Jump to content

Историография Албании

(Перенаправлено из албанской историографии )

Историография Албании ( албанский : Historiografia e Shqipërisë ) или албанская историография ( албанский : Historiografia shqiptare ) относится к исследованиям, источникам, критическим методам и интерпретациям, используемым учеными для изучения истории Албании и албанцев .

Влияние Германии и Австро-Венгрии

[ редактировать ]
Теодор Иппен в Шкодере в костюме северных албанцев.

Теодор Антон Иппен , который станет консулом Австро -Венгрии в Скутари между 1897 и 1903 годами, принадлежал к группе албанологов, чьи работы публиковались через финансируемые государством институты Австро-Венгрии . [ 1 ] Он участвовал в написании и распространении первой истории Албании, опубликованной на албанском языке, поскольку настаивал на том, что это будет полезно для пробуждения албанского национального сознания и, следовательно, для двойной монархии. [ 2 ] Иппен боролся за создание независимого национального государства албанцев. [ 3 ]

Современная албанская историография

[ редактировать ]

Есть два основных источника современной албанской историографии : интеллектуалы периода Албанского национального пробуждения ( Рилинджа ) и историки режима Народной Социалистической Республики Албания . [ 4 ] Начиная с 1878 года, период национального пробуждения активизировал албанских интеллектуалов среди тех, кто стал первыми современными албанскими учеными, и они были озабочены преодолением языковых и культурных различий между албанскими подгруппами (геги и тоски) и религиозными разделениями (мусульманами и христианами). [ 5 ] В то время у этих ученых не было доступа ко многим первоисточникам, чтобы построить идею о том, что албанцы были потомками иллирийцев, а Великая Албания не считалась приоритетом. [ 5 ] По сравнению со своими балканскими коллегами, эти албанские историки были очень умеренными и наряду с политиками в основном преследовали цель добиться социально-политического признания и автономии для албанцев под властью Османской империи. [ 5 ] Двумя основными историческими работами, написанными албанцами на этом раннем этапе современной историографии в Албании, являются « Албания и турецкое вторжение в пятнадцатом веке» Атанаса Гегая (1937) и Фан Ноли « Джордж Кастриоти Скандербег (1405-1468)» (1947), оба написанные за пределами Албании. . [ 6 ]

Албанская социалистическая историография (1945-1992)

[ редактировать ]

Албанская социалистическая историография была связана с проектом строительства албанского государства национальной легитимации. [ 7 ] Албанская историография была основана на работах группы албаноязычной интеллигенции, которая в период с начала до середины XIX века разработала национальную идеологию, когда профессиональных албанских историков не существовало. [ 7 ] Сбалансированные подходы к истории не поощрялись в период между окончанием Второй мировой войны и смертью Энвера Хохсы в 1985 году. [ 8 ] После Второй мировой войны коммунистическое правительство готовило ученых стать историками и писать историю Албании, в то время как из-за политического контекста они были озабочены вопросами, касающимися национальной идентичности. [ 7 ] В 1959 году был опубликован первый том по истории Албании, посвященный различным темам от античности до 19 века и представлявший собой серьезный анализ греческих , латинских , византийских и османских источников. [ 7 ] Элементы национального строительства доминировали в некоторых частях работы, например, подчеркивание иллирийцев как предков албанцев, существование албанского средневекового государства и то, что албанцы в период Османской империи были автономным образованием. [ 7 ] Эти темы, хотя и были связаны с вопросами национальной идентификации, не были полностью необоснованными. [ 7 ] В коммунистический период режим пытался привить национальное сознание посредством телеологического прошлого, основанного на иллирийском происхождении, и сопротивлении Скандербега османам националистическом пробуждении ( Рилинджа ) 19-го и начала 20-го веков. [ 9 ] Эти темы и концепции истории все еще продолжают существовать в посткоммунистической среде, модифицированной и адаптированной, чтобы соответствовать чаяниям современной Албании в отношении Европы. [ 9 ] Албанская историографическая наука, хотя и была скомпрометирована политическим влиянием, временами все же удавалась давать достоверную информацию. [ 7 ] Что касается сталинской Албании, Бернд Юрген Фишер заявил, что здесь рождаются хорошие историки, хотя и не всегда хорошая история. [ 8 ] Опираясь на темы национальной борьбы, сложившиеся в период Рилинджи, албанская социалистическая историография сосредоточилась на основном повествовании о государственности, которое в исторических трудах включало марксистский исторический материализм и национализм. [ 10 ] В тот период существовало две основные известные группы албанских историков: [ 11 ]

  1. Военные историки: Ндречи Пласари и Шикри Баллвора.
  2. Политические историки: Алекс Буда , Стефанак Полло , Арбен Путо и Луан Омари.

Алекса Буда, который также стал президентом Академии наук Албании , иногда считают основателем албанской историографии после Второй мировой войны. [ 12 ] Буда принадлежал к небольшой группе интеллектуалов, которым албанский коммунистический режим позволил получить доступ к зарубежной литературе, чтобы использовать ее для подготовки новых идеологических и теоретических директив для остальных своих коллег. [ 13 ]

Посткоммунистическая албанская историография

[ редактировать ]

Когда албанская социалистическая историография имела дело с людьми, она склонна видеть вещи черно-белыми. [ 14 ] Наследие понимания истории через такие дихотомии осталось для большинства албанцев, которые, например, считают Скандербега и антиосманские силы «хорошими», а османов - «плохими». [ 15 ] Влияние идеологии на албанских историков в социалистическую эпоху албанской историографии можно увидеть не только в публикациях, опубликованных Академией наук Албании (например, Historia e Shqipërisë ), но также в специализированных работах, опубликованных отдельными авторами, такими как Вирон Кока, Ментар Белегу и Илияз Фишта. [ 16 ] Из-за этого наследия Роберт Элси подчеркнул, что в Албании не существует надежной и объективной историографии, которая могла бы послужить основой для его исторического словаря Албании, который он составил и опубликовал в 2010 году. [ 17 ] Оливер Йенс Шмитт заявил, что албанский режим после Второй мировой войны пропагандировал официальную версию прошлого, используя все доступные средства. Люди в Албании подвергались идеологической обработке и пропаганде, организованной государством. Шмитт объяснил, что из-за политического влияния невозможно организовать открытую дискуссию о социалистической историографии, а тех, кто пытается ее критиковать, часто осуждают как непрофессионалов или иностранцев со злыми целями. [ 18 ] Влияние таких исторических мифов все еще сохраняется, например, в 2009 году Шмитт подвергся резкой критике в Албании после написания академической биографии, бросившей вызов традиционной албанской концепции Скандербега. [ 9 ] Посткоммунистическая албанская историография попыталась отойти от прежнего политического влияния эпохи Ходжи и сместить дисциплину в сторону более научного методологического направления, однако темы национальной борьбы продолжаются. [ 10 ] На современную албанскую историографию оказывается политическое давление. [ 19 ] Например, правительство Албании в 2013 году реформировало Академию наук, позволив ей влиять на научные исследования историков, призывая их переписать историю (в основном применительно к современному периоду). [ 19 ] Эти шаги вызвали горячие споры среди историков, из которых одна группа рассматривала первоначальные намерения как попытку отказаться от искажений прошлого, которые помогли расширить возможности коммунистов, а другая группа рассматривала это как повторение политизации истории коммунистическим режимом. [ 19 ]

Ранняя албанская история

[ редактировать ]

картина Созданная албанской наукой ранней истории албанцев упрощена, некритична и имеет видимость выдумки. [ 20 ] Албанские ученые постоянно утверждали и утверждали, что албанская культура предшествовала славянской культуре . [ 21 ] Официальная албанская историография, оказавшая влияние на многих албанцев, подчеркивает, что албанцы всегда жили в Албании, и поддерживает гипотезу о том, что албанцы являются потомками иллирийцев , тогда как некоторые неалбанские ученые считают вопрос о происхождении албанцев нерешенным. [ 22 ]

Османский период и ислам в Албании

[ редактировать ]

Образ ислама , созданный обоими основными источниками современной албанской историографии, не был ни объективным, ни позитивным. [ 23 ] Хотя коммунистический режим пал (1992 г.) в Албании, современные албанские историки все еще придерживаются стереотипов и мифов об исламе, унаследованных от албанской социалистической историографии. [ 24 ]

Албанские историографические мифы об исламе включают: [ 25 ]

  1. Ислам был импортирован османами и является чуждым элементом албанской культуры.
  2. Албанцы перешли из христианства в ислам не из-за своих религиозных чувств, а по другим оппортунистическим причинам или потому, что их иногда заставляли это делать.
  3. Албанские религиозные чувства слабы, поскольку албанское национальное чувство всегда было для албанцев важнее, чем их религиозная приверженность и принадлежность.

Многочисленные историки из Албании с националистическими взглядами (Рамадан Мармаллаку, Кристо Фрашери, Скендер Анамали, Стефанак Полло, Скендер Ризай и Арбен Путо) намеренно подчеркивали «турецкую дикость» и «героическое христианское сопротивление османскому государству в Албании». [ 26 ] Албанская историография склонна игнорировать религиозную вражду между албанцами разных вероисповеданий. [ 27 ] Тенденции албанской националистической историографии, составленные учеными во время коммунистической эпохи и позднее, заключаются в том, что османское правление интерпретируется как период «ига», как и в других балканских историографиях. [ 15 ]

Скандербег

[ редактировать ]

Хотя миф о Скандербеге имел мало общего с реальностью исторического Скандербега , он был включен в труды по истории Албании . [ 28 ]

Лондонский договор

[ редактировать ]

Лондонский договор в интерпретации националистической албанской историографии символизирует раскол албанской нации на три части. [ 29 ]

Аргумент сербов о том, что Косово было впервые заселено албанцами в 17 веке, отвергается современной албанской историографией. [ 30 ]

  1. ^ Блюми, Иса (2007), Видя за рекой Дрин, Сараево, османских албанцев и имперское соперничество на Балканах после 1878 года (PDF) , Австрия: возвращение к Каканиену, стр. 3. В центре этой политики, базирующейся в Сараево, находились высоко уважаемые албанологи, такие как Теодор Иппен (род. 1861), Норберт Йокл (1877-1942) и Франц Нопча (1877-1933), которые опубликовали влиятельные исследования по албанскому языку и географии. , археологии и истории через государственные институты в Будапеште, Сараево и Вене.
  2. ^ Клейер, Натали (2007), У истоков албанского национализма: рождение преимущественно мусульманской нации в Европе , Картала, с. 416, ISBN  9782845868168 , получено 19 января 2011 г. Именно австро-венгерские чиновники стояли у истоков первой книги по истории Албании на албанском языке». Еще в мае 1897 г. консул Иппен настоял на том, чтобы министр иностранных дел Двойная монархия о преимуществах, которые принесет написание и распространение истории Албании для пробуждения албанского национального самосознания и, следовательно, для действий Австрии в Албании.
  3. ^ Этнология Балканика . Академическое издательство проф. М. Дринова. 1998. с. 215. он продвигал албанскую систему образования и поддерживал создание независимого албанского государства.
  4. ^ Крессинг и Касер 2002 , с. 40

    Современная албанская историография имеет два важных источника: мыслители периода «ренессанса» (рилинджа) (1844-1912) и историки коммунистического режима.

  5. ^ Jump up to: а б с Костов, Крис (2010). Оспариваемая этническая идентичность: случай македонских иммигрантов в Торонто, 1900-1996 гг . Питер Лэнг. п. 40. ИСБН  9783034301961 .
  6. ^ Гран, Питер (1996). За пределами евроцентризма: новый взгляд на современную мировую историю . Издательство Сиракузского университета. п. 221.
  7. ^ Jump up to: а б с д и ж г Ди Леллио 2009 , с. 11. «Развитие албанской научной традиции историков произошло сравнительно недавно и тесно связано с проектом национальной легитимации. профессиональные историки отсутствовали только после Второй мировой войны режим Энвера Ходжи начал готовить ученых, которые возьмутся за написание истории Албании, и с самого начала эта профессия находилась под сильным влиянием авторитарного проекта государственного строительства, сохранявшегося в политических обстоятельствах; Албанские историки поглощены вопросами национальной идентичности. Это не означает, что их работы не дают достоверной информации. Первый том истории Албании, впервые вышедший в 1959 году, касается периода от античности до середины XIX века и является основным. предприятие, основанное на серьезном изучении греческих, латинских, византийских и турецких источников. Его акцент на автохтонном характере албанцев как единственных потомков иллирийцев и на существовании албанского государства в XII веке; и настойчивое утверждение албанской нации как автономного образования в эпоху Османской империи - все это элементы национального строительства и, в конечном счете, неотделимы от процесса национальной идентификации, но не совсем безосновательны».
  8. ^ Jump up to: а б Юрген Фишер 1999 , с. 281

    Политический климат в Албании при Энвере Ходже, который правил Албанией со Второй мировой войны до своей смерти в 1985 году, мало способствовал развитию сбалансированного подхода к истории.

  9. ^ Jump up to: а б с Шмидт-Неке 2014 , с. 14.
  10. ^ Jump up to: а б Бриску 2013 , с. 16.
  11. ^ Юрген Фишер 1999 , с. 281
  12. ^ Хиса, Арманда; Кебер, Катарина (2010). Исторический семинар 8 . Издательство ЗРК. п. 111. ИСБН  978-961-254-216-0 .
  13. ^ Хиса, Арманда; Кебер, Катарина (2010). Исторический семинар 8 . Издательство ЗРК. п. 120. ИСБН  978-961-254-216-0 .
  14. ^ Юрген Фишер 1999 , с. 281

    ...социалистическая албанская историография склонна, имея дело с людьми, видеть вещи в черно-белых тонах.

  15. ^ Jump up to: а б Шмидт-Неке 2014 , с. 15.
  16. ^ Илирджани, Алтин; Арольда Эльбасани; Ридван Пешкопия (2010), Албанский политический журнал , том. 1, Чапел-Хилл, Северная Каролина: Албанская ассоциация политических наук, с. 178, ISBN  9780977666225 , OCLC   70817932 , ... идеологически волнуемая историография албанских историков социалистической эпохи, о чем свидетельствуют не только официальные публикации, выпущенные Академией наук Албании, например, в....Historia e Shqipërisë, но и более специализированные работы. таких авторов, как...
  17. ^ Элси 2010 , стр. xi.

    ...Составление исторического словаря такой страны... как Албания... потому что в Албании до сих пор нет объективной и достоверной историографии.

  18. ^ Йенс, Оливер; Бен Андони (2013). «Албанская история – открытая история» . ResPublica (на албанском языке). Архивировано из оригинала 21 февраля 2014 года . Проверено 6 февраля 2014 г. После 1945 года впервые в истории Албании государство использовало все свои средства для создания и распространения своей официальной версии прошлого. К сожалению, это произошло в оруэлловском государстве, где историки были всего лишь инструментами в руках диктатора, который лично диктовал основные направления интерпретации. Это был период, когда многие албанцы впервые столкнулись с историей – и школьная система нового государства также впервые объединила детей из сельских районов и бедных семей. ... Критиков называли либо непрофессиональными (поскольку их не принимали на работу в исследовательские учреждения из-за их разных мнений), либо как чужаков со скрытыми мотивами.
  19. ^ Jump up to: а б с Бриску 2013 , с. 17.
  20. ^ Бартл 2001 , с. 17

    Картина, которую создает албанская наука о ранней истории своего народа, упрощена, некритична и кажется сконструированной.

  21. ^ Элси 2004 , стр. xvii.

    Албанские учёные всегда готовы утверждать, что их культура предшествовала славянской.

  22. ^ Крессинг и Касер 2002 , с. 41

    Официальная историография утверждает, что албанцы всегда жили в Албании и поэтому отдает должное тезису о том, что они являются потомками иллирийцев... Однако неалбанские исследователи считают вопрос об иллирийском или фракийском происхождении албанцев нерешенным. ..Тем не менее, эта версия истории повлияла на многих албанцев.

  23. ^ Крессинг и Касер 2002 , с. 40

    Ни один из них не создал объективного и позитивного образа ислама.

  24. ^ Крессинг и Касер 2002 , с. 41

    После падения коммунизма албанские историки так и не начали освобождаться от унаследованных стереотипов. Это объясняет, почему современная история, когда дело касается ислама, все еще остается пленницей мифов.

  25. ^ Крессинг и Касер 2002 , с. 41

    Один из этих мифов заключается в том, что ислам — это чуждый элемент албанской культуры, импортированный османами. Причина в том, что албанцы изначально были христианами (Святой Павел посетил Иллирию). В других мифах говорится, что они обратились в другую веру по ряду причин, не имеющих ничего общего с религией. Они были оппортунистами. Они хотели избежать налогов, налагаемых на христиан, и воспользоваться многими преимуществами, которые дает право быть мусульманином в мусульманском обществе. Говорят также, что османы заставили их принять ислам. Тех, кто обратился в христианство, часто представляют как предателей истинного духа нации. Еще один важный миф – слабость религиозного чувства албанцев. Коммунисты упорно трудились, чтобы показать, что в их истории национальное чувство всегда было для албанцев важнее, чем религиозное чувство. В своей пропаганде они не гнушались искажать идеи писателей рилинджа. В качестве примера они использовали – вне контекста – знаменитое заявление Пашко Васы Шкодрани: «Религия албанцев – албанизм». На самом деле он хотел поощрять национальное единство, сохраняя при этом уважение к религиозным убеждениям каждого человека.

  26. ^ Копански 1997 , с. 192

    Албанские историки-националисты, такие как Рамадан Мармаллаку, Кристо Фрашери, Скендер Анамали, Стефанак Полло, Скендер Ризай и Арбен Путо, в своих книгах сознательно подчеркивали «турецкую дикость» и «героическое христианское сопротивление против Османское государство в Албании».

  27. ^ Шванднер-Зиверс и Юрген_Фишер 2002 , с. 62

    ... есть много случаев религиозной враждебности, которые современная албанская историография склонна игнорировать.

  28. ^ Бартл, Питер (2009), Бартл, Питер: обзор: Шмитт, Оливер Йенс, Скандербег. Новый Александр на Балканах (на немецком языке), с. 617. Этот миф имел мало общего с исторической реальностью, но тем не менее нашел свое отражение в албанской историографии. [Этот миф имел мало общего с исторической реальностью, но тем не менее вошел и в албанскую историю.]
  29. ^ Эрсой, Ахмет; Мацей Горный; Вангелис Кехриотис (2010), Модернизм: создание национальных государств , Будапешт; Нью-Йорк: Издательство Центрально-Европейского университета, стр. 236, 237, ISBN.  9781441684110 , OCLC   699519530 , Решения Лондона ... В националистической албанской историографии это символизирует разделение нации на три части; Косово было аннексировано Сербией, Чамерия (греч. Цамурия) — Грецией, а оставшаяся часть стала государством Албания.
  30. ^ Сингх, Джасвир (1 января 2009 г.). Проблема этики: роль ООН в косовском кризисе . Доктор Джасвир Сингх. п. 84. ИСБН  978-81-7142-701-7 . Современная албанская историография отвергает аргумент сербов о том, что албанцы впервые поселились в Косово в семнадцатом веке.

Источники

[ редактировать ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Пипа, Арши (1989), Языковая политика в социалистической Албании , Боулдер: Восточноевропейские монографии, ISBN  9780880331685
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 2950c6aff390df1b70e2e96ebd3529ec__1708984920
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/29/ec/2950c6aff390df1b70e2e96ebd3529ec.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Historiography of Albania - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)