Элизабет Коттен
Элизабет Коттен | |
---|---|
![]() | |
Справочная информация | |
Имя при рождении | Элизабет Невиллс |
Рожденный | Каррборо, Северная Каролина , США | 5 января 1893 г.
Умер | 29 июня 1987 г. Сиракьюс, Нью-Йорк , США | ( 94 года
Жанры | |
Род занятий |
|
Инструмент(ы) |
|
Этикетки |
Элизабет « Либба » Коттен ( урожденная Невиллс ; 5 января 1893 – 29 июня 1987) [1] [2] [3] был влиятельным американским фолк- и блюзовым музыкантом. Она была гитаристкой-левшой-самоучкой и играла на гитаре, натянутой для правши, но играла на ней в перевернутом положении. [4] Эта позиция означала, что она будет играть басовые партии пальцами, а мелодию - большим пальцем. Ее фирменный стиль попеременного баса стал известен как «Сбор хлопка». [5] NPR заявило, что «ее влияние передалось из поколения в поколение, пронизывая каждый жанр музыки». [6]
Ее альбом Folksongs and Instrumentals with Guitar (1958) был внесен в Национальный реестр звукозаписей Библиотекой Конгресса и признан «культурно, исторически или эстетически значимым». В альбом вошла ее фирменная запись « Грузовой поезд », песня, которую она написала в раннем подростковом возрасте. [7] В 1984 году вышел ее концертный альбом Elizabeth Cotten Live! , выиграла ей премию Грэмми за лучшую запись этнического или традиционного фолка в возрасте 90 лет. [8] В том же году Коттен был признан стипендиатом национального наследия Национальным фондом искусств . [9] В 2022 году она была посмертно занесена в Зал славы рок-н-ролла как один из первых влиятельных людей. [10]
Ранний период жизни
[ редактировать ]Коттен родился в 1893 году. [11] музыкальной семье недалеко от Чапел-Хилл, Северная Каролина , [11] в районе, который позже будет включен как Каррборо . Ее родителями были Джордж Невилл (также пишется Невиллс) и Луиза (или Луиза) Прайс Невилл. Элизабет была младшей из пяти детей. Она назвала себя в первый день в школе, когда учитель спросил ее имя, потому что дома ее называли только «Маленькая сестренка». [12] К восьми годам она уже играла песни. В девять лет она была вынуждена бросить школу и начала работать домашней прислугой . [13] В возрасте двенадцати лет она устроилась на работу в Чапел-Хилл. Она зарабатывала доллар в месяц, который ее мать копила на покупку своей первой гитары. [14] [15] Гитара, инструмент бренда Sears and Roebuck , стоила 3,75 доллара (что эквивалентно 127 долларам в 2023 году). [14] Несмотря на то, что она была самоучкой, она научилась играть на этом инструменте. [16] а в ее репертуаре было большое количество рэкетов и танцевальных мелодий. [13]
В раннем подростковом возрасте она писала свои собственные песни, одна из которых, « Грузовой поезд », стала одной из ее самых узнаваемых. [17] Она написала песню в память о проходящем поблизости поезде, который она слышала из дома своего детства. [13] Запись песни Часа Макдевитта и Нэнси Виски в Великобритании в 1956 году стала большим хитом и считается одним из главных факторов, повлиявших на рост скиффла в Великобритании. [18]
Примерно в 13 лет Коттен начала работать горничной вместе со своей матерью. 7 ноября 1910 года в возрасте 17 лет она вышла замуж за Фрэнка Коттена. [19] У пары родилась дочь Лилли, и вскоре после этого Элизабет забросила игру на гитаре ради семьи и церкви . Элизабет, Фрэнк и их дочь Лили в течение нескольких лет путешествовали по восточной части Соединенных Штатов, между Северной Каролиной , Нью-Йорком и Вашингтоном, округ Колумбия, и в конце концов обосновались в округе Колумбия. Когда Лили вышла замуж, Элизабет развелась с Фрэнком и переехала к дочери и ее семье.
повторное открытие
[ редактировать ]Коттен ушел из игры на гитаре на 25 лет, за исключением редких выступлений в церкви. Она не начинала публично выступать и записываться, пока ей не исполнилось 60 лет. Ее обнаружила семья Сигеров, исполняющая народные песни, когда она работала у них домработницей.
Некоторое время проработав в универмаге, Коттен помог девочке, бродившей по проходам, найти свою мать. Ребенком была Пегги Сигер , а матерью — композитор Рут Кроуфорд Сигер . Вскоре после этого Коттен снова начала работать горничной, на этот раз у Рут Кроуфорд Сигер и Чарльза Сигера , и ухаживать за их детьми Майком , Пегги, Барбарой и Пенни. Дети семьи Сигер, которые были слишком молоды, чтобы произнести «Элизабет», начали называть ее «Либба», и позже она приняла это прозвище. [20] Работая с Сигерами (ненасытной музыкальной семьей, в которую входил Пит Сигер , сын Чарльза от предыдущего брака), она вспомнила, как играла на гитаре 40 лет назад, снова взяла в руки инструмент и заново научилась играть на нем, почти с нуля. . [14]
Более поздняя карьера и записи
[ редактировать ]Во второй половине 1950-х годов Майк Сигер начал делать катушечные записи песен Коттен в ее доме в спальне. [21] Эти записи позже стали альбомом Folksongs and Instrumentals with Guitar , который был выпущен Folkways Records . С момента выпуска этого альбома ее песни, особенно ее авторская песня «Freight Train», которую она написала, когда была подростком, исполняли Питер, Пол и Мэри , Джерри Гарсиа , Боб Дилан , Джо Дассен , Джоан. Баэз , Девендра Банхарт , Лора Гибсон , Лаура Вейрс , Его имя живо , Док Уотсон , Тадж-Махал , Джефф Фарина , Эстер Офарим и Country Teasers . [17] [20]
Пегги Сигер взяла с собой песню «Freight Train» в Англию, где она стала популярной в кругах народной музыки. Британские авторы песен Пол Джеймс и Фред Уильямс впоследствии незаконно присвоили ее как свою собственную композицию и зарегистрировали на нее авторские права. По их словам, затем она была записана британским певцом скиффла Часом Макдевиттом , который записал песню в декабре 1956 года. По совету своего менеджера (Билла Варли) Макдевитт затем пригласил фолк-певицу Нэнси Виски и перезаписал песню вместе с ней. занимаюсь вокалом; результат стал хитом чартов. Версия Макдевитта повлияла на многие молодые скиффл-группы того времени, включая The Quarrymen . При поддержке влиятельной семьи Сигер авторские права в конечном итоге были восстановлены Коттену. [22] [23] Тем не менее, во многих источниках он по-прежнему неверно упоминается.
Вскоре после выхода первого альбома она начала давать концерты с Майком Сигером, первый из которых состоялся в 1960 году в Суортмор-колледже .
В начале 1960-х Коттен продолжал давать концерты с некоторыми из громких имен растущего фолк-возрождения . Некоторые из них включали Джона Хёрта из Миссисипи , Джона Ли Хукера и Мадди Уотерса на таких площадках, как Фольклорный фестиваль в Ньюпорте и Смитсоновский фестиваль американской народной жизни .

Вновь обретенный интерес к своей работе вдохновил ее на написание новых песен для выступлений, и в 1967 году она выпустила пластинку, созданную вместе со своими внуками, которая получила свое название от одной из ее песен «Shake Sugaree». В песне участвовала 12-летняя Бренда Джойс Эванс, правнучка Коттена и будущая певица Undisputed Truth . [ нужна ссылка ]
Используя прибыль от гастролей, релизов пластинок и награды, полученные ей за собственный вклад в народное искусство, Коттен смогла переехать с дочерью и внуками из Вашингтона, округ Колумбия, и купить дом в Сиракузах, Нью-Йорк . Она также смогла продолжать гастролировать и выпускать пластинки даже после 80 лет. В 1984 году она получила премию «Грэмми» за лучшую этническую или традиционную запись за альбом Elizabeth Cotten Live , выпущенный Arhoolie Records . Принимая награду в Лос-Анджелесе, она прокомментировала: «Спасибо. Мне только хотелось бы, чтобы у меня была гитара, чтобы я могла сыграть для вас всех песню». В 1989 году Коттен была одной из 75 влиятельных афроамериканок, включенных в фотодокументальный фильм « Я мечтаю о мире» . [ нужна ссылка ]
Коттен умер в июне 1987 года в больнице Крауз-Ирвинг в Сиракузах, штат Нью-Йорк, в возрасте 94 лет. [25]
Гитарный стиль
[ редактировать ]своего старшего брата Коттен начала писать музыку, играя на банджо . Она была левшой, поэтому играла на банджо в обратной позиции. Позже, когда она перенесла свои песни на гитару, у нее сформировался уникальный стиль, поскольку на 5-струнном банджо самая верхняя струна - это не басовая, а короткая, высокая струна, заканчивающаяся на пятом ладу. Это потребовало от нее принятия уникального стиля игры на гитаре. Сначала она играла «всеми движениями пальцев вниз», как на банджо. [14] Позже ее игра превратилась в уникальный стиль игры пальцами . Ее фирменный стиль попеременного баса теперь известен как «Сбор хлопка». Ее техника игры пальцами повлияла на многих других музыкантов. [26]
Дискография
[ редактировать ]пластинки
[ редактировать ]- Народные песни и инструментальные композиции с гитарой (1958)
- Том. 2: Шейк Шугари (1967)
- Том. 3: Когда я уйду (1979)
Записи на компакт-диске
[ редактировать ]- Товарный поезд и другие народные песни и мелодии Северной Каролины (также известные как народные песни и инструментальные композиции с гитарой ) (1958)
- Шейк Сахари
- Жить!
- Том. 3: Когда я уйду
Специальные коллекции
[ редактировать ]- Коллекция Майка Сигера (# 20009) , Коллекция южного фольклора, Библиотека Уилсона, Университет Северной Каролины в Чапел-Хилл.
Фильмография
[ редактировать ]Видео и DVD
[ редактировать ]- Мастера кантри-блюза: Элизабет Коттен и Джесси Фуллер (1960)
- Я и Стелла: фильм об Элизабет Коттен ( 1976)
- Коллекция портретов Элизабет Коттен (1977–1985)
- Домашняя американская музыка (1980)
- Либба Коттен: интервью и церемония презентации (1985)
- Элизабет Коттен с Майком Сигером (1994)
- Легенды традиционной гитары в стиле фингерстайл (1994)
- Майк Сигер и Элизабет Коттен ( 1991)
- Джесси Фуллер и Элизабет Коттен ( 1992)
- Даунхаус-блюз (1994)
- Джон Фэйи, Элизабет Коттен: редкие выступления и интервью (1969 и 1994)
- Радужный квест с Питом Сигером. Джуди Коллинз и Элизабет Коттен (2005)
- Элизабет Коттен на концерте, 1969, 1978 и 1980 (1969 и 2003)
- Гитара Элизабет Коттен (2002)
Награды и почести
[ редактировать ]- В 1980, 1982 и 1987 годах Коттен была номинирована на премию блюзовой музыки в категории «Исполнительница традиционного блюза». [27]
- Коттен был лауреатом стипендии национального наследия в 1984 году, присуждаемой Национальным фондом искусств , что является высшей наградой правительства США в области народного и традиционного искусства. [28]
- В 1985 году она выиграла премию Грэмми в категории «Лучшая этническая или традиционная фолк-запись» за альбом «Elizabeth Cotten Live!». [29]
- В 1986 году она была номинирована на премию Грэмми в категории «Лучшая традиционная фолк-запись» за свой концертный альбом, посвященный 20-летнему юбилею. [29]
- В 2022 году Коттен был посмертно занесен в Зал славы рок-н-ролла в категории «Раннее влияние». [17] [30]
- 36-м лучшим гитаристом всех времён В 2023 году Коттен был назван журналом Rolling Stone . [31]
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Бастин, Брюс (1986). Блюз Красной реки . Чикаго: Издательство Университета Иллинойса.
- Коэн, Джон; Маркус, Грейл (2001). Глаза нет: фотографии Джона Коэна . Нью-Йорк: Книги PowerHouse.
- Кон, Лоуренс (1993). Ничего, кроме блюза: музыка и музыканты . Нью-Йорк: Абвиль Пресс.
- Конвей, Сесилия (1995). Эхо африканского банджо в Аппалачах . Ноксвилл: Университет Теннесси Press.
- Эскамилла, Брайан (1996). Современные музыканты: профили людей в музыке . Том. 16.
- Харрис, Шелдон (1979). Блюз «Кто есть кто» . Нью-Йорк: Да Капа Пресс.
- Худ, Фил (1986). Исполнители американской народной музыки: легенды традиционного фолка, звезды шестидесятых, виртуозы новой акустической музыки . Нью-Йорк: Квилл.
- Менкони, Дэвид (2020). Шаг вперед и вперед . Издательство Университета Северной Каролины. ISBN 978-1-4696-5935-0 .
- Сантелли, Роберт (2001). Музыка американских корней . Нью-Йорк: Гарри Н. Абрамс.
- Сигер, Майк. Примечания к «Товарному поезду» и другим народным песням и мелодиям Северной Каролины Элизабет Коттен . Вашингтон, округ Колумбия: Smithsonian Folkways, переиздание 1989 года альбома Folksongs and Instrumentals with Guitar 1958 года .
- Смит, Джесси Карни (1993). Эпические жизни: сто чернокожих женщин, которые изменили ситуацию . Детройт: Пресса для видимых чернил.
- Смит, Джесси Карни, изд. (1992). Известные чернокожие американки. Детройт: Гейл Исследования.
- Вейрс, Лаура (16 января 2018 г.). Либба . Книги летописи. ISBN 978-1-4521-4857-1 .
- Венберг, Майкл (2002). Песня Елизаветы . (Детская книга.) Хиллсборо, Орегон: Beyond Words Publishing .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Игл, Боб; ЛеБлан, Эрик С. (2013). Блюз: региональный опыт . Санта-Барбара, Калифорния: Прегер. п. 278. ИСБН 978-0313344237 .
- ^ «С днем рождения, Либба Коттен!» . ncarts.org . Проверено 8 марта 2022 г.
- ^ «Вспоминая Элизабет Коттен Л. Л. Демерля » . eclectica.org . Проверено 8 марта 2022 г.
- ^ Ларкин, Колин, изд. (2009). «Коттен Элизабет 'Либба' ». Энциклопедия популярной музыки (4-е изд.). Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-531373-4 .
- ^ Золло, Рик (2006). «Сбор хлопка: Элизабет Коттен и народное возрождение». Шенандоа . 56 (2): 67–75.
- ^ «Как музыка Элизабет Коттен способствовала фолк-возрождению» . ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ЯДЕРНЫЙ РЕАКТОР .
- ^ «Элизабет Коттен: музыкант, положивший начало фолк-возрождению» . Faroutmagazine.co.uk . 14 мая 2023 г. . Проверено 7 июля 2023 г.
- ^ «Элизабет Коттен: Мастер американской народной музыки» . Смитсоновские народные записи . Проверено 7 июля 2023 г.
- ^ «Элизабет Коттен» . www.arts.gov . Проверено 7 июля 2023 г.
- ^ «Элизабет Коттен | Зал славы рок-н-ролла» . www.rockhall.com . Проверено 4 мая 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б Федеральная перепись населения США, Чапел-Хилл. 1870, 1880, 1900 гг.
- ^ Саммерс, Барбара , изд. (1989). Я мечтаю о мире: портреты чернокожих женщин, которые изменили Америку . фотографии и интервью Брайана Ланкера . Нью-Йорк: Стюарт, Табори и Чанг. п. 156 . ISBN 155670092X . OCLC 18745605 .
- ^ Перейти обратно: а б с Говенар, Алан, изд. (2001). «Элизабет Коттен: афроамериканский певец и автор песен». Мастера традиционных искусств: Биографический словарь . Том. 1 (ЭйДжей). Санта-Барбара, Калифорния: ABC-Clio. стр. 144–146. ISBN 1576072401 . OCLC 47644303 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Бейли, Брук (1994). Замечательная жизнь 100 женщин-художниц . Боб Адамс. стр. 32 . ISBN 1-55850-360-9 .
- ^ «Элизабет Коттен – мастера традиционных искусств» . mastersoftradiionalarts.org . Проверено 6 октября 2020 г.
- ^ Демерле, LL (1996). «Вспоминая Элизабет Коттен» . Проверено 7 апреля 2008 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Герберт, Джефф (4 мая 2022 г.). «Легенда народного народа Сиракуз Либба Коттен будет введена в Зал славы рок-н-ролла» . Постстандарт . Проверено 5 мая 2022 г.
- ^ «Езда в товарном поезде с Часом Макдевиттом» . 24 января 2003. Архивировано из оригинала 24 мая 2013 года . Проверено 2 февраля 2002 г.
- ^ Офис регистрации актов округа Ориндж, Книга свидетельств о браке 10, стр. 268.
- ^ Перейти обратно: а б Страк, Жюль (5 мая 2022 г.). «Звезда после 60: Элизабет «Либба» Коттен из Сиракуз научила Джерри Гарсиа и Пита Сигера значению народной музыки» . Постстандарт . Проверено 5 мая 2022 г.
- ^ Опись коллекции Майка Сигера (# 20009), Коллекция южного фольклора, Библиотека Уилсона, Университет Северной Каролины, Чапел-Хилл.
- ^ « Элизабет Коттен » . Биография.ваш словарь.com . Архивировано из оригинала 26 августа 2018 года . Проверено 17 июля 2017 г.
- ^ « Чес Макдевитт » . Вся музыка . Проверено 17 июля 2017 г.
- ^ Нолан, Морин (21 февраля 2010 г.). «Наследие Либбы: музыканту Элизабет Коттен будет поставлен памятник» . Постстандарт . Проверено 5 мая 2022 г.
- ^ «Элизабет (Либба) Коттен, 95 лет, автор песен в стиле блюз и фолк» . Нью-Йорк Таймс . 30 июня 1987 г. ISSN 0362-4331 . Проверено 18 января 2017 г.
- ^ Джонс, Джош (1 мая 2019 г.). «Элизабет Коттен написала «Грузовой поезд» в 11 лет, выиграла Грэмми в 90 лет и за это время изменила американскую музыку» . Открытая культура . Проверено 8 августа 2020 г.
- ^ «Лауреаты и номинанты премии [поиск]» . сайт blues.org . Фонд Блюза. 2019 . Проверено 3 мая 2019 г.
- ^ «Стипендии национального наследия NEA 1984» . arts.gov . Национальный фонд искусств. Архивировано из оригинала 10 августа 2020 года . Проверено 25 ноября 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Художник: Элизабет Коттен» . Грэмми.com . Академия звукозаписи. 2019 . Проверено 3 мая 2019 г.
- ^ «Художник: Элизабет Коттен: Премия за раннее влияние» . www.wkyc.com . 2022 . Проверено 4 мая 2022 г.
- ^ «250 величайших гитаристов всех времен» . Роллинг Стоун . 13 октября 2023 г. . Проверено 14 октября 2023 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Элизабет Коттен
- Элизабет Коттен в AllMusic
- Элизабет Коттен Дискография на Discogs
- Дискография Коттена на Smithsonian Folkways Recordings
- «Интервью с блюзовой и фолк-певицей Элизабет Коттен» для сериала WGBH Say Brother
- Клип выступления Коттена в 1969 году.
- Элизабет Коттен
- Грузовой поезд Элизабет Коттен
- Указатель шоссе Северной Каролины для Элизабет Коттен. Архивировано 8 января 2021 года в Wayback Machine.
- 1893 рождения
- 1987 смертей
- Американские блюзовые гитаристы
- Американские блюзовые певцы
- Американские фолк-гитаристы
- Американские фолк-певцы
- Афроамериканские певицы XX века
- Музыканты возрождения блюза
- Победители стипендии национального наследия
- Певцы из Северной Каролины
- Лауреаты премии Грэмми
- Люди из Каррборо, Северная Каролина
- Блюзовые музыканты Пьемонта
- Музыканты из Сиракуз, Нью-Йорк
- Культура Сиракуз, Нью-Йорк
- Афро-американские гитаристы
- Американские гитаристы 20-го века
- Гитаристы из Северной Каролины
- Американские певицы 20-го века
- Артисты Arhoolie Records
- Исполнители Folkways Records
- Американские певцы 20-го века
- Американские женщины-гитаристки 20-го века
- Народные музыканты из Северной Каролины
- Афроамериканские гитаристки
- Афро-американские банджоисты