Jump to content

Миф о машине

Миф о машине
Первое издание
Автор Льюис Мамфорд
Язык Английский
Опубликовано 1967 (Том 1) / 1970 (Том 2) ( Харкорт Брейс Йованович )
Тип носителя Печать (2 тома)
Страницы 352 страницы (Том 1) / 495 страниц (Том 2)
ISBN 0-15-163973-6 (Том 1) / ISBN   0-15-662341-2 (Том 2)

«Миф о машине» — это двухтомная книга Льюиса Мамфорда , в которой углубленно рассматриваются силы, формировавшие современные технологии с доисторических времен. Первый том, «Техника и человеческое развитие» , был опубликован в 1967 году, за ним последовал второй том, «Пентагон власти» , в 1970 году. Мамфорд показывает параллельное развитие человеческих инструментов и социальной организации, главным образом, через язык и ритуалы. [1] Это считается синтезом многих теорий, которые Мамфорд разработал на протяжении своей плодотворной писательской карьеры. Том 2 был выбран Клубом «Книга месяца» . [2]

Мегамашина

[ редактировать ]

«В «Мифе о машине » Мамфорд настаивал на реальности Мегамашины: сближении науки, экономики, техники и политической власти как единого сообщества интерпретаций, создающих бесполезные и эксцентричные ценности, улучшающие жизнь. Подрыв этого авторитарного королевства начинается с та область контакта человека с миром, которую невозможно успешно подавить, — чувства человека по отношению к самому себе». [3]

В Прологе Мамфорд определяет свою цель здесь как «поставить под сомнение как предположения, так и предсказания, на которых основана наша приверженность нынешним формам научно-технического прогресса, рассматриваемым как самоцель».

Мамфорд датирует появление «Машины» эпохой пирамид (в первую очередь со ссылкой на Египет , но также признавая другие древние культуры той эпохи, которые создавали массивные и точно спроектированные конструкции). Мамфорд проводит аналогию между этой социальной структурой и физическими орудиями, такими как колесо, не только по их производительной функции, но и по их физической силе: «Действуя как единая механическая единица из специализированных, разделенных и взаимосвязанных частей, 100 000 человек, работавших эта пирамида могла генерировать десять тысяч лошадиных сил». [4] Он использует термин «мегамашина» для описания социальной и бюрократической структуры, которая позволяла правителю координировать работу огромной рабочей силы для реализации таких обширных и сложных проектов. Там, где проекты представляли собой общественные работы, такие как ирригационные системы и каналы или строительство городов , Мамфорд называл «рабочую машину», а там, где они включали завоевания, он использовал выражение «военная машина». Термин «Мегамашина» обозначал социальную структуру во всей ее полноте.

Бруно Латур ссылается на Мамфорда и Мегамашину, когда обсуждает развитие социотехники, особенно моделирование нечеловеческих машин в условиях крупномасштабного разделения труда . Латур соглашается с Мамфордом в том, что «прежде чем иметь какое-либо представление о колесах, механизмах, работах и ​​движениях, вам сначала необходимо представить саму возможность крупномасштабной организации». [5] Мамфорд аналогичным образом понимает Мегамашину в отличие от широко распространенного представления о человеке как о животном, производящем инструменты, впервые описанном Томасом Карлайлом в его романе 1836 года «Сартор Ресартус» . «При любом адекватном определении техники должно быть ясно, что многие насекомые, птицы и млекопитающие внесли гораздо более радикальные инновации в изготовление контейнеров с их замысловатыми гнездами и беседками, их геометрическими ульями , их урбаноидными муравейниками и термитниками , их бобровых хаток , чем предки человека добились изготовления орудий труда до появления Homo sapiens». [6] Опираясь на Платона , который «приписывал появление человека из первобытного состояния как Марсию и Орфею , творцам музыки, так и похитителю огня Прометею или Гефесту », Мамфорд утверждает, что уникальная идентичность человека проистекает из его «способности сочетать широкая идентичность склонностей животных в возникающую культурную сущность: человеческую личность». [7] Мамфорд также цитирует Йохана Хейзинги идею о Homo ludens , поскольку « игра , а не работа, была формирующим элементом человеческой культуры». [8]

Сам Мамфорд связывает Мегамашину с понятием Джона Мейнарда Кейнса о «строительстве пирамиды» из книги последнего «Общая теория занятости, процента и денег» . Реализация монументальных проектов, таких как Великая пирамида в Гизе или запуск космических ракет во время космической гонки, служит для того, чтобы перенаправить чрезмерную производительность Мегамашины на приложения, которые оправдывают Мегамашину. [9] Следовательно, хотя Великая Пирамида требовала строительства Мегамашины, Мегамашина также требовала таких проектов, как Великая Пирамида, чтобы идеологически закрепить себя.

Будущее техники

[ редактировать ]

Уильям Мэнсон пишет, что Мамфорд отличался от других крупных критиков технологий тем, что «[Мамфорд] подчеркивал, что конечной функцией социальных структур («общества») должно быть содействие индивидуальному развитию и взаимовыгодным моделям социального сотрудничества . Жизнь в таких благоприятных условиях, В сообществах человеческого масштаба люди могут развивать свои многогранные способности (моральные/эмпатические, когнитивные, эстетические и т. д.). Технические средства, если они ограничены этими человеческими целями и ценностями, могут способствовать такому росту и социальному благополучию». [10]

Том I, Техника и человеческое развитие

[ редактировать ]

В этом томе Мамфорд обсуждает прогресс исследования Земли и научные открытия; и прослеживает взаимодействие идеологических интересов, изобретений и субъективных побуждений в эволюции человеческого общества. Он расширяет аргументы, которые он ранее выдвигал в книге «Техника и цивилизация» (1934), и обновляет их в свете социальных событий за прошедшие три десятилетия. В предисловии он пишет: «...Повальный провал мегатехники заставил меня разобраться с коллективными навязчивыми идеями и принуждениями, которые неправильно направляли нашу энергию и подрывали нашу способность жить полной и духовно приносящей удовлетворение жизнью».

Том II, Пентагон силы

[ редактировать ]

«Пентагон власти» относится к пяти аспектам того, что Мамфорд называет «новым энергетическим комплексом» армии и промышленности в промышленно развитых национальных государствах:

  • Политика
  • Мощность (в смысле физической энергии)
  • Производительность
  • Выгода
  • Реклама

«Пятиугольник» также был явно выбран для обозначения Пентагона , по поводу чего Мамфорд прокомментировал: «Конкретная форма Пентагона в Вашингтоне служит даже лучше, чем его советский аналог, Кремль , символом тоталитарного абсолютизма: все больше потому, что эта конкретная мегаструктура сочетает в себе устаревший план Возрождения с нынешними расточительными и неэффективными средствами монотранспортировки на автомобиле». [11] Мамфорд нашел важный аспект Пентагона как физической структуры, символизирующей объект его критики, то, как он функционирует как закрытая «цитадель», в которой военная элита США принимает решения, отрезанная от мира, в котором она действует.

Хотя большая часть тома исследует негативное влияние централизованной власти и эксплуататорского поведения на условия жизни человека, в заключительных главах он заканчивается на позитивной и оптимистической ноте. Его последнее замечание таково:

«Но для тех из нас, кто отбросил миф о машине, следующий шаг за нами: ворота технократической тюрьмы откроются автоматически, несмотря на их ржавые древние петли, как только мы решим выйти».
  1. ^ Мамфорд (1970, 12).
  2. ^ «Книги века, 1970-1979» .
  3. ^ Льюис Фрид, Создатели города , Univ Massachusetts Press, 1990. с. 115
  4. ^ Мамфорд, Льюис (2003). Философия техники: технологическое состояние: антология . Западный Суссекс, Великобритания: John Wiley & Sons. п. 348. ИСБН  0631222197 .
  5. ^ Латур, Бруно (май 1994 г.). «Прагматогонии». Американский учёный-бихевиорист . 37 (6): 800. дои : 10.1177/0002764294037006006 .
  6. ^ Мамфорд, Льюис (2003). Философия техники: технологическое состояние: антология . Западный Суссекс, Великобритания: John Wiley & Sons. п. 345. ИСБН  0631222197 .
  7. ^ Мамфорд, Льюис (2003). Философия техники: технологическое состояние: антология . Западный Суссекс, Великобритания: John Wiley & Sons. стр. 345–346. ISBN  0631222197 .
  8. ^ Мамфорд, Льюис (2003). Философия техники: технологическое состояние: антология . Западный Суссекс, Великобритания: John Wiley & Sons. п. 347. ИСБН  0631222197 .
  9. ^ Мамфорд, Льюис (2003). Философия техники: технологическое состояние: антология . Западный Суссекс, Великобритания: John Wiley & Sons. стр. 345–347. ISBN  0631222197 .
  10. ^ Сноска: Мэнсон пишет, что «это гуманистическое видение разделяли также такие предыдущие мыслители, как В. фон Гумбольдт , Дж. С. Милль и даже Маркс и Энгельс («свободное развитие каждого является условием свободного развития всех») ."
  11. ^ Мамфорд, Льюис (1970). Миф о машине (1-е изд.). Нью-Йорк: Харкорт, Брейс и мир. п. Иллюстрация 7. ISBN  0151639744 . OCLC   424751 .

Библиография

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 9299a0427172dd54857118eea97a10cd__1701580620
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/92/cd/9299a0427172dd54857118eea97a10cd.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
The Myth of the Machine - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)