2005 Мумбаи Высокий пожар
![]() Пожар на подъемной струе охватил производственную платформу | |
Расположение комплекса Крайнего Севера Мумбаи в Аравийском море | |
Дата | 27 июля 2005 г. |
---|---|
Место проведения | Морской нефтедобывающий комплекс на Крайнем Севере Мумбаи, нефтяное месторождение Мумбаи Хай , недалеко от Махараштры , Индия |
Координаты | 19 ° 45'47 "N 71 ° 4'41" E / 19,76306 ° N 71,07806 ° E |
Тип | газового стояка Возгорание струи |
Причина | Столкновение судна с газопроводами в результате открытого моря, подхода судна с наветренной стороны и неисправности системы позиционирования |
Летальные исходы | 11 |
Отсутствующий | 11 |
Материальный ущерб | - Полная потеря комплекса Mumbai High North (четыре платформы) и самоподъемной буровой установки Noble Charlie Yester. - Затопление многоцелевого судна обеспечения «Самудра Суракша». - Финансовый ущерб оценивается в 370 миллионов долларов США (552 миллиона долларов США в 2020 году). |
27 июля 2005 года крупный пожар поразил на морской комплекс ONGC Крайнем Севере Мумбаи , расположенный примерно в 100 км (62 милях) от Мумбаи , Махараштра , Индия . Авария стала следствием столкновения судна обеспечения с добывающей платформой. В результате пожара погибло 22 человека (из них 11 выздоровели и 11 пропали без вести), а материальный ущерб оценивается в 370 миллионов долларов. [ 1 ]
Фон
[ редактировать ]Нефтяное месторождение Мумбаи Хай, крупнейшее в Индии, расположено в Аравийском море , примерно в 170 км (110 миль) к западу от Мумбаи. Он управляется ONGC и добывает нефть и газ, которые транспортируются по трубопроводу на перерабатывающий завод в Уране . [ 2 ] В северной части месторождения, примерно в 100 км от берега, располагался первоначальный производственный комплекс Mumbai High North, состоящий из четырех соединенных мостами платформ: NA, устьевой платформы, построенной в 1976 году; МХФ — жилая платформа , построенная в 1978 году; МХН — производственная платформа, построенная в 1981 году; и MNW, технологическая платформа, на которой размещены установки по компримированию газа и закачке воды . Комплекс импортировал скважинные жидкости с 11 автоматических устьевых платформ и экспортировал на берег нефть и газ, а также газ для газлифта . [ 3 ] Северный комплекс имел производственную мощность 180 000 баррелей в сутки (28 600 м3). 3 /день, или около 40% внутреннего производства Индии) [ 4 ] и 148 MMSCFD . [ 5 ]
Во время аварии самоподъемная платформа Noble Charlie Yester находилась над Северной Каролиной для проведения работ по капитальному ремонту скважины . [ 6 ] Это был сезон муссонов, и морские условия были особенно суровыми: скорость ветра составляла 22–25 узлов (41–46 км/ч; 25–29 миль в час), скорость течения 1,8–2 узла (3,3–3,7 км/ч; 2,1–2,3). миль в час) и зыбь от 4 до 5 метров (от 13 до 16 футов). [ 5 ]
События
[ редактировать ]В день аварии многоцелевое судно обеспечения (MSV) Samudra Suraksha длиной 100 м (330 футов) , принадлежащее ONGC и эксплуатируемое Судоходной компанией Индии (SCI), [ 7 ] поддерживал водолазные операции в других местах. Около 14:00 по местному времени повар на борту MSV получил травму, отрезав себе кончики двух пальцев. MSV счел необходимой медицинскую эвакуацию на берег Капитан , и ONGC поддержала это. В то время на MHN был припаркован вертолет, однако он не смог долететь до Самудра-Суракши из-за волнения на море, делавшего посадку там небезопасной. на Крайнем Севере Мумбаи Незадолго до 15:00 руководитель морской установки (OIM) получил запрос на транспортировку пострадавшего на борт MHN. Перемещение должно было осуществляться с помощью корзины для водителя, поднятой с одного из платформенных кранов. OIM и капитан договорились об использовании южного крана. [ 5 ] который располагался с наветренной стороны платформы, что усложняло подход MSV. находился кран , но он не работал. На подветренной стороне платформы [ 6 ] На судне возникла проблема с системой динамического позиционирования : около 15:30 было замечено, что по правому борту шаг подруливающего устройства был медленным. Главный инженер попросил время для устранения проблемы. Однако капитан решил продолжить подход к платформе, управляя подруливающими устройствами вручную и используя аварийный источник управления с помощью кнопок. [ 5 ] MSV был введен кормой вперед при скорости ветра 35 узлов (65 км/ч; 40 миль в час), зыби 5 м (16 футов) и морского течения 3 узла (5,6 км/ч; 3,5 миль в час). [ 6 ] Перенос пострадавшего был завершен, однако сильная волна впоследствии прижала MSV к платформе. [ 8 ] Ее вертолетная площадка столкнулась с одним или несколькими стояками для отвода газа, которые поддерживались кожухом платформы, и оторвала их. Важно отметить, что они были установлены за пределами опорной конструкции корпуса, что делало их уязвимыми в случае столкновения корабля. Они были защищены структурными ограждениями, но они были рассчитаны на столкновение с меньшими морскими судами снабжения (OSV), а не с более крупными MSV. [ 3 ] Выброс газа немедленно загорелся, что привело к мощному реактивному пожару . Пламя быстро охватило Самудру Суракшу . Огонь перекинулся на следующие стояки, которые не имели противопожарной защиты. [ 8 ] и в конечном итоге охватил всю производственную платформу, включая ее технологическую установку , а также жилую платформу MHF. NA и СПБУ сильно пострадали от теплового излучения . [ 7 ] Через два часа после начала пожара MHN рухнул в море. [ 9 ]
На тот момент в комплексе находилось 384 человека, включая персонал MSV и самоподъемной буровой установки. [ 5 ] Из них 362 человека были спасены в течение следующих 15 часов, а 22 погибли (из них 11 тел обнаружены и 11 пропали без вести). [ 5 ] Сила пожара затруднила проведение эвакуационных и спасательных работ. Спущены на воду только две из восьми спасательных шлюпок собственно комплекса и только один из 10 спасательных плотов . « Самудра Прабха» , судно поддержки водолазов (DSV), которым управляет SCI, как и « Суракша» , в то время находилось в полевых условиях и было одним из первых, кто оказал помощь в экстренных операциях. К тушению пожара она приступила с помощью лафетных стволов , которых у нее было четыре емкостью 1800 м. 3 /ч (18 000 куб. футов/кг) каждый. снабжения . В аварийно-спасательных операциях также участвовали ВМС Индии, ONGC и различные суда Несколько членов экипажа комплекса спаслись, прыгнув прямо в море. Спасенные были переведены на лодки снабжения для перехода в Мумбаи. Спасательные вертолеты остались недоступными из-за погодных условий. [ 10 ]
В конце концов Прабха перенес усилия по тушению пожара на Суракшу , которую опасно дрейфовал по милости волн и течения. Во время аварии шесть дайверов находились в камере насыщения MSV; их спасли через 36 часов после ликвидации пожара на корабле. «Суракшу» передали буксирам для буксировки на берег. [ 10 ] Однако она затонула через четыре дня после пожара, когда находилась недалеко от Мумбаи. [ 6 ] [ 8 ]
Последствия
[ редактировать ]Весь комплекс был полностью разрушен, а добыча на месторождении была приостановлена на долгие годы, пока не был построен новый комплекс на Крайнем Севере Мумбаи. [ 11 ] Ни индийские власти, ни ONGC не публиковали официального отчета о расследовании. [ 12 ] Однако после катастрофы индийское правительство наделило свое Управление по безопасности нефтяной промышленности (OISD) более широкими возможностями для действий по обеспечению безопасности в местной морской нефтегазовой отрасли и противодействию неэффективной практике обеспечения безопасности, включая, в частности, мандат на регулирование безопасность на море. [ 5 ] [ 13 ]
Анализ и извлеченные уроки
[ редактировать ]следующие представляющие интерес вопросы, а также уроки, извлеченные в области безопасности технологических процессов За годы после аварии были отмечены :
- Уязвимость выкидных трубопроводов и райзеров при столкновении судов :
- Выкидные трубопроводы и райзеры для углеводородов на стационарных морских платформах не должны подвергаться риску столкновения с судами. В целях обеспечения более безопасной конструкции это, в первую очередь, достигается за счет размещения их внутри оболочки куртки. Альтернативно, они должны быть защищены структурными ограждениями, разработанными для вероятных сценариев столкновения. [ 7 ] [ 9 ]
- Еще одной эффективной мерой по предотвращению опасных столкновений со стояками является отказ от любого подъема или других операций с судами вблизи стояков. Опять же, присущий подход к проектированию полностью исключает подъемные устройства и места для складирования на краю платформы, ближайшем к стоякам. Также желательно располагать стояки вдали от преобладающих погодных условий. Кроме того, эксплуатирующая компания должна ввести строгие процедуры для предотвращения подхода любого судна к указанной стороне платформы. [ 7 ] [ 9 ]
- Противопожарная защита стояков : Стояки на MHN не имели противопожарных средств. После катастрофы Piper Alpha стало очевидно, что пожары на стояковых струях могут привести к быстрой катастрофической гибели морского объекта. Это связано с высоким давлением жидкости и большим запасом топлива, содержащегося в трубопроводе, которое при нарушении защитной оболочки становится доступным для длительных пожаров. Поэтому очень важно, чтобы пожары, возникающие в других местах платформы, не приводили к выходу из строя стояков; это также относится к защите стояков от пожаров, возникающих из-за других стояков (сценарий, произошедший в школе Мумбаи). После доклада лорда Каллена сначала британская морская индустрия, а затем и остальной мир постепенно внедрили политику, согласно которой риск возгорания райзера количественно оценивается и пассивная противопожарная защита соответствующим образом устанавливается райзера. Огнезащита стояков до самой поверхности воды пока встречается редко. Пассивная противопожарная защита стояка запорные клапаны встречаются гораздо чаще, хотя и не практикуются повсеместно. Другая практика, которая иногда применяется при условии оценки риска, — это использование подводных запорных клапанов (SSIV); это запорные клапаны трубопровода, расположенные вблизи платформы, которые позволяют секционировать и, как следствие, резко сократить запасы, доступные для пожара. [ 9 ]
- Управление морскими операциями вокруг комплекса : капитан MSV и руководитель морской установки оказались перед дилеммой: выбирать между отменой медицинской эвакуации , которую они считали необходимой, и необходимостью завершить опасный подход судна к платформе в сложных обстоятельствах (плохая погода, недоступность подветренного крана и неисправная система динамического позиционирования). Даже комплексные планы управления чрезвычайными ситуациями могут не предусматривать такой случай. [ 14 ] Однако апостериорно стало ясно, что судно размером с Самудру Суракшу нельзя было подпускать к платформе, особенно в тех обстоятельствах, в которых это произошло. Важность соблюдения так называемой 500-метровой зоны отчуждения подчеркивалась из различных источников. [ 7 ] [ 13 ] [ 15 ]
- Эвакуация водолазов из барокамер . [ 7 ] [ 15 ] [ 16 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «100 крупнейших потерь в углеводородной отрасли в 1974–2019 гг.» (PDF) . Марш . Архивировано из оригинала (PDF) 4 октября 2022 г. Проверено 11 августа 2023 г.
- ^ «Высокое нефтяное месторождение Мумбаи» . Полная бочка . Архивировано из оригинала 10 июня 2023 г. Проверено 7 августа 2023 г.
- ^ Jump up to: а б «Безопасность стояков в водах Великобритании – уроки катастрофы на крайнем севере Мумбаи» (PDF) . Исполнительный директор по охране труда и технике безопасности . Полупостоянный циркуляр HID SPC/Technical/OSD/33. 2006. Архивировано из оригинала (PDF) 1 августа 2008 г.
- ^ «Крайний Север Мумбаи» . Катастрофы на нефтяных вышках . Архивировано из оригинала 02 марта 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Верма, Дж.Б. (2007). «Высокий уровень инцидентов в Мумбаи и прогресс в сфере регулирования с тех пор» (PDF) . IRF (Международный форум регуляторов) . Проверено 7 августа 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с д Уокер, Стив (6 июня 2007 г.). «Авария на Крайнем Севере Мумбаи» (PDF) . Нефть и газ Великобритании . Архивировано из оригинала (PDF) 15 июля 2007 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж «Мумбаи Крайний Север, Мумбаи, Индия, 27 июля 2005 г.» . FABIG (Группа информации о пожаре и взрыве) . Архивировано из оригинала 4 июня 2023 г. Проверено 7 августа 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с Виннем, Ян-Эрик; Рёд, Вилли (2020). Оценка морских рисков . Том. 1 (4-е изд.). Лондон: Спрингер . п. 151. дои : 10.1007/978-1-4471-7444-8 . ISBN 978-1-4471-7443-1 .
- ^ Jump up to: а б с д Марш, Питер (01 марта 2020 г.). «База данных извлеченных уроков: сводный отчет об отдельных происшествиях» (PDF) . IChemE . Архивировано (PDF) из оригинала 30 января 2023 г. Проверено 6 августа 2023 г.
- ^ Jump up to: а б Кумар, Ашу (25 июля 2011 г.). «Вспоминая пожар на нефтяном месторождении BHN_SURAKSHA — отчет о спасении граждан на сайте humanrescueintermedia» . Интермедиа-лаборатория спасательной команды . Архивировано из оригинала 6 января 2021 г. Проверено 9 августа 2023 г.
- ^ «Мумбаи Хай Филд» . Оффшорные технологии . 21 сентября 2017 г. Архивировано из оригинала 28 марта 2023 г. Проверено 28 марта 2023 г.
- ^ «Самудра Суракша на Крайнем Севере Бомбея» . Корабли и нефть . Проверено 9 августа 2023 г.
- ^ Jump up to: а б Томсон, младший (2015). Системы высокой надежности и управление безопасностью на опасных производствах . Оксфорд: Баттерворт-Хайнеманн . стр. 209–212. ISBN 978-0-12-801996-2 .
- ^ Саттон, Ян (2014). Управление безопасностью на море: реализация программы SEMS (2-е изд.). Уолтем, Массачусетс: Уильям Эндрю . п. 72. ИСБН 978-0-323-26206-4 .
- ^ Jump up to: а б Керин, Триш ; Пурдум, Трейси (05 августа 2020 г.). «Подкаст: Катастрофа из-за проблем устаревшего дизайна» . Химическая обработка . Архивировано из оригинала 12 августа 2023 г. Проверено 12 августа 2023 г.
- ^ Международная морская организация (13 февраля 2018 г.). «Программа работы: предложение о новом результате, касающемся поправок к Кодексу безопасности водолазных систем и резолюции A.692 (17)» (PDF) . АДАС . Архивировано из оригинала (PDF) 9 марта 2023 г. MSC 99/20/9, Комитет по безопасности на море, 99-я сессия, пункт 20 повестки дня . Проверено 12 августа 2023 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]Дейли, Дженин (2013). «Катастрофа на платформе Крайнего Севера Мумбаи» . Прототип: Журнал бакалаврских инженерных исследований и стипендий . Архивировано из оригинала 31 октября 2023 г.
- Промышленные пожары и взрывы в Индии
- Обрушившиеся нефтяные платформы
- Катастрофы 2005 года в Индии
- События июля 2005 г. в Индии
- Промышленные катастрофы 2005 г.
- Катастрофы на нефтяных платформах
- Морские происшествия в 2005 г.
- Закрытие 2005 г. в Индии
- Обрушение зданий и сооружений в результате пожара
- В Индии обрушилось здание и постройка
- Морские инциденты, связанные с инженерными сбоями