Генизаро
Генизарос (или Генизарос ) — название детрибализированных коренных американцев (индейцев) с 17 по 19 века в испанской колонии Нью-Мексико и соседних регионах американского юго-запада. Генизаро обычно представляли собой женщин и детей, захваченных на войне испанцами или купленных у индейских племен, которые держали их в плену в качестве рабов. Чтобы обойти испанские законы, запрещающие рабство, покупатель (или спасатель) генизаро был обязан познакомить его с христианством и испанскими обычаями. Генисарос работал наемными слугами , пастухами и чернорабочими. Они занимали самую низкую ступень статусно-сознательного испанского общества в Нью-Мексико, но медленно ассимилировались и вступали в смешанные браки с испанским, а затем мексиканским (1821-1846) и американским (с 1846 года по настоящее время) обществом. Потомков генизарос также называют генизарос, и это слово стало предметом гордости для потомков первых индийских пленников и рабов. [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] По оценкам, в 1793 году генисаро составляли до одной трети из 29 041 человека, жившего под властью Испании в Нью-Мексико. [ 5 ] [ 6 ]
С 1543 года Новая Испания ввела запрет на рабство коренных народов, за исключением тех, кто был захвачен во время войны. [ 4 ] Ограничения рабства также означали, что генисаро должны были быть осуждены и приговорены к каторжным работам на определенный период, после чего они получали свободу. Их даже поощряли стать землевладельцами посредством грантов испанского правительства на землю или присоединиться к региональной милиции. [ 7 ] росло движение за отмену рабства В 1810 году во время независимости Мексики . [ 8 ] и практика рабства начала терять популярность в Испанской империи . Поддержка отмены рабства усилилась после того, как Хосе Мария Морелос официально включил его в Sentimientos de la Nación 1813 года. Оно стало законом после Торжественного акта Декларации независимости Северной Америки Первой Мексиканской республики в эпоху централистской республики . В 1837 году Генисарос присоединился к другим солдатам-гражданам Нью-Мексико во время восстания Чимайо , чтобы бороться за отделение Нью-Мексико от централистской Мексиканской Республики. Восстание возглавил Хосе Гонсалес, генизаро . [ 9 ]
Генисаро поселились в нескольких деревнях Новой Мексики , таких как Белен , Томе , Валенсия , Карнуэль , Лос-Лентес, Лас-Трампас , Сокорро и Сан-Мигель-дель-Вадо . Генисарос также жил в Альбукерке , Берналильо , Атриско, Санта-Фе , Чимайо , Таосе , Абикиу и Лас-Вегасе, Нью-Мексико . Большинство генизаро были или их предки были рабами индейских племен, особенно племен равнин, которые совершали набеги и порабощали членов племен, союзных испанцам, таких как апачи. [ 10 ]
В 2007 году генисаро и их современные потомки были признаны коренными народами Законодательным собранием Нью-Мексико . [ 11 ] [ 12 ] В начале 21 века они составляли большую часть населения Южной долины Альбукерке и значительную часть населения северного Нью-Мексико , включая Эспаньолу , Таос , Санта-Фе , Лас-Вегас и южный Колорадо .
Имя
[ редактировать ]Термин genízaro — испанское слово, заимствованное из итальянского слова giannizzero , которое было заимствовано из османско-турецкого слова yeniçeri . [ 13 ] Это турецкое слово относилось к рабам, которых готовили в качестве солдат для Османской империи . (Турецкое слово также было принято в английский язык как « янычар »). Первое известное использование слова генизаро в Нью-Мексико произошло в начале 1660-х годов, когда политика обвинили в плохом обращении со слугой -генизарой , отец которого был пуэбло, а мать — апач -кивира ( уичито ). Этот термин стал более широко использоваться после 1692 года, когда испанцы восстановили контроль над Нью-Мексико после восстания пуэбло . [ 14 ]
Слово генизаро также имело военное значение в Нью-Мексико. Ополчение и разведчики Генизаро сыграли важную роль в защите Нью-Мексико от набегов команчей, апачей и навахо воинов . Генизаро , которым командовал капрал из были официально организованы в 1808 году в отряд генизаро их рядов и со специальной системой снабжения. [ 15 ]
История
[ редактировать ]Генизарос, как правило, были коренными жителями, которые были захвачены и порабощены другими индейскими племенами и которых францисканские монахи были по закону обязаны спасти, заплатив выкуп. Бывших рабов сделали наемными слугами для погашения такого долга, обычно на несколько лет. [ 16 ]
В конце 1700-х - начале 1800-х годов генисаро составляли значительную часть населения территории, которая сейчас является юго-западом Соединенных Штатов. Они основали ряд населенных пунктов, таких как Белен, Томе, Валенсия, Карнуэ, Лос-Лентес, Лас-Трампас, Сокорро и Сан-Мигель-дель-Вадо. были также Генисаро в таких городах, как Альбукерке, Атриско, Санта-Фе, Чимайо, Таос, Абикиу и Лас-Вегас.
Долг выкупленного коренного американца (генизаро ) , часто ребенка, обычно составлял от 10 до 20 лет службы человеку, платившему выкуп. Особенно ценились молодые женщины. Опыт большинства выкупленных коренных американцев был «рабством в континууме, который варьировался от почти рабства до семейного объединения, но лишь немногие избавились от клейма раболепия». Потомков генизарос обычно также считали генизаросами . Но, как и в случае с остальной частью колониальной Мексики, эта классификация не была абсолютным препятствием для социальной мобильности. [ 17 ]
Команчи и другие племена привозили своих пленников на торговые ярмарки и выставляли их на продажу. В 1770 году пленницу от 12 до 20 лет продали за двух хороших лошадей и несколько мелких вещей; самец стоил всего вполовину меньше. [ 18 ]
Многие генизаро жаловались на жестокое обращение со стороны испанцев. В соответствии с политикой, установленной губернаторами Нью-Мексико, они были заселены земельными участками на периферии испанских поселений. Эти поселения стали буферными сообществами для крупных испанских городов на случай нападения вражеских племен, окружавших провинцию. [ 3 ] Генисаро . в приграничных общинах выступали в качестве посредников между зачастую враждебными индейскими племенами, окружавшими испанские поселения, и испанскими властями [ 19 ]
Следующее описание поселений Томе-Валенсия 1740-х годов, сделанное испанским религиозным чиновником Фраем Менчеро, описывает генисарос и их поселение на земельных грантах:
«Это новое поселение, состоящее из различных наций [племен], которые сохраняются в мире, союзе и милосердии благодаря особому провидению Божьему и усилиям миссионеров... индейцы принадлежат к различным народам, которые были взяты в плен команчами - апачами , нацией настолько воинственной и настолько храброй, что она доминирует над всеми жителями внутренней страны... Они продают людей всех этих народов испанцам королевства, у которых они находятся в рабстве, взрослые существа наставленные отцами и крещенными детьми . Иногда случается, что с индейцами в этом рабстве обращаются плохо, не задумываясь о тяготах их плена и еще меньше о том, что они неофиты и о них нужно заботиться. и относились к ним с добротой. По этой причине многие дезертирствуют и становятся отступниками. [ 20 ]
Поселения Томе и Белен, к югу от Альбукерке , были описаны Хуаном Агустином Морфи в 1778 году следующим образом:
«Во всех испанских городах Нью-Мексико существует класс индейцев, называемых генизарос. Они состоят из пленных команчей, апачей и т. д., которые были взяты в подростковом возрасте и выросли среди нас и которые женились в провинции… Они вынуждены жить среди испанцев, без земель и других средств к существованию, кроме лука и стрел, которые служат им, когда они отправляются в глушь охотиться на оленей ради еды... Они прекрасные солдаты, очень воинственные... Ожидая работать генизаро за дневную заработную плату - это безумие из-за злоупотреблений, которым они подверглись, особенно со стороны мэров алькальдов в прошлом ... В двух местах, Белене и Томе, собралось около шестидесяти семей генизаро ". [ 21 ]
Племенное происхождение
[ редактировать ]Согласно исследованиям ДНК, латиноамериканцы Нью-Мексико имеют значительную долю генов индейцев (от 30 до 40% генома нуэвомексикано ) из-за скрещивания испанцев и генизаро. [ 22 ] Большинство генизаро были навахо , пауни , апачи , кайова-апачи , юте , команчи и пайуте , которые были куплены в молодом возрасте и работали домашней прислугой и пастухами. [ 3 ] На протяжении испанского и мексиканского периода Генисаро поселились в нескольких деревнях Новой Мексики, таких как Белен, Томе, Валенсия, Карнуэль , Лос-Лентес, Сокорро и Сан-Мигель-дель-Вадо . Генисарос также жил в Альбукерке, Атриско, Санта-Фе, Чимайо, Таосе, Абикиу и Лас-Вегасе, штат Нью-Мексико .
К середине 18 века команчи доминировали над более слабыми племенами на восточных равнинах и продавали детей, похищенных у этих племен, испанским сельским жителям. [ 3 ] К мексиканскому и раннему американскому периоду (1821–1880) почти все генисаро имели происхождение навахо. Во время переговоров с военными США представители навахо подняли вопрос о том, что навахо держат в качестве слуг в испанских и мексиканских семьях. На вопрос, сколько навахо среди мексиканцев, они ответили: «более половины племени». [ 23 ] Большинство пленников так и не вернулись в народ навахо, а остались представителями низших классов в латиноамериканских деревнях. [ 23 ] В этих общинах вступали в брак представители разных племен.
В настоящее время потомки генизарос составляют большую часть населения Атриско , Пахарито и Бареласа в Южной долине Альбукерке, а также значительную часть населения Лас-Вегаса в восточном Нью-Мексико. [ 24 ]
19 век
[ редактировать ]В 1821 году Мексика стала независимой от Испании, а Нью-Мексико стал территорией в составе Первой Мексиканской империи . , Кордовский договор принятый Мексикой, постановил, что коренные племена в пределах ее границ являются гражданами Мексики. Во время испанского правления к генисаро и уроженцам пуэбло часто относились как к гражданам второго сорта, хотя они находились под защитой законов Индии. [ 25 ]
Новое независимое мексиканское правительство провозгласило социальное равенство для всех этнических групп, и генисаро официально считались равными своим весино (жителям деревни преимущественно смешанного расового происхождения) и соседям-пуэбло. В этот период использование термина генизаро было официально прекращено для церковных и правительственных документов. [ 26 ] Однако на практике Мексика была далека от эгалитарной. Многие генизаро оставались маргинальными в культурном и экономическом отношении в обществе Нью-Мексико.
Экономические и социальные условия в мексиканский период были настолько плохими, что в 1837 году пуэбло, генисаро , койоты и весино восстали против мексиканского правительства. Повстанцы обезглавили Альбино Переса (губернатора Нью-Мексико) и перебили все мексиканские войска в Санта-Фе. Они сформировали новое правительство и избрали губернатором Хосе Гонсалеса , генизаро родом из Таоса Пуэбло и Пауни. [ 26 ] [ 27 ] Восстание часто называли восстанием Чимайосо в честь общины Чимайо на севере Нью-Мексико, где проживал Хосе Анхель Гонсалес и многие другие коренные народы смешанной крови. [ 27 ] Восстание Чимайосо было одним из многих действий групп коренных народов против правительства Мексики в этот период, включая восстание майя на Юкатане.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Лоуренс, Дебора; Лоуренс, Джон (2016). Оспаривание пограничья: интервью о раннем юго-западе . Университет Оклахомы Пресс. п. 67. ИСБН 9780806151946 .
- ^ Масич, Эндрю Э. (2018). Гражданская война в Юго-Западном Пограничье, 1861–1867 гг . Университет Оклахомы Пресс. п. 311. ИСБН 9780806160962 .
- ^ Jump up to: а б с д Арчибальд (1978) .
- ^ Jump up to: а б «Индийское рабство когда-то процветало в Нью-Мексико. Латиноамериканцы находят в нем семейные связи» . Нью-Йорк Таймс . 28 января 2018 года . Проверено 17 октября 2021 г.
- ^ Гутьеррес (1991) , с. 171.
- ^ «Потомки коренных американских рабов в Нью-Мексико выходят из безвестности» . NPR.org . 29 декабря 2016 года . Проверено 17 октября 2021 г.
- ^ «ГЕНИЗАРОС» . Энциклопедия Великих равнин . Проверено 17 октября 2021 г.
- ^ «Сторона г-на Идальго отменяет рабство; отменяет законы о налогах; вводит алькабалу для национальных и иностранных последствий; запрещает использование запечатанной бумаги и тушит табак, порох, краски и другие табачные магазины» . 500 лет Мексики в документах . Проверено 5 октября 2015 г.
- ^ «Колонизация, политический конфликт и восстание» . мойТекст CNM . 21 мая 2018 года . Проверено 17 октября 2021 г.
- ^ Гонсалес (2014) , с. 582.
- ^ House Memorial 40 (HM40) , «Генисарос, в знак признания», Законодательное собрание штата Нью-Мексико, 2007 г., очередная сессия.
- ^ Мемориал Сената 59 (SM59) , «Генизарос, в знак признания», Законодательное собрание штата Нью-Мексико, 2007 г., очередная сессия.
- ^ "генизаро, ра " Словарь испанского языка (на испанском языке) (22-е изд.). Мадрид: Королевская испанская академия.
- ^ Брукс (2002) , с. 129.
- ^ Магнаги, Рассел М. «Тропад Генизаро» . В Уишарте, Дэвид Дж. (ред.). Энциклопедия Великих равнин . Университет Небраски-Линкольн . Проверено 4 августа 2020 г.
- ^ Источник: «Улисс» (15 августа 2016 г.). «Когда Испания (почти) завоевала Запад» . Ла Разон (на испанском языке). Мадрид.
Их также сопровождают индейцы генизаро, то есть дети одного племени, похищенные другим и которых францисканцы обязаны были спасти, купив их.
(Их также сопровождают индейцы генизаро, то есть дети одного племени, украденные другим и которых францисканцы были обязаны спасти, купив их.) - ^ Брукс (2002) , стр. 123–132.
- ^ Магнаги, Рассел М. (1990), «Индейцы равнин в Нью-Мексико: опыт Генизаро», Great Plains Quarterly, 414, стр. 87
- ^ Брукс (2002) , с. 138.
- ^ Хакетт (1923) .
- ^ Морфи (1977) .
- ↑ Саймон Ромеро (1 февраля 2018 г.) Семьи Нью-Мексико обнаруживают, что их предки были рабами из числа коренных народов . Опубликовано «Нью-Йорк Таймс» .
- ^ Jump up to: а б Брюгге (1968) .
- ^ Гальегос (2010) .
- ^ Гутьеррес (1991) .
- ^ Jump up to: а б Раэль-Гальвез (2002) .
- ^ Jump up to: а б Чавес (1955) .
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- Арчибальд, Роберт (1978). «Аккультурация и ассимиляция в колониальном Нью-Мексико». Исторический обзор Нью-Мексико . 53 (3).
- Брукс, Джеймс Ф. (2002). Пленники и двоюродные братья: рабство, родство и сообщество в юго-западных приграничьях . Чапел-Хилл, Северная Каролина: Институт ранней американской истории и культуры Омохундро; Издательство Университета Северной Каролины. ISBN 0-8078-2714-2 .
- Брюгге, Дэвид М. (1968). Навахо в отчетах католической церкви Нью-Мексико, 1694–1875 гг. (3-е изд.). Окно-Рок, Аризона: Исследовательский отдел, Департамент парков и отдыха. Племя навахо. ISBN 978-1934691397 .
- Чавес, отец А. (1955). «Хосе Гонсалес, губернатор Генизаро» . Исторический обзор Нью-Мексико . 30 (2): 190–194.
- Гальегос, Бернардо (2010). «Танцы команчей, Санто-Ниньо, Ла Вирхен (Гуадалупе) и индейцев Генизаро из Нью-Мексико». В Мартине, Кэтлин Дж. (ред.). Символы и практики коренных народов в католической церкви: визуальная культура, миссионизация и присвоение . Издательство Эшгейт. стр. 203–208. ISBN 978-0754666318 .
- Гонсалес, Мойзес (2014). «Поселения по предоставлению земли Генизаро в Нью-Мексико». Журнал Юго-Запада . 56 (4): 583–602. дои : 10.1353/jsw.2014.0029 . S2CID 110030860 .
- Гутьеррес, Рамон А. (1991). Когда пришел Иисус, матери кукурузы ушли, Брак, сексуальность и власть в Нью-Мексико, 1500–1846 гг . Стэнфорд. ISBN 978-0804718325 .
- Хакетт, Чарльз В., изд. (1923). Исторические документы, относящиеся к Нью-Мексико, Нуэва-Бискайя и подходам к ним . Том. 1. Собраны Адольфом Банделье и Фанни Банделье. Вашингтон, округ Колумбия: Институт Карнеги. п. 395.
- Морфи, Хуан Агустин (1977) [1783]. Отчет о беспорядках в Нью-Мексико в 1778 году . переведен и отредактирован Марком Симмонсом. Историческое общество Нью-Мексико. ОСЛК 3502950 .
- Раэль-Гальвез, Эстеван (2002). Идентификация и определение идентичности: рассказы о рабстве американских индейцев, Колорадо и Нью-Мексико, 1750–1930 (докторская диссертация). Мичиганский университет.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Эйвери, Дорис Суонн (2008). В логово зла: Генисаро в колониальном Нью-Мексико (PDF) (магистерская диссертация). Университет Монтаны. Архивировано из оригинала (PDF) 17 июня 2010 г.
- Брукс, Джеймс Ф. (1996). «Это зло распространяется особенно на женский пол... переговоры о плене на приграничье Нью-Мексико». Феминистские исследования . 22 (2). Вильямсбург: Издательство Университета Северной Каролины: 279–309. дои : 10.2307/3178414 . hdl : 2027/spo.0499697.0022.204 . JSTOR 3178414 .
- Демос, Джон Патнэм (1994). Неискупленный пленник: семейная история из ранней Америки . Альфред А. Кнопф. ISBN 978-0333650103 .
- Эбрайт, Малькольм (1996). «Открывая новые горизонты: переоценка губернаторов Велеса Качупина и Мендинуэты и их политики предоставления земель». Колониальный исторический обзор Латинской Америки . 5 (2): 195–230.
- Эбрайт, Малькольм; Хендрикс, Рик (2006). Ведьмы Абикиу: губернатор, священник, индейцы генизаро и дьявол . Альбукерке: Издательство Университета Нью-Мексико. ISBN 978-0826320315 .
- Гальегос, Б. (2017). Постколониальные представления коренных народов: размышления койотов о генизарах, гибридности, образовании и рабстве . Роттердам, Нидерланды: Издательство Sense. ISBN 978-94-6351-036-3 .
- Гандерт, Мигель; Ламадрид, Энрике; Гутьеррес, Рамон; Липпард, Люси; Уилсон, Крис (2000). Nuevo Mexico Profundo: Ритуалы индо-латиноамериканской родины . Санта-Фе: Музей прессы Нью-Мексико. п. 58. ИСБН 978-0890133491 .
- Химмерих и Валенсия, Роберт (август 2020 г.). «Генизаро» . Энциклопедия.com .
- Хорват, Стивен М. (1977). «Генизаро Нью-Мексико восемнадцатого века: пересмотр». Открытие . Школа американских исследований: 25–40.
- Хорват, Стивен М. (1978). «Индийские рабы для испанских лошадей». Музей мехового промысла . Ежеквартальный журнал. 14 (4): 5.
- Хорват, Стивен М. (1979). Социальная и политическая организация Генизарос на площади Скорбящей Богоматери в Вифлееме, Нью-Мексико, 1740–1812 гг . (докторская диссертация). Брауновский университет. стр. 100-1 130–133. OCLC 7263672 .
- Джонс, Сондра (2000). Суд над доном Педро Леоном Луханом: нападение на индийское рабство и мексиканских торговцев в штате Юта . Солт-Лейк-Сити: Издательство Университета Юты. стр. 132–33 . ISBN 978-0874806151 .
- Лафайет. «Заявление г-на главы Абикиу относительно покупки и продажи паютов, 30 апреля 1852 г.». Док. нет. 2150 . Ритча, Сборник статей касающихся Нью-Мексико . Сан-Марино, Калифорния: Библиотека Хантингтона.
- Магнаги, Рассел М. (1994). «Опыт Генизаро в испанском Нью-Мексико». В Виджиле, Ральф; Кэй, Фрэнсис; Вундер, Джон (ред.). Испания и равнины: мифы и реалии испанских исследований и заселения Великих равнин . Нивот: Университетское издательство Колорадо. п. 118. ИСБН 978-0870813528 .
- Pinart Коллекция , PE 52:28, губернатор Томас Велес Качупин, Указ , Санта-Фе, 24 мая 1766 г.; PE 55:3, Перепись 1790 года в Абикиу.
- Твитчелл, Ральф Эмерсон, изд. (2008) [1914]. SANM (Испанские архивы Нью-Мексико) . Том. Серия I. Sunstone Press. стр. 85, 183, 494, 780, 1208, 1258. ISBN. 978-0865346475 .
- Твитчелл, Ральф Эмерсон, изд. (2008) [1914]. SANM (Испанские архивы Нью-Мексико) . Том. Серия II. Санстоун Пресс. стр. 477, 523, 555, 573. ISBN. 978-0865346482 .
- Симмонс, Марк (1964). «Тласкаланцы на испанском пограничье» . Исторический обзор Нью-Мексико . 39 (2): 101–110.
- Сводеш, Фрэнсис Леон (1978). «Они поселились у маленьких бурлящих источников» . Эль Паласио . 84 (3). Ежеквартальный журнал Музея Нью-Мексико: 19–20, 42–49.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Многорасовые дела в Соединенных Штатах
- История коренных американцев Нью-Мексико
- Коренные народы Мексики
- Метисы
- Рабство коренных американцев
- Латиноамериканская кастовая система
- Мексиканские рабы
- Колониальный Нью-Мексико
- Коренной американец мексиканского происхождения
- Неомексиканцы
- Этнокультурные обозначения