Jump to content

Ян Златоуст Пасек

Ян Златоуст Пасек
Ян Златоуст Пасек в битве при Лаховичах 1660 года, картина Юлиуш Коссак.
Герб Долива
Рожденный около 1636 г.
Венгжиновице
Умер ( 1701-08-01 ) 1 августа 1701 г.
Недзелиска
Семья Пояс

Ян Хризостом Пасек из Гославиц (ок. 1636–1701) — польский дворянин и писатель времен Речи Посполитой . Его лучше всего помнят за его мемуары ( Памятники ), которые являются ценным историческим источником о барочной сарматской культуре и событиях в Речи Посполитой. [1]

Биография [ править ]

Пасек родился в Венгжиновице (ныне Томашув-Мазовецкий уезд ) в 1636 году. [2] Мариану Владиславу Пасеку и Ядвиге Пасек (урожденной Пекарской), мелкой дворянской семье. Ян был их единственным ребенком и очень любимым сыном. Пасек учился в иезуитской школе в Раве. Позже он поступил на службу в армию в возрасте 19 лет и в течение 11 лет был солдатом польской армии, где первоначально сражался в кампаниях под командованием гетмана Стефана Чарнецкого , к которому он очень уважал, против Шведской империи во время шведского вторжения в Польша ( potop szwedzki ) и венгерское вторжение в Южную Польшу в 1657 году под предводительством Георга Ракоци , который вступил в союз со шведскими войсками. В 1658 году его дивизия под командованием Чарнецкого была отправлена ​​на помощь в обороне Дании, где он принял участие во взятии Алса и штурме замка Колдингхус . Во время своего пребывания в Дании он чуть не женился на женщине, известной как Элеонора Крус-Диварнская, но вместо этого решил вернуться в Польшу с остальной армией в 1659 году, и это решение лично беспокоило его всю оставшуюся жизнь.

Армия Чарнецкого вернулась в Польшу и начала вступать в бой с московскими частями, вторгавшимися с Востока в 1660 году. Пасек принял участие в битве при Полонке в июне и битве при Басе в октябре 1660 года. Он отказался принять участие в Конфедерации образовавшейся . из-за отсутствия армейского жалованья в 1661 году и ненавидел, что армия предприняла такие действия как раз в тот момент, когда ход войны против Московии менялся. Вместо этого он покинул лагерь и вернулся в свой дом под Лодзью , прежде чем отправиться воссоединиться с армией гетмана Чарнецкого возле Череи [ pl ] . По пути он был вовлечен в путаницу между лоялистами и силами Конфедерации, арестован как подозреваемый в посланнике Конфедерации и доставлен в Королевский суд в Гродно . После того, как он успешно доказал свою невиновность и преданность королю, дело против него было отменено королем Иоанном II Казимиром , и ему были переданы письма Чарнецкому. После этого ему было поручено сопровождать московских послов на сейм 1662 года в Варшаве . Позже в том же году он отправился в паломничество в Ченстохова , где он просил отпущения грехов за невыполненную помолвку с Элеонорой, находясь в Дании.

Пасек был против Конфедерации Любомирского и присоединился к армии на стороне лоялистов. Он был в отчаянии из-за дальнейшего ущерба, нанесенного Польше гражданской войной, и потерь ветеранских армейских частей во время войны. Он присутствовал на сейме в 1666 году, во время которого сетовал на состояние политики того времени.

В 1667 году Пасек женился на 46-летней вдове Анне (урожденной Ремишовской, primo voto Łącka), которая, к его большому разочарованию, не родила ему детей. Он обвинил в этом присутствие своих пяти падчериц, чей последующий брак или приданое монастыря впоследствии вызвали у него финансовые трудности. Он и его жена присутствовали на похоронах королевы Людвики в Кракове в 1667 году и присутствовали на сейме 1668 года, на котором король Иоанн II Казимир объявил, что отрекается от престола. В 1668 году он отправился в Варшаву на сейм, который должен был выбрать следующего короля Польши, а затем присутствовал на коронации короля Михала I. С 1670 года он занимался поставками зерна из своих земель в Ольшувке, Милавчицах, Скшипёве и Смогожуве в Малой Польше вниз по реке Висле в Гданьск . В 1672 году он участвовал в набегах отрядов, посланных для преследования вторгшихся турок и татар , прежде чем принять участие в сейме 1672 года в Люблине. Он участвовал в выборах короля Яна Собеского в 1674 году и присутствовал на совместных похоронах покойных королей Казимира и Михала, а также на коронации Собеского в Кракове в 1676 году. Последние годы своей жизни он провел, отбиваясь от судебных исков, возникших из-за его различных эксцессов и конфликтов с соседями. что в конечном итоге привело к его ссылке, однако приговор так и не был приведен в исполнение. Пасек умер 1 августа 1701 года в селе Недзелиска, Малопольское воеводство, через год после смерти жены он был похоронен в Будзишевице недалеко от места своего рождения.

Литературная продукция [ править ]

Ближе к концу своей жизни (около 1690–1695) Пасек написал автобиографический дневник «Паметники» , копия которого была найдена в 18 веке с выдержками, напечатанными в 1821 году, и полный труд, опубликованный в 1836 году Эдвардом Рачинским , что сделало его посмертно знаменитым. Поскольку ряд первых страниц первой части и последних страниц последней части отсутствует, теперь невозможно установить, когда Пасек начинает и заканчивает свой рассказ. Более того, поскольку он писал дневник спустя много лет после этих конфликтов, он часто ошибался в некоторых исторических событиях и включал в текст неверные даты. Тем не менее, в мемуарах содержится множество достоверных подробностей, особенно о его военной службе, а также в сборнике писем королей и других дворян, которым он служил.

Дневник разделен на две части. Первая часть охватывает 1655–1666 годы, описывая войны со Шведской империей ( шведское вторжение в Польшу ), Трансильванией , Московией ( Русско-польская война (1654–67) ) и восстание Любомирского . Пасек также описывает набег польской армии на Данию (1658–1659). В общей сложности Пасек сражался на большей части Европы, от Смоленска до Ютландии и от Гданьска до Вены . Вторая часть книги охватывает 1667–1688 годы, когда Пасек поселился в своей деревне недалеко от Кракова в Малой Польше . Он описывает свою деятельность в мирное время, удобно упуская некоторые компрометирующие факты, например постановления суда, приговаривающие его к позору . Он не возражал против крепостного права и угнетения крестьян классового . Представитель культуры позднего сарматизма , он считал шляхту единственными реальными представителями Польши, но и тогда неизменно неблагоприятно описывал действия литовской и казачьей шляхты и не избавлял польскую шляхту от упреков.

В своих мемуарах он ярким языком изображает повседневную жизнь польского дворянина ( шлахчика ) как во время войны, так и в мирное время. Похоже, он писал так, как говорил, и именно этот язык и отношение были отмечены как его вклад в польскую литературу (позже вдохновив Сенкевича на язык, написанный Сенкевичем для его персонажей в трилогии) и сделали его мемуары признанными быть самыми интересными и занимательными польскими мемуарами того времени. Он комментировал все: от моды того времени, результатов дуэлей и ссор среди шляхты , течения времен года, прибыльности арендованных земель и качества урожая, внутренней и международной политики, а также давал ценные описания сражений. в то время он участвовал в войне. О его современном иезуитском образовании свидетельствует использование им классической и мифологической риторики, а также обильное использование латинских фраз в своих произведениях.

В его мемуарах изложено его отношение к политике той эпохи. Сам преданно предан Польше и королю своей страны, но отчаялся в ситуации, в которой оказалась Речь Посполитая, в том, как вела себя армия, и в том, как последовательные договоры, восстания, вторжения и гражданские войны ослабили страну. Он ненавидел планы архиепископа Пражмовского («одноглазого епископа, который видел только зло») и королевы Людвики посадить француза на польский трон, и радовался, когда сейм избрал Михала Вишневецкого , а затем Яна Собеского королем («Виват Пяст») . ') и признал проблемы, которые избрание иностранных королей создает для безопасности и политики Содружества. Поддерживая короля Иоанна II Казимира (1648–1668), он бесстрашно критикует роль самого короля в катастрофических последних годах его правления. Он благосклонно относится к действиям во многом некомпетентного правления короля Михаила Корибута (1669–1673) и завершает свое повествование великолепными описаниями правления короля Иоанна III Собеского. (1674–96) и яркий отчет из вторых рук о действиях польской армии при осаде Вены и их последующих действиях в Венгрии. Он упоминает свою роль в шведской и московской войнах и окружающей их политике и красочно пишет о военной жизни, показывая основные мотивы солдат, такие как любопытство, жажда славы и добычи.

Иллюстрация заседания Сейма, описанная Пасеком

Набожный католик, Пасек приписывал многие события, которые он видел, а также судьбы Речи Посполитой и ее гетманов «воле Божией». Он большой сторонник благочестия, заявляя, что Бог дал Чарнецкому его победы, поскольку он посвящал их Богу и своему королю, а не приписывал их себе. Несмотря на это Пасек, по его собственному признанию, часто вступает в ссоры с другими, проявляет пренебрежение к некатолическим христианским конфессиям; например, он описывает, как польские солдаты крадут молитвенники у верных датчан во время службы в лютеранской церкви в Дании, и подчеркивает отвержение протестантских душ с небес как возмездие Святого Петра за осквернение польских церквей после взрыва в осажденной Оккупированный шведами замок подбросил оставшихся защитников в воздух, прежде чем они упали в близлежащую реку.

В мемуарах содержится много ярких подробностей личной жизни Пасека. Он дает утомленные советы по поводу брака в свете своих проблем после женитьбы на вдове с пятью падчерицами и советует молодым людям использовать любую возможность для участия в местных парламентах, чтобы изучить этикет, право и политику. Он подробно описывает многочисленные драки, дуэли и споры, в которых он участвует, и дает описание театрального представления в Варшаве в 1664 году, которое переросло в резню актеров после того, как один из его товарищей, полностью вооруженных шляхтцев, принял актера за настоящего актера. Император Австрии. Он описывает споры во время сеймов, свою ссору с Иваном Мазепой , которая якобы оставила Мазепу в слезах, а также романтическую жизнь его и его родственников. В какой-то момент в свои более поздние годы он успешно дрессирует выдру в качестве домашнего животного, которая по команде будет приносить ему рыбу из любой реки или пруда, и отправляется на охоту в сопровождении зверинца охотничьих собак, лисы, ласточки, барсука, ястреба. и ворон, весь с прыгающим за ним зайцем с колокольчиками.

Пасек использовал в своих произведениях разные жанры, такие как:

» Пасека «Памятники часто сравнивают с « Сэмюэля Пеписа» Дневником , хотя дневник Пеписа более подробен и действие происходит в течение десяти лет в высоких кабинетах, мемуары Пасека происходят в течение тридцати двух лет и гораздо шире и более приземлены по своему охвату. Однако существует значительная разница между опытом современной английской аристократии и шляхты Содружества с точки зрения того, какой была жизнь и что означало «дворянство». Другие сравнения английской литературы также проводились с произведениями Сэмюэля Джонсона и Джеймса Босуэлла.

В 1896 году часть мемуаров Пасека, описывающая кампанию польской армии в Дании, была переведена на датский язык Станиславом Рошнецким и опубликована как книга Polakkerne i Danmark 1659 ( «Поляки в Дании 1659 »). [3]

С мая 2024 года единственный сохранившийся ранний экземпляр произведения, датируемый первой половиной XVIII века, представлен на постоянной выставке во Дворце Содружества в Варшаве. [4] [5]

ссылки Культурные

Его дневник иногда называют « Эпосом Сарматской Польши », и он вдохновил ряд польских писателей 19 и 20 веков, таких как Адам Мицкевич , Юлиуш Словацкий , Генрих Сенкевич , Теодор Еске-Чойньский , Зигмунт Красинский , Юзеф Игнаций Крашевский и Витольд. Гомбрович . Адам Мицкевич посвятил ему две свои лекции по славянской литературе; Юлиуш Словацкий использовал его фигуру в « Мазепях », где на крыльце автор «Воспоминания» «С серьезным попугаем»: «А он стоял с большим листом бумаги – ну! он прекрасный оратор, он приготовил миндальное печенье». стихотворение для короля».

Генрик Сенкевич широко использовал словарный запас Пасека и, скорее всего, взял название первого тома своей « Трилогии » (« Огнем и мечом ») из строки мемуаров Пасека: «[враг] разграбил мечом три части нашей родины». и огонь...» ([wróg] trzy części ojczyzny naszej mieczem i ogniem splądrował...).

Его работы вдохновили других, в том числе Зигмунт Красинский , Юзеф Игнаций Крашевский , Зигмунт Качковский , Теодор Еске-Чойньский и Хенрик Ржевуский , которые написали серию «дворянских» сказок, опубликованных как Pamiątki Soplicy [ pl ] («Воспоминания о Соплице»). Влияние Пасека заметно и в литературе 20-го века, например, в поэзии Ежи Харасимовича , Эрнеста Брилля , в романе « Трансатлантик » (1953) Витольда Гомбровича (пародия на дворянские сказки), в рассказах автора «Щененьцих лат» Мельхиора Ваньковича , а также в работах Ксаверия Прушиньского и Войцеха Жукровского . Многочисленные ссылки на дневники Пасека показывают вдохновляющие корни польских художников в национальной культуре Речи Посполитой 17 века .

См. также [ править ]

Примечания [ править ]

  1. ^ Ян Златоуст Пасек (польский дневник). Британика Онлайн . Проверено 21 сентября 2011 г.
  2. ^ Дата рождения приблизительна по нескольким источникам.
  3. ^ Рошнецкий, Станислав (1896). Поляки в Дании 1659 г., по мемуарам Яна Пасека, Станислав Рожнецкий [ Поляки в Дании 1659 г., по мемуарам Яна Пасека, Станислав Рожнецкий. ] (на датском языке). Копенгаген : Гильдендаль . OCLC   458228449 .
  4. ^ «Дворец Содружества открыт для посетителей» . Национальная библиотека Польши. 28 мая 2024 г. Проверено 11 июня 2024 г.
  5. ^ Маковский, Томаш ; Сапала, Патрик, ред. (2024). Дворец Содружества. Три раза открывался. Сокровища Национальной библиотеки Польши во Дворце Содружества . Варшава: Национальная библиотека Польши. п. 109.

Ссылки [ править ]

  • Ян Златоуст Пасек (1976). Мемуары польского барокко: сочинения Яна Хризостома Пасека, оруженосца Речи Посполитой и Литвы . Беркли: Издательство Калифорнийского университета. ISBN  978-0-520-02752-7 .
  • Ян Златоуст Пасек; Мария Свецка-Земянек (1978). Воспоминания Яна Златоуста из Гославиц Пасека . Фонд Костюшко, 1978. ISBN.  0-917004-15-9 .
  • Мемуары Иоганна Златоуста Пассека, графа Эдуарда Рачинского, нем. Густав А. Стенцель, издательство Йозефа Макса, Бреслау, 1858 г.
  • Славянские историки, том VI - Золотая свобода поляков, Verlag Styria Graz, Вена, Кельн, 1967.
  • Письма Яну Антонию Храповицкому 1660–1664 гг., по сообщению Я. Бартошевича. Новые свидетельства подлинности хроники Я. Ч. Паска, «Деньник Варшавский» 1852, № 256; также пр. Т. Свенцкий Исторические памятники выдающихся родов и людей бывшей Польши, т. 1, с. 1, Варшава 1858 доб.
  • Акт договора найма рабочей силы, выданный Я. М. Мышковским, датированный в Сандомире 8 февраля 1679 г., объявление Т. Вержбовского. Материалы для истории польской литературы, вып. 2, Варшава, 1904 г.
  • Иск старосты о споре между Я. Пасеком и маркграфом С. Мышковским от 24 марта 1687 г., сообщение в переводе польском А. Краушаре Новые эпизоды из последних лет Имчи Я. Ч. из Гославице Паски, Петербург, 1893 г., стр. 49–57; фрагмент. в оригинале, предоставленном Я. Чубеком «Й. К. Пасек в архивном освещении (1667-1701)», Доклады филологического факультета АУ, вып. 28 (1900 г.) и собрано в Кракове в 1898 г.
  • Документы для спора между Й. Пасеком и Войцехом Вольским с 1691 по 1695 год, объявление А. Пшездецки «Оригинальные документы, касающиеся Й. Ч. из Гославицкой Паски», Коллективная книга, подаренная К. В. Войчицкому, Варшава, 1862 г.
  • Два постановления Люблинского трибунала (в том числе постановление о запрете) по поводу конфликта между Я. Пасеком и В. Вольским, датированные 1700 годом, заявление А. Краушара Новые эпизоды из последних лет ИМЦИ *Ж. Ч. из Гославице Паски, Петербург, 1893 г., стр. 49–57.
  • Краткое содержание и обсуждение других документов и актов см.: Краушар А. Новые эпизоды последних лет Имчи Дж. Ч. из Гославице Паски, Петербург, 1893 г., стр. 49–57; Я. Чубек «Й. К. Пасек в архивном освещении (1667-1701)», Доклады филологического факультета АУ, вып. 28 (1900 г.) и собрано в Кракове в 1898 г.
  • Факсимиле подписи И. К. Пасека, объявление о Варшавской библиотеке 1877 г., т. 1, с. 4, с. 327.

Внешние ссылки [ править ]

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 9e1719154cd2c84e64d2e36adc0c24b5__1718557020
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/9e/b5/9e1719154cd2c84e64d2e36adc0c24b5.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Jan Chryzostom Pasek - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)