Йоханна Штауде
Портрет Йоханны Штауде | |
---|---|
![]() | |
Художник | Густав Климт |
Год | 1917–1918 |
Размеры | 50 см × 70 см (20 × 28 дюймов) |
Расположение | Австрийская галерея Бельведер , Вена |
Портрет Йоханны Штауде [ а ] (1917–1918) — незаконченная картина Густава Климта , изображающая Йоханну Штауде (урожденная Видлицка; 16 февраля 1883 — 2 июля 1967), разведенную австрийку, которая также работала моделью для Эгона Шиле . [ 1 ] Она описала свою профессию как учительница языка, а затем как художница, хотя о ее собственных работах ничего не известно. [ 2 ] [ 1 ] Газета Financial Times охарактеризовала картину Климта как кульминацию его развития как портретиста, изображающую «новую послевоенную женщину, самосознательную, умную, современную, смело смотрящую на нас, с модной короткой стрижкой и черное боа из перьев». [ 3 ] Картина была приобретена Австралийской галереей Бельведер в 1963 году. [ 4 ]
Портрет
[ редактировать ]Климту было поручено написать портрет Йоханны Штауде в 1917 году. [ 5 ] На портрете заметно выделяется блузка из ткани Blätter ( «Листья »), созданная художницей по текстилю Мартой Альбер из Wiener Werkstätte . [ 2 ] [ 6 ] [ б ] В отличие от более ранних портретов Климта, Штауде не интегрирована в фон, передавая чувство автономии, которое многие наблюдатели интерпретировали как обозначение уверенной в себе «современной женщины», которая «смело одета». [ 7 ] [ 3 ] Резкий цветовой контраст между бирюзовым рисунком ткани и мандариново-оранжевым фоном напоминает французский фовизм , а также немецкий экспрессионизм . [ 8 ] [ 4 ]
Несмотря на смелые узоры на ее одежде, Климт обращает внимание на выражение лица Штауде, обрамляя его черным воротником из перьев. [ 8 ] [ 4 ] Автор Натаниэль Харрис пишет, что «в отличие от большинства женщин на поздних картинах Климта она серьезна, возможно, даже грустна». [ 8 ] Джон Коллинз также отмечает «неопределенный взгляд ее серо-зеленых глаз, слегка наклоненную голову и приоткрытые губы», в которых есть «нотка меланхолии, возможно, даже смирения с мрачными перспективами военной Вены». [ 4 ] В более критической интерпретации Джоанны Стауде куратором Кирком Варнедо в 1986 году она описывалась как «нехарактерно растрепанная» и «оцепелённая обезумевшая». [ 9 ]
Биография
[ редактировать ]Йоханна Видлицка родилась в Вене в 1883 году и была сестрой академических художников Леопольда и Антона Видлицок, а также оперного певца Рихарда Видлицки. [ 1 ] В 1914 году она вышла замуж за Франца Штауде, с которым развелась в 1918 году. [ 1 ]
При жизни Штауде работала учителем языка и художницей, а также работала домработницей у австрийского поэта Петера Альтенберга (1859–1919). [ 1 ] [ 4 ] Климт, возможно, познакомил ее с Альтенбергом, который входил в его близкий круг друзей и поклонников. [ 4 ] После смерти Климта в феврале 1918 года Альтенберг написал панегирик на рисунке Штауде, сделанном Климтом, а позже написал, что она была «современной святой» за то, что помогала заботиться о нем в последний год его жизни. [ 4 ] [ 1 ]
В начале 1960-х годов Штауде рассказала в интервью, что работала моделью и у Климта, и у Эгона Шиле , однако неизвестно, для каких конкретно картин она позировала помимо своего портрета. [ 4 ] Штауде часто сравнивают с неопознанной женщиной в «Даме с веером» Климта (Dame mit Fächer) . [ 4 ] [ 10 ] Возможно, она также позировала обнаженной для этюда «Подружек» . [ 4 ] Где-то после 1963 года Стауде легла в больницу в Вене, где позже скончалась. [ 11 ]
По словам биографа Климта Кристиана М. Небехая , Эрих Ледерер рассказал, что Штауде спросила Климта, почему он не закончил ее портрет, особенно вокруг рта. [ 11 ] Его ответ был: «Потому что тогда ты больше никогда не придешь в студию». [ 11 ] [ 1 ]
Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г «Йоханна Штауде» . Европейская . Проверено 30 июня 2023 г.
- ^ Jump up to: а б Брандоу-Фаллер, Меган (2020). «2. Украшение поверхностей и женские ремесла в школе Бема». Женский сецессион: искусство и декоративность в Венской женской академии . Университетский парк: Издательство Пенсильванского государственного университета. стр. 47–72. дои : 10.1515/9780271086507-006 . ISBN 9780271086507 .
- ^ Jump up to: а б Вулльшлагер, Джеки (26 мая 1997 г.). «Портрет художника-психоаналитика: Джеки Вульшлагер на восхитительном празднике, посвященном влиянию Фрейда на венское искусство» . Файнэншл Таймс . ПроКвест 248472292 . Проверено 30 июня 2023 г. - через ProQuest .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Коллинз, Джон (2001). «Каталог: Картины». В Бейли, Колин Б. (ред.). Густав Климт: Модернизм в процессе становления . Нью-Йорк: Х. Н. Абрамс совместно с Национальной галереей Канады, Оттава. п. 139. ИСБН 9780888847188 .
- ^ Галланд, Мария Соль Гарсия (2006). Густав Климт . Лиссе, Нидерланды: Издательство Rebo. п. 115. ИСБН 9789036618977 .
- ^ Jump up to: а б Брандштеттер, Кристиан (2003). Климт и мода . Нью-Йорк: Ассулин. стр. 79. ИСБН 2-84323-417-4 .
- ^ Беккер, Эдвин; Грабнер, Сабина (1997). Венен 1900. Портрет в интерьере (на голландском языке). Амстердам: Музей Ван Гога. стр. 98–105.
- ^ Jump up to: а б с Харрис, Натаниэль (1994). Жизнь и творчество Густава Климта . Нью-Йорк: Shooting Star Press. п. 74. ИСБН 9781858135014 .
- ^ Рассел, Джон (4 июля 1986 г.). «ИСКУССТВО: ВЕНА 1900-Х: ИСКУССТВО, АРХИТЕКТУРА И ДИЗАЙН» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 30 июня 2023 г.
- ^ Брэди, Анна (14 июня 2023 г.). «Последний портрет Густава Климта имеет самую высокую оценку, когда-либо представленную в Европе, — более 65 миллионов фунтов стерлингов» . Художественная газета . Проверено 28 июня 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с Небехай, Кристиан М. (1976). Густав Климт: его жизнь согласно современности. Отчеты и источники (на немецком языке). Мюнхен, Германия: немецкое издательство в мягкой обложке. п. 270. ИСБН 9783423011464 .