Ян Златоуст Пасек
Ян Златоуст Пасек | |
---|---|
Ян Златоуст Пасек в битве при Лаховичах 1660 года, картина Юлиуш Коссак. | |
Герб | Долива |
Рожденный | около 1636 г. Венгжиновице |
Умер | Недзелиска | 1 августа 1701 г.
Семья | Пояс |
Ян Хризостом Пасек из Гославиц (ок. 1636–1701) — польский дворянин и писатель времен Речи Посполитой . Его лучше всего помнят за его мемуары ( Памятники ), которые являются ценным историческим источником о барочной сарматской культуре и событиях в Речи Посполитой. [1]
Биография [ править ]
Пасек родился в Венгжиновице (ныне Томашув-Мазовецкий уезд ) в 1636 году. [2] Мариану Владиславу Пасеку и Ядвиге Пасек (урожденной Пекарской), мелкой дворянской семье. Ян был их единственным ребенком и очень любимым сыном. Пасек учился в иезуитской школе в Раве. Позже он поступил на службу в армию в возрасте 19 лет и в течение 11 лет был солдатом польской армии, где первоначально сражался в кампаниях под командованием гетмана Стефана Чарнецкого , к которому он очень уважал, против Шведской империи во время шведского вторжения в Польша ( potop szwedzki ) и венгерское вторжение в Южную Польшу в 1657 году под предводительством Георга Ракоци , который вступил в союз со шведскими войсками. В 1658 году его дивизия под командованием Чарнецкого была отправлена на помощь в обороне Дании, где он принял участие во взятии Алса и штурме замка Колдингхус . Во время своего пребывания в Дании он чуть не женился на женщине, известной как Элеонора Крус-Диварнская, но вместо этого решил вернуться в Польшу с остальной армией в 1659 году, и это решение лично беспокоило его всю оставшуюся жизнь.
Армия Чарнецкого вернулась в Польшу и начала вступать в бой с московскими частями, вторгавшимися с Востока в 1660 году. Пасек принял участие в битве при Полонке в июне и битве при Басе в октябре 1660 года. Он отказался принять участие в Конфедерации образовавшейся . из-за отсутствия армейского жалованья в 1661 году и ненавидел, что армия предприняла такие действия как раз в тот момент, когда ход войны против Московии менялся. Вместо этого он покинул лагерь и вернулся в свой дом под Лодзью , прежде чем отправиться воссоединиться с армией гетмана Чарнецкого возле Череи . По пути он был вовлечен в путаницу между лоялистами и силами Конфедерации, арестован как подозреваемый в посланнике Конфедерации и доставлен в Королевский суд в Гродно . После того, как он успешно доказал свою невиновность и преданность королю, дело против него было отменено королем Иоанном II Казимиром , и ему были переданы письма Чарнецкому. После этого ему было поручено сопровождать московских послов на сейм 1662 года в Варшаве . Позже в том же году он отправился в паломничество в Ченстохова , где он просил отпущения грехов за невыполненную помолвку с Элеонорой, находясь в Дании.
Пасек был против Конфедерации Любомирского и присоединился к армии на стороне лоялистов. Он был в отчаянии из-за дальнейшего ущерба, нанесенного Польше гражданской войной, и потерь ветеранских армейских частей во время войны. Он присутствовал на сейме в 1666 году, во время которого сетовал на состояние политики того времени.
В 1667 году Пасек женился на 46-летней вдове Анне (урожденной Ремишовской, primo voto Łącka), которая, к его большому разочарованию, не родила ему детей. Он обвинил в этом присутствие своих пяти падчериц, чей последующий брак или приданое монастыря впоследствии вызвали у него финансовые трудности. Он и его жена присутствовали на похоронах королевы Людвики в Кракове в 1667 году и присутствовали на сейме 1668 года, на котором король Иоанн II Казимир объявил, что отрекается от престола. В 1668 году он отправился в Варшаву на сейм, который должен был выбрать следующего короля Польши, а затем присутствовал на коронации короля Михала I. С 1670 года он занимался поставками зерна из своих земель в Ольшувке, Милавчицах, Скшипёве и Смогожуве в Малой Польше вниз по реке Висле в Гданьск . В 1672 году он участвовал в набегах отрядов, посланных для преследования вторгшихся турок и татар , прежде чем принять участие в сейме 1672 года в Люблине. Он участвовал в выборах короля Яна Собеского в 1674 году и присутствовал на совместных похоронах покойных королей Казимира и Михала, а также на коронации Собеского в Кракове в 1676 году. Последние годы своей жизни он провел, отбиваясь от судебных исков, возникших из-за его различных эксцессов и конфликтов с соседями. что в конечном итоге привело к его ссылке, однако приговор так и не был приведен в исполнение. Пасек умер 1 августа 1701 года в селе Недзелиска, Малопольское воеводство, через год после смерти жены он был похоронен в Будзишевице недалеко от места своего рождения.
Литературная продукция [ править ]
Ближе к концу своей жизни (около 1690–1695) Пасек написал автобиографический дневник «Паметники» , копия которого была найдена в 18 веке с выдержками, напечатанными в 1821 году, и полный труд, опубликованный в 1836 году Эдвардом Рачинским , что сделало его посмертно знаменитым. Поскольку ряд первых страниц первой части и последних страниц последней части отсутствует, теперь невозможно установить, когда Пасек начинает и заканчивает свой рассказ. Более того, поскольку он писал дневник спустя много лет после этих конфликтов, он часто ошибался в некоторых исторических событиях и включал в текст неверные даты. Тем не менее, в мемуарах содержится множество достоверных подробностей, особенно о его военной службе, а также в сборнике писем королей и других дворян, которым он служил.
Дневник разделен на две части. Первая часть охватывает 1655–1666 годы, описывая войны со Шведской империей ( шведское вторжение в Польшу ), Трансильванией , Московией ( Русско-польская война (1654–67) ) и восстание Любомирского . Пасек также описывает набег польской армии на Данию (1658–1659). В общей сложности Пасек сражался на большей части Европы, от Смоленска до Ютландии и от Гданьска до Вены . Вторая часть книги охватывает 1667–1688 годы, когда Пасек поселился в своей деревне недалеко от Кракова в Малой Польше . Он описывает свою деятельность в мирное время, удобно упуская некоторые компрометирующие факты, например постановления суда, приговаривающие его к позору . Он не возражал против крепостного права и угнетения крестьян классового . Представитель культуры позднего сарматизма , он считал шляхту единственными реальными представителями Польши, но и тогда неизменно неблагоприятно описывал действия литовской и казачьей шляхты и не избавлял польскую шляхту от упреков.
В своих мемуарах он ярким языком изображает повседневную жизнь польского дворянина ( шлахчика ) как во время войны, так и в мирное время. Похоже, он писал так, как говорил, и именно этот язык и отношение были отмечены как его вклад в польскую литературу (позже вдохновив Сенкевича на язык, написанный Сенкевичем для его персонажей в трилогии) и сделали его мемуары признанными быть самыми интересными и занимательными польскими мемуарами того времени. Он комментировал все: от моды того времени, результатов дуэлей и ссор среди шляхты , течения времен года, прибыльности арендованных земель и качества урожая, внутренней и международной политики, а также давал ценные описания сражений. в то время он участвовал в войне. О его современном иезуитском образовании свидетельствует использование им классической и мифологической риторики, а также обильное использование латинских фраз в своих произведениях.
В его мемуарах изложено его отношение к политике той эпохи. Сам преданно предан Польше и королю своей страны, но отчаялся в ситуации, в которой оказалась Речь Посполитая, в том, как вела себя армия, и в том, как последовательные договоры, восстания, вторжения и гражданские войны ослабили страну. Он ненавидел планы архиепископа Пражмовского («одноглазого епископа, который видел только зло») и королевы Людвики посадить француза на польский трон, и радовался, когда сейм избрал Михала Вишневецкого , а затем Яна Собеского королем («Виват Пяст») . ') и признал проблемы, которые избрание иностранных королей создает для безопасности и политики Содружества. Поддерживая короля Иоанна II Казимира (1648–1668), он бесстрашно критикует роль самого короля в катастрофических последних годах его правления. Он благосклонно относится к действиям во многом некомпетентного правления короля Михаила Корибута (1669–1673) и завершает свое повествование великолепными описаниями правления короля Иоанна III Собеского. (1674–96) и яркий отчет из вторых рук о действиях польской армии при осаде Вены и их последующих действиях в Венгрии. Он упоминает свою роль в шведской и московской войнах и окружающей их политике и красочно пишет о военной жизни, показывая основные мотивы солдат, такие как любопытство, жажда славы и добычи.

Набожный католик, Пасек приписывал многие события, которые он видел, а также судьбы Речи Посполитой и ее гетманов «воле Божией». Он большой сторонник благочестия, заявляя, что Бог дал Чарнецкому его победы, поскольку он посвящал их Богу и своему королю, а не приписывал их себе. Несмотря на это Пасек, по его собственному признанию, часто вступает в ссоры с другими, проявляет пренебрежение к некатолическим христианским конфессиям; например, он описывает, как польские солдаты крадут молитвенники у верных датчан во время службы в лютеранской церкви в Дании, и подчеркивает отвержение протестантских душ с небес как возмездие Святого Петра за осквернение польских церквей после взрыва в осажденной Оккупированный шведами замок подбросил оставшихся защитников в воздух, прежде чем они упали в близлежащую реку.
В мемуарах содержится много ярких подробностей личной жизни Пасека. Он дает утомленные советы по поводу брака в свете своих проблем после женитьбы на вдове с пятью падчерицами и советует молодым людям использовать любую возможность для участия в местных парламентах, чтобы изучить этикет, право и политику. Он подробно описывает многочисленные драки, дуэли и споры, в которых он участвует, и дает описание театрального представления в Варшаве в 1664 году, которое переросло в резню актеров после того, как один из его товарищей, полностью вооруженных шляхтцев, принял актера за настоящего актера. Император Австрии. Он описывает споры во время сеймов, свою ссору с Иваном Мазепой , которая якобы оставила Мазепу в слезах, а также романтическую жизнь его и его родственников. В какой-то момент в свои более поздние годы он успешно дрессирует выдру в качестве домашнего животного, которая по команде будет приносить ему рыбу из любой реки или пруда, и отправляется на охоту в сопровождении зверинца охотничьих собак, лисы, ласточки, барсука, ястреба. и ворон, весь с прыгающим за ним зайцем с колокольчиками.
Пасек использовал в своих произведениях разные жанры, такие как:
- лирическая поэзия (в прощание с любимым конем Дересом)
- панегирики (описывающие победу в Венской битве и битве при Басе )
- письма короля Иоанна II Казимира и гетмана Стефана Чарнецкого
- речи и диалоги
- популярные песни того времени
- сатирические метафоры (описывающие венгерское вторжение как попытку утолить аппетит к чесноку)
- оскорбительные шутки и издевательства над почти всеми неполяками (и многими его собратьями-шляхтами)
- повседневная речь и нецензурные слова
» Пасека «Памятники часто сравнивают с « Сэмюэля Пеписа» Дневником , хотя дневник Пеписа более подробен и действие происходит в течение десяти лет в высоких кабинетах, мемуары Пасека происходят в течение тридцати двух лет и гораздо шире и более приземлены по своему охвату. Однако существует значительная разница между опытом современной английской аристократии и шляхты Содружества с точки зрения того, какой была жизнь и что означало «дворянство». Другие сравнения английской литературы также проводились с произведениями Сэмюэля Джонсона и Джеймса Босуэлла.
В 1896 году часть мемуаров Пасека, описывающая кампанию польской армии в Дании, была переведена на датский язык Станиславом Рошнецким и опубликована как книга Polakkerne i Danmark 1659 ( «Поляки в Дании 1659 »). [3]
С мая 2024 года единственный сохранившийся ранний экземпляр произведения, датируемый первой половиной XVIII века, представлен на постоянной выставке во Дворце Содружества в Варшаве. [4] [5]
ссылки Культурные
Его дневник иногда называют « Эпосом Сарматской Польши », и он вдохновил ряд польских писателей 19 и 20 веков, таких как Адам Мицкевич , Юлиуш Словацкий , Генрих Сенкевич , Теодор Еске-Чойньский , Зигмунт Красинский , Юзеф Игнаций Крашевский и Витольд. Гомбрович . Адам Мицкевич посвятил ему две свои лекции по славянской литературе; Юлиуш Словацкий использовал его фигуру в « Мазепях », где на крыльце автор «Воспоминания» «С серьезным попугаем»: «А он стоял с большим листом бумаги – ну! он прекрасный оратор, он приготовил миндальное печенье». стихотворение для короля».
Генрик Сенкевич широко использовал словарный запас Пасека и, скорее всего, взял название первого тома своей « Трилогии » (« Огнем и мечом ») из строки мемуаров Пасека: «[враг] разграбил мечом три части нашей родины». и огонь...» ([wróg] trzy części ojczyzny naszej mieczem i ogniem splądrował...).
Его работы вдохновили других, в том числе Зигмунт Красинский , Юзеф Игнаций Крашевский , Зигмунт Качковский , Теодор Еске-Чойньский и Хенрик Ржевуский , которые написали серию «дворянских» сказок, опубликованных как Pamiątki Soplicy («Воспоминания о Соплице»). Влияние Пасека заметно и в литературе 20-го века, например, в поэзии Ежи Харасимовича , Эрнеста Брилля , в романе « Трансатлантик » (1953) Витольда Гомбровича (пародия на дворянские сказки), в рассказах автора «Щененьцих лат» Мельхиора Ваньковича , а также в работах Ксаверия Прушиньского и Войцеха Жукровского . Многочисленные ссылки на дневники Пасека показывают вдохновляющие корни польских художников в национальной культуре Речи Посполитой 17 века .
См. также [ править ]
Примечания [ править ]
- ^ Ян Златоуст Пасек (польский дневник). Британика Онлайн . Проверено 21 сентября 2011 г.
- ^ Дата рождения приблизительна по нескольким источникам.
- ^ Рошнецкий, Станислав (1896). Поляки в Дании 1659 г., по мемуарам Яна Пасека, Станислав Рожнецкий [ Поляки в Дании 1659 г., по мемуарам Яна Пасека, Станислав Рожнецкий. ] (на датском языке). Копенгаген : Гильдендаль . OCLC 458228449 .
- ^ «Дворец Содружества открыт для посетителей» . Национальная библиотека Польши. 28 мая 2024 г. Проверено 11 июня 2024 г.
- ^ Маковский, Томаш ; Сапала, Патрик, ред. (2024). Дворец Содружества. Три раза открывался. Сокровища Национальной библиотеки Польши во Дворце Содружества . Варшава: Национальная библиотека Польши. п. 109.
Ссылки [ править ]
- Ян Златоуст Пасек (1976). Мемуары польского барокко: сочинения Яна Хризостома Пасека, оруженосца Речи Посполитой и Литвы . Беркли: Издательство Калифорнийского университета. ISBN 978-0-520-02752-7 .
- Ян Златоуст Пасек; Мария Свецка-Земянек (1978). Воспоминания Яна Златоуста из Гославиц Пасека . Фонд Костюшко, 1978. ISBN. 0-917004-15-9 .
- Мемуары Иоганна Златоуста Пассека, графа Эдуарда Рачинского, нем. Густав А. Стенцель, издательство Йозефа Макса, Бреслау, 1858 г.
- Славянские историки, том VI - Золотая свобода поляков, Verlag Styria Graz, Вена, Кельн, 1967.
- Письма Яну Антонию Храповицкому 1660–1664 гг., по сообщению Я. Бартошевича. Новые свидетельства подлинности хроники Я. Ч. Паска, «Деньник Варшавский» 1852, № 256; также пр. Т. Свенцкий Исторические памятники выдающихся родов и людей бывшей Польши, т. 1, с. 1, Варшава 1858 доб.
- Акт договора найма рабочей силы, выданный Я. М. Мышковским, датированный в Сандомире 8 февраля 1679 г., объявление Т. Вержбовского. Материалы для истории польской литературы, вып. 2, Варшава, 1904 г.
- Иск старосты о споре между Я. Пасеком и маркграфом С. Мышковским от 24 марта 1687 г., сообщение в переводе польском А. Краушаре Новые эпизоды из последних лет Имчи Я. Ч. из Гославице Паски, Петербург, 1893 г., стр. 49–57; фрагмент. в оригинале, предоставленном Я. Чубеком «Й. К. Пасек в архивном освещении (1667-1701)», Доклады филологического факультета АУ, вып. 28 (1900 г.) и собрано в Кракове в 1898 г.
- Документы для спора между Й. Пасеком и Войцехом Вольским с 1691 по 1695 год, объявление А. Пшездецки «Оригинальные документы, касающиеся Й. Ч. из Гославицкой Паски», Коллективная книга, подаренная К. В. Войчицкому, Варшава, 1862 г.
- Два постановления Люблинского трибунала (в том числе постановление о запрете) по поводу конфликта между Я. Пасеком и В. Вольским, датированные 1700 годом, заявление А. Краушара Новые эпизоды из последних лет ИМЦИ *Ж. Ч. из Гославице Паски, Петербург, 1893 г., стр. 49–57.
- Краткое содержание и обсуждение других документов и актов см.: Краушар А. Новые эпизоды последних лет Имчи Дж. Ч. из Гославице Паски, Петербург, 1893 г., стр. 49–57; Я. Чубек «Й. К. Пасек в архивном освещении (1667-1701)», Доклады филологического факультета АУ, вып. 28 (1900 г.) и собрано в Кракове в 1898 г.
- Факсимиле подписи И. К. Пасека, объявление о Варшавской библиотеке 1877 г., т. 1, с. 4, с. 327.
Внешние ссылки [ править ]
- Выдра Пасека в Вилянувском дворце-музее
- Яна Златоуста Пасека на Culture.pl Биография