Jump to content

Отношения Франции и Мали

(Перенаправлено из отношений Франции и Мали )
Франко-малийские отношения
Карта с указанием местонахождения Франции и Мали

Франция

У них было

Отношения Франции и Мали — это текущие и исторические отношения между Францией и Мали .

Первый значительный контакт между двумя странами произошел в 1855 году, когда французы построили форт на территории современной Медины . [ 1 ] К 1892 году Мали была объявлена ​​французской колонией, которая тогда называлась Французский Судан ( Французский Судан ), потеряв всякое подобие экономической, политической или социальной автономии. Несмотря на обретение независимости в 1960 году, Мали поддерживает тесные отношения с Францией, которые часто принимают форму патерналистского экономического и военного вмешательства.

Франция была бывшим колониальным правителем Мали, тогда известного как Французский Судан , которым она управляла из столицы в Бамако . Позже Бамако стал столицей новорожденной Республики Мали. Французское правление оказало влияние на Мали в нескольких аспектах, например, принятие французского языка в качестве основного языка Мали. Благодаря этому Франция и Мали имеют прочную связь. [ 1 ] Оба являются членами Международной организации франкофонии . проживает более 120 000 Во Франции малийцев . После 2020 года отношения испортились, поскольку новое военное правительство настроило общественное мнение против Франции. 31 января 2022 года малийская военная хунта выслала французского посла Жоэля Мейера. [ 2 ]

Доколониальный период

[ редактировать ]
Размеры Малийской империи ( ок. 1350 г.)

В доколониальной Африке определение империй и королевств отличалось от определения западных обществ. В отличие от средневековой Европы , где империи и королевства определялись владением землей и границами, империи Западной Африки были организованы по народам и их местонахождению. Это означает, что владение землей не было определяющей характеристикой власти в Западной Африке – деревни часто перемещались из-за бедной почвы, что облегчало понимание африканских империй и королевств как групп людей, находящихся под контролем одного императора или короля. [ 3 ] Мали начиналось как вождество, затем превратилось в королевство и в конечном итоге стало империей под руководством Саунджата Кейта . Владение ценными ресурсами, такими как золото , медь и соль, сделало Мали самой богатой империей Западной Африки. Доколониальная экономическая история Мали важна для понимания событий, приведших к французской колонизации региона Сахеля . [ 4 ]

Колонизация

[ редактировать ]

Хотя Франция и другие европейские державы вступали в контакт с малийскими торговцами на атлантической стороне Западной Африки, первым французом, подробно задокументировавшим богатства, присутствующие в Мали (и, таким образом, пробудившим чувства французской колонизации), был исследователь Рене Кайе , который путешествовал вглубь страны. от Атлантического побережья через верховья реки Нигер и достиг Тимбукту в 1828 году. [ 5 ] Он был первым иностранцем, который стал свидетелем богатства города и выбрался из него живым.

Профессиональная школа в Бамако, Мали, около 1940 года.

Франция колонизировала Мали в конце 19 века в рамках своего более крупного колониального проекта в Африке. В то время европейские державы боролись за контроль над африканскими территориями (см. Атлантическую хартию ), движимые экономическими интересами в ресурсах – особенно в золоте, алмазах и меди в Мали – а также желанием распространить свое политическое и культурное влияние. . Мали была стратегическим местом для Франции из-за своего расположения вдоль реки Нигер и богатых природных ресурсов. [ 6 ] Французские колониальные власти стремились эксплуатировать эти ресурсы посредством создания сельскохозяйственных плантаций, добычи полезных ископаемых и принудительного труда. Другие, но менее заметные мотивы включали претензию на «цивилизаторскую миссию» и желание Франции установить политический и военный контроль над регионом. Франция создала сеть военных баз по всей территории Мали и использовала свою колониальную власть для подавления движений сопротивления и сохранения контроля над местным населением.

Например, мировая хлопковая промышленность в начальный период 1900-х годов была крайне нестабильной. Фермеры Мали часто получали скудную или незначительную прибыль от урожая хлопка. Кроме того, как прибыльный сельскохозяйственный продукт, арахис приносил большую прибыль по сравнению с хлопком. Таким образом, малийские фермеры пытались противостоять попыткам колониальных властей обязать производство хлопка. Тем не менее, в 1930-х годах колониальное правительство учредило Управление Нигера, которое реализовало схему принудительного труда и налогов, которая вынуждала малийских фермеров заниматься выращиванием хлопка для внешней торговли. [ 7 ]

Колонизация Мали была частью более масштабной борьбы за Африку, где европейские державы стремились расширить свое влияние и контроль над континентом. Французский колониализм в Мали начался в конце 19 века, когда французские войска начали расширять свой контроль над регионом Западной Африки. Мали была частью Французского Судана, в который также входили современные Сенегал, Мавритания, Гвинея и Кот-д'Ивуар. Французы установили колониальную администрацию и систему прямого правления, при которой французские государственные служащие управляли малийцами от имени французов. Эту систему часто критикуют за то, что она привела к чрезмерной централизации и, следовательно, к отсутствию административной независимости, что серьезно препятствовало функционированию политических институтов суверенного Мали. Французское колониальное правление не только изменило политическую экономику региона, но и привело к масштабным проектам развития сельского хозяйства, а также к введению правовых кодексов и государственного управления, которые сохраняются и по сей день. [ 8 ]

Независимость Мали

[ редактировать ]

После окончания Второй мировой войны возникло множество в Западной Африке колоний . Во время колонизации Франция пообещала своим западноафриканским подданным, что они получат права, аналогичные гражданским, в обмен на их самоопределение. Извлечение рабочей силы и ресурсов из Западной Африки во время войны только обострило отношения между колониями. Кроме того, восстановление Франции после Второй мировой войны потребовало значительного внимания и ресурсов со стороны правительства, в результате чего колонии, которым были обещаны стимулы после Второй мировой войны , остались без денег для поддержки своих ветеранов, инвестиций в образование и инфраструктуру. В результате Мали, бедная страна, страдающая от засухи, « утечки мозгов » и бедной экспортной экономики, во многом полагалась на поддержку Франции, чтобы дать толчок своей независимости как нации. [ 9 ]

Малийская федерация (1959–1960)

[ редактировать ]

После кризиса мая 1958 года колониям Французской Западной Африки была предоставлена ​​возможность проголосовать за немедленную независимость или присоединиться к реорганизованному Французскому сообществу (договоренность, которая предоставила бы колониям некоторую степень самоопределения при сохранении связей с Францией). Только Гвинея проголосовала за полную независимость, а другие колонии Французской Западной Африки проголосовали за присоединение к Французскому сообществу. [ 10 ] После того, как другие французские колонии решили не присоединяться к федерации (Нигер, Мавритания и Кот-д'Ивуар по собственному желанию, тогда как Дагомея и Верхняя Вольта сделали это под внешним давлением Франции) Судан и Сенегал стали единственными странами в составе федерации. Целью федерации было улучшение существующего экономического и политического сотрудничества, которое было обязательным во время французского колониального правления; Лидеры федерации считали, что лучшая организация профсоюзов, составления бюджета и другой экономической деятельности повысит производительность внутри федерации. Международные переговоры также станут проще.

Обязанности внутри межтерриториального правительства были разделены между премьер-министром Модибо Кейтой и вице-премьером и министром обороны Мамаду Диа . В июле 1959 года лидеры федерации потребовали независимости от Франции, и она была предоставлена ​​(при условии, что Франция предоставит «экономическую и техническую помощь»). [ 10 ]

Однако единство между Суданом и Сенегалом было недолгим, поскольку различия в управлении разделили Кейту и президента Сенегала Леопольда Сенгора . Например, Кейта предпочитал, чтобы федерация африканизировала свою бюрократию и государственную службу, в то время как Сенгор предпочитал преемственность французских государственных служащих, а не опытных сенгалцев и суданцев. Этот разрыв только усугублялся различиями в характерах между Кейтой, пуританским аристократом, и Сенгором, теоретиком, более комфортно понимающим особенности французского общества. [ 11 ] Это, наряду с другими факторами, привело к расколу федерации, когда Кейта был арестован, а затем депортирован в Бамако 20 августа 1960 года. 22 сентября Суданский союз – Демократическое объединение Африки; США – RDA (Суданский союз – Африканская демократическая партия) провозгласили создание нового государства – Республики Мали. [ 12 ]

Правление Модибо Кейты (1960–1968)

[ редактировать ]

Ухудшение отношений с Сенегалом и Францией (особенно закрытие железной дороги Дакар-Нигер ) побудило Мали построить своего рода социалистическую экономику. [ 13 ] Отвергнутый «мертвой рукой» Сенегала и его буржуазии, Кейта отметил, как он стремился к развитию Мали, независимо от ее предыдущих союзников:

Я также считаю, что отделение от Сенегала способствовало мобилизации суданских масс. Это позволит Суданской Республике в полной мере реализовать свои политические, экономические, социальные и культурные цели на основе подлинного социализма и исключительно в соответствии с интересами наиболее обездоленных слоев населения. [ 14 ]

Хотя правление Кейты добилось успехов в развитии отношений с Восточным блоком и национализации некоторых аспектов малийской экономики, его символическая личность, популяризировавшая дома, централизовала власть для него и его окружения. Это рисковало

К концу правления Кейты Мали испытала растущую экономическую стагнацию в сельскохозяйственном секторе, которая усугублялась резким ростом инфляции в результате неосмотрительной практики заимствований, что привело к экономическому тупику. В последней попытке стимулировать свою экономику Мали обратилась к Франции 15 февраля 1967 года. Эти соглашения привели к 50-процентной девальвации малийского франка и принудительному сокращению государственных расходов; альтернативы не было. [ 13 ] Условия этого вмешательства, хотя и были плохо восприняты малийской общественностью, имели важное значение для сохранения притока французской экономической и сельскохозяйственной помощи. [ 15 ]

Это ознаменовало конец эксперимента Мали с социализмом советского типа. [ 16 ] Под серьезным внешним давлением со стороны Франции она перешла к более открытой рыночной экономике после бескровного переворота, возглавляемого 14 молодыми армейскими офицерами во главе с Муссой Траоре . [ 17 ]

Экономические и политические отношения

[ редактировать ]

Ранее упомянутое ограничение денежно-кредитной политики Мали имело серьезные последствия примерно до 1973 года. Темпы роста доступного кредита в малийской экономике постоянно снижались (6,7 процента в год) и были намного ниже, чем рост денежной массы в L' Union Monétaire Ouest- Африканский (УМОА). [ 18 ] В сочетании с низким спросом на кредиты из-за сельскохозяйственного кризиса (сильная засуха и низкие процентные ставки) это сделало Мали еще более зависимым от французской помощи и торговли. Денежно-кредитная политика между странами преуспела в снижении инфляции в Мали, но потеряла большую часть своей экономической автономии в пользу Франции. Лучше всего это иллюстрируется тем фактом, что центральный банк Мали потерял привилегию выпуска валюты в пользу Центрального банка Мали, совет директоров которого состоял из пяти представителей Мали и пяти представителей Франции (франко-малийские соглашения от 19 декабря 1967 г.) и которому Государственное казначейство Франции открыло транзакционный счет. Одновременно коммерческая банковская деятельность бывшего эмиссионного института была передана Банку развития Мали, который был создан и финансировался внешними ТНК. Это денежно-кредитное соглашение позволило Франции контролировать денежную массу франка КФА и влиять на процесс принятия решений африканскими центральными банками через их советы.

Экономисты и историки при оценке экономических мер в Мали сосредотачивают внимание на втором этапе развития малийской экономики. После переворота 1968 года умеренные представители малийской бюрократии и военных отдали предпочтение экономике свободного рынка, а не более радикальной и международно-независимой форме правления Кейты. [ 19 ] Французский колониализм нанес вред ее институтам и развитию и почти обанкротил Мали.

Теоретически французское правительство было обязано вывести свои гражданские и дипломатические службы из Мали в соответствии с условиями деколонизации. Однако многие французские и малийские колониальные бюрократы остались у власти – слишком много, чтобы государство могло себе это позволить, и слишком контролирующие, чтобы их можно было сократить. [ 9 ] После переворота 1968 года многие предполагали, что Франция финансировала оппозиционную фракцию, хотя это невозможно доказать.

Военные интервенции

[ редактировать ]

Хотя французская армия обеспечила обучение и вооружение малийской армии, большая часть французского военного вмешательства проводилась в качестве меры по борьбе с терроризмом в регионе Сахеля. [ 20 ] [ 21 ]

Борьба с терроризмом

[ редактировать ]
Пресс-конференция между высшим руководством Франции и Мали в начале операции «Сервал» в 2013 году.

Операция Серваль (французский: Opération Serval ) — военная кампания, предпринятая с основной целью изгнания исламских экстремистов из северного региона Мали. [ 22 ] где они начали наступление на центральные районы страны. [ 23 ] Французское вмешательство было осуществлено в соответствии с резолюцией 2085 Совета Безопасности ООН от 20 декабря 2012 года и официальным призывом временного правительства Мали о французской военной помощи. [ 24 ] Это считалось успешным военным вмешательством; Малийские активистские группы, правительственные чиновники, а также французские ученые положительно отозвались об операции. Матье Гидер , исследователь ислама и арабского мира из Университета Тулузы , заявил в интервью, опубликованном в журнале Jeune Afrique , что без французского военного вмешательства государство Мали пало бы. [ 25 ] Заявленное Францией обоснование операции заключается в том, что в противном случае «террористическое государство окажется на пороге Франции и Европы». [ 26 ]

Операция завершилась 15 июля 2014 года, и на смену ей пришла операция «Бархан» , которая была начата 1 августа 2014 года с целью расширить операции французских вооруженных сил на обширной территории Сахельского региона и продолжить борьбу с исламистскими повстанцами в Сахельском регионе. [ 27 ]

Операция «Бархан» считается менее успешной, чем ее предшественница, главным образом из-за отсутствия военного успеха и частично из-за сложностей с выводом французских солдат.

В результате малийского переворота 2021 года президент Франции Эммануэль Макрон объявил об окончании операции и о своих намерениях поэтапно вывести войска. 18 марта 2022 года военное правительство Мали попросило Францию ​​«немедленно» вывести свои войска. Однако президент Макрон ответил, что около 5000 французских военнослужащих покинут Мали «организованным образом» в течение следующих четырех-шести месяцев, чтобы обеспечить защиту Многопрофильной комплексной миссии ООН по стабилизации в Мали (МИНУСМА) и сил других стран, дислоцированных в Мали. в Мали. [ 28 ]

С 2013 года и начала операции «Сервал» , замененной операцией «Бархан» в 2014 году, мнения в Мали относительно легитимности французской интервенции разделились. По словам руководителя миссии за мир в Мали Стокгольмского международного института исследования проблем мира Орельена Тоби, «между 2013 и 2015 годами мы быстро осознали, после мирных соглашений в Уагадугу и Алжире для Мали, что мнение малийцев по отношению к французскому присутствию изменилось. Люди поддерживали операцию «Сервал», но не понимали, почему французское присутствие продлевается с помощью операции «Бархан». [ 29 ]

Фонд Фридриха Эберта провел в Мали опрос «Мали-Метер», чтобы оценить уровень удовлетворенности населения операцией «Бархане». Результаты показали, что менее пятидесяти процентов опрошенных были довольны французским военным присутствием в стране. [ 30 ] По мнению Тоби, эти результаты лучше всего объясняются географическими различиями внутри малийского населения; «Люди, находящиеся в контакте с силами Бархана на севере страны, одобряют это гораздо больше, потому что видят изменения в своей повседневной жизни. И наоборот, люди, опрошенные в Южном Мали, как правило, имеют высшее образование, но находятся дальше от зоны конфликта , гораздо более критично относятся к французскому присутствию». [ 29 ]

В последние годы Мали стала свидетелем массовых протестов против Франции из-за предполагаемой неадекватности операции «Бархан». Протесты были вызваны рядом факторов, включая обвинения в жертвах среди гражданского населения и нарушениях прав человека со стороны французских войск, а также неспособность операции обеспечить устойчивый мир и стабильность в стране.

Один из самых значительных антифранцузских протестов произошел в 2022 году, когда тысячи малийцев вышли на улицы, чтобы выразить свой гнев и разочарование по поводу операции «Бархан». [ 31 ] Протесты были вызваны убийством нескольких мирных жителей в деревне Баунти французскими истребителями. [ 32 ] Хотя Франция настаивает на том, что все жертвы были вооруженными джихадистами, расследование, проведенное МИНУСМА в марте 2021 года, показало, что «группа, пострадавшая от удара, в подавляющем большинстве состояла из гражданских лиц, которые являются лицами, защищенными от нападений в соответствии с международным правом». [ 33 ] Инцидент усилил давнее недовольство французским военным присутствием в Мали и предполагаемым отсутствием ответственности за действия французских операций.

Многие критики отмечают неспособность Франции продолжать свои военные операции как источник отчуждения и гнева среди населения Мали. [ 21 ] Ситуация усугубляется тем фактом, что ситуация с безопасностью не улучшилась после операции «Бархан»; джихадизм вырос, как и рост общинных ополчений, которые бросают вызов власти местных органов власти.

Другие вмешательства

[ редактировать ]

Французское агентство развития (AFD) и Caisse des Dépôts et des Consignations (CDC) подписали в декабре 2016 года хартию стратегического альянса, одним из финансовых драйверов которого является создание инвестиционного фонда на сумму 500 миллионов евро. [ 34 ] [ 35 ] Этот фонд используется для финансирования инфраструктурных проектов в Африке в различных отраслях (энергетика, телекоммуникации и т. д.). Некоторые критики, однако, указывают на стратегию фонда по созданию возможностей и открытию рынка преимущественно для французских компаний, тем самым питая мосты для передачи капитала, которые являются корнями французского неоколониализма. [ 36 ] 16 ноября 2022 года Министерство иностранных дел Франции объявило о приостановке всей деятельности AFD в Мали. [ 35 ]

Постоянные дипломатические миссии

[ редактировать ]
Посольство Мали в Париже

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б «Франция и Мали» .
  2. ^ «Мали высылает французского посла из-за высказываний министра иностранных дел» . Хранитель . Ассошиэйтед Пресс. 31 января 2022 года . Проверено 31 января 2022 г.
  3. ^ «Средневековые африканские королевства» (PDF) . Страсбургская академия.
  4. ^ Робинсон, Дэвид (200). "Введение". Демократия и развитие в Мали . Издательство Мичиганского государственного университета. стр. 9–10. ISBN  978-0870135606 . JSTOR   10.14321/j.ctt15hvwv2.6 .
  5. ^ Сахара, 5000 лет геополитики (на французском языке). Полет. 58. Январь–март 2013. с. 51.
  6. ^ Вутен, Стивен. «Французы в Западной Африке: ранний путь к независимости» . ПЕНСИЛЬВАНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ – ЦЕНТР АФРИКАНСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ . Проверено 25 апреля 2023 г.
  7. ^ «Что сделали французы – исследуя Африку» . Проверено 9 мая 2023 г.
  8. ^ Ньох, Амбе Дж. (2000). «Влияние колониального наследия на развитие стран Африки к югу от Сахары» . Исследование социальных показателей . 52 (2): 161–178. дои : 10.1023/А:1007074516048 . ISSN   0303-8300 . JSTOR   27522501 . S2CID   142448265 .
  9. ^ Перейти обратно: а б Кейта, Калифа (1998). «Конфликт и разрешение конфликтов в Сахеле: восстание туарегов в Мали» . Маленькие войны и восстания . 9 (3): 102–128. дои : 10.1080/09592319808423221 . ISSN   0959-2318 .
  10. ^ Перейти обратно: а б Курц, Донн М. (октябрь 1970 г.). «Политическая интеграция в Африке: Федерация Мали» . Журнал современных африканских исследований . 8 (3): 406. дои : 10.1017/S0022278X00019923 . ISSN   0022-278X . S2CID   154671339 .
  11. ^ Ндойе, Моду (1995). «ФЕДЕРАЦИЯ МАЛИ НА ПЫТЕ НЕЗАВИСИМОСТИ: ХРОНИКА НЕУДАЧИ» . Африка: Ежеквартальный обзор исследований и документации Итальянского института Африки и Востока . 50 (2): 151–176. ISSN   0001-9747 . JSTOR   40761001 .
  12. ^ «Мали — Независимая Мали | Британика» . www.britanica.com . Проверено 7 мая 2023 г.
  13. ^ Перейти обратно: а б Мартин, Гай (1976). «Социализм, экономическое развитие и планирование в Мали, 1960-1968» . Канадский журнал африканских исследований . 10 (1): 31. дои : 10.2307/483923 . ISSN   0008-3968 . JSTOR   483923 .
  14. ^ Внеочередной конгресс США-RDA, 22 сентября 1960 г .: Мали продолжается..., Бамако: Imprimerie du Government, без даты, стр. 16.
  15. ^ Крам, Дэвид Лейт (1984). «Мали и ОМОА: пример экономической интеграции» . Журнал современных африканских исследований . 22 (3): 469–486. дои : 10.1017/S0022278X00055130 . ISSN   0022-278X . JSTOR   160456 . S2CID   153340777 .
  16. ^ Бурде, Ив (2002). «Экономические реформы и малийская экономика» . Развитие Африки / Afrique et Développement . 27 (1/2): 26. ISSN   0850-3907 . JSTOR   43658054 .
  17. ^ Кейта, Калифа (1998). «Конфликт и разрешение конфликтов в Сахеле: восстание туарегов в Мали» . Маленькие войны и восстания . 9 (3): 103. дои : 10.1080/09592319808423221 . ISSN   0959-2318 .
  18. ^ Шамбас, Жерар; Комб, Жан-Луи; Гийамонт, Патрик (2000). «Мали: факторы долгосрочного роста» (PDF) . Программа исследований развивающейся Африки (на французском языке). ОЭСР: 42.
  19. ^ Гедик, Алейна (2022). «Французская интервенция в Мали» (PDF) . Масариков университет, факультет социальных исследований .
  20. ^ Куэста Рока, Кармен (май 2015 г.). «От операции Серваль до Бархана: понимание растущего участия Франции в Африке в контексте франкафрики и постколониализма» (PDF) .
  21. ^ Перейти обратно: а б «Подкаст The Inside Story: Что стоит за напряженностью между Мали и Францией? в Apple Podcasts» . Apple Подкасты . Проверено 9 мая 2023 г.
  22. ^ «Мали и Франция «оттесняют исламистов» » . Новости Би-би-си . 11 января 2013 г. Проверено 9 мая 2023 г.
  23. ^ «В Сахеле, операция «Бархан» заменяет «Сервал» » . ЛЕФИГАРО (по-французски). 13 июля 2014 г. Проверено 9 мая 2023 г.
  24. ^ «Совет Безопасности санкционирует развертывание международной миссии поддержки под руководством Африки в Мали на первый год | Пресса ООН» . press.un.org . Проверено 9 мая 2023 г.
  25. ^ «Матьё Гидер: «Без французского вмешательства малийское государство падет» – Жена Африка» . JeuneAfrique.com (на французском языке) . Проверено 9 мая 2023 г.
  26. ^ «Конфликт в Мали: Франция увеличивает численность войск» . Новости Би-би-си . 17 января 2013 г. Проверено 9 мая 2023 г.
  27. ^ «Французские войска в Мали проводят антиджихадистскую кампанию, погрязшую в грязи и недоверии» . Рейтер . 13 августа 2019 г. Проверено 9 мая 2023 г.
  28. ^ «Правящая хунта Мали просит Францию ​​вывести войска «без промедления» » . Франция 24 . 18 февраля 2022 г. Проверено 9 мая 2023 г.
  29. ^ Перейти обратно: а б Бельсёр, Камилла (17 августа 2017 г.). «В Сахеле приглушенный гнев населения против французских войск» . Slate.fr (на французском языке) . Проверено 9 мая 2023 г.
  30. ^ Доверенное лицо, The (6 июня 2017 г.). "maliweb.net - Исследование: малийцы игнорируют миссию ЕС и разделились на бархане" . maliweb.net (на французском языке) . Проверено 9 мая 2023 г.
  31. ^ Лоржери, Поль (05 февраля 2022 г.). «Тысячи людей вышли на улицы Бамако в знак антифранцузского протеста» . Рейтер . Проверено 9 мая 2023 г.
  32. ^ «Каковы реальные потери среди гражданского населения в антиджихадистской войне Франции в Мали?» . Новая гуманитарная помощь . 16 июня 2021 г. Проверено 9 мая 2023 г.
  33. ^ «Расследование ООН пришло к выводу, что в результате французского военного авиаудара погибли мирные жители Мали | Новости ООН» . news.un.org . 30 марта 2021 г. Проверено 9 мая 2023 г.
  34. ^ «Африка: Caisse des Dépôts и AFD создают фонд в 500 миллионов евро» . L'Express (на французском языке). 06.12.2016 . Проверено 8 мая 2023 г.
  35. ^ Перейти обратно: а б «Мали | AFD — Французское агентство развития» . www.afd.fr. Проверено 9 мая 2023 г.
  36. ^ Под открытым небом (149) Françafrique: эта «империя, которая не хочет умирать» , получено 8 мая 2023 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 9438081dd707c6357a5d315f59afb392__1715489040
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/94/92/9438081dd707c6357a5d315f59afb392.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
France–Mali relations - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)