Jump to content

доступность

(Перенаправлено с Возможности )
Дизайн чайных чашек и чайника предполагает их соответствующие функции.
Дверная ручка, форма которой отражает то, как она используется, пример ощутимой доступности.
Доступность — один из нескольких принципов проектирования, используемых при разработке графических пользовательских интерфейсов.

В психологии – это то , аффорданс что среда предлагает человеку. В дизайне аффорданс имеет более узкое значение: он относится к возможным действиям, которые актер может легко воспринять.

Американский психолог Джеймс Дж. Гибсон ввел этот термин в своей книге 1966 года « Чувства, рассматриваемые как системы восприятия» . [1] и это встречается во многих его ранних эссе. [2] Его самое известное определение взято из его книги 1979 года «Экологический подход к зрительному восприятию» :

Возможности предлагает окружающей среды — это то, что она животному , что она обеспечивает или снабжает , во благо или во вред. ... Это подразумевает взаимодополняемость животного и окружающей среды. [3]

Это слово используется в различных областях: перцептивной психологии ; когнитивная психология ; экологическая психология ; криминология ; промышленный дизайн ; взаимодействие человека и компьютера (HCI); дизайн взаимодействия ; ориентированный на пользователя дизайн ; коммуникативные исследования ; обучающий дизайн ; наука, технология и общество (НТС); спортивная наука ; и искусственный интеллект .

Оригинальная разработка

[ редактировать ]

Гибсон разрабатывал концепцию доступности на протяжении многих лет, кульминацией которой стала его последняя книга « Экологический подход к визуальному восприятию». [4] в 1979 году. Он определил доступность как то, что окружающая среда обеспечивает или снабжает животное. Примечательно, что Гибсон сравнивает доступность с экологической нишей, подчеркивая, что ниши характеризуют жизнь животного в окружающей среде.

Ключом к пониманию доступности является то, что она реляционная и характеризует пригодность среды для наблюдателя и, следовательно, зависит от его текущих намерений и его возможностей. Например, ступенька высотой 1 метр (3 фута) не позволяет подняться к ползущему младенцу, но может дать отдых уставшему взрослому или возможность перейти на другой этаж взрослому, желающему добраться до альтернативного этажа. место назначения. Это понятие намерения/потребностей имеет решающее значение для понимания возможностей, поскольку оно объясняет, как один и тот же аспект окружающей среды может предоставлять разные возможности разным людям и даже одному и тому же человеку в другой момент времени. Как говорит Гибсон: «Потребности контролируют восприятие возможностей (избирательное внимание), а также инициируют действия». [5]

Возможности были дополнительно изучены Элеонорой Дж. Гибсон , женой Джеймса Дж. Гибсона , которая создала свою теорию перцептивного обучения вокруг этой концепции. Ее книга «Экологический подход к перцептивному обучению и развитию » исследует возможности дальше.

Определение Гибсона является распространенным определением в когнитивной психологии. По словам Гибсона, люди склонны изменять и модифицировать окружающую среду, чтобы изменить ее возможности так, чтобы они лучше подходили им. По его мнению, люди меняют окружающую среду, чтобы облегчить жизнь в ней (даже если и затрудняют жизнь другим животным): чтобы согреться, видеть ночью, воспитывать детей и передвигаться. Эта тенденция к изменению окружающей среды естественна для людей, и Гибсон утверждает, что было бы ошибкой рассматривать социальный мир отдельно от материального мира или инструменты отдельно от природной среды. Он указывает, что производство изначально осуществлялось вручную как своего рода манипуляция. Гибсон утверждает, что обучение восприятию возможностей является важной частью социализации.

Теория возможностей вводит «богатый экологический объект». [4] Возможности не могут быть описаны на ценностно-нейтральном языке физики, они, скорее, вводят для кого-то понятия пользы и вреда. Аффорданс фиксирует этот полезный/вредный аспект объектов и соотносит их с животным, для которого они хорошо/плохо подходят. В ходе детского развития ребенок учится воспринимать не только возможности для себя, но и то, как те же самые объекты предоставляют аналогичные возможности другим. Ребенка можно познакомить с общепринятым значением объекта, манипулируя тем, какие объекты привлекают внимание, и демонстрируя, как использовать объект, выполняя его центральную функцию. [6] Научившись пользоваться артефактом, ребенок «вступает в общие практики общества», как когда он учится пользоваться туалетом или чистить зубы. [6] Итак, изучая возможности или условное значение артефакта, дети изучают социальный мир артефакта и, в дальнейшем, становятся членами этого мира.

Андерсон, Ямагиши и Каравиа (2002) обнаружили, что простой взгляд на объект заставляет человеческий мозг выполнять действие, которое этот объект обеспечивает. [7]

Как воспринимаемые возможности действия

[ редактировать ]

В 1988 году Дональд Норман применил термин «возможности» в контексте взаимодействия человека и компьютера для обозначения только тех возможностей действия, которые легко воспринимаются актером. Это новое определение «возможностей действия» теперь стало синонимом работы Гибсона, хотя сам Гибсон никогда не упоминал о возможностях действия ни в одном из своих произведений. [8] Благодаря книге Нормана «Дизайн повседневных вещей » [9] эта интерпретация была популяризирована в областях HCI , интерактивного дизайна и дизайна, ориентированного на пользователя . Это делает концепцию зависимой не только от физических возможностей актера, но и от его целей, убеждений и прошлого опыта. Если актер входит в комнату, где есть кресло и мяч для софтбола , первоначальное определение возможностей Гибсона допускает, что актер может бросить стул и сесть на мяч, потому что это объективно возможно. Определение (воспринимаемых) возможностей, данное Норманом, отражает вероятность того, что актер сядет в кресло и бросит мяч в софтбол. По сути, возможности Нормана «предполагают», как с объектом можно взаимодействовать. Например, размер, форма и вес мяча для софтбола делают его идеальным для метания человеком, и он соответствует их прошлому опыту работы с подобными объектами, равно как и форма и ощутимая функция кресла для сидения. Акцент на воспринимаемых возможностях гораздо более уместен для практических проектирования . задач [ почему? ] , что может объяснить его широкое распространение.

Позже Норман объяснил, что это ограничение значения термина было непреднамеренным, и в своем обновлении «Дизайн повседневных вещей» 2013 года он добавил концепцию «означающие». В эпоху цифровых технологий дизайнеры учились указывать, какие действия возможны на сенсорном экране смартфона, который не обладал физическими свойствами, которые Норман намеревался описать, когда использовал слово «возможности».

Дизайнерам нужно было слово, чтобы описать то, что они делают, поэтому они выбрали аффорданс . Какая альтернатива у них была? Я решил дать лучший ответ: означающие . Возможности определяют, какие действия возможны. Означающие сообщают, где должно произойти действие. Нам нужны оба. [10]

Однако определение из его оригинальной книги получило широкое распространение в HCI и проектировании взаимодействия, и оба значения сейчас широко используются в этих областях.

После адаптации концепции Норманом понятие «возможность» претерпело дальнейший сдвиг в значении, когда оно используется как неисчисляемое существительное , имея в виду легкость обнаружения возможностей действия объекта или системы, например, «эта кнопка имеет хорошую доступность». [11] Это, в свою очередь, привело к использованию глагола «предоставить », от которого произошел исходный термин Гибсона, который не соответствует его словарному определению (предоставлять или делать доступным): дизайнеры и специалисты в области HCI часто используют «позволить» в значении «предложить» или «пригласить». [12]

Различные интерпретации аффордансов, хотя и тесно связаны между собой, могут стать источником путаницы в письменной речи и разговоре, если предполагаемое значение не выражено явно и если это слово не используется последовательно. Даже авторитетные учебники могут быть непоследовательными в использовании этого термина. [11] [12]

Когда возможности используются для описания информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), создается аналогия с повседневными объектами с их сопутствующими особенностями и функциями. [13] Тем не менее, особенности и функции ИКТ вытекают из классификаций продуктов их разработчиков и проектировщиков. Этот подход подчеркивает, что соглашение об артефакте полностью зависит от того, как он был спроектирован для использования. Напротив, теория доступности обращает внимание на соответствие технологии деятельности пользователя и, таким образом, позволяет изучить, как ИКТ могут быть присвоены пользователями или даже использованы не по назначению. [13] В одном метаанализе были рассмотрены данные ряда опросов о том, в какой степени Интернет трансформирует или улучшает сообщество. Исследования показали, что Интернет используется для подключения как на местном, так и на глобальном уровне, хотя характер его использования различается в разных странах. Было обнаружено, что использование Интернета дополняет другие формы общения, а не заменяет их. [14]

Механизмы и условия предоставления возможностей

[ редактировать ]

Дженни Л. Дэвис представила механизмы и условия предоставления возможностей в статье 2016 года. [15] и книга 2020 года. [16] [17] Структура механизмов и условий смещает ориентирующий вопрос с того, что позволяют технологии, на то, как технологии позволяют, для кого и при каких обстоятельствах? Эта структура касается проблемы бинарного применения и предполагаемых универсальных субъектов анализа возможностей. Механизмы доступности показывают, что технологии могут по-разному запрашивать, требовать, поощрять, препятствовать, отказывать и разрешать социальные действия, что зависит от восприятия пользователей , ловкости, а также культурной и институциональной легитимности по отношению к технологическому объекту.

Эта концепция добавляет специфичности возможностям, фокусирует внимание на реляционности и централизует роль ценностей, политики и власти в теории возможностей. Структура механизмов и условий является инструментом как социотехнического анализа, так и социально осознанного проектирования.

Три категории

[ редактировать ]

Уильям Гэвер [18] разделил аффордансы на три категории: ощутимые, скрытые и ложные.

  • Ложная возможность — это кажущаяся возможность, которая не имеет никакой реальной функции, а это означает, что актор воспринимает несуществующие возможности для действия. [19] Хорошим примером ложной возможности является кнопка плацебо . [20]
  • Говорят, что возможности скрыты , когда есть возможности для действия, но они не воспринимаются действующим лицом. Например, глядя на обувь, не очевидно, что ее можно использовать, чтобы открыть бутылку вина, но такой подвиг возможен, если поместить бутылку в обувь и несколько раз постучать ею по стене, пока пробка не начнет выталкиваться. вне. [21]
  • Говорят, что доступность ощутима , когда имеется доступная информация, которую актор воспринимает и может затем действовать в соответствии с существующей возможностью.

Это означает, что когда возможности ощутимы, они обеспечивают прямую связь между восприятием и действием, а когда возможности скрыты или ложны, они могут привести к ошибкам и недоразумениям.

Доступность в робототехнике

[ редактировать ]

Проблемы в робототехнике [22] указывают на то, что аффорданс – это не только теоретическая концепция психологии. При захвате объектов и манипулировании ими роботам необходимо изучить доступность объектов в окружающей среде, т. е. на основе визуального восприятия и опыта узнать (а) о том, можно ли манипулировать объектами, (б) научиться захватывать объект и (в) ), чтобы научиться манипулировать объектами для достижения определенной цели. Например, молоток в принципе можно схватить во многих позах рук и стратегиях подхода, но существует ограниченный набор эффективных точек контакта и связанного с ними оптимального захвата для достижения цели.

Пожарная безопасность

[ редактировать ]

В контексте пожарной безопасности возможности — это воспринимаемые и фактические свойства объектов и пространств, которые предполагают, как их можно использовать во время чрезвычайной ситуации. Например, хорошо спроектированные указатели, свободные проходы и доступные выходы обеспечивают быструю эвакуацию. Понимая и применяя принципы доступности, проектировщики могут создавать среду, которая интуитивно направляет жителей к безопасности, сокращает время эвакуации и минимизирует риск травм во время пожара. Включение экономичного проектирования в планировку зданий, размещение аварийного оборудования и процедуры эвакуации гарантирует, что пользователи могут эффективно взаимодействовать с окружающей средой в стрессовых условиях, что в конечном итоге повышает общую пожарную безопасность. Эта теория была применена для выбора лучшей конструкции для нескольких систем эвакуации с использованием данных физических экспериментов и экспериментов в виртуальной реальности. [23] [24] [25]

Возможности языкового образования

[ редактировать ]

Основываясь на концептуализации Гибсона возможностей как хорошего, так и плохого, которые окружающая среда предлагает животным, возможности в изучении языка - это одновременно возможности и проблемы, которые учащиеся воспринимают в своей среде при изучении языка. Возможности, которые одновременно являются возможностями обучения или препятствиями, возникают из семиотического бюджета среды обучения, который позволяет языку развиваться. Позитивные возможности или возможности обучения эффективны для развития языка учащихся только тогда, когда они воспринимают свое окружение и активно взаимодействуют с ним. С другой стороны, отрицательные возможности имеют решающее значение для раскрытия слабостей учащихся перед учителями и самими учащимися, чтобы удовлетворить их текущие потребности в процессе обучения. [26]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Джей Джей Гибсон (1966). Чувства как системы восприятия . Аллен и Анвин, Лондон.
  2. ^ Например, Джей Джей Гибсон (1975). «Возможности и поведение». В ES Reed & R. Jones (ред.), Причины реализма: избранные эссе Джеймса Дж. Гибсона , стр. 410–411. Лоуренс Эрлбаум, Хиллсдейл, Нью-Джерси, 1 изд.
  3. ^ Джей Джей Гибсон (1979). « Теория возможностей ». Экологический подход к зрительному восприятию . Хоутон Миффлин Харкорт (HMH), Бостон. п. 127.
  4. ^ Jump up to: а б Гибсон, Джеймс Дж. (1979). «Теория возможностей». Экологический подход к зрительному восприятию . Боулдер, Колорадо: Тейлор и Фрэнсис . стр. 119–137. ISBN  978-1-84872-577-5 .
  5. ^ Гибсон, Джеймс Джером (1982). Причины реализма: избранные эссе Джеймса Дж. Гибсона . Л. Эрльбаум. п. 411. ИСБН  978-0-89859-207-8 .
  6. ^ Jump up to: а б Эмма Уильямс и Алан Косталл (2000), « Относимся к вещам более серьезно: психологические теории аутизма и материально-социальное неравенство» , ISBN   0-415-16704-3 .
  7. ^ Андерсон, Стивен Дж.; Ямагиси, Норико; Каравиа, Вивиан (22 июня 2002 г.). «Процессы внимания связывают восприятие и действие» . Труды Лондонского королевского общества. Серия Б: Биологические науки . 269 ​​(1497): 1225–1232. дои : 10.1098/рспб.2002.1998 . ПМК   1691021 . ПМИД   12065038 .
  8. ^ Осборн, Ричард (15 декабря 2014 г.). Экологический подход к образовательным технологиям: доступность как инструмент проектирования для согласования педагогики и технологий (Диссертация). hdl : 10871/16637 . S2CID   61739396 .
  9. ^ Дональд Норман , Дизайн повседневных вещей , ISBN   0-465-06710-7 , первоначально опубликованный под названием «Психология повседневных вещей» (часто сокращенно ПОЭТ ).
  10. ^ Норман, Дональд (2013). Дизайн повседневных вещей: переработанное и расширенное издание (2-е изд.). Основные книги. ISBN  978-0465050659 . [ нужна страница ]
  11. ^ Jump up to: а б Взаимодействие человека и компьютера , Preece et al. (1994, стр. 6): Авторы явно определяют воспринимаемые возможности как подмножество всех возможностей, но другое значение используется позже в том же параграфе, говоря о «хороших возможностях».
  12. ^ Jump up to: а б Универсальные принципы дизайна , Лидвелл, Холден и Батлер (2003, стр. 20): Авторы сначала объясняют, что круглые колеса лучше подходят для катания, чем квадратные, и, следовательно, лучше позволяют (т.е. позволяют) кататься, но позже заявляют, что дверная ручка «позволяет» (т.е. предлагает) тянуть, но не толкать.
  13. ^ Jump up to: а б Фарадж С. и Азад Б. (2012). Существенность технологий: перспектива доступности. В книге «Материальность и организация: социальное взаимодействие в технологическом мире» . ISBN   9780199664054 . [ нужна страница ]
  14. ^ Веллман, Барри; Куан-Хаасе, Анабель; Боас, Джеффри; Чен, Вэньхун; Хэмптон, Кейт; Диас, Изабель; Мията, Какуко (23 июня 2006 г.). «Социальные возможности Интернета для сетевого индивидуализма». Журнал компьютерной коммуникации . 8 (3). дои : 10.1111/j.1083-6101.2003.tb00216.x . S2CID   26565346 .
  15. ^ Дэвис, Дженни Л.; Шуинар, Джеймс Б. (декабрь 2016 г.). «Теоретизирование возможностей: от просьбы к отказу» . Бюллетень науки, технологий и общества . 36 (4): 241–248. дои : 10.1177/0270467617714944 . ISSN   0270-4676 . S2CID   149121618 .
  16. ^ Дэвис, Дженни Л. (2020). Как артефакты позволяют себе: сила и политика повседневных вещей . Массачусетский технологический институт Пресс. дои : 10.7551/mitpress/11967.001.0001 . ISBN  978-0-262-35888-0 . S2CID   241962407 .
  17. ^ Козловская, Ига (22 марта 2021 г.). «Как позволяют артефакты: сила и политика повседневных вещей» . Монреальский институт этики ИИ . Проверено 28 марта 2023 г.
  18. ^ Гавер, Уильям В. (1991). «Технологические возможности». Материалы конференции SIGCHI «Человеческий фактор в вычислительных системах. Достижение посредством технологий – CHI '91» . стр. 79–84. дои : 10.1145/108844.108856 . ISBN  978-0-89791-383-6 . S2CID   13171625 .
  19. ^ "Возможности"
  20. ^ «Кнопки плацебо, ложные возможности и формирование привычек» . Архивировано из оригинала 4 ноября 2012 г. Проверено 28 июля 2009 г.
  21. ^ Грацик, Теодор (2012). Философия искусства: Введение . Политика. п. 108. ИСБН  978-0-7456-4916-0 .
  22. ^ Яманобе, Нацуки; Ван, Вэйвэй; Рамирес-Альписар, Икшель; Пети, Дэмиен; Цудзи, Токуо; Акизуки, Шуичи; Хасимото, Манабу; Нагата, Казуюки; Харада, Кенсуке (2017). «Краткий обзор возможностей исследований роботизированных манипуляций». Продвинутая робототехника . 31 (19–20): 1086–1101. дои : 10.1080/01691864.2017.1394912 . S2CID   43781219 .
  23. ^ Нильссон, Дэниел (2009). Выбор выхода при пожаре - Влияние мигалок на выбор выхода (Докторская (сборник) диссертация). Brandteknik och Riskhantering, LTH, Lunds Universiet, Box 118, 22100 Lund.
  24. ^ Рончи, Энрико; Нильссон, Дэниел; Койич, Саша; Эрикссон, Йоаким; Ловреглио, Руджеро; Модиг, Хенрик; Уолтер, Андерс Линдгрен (01 мая 2016 г.). «Эксперимент в виртуальной реальности с мигающими огнями на порталах аварийного выхода для эвакуации из автомобильных туннелей» . Огненная техника . 52 (3): 623–647. дои : 10.1007/s10694-015-0462-5 . ISSN   1572-8099 .
  25. ^ Бернардини, Габриэле; Ловреглио, Руджеро; Квальярини, Энрико; Д'Орацио, Марко (01 сентября 2023 г.). «Могут ли активные и пассивные системы навигации поддерживать эвакуацию при пожаре в зданиях? Результаты эксперимента, основанного на виртуальной реальности» . Журнал строительной техники . 74 : 106778. doi : 10.1016/j.jobe.2023.106778 . ISSN   2352-7102 .
  26. ^ Нгуен, Куанг Нхат (27 сентября 2022 г.). «Рефлексивное обсуждение после уроков на уроках ELT» . Журнал ТЕСОЛ . 13 (4). дои : 10.1002/tesj.677 . ISSN   1056-7941 . S2CID   252577644 .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 906bfb204632b1741dc2dd10cc28a867__1721569860
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/90/67/906bfb204632b1741dc2dd10cc28a867.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Affordance - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)