Jump to content

Рюрика экспедиция

« Рюрик» пришвартован у острова Святого Павла для загрузки провианта для северного плавания (Рисунок: Луи Хорис )

Русская Рюрика экспедиция («Экспедиция Рюрика») — кругосветное плавание , проходившее с 30 июля 1815 года по 3 августа 1818 года под командованием Отто фон Коцебу и предназначавшееся для открытия и исследования Северо-Западного прохода . Экспедицию военного корабля «Рюрик» (рус. Рюрик) снарядил и профинансировал русский граф Николай Петрович Румянцев (рус. Никола́й Румянцев). Оно состоялось при благосклонной поддержке царя Александра I. Однако из-за неблагоприятных погодных условий он не достиг пункта назначения и вернулся раньше запланированного срока. Историческое значение экспедиции заключается в количестве новых открытий на всем протяжении маршрута, а также в человеческом и культурном опыте, который команда привезла из этого трехлетнего путешествия.

Маршрут экспедиции (1815-1818 гг.)

Цель экспедиции

[ редактировать ]

Желание русских найти Северо-Западный проход объяснялось прежде всего экономическими причинами. Обеспечивать поставки на торговые базы на восточном побережье России и в колонию Русская Америка, простиравшуюся вдоль западного побережья Америки от Аляски до Сан-Франциско , по суше через азиатский континент было сложно и дорого. Поиски морского пути на север Европейского и Азиатского континентов ( Северо-Восточный проход ) пока не принесли желаемого успеха. Морские пути вокруг южной оконечности Африки ( мыс Доброй Надежды ) или Америки ( мыс Горн ), напротив, оказались трудоемкими и опасными из-за множества угроз, включая неблагоприятные погодные условия и пиратство . Поэтому Россия надеялась обнаружить проход на север американского континента, который был бы намного короче и, вероятно, по нему было бы легче ориентироваться.

Поскольку все попытки обнаружить этот морской путь с востока до сих пор не увенчались успехом, на этот раз проход нужно было найти с запада, исследовать и плыть по нему в противоположном направлении. Была надежда, что исходное положение экспедиции может быть улучшено за счет того, что Россия располагала многочисленными торговыми базами на западном побережье Североамериканского континента, которые могли служить отправными точками для снабжения экипажа и другого материально-технического обеспечения похода.

Путешествие включало две летние кампании (1816 и 1817 гг.): первая предназначалась для исследования подходящих стоянок к северу от Берингова пролива . Со вторым они надеялись продвинуться оттуда дальше на север и восток следующим летом.

Как и многие до и после нее, экспедиция не достигла своей цели. Однако Отто фон Коцебу смог продемонстрировать непрерывное океанское течение, что стало первым научным доказательством существования Северо-Западного прохода. Кроме того, фон Коцебу нанес на карту более 400 островов Полинезии и большую часть западного побережья Аляски. Натуралисты задокументировали большое количество неизвестных видов животных и растений.

Участники экспедиции

[ редактировать ]

Помимо трёх рулевых Храмченко, Петрова и Коньева, двух унтер-офицеров, повара и 20 матросов, в экспедиции приняли участие:

Во время рейса на борту временно находились следующие люди:

  • 17 августа 1815 года: лоцман отправился в путешествие по Ла-Маншу и в Плимут.
  • 1 октября 1816 года: два русских моряка и один пассажир: Эллиот де Кастро, личный врач короля Гавайев (из Сан-Франциско на Гавайи).
  • 23 февраля 1817 г.: островитянин Южного моря Каду (в течение всей летней кампании 1817 г.)
  • 27 мая 1817 г.: Два переводчика диалектов более северных прибрежных народов.
  • Август 1817 г.: четыре алеута для усиления экипажа.

«Рюрик » , названный в честь варяжского князя и основателя Руси Рюрика (ок. 830–879 гг.), представлял собой небольшой бриг водоизмещением 180 тонн. На время экспедиции было разрешено нести имперское российское боевое знамя. Поэтому его считали военным кораблем . Поскольку основной целью путешествия было открытие Северо-Западного прохода, корабль был оборудован лишь во вторую очередь как исследовательское судно . Поэтому сопровождающим исследователям пришлось соблюдать военные обычаи на борту. Слова Коцебу Адельберту фон Шамиссо заключаются в том, что «[он] как пассажир на военном корабле, где никто не привык предъявлять какие-либо требования, не имел права их предъявлять». [1] У исследователей было мало места для сбора растений и артефактов. Большую часть коллекций сразу же спрятали в запечатанные ящики под палубой. Как описывает Адельберт фон Шамиссо, коллекции, выставленные на всеобщее обозрение, часто выбрасывались за борт (даже по приказу капитана), поскольку они мешали выполнять повседневные задачи моряков на борту.

Корабль был слабо вооружен, а восемь пушек использовались почти исключительно для салютов при входе и выходе из иностранных портов. Ближе к концу плавания «Рюрик» столкнулся у Зондского пролива с предполагаемыми пиратскими кораблями , которые удерживались на расстоянии с помощью предупредительных выстрелов.

Перед вторым летним походом 1817 года «Рюрик» попал в шторм у Камчатки и сильно пострадал. Спешно проведенные ремонтные работы в Уналаске были скорее мерой по ограничению ущерба, чем полным восстановлением. Состояние «Рюрика» официально рассматривалось как одна из причин, по которой фон Коцебу не захотел продолжать путь на север и отказался от цели экспедиции. На обратном пути «Рюрик» прошел капитальный ремонт на верфи в Кавите на Филиппинах.

Ход экспедиции

[ редактировать ]

От Петербурга до Камчатки

[ редактировать ]

« Рюрик» должен был достичь Тихого океана через мыс Горн . Этот первый крупный этап путешествия, начавшийся из Санкт-Петербурга и Кронштадта , уже ознаменовался несколькими береговыми экскурсиями, от которых, в частности, смогли извлечь пользу натуралисты экспедиции. После первого короткого пребывания в Копенгагене путешествие продолжилось в Плимут на южном побережье Англии, чтобы подготовиться к долгому пересечению Атлантического океана. Пребывание в несколько дней на Тенерифе на Канарских островах позволило натуралистам впервые исследовать новый мир. Наконец, 12 декабря 1815 года « Рюрик» достиг острова Илья-де-Санта-Катарина у берегов Бразилии и пришвартовался во Флорианополисе .

« Рюрик» бросает якорь у острова Пасхи (Рисунок: Луис Чорис)

Оставшаяся часть путешествия на российский полуостров Камчатка — вокруг мыса Горн — в основном характеризовалась длительным пребыванием в Талькауано , Чили , во время которого проводились пышные торжества с участием губернатора, полководца и дворян города и окрестностей. Последующее плавание через Тихий океан было осуществлено в спешке, чтобы прибыть в Авачинскую бухту достаточно рано и подготовиться к летней кампании 1816 года. Целью было использовать несколько теплых дней в году, чтобы продвинуться достаточно далеко на север до наступления зимы. лед снова наступил.

На пути в Авачу Отто фон Коцебу выбрал маршрут, далекий от обычных торговых путей. острова Полинезийского Он нанес на карту многие еще не исследованные архипелага. Однако названия, данные этим островам в то время, по сей день часто менялись из-за последующей колонизации несколькими другими странами. 19 июня 1816 года «Рюрик» пришвартовался в Авачинской губе у Петропавловска-Камчатского .

Летняя кампания 1816 г.

[ редактировать ]
Маршрут в проливе Коцебу

Летняя кампания 1816 года началась 14 июля с выхода из Авачинской губы на Камчатке и закончилась 7 сентября приходом в гавань Уналаски — острова Алеутских островов. Ее целью было исследование моря и побережья к северу от Берингова пролива и найти подходящие стоянки для подготовки к дальнейшему наступлению в ходе летней кампании 1817 г. В ходе этого плавания были открыты пролив Коцебу с заливом Эшшольц и островом Шамиссо и другие ориентиры (см. карту справа). Также был установлен и поддерживается контакт с местными жителями, проживающими там. После первоначального осторожного подхода часто удавалось торговать: в обмен на иглы, ножницы, ножи и, прежде всего, табак участники экспедиции могли получить провиант, одежду и предметы культурного назначения в виде предметов быта, произведений предметы искусства или культа.

«Рюрик» плыл из Авачинской губы северо-восточным курсом до острова Святого Лаврентия , а затем пересек Берингов пролив вдоль побережья Аляски. Здесь капитан сначала проследовал по песчаной цепочке островов, лежащих недалеко от берега, пока не достиг залива Шишмарева. После краткого исследования залива путешествие продолжилось к мысу Эспенберг у северного входа в пролив Коцебу. Надеясь найти там вход в Северо-Западный проход, 2 августа был изменен курс на восток. Однако вскоре «Рюрик» столкнулся с полуостровом Болдуин и следовал вдоль береговой линии на юг, пока не открылся вход в залив Эшшольц, в который корабль плавал между полуостровом Болдуин и островом Шамиссо. В последующие дни капитан исследовал залив на гребных лодках, но понял, что пути вперед нет. 7 августа Эшшольц обнаружил на юге залива айсберги.

11 августа экспедиция возобновила свой путь и проследовала вдоль южного побережья пролива Коцебу до устья реки Кивалик . Там фон Коцебу спросил эскимоса о дальнейшем течении реки. Он подозревал, что существует прямая связь с южным районом Нортон-Саунд через полуостров Сьюард . Поскольку это предположение не могло быть подтверждено, экспедиция была возобновлена ​​в северном направлении до тех пор, пока не достигла мыса Крузенштерна к северу от входа в пролив. Поскольку лето уже наступило, капитан решил пересечь Чукотское море в западном направлении и пройти Берингов пролив на юг вдоль российского побережья.

Чукотская семья у Берингова пролива (Иллюстрация: Луи Чорис)

«Рюрик » отплыл южнее пролива в бухту Святого Лаврентия ( залив Лаврентия ) и стал там на якорь. Капитан торговал свежим мясом северного оленя с живущими там чукчами . Во время пребывания многие чукчи с юга Мечигменского залива приезжали в бухту Св. Лаврентия , чтобы полюбоваться вновь прибывшими. Из-за непогоды капитан взял курс на восточную оконечность острова Св. Лаврентия только 29 августа. Из-за непрекращающегося густого тумана «Рюрик» шел на почтительном расстоянии вдоль острова на восток, не решился встать на якорь и наконец взял курс на юг. остров Святого Павла в составе островов Прибылова 3 сентября показался . « Рюрик» прошёл и здесь и 7 сентября вошел в порт Уналаска.

В Уналаске агенту « Русско-Американской компании » (русской торговой компании) было поручено подготовить летнюю кампанию следующего года, тогда как «Рюрик» должен был перезимовать в более южных широтах. Кроме того, 16 алеутов (включая переводчика) должны были быть готовы отправиться на север в следующем году.

От Уналаски через восточную часть Тихого океана

[ редактировать ]
Президио Сан-Франциско ( Иллюстрация: Луи Чорис)

Чтобы избежать суровой зимы на севере и дать экипажу отдохнуть перед запланированным летним походом 1817 года, «Рюрик» направился на юг, в более теплые края. Это путешествие привело их из Уналаски в Сан-Франциско в испанской Калифорнии, а затем на Гавайи и Маршалловы острова .

В Сан-Франциско и на Гавайях экипажу пришлось взять на себя дипломатические задачи, выходящие далеко за рамки их научной миссии. Прежде всего, это спор между испанским губернатором региона доном Паоло Висенте де Сола и Российской империей, которую представлял Отто фон Коцебу в качестве лейтенанта Императорского российского флота, по поводу действий русско-американского флота. Торговая компания на калифорнийском побережье была предварительно урегулирована в ходе переговоров в Президио Сан-Франциско: разногласия по международному праву возникли с русскими колонистами, которые основали поселение для торговли мехом и форт немного севернее, в заливе Бодега, без разрешения испанцев. Фон Коцебу сумел отложить возможный вооруженный конфликт, убедив обе стороны поставить свои дальнейшие действия в зависимость от позиции своих правительств. Однако официальной реакции со стороны заинтересованных правительств не последовало, и статус-кво сохранялся в течение некоторого времени.

Гавайи также недавно стали жертвой политического спора с силами Российско-Американской торговой компании. Два их торговых судна подняли российский флаг на одном из островов, пытаясь завладеть им для царя. Кровопролития удалось вовремя избежать благодаря посредничеству некоторых проживающих там европейцев и американцев, но в ответ на их изгнание русские моряки пригрозили начать войну на островах. В этой ситуации «Рюрик» достиг Гавайских островов и оказался перед большим количеством вооруженных и боеспособных островитян. К счастью, «Рюрик» взял на борт в Сан-Франциско Эллиота де Кастро, личного врача короля Гавайев. Он смог выступить посредником до того, как разразилась война. Будучи гостем короля Камеамеа I , Отто фон Коцебу впоследствии смог убедить его в миролюбивом отношении к нему и Российской империи.

Затем экспедиция посетила многочисленные островные королевства островного мира Маршалловых островов. Цепь Ратак в основном была нанесена на карту, и были предприняты попытки познакомить местных жителей, которым приходилось жить за счет довольно скудных ресурсов островов, с новыми источниками пищи за счет выращивания фруктов и овощей. Однако эти попытки почти полностью провалились, поскольку многие наделы опустошили крысы, а островитяне с трудом принимали сельскохозяйственных животных. Тем не менее отношения между представителями двух культур были столь же открытыми, сколь и дружескими, допускали оживленный обмен и дарение подарков. При отбытии к экспедиции присоединился Ратакер по имени Каду, и натуралист и капитан воспользовались возможностью узнать больше о языке, культуре и географии этого островного сообщества.

Острова Крузенштерна (ныне Тикехау ). посещал Рюрик ( Иллюстрация: Луис Чорис) Цепь Ратак трижды

На обратном пути на север «Рюрик» попал в сильный шторм, серьезно повредивший корабль. Экспедиция с большим трудом добралась до безопасной гавани Уналаски. Во время шторма серьезно пострадали три моряка, также пострадало здоровье капитана. Времени на повторную подготовку корабля к выходу в море оставалось не так много, так как уже наступало лето, и поэтому «Рюрик» был лишь предварительно отремонтирован и быстро снаряжен для второго летнего похода.

Летняя кампания 1817 г.

[ редактировать ]
Порт Уналаска трижды служил « Рюрику» станцией снабжения (Иллюстрация: Луи Чорис)

Ожидания, возложенные на экспедицию, не оправдались. Отправившись от берегов и якорных стоянок, исследованных летом 1816 года, экспедиция должна была найти Северо-Западный проход. Для этой цели на борт было взято пятнадцать «Алеутов», а также несколько небольших лодок. Если продолжить путь на «Рюрике» окажется невозможным, планировалось оставить его на безопасной стоянке и продолжить путь на небольших лодках с помощью алеутов. Однако после того, как экипаж запасся продовольствием и снаряжением на Уналяске и островах Прибылова, перспективы были плохими: зима в этом году длилась долго, таяние льда задерживалось, а здоровье капитана тоже начало ухудшаться из-за низкие температуры и влажная погода.

Когда 10 июля была достигнута восточная оконечность острова Св. Лаврентия, капитан узнал от чукчей, что лед на севере раскололся всего на несколько дней и медленно дрейфует течением на север. В тот же день капитан поднял якоря и обогнул остров. Однако вечером лед был замечен. Капитан страдал от сильных болей в груди и был прикован к постели. Судовой врач заверил капитана, что он будет рисковать своей жизнью, если продолжит путь на север. Состояние корабля также не было идеальным для того, чтобы противостоять суровым условиям севера.

В этих обстоятельствах капитан принял решение 12 июля отказаться от пункта назначения экспедиции и отправиться домой через Уналаску, Гавайи, Маршалловы острова и Манилу. Позднее это решение подверглось резкой критике. В то время, особенно на военном корабле, было необычно ставить ход плавания в зависимость от здоровья капитана, когда на борту находились другие офицеры (например, лейтенант Шишмарев), которые могли принять на себя командование. Также предполагалось, что дрейфующий на север паковый лед мог открыться после того, как « Рюрик» уклонился от Камчатки или залива Св. Лаврентия. Однако письменный приказ капитана остался в силе, и обратный путь в Уналаску был начат.

«Рюрик » повернул обратно и пересек Берингово море, направляясь к Уналяске, так и не увидев острова Святого Матфея и островов Прибылова из-за туманной погоды. 22 июля « Рюрик» вновь вошел в порт Уналаска.

Обратный путь через Манилу

[ редактировать ]

Во время короткого пребывания на Уналаске было выгружено экспедиционное оборудование для севера и большая часть дополнительных Алютенов. Затем «Рюрик» отплыл на Гавайи, где мореплаватели снова встретились с королем. Оттуда путешествие продолжилось на Маршалловы острова. Однако прием там не был обильным, поскольку большинство мужчин отправились на войну против соседнего островного королевства. Здесь же высадился «Ратакер Каду». Ввиду нестабильной ситуации «Рюрик» лишь ненадолго оставался у этих островов. В спешке была предпринята попытка разбить сады и разместить скот. Каду должен был следить за поддержанием этих новых источников пищи.

Затем « Рюрик» отплыл в Манилу , где корабль, получивший повреждения во время северных плаваний, был отремонтирован на верфи в Кавите. После длительного стояния корабль продолжил путь через Зондский пролив в Индийский океан , где переправился к мысу Доброй Надежды на южной оконечности Африки. Там «Рюрик» на короткое время встал на якорь в Кейптауне . Затем экспедиция продолжила свое путешествие вдоль островов Южной Атлантики и вернулась в Портсмут в Англии через Канарские острова. Последним этапом пути был прямой путь к Кронштадтской крепости и далее в Санкт-Петербург.

Исследовательская работа

[ редактировать ]
Шамиссо: В бурные ночи на Рюрике , апрель 1817 года.

Адельберту фон Шамиссо в начале путешествия пришлось с сожалением осознать, что его роль титулярного учёного на «Рюрике» имела лишь второстепенное значение. Однако только в начале летней кампании 1816 года он начал подозревать причины этого, когда узнал, что главной, даже почти исключительной, целью экспедиции было исследование Северо-Западного прохода и что все его исследования был просто декоративным аксессуаром, отвечающим духу времени, которое требовало, чтобы такие экспедиции сопровождались учеными. В конечном счете, однако, это был вопрос «высокой политики», а именно то, что Россия уже тогда осознавала, что сможет сохранить колонии на материковой части Америки в долгосрочной перспективе только в том случае, если сможет открыть жизнеспособный морской путь. в Северном море для их снабжения и установления с ними устойчивых торговых отношений. Поскольку царь считал вероятность успеха малой, финансирование кампании было предоставлено графу Румянцеву.

Однако это не умалило любопытства Шамиссо. С самого начала он собирал все, что, по его мнению, могло иметь значение для какой-либо отрасли науки того времени: растения, животных, минералы, кости и ремесленные изделия народов, которые он посещал. Его страсть к коллекционированию не удерживала его даже от человеческих черепов. Везде, где мог, он старался каталогизировать и описывать то, что находил, изучал языки, обычаи и традиции людей, с которыми встречался. Он очень любил народы Полинезии и Микронезии . Не раз ему приходилось сталкиваться с тем, что части его коллекции уничтожались или искажались матросами его собственного корабля, иногда умышленно, иногда по незнанию. Но он продолжал неустрашимо и, в конце концов, сумел привезти домой значительную коллекцию свидетельств о мире, который в то время все еще был чужд Европе.

Поскольку спонсор путешествия граф Румянцев не настаивал на каких-либо правах на привезенные с собой артефакты, фон Шамиссо смог в конце путешествия переправить их в Берлин. Он пожертвовал большую часть собранных им природных и культурных артефактов Ботаническому саду в Берлине , где нашел должность второго куратора . В дополнение к тому официальному отчету об экспедиции он опубликовал свой путевой дневник Reise um die Welt in den Jahren 1815-1818 в 1836 году и свое исследование языка Über die Hawaiische Sprache в 1837 году.

После экспедиции

[ редактировать ]

« Рюрик» был продан после прибытия в Петербург. Отто фон Коцебу написал подробный отчет об экспедиции, который был дополнен отчетами отдельных участников экспедиции.

После назначения капитаном фон Коцебу предпринял еще одно кругосветное путешествие на « Предприятии» с 1823 по 1826 год, в котором его сопровождал Иоганн Фридрих Эшшольц. Они также посетили цепи островов, которые открыли вместе с « Рюриком» . Они обнаружили, что попытки распространить на островах новые продукты питания и домашний скот по большей части провалились.

Северо-Западный проход потерял значение для России. После того, как различные поисковые экспедиции по поиску пропавшего британского исследователя Джона Франклина примерно в середине XIX века доказали незначительность Северо-Западного прохода для судоходства, торговля мехом на западном побережье Америки в то же время начала приходить в упадок. В результате оставления поселений в Северной Америке Аляска была окончательно продана в 1867 году. Северо-Восточный проход , открытый Адольфом Эриком Норденшельдом в 1879 году, и строительство Транссибирской магистрали (1891–1916) служили напрямую снабжать российские поселения на Тихом океане.

  1. ^ Адельберт фон Шамиссо, Путешествие вокруг света , с. 34

Библиография

[ редактировать ]

Источники

[ редактировать ]
  • Шамиссо, Адельберт (1836). Путешествуйте по всему миру . Том 1 Дневник. Лейпциг.
  • Шамиссо, Адельберт (1836). Путешествуйте по всему миру . Том 2: Приложение. Замечания и мнения. Лейпциг.
  • Шамиссо, Адельберт (2012). Путешествуйте по всему миру . Берлин: Другая библиотека. ISBN  9783847700104 .

Представительства

[ редактировать ]
  • Хорис, Луи (1822). Живописное путешествие вокруг света . Париж.
  • Хенце, Дитмар (2001). «Коцебу, Отто фон». Энциклопедия первооткрывателей и исследователей Земли . Том 3, 5. Дармштадт: Научное книжное общество.
  • Коцебу, Отто (2004). К айсбергам и пальмовым пляжам 1815–1818 гг. Вокруг света с Рюриком . Эд. Эрдманн. ISBN  386503005X .
  • Лангнер, Беатрикс (2008). Дикий европеец — Адельберт фон Шамиссо . Том [Часть III: Путешествие вокруг света]. Берлин: Маттес и Зейтц.
  • Махр, Август Карл (1932). Визит Рюрика в Сан-Франциско в 1816 году . Стэнфорд, Калифорния. {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  • Морнин, Эдвард (2002). Глазами инопланетянина: визит русского корабля «Рюрик» в Сан-Франциско в 1816 году и стоявшие за этим визитом . Берн. ISBN  3906769593 . {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 9d70a743509e8f00f0e260a01f5fe16c__1711108020
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/9d/6c/9d70a743509e8f00f0e260a01f5fe16c.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Rurik expedition - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)