Фраат V
Фраат V | |
---|---|
Великий царь , Царь царей , Арсак | |
![]() | |
Царь Парфянской империи | |
Царствование | 2 г. до н.э. – 4 г. н.э. |
Предшественник | Фраат IV |
Преемник | Ород III |
Соправитель | Моисей (2 г. до н. э. – 4 г. н. э.) |
Рожденный | в. 19 г. до н.э. |
Умер | I век нашей эры |
Отец | Фраат IV |
Мать | Муса |
Религия | Зороастризм |
Фраат V ( парфянский : 𐭐𐭓𐭇𐭕 Фрахат ), также известный под уменьшительной версией своего имени, Фраатас (также пишется Фраатакес ), был царем царей Парфянской империи со 2 г. до н.э. по 4 г. н.э. Он был младшим сыном Фраата IV ( годы правления 37 до н. э. — 2 до н. э. ) и Мусы , которые правили вместе с ним.
При Фраате V возникла угроза разразиться войны между Парфянской и Римской империями из-за контроля над Арменией и Месопотамией . Хотя Август ( годы правления 27 г. до н. э. – 14 г. н. э. ) послал своего приемного сына Гая Цезаря вторгнуться в Иран, в 1 г. н.э. обе стороны заключили мирный договор, по которому Армения снова была признана находящейся в сфере римской власти. В ответ Фраат V был признан законным парфянским царем, что имело для него большое значение из-за его ненадежного положения в стране. В 4 году нашей эры Фраат V и его мать бежали в Рим после изгнания парфянской знати, которая короновала Орода III как царя.
Имя
[ редактировать ]Фраатес ( Φραάτης ) — греческая форма парфянского имени Фрахат (𐭐𐭓𐭇𐭕), которое происходит от древнеиранского * Frahāta- («полученный, заработанный»). [ 1 ] Современная персидская версия — Фархад ( Фархад ). [ 2 ] Фраат V регулярно был известен под уменьшительной версией своего имени Фраатас ( فرهادک ), что означает «маленький Фраат». [ 3 ]
Фон
[ редактировать ]
Фраат V был сыном Фраата IV ( годы правления 37–2 до н. э. ) и его римской жены Мусы , которая изначально была итальянской рабыней, подаренной ему римским императором Августом ( годы правления 27 до н. э. – 14 г. н. э .) после договор 20 г. до н. э., по которому римляне вернули Фраату IV его похищенного сына в обмен на утраченные штандарты легионеров, взятые в Каррах в 53 г. до н. э., а также любые выжившие военнопленные. [ 4 ] Парфяне рассматривали этот обмен как небольшую цену за возвращение принца. [ 5 ] Муса быстро стала царицей и фаворитом Фраата IV, родив Фраатака (Фраата V) в ок. 19 г. до н.э. [ 6 ] Сообщается, что именно под ее влиянием Фраат IV в 10/9 до н.э. отправил своих четырех первенцев в Рим , чтобы предотвратить конфликт по поводу его преемственности. [ 7 ] Во 2 г. до н. э. Муса отравила Фраата IV и стала вместе с Фраатом V соправителями Парфянской империи. [ 8 ] По словам римского историка I века Иосифа Флавия , до него дошел слух, что Муса наслаждался сексуальными отношениями с ее сыном. [ 9 ] Это, а также чеканка Мусы с Фраатом V привели к тому, что некоторые ученые полагают, что они поженились. [ 10 ] Однако нет никаких доказательств, подтверждающих это утверждение; ни при парфянах, ни при их персидских предшественниках — Ахеменидах — нет достоверных свидетельств того, что браки практиковались между родителями и их детьми. [ 11 ]
Царствование
[ редактировать ]
При своем воцарении Фраат V унаследовал длительный спор между парфянами и римлянами по поводу Армении и Месопотамии . [ 12 ] В результате Август отправил армию под командованием своего приемного сына Гая Цезаря, чтобы захватить оба региона. [ 12 ] Прежде чем разразилась война, их встретил посланник Фраата V, который потребовал вернуть ему братьев царя. [ 12 ] Август написал насмешливый ответ в письме Фраату V, в котором к нему обращался просто как «Фраат». [ 12 ] Он потребовал, чтобы Фраат отказался от своей короны и отказался от претензий на Армению. [ 12 ] Не испугавшись, Фраат V ответил - по словам классического римского историка Кассия Диона - «обычно надменным тоном, называя себя царем царей и обращаясь к Августу просто как к Цезарю ». [ 12 ]
В конечном итоге две державы согласились прийти к соглашению посредством дипломатии: в 1 году нашей эры был заключен мирный договор, который сделал Армению вассальным государством Рима, в то время как римляне согласились признать Парфянскую империю равной ей, а Фраата V - ее законным государством. правитель. [ 13 ] Для Фраата V было важно, чтобы римляне признали его из-за его ненадежного внутреннего положения в стране. [ 14 ] Однако эта стратегия имела неприятные последствия. В 4 г. н. э. парфянская знать, уже недовольная тем, что на престоле занял сын итальянской рабыни, была еще больше возмущена признанием им римского сюзеренитета в Армении, изгнав Фраата V и Мусу с парфянского престола. Оба бежали в Рим, где их приветствовал Август. [ 15 ] Затем парфянская знать посадила Орода III . на трон [ 16 ]
Чеканка монет
[ редактировать ]
На более поздних реверсных монетах Фраата V, в частности, есть изображение его матери, Мусы, с круглой легендой, обозначающей ее как «небесную», в отличие от квадратных легенд, которые были типичны для парфянских монетных дворов. [ 17 ] [ 18 ] Кроме того, ей также дан титул василисса («королева»), который не обязательно использовался только женой короля в эллинистическую эпоху , но и другими королевскими женщинами. [ 19 ] Как и его отец, на аверсе монет Фраата V изображена фигура, напоминающая греческую богиню Нику, кольцо и диадему . держащую за головой [ 20 ] В парфянскую эпоху иранцы использовали эллинистическую иконографию для изображения своих божественных фигур. [ 21 ] [ 22 ] таким образом, фигура может быть связана с авестийской хвареной , т.е. царской славой. [ 23 ] Редко храм огня . на реверсе его монет изображается [ 24 ] Точно так же титул Фраата V на его монетах остался таким же, как и титул его отца: «[монета] Царя царей, Арсака , Справедливого, Благодетеля, Прославленного, Филэллина ». [ 25 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Шмитт 2005 .
- ^ Киа 2016 , с. 160.
- ^ Ричардсон 2012 , с. 161; Марчак 2017 , с. 349
- ^ Гартуэйт 2005 , с. 80; см. также Страгнелл, 2006 , стр. 251–252.
- ^ Бивар 1983 , стр. 66–67.
- ^ Киа 2016 , с. 198; Шиппманн 1986 , стр. 525–536; Бигвуд, 2004 г. , стр. 39–40; Страгнелл 2008 , с. 289 (см. также примечание 53)
- ^ Киа 2016 , стр. 198; Домброва 2012 , стр. 173; Шиппманн 1986 , стр. 525–536
- ^ Киа 2016 , с. 199; Ричардсон 2012 , с. 161
- ^ Бигвуд 2004 , с. 44.
- ^ Бигвуд 2004 , стр. 43–44.
- ^ Бигвуд 2004 , стр. 44–45.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Киа 2016 , с. 199.
- ^ Киа 2016 , стр. 199; Домброва 2012 , стр. 173.
- ^ Домброва 2012 , стр. 173.
- ^ Страгнелл 2008 , стр. 292, 294–295; Марчак 2017 , с. 378
- ^ Киа 2016 , стр. 199; Домброва 2012 , стр. 174.
- ^ Резахани 2013 , с. 771.
- ^ Бигвуд 2004 , с. 57.
- ^ Бигвуд 2004 , стр. 40, 44, 48, 61.
- ^ Кертис 2012 , с. 72.
- ^ Кертис 2012 , стр. 76–77.
- ^ Бойс 1984 , с. 82.
- ^ Кертис 2012 , с. 71.
- ^ Ольбрихт 2016 , с. 96.
- ^ Бигвуд 2004 , с. 60.
Источники
[ редактировать ]- Бигвуд, Дж. М. (2004). «Царица Муса, мать и жена (?) Парфянского царя Фраатака: переоценка доказательств». Журнал Классической ассоциации Канады . 4 (1). Проект Муза: 35–70. дои : 10.1353/mou.2004.0027 . S2CID 164436127 .
- Бойс, Мэри (1984). Зороастрийцы: их религиозные верования и практики . Психология Пресс. стр. 1–252. ISBN 9780415239028 .
- Бивар, ADH (1983). «Политическая история Ирана при Аршакидах». В Яршатере, Эхсан (ред.). Кембриджская история Ирана, том 3 (1): Селевкидский, парфянский и сасанидский периоды . Кембридж: Издательство Кембриджского университета . стр. 21–99. ISBN 0-521-20092-Х .
- Кертис, Веста Сархош (2012). «Парфянские монеты: Царство и Божественная слава». Парфянская империя и ее религии . Computus Druck Satz и Verlag. стр. 67–83. ISBN 9783940598134 .
- Домброва, Эдвард (2012). «Империя Аршакидов». В Дарьяи, Турадж (ред.). Оксфордский справочник по истории Ирана . Издательство Оксфордского университета. стр. 1–432. ISBN 978-0-19-987575-7 .
- Гартуэйт, Джин Ральф (2005), Персы , Оксфорд и Карлтон: Blackwell Publishing, Ltd., ISBN 978-1-55786-860-2
- Киа, Мехрдад (2016). Персидская империя: Историческая энциклопедия [2 тома] . АВС-КЛИО. ISBN 978-1610693912 .
- Марчак, Майкл (2017). Софена, Гордиена и Адиабена: три правления Миноры Северной Месопотамии между Востоком и Западом Блестящий. ISBN 9789004350724 .
- Ольбрихт, Марек Ян (2016). «Сакральное царствование ранних Аршакидов I. Культ огня и царская слава» . Анабасис: Studia Classica et Orientalia . 7 : 91–106.
- Резахани, Ходадад (2013). «Арсакидовая, элимейская и персидская чеканка». В Поттсе, Дэниел Т. (ред.). Оксфордский справочник Древнего Ирана . Издательство Оксфордского университета . ISBN 978-0199733309 .
- Ричардсон, Дж. С. (2012). Рим Августа, 44 г. до н. э. — 14 г. н. э.: Восстановление республики и основание Империи . Издательство Эдинбургского университета. ISBN 978-0-7486-1954-2 .
- Шиппманн, К. (1986). «Аршакиды II. Династия Аршакидов» . Энциклопедия Ираника, Том. II, Фаск. 5 . стр. 525–536.
- Шмитт, Рюдигер (2005). «Личные имена, иранский iv. парфянский период» . Энциклопедия Ираника .
- Страгнелл, Эмма (2006), «Парфянская война Вентидия: забытый восточный триумф Рима», Acta Antiqua , 46 (3): 239–252, doi : 10.1556/AAnt.46.2006.3.3
- Страгнелл, Эмма (2008). «Тея Муса, римская царица Парфии». иранский Древний 43 : 275–298. дои : 10.2143/IA.43.0.2024051 .