Jump to content

Могила Виркака

(Перенаправлено с Виркак )
Могила Виркака
Гробница Виркака (крыша реконструирована), Городской музей Сианя . [ 1 ]
Созданный 580 г. н.э.
Сиань расположен в континентальной Азии.
Сиань
Сиань

Могила Виркака ( согдийский : wyrkʾk ), по-китайски обычно называемая Могилой Мастера Ши ( китайский : 史君墓 ; пиньинь : Шу Джун Му ; Уэйд-Джайлс : Ши 3 -Чун 1 В 4 ), является могилой согдийского Сабао ( китайский : 薩保, «Защитник, Хранитель», происходит от согдийского слова s'rtp'w, «предводитель каравана») Виркака и его жены Виюси, датируемая 580 годом нашей эры ( Северный Чжоу династия ). Гробница была обнаружена в 2003 году на востоке деревни Цзиншан в поселке Дамингун района Вэйян провинции Сиань и раскопана в период с июня по октябрь того же года. [ 2 ] Это особенно важно для богатого содержания рельефов на каменном сооружении, содержащемся в гробнице, и двуязычной эпитафии. [ 3 ] Согдийские гробницы в Китае являются одними из самых роскошных в тот период в этой стране и лишь немного уступают императорским гробницам, что позволяет предположить, что согдийские сабао были одними из самых богатых представителей населения. [ 4 ]

Обитатели гробницы

[ редактировать ]

Двуязычная эпитафия, написанная на классическом китайском и согдийском языках, проливает свет на жизнь 86-летнего мужчины по имени Виркак (493–579 гг. н.э.) на согдийском языке, а Ши Цзюнь ( 史君 ) на китайском, и его жены Виюси. Согдийское имя Виркак происходит от слова «волк». [ 5 ] Китайское имя Ши Цзюнь состоит из фамилии Ши ( ) с почетным словом Цзюнь ( ) или «хозяин»; место для его китайского имени было оставлено пустым, поэтому оно неизвестно. Имя его жены Виюси в переводе с согдийского означает «заря». [ 6 ] Супруги были выходцами из государства Ши [ ж ] и государства Канг ( самаркандского происхождения) соответственно. При жизни Виркак служил сабао в древней провинции Лянчжоу , или сегодняшнем городе Увэй , некогда процветающем центре международной торговли на Шелковом пути . Сабао ( 薩保 ) — китайский перевод согдийского термина с’ртп’в , означающего « предводитель каравана », но позже стал титулом администратора, отвечающего за международные и зарубежные религиозные дела иммигрантов из Центральной Азии, поселившихся в Китай в то время.

Согласно эпитафии, Виркак жил в западных регионах , но переехал в Чанъань . Его дед, Рштантк ( 阿史盤陁 , Ашипантуо ), был сабао на своей родине. Его отца звали Внук ( 阿奴伽 , Ануджиа ), но должность для него не указана. Виркак был назначен начальником судебного отдела бюро Сабао в правление Датун (535–546) при династии Лян , затем на 5-м году того же правления (539 г.) он был назначен сабао Лянчжоу. Он умер в 579 году в возрасте 86 лет; его жена Виюси умерла месяц спустя. Гробницу построили их трое сыновей, а погребение состоялось годом позже, в 580 году.

Проход и погребальная камера Виркака. [ 7 ]
Штриховой рисунок копии передней (южной) стороны саркофага Виркака. [ 8 ]

Общая длина гробницы составила 47,26 метра, с длинной наклонной дорожкой и двором, обращенным на юг с азимутом 186°. Он состоит из пандуса, двора, туннеля, коридора и камеры. Количество дворов и тоннелей — пять. Коридор имеет длину 2,8 м, ширину 1,5 м и высоту 1,9 м с арочным потолком. Камера имеет прямоугольную в плане длину 3,7 м с востока на запад и 3,5 м с севера на юг.

Между пандусом и камерой есть двое запечатанных ворот из кирпича и камней. Перемычка и боковые стойки каменных ворот украшены переплетающимися узорами винограда и аканта, изображением небесных музыкантов и локапал . В пандусе и камере можно увидеть фрески, однако из-за плохого состояния сюжеты неразличимы. В середине северной камеры был найден саркофаг.

Гробница была ограблена, из того, что осталось, археологи идентифицировали золотую серьгу, золотое кольцо и золотую монету, являющуюся имитацией византийских монет . [ 9 ] [ 10 ]

Саркофаг

[ редактировать ]
Вид на заднюю часть гробницы (без крыши) с боковыми панелями.

Саркофаг , сделан из первоначально окрашенных длиной 2,46 м, шириной 1,55 м и высотой 1,58 м имеет форму китайского дома или храма с деревянным каркасом и четырехскатной крышей и позолоченных каменных плит и состоит из основание, средние стеновые плиты и верх. По мнению американского искусствоведа У Хуна , саркофаг в форме дома возник в западной провинции Сычуань в период Хань (202 г. до н. э. – 220 г. н. э.), и этот тип саркофага символизирует некую этническую связь, поскольку он не использовался коренные китайцы, которые жили в центральном и южном Китае , но их предпочитали сяньбэйцы , согдийцы и другие люди китайского или некитайского происхождения, иммигрировавшие в северный Китай с Запада . [ 11 ]

Саркофаг Виркака густо украшен барельефами, передающими слепые архитектурные детали и сложную фигурную программу. [ 12 ] На четырех сторонах вырезаны четырехрукие божества-хранители, а также другие зороастрийские божества и сцены жертвоприношений, восхождения на небеса, банкетов, охоты и шествия. Их тематика и стиль демонстрируют черты Запада ( Средней Азии ). Французский историк Этьен де Ла Васьер утверждает, что иконография этих барельефов представляет собой религиозный синкретизм путем смешения манихейских и зороастрийских символов в погребальном искусстве. [ 13 ] Несмотря на то, что саркофаг принял уникальный стиль создания миниатюрной модели традиционного китайского храма, китаизация гробницы Виркака имеет самую низкую степень среди двух других согдийских гробниц: Кан Е и Ань Цзя . [ 14 ]

Эпиграфика

[ редактировать ]

Согдийская и китайская эпитафия

[ редактировать ]

Эпитафия гласит:

Натирание эпитафии на согдийском языке
Натирание эпитафии на китайском языке

(Период) Дасян Великого Чжоу , 2-й год, в первый месяц крысиного года, на 23-й день. Итак: жил человек из Киша , проживавший в Гузане. От императора он имеет чин(а)сабао Гузанга, в земле согдийцев, землевладельца. Его зовут Виркакк, сын Ванука, (а именно) Ванук, сын сабао. А (его) жену, родившуюся в Синьпине, зовут Виюси. И Виркакк сабао женился на (своей) жене в Синьпине в год свиньи, в 7-й день 6-го месяца, в заячий день. А впоследствии, здесь, в Сяньяне (= Чанъане ), он сам умер в год свиньи, в 7-й день 5-го месяца. И жена его тоже умерла в 7-й день 6-го месяца, в заячий день, в тот же год (как и ее) замужества, в тот же месяц, в тот же день. Нет живого существа, которое рождается и не подвержено смерти; более того, трудно завершить период в мире живых. Но труднее (еще), что, не осознавая (этого), муж и жена видят друг друга (впервые) в один и тот же год, в один и тот же месяц, в один и тот же день, в человеческом мире (и) также и в раю, (чтобы) начало (их) совместной жизни (в каждом месте) могло быть в один и тот же период. Эту каменную гробницу сделали Врешман-ванде, Жимат-ванде(и)Прот-ванде, желая подходящее место для (своего) отца(и) матери.

Эпитафия могилы Виркака. Перевод с согдийского Николаса Симса-Уильямса . [ 15 ]

Передний

[ редактировать ]
Согдийские музыканты и служители перед гробницей Виркака.

Передняя (южная) сторона саркофага организована в строгой формальной симметрии вокруг большой двустворчатой ​​двери. Над дверью расположены согдийские и китайские надписи о карьере обитателей гробницы. По бокам двери находится пара внутренних панелей с божеством-хранителем в каждой, а также дополнительная пара внешних панелей, состоящих из трех секций. Сверху вниз на каждой внешней панели изображена группа согдийских музыкантов, стилизованное окно, окруженное парой иностранцев, и священник-получеловек-полуптица, стоящий перед священным огнем в переносной жаровне.

Левая сторона
Панель 3: Правитель охотится во время движения каравана в нижней части панели.
Панель 2: Молодой Виркак и его отец посещают королевскую чету.
Панель 1: Божественное существо произносит проповедь
Назад
Панель 8: Мудрец в пещере и ангельское спасение
Панель 7: Вечеринка: пятеро мужчин сидят на ковре и обмениваются тостами.
Панель 6: Виркак едет со своей женой.
Панель 5: Королевская пара устроила грандиозный прием
Панель 4: Караван
Правая сторона
Панель 11: Ездящие души Виркака и Виюси с крылатыми фигурами.
Панель 10: Крылатые фигуры и пара крылатых коней.
Панель 9: Вход в рай

Шесть биографических панелей (панели «a – f», № 2–7) начинаются на средней панели левой стороны и заканчиваются на предпоследней панели сзади. Им предшествуют и следуют две одиночные религиозные панели (№ 1 и 8), которые продолжаются тремя дополнительными религиозными панно (№ 9–11) с правой (восточной) стороны. [ 12 ] Описание шести биографических панелей, изложенное Альбертом Э. Диеном : [ 16 ]

  • Панель «а» (№ 2) : молодой Виркак и его отец приехали на лошади, чтобы навестить пару, носящую короны, свидетельствующие об их царственности.
  • Панель «б» (№3) : правитель охотится при движении каравана внизу панели.
  • Панель «в» (№ 4) : караван теперь стоит у реки, поскольку согдийцы, предположительно еще Виркак и его отец, посещают еще одного правителя, сидящего в своей юрте.
  • Панель «d» (№ 5) : царственная пара устраивает грандиозный прием с музыкой и танцами.
  • Панель «е» (№ 6) : взрослый Виркак едет со своей женой, прикрытые зонтиками.
  • Панель «f» (№ 7) : на этой панели изображена вечеринка, наверху которой пять мужчин сидят на ковре и обмениваются тостами. Их окружают музыканты и слуги с большими блюдами с едой. Внизу пять женщин тоже сидят на ковре и пьют.

Описание пяти религиозных панелей, изложенное Жужанной Гулачи : [ 12 ]

  • Панель № 1. Божественное существо, произносящее проповедь : представляет собой сцену, в которой девять фигур организованы в четкую визуальную иерархию: одна главная фигура предстает как проповедующее божество, взаимодействующее с двумя мирянами, окруженными двумя группами по три сидящих фигуры. На видном месте перед божеством в левом нижнем углу изображена пара мирян (имеется в виду Виркак и Виюси), сидящая на пятках и совершающая жесты почтения и молитвы со сложенными руками.
  • Панно № 8 Мудрец в пещере и ангельское спасение : мотив мудреца в пещере занимает верхнюю треть резьбы, действие происходит в лесистом горном пейзаже в обрамлении цветущих деревьев. Тело мудреца небрежно сидит, скрестив ноги, и жестикулирует правой рукой в ​​сторону небольшого четвероногого животного, похожего на обезьяну. Ниже показаны крылатые апсары или ангельские существа, летающие над водой, с мужчиной и женщиной (возможно, символизирующие Виркак и Виюси).
  • Панель № 9 «Допуск в рай» : в верхней половине этой панели изображена пара (символизирующая души Виркака и Виюси после смерти), приветствуемая Вешпаркаром — согдийским богом атмосферы — как только что прибывшие путешественники, сидящие на своих пятки держат тарелку на ножке и чашку для питья соответственно. В нижней половине изображен мост Чинват .
  • Панель № 10. Крылатая фигура, падающая фигура и пара крылатых лошадей : вверху справа показана крылатая фигура, несущая небольшой предмет в левой руке, летящая впереди пары крылатых лошадей. Прямо под ним - уникальная падающая фигура, одетая в длинное одеяние с волосами, собранными в пучок, демонстративно изображенная лицом от зрителя. В нижней половине изображена расширенная сцена моста Чинват с предыдущей панели.
  • Панель № 11 : последняя панель показывает несколько крылатых фигур, летящих в направлении, противоположном направлению панели № 10, то есть влево. Всадники — мужчина и женщина — олицетворяют души Виркака и Виюси. Контекст их поездки в окружении небесных музыкантов отсылает к их входу в Гародман , «Дом песни», рай зороастризма. [ 12 ]

Этнографические аспекты

[ редактировать ]
Возможные королевские фигуры эфталитов в гробнице Виркака (580 г. н.э.).

Эфталиты повсеместно присутствуют в изображениях на гробнице Виркака как королевские фигуры с замысловатыми коронами сасанидского типа, появляющиеся в их дворцах , кочевых юртах или на охоте на панелях 2–5: Таким образом, Виркак, возможно, в молодые годы имел дело в первую очередь с эфталитами. (ему было около 60 лет, когда эфталиты были окончательно уничтожены союзом сасанидов и тюрков Первого Тюркского каганата между 556 и 560 годами нашей эры). [ 17 ] Напротив, изображения в гробнице Ань Цзя (который был на 24 года моложе Вирвака) показывают вездесущность тюрков , которые, вероятно, были его основными торговыми партнерами во время его активной жизни. [ 17 ] На гробнице Ань Цзя эфталиты практически отсутствуют или, возможно, были показаны когда-то в качестве вассального правителя за пределами юрты тюркского кагана . [ 17 ] [ 18 ]

Параллели

[ редактировать ]
Каменный саркофаг Ли Цзинсюня , 608 г. н.э.

Гробница Виркак сравнима с гробницей Ли Цзинсюнь ( китайский : 李静训, 600-608 гг. н.э.), принцессы династии Суй иностранной этнической принадлежности, чей каменный саркофаг был найден недалеко от Лянцзячжуана в Сиане , провинция Шэньси , Китай . [ 19 ] В ее роскошной гробнице хранилось множество артефактов Шелкового пути и предметов иностранного стиля. [ 19 ] [ 20 ] В гробнице находились золотые кубки, нефрит, фарфор и игрушки, а также монета сасанидского императора Пероза I (459-483 гг. н. э.). [ 20 ] Считается, что артефакты из гробницы отражают ее северное этническое происхождение. [ 19 ] Такие каменные саркофаги связаны с традицией согдийских гробниц в Китае , таких как гробница Виркака. [ 19 ]

См. также

[ редактировать ]
[ редактировать ]
  • Тан, Панпан (2020). «Технологическая характеристика золотых украшений из согдийской гробницы Ши Цзюня (ум. 579 г. н.э.) в Сиане, провинция Шэньси» (PDF) . Научные отчеты . 10 (1): 10804. Бибкод : 2020NatSR..1010804T . дои : 10.1038/s41598-020-67788-8 . ПМК   7330028 . ПМИД   32612241 . S2CID   220292014 .
  1. ^ Ли, Юшэн (2016). «ИЗУЧЕНИЕ ГРОБНИЦ ЛЮДЕЙ ХУ В КОНЦЕ VI ВЕКА СЕВЕРНОГО КИТАЯ» . Информационный бюллетень археологии . 7 : 125, рис.17.
  2. ^ «Найдены древние гробницы Лаовая » . china.org.cn . 2005 . Проверено 30 ноября 2018 г.
  3. ^ Дьен, Альберт Э. (2003). «Наблюдения относительно могилы мастера Ши». Бюллетень Азиатского института . 17 : 105–115. JSTOR   24049308 .
  4. ^ ГРЕНЕ, Франц (2020). История и культура доисламской Средней Азии . Париж, Франция: Коллеж де Франс. п. 320. ИСБН  978-2-7226-0516-9 . Это самые богатые погребальные украшения того периода, следующие сразу после украшений императорской семьи; Вполне вероятно, что сабао были одними из самых богатых слоев населения.
  5. ^ Хансен, Валери (2015). Шелковый путь: новая история . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. п. 145. ИСБН  9780190218423 .
  6. ^ Се, Чин-юй (27 февраля 2015 г.) «[Контроль Шелкового пути] Человек-волк и Девушка Зари: Брак согдийских иммигрантов 6-го века» [Человек-Волк и Девушка Зари: Свадьба согдийца 6-го века». Иммигранты]. Storystudio.tw [ zh ] (на китайском (Тайвань)) Проверено 4 декабря 2018 г. Ее зовут Виюси, что означает «рассвет».
  7. ^ Перейти обратно: а б с д и Тан, Панпан; Ян, Цзюньчан; Лю, Ян; Чжэн, Яочжэн; Ян, Джункай (1 июля 2020 г.). «Технологическая характеристика золотых украшений из согдийской гробницы Ши Цзюня (ум. 579 г. н. э.) в Сиане, провинция Шэньси» . Научные отчеты . 10 (1): 10804. Бибкод : 2020NatSR..1010804T . дои : 10.1038/s41598-020-67788-8 . ISSN   2045-2322 . ПМК   7330028 . ПМИД   32612241 .
  8. ^ «Саркофаг Ши Цзюня (фотографии)» . sogdians.si.edu .
  9. ^ г.). «Некоторые дополнительные замечания по поводу имитации золотых монет, обнаруженных в гробнице Шицзюня династии Северная Чжоу в Сиане» . nxkg.org.cn (на упрощенном китайском языке) . Го, Юньян ( 9 июля 2018 .
  10. ^ «Гробница Ши Цзюня династии Северная Чжоу» . каогу.cn . 2014 . Проверено 30 ноября 2018 г.
  11. ^ Хуан, Бин (2021). «Расшифровка саркофага Ши Цзюня с использованием согдийских религиозных верований, сказаний и гимнов» . Религии . 12 (12): 1060. дои : 10.3390/rel12121060 .
  12. ^ Перейти обратно: а б с д Гулачи, Жужанна (2012–2016). «Религия Виркака и Виюси: зороастрийская иконографическая программа на согдийском саркофаге из Сианя шестого века» . academia.edu . Проверено 30 ноября 2018 г.
  13. ^ Де Ла Васьер, Этьен (2015). «Виркак: манихей, зороастрийец, хуррами?» . academia.edu . Проверено 30 ноября 2018 г.
  14. ^ тай, изд. (2015) общество ( Этническая принадлежность и на китайском языке (Тайвань)). Ву, Тянь -  9789571141756 . Проверено 1 декабря 2018 г.
  15. ^ Симс-Уильямс, Николас (октябрь 2021 г.). «Согдийская эпитафия Ши Цзюню и его жене» . Бюллетень Школы восточных и африканских исследований . 84 (3): 505–513. дои : 10.1017/S0041977X21000732 .
  16. ^ Дьен, Альберт Э. (2009). «Могила согдийского мастера Ши: взгляд на жизнь сабао» (PDF) . edspace.american.edu . Проверено 30 ноября 2018 г.
  17. ^ Перейти обратно: а б с Грене, Франц; Рибу, Пенелопа (2003). «Отражение империи эфталитов: биографический рассказ в рельефах гробницы Сабао Виркак (494–579)» (PDF) . Бюллетень Азиатского института . 17 : 141–142.
  18. ^ ГРЕНЕ, Франц (2020). История и культура доисламской Средней Азии . Париж, Франция: Коллеж де Франс. п. 326. ИСБН  978-2-7226-0516-9 .
  19. ^ Перейти обратно: а б с д Ву, Мэнди Джуйман (2004). «Экзотические товары как погребальная экспозиция в гробницах династии Суй - пример гробницы Ли Цзинсюня» . Китайско-платонические статьи . 142 .
  20. ^ Перейти обратно: а б СЮНГ, ВИКТОР ЦУНРУИ; ЛЭИНГ, ЭЛЛЕН ДЖОНСТОН (1991). «Иностранные украшения в Древнем Китае» . Бюллетень Азиатского института . 5 : 163–173. ISSN   0890-4464 . JSTOR   24048294 .
  21. ^ Ли, Юшэн (2016). «ИЗУЧЕНИЕ ГРОБНИЦ ЛЮДЕЙ ХУ В КОНЦЕ VI ВЕКА СЕВЕРНОГО КИТАЯ» . Информационный бюллетень археологии . 7 : 115, рис.2.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 9fbfc844f7c02b619f864a5a3ec31a83__1703470080
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/9f/83/9fbfc844f7c02b619f864a5a3ec31a83.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Tomb of Wirkak - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)