Климент Охридский
Климент Охридский Климент Охридский | |
---|---|
![]() Икона святителя Климента Охридского из православного монастыря Зограф на Афоне в Греции, изображенная в образе ученика святых Кирилла и Мефодия . | |
Один из семи апостолов Болгарии, ученик святых Кирилла и Мефодия. | |
Рожденный | в. 830–840 Византийская или Первая Болгарская империя [ 1 ] [ 2 ] |
Умер | Охрид , Болгарская империя [ 3 ] (ныне Северная Македония ) | 27 июля 916 г. (дата захоронения)
Почитается в | Восточная Православная Церковь , Католическая Церковь |
Праздник | 27 июля [ 4 ] |
Атрибуты | Глаголица , кириллица. |
Покровительство | Охрид , Северная Македония [ 5 ] |
Климент или Климент Охридский ( болгарский , македонский , сербский : Климент Охридский , Климент Охридский ; греческий : Κλήμης τῆς Ἀχρίδας , Klḗmēs Охридский ( Климент первых 830–916 из ) был одним средневековых болгарских святых. [ а ] учёный, писатель и апостол славян . [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ] [ 11 ] Он был одним из самых выдающихся учеников Кирилла и Мефодия и часто связан с созданием глаголицы и кириллицы , особенно с их популяризацией среди христианизированных славян. Он был основателем Охридской литературной школы и считается покровителем образования и языка некоторыми славянами. Он считается первым епископом Болгарской Православной Церкви . [ б ] [ 13 ] один из семи апостолов Болгарской православной церкви с X века и один из главных святых современной Болгарии . [ 14 ] Миссия Климента стала решающим фактором, изменившим славянство в тогдашней Кутмичевице (современная Македония). [ с ] в болгар. [ 15 ] Климент также является покровителем Северной Македонии , города Охрида. [ 5 ] и Македонская Православная Церковь . [ 16 ] [ 17 ]
Жизнь


Точная дата его рождения неизвестна. Вероятнее всего, он присоединился к Мефодию еще юношей, последовав за ним позже в монастырь на Мизийском Олимпе . Согласно его житию Феофилакта Охридского , Климент знал жизнь Мефодия, как никто другой. Вот почему большинство ученых полагают, что он родился в Византийской империи на территории, где Мефодий служил во время своей политической карьеры, т.е. что он был славянином из Южной Македонии . [ 18 ] Это дает основание некоторым исследователям указывать область Салоник как возможное место рождения Климента. По другим данным, территория Южной Македонии, включая северные подступы к Салоникам, где он, возможно, родился, входила тогда в состав Первого Болгарского царства . [ 19 ] Большая часть Македонии вошла в состав Болгарии между 830 и 840 годами, т. е. когда родился Климент. [ 20 ] « Краткая жизнь святителя Климента» Феофилакта Охридского свидетельствует о его славянском происхождении, называя его «первым епископом на болгарском языке ». [ 21 ] в то время как «Охридская легенда», написанная Деметриосом Хоматеносом, описывает его как одного из европейских мезийцев , широко известных как болгары. [ д ] Из-за этого некоторые ученые называют его болгарским славянином. [ 23 ] [ 24 ] а Дмитрий Оболенский называет Климента славянским жителем Болгарского царства. [ 25 ] Некоторые взгляды на его происхождение предполагают, что Климент родился в Великой Моравии . Эта точка зрения основана на лексикографическом анализе произведений Климента. [ 26 ]
Климент участвовал в миссии Кирилла и Мефодия в Великую Моравию . В 867 или 868 году он стал священником в Риме , рукоположен вместе с двумя другими учениками Кирилла и Мефодия, Гораздом и Наумом , епископами Формозом и Гаудериком. После смерти Кирилла Климент сопровождал Мефодия в его путешествии из Рима в Паннонию и Великую Моравию. возглавил борьбу против немецкого После смерти самого Мефодия в 885 году Климент вместе с Гораздом духовенства в Великой Моравии. Пробыв некоторое время в тюрьме, он был изгнан из Великой Моравии и в 885 или 886 году дошёл до Белграда , затем в границах Болгарии вместе с Наумом Преславским , Ангеларием и, возможно, Гораздом (по другим данным, Горазд к тому времени уже был мёртв). время). После этого четверо из них были отправлены в болгарскую столицу Плиску , поручил им где Борис I Болгарский обучать будущее духовенство государства старославянскому языку .
После принятия христианства в 865 году религиозные церемонии в Болгарии проводились на греческом языке духовенством, присланным из Византийской империи. Опасаясь растущего византийского влияния и ослабления государства, Борис рассматривал принятие старославянского языка как способ сохранить политическую независимость и стабильность Болгарии. С этой целью Борис принял меры к созданию двух литературных академий, где богословие должно было преподаваться на славянском языке. Первая из школ должна была находиться в столице Плиске, а вторая — в районе Кутмичевицы .

Согласно его житию Феофилакта Охридского, в то время как Наум оставался в Плиске, работая над основанием Плиской литературной школы , Климент по поручению Бориса I организовал преподавание богословия будущим священнослужителям на старославянском языке в юго-западной части Болгарии. Империя, в регионе, тогда известном как Кутмичевица . [ 27 ] В течение семи лет (между 886 и 893 годами) Климент обучил около 3500 учеников славянскому языку и глаголице . В то время Климент перевел христианскую литературу на старославянский язык и таким образом вместе со своими сотрудниками заложил основы Болгарской Православной Церкви . [ 28 ] В 893 году он был рукоположен в архиепископа Дрембицы , Велики (епископства) . После смерти в 916 году он был похоронен в своем монастыре Святого Пантелеймона в Охриде . Вскоре после этого он был канонизирован Болгарской Православной Церковью в лике святых. [ 29 ]
Развитие старославянской грамотности предотвратило ассимиляцию южных славян с соседней византийской культурой, что способствовало формированию особой болгарской идентичности в Империи. [ 30 ] В первой четверти X века этноним «болгары» был принят славянскими племенами на большей части территории Македонии, а от их названий отказались. [ и ] Дело всей жизни Климента сыграло значительную роль в этой трансформации. [ 32 ]
Наследие
Климент Охридский был одним из самых плодовитых и влиятельных писателей на старославянском языке . Ему приписывают Паноническую агиографию святых Кирилла и святого Мефодия . Климент также перевел « Цветочную триоду», содержащую церковные песни, исполняемые от Пасхи до Пятидесятницы, и считается автором «Службы и жития святителя Климента Римского» , а также древнейшего богослужения, посвященного святым Кириллу и святому Мефодию. Ему обычно приписывают также изобретение кириллицы, хотя алфавит, скорее всего, был разработан в Преславской литературной школе в начале X века (см. Кириллица ).
Средневековые фрески Климента существуют на современных территориях Северной Македонии, Сербии и северной Греции, причем подавляющее большинство из них находится в Северной Македонии. [ 33 ] Церковь Святого Климента Охридского расположена в Скопье и является крупнейшим собором Македонской православной церкви .
Первый современный болгарский университет, Софийский университет , был назван в честь Климента при его основании в 1888 году. Его имя также носит Македонская национальная и университетская библиотека, основанная 23 ноября 1944 года. [ 34 ] назван университет в Битоле , основанный в 1979 году, а также болгарская научная база Святого Климента Охридского на острове Ливингстон на Южных Шетландских островах Антарктиды Именем Климента .
В ноябре 2008 года Македонская Православная Церковь передала часть мощей Климента Болгарской Православной Церкви . в знак доброй воли [ 35 ]
В мае 2018 года было объявлено, что в руинах монастыря Равна , недалеко от села Равна в муниципалитете Провадия , подпись Климента была обнаружена на каменной плите с большим количеством граффити на ней. Подпись датирована 24 апреля 889 года. Находка дает основание предполагать, что ученики Кирилла и Мефодия поселились там на одном этапе, после изгнания из Великой Моравии и приема их в Болгарии. [ 36 ]
См. также
Примечания
- ^ "Он умер в преклонном возрасте в 916 году. Ученики похоронили его в монастыре "Св. Пантелеймона» в Охриде, который он основал. Он был канонизирован в X в. и присоединился к пантеону болгарских святых». [ 6 ]
- ^ "...Первый епископ болгарского языка". [ 12 ]
- ^ В Византийской империи провинция или фема под названием Македония была образована из первоначальной фемы Фракии , столицей которой был Адрианополь в современной Турции. Современная Македония находилась под властью Первой Болгарской империи в 9-м и 10-м веках и была включена в состав Византийской империи в 1018 году как часть Болгарии .
- ^ «Этот наш великий отец и свет Болгарии был по происхождению европейским мезийцем, народом, широко известным как болгары…» [ 22 ]
- ^ "В начале Х века название "болгары" в широком смысле получило широкое распространение и употреблялось по всей стране, а названия отдельных славянских племен были оставлены. Интересный пример использования названия "болгары" встречается в так называемой «Расширенной биографии Климента Охридского»... Таким образом, она отражает развитие событий и ситуацию на юго-западных болгарских территориях (Македонии) в начале десятого века. Именно этот ученик Климента, писавший в Х веке, называл себя и своих соотечественников именем «болгары». Из текста жизнеописания, прославляющего Климента, видно, что он дал все, что относится к царству. церковь «нам, болгарам». Это означает, что название «болгары» уже прочно утвердилось среди населения юго-западных болгарских территорий еще в начале Х века». [ 31 ]
Ссылки
- ^ Русское церковное пение , т. II, Иоганн фон Гарднер, Владимир Моросан, Издательство Свято-Владимирской семинарии, 1980, ISBN 0881410462 , с. 11.
- ^ Албан Батлер, Пол Бернс и Дэвид Хью Фармер, Жития святых Батлера, Том 7, A&C Black, 1995, ISBN 0860122565 , с. 220.
- ^ Карл Корделл, Стефан Вольф, Этнический конфликт: причины, последствия и меры реагирования , (Polity Press, 2009), 64.
- ^ «Западно-Американская епархия – 27 июля» . www.westserbdio.org . Архивировано из оригинала 1 мая 2017 года . Проверено 11 января 2022 г.
- ^ Jump up to: а б «Указатель святых покровителей: Святой Климент Охридский» . Saints.sqpn.com. Архивировано из оригинала 20 июня 2008 г. Проверено 12 июня 2008 г.
- ^ «XI век» , Официальный сайт , София: Софийский университет .
- ^ Кто такие македонцы? Хью Поултон, издательство C. Hurst & Co., 2000 г., ISBN 1850655340 , с. 19.
- ^ Биографический словарь христианских миссий , Джеральд Х. Андерсон, Wm. Издательство Б. Эрдманс, 1999 г., ISBN 0802846807 , с. 138.
- ^ Краткая история Болгарии , Р. Дж. Крэмптон, издательство Кембриджского университета, 2005, ISBN 0521616379 , с. 15.
- ^ Балканская граница Византии: Политическое исследование Северных Балкан, 900–1204 гг ., Пол Стивенсон, Cambridge University Press, 2000, ISBN 0521770173 , стр. 78–79.
- ^ Православная церковь от А до Я , Майкл Прокурат, Александр Голицын, Майкл Д. Петерсон, Rowman & Littlefield, 2010, ISBN 0810876027 , с. 91.
- ↑ Феофилакт Охридский , цит. Рамет, Педро (1989), Религия и национализм в советской и восточноевропейской политике , с. 373 , ISBN 0-8223-0891-6 .
- ^ Бакалов, Георгий; Куманов, Милен (2003). «КУТМИЧЕВИЦА (Кутмичиница)». Электронное издание «История Болгарии» (на болгарском языке). София: Труд, Сирма. ISBN 954528613X .
- ^ Майкл Прокурат и др., Православная церковь от А до Я, Scarecrow Press, 2010, ISBN 1461664039 , с. 91.
- ^ Джон Ван Антверпен Файн, Раннесредневековые Балканы: критический обзор с шестого по конец двенадцатого века, University of Michigan Press, 1991, ISBN 0472081497 , стр. 127–128.
- ↑ Официальный сайт Македонской православной церкви. Архивировано 24 марта 2010 г. в Wayback Machine.
- ^ «Туристическая информация о Македонии» . Архивировано из оригинала 1 ноября 2010 г. Проверено 19 сентября 2010 г.
- ^ Оксфордский словарь святых , пятое переработанное издание, Дэвид Фармер, OUP Oxford, 2011, ISBN 0191036730 , с. 394.
- ^ Жития святых Батлера , том. 7, Албан Батлер, Пол Бернс, Дэвид Хью Фармер, A&C Black, 1995, ISBN 0860122565 , с. 220.
- ^ Димитар Бечев, Исторический словарь Республики Македония, Исторические словари Европы, Scarecrow Press, 2009, ISBN 0810862956 , с. хх.
- ^ Голоса средневековой Болгарии, седьмой-пятнадцатый века, Центрально-Восточная и Восточная Европа в средние века, 450-1450 гг. , Кирил Петков, BRILL, 2008, ISBN 9047433750 , с. 153.
- ^ Косев, Димитр; и др. (1969), Документы и материалы по истории болгарского народа , София: Болгарская академия наук, с. 54 .
- ^ Исторический словарь Хорватии, Роберт Сталлартс , Scarecrow Press, 2009, ISBN 081087363X , с. 87.
- ^ Греческий язык в холодном климате G - Справочник , Хью Ллойд-Джонс, Роуман и Литтлфилд, 1991, ISBN 0389209678 , с. 123.
- ^ Византийское наследие Восточной Европы , том. 156 из Сборника исследований, ISSN 0961-7582, Дмитрий Оболенский, Variorum Reprints, 1969, ISBN 086078102X , с. III.
- ^ Андрей ШКОВИЕРА: Святославянские Септуагинты. Братислава: Словацкий комитет славистов - Славистический институт Яна Станислава САВ, 2010, ISBN 978-80-89489-02-2 , стр. 110-113. Ян СТАНИСЛАВ: Древнеславянский язык I. Братислава: Slovenské pedagogické nakladátststvo, 1978, стр. 20-21; 174, 219–230.
- ^ Вхождение славян в христианский мир: введение в средневековую историю славян , А. П. Власто, Архив CUP, 1970, ISBN 0-521-07459-2 , с. 169.
- ^ Албан Батлер и др., Жития святых Батлера, Том 7, A&C Black, 1995, ISBN 0860122565 , с. 220.
- ^ Энциклопедия Кирилла и Мефодия: И-О, том 2, Институт литературы (Болгарская академия наук), Университетское издательство «Св. Климент Охридский», 1995, с. 334.
- ^ Крэмптон, Р.Дж. (2005). Краткая история Болгарии (2-е изд.). Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-61637-9 . стр 15.
- ^ Angelov, D. (1971), "София [Summary]", Издателство Наука и изкуство [ The Formation of the Bulgarian Nation ] (in Bulgarian), pp. 413–414 .
- ^ Майкл Палайрет, Македония: Путешествие по истории (Том 1, От древних времен до османских вторжений), Cambridge Scholars Publishing, 2016, ISBN 1443888435 , с. 260.
- ^ Священный пейзаж святого Климента Охридского, отраженный в его фресках, Маркус Брейер и Михайло Попович, факультет географии и региональных исследований Венского университета (2015)
- ↑ Официальный сайт Национальной и университетской библиотеки «Св. Климента Охридского» , данные получены 9 октября 2007 г.
- ^ «Македония передает в дар фрагменты мощей св. Кл. Охридского» . 24 ноября 2008 г.
- ^ Константин Сабчев, Обнаружена подпись Климента Охридского. Политика, 25.05.2018.
Источники
- Готье, Поль (1964). «Климент Охридский, епископ Драгвистский» . Обзор византийских исследований . 22 : 199–214.
- Илиев, Илья Г. (1995). «Долгая жизнь святого Климента Охридского: критическое издание» (PDF) . Византиноболгарика . 9 : 62–120.
- Иванич, Петр (2018). «Вопрос происхождения святого Климента Охридского и святого Наума Охридского в словацкой и чешской историографии» (PDF) . Европейский журнал науки и теологии . 14 (1): 135–144. Архивировано из оригинала 28 июня 2023 г. Проверено 28 июня 2023 г.
{{cite journal}}
: CS1 maint: bot: исходный статус URL неизвестен ( ссылка ) - Мучай, Скендер; Джуери, Суеля; Ристани, Ирклид; Пентковский, Алексей М. (2014). "Средневековые церкви в долине Шушицы (Южная Албания) и славянская епископия свт. Климента Охридского" [Medieval Churches in Shushica Valley (South Albania) and the Slavonic Bishopric of St. Clement of Ohrid] (PDF) . Slověne: International Journal of Slavic Studies . 3 (1): 5–42. Archived from the original on 2023-06-28 . Retrieved 2023-06-28 .
{{cite journal}}
: CS1 maint: bot: исходный статус URL неизвестен ( ссылка ) - Попович, Михайло ул. (2016). «Святой Климент Охридский: его жизнь и последствия между Софией и Скопье» . Мемориал доктора Тибора Живковича . Белград: Институт истории. стр. 77–90.
Внешние ссылки

- Рождения в 9 веке
- 916 смертей
- Болгарские писатели IX века.
- Болгарские писатели X века.
- Средневековые болгарские святые
- Создатели систем письменности
- Болгарские писатели-мужчины
- Христианские святые X века
- Средневековый Охрид
- Святые средневековой Македонии
- Люди из Охрида
- Кутмичевица
- Старославянские писатели.