1983). Феноменология сознания и социология жизненного мира: вводное исследование . Эдмонтон: Издательство Университета Альберты . ISBN 0-88864-032-3 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Отрывки можно найти в Google Книгах: Мерло-Понти, Морис (14 марта 2002 г.). Феноменология восприятия . ISBN 9780203994610 .
- Список Стэнфордской энциклопедии философии