Могила Виркака
Могила Виркака | |
---|---|
![]() Гробница Виркака (крыша реконструирована), Городской музей Сианя . [ 1 ] | |
Созданный | 580 г. н.э. |
Согдийские гробницы в Китае | ||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
||||||||||||||||||
Могила Виркака ( согдийский : wyrkʾk ), по-китайски обычно называемая Могилой Мастера Ши ( китайский : 史君墓 ; пиньинь : Шу Джун Му ; Уэйд-Джайлс : Ши 3 -Чун 1 В 4 ), является могилой согдийского Сабао ( китайский : 薩保, «Защитник, Хранитель», происходит от согдийского слова s'rtp'w, «предводитель каравана») Виркака и его жены Виюси, датируемая 580 годом нашей эры ( Северный Чжоу династия ). Гробница была обнаружена в 2003 году на востоке деревни Цзиншан в поселке Дамингун района Вэйян провинции Сиань и раскопана в период с июня по октябрь того же года. [ 2 ] Это особенно важно для богатого содержания рельефов на каменном сооружении, содержащемся в гробнице, и двуязычной эпитафии. [ 3 ] Согдийские гробницы в Китае являются одними из самых роскошных в тот период в этой стране и лишь немного уступают императорским гробницам, что позволяет предположить, что согдийские сабао были одними из самых богатых представителей населения. [ 4 ]
Обитатели гробницы
[ редактировать ]Двуязычная эпитафия, написанная на классическом китайском и согдийском языках, проливает свет на жизнь 86-летнего мужчины по имени Виркак (493–579 гг. н.э.) на согдийском языке, а Ши Цзюнь ( 史君 ) на китайском, и его жены Виюси. Согдийское имя Виркак происходит от слова «волк». [ 5 ] Китайское имя Ши Цзюнь состоит из фамилии Ши ( 史 ) с почетным словом Цзюнь ( 君 ) или «хозяин»; место для его китайского имени было оставлено пустым, поэтому оно неизвестно. Имя его жены Виюси в переводе с согдийского означает «заря». [ 6 ] Супруги были выходцами из государства Ши и государства Канг ( самаркандского происхождения) соответственно. При жизни Виркак служил сабао в древней провинции Лянчжоу , или сегодняшнем городе Увэй , некогда процветающем центре международной торговли на Шелковом пути . Сабао ( 薩保 ) — китайский перевод согдийского термина с’ртп’в , означающего « предводитель каравана », но позже стал титулом администратора, отвечающего за международные и зарубежные религиозные дела иммигрантов из Центральной Азии, поселившихся в Китай в то время.
Согласно эпитафии, Виркак жил в западных регионах , но переехал в Чанъань . Его дед, Рштантк ( 阿史盤陁 , Ашипантуо ), был сабао на своей родине. Его отца звали Внук ( 阿奴伽 , Ануджиа ), но должность для него не указана. Виркак был назначен начальником судебного отдела бюро Сабао в правление Датун (535–546) при династии Лян , затем на 5-м году того же правления (539 г.) он был назначен сабао Лянчжоу. Он умер в 579 году в возрасте 86 лет; его жена Виюси умерла месяц спустя. Гробницу построили их трое сыновей, а погребение состоялось годом позже, в 580 году.
Могила
[ редактировать ]Общая длина гробницы составила 47,26 метра, с длинной наклонной дорожкой и двором, обращенным на юг с азимутом 186°. Он состоит из пандуса, двора, туннеля, коридора и камеры. Количество дворов и тоннелей — пять. Коридор имеет длину 2,8 м, ширину 1,5 м и высоту 1,9 м с арочным потолком. Камера имеет прямоугольную в плане длину 3,7 м с востока на запад и 3,5 м с севера на юг.
Между пандусом и камерой есть двое запечатанных ворот из кирпича и камней. Перемычка и боковые стойки каменных ворот украшены переплетающимися узорами винограда и аканта, изображением небесных музыкантов и локапал . В пандусе и камере можно увидеть фрески, однако из-за плохого состояния сюжеты неразличимы. В середине северной камеры был найден саркофаг.
Гробница была ограблена, из того, что осталось, археологи идентифицировали золотую серьгу, золотое кольцо и золотую монету, являющуюся имитацией византийских монет . [ 9 ] [ 10 ]
Саркофаг
[ редактировать ]
Саркофаг , сделан из первоначально окрашенных длиной 2,46 м, шириной 1,55 м и высотой 1,58 м имеет форму китайского дома или храма с деревянным каркасом и четырехскатной крышей и позолоченных каменных плит и состоит из основание, средние стеновые плиты и верх. По мнению американского искусствоведа У Хуна , саркофаг в форме дома возник в западной провинции Сычуань в период Хань (202 г. до н. э. – 220 г. н. э.), и этот тип саркофага символизирует некую этническую связь, поскольку он не использовался коренные китайцы, которые жили в центральном и южном Китае , но их предпочитали сяньбэйцы , согдийцы и другие люди китайского или некитайского происхождения, иммигрировавшие в северный Китай с Запада . [ 11 ]
Саркофаг Виркака густо украшен барельефами, передающими слепые архитектурные детали и сложную фигурную программу. [ 12 ] На четырех сторонах вырезаны четырехрукие божества-хранители, а также другие зороастрийские божества и сцены жертвоприношений, восхождения на небеса, банкетов, охоты и шествия. Их тематика и стиль демонстрируют черты Запада ( Средней Азии ). Французский историк Этьен де Ла Васьер утверждает, что иконография этих барельефов представляет собой религиозный синкретизм путем смешения манихейских и зороастрийских символов в погребальном искусстве. [ 13 ] Несмотря на то, что саркофаг принял уникальный стиль создания миниатюрной модели традиционного китайского храма, китаизация гробницы Виркака имеет самую низкую степень среди двух других согдийских гробниц: Кан Е и Ань Цзя . [ 14 ]
-
Виркак открытый саркофаг со скелетом. [ 7 ]
-
Содержимое гробницы Виркак. [ 7 ]
-
Золотая монета из гробницы Виркак (точная копия византийской золотой монеты). [ 7 ]
-
Золотые украшения из гробницы Виркак. [ 7 ]
Эпиграфика
[ редактировать ]Согдийская и китайская эпитафия
[ редактировать ]Эпитафия гласит:
(Период) Дасян Великого Чжоу , 2-й год, в первый месяц крысиного года, на 23-й день. Итак: жил человек из Киша , проживавший в Гузане. От императора он имеет чин(а)сабао Гузанга, в земле согдийцев, землевладельца. Его зовут Виркакк, сын Ванука, (а именно) Ванук, сын сабао. А (его) жену, родившуюся в Синьпине, зовут Виюси. И Виркакк сабао женился на (своей) жене в Синьпине в год свиньи, в 7-й день 6-го месяца, в заячий день. А впоследствии, здесь, в Сяньяне (= Чанъане ), он сам умер в год свиньи, в 7-й день 5-го месяца. И жена его тоже умерла в 7-й день 6-го месяца, в заячий день, в тот же год (как и ее) замужества, в тот же месяц, в тот же день. Нет живого существа, которое рождается и не подвержено смерти; более того, трудно завершить период в мире живых. Но труднее (еще), что, не осознавая (этого), муж и жена видят друг друга (впервые) в один и тот же год, в один и тот же месяц, в один и тот же день, в человеческом мире (и) также и в раю, (чтобы) начало (их) совместной жизни (в каждом месте) могло быть в один и тот же период. Эту каменную гробницу сделали Врешман-ванде, Жимат-ванде(и)Прот-ванде, желая подходящее место для (своего) отца(и) матери.
— Эпитафия могилы Виркака. Перевод с согдийского Николаса Симса-Уильямса . [ 15 ]
Передний
[ редактировать ]
Передняя (южная) сторона саркофага организована в строгой формальной симметрии вокруг большой двустворчатой двери. Над дверью расположены согдийские и китайские надписи о карьере обитателей гробницы. По бокам двери находится пара внутренних панелей с божеством-хранителем в каждой, а также дополнительная пара внешних панелей, состоящих из трех секций. Сверху вниз на каждой внешней панели изображена группа согдийских музыкантов, стилизованное окно, окруженное парой иностранцев, и священник-получеловек-полуптица, стоящий перед священным огнем в переносной жаровне.
Стороны
[ редактировать ]Шесть биографических панелей (панели «a – f», № 2–7) начинаются на средней панели левой стороны и заканчиваются на предпоследней панели сзади. Им предшествуют и следуют две одиночные религиозные панели (№ 1 и 8), которые продолжаются тремя дополнительными религиозными панно (№ 9–11) с правой (восточной) стороны. [ 12 ] Описание шести биографических панелей, изложенное Альбертом Э. Диеном : [ 16 ]
- Панель «а» (№ 2) : молодой Виркак и его отец приехали на лошади, чтобы навестить пару, носящую короны, свидетельствующие об их царственности.
- Панель «б» (№3) : правитель охотится при движении каравана внизу панели.
- Панель «в» (№ 4) : караван теперь стоит у реки, поскольку согдийцы, предположительно еще Виркак и его отец, посещают еще одного правителя, сидящего в своей юрте.
- Панель «d» (№ 5) : царственная пара устраивает грандиозный прием с музыкой и танцами.
- Панель «е» (№ 6) : взрослый Виркак едет со своей женой, прикрытые зонтиками.
- Панель «f» (№ 7) : на этой панели изображена вечеринка, наверху которой пять мужчин сидят на ковре и обмениваются тостами. Их окружают музыканты и слуги с большими блюдами с едой. Внизу пять женщин тоже сидят на ковре и пьют.
Описание пяти религиозных панелей, изложенное Жужанной Гулачи : [ 12 ]
- Панель № 1. Божественное существо, произносящее проповедь : представляет собой сцену, в которой девять фигур организованы в четкую визуальную иерархию: одна главная фигура предстает как проповедующее божество, взаимодействующее с двумя мирянами, окруженными двумя группами по три сидящих фигуры. На видном месте перед божеством в левом нижнем углу изображена пара мирян (имеется в виду Виркак и Виюси), сидящая на пятках и совершающая жесты почтения и молитвы со сложенными руками.
- Панно № 8 Мудрец в пещере и ангельское спасение : мотив мудреца в пещере занимает верхнюю треть резьбы, действие происходит в лесистом горном пейзаже в обрамлении цветущих деревьев. Тело мудреца небрежно сидит, скрестив ноги, и жестикулирует правой рукой в сторону небольшого четвероногого животного, похожего на обезьяну. Ниже показаны крылатые апсары или ангельские существа, летающие над водой, с мужчиной и женщиной (возможно, символизирующие Виркак и Виюси).
- Панель № 9 «Допуск в рай» : в верхней половине этой панели изображена пара (символизирующая души Виркака и Виюси после смерти), приветствуемая Вешпаркаром — согдийским богом атмосферы — как только что прибывшие путешественники, сидящие на своих пятки держат тарелку на ножке и чашку для питья соответственно. В нижней половине изображен мост Чинват .
- Панель № 10. Крылатая фигура, падающая фигура и пара крылатых лошадей : вверху справа показана крылатая фигура, несущая небольшой предмет в левой руке, летящая впереди пары крылатых лошадей. Прямо под ним - уникальная падающая фигура, одетая в длинное одеяние с волосами, собранными в пучок, демонстративно изображенная лицом от зрителя. В нижней половине изображена расширенная сцена моста Чинват с предыдущей панели.
- Панель № 11 : последняя панель показывает несколько крылатых фигур, летящих в направлении, противоположном направлению панели № 10, то есть влево. Всадники — мужчина и женщина — олицетворяют души Виркака и Виюси. Контекст их поездки в окружении небесных музыкантов отсылает к их входу в Гародман , «Дом песни», рай зороастризма. [ 12 ]
Этнографические аспекты
[ редактировать ]Эфталиты повсеместно присутствуют в изображениях на гробнице Виркака как королевские фигуры с замысловатыми коронами сасанидского типа, появляющиеся в их дворцах , кочевых юртах или на охоте на панелях 2–5: Таким образом, Виркак, возможно, в молодые годы имел дело в первую очередь с эфталитами. (ему было около 60 лет, когда эфталиты были окончательно уничтожены союзом сасанидов и тюрков Первого Тюркского каганата между 556 и 560 годами нашей эры). [ 17 ] Напротив, изображения в гробнице Ань Цзя (который был на 24 года моложе Вирвака) показывают вездесущность тюрков , которые, вероятно, были его основными торговыми партнерами во время его активной жизни. [ 17 ] На гробнице Ань Цзя эфталиты практически отсутствуют или, возможно, были показаны когда-то в качестве вассального правителя за пределами юрты тюркского кагана . [ 17 ] [ 18 ]
Параллели
[ редактировать ]
Гробница Виркак сравнима с гробницей Ли Цзинсюнь ( китайский : 李静训, 600-608 гг. н.э.), принцессы династии Суй иностранной этнической принадлежности, чей каменный саркофаг был найден недалеко от Лянцзячжуана в Сиане , провинция Шэньси , Китай . [ 19 ] В ее роскошной гробнице хранилось множество артефактов Шелкового пути и предметов иностранного стиля. [ 19 ] [ 20 ] В гробнице находились золотые кубки, нефрит, фарфор и игрушки, а также монета сасанидского императора Пероза I (459-483 гг. н. э.). [ 20 ] Считается, что артефакты из гробницы отражают ее северное этническое происхождение. [ 19 ] Такие каменные саркофаги связаны с традицией согдийских гробниц в Китае , таких как гробница Виркака. [ 19 ]
Галерея
[ редактировать ]-
Штриховой рисунок копии левой (западной) стороны саркофага Виркака.
-
Штриховой рисунок копии правой (восточной) стороны саркофага Виркака.
-
Сцена на мосту Чинват , правая сторона.
См. также
[ редактировать ]Внешние ссылки
[ редактировать ]- Тан, Панпан (2020). «Технологическая характеристика золотых украшений из согдийской гробницы Ши Цзюня (ум. 579 г. н.э.) в Сиане, провинция Шэньси» (PDF) . Научные отчеты . 10 (1): 10804. Бибкод : 2020NatSR..1010804T . дои : 10.1038/s41598-020-67788-8 . ПМК 7330028 . ПМИД 32612241 . S2CID 220292014 .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Ли, Юшэн (2016). «ИЗУЧЕНИЕ ГРОБНИЦ ЛЮДЕЙ ХУ В КОНЦЕ VI ВЕКА СЕВЕРНОГО КИТАЯ» . Информационный бюллетень археологии . 7 : 125, рис.17.
- ^ «Найдены древние гробницы Лаовая » . china.org.cn . 2005 . Проверено 30 ноября 2018 г.
- ^ Дьен, Альберт Э. (2003). «Наблюдения относительно могилы мастера Ши». Бюллетень Азиатского института . 17 : 105–115. JSTOR 24049308 .
- ^ ГРЕНЕ, Франц (2020). История и культура доисламской Средней Азии . Париж, Франция: Коллеж де Франс. п. 320. ИСБН 978-2-7226-0516-9 .
Это самые богатые погребальные украшения того периода, следующие сразу после украшений императорской семьи; Вполне вероятно, что сабао были одними из самых богатых слоев населения.
- ^ Хансен, Валери (2015). Шелковый путь: новая история . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. п. 145. ИСБН 9780190218423 .
- ^ Се, Чин-юй (27 февраля 2015 г.) «[Контроль Шелкового пути] Человек-волк и Девушка Зари: Брак согдийских иммигрантов 6-го века» [Человек-Волк и Девушка Зари: Свадьба согдийца 6-го века». Иммигранты]. Storystudio.tw (на китайском (Тайвань)) Проверено 4 декабря 2018 г. Ее
зовут Виюси, что означает «рассвет».
- ^ Перейти обратно: а б с д и Тан, Панпан; Ян, Цзюньчан; Лю, Ян; Чжэн, Яочжэн; Ян, Джункай (1 июля 2020 г.). «Технологическая характеристика золотых украшений из согдийской гробницы Ши Цзюня (ум. 579 г. н. э.) в Сиане, провинция Шэньси» . Научные отчеты . 10 (1): 10804. Бибкод : 2020NatSR..1010804T . дои : 10.1038/s41598-020-67788-8 . ISSN 2045-2322 . ПМК 7330028 . ПМИД 32612241 .
- ^ «Саркофаг Ши Цзюня (фотографии)» . sogdians.si.edu .
- ^ г.). «Некоторые дополнительные замечания по поводу имитации золотых монет, обнаруженных в гробнице Шицзюня династии Северная Чжоу в Сиане» . nxkg.org.cn (на упрощенном китайском языке) . Го, Юньян ( 9 июля 2018 .
- ^ «Гробница Ши Цзюня династии Северная Чжоу» . каогу.cn . 2014 . Проверено 30 ноября 2018 г.
- ^ Хуан, Бин (2021). «Расшифровка саркофага Ши Цзюня с использованием согдийских религиозных верований, сказаний и гимнов» . Религии . 12 (12): 1060. дои : 10.3390/rel12121060 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Гулачи, Жужанна (2012–2016). «Религия Виркака и Виюси: зороастрийская иконографическая программа на согдийском саркофаге из Сианя шестого века» . academia.edu . Проверено 30 ноября 2018 г.
- ^ Де Ла Васьер, Этьен (2015). «Виркак: манихей, зороастрийец, хуррами?» . academia.edu . Проверено 30 ноября 2018 г.
- ^ тай, изд. (2015) общество ( Этническая принадлежность и на китайском языке (Тайвань)). Ву, Тянь - 9789571141756 . Проверено 1 декабря 2018 г.
- ^ Симс-Уильямс, Николас (октябрь 2021 г.). «Согдийская эпитафия Ши Цзюню и его жене» . Бюллетень Школы восточных и африканских исследований . 84 (3): 505–513. дои : 10.1017/S0041977X21000732 .
- ^ Дьен, Альберт Э. (2009). «Могила согдийского мастера Ши: взгляд на жизнь сабао» (PDF) . edspace.american.edu . Проверено 30 ноября 2018 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Грене, Франц; Рибу, Пенелопа (2003). «Отражение империи эфталитов: биографический рассказ в рельефах гробницы Сабао Виркак (494–579)» (PDF) . Бюллетень Азиатского института . 17 : 141–142.
- ^ ГРЕНЕ, Франц (2020). История и культура доисламской Средней Азии . Париж, Франция: Коллеж де Франс. п. 326. ИСБН 978-2-7226-0516-9 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Ву, Мэнди Джуйман (2004). «Экзотические товары как погребальная экспозиция в гробницах династии Суй - пример гробницы Ли Цзинсюня» . Китайско-платонические статьи . 142 .
- ^ Перейти обратно: а б СЮНГ, ВИКТОР ЦУНРУИ; ЛЭИНГ, ЭЛЛЕН ДЖОНСТОН (1991). «Иностранные украшения в Древнем Китае» . Бюллетень Азиатского института . 5 : 163–173. ISSN 0890-4464 . JSTOR 24048294 .
- ^ Ли, Юшэн (2016). «ИЗУЧЕНИЕ ГРОБНИЦ ЛЮДЕЙ ХУ В КОНЦЕ VI ВЕКА СЕВЕРНОГО КИТАЯ» . Информационный бюллетень археологии . 7 : 115, рис.2.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Симс-Уильямс, Н. (2021). «Согдийская эпитафия Ши Цзюню и его жене» . Бюллетень Школы восточных и африканских исследований . 84 (3): 505–513. дои : 10.1017/S0041977X21000732 . S2CID 245438980 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- «Саркофаг Ши Цзюня Согдийцы» . sogdians.si.edu .