Натаниэль Дорски
Натаниэль Дорски (род. 1943) — американский режиссер-экспериментатор и монтажёр. Его карьера в кино началась во время движения «Новое американское кино» 1960-х годов, когда он встретил своего партнёра Джерома Хилера . В 1967 году он получил премию «Эмми» за работу над фильмом «Гоген на Таити: В поисках рая» .
Переехав в Сан-Франциско в 1970-х годах, Дорски в конце концов отредактировал некоторые из своих более ранних отснятых материалов, чтобы создать фильм 1982 года « Часы для Джерома» , который был внесен в Национальный реестр фильмов США . В своих короткометражных лирических фильмах он развил стиль поливалентного монтажа, которым он известен. Помимо собственных фильмов, Дорски работал монтажёром или киноврачом над другими проектами, особенно над документальными фильмами.
Ранний период жизни
[ редактировать ]Дорски родился в Нью-Йорке в 1943 году и вырос в Милберне, штат Нью-Джерси . [ 1 ] [ 2 ] Подрастая, Дорский узнал о буддизме , посещая учебные группы вместе со своим отцом. [ 3 ] Он снимал 8-миллиметровые фильмы о природе, вдохновленные диснеевским сериалом «Настоящие приключения» . [ 4 ] Дорски в течение года учился в Антиохийском колледже , а затем переехал в Нью-Йорк, чтобы изучать киноискусство в Нью-Йоркском университете . [ 2 ]
Карьера
[ редактировать ]В Нью-Йорке Дорский познакомился с местной экспериментальной киносценой и снял трилогию фильмов о своем детстве. [ 5 ] Вскоре после премьеры первого фильма трилогии «Ингрин » он встретил Джерома Хилера в Кооперативе кинематографистов . [ 2 ]
Дорски и Хилер стали романтическими партнерами и в 1966 году переехали в сельскую местность Лейк-Овасса , штат Нью-Джерси. [ 6 ] [ 7 ] Он получил премию «Эмми» за фильм «Гоген на Таити: В поисках рая» , снятый Мартином Карром в 1967 году. [ 4 ] [ 8 ] [ 9 ] Ральф Штайнер нанял Дорски для монтажа трех своих последних фильмов: «Взгляд на прачечную» , «За пределами Ниагары» и «Смотри в парке» . [ 10 ]
Дорски продолжал снимать кадры во время своего пребывания в Нью-Джерси, но на многие годы прекратил монтаж и выпуск фильмов. [ 6 ] После того, как Хилер сделал безымянный фильм в качестве подарка на день рождения, он сделал один в ответ, и эти два фильма теперь известны как «Весна дурака» («Два личных подарка») . [ 11 ] Оба были киномеханиками и программистами в местном отделении Справочной библиотеки округа Сассекс, которая поручила им снять индустриальный фильм . Получившаяся в результате пьеса «Библиотека» включает минималистичный саундтрек Тони Конрада и повествование Беверли Грант . [ 12 ]
Дорски и Хилер оставались в Нью-Джерси до 1971 года, а затем переехали в Сан-Франциско. [ 6 ] Отправившись в Лос-Анджелес для работы над эксплуататорским фильмом «Месть чирлидеров» , Дорски навсегда поселился в Сан-Франциско. В течение нескольких лет он входил в совет директоров Синематеки Сан-Франциско . [ 13 ]
В начале 1980-х он смонтировал свои фильмы о жизни на озере Овасса, чтобы создать «Часы для Джерома» , двухсерийный фильм, построенный по временам года. При создании фильма он экспериментировал со скоростью молчания и с тех пор снимает немые фильмы, которые показываются с пониженной частотой кадров. [ 4 ] [ 6 ] «Часы Джерома» были внесены в Национальный реестр фильмов в 2012 году. [ 14 ] Другие короткометражные фильмы Дорски 1980-х годов были сосредоточены на зернистости , текстуре и цвете пленки. [ 6 ]
Дорски был одним из режиссеров документального фильма 1986 года « Что случилось с Керуаком?» с Ричардом Лернером, режиссером «Мести чирлидеров» . Лернер пригласил его в проект, чтобы снять кадры, которые будут сопровождать записи Джека Керуака, читающего свои собственные стихи. С тех пор Дорски продолжает работать кинодоктором, особенно в сфере документальных фильмов, поддерживаемых Фондом киноискусства в Сан-Франциско. [ 4 ]
Следующим фильмом Дорски стал «Тристе» , собранный из отснятого на протяжении многих лет материала и выпущенный в 1996 году. Он закрепил его практику поливалентного монтажа , отметив то, что он назвал «уровнем языка кино, над которым я работал». [ 4 ] [ 7 ] Он продолжал развивать этот стиль редактирования в своих более поздних работах. [ 6 ] В 2003 году Дорский опубликовал короткую книгу «Преданное кино» , в которой обсуждает опыт просмотра фильмов и исследует связь между искусством и здоровьем. Он начал отходить от поливалентного монтажа в 2010-х годах. [ 15 ] В 2017 году Дорски снял серию из семи фильмов в Ботаническом саду Сан-Франциско. В их число входит « Цикл дендрария» , в котором запечатлен естественный свет, распространяющийся через растения в дендрарии в течение года. [ 16 ]
Дорски был приглашенным преподавателем в Принстонском университете в 2008 году и получил множество наград, включая стипендию Гуггенхайма 1997 года и гранты Национального фонда искусств , две от Фонда Рокфеллера и одну от Фонда ЛЕФ, Фонда Современное искусство и Калифорнийский совет искусств . Он представлял фильмы в Музее современного искусства , Центре Помпиду , Тейт Модерн, Испанской кинотеке, Мадрид, Пражском киноархиве, Венском музее кино, Тихоокеанском киноархиве , Гарвардском киноархиве , Принстонском университете, Йельском университете. и часто выставляет новые работы в Нью-Йоркского кинофестиваля программе «Взгляды авангарда» и в программе «Длины волн» Международного кинофестиваля в Торонто . Весной 2012 года Дорски принял активное участие в трёхмесячной экспозиции Биеннале Уитни . [ 17 ] Нью -Йоркский кинофестиваль 2015 года почтил его работу полной ретроспективой из тридцати четырех фильмов в Линкольн-центре. Манохла Даргис из New York Times поставила эту ретроспективу на второе место в своем списке десяти лучших фильмов 2015 года. [ 18 ]
Фильмы Дорски доступны только в формате 16-миллиметровой пленки и распространяются компаниями Canyon Cinema в Сан-Франциско и Light Cone в Париже. Репродукции кадров из его фильмов доступны в Галерее Пола Англима в Сан-Франциско и Галерее Питера Блюма в Нью-Йорке.
Стиль
[ редактировать ]Большинство фильмов Дорского — немые произведения продолжительностью около 20 минут. [ 2 ] Они проецируются со скоростью 18 кадров в секунду , что намного ниже, чем 24 кадра в секунду, используемые для звуковых фильмов. Уменьшенная частота кадров приводит к небольшому эффекту мерцания, который делает изображения более абстрактными. [ 19 ] [ 20 ] Он работает с 16-миллиметровой подпружиненной камерой Bolex , которая ограничивает продолжительность его снимков не более чем тридцатью секундами. [ 21 ]
Дорский известен тем, что работает в форме монтажа, которую называют «поливалентным» или «открытой формой». Критик П. Адамс Ситни характеризует эту форму как серию статичных кадров, которые действуют как отдельные монадические единицы, собранные вместе в базовую конструкцию «кадр-кадр». В отличие от повествовательного кино, повторяющиеся образы нетипичны, и процессия изображений не сходится быстро на фиксированном предмете или теме. Вместо этого постоянно вводятся новые монадические образы, подавляющие ожидание будущего и остающиеся в настоящем моменте. [ 6 ] Дорский устанавливает тонкие связи между изображениями на основе таких элементов, как цвета, узоры или иконография. Эти взаимосвязи могут связать кадр с предыдущими кадрами монтажа, помимо соединяющих их фрагментов. Таким образом, он постепенно устанавливает мотивы на протяжении всего фильма, в монтаже, который «открывается, но накапливается». [ 5 ] [ 22 ]
В композициях Дорского избегаются чрезмерно определенные образы, основанные на устоявшихся символах или значениях, чтобы зрители конструировали значения во время просмотра. [ 5 ] Обычные сюжеты его работ включают листву, водоемы, отражающие или прозрачные поверхности и прохожих. [ 2 ] Отказавшись от поливалентного монтажа в 2010-х годах, Дорски вновь стал использовать операторские импровизации в своих последующих фильмах. [ 15 ] Эти методы включают в себя изменение фокуса для создания сдвигов в отдельных кадрах. [ 16 ] а также колебания диафрагмы , которые создают колебания интенсивности света, подобные музыкальному вибрато . [ 23 ]
Работы Дорски оказали влияние на режиссеров, в том числе на Тимолеона Уилкинса и Конрада Штайнера. [ 24 ]
Фильмография
[ редактировать ]- Ингрин (1964) [ 4 ]
- Осенняя поездка домой (1964) [ 4 ]
- Летний ветер (1965) [ 4 ]
- Два личных подарка (AKA Fool's Spring ) (1966–67) (с Джеромом Хилером )
- Библиотека (1970) (с Джеромом Хилером)
- Часы Джерома, часть 1 и 2 (1966–70/82) [ 4 ]
- Пневма (1977–83) [ 4 ]
- Ариэль (1983)
- полк (1976–87) [ 4 ]
- 17 причин почему (1985–87) [ 4 ]
- Сад (1974–96) [ 4 ]
- Вариации (1992–98) [ 4 ] [ 25 ]
- Древо жизни (1999–00)
- Рефрен любви (2000–01)
- Посещение (2002)
- Треноди (2004) [ 4 ]
- Песня и одиночество (2005–06)
- Ежедневные газеты Kodachrome from the Time of Song and Solitude (Часть 1) (2005–2006)
- Ежедневные газеты Kodachrome from the Time of Song and Solitude (Часть 2) (2005–2006)
- Зима (2007)
- Сарабанда (2008)
- Повечерие (2009)
- Обаде (2010)
- Пастурель (2010)
- Возвращение (2011)
- Август и после (2012)
- Апрель (2012 г.)
- Песня (2013)
- Весна (2013)
- Лето (2013)
- Декабрь (2014 г.)
- февраль (2014 г.)
- Авраам (2014)
- Намеки (2015)
- Прелюдия (2015)
- Осень (2016)
- Мечтатель (2016)
- Люкс Перпетуа I (2000–2002/2016)
- Вечный свет II (1999–2002/2016)
- Другой лучник (2003/2016)
- Смерть поэта (2003/2016)
- Костница (1995–2005/2016 гг.)
- Цикл «Дендрарий» (2017, 137 мин.), включающий следующие фильмы:
- Элохим (2017)
- Эббот (2017)
- Кода (2017)
- Ода (2017)
- Сентябрь (2017 г.)
- Моноди (2017)
- Эпилог (2017)
- Колофон (для цикла «Дендрарий») (2018)
- Чашечка (2018)
- Априсити (2019)
- Интерлюдия (2019)
- Песни (2019)
- Караколь (для Сесилии) (2019)
- Плач (2020)
- Храмовый сон (2020)
- Уильям (2020)
- Эманации (2020)
- Эмбер Дни (2021)
- Третий (2021 г.)
- Интервал (2021)
- Караколь (для Mac) (2022)
- Неф (2022)
- Диалоги (2022)
- Золотая площадь (2023)
- Паване (2023)
- Караколь (для Искали) (2023)
- О смерть (2023)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Коросси, Грузия (6 декабря 2011 г.). «Киносвет: Безмятежная красота земного опыта. Интервью с Натаниэлем Дорски» . ЛЮКС . Проверено 20 октября 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Нельсон, Макс (июль 2016 г.). «Небесное воинство» . Комментарий к фильму . Том. 52, нет. 4. С. 51–55 . Проверено 20 октября 2023 г.
- ^ Даргис, Манохла (24 сентября 2015 г.). «Для Натаниэля Дорски и Джерома Хилера фильм — это звезда» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 23 июня 2018 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот Макдональд, Скотт (2001). «Священная скорость: интервью с Натаниэлем Дорски». Фильм Ежеквартально . 54 (4): 2–11. дои : 10.1525/fq.2001.54.4.2 .
- ^ Jump up to: а б с Сколлер, Джеффри (2000). Натаниэль Дорски: Интервью (Кинофильм). Банк видеоданных .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Ситни, П. Адамс (ноябрь 2007 г.). «Тональные стихи» . Артфорум . Том. 46, нет. 3-й стр. 341–347 . Проверено 20 октября 2023 г.
- ^ Jump up to: а б Нельсон, Макс (15 октября 2013 г.). «Интервью: Натаниэль Дорски» . Комментарий к фильму . Проверено 20 октября 2023 г.
- ^ Брукс и Марш 2009, с. 204.
- ^ «Премия CTVA-US TV Emmy Awards 1967–1968» . ЦВА . 27 марта 1967 года . Проверено 5 декабря 2017 г.
- ^ Макдональд 1995, стр. 232–233.
- ^ Макдональд 2006, с. 106.
- ^ Гость, Хейден (2021). «Медленное чтение». Сфера кино . № 85.
- ^ Анкер, Гериц и Зейд 2010, стр. 229.
- ^ «Полный список Национального реестра фильмов» . Национальный реестр фильмов . Проверено 20 октября 2023 г.
- ^ Jump up to: а б Проктор, Максимилиан Люк (15 февраля 2022 г.). «Натаниэль Дорски: Мерцающая золотая музыка» . Блокнот . Проверено 17 ноября 2023 г.
- ^ Jump up to: а б Макгиннес, Мак (5 июня 2018 г.). «Фантастический свет: Цикл дендрария Натаниэля Дорски » . Музей современного искусства Сан-Франциско . Проверено 23 июня 2018 г.
- ^ Роберта Смит (1 марта 2012 г.). «Обзор другого цвета на биеннале Уитни 2012» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 5 марта 2012 г.
- ^ Манохла Даргис (9 декабря 2015 г.). «Лучшие фильмы 2015 года» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 17 августа 2017 г.
- ^ Гольдберг, Макс (2011). «Самый сокровенный лист: Интервью с Натаниэлем Дорски» . Сфера кино . № 46 . Проверено 23 июня 2018 г.
- ^ Полта, Стив (2018). «Осознанный просмотр как трансцендентный опыт: фильмы Натаниэля Дорски» . Киносообщество Сан-Франциско . Проверено 23 июня 2018 г.
- ^ Анкер, Геритц и Зейд 2010, стр. 253.
- ^ Макдональд 2006, стр. 79–95.
- ^ Гольдберг, Макс (май 2018 г.). «Священный лес: цикл дендрария Натаниэля Дорски » . Бруклинская железная дорога . п. 3 . Проверено 17 ноября 2023 г.
- ^ Анкер, Гериц и Зейд 2010, стр. 292.
- ^ Индивайр; Indiewire (30 апреля 2001 г.). «ИНТЕРВЬЮ: Настоящие независимые; Брэхэдж и Дорски раскрывают реалии поэтического кино» . ИндиВайр . Проверено 5 декабря 2017 г.
Источники
[ редактировать ]- Анкер, Стив; Геритц, Кэти; Зейд, Стив, ред. (2010). Радикальный свет: альтернативное кино и видео в районе залива Сан-Франциско, 1945–2000 гг . Издательство Калифорнийского университета . ISBN 978-0-520-24911-0 .
- Брукс, Тим; Марш, Эрл Ф. (2009). Полный каталог шоу Prime Time Network и кабельного телевидения, с 1946 года по настоящее время . Издательская группа Random House. ISBN 978-0-307-48320-1 . Проверено 5 декабря 2017 г.
- Макдональд, Скотт (1995). «Ральф Штайнер». В Хораке, Ян-Кристофер (ред.). Любители кино: первый американский киноавангард, 1919–1945 . Университет Висконсина Пресс . ISBN 978-0-299-14684-9 .
- Макдональд, Скотт (2006). Критическое кино 5: Интервью с независимыми кинематографистами . Издательство Калифорнийского университета .