Мария Терезия фон Паради

Мария Терезия фон Паради (15 мая 1759 - 1 февраля 1824) была австрийским музыкантом и композитором, потерявшим зрение в раннем возрасте и для которой ее близкий друг Моцарт , возможно, написал свой фортепианный концерт № 18 си-бемоль. главный. Она также была в контакте с Сальери , Гайдном и Глюком .
Ранний период жизни
[ редактировать ]Мария Терезия фон Паради была дочерью Йозефа Антона фон Паради, императорского министра торговли и придворного советника императрицы Марии Терезии , в честь которого она была названа. Императрица, однако, не была ее крестной матерью, как часто считали. В возрасте от 2 до 5 лет она потеряла зрение. [ 1 ]
Широкое музыкальное образование она получила у:
- Карл Фриберт ( теория музыки и композиция)
- Леопольд Кожелуч (фортепиано)
- Винченцо Ригини (вокал)
- Антонио Сальери (вокал и композиция)
- Аббат Фоглер (теория музыки и композиция).
По общему мнению, Паради обладала превосходной памятью и исключительно точным слухом: широко сообщалось, что она выучила наизусть более шестидесяти концертов, а также большой репертуар сольных и религиозных произведений.
В 1773 году ей было поручено исполнить органный концерт Антонио Сальери , который сохранился, но без второй части.
К 1775 году Паради выступал как певец и пианист в различных венских салонах и концертах.
С конца 1776 года до середины 1777 года Паради лечился у знаменитого Франца Антона Месмера , который смог временно улучшить ее слепоту, пока она не была отстранена от его опеки, на фоне опасений, с одной стороны, возможного скандала, с другой стороны, потенциальная потеря ее пенсии по инвалидности. [ 1 ] [ 2 ] В любом случае, после ухода от доктора Месмера слепота вернулась навсегда.
Путешествие по Европе
[ редактировать ]Паради не остался в Вене . В 1783 году она отправилась в продолжительное турне по Парижу и Лондону в сопровождении своей матери и либреттиста Иоганна Ридингера , который изобрел для нее композиционную доску. В августе того же года они посетили Моцартов в Зальцбурге, хотя в дневнике Наннерля эта встреча, кажется, отнесена к сентябрю. Она играла во Франкфурте и других городах Германии, затем в Швейцарии . Наконец Паради прибыл в Париж в марте 1784 года. [ 3 ] Ее первый концерт там состоялся в апреле на Concert Spirituel ; в рецензии на нее в Journal de Paris отмечалось: «...нужно было услышать ее, чтобы составить представление о прикосновении, точности, беглости и яркости ее игры». Всего она выступила в Париже 14 раз, получив отличные отзывы и признание. Она также помогла Валентину Гаюи («отцу и апостолу слепых») основать первую школу для слепых, открывшуюся в 1785 году.
Паради исполнил фортепианный концерт Йозефа Гайдна (HXVIII: 4), премьера которого, возможно, состоялась в Париже также в 1784 году, но, судя по всему, он был написан в 1770-х годах, а оригинальная рукопись сейчас утеряна.
Также в 1784 году Паради исполнил фортепианный концерт (вероятно, № 18, К.456 ) Моцарта . Хотя считается, что K.456 — это концерт, предназначенный для Паради, на этот счет сохраняются сомнения. Рут Холливелл комментирует:
Неизвестно, какой это был концерт. Леопольд [в письме из Вены] просто описал его Наннерль как «великолепный концерт» и сказал, что он был написан для Марии Терезии фон Паради «для Парижа». Его описание предполагает, что ни он, ни Наннерль еще этого не знали; если это так, то это, должно быть, более поздняя версия, чем K.453, которая, по-видимому, была новейшей в Зальцбурге . на тот момент [ 4 ]
Паради отправился в Вестминстер в конце 1784 года и в течение следующих нескольких месяцев выступал при дворе, Карлтон-Хаусе (таунхаусе принца Уэльского ), а также на профессиональных концертах на Ганновер-сквер в Вестминстере , среди других мест. Она играла Генделя фуги Георгу III , а позже аккомпанировала принцу Уэльскому, виолончелисту. Однако ее концерты были менее хорошо приняты и посещаемы в Англии, чем в Париже. Она продолжала гастролировать по Западной Европе (включая Гамбург , где познакомилась с Карлом Филиппом Эммануилом Бахом ), а, проехав через Берлин и Прагу , в 1786 году снова оказалась в Вене. В дальнейшем у нее были планы дать концерты в итальянских государствах и России. , но из этого ничего не вышло. Она вернулась в Прагу в 1797 году для постановки оперы «Ринальдо и Альцина» .
Композиции и дальнейшая жизнь
[ редактировать ]Во время своего турне по Европе Паради начала сочинять сольную музыку для фортепиано, а также пьесы для голоса и клавишных. Самая ранняя музыка, приписываемая ей, часто упоминается как набор из четырех фортепианных сонат примерно 1777 года, но на самом деле это Пьетро Доменико Парадизи , которому часто ошибочно приписывают большую часть ее музыки. Ее самая ранняя крупная работа — сборник «Zwölf Lieder auf ihrer Reise in Musik gesetzt» , составленный между 1784 и 1786 годами.
К 1789 году Паради уделяла больше времени композиции, чем исполнению, о чем свидетельствует тот факт, что с 1789 по 1797 год она сочинила пять опер и три кантаты . После провала оперы «Ринальдо и Альчина» в 1797 году она все больше и больше переключала свою энергию на преподавание. В 1808 году она основала в Вене собственную музыкальную школу, где преподавала пение, игру на фортепиано и теорию юным девушкам. Серия воскресных концертов в этой школе представила работы ее выдающихся учеников. Она продолжала преподавать до своей смерти в 1824 году.
При сочинении она использовала композиционную доску, изобретенную Ридингером, а для переписки — ручную печатную машину, изобретенную Вольфгангом фон Кемпеленом . Ее песни в основном представляют оперный стиль, в котором присутствуют колоратура и трели. Влияние Сальери можно увидеть в драматически составленных сценах. Большая часть сценической работы создана по образцу венского стиля Зингшпиль , а ее фортепианные произведения демонстрируют большое влияние ее учителя Леопольда Козелуха .
сицилийский
[ редактировать ]Самое известное произведение, приписываемое Паради, «Сицилиана ми-бемоль мажор» для скрипки и фортепиано — музыкальная мистификация скрипача XX века Самуэля Душкина . [ 5 ] Произведение основано на части Ларгетто из Скрипочной сонаты фа мажор Карла Марии фон Вебера, соч. 10, №1. [ 6 ]
Список работ
[ редактировать ]Сценические работы
- Ариадна и Вакх , мелодрама, 20 июня 1791 года (утеряна)
- Der Schulkandidat , 5 декабря 1792 года, часть Акта 2 и весь Акт 3 (Увертюра: ClarNan Editions; остальное потеряно)
- Ринальдо и Альчина, волшебная опера , 30 июня 1797 г. (утеряна)
- Большая военная опера 1805 г. (утеряна)
- Две сельские оперы (утеряны)
Кантаты
- Траурная кантата на смерть Леопольда II , 1792 (утрачена)
- Немецкий памятник Людвигу Несчастному , 1793 год.
- Кантата о выздоровлении моего отца (утеряна)
Инструментальные произведения
- Концерт для фортепиано с оркестром соль мажор (утерян)
- Концерт для фортепиано с оркестром до мажор (утерян)
- 12 фортепианных сонат, 1792 г. (утеряны)
- Фортепианное трио, 1800 (утеряно)
- Фантазия соль мажор, пф, 1807 г.
- Фантазия до мажор, пф, 1811 г.
- Вариации клавиатуры (утеряны)
- Моим далеким близким, пф (потеряно)
- Различные песни и песни, всего не менее 18 произведений, два из которых утеряны.
Результаты
[ редактировать ]- Бесплатные партитуры Марии Терезии фон Паради в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур (IMSLP)
Культурные ссылки
[ редактировать ]Романы и рассказы
[ редактировать ]- Барнс, Джулиан . «Гармония» в Пульс сборнике рассказов Джулиана Барнса « ». Нью-Йорк: Альфред А. Кнопф, 2011.
- Хальберштадт, Мишель . Пианист в темноте [Роман]. Нью-Йорк, Pegasus Books, 2011.
- О'Доэрти, Брайан . Странная история мадемуазель П. [Роман]. Винтаж, Лондон 1992 г., ISBN 0 09 922371 6 .
- Уолзер, Алисса . Загипнотизированный [Роман]. Лондон: MacLehose Press, 2012.
- Тюилье, Жан , «Франц Антон Месмер или Магнитный экстаз» [Биография/Роман]. Париж, Робер Лаффон, 1988.
Пьесы
[ редактировать ]- Стивенс, Клаудия . Играю в Паради 1994 года.
Видеодокументация, сценарий, музыкальные эскизы и история выступлений доступны в документах Клаудии Стивенс, специальных коллекциях, Библиотеке Эрла Грегга Свема, Колледжа Уильяма и Мэри. [ 7 ] Сольная пьеса с музыкальным сопровождением в двух действиях, текст и музыка Клаудии Стивенс, касается отношений Марии Терезии с Месмером и слепоты как метафоры.
- Кэрол К. Мак. «Без следа» 1997. [ 8 ]
Фильмы
[ редактировать ]- Форман, Милош , режиссёр Амадеус Уорнер Бразерс, 2002.
Паради упоминается в сцене, во время которой Антонио Сальери сообщает императору Жозефу II Паради о том, что Моцарт приставал к ней во время урока. Это утверждение в контексте фильма в конечном итоге изображается как уловка Сальери, призванная помешать назначению Моцарта на придворную должность учителя молодой племянницы императора.
- Споттисвуд, Роджер. Месмер. Имидж Развлечения, 2000.
- «Мадемуазель Паради», автор Барбара Альберт, участница Международного кинофестиваля в Кливленде 2018, подробнее на сайте mademoiselle-paradis.com
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Патти, Фрэнк (1994). Месмер и животный магнетизм: глава в истории медицины . Гамильтон, Нью-Йорк: Edmonston Publishing, Inc., стр. 57–63.
- ^ Томас Сас, Миф о психотерапии (Anchor Press/Doubleday 1978), страницы 54–58
- ^ Парижский журнал , 24 апреля 1784 г., стр. 504–505.
- ^ Рут Холливелл, Семья Моцартов: четыре жизни в социальном контексте ISBN 978-0198163718
- ^ Сицилианка ми-бемоль мажор (Паради, Мария Терезия фон , IMSLP , получено 20 сентября 2019 г.)
- ^ Джон Монтанари (15 мая 2012 г.). «Мягкий отповедь художественным мошенникам» . digital.nepr.net . Проверено 19 января 2023 г.
- ^ Веб-сайт библиотек Уильяма и Мэри
- ^ https://www.carolkmack.com/without_a_trace_21393.htm
Библиография
[ редактировать ]- Адлер, Гвидо и Карл Фриберт. Венская песня с 1778 года до смерти Моцарта. Антология оценок. Памятники музыкального искусства Австрии 54, 1960 г.
- Ангермюллер, Рудольф. Антонио Сальери. Документы его жизни. 3 тома Бок, Бад-Хоннеф, 2002.
- Боррофф, Эдит. «Женщины-композиторы: воспоминания и история». Музыкальный симпозиум колледжа 15 (1975): 26-33.
- Федеральный институт образования слепых. 200 лет образования слепых в немецкоязычном регионе. Вена 2004, стр. 56.
- Франкл, Людвиг Август. Биография Марии Терезии фон Паради. Линц: Издательство Частного института слепых Верхней Австрии, 1876 г.
- Принц, Мэрион. Мария Терезия Паради , Кёльн: Бёлау, 2005 ( ISBN 3-412-19505-7 ), Ежегодник Моцарта 2007/2008, (Кассель: Bärenreiter, 2011) Архивированный обзор онлайн
- Принц, Мэрион. Мария Терезия Паради – знаменитая современница Моцарта. Бёлау, Кельн, 2005 г.
- Горди, Лора Энн. «Женщины, создающие музыку, 1750–1850: Марианна Мартинес, Мария Терезия фон Паради, Фанни Мендельсон Хензель и Клара Вик Шуман». Диссертация DMA, Университет Алабамы, 1987 г.
- Холливелл, Рут. Семья Моцартов: четыре жизни в социальном контексте. Кларендон Пресс, Оксфорд, 1998.
- Ежич, Дайан и Элизабет Вуд. Женщины-композиторы: найдена утраченная традиция. Нью-Йорк: Феминистская пресса Городского университета Нью-Йорка.
- Мацусита, Хидеми. «Музыкальная карьера и композиции Марии Терезии фон Паради». доктор философии диссертация, Университет Бригама Янга, 1989 г.
- Максвелл, Андреа. «Мария Терезия фон Паради». Геликон Девять 1, вып. 2 (осень-зима 1979 г.): 54–57.
- Макканн, Мишель Рём и Амели Уэлден. Девочки, которые потрясли мир: героини от Жанны д’Арк до матери Терезы. Нью-Йорк: Аладдин, 2012.
- Мелл, Александр. Энциклопедический справочник слепых, изданный вдовой и сыном А. Пихлера, Вена, Лейпциг, 1900, стр. 576-578.
- Николас, Джереми. «Забытые художники». International Piano № 16 (ноябрь-декабрь 2012 г.): 36–39.
- Пурчер, Нора. Доктор Месмер: историческое исследование. Лондон: Вестхаус, 1947.
- Сэди, Стэнли , изд. Словарь музыки и музыкантов New Grove. (2. Auflage) Словари Grove, Нью-Йорк, 2000.
Шлейфер, Марта Фурман и Сильвия Гликман. Женщины-композиторы: музыка сквозь века. Антология оценок. Нью-Йорк: Г. К. Холл, 1996–.