Противожизнь
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( март 2013 г. ) |
Автор | Филип Рот |
---|---|
Издатель | Фаррар, Штраус и Жиру |
Дата публикации | 1986 |
Страницы | 324 стр. |
ISBN | 978-0-374-13026-8 |
ОКЛК | 13904280 |
813/.54 | |
Класс ЛК | PS3568.O855 C6 1986 г. |
Противожизнь (1986) — роман американского писателя Филипа Рота . Это четвертый полнометражный роман с участием вымышленного писателя Натана Цукермана . Когда «Контржизнь» была опубликована, Цукерман совсем недавно появился в новелле под названием «Пражская оргия» , эпилоге сборника «Цукерман на границе» .
Краткое содержание сюжета
[ редактировать ]Роман разделен на пять частей, каждая из которых представляет собой вариацию одной и той же базовой ситуации. Части I и IV независимы от любой другой части романа, тогда как части II, III и V образуют более или менее непрерывное повествование.
Часть I, «Базель», открывается, судя по всему, отрывком из дневника еврейского писателя Натана Цукермана. Натан рассказывает о своем брате Генри Цукермане, дантисте из пригорода, у которого был роман со своей помощницей Венди. Однако у Генри развилось серьезное заболевание сердца, и лекарство сделало его импотентом. Единственной альтернативой лекарству является потенциально опасная для жизни операция. Генри, не желая отказываться от возможности секса, обращается за советом к своему бывшему брату. Натан пытается отговорить Генри от операции и говорит ему, что со временем он приспособится, но со временем Генри становится все более отчаянным.
В этот момент повествование переходит от третьего лица, показывая, что эта «дневниковая запись» на самом деле была панегириком, который Натан планировал произнести на похоронах Генри: операция убила его. Однако Натан решает не произносить панегирик, заключив, что это просто поставит в неловкое положение семью его брата. На похоронах жена Генри Кэрол вместо этого произносит панегирик, в котором объясняет операцию любовью Генри к ней. Натан скептически относится к ее искренности и задается вопросом, много ли она знала о многочисленных романах своего мужа. Он также жалеет своего брата, которого он характеризует как человека, настолько отчаянно пытающегося избежать своего существования среднего класса, что он предпочел смерть его удушающей стабильности.
Вторая часть, «Иудея», перезагружает повествование романа: в этом разделе Генри пережил операцию по исправлению состояния своего сердца и восстановлению сексуальной функции. Однако вместо того, чтобы возобновить прежнюю жизнь, Генри решил бежать в Израиль и жить в поселении на Западном Берегу. Кэрол отправляет Натана в Израиль, чтобы убедить Генри вернуться к своей семье. В Израиле Натан встречается с множеством евреев, которые делятся с ним своими разнообразными взглядами, включая сумасшедшего фаната по имени Джимми, который обращается к нему у Стены Плача. Затем Натан противостоит Генри в его поселении, где Генри и поселенцы критикуют его за предательство своих собратьев-евреев. Натан встречается с харизматичным лидером поселения, который произносит яростный монолог о важности заселения Иудеи и Самарии. Позже Натан противостоит Генри и предполагает, что лидер поселения напоминает ему их отца, и это может частично объяснить его влияние на Генри. Генри сердито отвечает, что на самом деле важно не то, является ли лидер фигурой отца, а то, кто контролирует Иудею. Не имея возможности образумить Генри, Натан вынужден вернуться домой без брата.
Часть III, «Наверху», продолжает «противную жизнь», начатую в Части II. Натан летит обратно в Соединенные Штаты, когда снова встречает Джимми. Джимми сообщает, что он пронес в самолет пистолет и гранату. Он намерен дать понять, что евреи больше не обязаны своей травмирующей истории, и просит Натана помочь ему. Вскоре после этого сотрудники службы безопасности нападают и арестовывают Джимми и Натана, которых они обвиняют в сговоре с ним. Натан чувствует себя униженным как самим допросом, так и тем, что силовики, похоже, никогда о нем не слышали.
Часть IV, «Глостершир», представляет собой третью отдельную «контржизнь» в романе. В этом разделе Натан — брат-импотент с больным сердцем. Он и Генри также остались раздельно; У Генри никогда не было романа с Венди. Поначалу Натан хорошо сотрудничает с лекарствами, но вскоре его соблазняет Мария, английская эмигрантка, которая живет наверху со своей дочерью и мужем-дипломатом. У них начинается роман, и Натан подумывает об операции. Мария убеждает его не идти на такой огромный риск ради нее, но Натан все равно решает это сделать. Он объясняет, что это позволило бы ему осуществить свое самое большое желание — стать семейным человеком, женившись на Марии, усыновив ее дочь и переехав в Соединенное Королевство. К сожалению, операция терпит неудачу, и Натан умирает.
Затем раздел переключает внимание на Генри Цукермана. Несмотря на свои опасения, Генри берет выходной и присутствует на похоронах Натана. Он глубоко оскорблен панегириком, в котором редактор восхваляет скандальный роман Натана « Карновский». Ранее Генри обвинял роман в унижении всей семьи Цукерманов: действительно, его публикация стала причиной их отчуждения. Покинув похороны, Генри решает осмотреть квартиру Натана на предмет всего, что могло бы его смутить. Он подкупает свой путь и быстро находит дневниковые записи, раскрывающие роман десятилетней давности. Генри уничтожает записи дневника, но вскоре обнаруживает второй черновик последнего романа Натана. Этот черновик, очевидно, содержит части I, II, III и V романа, и Генри реагирует на него гневом. Генри чувствует, что Натан спроецировал на него свою неуверенность, чтобы облегчить его ненависть к себе. После этого он уничтожает Части I, II и III, оставляя Часть V только потому, что в ней он не упоминается подробно.
Часть IV завершается тем, что фокусируется на самой Марии. Мария, очевидно, обсуждает недавнюю смерть Натана со своим терапевтом. Она рассказывает, как обыскала квартиру Натана после его смерти и нашла черновик его незаконченного романа (который из-за вмешательства Генри теперь содержит только пятую часть). Она возражает, что Натан преувеличивал в ней ее семью, выдумывая недостатки характера, чтобы сделать их более интересными и служить его собственным целям. Мария также признается, что ее портрет Натана совсем не похож на нее, а является тем, чем Натан, должно быть, хотел ее или считал ее такой. Тем не менее, она решила опубликовать черновик, поскольку считает его последним выражением любви Натана к ней. В конце части IV постепенно выясняется, что интервьюер Марии не является терапевтом; на самом деле он является призрачной проекцией самого Натана. Мария прощается с Натаном в последний раз.
Часть V, «Христианский мир», возвращается к повествованию частей II и III. Он углубляется в супружескую жизнь Натана и Марии, о которой кратко упоминалось в предыдущих разделах романа. Как и хотел Натан в Части IV, они вернулись в Англию и временно остановились у матери Марии, уравновешенной пожилой женщины, которая является «вежливой» антисемиткой и тонко возмущается отношениями Натана с ее дочерью. Когда сестра Марии противостоит Натану по поводу женитьбы на младшей Марии, нееврейке, он начинает беспокоиться о будущем их брака. Эти тревоги затем вырываются на поверхность после того, как пара сталкивается с антиеврейскими предрассудками в английском ресторане. Позже Натан жалуется Марии на ее семью и нетерпимость Англии. Мария становится раздражительной и обвиняет Натана в чрезмерной чувствительности. Она оставляет его, чтобы вернуться в свой дом.
Роман заканчивается разрывом Натана и Марии, что Натан изображает посредством обмена письмами. Мария пишет первое письмо, объясняя, что она уходит как из-за свадьбы Натана, так и из-за книги Натана. Она возражает против того, чтобы стать еще одним из его литературных персонажей, жалуясь, что Мария из книги совсем не похожа на ее настоящую сущность - настоящая Мария, например, не стала бы так подробно выражать свои чувства в письме. Она также винит Натана в том, что их брак закончился несчастливо, указывая на то, что у него была способность гарантировать, что для них все обернется хорошо.
В ответ Натан извиняется перед Марией, но он также стоит на своем. Он объясняет Марии, что в конечном итоге «нет тебя» не существует, как и «нет меня». Он утверждает, что они представляют собой просто сумму представлений — контржизней, — которые они изобретают для себя и для других. Натан размышляет о еврейском обрезании, которое он навязал бы своему сыну, утверждая, что боль от ритуала символизирует несправедливость и жестокость, с которыми ребенок столкнется в мире. Натан заканчивает книгу, оплакивая разрыв отношений между ним и Марией, потому что только на страницах написанного им романа они когда-либо жили вместе в любви.
Стиль
[ редактировать ]Каждая из пяти частей романа в некоторой степени противоречит друг другу, поэтому предполагается, что определенные события, произошедшие в одной части, не произошли в последующих частях.
С одной стороны, это можно рассматривать как комментарий к писательскому ремеслу. Это отражает то, как у автора возникает множество зародышей идей, не все из которых достигают полного воплощения и превращаются в связное художественное произведение.
На более глубоком уровне это отражает фрагментацию человеческой жизни. В какой-то степени все мы живем противоположной жизнью, поскольку делаем вещи, которые не вписываются в «официальную историю» о том, кем мы являемся, и о том, какой жизнью мы живем.
Прием
[ редактировать ]Рот был награжден Национальной премией кружка книжных критиков 1987 года за художественную литературу. [ 1 ] В том же году он стал финалистом Национальной книжной премии . [ 2 ]
Критики, писатели и ученые в последнее время считают «Противодействие» одним из лучших романов Рота. Гарольд Блум назвал ее «удивительной книгой» в своем интервью Paris Review в 1991 году. [ 3 ] В 2012 году Мартин Эмис назвал ее «шедевром постмодернистской фантастики… действительно впечатляюще сложной книгой». [ 4 ] Джеймс Вуд из The Guardian также назвал его «возможно, своим величайшим романом». [ 5 ]
Другие издания
[ редактировать ]Эта книга включена в пятый том собрания сочинений Филипа Рота «Романы и другие рассказы 1986–1991 годов» , изданного Библиотекой Америки . [ 6 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Премия Национального кружка книжных критиков: победители и финалисты 1987 года» . Национальный кружок книжных критиков . Архивировано из оригинала 16 октября 2021 г. Проверено 15 октября 2021 г.
- ^ «Национальная книжная премия 1987 года» . Nationalbook.org . Проверено 22 апреля 2021 г.
- ^ Вайс, Антонио (5 марта 1991 г.). «Гарольд Блум, Искусство критики № 1» . Парижское обозрение . Том. Весна 1991 г., нет. 118.
- ^ Уоллес-Уэллс, Дэвид (23 июля 2012 г.). «В разговоре: Мартин Эмис» . Нью-Йорк . Проверено 5 марта 2021 г.
- ^ «Мой герой: Филип Рот Джеймса Вуда» . Хранитель . 22 марта 2013 года . Проверено 5 марта 2021 г.
- ^ «Филип Рот: Романы и другие рассказы 1986–1991 | Библиотека Америки» . www.loa.org .