Лжедмитрий I
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( май 2017 г. ) |
Лжедмитрий I Лжедмитрий I | |||||
---|---|---|---|---|---|
Царь всея Руси | |||||
Царствование | 10 июня 1605 г. - 17 мая 1606 г. | ||||
Коронация | 21 июля 1605 г. | ||||
Предшественник | Федор II | ||||
Преемник | Vasili IV | ||||
Рожденный | 19 октября 1582 г. (заявлено) | ||||
Умер | 17 мая 1606 г. Москва , Россия | (23 года) ||||
Супруг | Марина Мнишек | ||||
| |||||
Династия | Рюрик (заявлен) | ||||
Подпись |
Лжедмитрий I (русский: Лжедмитрий I , латинизированный : Лжедмитрий I ) [1] (или Псевдо-Димитрий I ) царствовал как царь всея Руси с 10 июня 1605 г. до своей смерти 17 мая 1606 г. под именем Дмитрий Иванович (русский: Дмитрий Иванович ). По словам историка Честера С.Л. Даннинга, Дмитрий был «единственным царем, когда-либо возведенным на престол посредством военной кампании и народных восстаний». [2]
Он был первым и наиболее успешным из трех «самозванцев» ( русский : самозванцы (поет.: самозванец) , латинизированный : самозванец ), которые утверждали в Смутное время , что он младший сын Ивана Грозного , царевич Дмитрий Иванович , который предположительно избежал покушения 1591 года, когда ему было восемь лет. Принято считать, что настоящий Дмитрий Угличский умер в Угличе в 1591 году. Лжедмитрий утверждал, что его мать, Мария Нагая , предвидела покушение, заказанное Борисом Годуновым , и помогла ему бежать в монастырь в Русском царстве , а убийцы вместо этого убил кого-то другого. Он сказал, что сбежал в Речь Посполитую после того, как попал в поле зрения Бориса Годунова, который приказал его схватить. Многие польские дворяне не поверили его истории, но тем не менее поддержали его. [ нужна ссылка ]
При поддержке Речи Посполитой Лжедмитрий вторгся в Российское царство в 1605 году, но война закончилась внезапной смертью Бориса Годунова. Недовольные русские бояре устроили переворот против нового царя Федора II . Лжедмитрий въехал в Москву 21 июля 1605 года и был коронован на царя. Мария Нагая приняла его как своего сына и «подтвердила» его историю. Царствование Лжедмитрия ознаменовалось его открытостью католицизму и допуском иностранцев в Россию. Это сделало его непопулярным среди бояр, которые устроили успешный переворот и убили его через одиннадцать месяцев после того, как он вступил на престол. Его жена Марина, проработавшая 10 дней, позже «приняла» Лжедмитрия II как своего падшего мужа.
Фон
[ редактировать ]Дмитрий вошел в историю около 1600 года, произведя положительное впечатление на патриарха Московского Иова своей ученостью и уверенностью. Царь Борис Годунов приказал схватить и допросить юношу. Дмитрий бежал к князю Константину Острожскому в Острог , в Речи Посполитой, и впоследствии поступил на службу к Вишневецким , полонизированной русинской семье. [3] Князья Адам и Михал Вишневецкие, в частности, проявили интерес к историям, рассказанным Дмитрием, и к тому, кем он себя выдавал, поскольку они дали полякам возможность извлечь выгоду из политической вражды в Москве .
Ходили слухи, что Дмитрий был внебрачным сыном польского короля Стефана Батория , правившего с 1575 по 1586 год. Согласно более позднему рассказу, Дмитрий однажды выпалил эту личность, когда жестокий хозяин дал ему пощечину. История Дмитрия заключалась в том, что его мать, вдова царя Ивана, предвидела покушение на Бориса Годунова и отдала его на попечение врача, который на протяжении многих лет скрывал его в различных монастырях. После смерти врача Дмитрий бежал в Польшу и некоторое время работал там учителем, прежде чем поступил на службу к Вишневецким. Некоторые, знавшие Ивана IV, позже утверждали, что Дмитрий действительно был похож на молодого царевича. Юноша обладал также такими аристократическими навыками, как искусство верховой езды и грамотность , свободно владел русским, польским и французским языками.
Независимо от того, был ли рассказ Дмитрия точным, братья Вишневецкие, Самуил Тышкевич , Ян Сапега , Роман Ружинский и несколько других польских дворян согласились поддержать его и его претензии против Бориса Годунова.
В марте 1604 года Дмитрий посетил двор Сигизмунда III Васы в Кракове . Король временно поддержал его, но никакой военной помощи не обещал. могущественных иезуитов Чтобы привлечь на свою сторону , Дмитрий публично обратился в католицизм 17 апреля 1604 года и убедил папского нунция Клаудио Рангони также поддержать его притязания.
Находясь при дворе, Дмитрий познакомился с Мариной Мнишек , дочерью польского дворянина Ежи Мнишека . Дмитрий и Марина полюбили друг друга. Когда он попросил ее руки у ее отца, ему пообещали ее в обмен на предоставление Мнишекам полных прав на русские города Псков , Новгород , Смоленск и Новгород-Северский после его вознесения. [ нужна ссылка ]
Русский престол
[ редактировать ]Борис Годунов получил известие о поддержке Дмитрия со стороны Польши и распространил утверждения о том, что молодой человек был просто беглым монахом по имени Григорий Отрепьев (урожденный Юрий Отрепьев; Григорий - это имя, данное ему в монастыре). На какой информации основывалось это утверждение, неизвестно. Но общественная поддержка царя стала ослабевать, особенно когда сторонники Дмитрия распространяли контрслухи. Несколько русских бояр также присягнули Дмитрию, дав тем самым себе «законный» повод не платить налоги царю Борису.
Дмитрий, заручившись полной поддержкой Речи Посполитой, сформировал небольшую армию численностью примерно 3500 солдат из различных частных польских и литовских войск. [3] Со своими людьми он двинулся на Россию в марте 1605 года. Многие враги Бориса, в том числе южные казаки , присоединились к армии Дмитрия в долгом походе на Москву. Эти объединенные силы провели два боя с сопротивляющимися российскими солдатами. Выиграв первое, они захватили Чернигов (современный Чернигов), Путивль (Путивль), Севск и Курск , но второе сражение крупно проиграли. Их дело спасло только известие о внезапной смерти Бориса Годунова 13 апреля 1605 года.
Смерть непопулярного царя смела перед Дмитрием последнее препятствие; победоносные русские войска перешли на его сторону, а другие пополнили ряды поляков по мере их вступления. 1 июня недовольные московские бояре устроили дворцовый переворот и заключили в тюрьму только что коронованного царя Федора II и его мать Марию Скуратову-Бельскую , вдову. Бориса Годунова.
20 июня Дмитрий совершил свой триумфальный въезд в Москву с 8000 казаков и поляков, согласно Исааку Массе , а 21 июля был коронован на царя новым московским патриархом , выбранным им самим, греком Игнатием Московским .
Царствование
[ редактировать ]Новый царь принял меры для укрепления своей власти, посетив могилу царя Ивана и монастырь его вдовы Марии Нагаи , которая приняла его как своего сына и «подтвердила» его историю. Годуновы были убиты, включая царя Федора и его мать, за исключением царевны Ксении , которую Дмитрий изнасиловал и держал в качестве наложницы пять месяцев. [ нужна ссылка ] Многие из дворянских семей, сосланных царем Борисом, таких как Шуйские , Голицыны и Романовы , были помилованы и им разрешили вернуться в Москву. Федор Романов , отец будущей императорской династии, вскоре был митрополитом Ростовским ; назначен старый патриарх Иов, не признавший нового царя, был отправлен в ссылку.
Дмитрий планировал провести ряд политических и экономических реформ. Он восстановил Юрьев день , день, когда крепостным крестьянам разрешалось перейти на сторону другого господина, облегчив условия крестьянства . Его фаворит при российском дворе, 18-летний князь Иван Хворостинин , историки считают одним из первых западников России. [4]
Во внешней политике Дмитрий стремился к союзу со своим спонсором — Речью Посполитой и с Папской областью . Он планировал войну против Османской империи , приказав массовое производство огнестрельного оружия для подготовки к конфликту. В своей переписке он называл себя « Императором России » за столетие до того, как царь Петр I использовал этот титул, хотя в то время это не признавалось. Царские изображения Дмитрия изображали его гладко выбритым, с зачесанными назад темными волосами, что было необычно для той эпохи.
8 мая 1606 г. Дмитрий женился в Москве на Марине Мнишек; она была католичкой. Когда русский царь женился на женщине другой веры, обычной практикой было то, что она обращалась в православие . Ходили слухи, что Дмитрий заручился поддержкой польского короля Сигизмунда и папы Павла V, пообещав воссоединить Русскую Православную Церковь и Святой Престол ; Итак, утверждали слухи, царица Марина не приняла православную веру. Это возмутило Русскую Православную Церковь , боярство и население.
Обиженный князь Василий Шуйский , глава боярства, начал заговор против царя, обвиняя его в распространении католицизма , лютеранства и содомии . Это нашло отклик и общественную поддержку, особенно потому, что Дмитрий окружил себя иностранцами, пренебрегавшими российскими обычаями, чего консервативное российское общество того времени не могло принять. По словам российского летописца Авраамия Палицына , Дмитрий еще больше разозлил многих москвичей, разрешив своим солдатам-католикам и протестантам, которых Русская церковь считала еретиками , молиться в православных церквях. [5]
Сторонники Шуйского распространили информацию о том, что царь Дмитрий собирается приказать своим польским слугам запереть городские ворота и устроить резню жителей Москвы. Существовали такие приказы или нет, но летопись Палицына сообщала о них как о неоспоримом факте. [6]
Смерть
[ редактировать ]Утром 17 мая 1606 года, через десять дней после женитьбы Дмитрия на Марине, огромное количество бояр и простолюдинов штурмовало Кремль . Дмитрий пытался бежать, выпрыгнув из окна, но при падении сломал ногу. Он сбежал в баню и попытался скрыться внутри. Но его узнали и вытащили бояре, которые убили его, чтобы он не смог успешно обратиться к толпе. [7] Его тело изрубили на куски, сожгли, а затем пепел выстрелили из пушки в сторону Польши. [8] По словам Палицына, смерть Дмитрия спровоцировала расправу над его сторонниками. В своей летописи он хвалился, что «на улицах Москвы пролилось много еретической крови». [9]
Царствование Дмитрия продлилось всего одиннадцать месяцев, прежде чем его место занял князь Шуйский. Позже появились еще два самозванца, Лжедмитрий II и Лжедмитрий III , первый из которых был публично «принят» царицей Мариной как ее падший муж.
Образы в литературе
[ редактировать ]- Лжедмитрий — один из главных героев Александра Пушкина « драмы Борис Годунов» . Персонаж Пушкина — молодой монах- послушник , который выдает себя за царевича после того, как узнает, что он того же возраста, в каком был бы ребенок, если бы он был жив. Решение Пушкина очеловечить Лжедмитрия принесло ему неодобрение российского императора Николая I , который не позволил пьесе быть опубликованной или поставленной. В неопубликованном предисловии Пушкин писал: «В Дмитрии много от Генриха IV . Подобно ему, он смел, великодушен и хвастлив, подобно ему равнодушен к религии — оба отрекаются от своей веры ради политического дела, оба любят удовольствия и войну, оба занимаются химерическими проектами, оба являются жертвами заговоров... Но у Генриха IV не было на совести Ксении [Ксении] - правда, это ужасное обвинение не доказано, и, что касается меня, Я стараюсь не верить этому». [10] Пушкин намеревался написать дальнейшие пьесы о царствовании Дмитрия и Василия, а также о последующем Смутном времени . Осуществить эти планы Пушкину помешала его смерть на дуэли в 37 лет.
- хотя и основана на пьесе Пушкина, Модеста Мусоргского , Одноименная опера демонизирует Лжедмитрия, польский народ и Римско-католическую церковь . Помолвка Лжедмитрия с Мариной Мнишек изображается спровоцированной иезуитом . Марина отказывается соблазнить самозванца , а иезуит угрожает ей адским огнем, пока она не пресмыкается у его ног. Напротив, Пушкин считал, что Мариной движет патологическое честолюбие. оперы В развязке восхождение претендента на престол оплакивает юродивый Николай, который появляется в пьесе Пушкина только для того, чтобы упрекнуть царя Бориса в убийстве настоящего Дмитрия. В опере Мусоргского юродивый провозглашает: «Плачь, плачь православная душа» и предсказывает, что «враг придет», ведущий во «тьму чернее ночи».
- Историю Лжедмитрия рассказали также Шиллер (в «Деметрии» ), Сумароков , Хомяков , Викторен Жонсьер в своей опере «Дмитрий » и Антонин Дворжак в своей опере «Дмитрий» .
- Райнер Мария Рильке рассказывает о свержении Лжедмитрия в «Записных книжках Мальте Лауридса Бригге» , единственном длинном прозаическом произведении Рильке.
- Гарольд Лэмб описывает кончину Лжедмитрия в «Хозяине волков», в котором заявитель переживает убийство посредством обмана и бежит на восток, преследуемый казаком, которого он предал.
- Особенности второй истории «Девятых приключений Доктора: Возвращение на Землю» (том 2.1), бокс-сета аудиодрам «Доктор Кто» от Big Finish Productions.
См. также
[ редактировать ]- Библиография русской истории (1223–1613).
- Ivan Bolotnikov
- Исаак Масса
- Польско-московская война (1605–1818 гг.)
- Генеалогическое древо царей России
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Другие латинизации включают общие Дмитрий и Дмитрий , а также Дмитрий, Дмитрий, Дмитрий, Дмитрий и Дмитрий.
- ^ Первая гражданская война в России: Смутное время и основание династии Романовых . Издательство Пенсильванского государственного университета . 2001. с. предисловие, с. xi. ISBN 0-271-02074-1 . Проверено 16 октября 2010 г.
- ^ Перейти обратно: а б Бейн 1911 г.
- ^ Тредголд, Дональд В. Запад в России и Китае, Религиозная и светская мысль в наше время, Том 1: Россия, 1472-1917 , Издательство Кембриджского университета, 1973, стр. 49
- ^ Серж Зеньковский , Эпосы, хроники и сказания средневековой России , исправленное и расширенное издание, Meridian Books, 1974. Страницы 383-385.
- ^ Зеньковский (1974), стр. 385.
- ^ «Отчет Массы о событиях, связанных со смертью Лжедмитрия в 1606 году». Средневековая Россия: Справочник, 850-1700 гг . Эд. Василий Дмитришин. 3-е изд. Харкорт-Колледж, 9. 550. Печать. Страница 361-362
- ^ Аврич, Пол (1972). Русские повстанцы; 16:00-18:00 . Нью-Йорк: Schocken Books. стр. 16–17.
- ^ Зеньковский (1974), стр. 386.
- ^ Критическая проза Александра Пушкина , отредактированная и переведенная Карлом Р. Проффером. Университет Индианы Press, 1969. Страницы 97–98.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Бейн, Роберт Нисбет (1911). . Британская энциклопедия . Том. 7 (11-е изд.). стр. 983–984.
- Сообщение о кровавой и ужасной резне в городе Моско с ужасающей и трагической кончиной последнего герцога Деметрия, свирепствовавшего перед ним в настоящее время. (1607) Лондон.
- 1582 рождения
- 1606 смертей
- Русские монархи 17 века.
- Смерти от огнестрельного оружия в России
- Лжедмитрии
- Лидеры свергнуты в результате переворота
- Лидеры, пришедшие к власти путем переворота
- Убитые русские монархи
- Римско-католические монархи
- Русские католики
- Цари России
- русские насильники
- Убитые монархи 17 века
- Убийство 1606 года
- Убитые российские политики
- Политики, убитые в 17 веке.