Jump to content

Генизаро

Генизарос (или Генизарос ) — название детрибализированных коренных американцев (индейцев) с 17 по 19 века в испанской колонии Нью-Мексико и соседних регионах американского юго-запада. Генизаро обычно представляли собой женщин и детей, захваченных на войне испанцами или купленных у индейских племен, которые держали их в плену в качестве рабов. Чтобы обойти испанские законы, запрещающие рабство, покупатель (или спасатель) генизаро был обязан познакомить его с христианством и испанскими обычаями. Генисарос работал наемными слугами , пастухами и чернорабочими. Они занимали самую низкую ступень статусно-сознательного испанского общества в Нью-Мексико, но медленно ассимилировались и вступали в смешанные браки с испанским, а затем мексиканским (1821-1846) и американским (с 1846 года по настоящее время) обществом. Потомков генизарос также называют генизарос, и это слово стало предметом гордости для потомков первых индийских пленников и рабов. [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] По оценкам, в 1793 году генисаро составляли до одной трети из 29 041 человека, жившего под властью Испании в Нью-Мексико. [ 5 ] [ 6 ]

С 1543 года Новая Испания ввела запрет на рабство коренных народов, за исключением тех, кто был захвачен во время войны. [ 4 ] Ограничения рабства также означали, что генисаро должны были быть осуждены и приговорены к каторжным работам на определенный период, после чего они получали свободу. Их даже поощряли стать землевладельцами посредством грантов испанского правительства на землю или присоединиться к региональной милиции. [ 7 ] росло движение за отмену рабства В 1810 году во время независимости Мексики . [ 8 ] и практика рабства начала терять популярность в Испанской империи . Поддержка отмены рабства усилилась после того, как Хосе Мария Морелос официально включил его в Sentimientos de la Nación 1813 года. Оно стало законом после Торжественного акта Декларации независимости Северной Америки Первой Мексиканской республики в эпоху централистской республики . В 1837 году Генисарос присоединился к другим солдатам-гражданам Нью-Мексико во время восстания Чимайо , чтобы бороться за отделение Нью-Мексико от централистской Мексиканской Республики. Восстание возглавил Хосе Гонсалес, генизаро . [ 9 ]

Генисаро поселились в нескольких деревнях Новой Мексики , таких как Белен , Томе , Валенсия , Карнуэль , Лос-Лентес, Лас-Трампас , Сокорро и Сан-Мигель-дель-Вадо . Генисарос также жил в Альбукерке , Берналильо , Атриско, Санта-Фе , Чимайо , Таосе , Абикиу и Лас-Вегасе, Нью-Мексико . Большинство генизаро были или их предки были рабами индейских племен, особенно племен равнин, которые совершали набеги и порабощали членов племен, союзных испанцам, таких как апачи. [ 10 ]

В 2007 году генисаро и их современные потомки были признаны коренными народами Законодательным собранием Нью-Мексико . [ 11 ] [ 12 ] В начале 21 века они составляли большую часть населения Южной долины Альбукерке и значительную часть населения северного Нью-Мексико , включая Эспаньолу , Таос , Санта-Фе , Лас-Вегас и южный Колорадо .

Термин genízaro испанское слово, заимствованное из итальянского слова giannizzero , которое было заимствовано из османско-турецкого слова yeniçeri . [ 13 ] Это турецкое слово относилось к рабам, которых готовили в качестве солдат для Османской империи . (Турецкое слово также было принято в английский язык как « янычар »). Первое известное использование слова генизаро в Нью-Мексико произошло в начале 1660-х годов, когда политика обвинили в плохом обращении со слугой -генизарой , отец которого был пуэбло, а мать — апач -кивира ( уичито ). Этот термин стал более широко использоваться после 1692 года, когда испанцы восстановили контроль над Нью-Мексико после восстания пуэбло . [ 14 ]

Слово генизаро также имело военное значение в Нью-Мексико. Ополчение и разведчики Генизаро сыграли важную роль в защите Нью-Мексико от набегов команчей, апачей и навахо воинов . Генизаро , которым командовал капрал из были официально организованы в 1808 году в отряд генизаро их рядов и со специальной системой снабжения. [ 15 ]

Генизарос, как правило, были коренными жителями, которые были захвачены и порабощены другими индейскими племенами и которых францисканские монахи были по закону обязаны спасти, заплатив выкуп. Бывших рабов сделали наемными слугами для погашения такого долга, обычно на несколько лет. [ 16 ]

В конце 1700-х - начале 1800-х годов генисаро составляли значительную часть населения территории, которая сейчас является юго-западом Соединенных Штатов. Они основали ряд населенных пунктов, таких как Белен, Томе, Валенсия, Карнуэ, Лос-Лентес, Лас-Трампас, Сокорро и Сан-Мигель-дель-Вадо. были также Генисаро в таких городах, как Альбукерке, Атриско, Санта-Фе, Чимайо, Таос, Абикиу и Лас-Вегас.

Долг выкупленного коренного американца (генизаро ) , часто ребенка, обычно составлял от 10 до 20 лет службы человеку, платившему выкуп. Особенно ценились молодые женщины. Опыт большинства выкупленных коренных американцев был «рабством в континууме, который варьировался от почти рабства до семейного объединения, но лишь немногие избавились от клейма раболепия». Потомков генизарос обычно также считали генизаросами . Но, как и в случае с остальной частью колониальной Мексики, эта классификация не была абсолютным препятствием для социальной мобильности. [ 17 ]

Команчи и другие племена привозили своих пленников на торговые ярмарки и выставляли их на продажу. В 1770 году пленницу от 12 до 20 лет продали за двух хороших лошадей и несколько мелких вещей; самец стоил всего вполовину меньше. [ 18 ]

Многие генизаро жаловались на жестокое обращение со стороны испанцев. В соответствии с политикой, установленной губернаторами Нью-Мексико, они были заселены земельными участками на периферии испанских поселений. Эти поселения стали буферными сообществами для крупных испанских городов на случай нападения вражеских племен, окружавших провинцию. [ 3 ] Генисаро . в приграничных общинах выступали в качестве посредников между зачастую враждебными индейскими племенами, окружавшими испанские поселения, и испанскими властями [ 19 ]

Следующее описание поселений Томе-Валенсия 1740-х годов, сделанное испанским религиозным чиновником Фраем Менчеро, описывает генисарос и их поселение на земельных грантах:

«Это новое поселение, состоящее из различных наций [племен], которые сохраняются в мире, союзе и милосердии благодаря особому провидению Божьему и усилиям миссионеров... индейцы принадлежат к различным народам, которые были взяты в плен команчами - апачами , нацией настолько воинственной и настолько храброй, что она доминирует над всеми жителями внутренней страны... Они продают людей всех этих народов испанцам королевства, у которых они находятся в рабстве, взрослые существа наставленные отцами и крещенными детьми . Иногда случается, что с индейцами в этом рабстве обращаются плохо, не задумываясь о тяготах их плена и еще меньше о том, что они неофиты и о них нужно заботиться. и относились к ним с добротой. По этой причине многие дезертирствуют и становятся отступниками. [ 20 ]

Поселения Томе и Белен, к югу от Альбукерке , были описаны Хуаном Агустином Морфи в 1778 году следующим образом:

«Во всех испанских городах Нью-Мексико существует класс индейцев, называемых генизарос. Они состоят из пленных команчей, апачей и т. д., которые были взяты в подростковом возрасте и выросли среди нас и которые женились в провинции… Они вынуждены жить среди испанцев, без земель и других средств к существованию, кроме лука и стрел, которые служат им, когда они отправляются в глушь охотиться на оленей ради еды... Они прекрасные солдаты, очень воинственные... Ожидая работать генизаро за дневную заработную плату - это безумие из-за злоупотреблений, которым они подверглись, особенно со стороны мэров алькальдов в прошлом ... В двух местах, Белене и Томе, собралось около шестидесяти семей генизаро ". [ 21 ]

Племенное происхождение

[ редактировать ]

Согласно исследованиям ДНК, латиноамериканцы Нью-Мексико имеют значительную долю генов индейцев (от 30 до 40% генома нуэвомексикано ) из-за скрещивания испанцев и генизаро. [ 22 ] Большинство генизаро были навахо , пауни , апачи , кайова-апачи , юте , команчи и пайуте , которые были куплены в молодом возрасте и работали домашней прислугой и пастухами. [ 3 ] На протяжении испанского и мексиканского периода Генисаро поселились в нескольких деревнях Новой Мексики, таких как Белен, Томе, Валенсия, Карнуэль , Лос-Лентес, Сокорро и Сан-Мигель-дель-Вадо . Генисарос также жил в Альбукерке, Атриско, Санта-Фе, Чимайо, Таосе, Абикиу и Лас-Вегасе, штат Нью-Мексико .

К середине 18 века команчи доминировали над более слабыми племенами на восточных равнинах и продавали детей, похищенных у этих племен, испанским сельским жителям. [ 3 ] К мексиканскому и раннему американскому периоду (1821–1880) почти все генисаро имели происхождение навахо. Во время переговоров с военными США представители навахо подняли вопрос о том, что навахо держат в качестве слуг в испанских и мексиканских семьях. На вопрос, сколько навахо среди мексиканцев, они ответили: «более половины племени». [ 23 ] Большинство пленников так и не вернулись в народ навахо, а остались представителями низших классов в латиноамериканских деревнях. [ 23 ] В этих общинах вступали в брак представители разных племен.

В настоящее время потомки генизарос составляют большую часть населения Атриско , Пахарито и Бареласа в Южной долине Альбукерке, а также значительную часть населения Лас-Вегаса в восточном Нью-Мексико. [ 24 ]

В 1821 году Мексика стала независимой от Испании, а Нью-Мексико стал территорией в составе Первой Мексиканской империи . , Кордовский договор принятый Мексикой, постановил, что коренные племена в пределах ее границ являются гражданами Мексики. Во время испанского правления к генисаро и уроженцам пуэбло часто относились как к гражданам второго сорта, хотя они находились под защитой законов Индии. [ 25 ]

Новое независимое мексиканское правительство провозгласило социальное равенство для всех этнических групп, и генисаро официально считались равными своим весино (жителям деревни преимущественно смешанного расового происхождения) и соседям-пуэбло. В этот период использование термина генизаро было официально прекращено для церковных и правительственных документов. [ 26 ] Однако на практике Мексика была далека от эгалитарной. Многие генизаро оставались маргинальными в культурном и экономическом отношении в обществе Нью-Мексико.

Экономические и социальные условия в мексиканский период были настолько плохими, что в 1837 году пуэбло, генисаро , койоты и весино восстали против мексиканского правительства. Повстанцы обезглавили Альбино Переса (губернатора Нью-Мексико) и перебили все мексиканские войска в Санта-Фе. Они сформировали новое правительство и избрали губернатором Хосе Гонсалеса , генизаро родом из Таоса Пуэбло и Пауни. [ 26 ] [ 27 ] Восстание часто называли восстанием Чимайосо в честь общины Чимайо на севере Нью-Мексико, где проживал Хосе Анхель Гонсалес и многие другие коренные народы смешанной крови. [ 27 ] Восстание Чимайосо было одним из многих действий групп коренных народов против правительства Мексики в этот период, включая восстание майя на Юкатане.

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Лоуренс, Дебора; Лоуренс, Джон (2016). Оспаривание пограничья: интервью о раннем юго-западе . Университет Оклахомы Пресс. п. 67. ИСБН  9780806151946 .
  2. ^ Масич, Эндрю Э. (2018). Гражданская война в Юго-Западном Пограничье, 1861–1867 гг . Университет Оклахомы Пресс. п. 311. ИСБН  9780806160962 .
  3. ^ Jump up to: а б с д Арчибальд (1978) .
  4. ^ Jump up to: а б «Индийское рабство когда-то процветало в Нью-Мексико. Латиноамериканцы находят в нем семейные связи» . Нью-Йорк Таймс . 28 января 2018 года . Проверено 17 октября 2021 г.
  5. ^ Гутьеррес (1991) , с. 171.
  6. ^ «Потомки коренных американских рабов в Нью-Мексико выходят из безвестности» . NPR.org . 29 декабря 2016 года . Проверено 17 октября 2021 г.
  7. ^ «ГЕНИЗАРОС» . Энциклопедия Великих равнин . Проверено 17 октября 2021 г.
  8. ^ «Сторона г-на Идальго отменяет рабство; отменяет законы о налогах; вводит алькабалу для национальных и иностранных последствий; запрещает использование запечатанной бумаги и тушит табак, порох, краски и другие табачные магазины» . 500 лет Мексики в документах . Проверено 5 октября 2015 г.
  9. ^ «Колонизация, политический конфликт и восстание» . мойТекст CNM . 21 мая 2018 года . Проверено 17 октября 2021 г.
  10. ^ Гонсалес (2014) , с. 582.
  11. ^ House Memorial 40 (HM40) , «Генисарос, в знак признания», Законодательное собрание штата Нью-Мексико, 2007 г., очередная сессия.
  12. ^ Мемориал Сената 59 (SM59) , «Генизарос, в знак признания», Законодательное собрание штата Нью-Мексико, 2007 г., очередная сессия.
  13. ^ "генизаро, ра " Словарь испанского языка (на испанском языке) (22-е изд.). Мадрид: Королевская испанская академия.
  14. ^ Брукс (2002) , с. 129.
  15. ^ Магнаги, Рассел М. «Тропад Генизаро» . В Уишарте, Дэвид Дж. (ред.). Энциклопедия Великих равнин . Университет Небраски-Линкольн . Проверено 4 августа 2020 г.
  16. ^ Источник: «Улисс» (15 августа 2016 г.). «Когда Испания (почти) завоевала Запад» . Ла Разон (на испанском языке). Мадрид. Их также сопровождают индейцы генизаро, то есть дети одного племени, похищенные другим и которых францисканцы обязаны были спасти, купив их. (Их также сопровождают индейцы генизаро, то есть дети одного племени, украденные другим и которых францисканцы были обязаны спасти, купив их.)
  17. ^ Брукс (2002) , стр. 123–132.
  18. ^ Магнаги, Рассел М. (1990), «Индейцы равнин в Нью-Мексико: опыт Генизаро», Great Plains Quarterly, 414, стр. 87
  19. ^ Брукс (2002) , с. 138.
  20. ^ Хакетт (1923) .
  21. ^ Морфи (1977) .
  22. Саймон Ромеро (1 февраля 2018 г.) Семьи Нью-Мексико обнаруживают, что их предки были рабами из числа коренных народов . Опубликовано «Нью-Йорк Таймс» .
  23. ^ Jump up to: а б Брюгге (1968) .
  24. ^ Гальегос (2010) .
  25. ^ Гутьеррес (1991) .
  26. ^ Jump up to: а б Раэль-Гальвез (2002) .
  27. ^ Jump up to: а б Чавес (1955) .

См. также

[ редактировать ]
  • Арчибальд, Роберт (1978). «Аккультурация и ассимиляция в колониальном Нью-Мексико». Исторический обзор Нью-Мексико . 53 (3).
  • Брукс, Джеймс Ф. (2002). Пленники и двоюродные братья: рабство, родство и сообщество в юго-западных приграничьях . Чапел-Хилл, Северная Каролина: Институт ранней американской истории и культуры Омохундро; Издательство Университета Северной Каролины. ISBN  0-8078-2714-2 .
  • Брюгге, Дэвид М. (1968). Навахо в отчетах католической церкви Нью-Мексико, 1694–1875 гг. (3-е изд.). Окно-Рок, Аризона: Исследовательский отдел, Департамент парков и отдыха. Племя навахо. ISBN  978-1934691397 .
  • Чавес, отец А. (1955). «Хосе Гонсалес, губернатор Генизаро» . Исторический обзор Нью-Мексико . 30 (2): 190–194.
  • Гальегос, Бернардо (2010). «Танцы команчей, Санто-Ниньо, Ла Вирхен (Гуадалупе) и индейцев Генизаро из Нью-Мексико». В Мартине, Кэтлин Дж. (ред.). Символы и практики коренных народов в католической церкви: визуальная культура, миссионизация и присвоение . Издательство Эшгейт. стр. 203–208. ISBN  978-0754666318 .
  • Гонсалес, Мойзес (2014). «Поселения по предоставлению земли Генизаро в Нью-Мексико». Журнал Юго-Запада . 56 (4): 583–602. дои : 10.1353/jsw.2014.0029 . S2CID   110030860 .
  • Гутьеррес, Рамон А. (1991). Когда пришел Иисус, матери кукурузы ушли, Брак, сексуальность и власть в Нью-Мексико, 1500–1846 гг . Стэнфорд. ISBN  978-0804718325 .
  • Хакетт, Чарльз В., изд. (1923). Исторические документы, относящиеся к Нью-Мексико, Нуэва-Бискайя и подходам к ним . Том. 1. Собраны Адольфом Банделье и Фанни Банделье. Вашингтон, округ Колумбия: Институт Карнеги. п. 395.
  • Морфи, Хуан Агустин (1977) [1783]. Отчет о беспорядках в Нью-Мексико в 1778 году . переведен и отредактирован Марком Симмонсом. Историческое общество Нью-Мексико. ОСЛК   3502950 .
  • Раэль-Гальвез, Эстеван (2002). Идентификация и определение идентичности: рассказы о рабстве американских индейцев, Колорадо и Нью-Мексико, 1750–1930 (докторская диссертация). Мичиганский университет.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Эйвери, Дорис Суонн (2008). В логово зла: Генисаро в колониальном Нью-Мексико (PDF) (магистерская диссертация). Университет Монтаны. Архивировано из оригинала (PDF) 17 июня 2010 г.
  • Брукс, Джеймс Ф. (1996). «Это зло распространяется особенно на женский пол... переговоры о плене на приграничье Нью-Мексико». Феминистские исследования . 22 (2). Вильямсбург: Издательство Университета Северной Каролины: 279–309. дои : 10.2307/3178414 . hdl : 2027/spo.0499697.0022.204 . JSTOR   3178414 .
  • Демос, Джон Патнэм (1994). Неискупленный пленник: семейная история из ранней Америки . Альфред А. Кнопф. ISBN  978-0333650103 .
  • Эбрайт, Малькольм (1996). «Открывая новые горизонты: переоценка губернаторов Велеса Качупина и Мендинуэты и их политики предоставления земель». Колониальный исторический обзор Латинской Америки . 5 (2): 195–230.
  • Эбрайт, Малькольм; Хендрикс, Рик (2006). Ведьмы Абикиу: губернатор, священник, индейцы генизаро и дьявол . Альбукерке: Издательство Университета Нью-Мексико. ISBN  978-0826320315 .
  • Гальегос, Б. (2017). Постколониальные представления коренных народов: размышления койотов о генизарах, гибридности, образовании и рабстве . Роттердам, Нидерланды: Издательство Sense. ISBN  978-94-6351-036-3 .
  • Гандерт, Мигель; Ламадрид, Энрике; Гутьеррес, Рамон; Липпард, Люси; Уилсон, Крис (2000). Nuevo Mexico Profundo: Ритуалы индо-латиноамериканской родины . Санта-Фе: Музей прессы Нью-Мексико. п. 58. ИСБН  978-0890133491 .
  • Химмерих и Валенсия, Роберт (август 2020 г.). «Генизаро» . Энциклопедия.com .
  • Хорват, Стивен М. (1977). «Генизаро Нью-Мексико восемнадцатого века: пересмотр». Открытие . Школа американских исследований: 25–40.
  • Хорват, Стивен М. (1978). «Индийские рабы для испанских лошадей». Музей мехового промысла . Ежеквартальный журнал. 14 (4): 5.
  • Хорват, Стивен М. (1979). Социальная и политическая организация Генизарос на площади Скорбящей Богоматери в Вифлееме, Нью-Мексико, 1740–1812 гг . (докторская диссертация). Брауновский университет. стр. 100-1 130–133. OCLC   7263672 .
  • Джонс, Сондра (2000). Суд над доном Педро Леоном Луханом: нападение на индийское рабство и мексиканских торговцев в штате Юта . Солт-Лейк-Сити: Издательство Университета Юты. стр. 132–33 . ISBN  978-0874806151 .
  • Лафайет. «Заявление г-на главы Абикиу относительно покупки и продажи паютов, 30 апреля 1852 г.». Док. нет. 2150 . Ритча, Сборник статей касающихся Нью-Мексико . Сан-Марино, Калифорния: Библиотека Хантингтона.
  • Магнаги, Рассел М. (1994). «Опыт Генизаро в испанском Нью-Мексико». В Виджиле, Ральф; Кэй, Фрэнсис; Вундер, Джон (ред.). Испания и равнины: мифы и реалии испанских исследований и заселения Великих равнин . Нивот: Университетское издательство Колорадо. п. 118. ИСБН  978-0870813528 .
  • Pinart Коллекция , PE 52:28, губернатор Томас Велес Качупин, Указ , Санта-Фе, 24 мая 1766 г.; PE 55:3, Перепись 1790 года в Абикиу.
  • Твитчелл, Ральф Эмерсон, изд. (2008) [1914]. SANM (Испанские архивы Нью-Мексико) . Том. Серия I. Sunstone Press. стр. 85, 183, 494, 780, 1208, 1258. ISBN.  978-0865346475 .
  • Твитчелл, Ральф Эмерсон, изд. (2008) [1914]. SANM (Испанские архивы Нью-Мексико) . Том. Серия II. Санстоун Пресс. стр. 477, 523, 555, 573. ISBN.  978-0865346482 .
  • Симмонс, Марк (1964). «Тласкаланцы на испанском пограничье» . Исторический обзор Нью-Мексико . 39 (2): 101–110.
  • Сводеш, Фрэнсис Леон (1978). «Они поселились у маленьких бурлящих источников» . Эль Паласио . 84 (3). Ежеквартальный журнал Музея Нью-Мексико: 19–20, 42–49.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 8d2c99c096d8b951e2a0aaefcc0c1520__1718590740
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/8d/20/8d2c99c096d8b951e2a0aaefcc0c1520.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Genízaro - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)