Хаджи Камили
Хаджи Камили | |
---|---|
![]() | |
Рожденный | 1876 |
Умер | 16 августа 1915 г. | ( 1915-08-16 )
Известный | Крестьянское восстание в Албании |
Хаджи Камили , урожденный Камиль Зибер Джамета , [ 1 ] (1876 – 16 августа 1915) был лидером восстания 1914–15 в Албании. Он был широко известен под своим религиозным именем Хаджи Камили, хотя он был также известен как Баба Камили ( Отец Камиль ).
Биография
[ редактировать ]Ранний период жизни
[ редактировать ]Камили был жителем деревни из Шарры (в Тиране ) и был шейхом текке , принадлежавшего к Мелами ордену дервишей , которые стремились к социальному равенству и отвергали богатство и роскошь. [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ]
Крестьянское восстание
[ редактировать ]Восстание началось в середине мая 1914 года, но зародилось в 1913 году. Восстание в основном поддерживали неграмотные крестьяне, которые, опасаясь потерять земли, данные им во времена Османской империи, возражали против законов иностранного правителя. База восстания находилась в районах Шиджак , Кавая и Тирана .
3 июня 1914 года повстанцы, которых возглавлял муфтий Муса Казим Бекари, озвучили свои требования на собрании в Кавахе, среди которых было свержение установленного Западом принца Вида . Мусульманские повстанцы требовали воссоединения Албании с Османским государством или, по крайней мере, чтобы ею управлял османский халиф , восстановления шариата , снятия албанского флага и замены его османским флагом .
Восстание добилось умеренного успеха в центральной Албании, сумев захватить Лушню и 1 сентября Влёру. Двумя днями позже принц Вид в Дурресе был вынужден покинуть свое шестимесячное королевство, и мусульманские повстанцы издали закон о воссоединении Албании с Османским государством.
После отстранения Вейда Эссад-паша , имевший поддержку Италии, вернулся из ссылки в октябре 1914 года. [ 4 ]
Характеристики
[ редактировать ]Вдохновителем Хаджи Камили был Муса Казими , местный муфтий, который поддерживал политику младотурок . [ 5 ] Хаджи Камили называл христиан «Каурретами». [ 6 ] (т.е. «язычники», очень уничижительное оскорбление, когда мусульмане применяют его к христианам). [ 7 ] ) и «плохие люди... которых не любит даже Бог». [ 8 ] [ 9 ] Во время его проосманского восстания христиане были убиты и подвергнуты пыткам. [ 6 ] Движение также атаковало учителей-албанских националистов, которые преподавали на латинице . [ 6 ]
Девизом повстанцев было «Дуам, дуам Бабен - Туркинэ!» (Мы хотим, мы хотим, чтобы наш отец — Турция) [ 6 ] и они подняли флаг Османской империи и восстановили османский турецкий язык в качестве национального языка. [ 10 ]
Хаджи Камили и его движение выступили против многих албанских мусульман. руках . В частности, в районе Эльбасана лидеры местной мусульманской общины и другие видные мусульманские деятели осудили это движение как «архаичное» и «фанатичное», причем многие выступали против него с оружием в Священнослужители Эльбасанлли также поддержали латинский алфавит, выступая против точки зрения Хаджи Камили, а также взглядов более консервативных суннитских священнослужителей в других местах. [ 11 ] Повстанцы убили нескольких мусульманских священнослужителей, участвовавших в албанских националистических циклах. [ 12 ]
Восстание было лишь молчаливо поддержано османами, которые в результате Балканских войн были физически отделены от албанских земель. Озабоченность Османской империи надвигающейся Первой мировой войной также сделала дипломатическую и материальную поддержку непрактичной.
Война с Эссад-пашой
[ редактировать ]Эссад-паша Топтани , сторонник феодалов, пришел к власти при поддержке сербов. [ 13 ] Камили стал одним из лидеров возобновившегося восстания и был избран исламскими повстанцами своим главнокомандующим. [ 14 ] к концу ноября 1914 года повстанцы взяли верх в Тиране и сожгли дотла дворец Эсад-паши. [ 4 ] Восстание добилось быстрого успеха, ограничив правительство Эссада в центральной Албании самим Дурресом. [ 15 ]
В мае 1915 года Камили был избран лидером повстанцев. [ 16 ]
Смерть
[ редактировать ]Стремясь помочь правительству Эссада и достичь своих территориальных целей, Королевство Сербия 2 июня 1915 года начало вторжение в центральную Албанию, но было быстро встречено сопротивлением, возглавляемым Камили в Кукесе , где, однако, повстанцы превосходили численностью и превосходящие по вооружению силы были разбиты сербами. [ 17 ] Благодаря этому вмешательству «восстание с [его] неясными, нерешенными политическими целями, которое, тем не менее, имело как народную, так и социальную основу», было подавлено. [ 15 ] Сербские силы арестовали Камили и других лидеров повстанцев и отправили их в качестве пленных в Дуррес, где их судил суд под председательством Джелала бея Зогу и приговорили к повешению. [ 18 ]
Анализ
[ редактировать ]Энвер Ходжа считал, что крестьянское движение под руководством Камили было в первую очередь движением сельской бедноты, которая опиралась на традиционные формы правления, такие как сельские советы, для организации и руководства борьбой против феодальных интересов. [ 19 ] Камили проповедовал, что вся собственность, превышающая личные потребности, должна быть отдана бедным, цитируя Коран , а также выражая мнение секты Мелами, которая была против концепции частной собственности . [ 20 ] В работах, опубликованных в коммунистический период, говорилось, что крестьянские повстанцы под командованием Камили конфисковывали имения крупных землевладельцев, поджигали дома беев , оказывали поддержку бедным, немощным и сиротам. [ 14 ] Ходжа охарактеризовал движение Камили как движение «против феодалов, пашей, беев и агов , землевладельцев и привилегий вообще». [ 21 ]
Современная историография раскритиковала такое изображение Хаджи Камили и его движения в работах, опубликованных при коммунистическом режиме, назвав их « албанской историографией , которая пыталась доказать истины Ходжи вместо того, чтобы искать истину». [ 10 ] Оспаривая коммунистическую позицию о том, что движение было эгалитарным, прогрессивным и «антифеодальным», Коласи и Ррапай утверждают, что восстание было «реакционным мусульманским восстанием», мотивированным «страхом крестьян, что их земли будут захвачены новым правительством». [ 10 ] (В ранний период независимости Албании спорным вопросом была земельная реформа и ее перераспределение для устранения ситуации неравенства, когда у христиан было гораздо меньше земли, чем у мусульман, из-за некоторой дискриминации во времена Османской империи). Коласи и Ррапай также отмечают желание крестьян вернуться под власть Османской империи, заменить албанский османским турецким языком в качестве официального и поднять османский флаг. [ 10 ] Между тем Лулзим Ходжа утверждает, что это движение демонстрирует «поклонение центральной власти как родовой фигуре» и осознание «необходимости центральной отцовской власти» в условиях « султанистской » политической культуры, которую он считает унаследованной от османского правления, но продолжающейся и обостряющейся. при коммунистическом режиме Энвера Ходжи , отмечая, что движение использовало в качестве лозунга «дум бабен» (мы хотим нашего Отца). [ 8 ] Он анализирует массовые убийства христиан как попытку «заполнить идеологическое место, подготовленное и культивируемое во время османского владычества, унизительными для христиан действиями». [ 8 ]
Ссылки
[ редактировать ]- Цитаты
- ^ Роберт Элси (2013). Биографический словарь истории Албании . ИБТаурис. п. 376.
- ^ Пирсон 2004 , с. 84.
- ^ Элси 2001 , стр. 178.
- ^ Jump up to: а б с Элси, Роберт (24 декабря 2012 г.). Биографический словарь истории Албании . ИБТаурис. ISBN 9781780764313 .
- ^ Кристо Фрашери (2008). История албанской цивилизации: с древнейших времен до конца Второй мировой войны . Академия наук Албании. п. 245.
- ^ Jump up to: а б с д «Должна ли быть изменена история нашей страны?» . noa.al (на албанском языке) . Проверено 29 октября 2017 г.
- ^ Сперос Врионис (1993). Турецкое государство и история: Клио встречает Серого волка . Институт балканских исследований. ISBN 978-0-89241-532-8 .
- ^ Jump up to: а б с Лулзим Ходжа (октябрь 2013 г.). «Создание политических ритуалов в албанском обществе» . Академический журнал междисциплинарных исследований Издательство MCSER, Рим, Италия . 2 (8): 181. ISSN 2281-3993 .
- ^ Елавич Б., История Балкан: двадцатый век, Пресс-синдикат Кембриджского университета, Великобритания, 1999, стр. 103
- ^ Jump up to: а б с д Джонилда Ррапай и Клевис Коласи (2013). «Загадочный случай албанского национализма: кривая линия от разбросанного множества кланов к национальному государству» . Турецкий ежегодник международных отношений . 43 . Университет Анкары, факультет политологии: 185–228. дои : 10.1501/intrel_0000000290 . S2CID 29750907 .
- ^ Каркани, Леонард. Девушки в Эльбасане. Страница 16.
- ^ Газменд Шпуза (1986). Крестьянское восстание Центральной Албании 1914-1915 гг . Академия наук РПС Албании, Институт истории. п. 339.
- ^ Полло и Путо 1981 , с. 164.
- ^ Jump up to: а б Фрашери 1964 , с. 196.
- ^ Jump up to: а б Полло и Путо 1981 , с. 165.
- ^ Селим Ислами; Кристо Фрашери; Алекс Будда (1968). История албанского народа: Подготовлено коллективом научных работников секторов истории древнего и средневекового времени . Организация учебников и учебных пособий Автономного Социалистического Края Косово. п. 425.
- ^ Фрашери 1964 , с. 198.
- ^ Пирсон 2004 , с. 90.
- ^ Ходжа 1977 , с. 142.
- ^ Полло и Путо 1981 , стр. 164–165.
- ^ Ходжа 1977 , с. 171.
- Источники
- Элси, Роберт (2001). Словарь албанской религии, мифологии и народной культуры . К. Херст. ISBN 978-1-85065-570-1 .
- Элси, Роберт (2012). Биографический словарь истории Албании . Лондон: IB Taurus & Co Ltd.
- Фрашери, Христос (1964). История Албании: краткий обзор . Тирана.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Ходжа, Энвер (1977). Работа . Том. 23. Тирана: Издательство «8 ноября».
- Пирсон, Оуэн (2004). Албания и король Зог: независимость, республика и монархия 1908–1939 гг . Нью-Йорк: Издательство Нью-Йоркского университета.
- Цыпленок, Стивен; Путо, Арбен (1981). История Албании: от истоков до наших дней Лондон: Routledge & Kegan Paul Ltd.