Историография Албании
Историография Албании ( албанский : Historiografia e Shqipërisë ) или албанская историография ( албанский : Historiografia shqiptare ) относится к исследованиям, источникам, критическим методам и интерпретациям, используемым учеными для изучения истории Албании и албанцев .
Влияние Германии и Австро-Венгрии
[ редактировать ]
Теодор Антон Иппен , который станет консулом Австро -Венгрии в Скутари между 1897 и 1903 годами, принадлежал к группе албанологов, чьи работы публиковались через финансируемые государством институты Австро-Венгрии . [ 1 ] Он участвовал в написании и распространении первой истории Албании, опубликованной на албанском языке, поскольку настаивал на том, что это будет полезно для пробуждения албанского национального сознания и, следовательно, для двойной монархии. [ 2 ] Иппен боролся за создание независимого национального государства албанцев. [ 3 ]
Современная албанская историография
[ редактировать ]Есть два основных источника современной албанской историографии : интеллектуалы периода Албанского национального пробуждения ( Рилинджа ) и историки режима Народной Социалистической Республики Албания . [ 4 ] Начиная с 1878 года, период национального пробуждения активизировал албанских интеллектуалов среди тех, кто стал первыми современными албанскими учеными, и они были озабочены преодолением языковых и культурных различий между албанскими подгруппами (геги и тоски) и религиозными разделениями (мусульманами и христианами). [ 5 ] В то время у этих ученых не было доступа ко многим первоисточникам, чтобы построить идею о том, что албанцы были потомками иллирийцев, а Великая Албания не считалась приоритетом. [ 5 ] По сравнению со своими балканскими коллегами, эти албанские историки были очень умеренными и наряду с политиками в основном преследовали цель добиться социально-политического признания и автономии для албанцев под властью Османской империи. [ 5 ] Двумя основными историческими работами, написанными албанцами на этом раннем этапе современной историографии в Албании, являются « Албания и турецкое вторжение в пятнадцатом веке» Атанаса Гегая (1937) и Фан Ноли « Джордж Кастриоти Скандербег (1405-1468)» (1947), оба написанные за пределами Албании. . [ 6 ]
Албанская социалистическая историография (1945-1992)
[ редактировать ]Албанская социалистическая историография была связана с проектом строительства албанского государства национальной легитимации. [ 7 ] Албанская историография была основана на работах группы албаноязычной интеллигенции, которая в период с начала до середины XIX века разработала национальную идеологию, когда профессиональных албанских историков не существовало. [ 7 ] Сбалансированные подходы к истории не поощрялись в период между окончанием Второй мировой войны и смертью Энвера Хохсы в 1985 году. [ 8 ] После Второй мировой войны коммунистическое правительство готовило ученых стать историками и писать историю Албании, в то время как из-за политического контекста они были озабочены вопросами, касающимися национальной идентичности. [ 7 ] В 1959 году был опубликован первый том по истории Албании, посвященный различным темам от античности до 19 века и представлявший собой серьезный анализ греческих , латинских , византийских и османских источников. [ 7 ] Элементы национального строительства доминировали в некоторых частях работы, например, подчеркивание иллирийцев как предков албанцев, существование албанского средневекового государства и то, что албанцы в период Османской империи были автономным образованием. [ 7 ] Эти темы, хотя и были связаны с вопросами национальной идентификации, не были полностью необоснованными. [ 7 ] В коммунистический период режим пытался привить национальное сознание посредством телеологического прошлого, основанного на иллирийском происхождении, и сопротивлении Скандербега османам националистическом пробуждении ( Рилинджа ) 19-го и начала 20-го веков. [ 9 ] Эти темы и концепции истории все еще продолжают существовать в посткоммунистической среде, модифицированной и адаптированной, чтобы соответствовать чаяниям современной Албании в отношении Европы. [ 9 ] Албанская историографическая наука, хотя и была скомпрометирована политическим влиянием, временами все же удавалась давать достоверную информацию. [ 7 ] Что касается сталинской Албании, Бернд Юрген Фишер заявил, что здесь рождаются хорошие историки, хотя и не всегда хорошая история. [ 8 ] Опираясь на темы национальной борьбы, сложившиеся в период Рилинджи, албанская социалистическая историография сосредоточилась на основном повествовании о государственности, которое в исторических трудах включало марксистский исторический материализм и национализм. [ 10 ] В тот период существовало две основные известные группы албанских историков: [ 11 ]
- Военные историки: Ндречи Пласари и Шикри Баллвора.
- Политические историки: Алекс Буда , Стефанак Полло , Арбен Путо и Луан Омари.
Алекса Буда, который также стал президентом Академии наук Албании , иногда считают основателем албанской историографии после Второй мировой войны. [ 12 ] Буда принадлежал к небольшой группе интеллектуалов, которым албанский коммунистический режим позволил получить доступ к зарубежной литературе, чтобы использовать ее для подготовки новых идеологических и теоретических директив для остальных своих коллег. [ 13 ]
Посткоммунистическая албанская историография
[ редактировать ]Когда албанская социалистическая историография имела дело с людьми, она склонна видеть вещи черно-белыми. [ 14 ] Наследие понимания истории через такие дихотомии осталось для большинства албанцев, которые, например, считают Скандербега и антиосманские силы «хорошими», а османов - «плохими». [ 15 ] Влияние идеологии на албанских историков в социалистическую эпоху албанской историографии можно увидеть не только в публикациях, опубликованных Академией наук Албании (например, Historia e Shqipërisë ), но также в специализированных работах, опубликованных отдельными авторами, такими как Вирон Кока, Ментар Белегу и Илияз Фишта. [ 16 ] Из-за этого наследия Роберт Элси подчеркнул, что в Албании не существует надежной и объективной историографии, которая могла бы послужить основой для его исторического словаря Албании, который он составил и опубликовал в 2010 году. [ 17 ] Оливер Йенс Шмитт заявил, что албанский режим после Второй мировой войны пропагандировал официальную версию прошлого, используя все доступные средства. Люди в Албании подвергались идеологической обработке и пропаганде, организованной государством. Шмитт объяснил, что из-за политического влияния невозможно организовать открытую дискуссию о социалистической историографии, а тех, кто пытается ее критиковать, часто осуждают как непрофессионалов или иностранцев со злыми целями. [ 18 ] Влияние таких исторических мифов все еще сохраняется, например, в 2009 году Шмитт подвергся резкой критике в Албании после написания академической биографии, бросившей вызов традиционной албанской концепции Скандербега. [ 9 ] Посткоммунистическая албанская историография попыталась отойти от прежнего политического влияния эпохи Ходжи и сместить дисциплину в сторону более научного методологического направления, однако темы национальной борьбы продолжаются. [ 10 ] На современную албанскую историографию оказывается политическое давление. [ 19 ] Например, правительство Албании в 2013 году реформировало Академию наук, позволив ей влиять на научные исследования историков, призывая их переписать историю (в основном применительно к современному периоду). [ 19 ] Эти шаги вызвали горячие споры среди историков, из которых одна группа рассматривала первоначальные намерения как попытку отказаться от искажений прошлого, которые помогли расширить возможности коммунистов, а другая группа рассматривала это как повторение политизации истории коммунистическим режимом. [ 19 ]
Темы
[ редактировать ]Ранняя албанская история
[ редактировать ]картина Созданная албанской наукой ранней истории албанцев упрощена, некритична и имеет видимость выдумки. [ 20 ] Албанские ученые постоянно утверждали и утверждали, что албанская культура предшествовала славянской культуре . [ 21 ] Официальная албанская историография, оказавшая влияние на многих албанцев, подчеркивает, что албанцы всегда жили в Албании, и поддерживает гипотезу о том, что албанцы являются потомками иллирийцев , тогда как некоторые неалбанские ученые считают вопрос о происхождении албанцев нерешенным. [ 22 ]
Османский период и ислам в Албании
[ редактировать ]Образ ислама , созданный обоими основными источниками современной албанской историографии, не был ни объективным, ни позитивным. [ 23 ] Хотя коммунистический режим пал (1992 г.) в Албании, современные албанские историки все еще придерживаются стереотипов и мифов об исламе, унаследованных от албанской социалистической историографии. [ 24 ]
Албанские историографические мифы об исламе включают: [ 25 ]
- Ислам был импортирован османами и является чуждым элементом албанской культуры.
- Албанцы перешли из христианства в ислам не из-за своих религиозных чувств, а по другим оппортунистическим причинам или потому, что их иногда заставляли это делать.
- Албанские религиозные чувства слабы, поскольку албанское национальное чувство всегда было для албанцев важнее, чем их религиозная приверженность и принадлежность.
Многочисленные историки из Албании с националистическими взглядами (Рамадан Мармаллаку, Кристо Фрашери, Скендер Анамали, Стефанак Полло, Скендер Ризай и Арбен Путо) намеренно подчеркивали «турецкую дикость» и «героическое христианское сопротивление османскому государству в Албании». [ 26 ] Албанская историография склонна игнорировать религиозную вражду между албанцами разных вероисповеданий. [ 27 ] Тенденции албанской националистической историографии, составленные учеными во время коммунистической эпохи и позднее, заключаются в том, что османское правление интерпретируется как период «ига», как и в других балканских историографиях. [ 15 ]
Скандербег
[ редактировать ]Хотя миф о Скандербеге имел мало общего с реальностью исторического Скандербега , он был включен в труды по истории Албании . [ 28 ]
Лондонский договор
[ редактировать ]Лондонский договор в интерпретации националистической албанской историографии символизирует раскол албанской нации на три части. [ 29 ]
Другой
[ редактировать ]Аргумент сербов о том, что Косово было впервые заселено албанцами в 17 веке, отвергается современной албанской историографией. [ 30 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Блюми, Иса (2007), Видя за рекой Дрин, Сараево, османских албанцев и имперское соперничество на Балканах после 1878 года (PDF) , Австрия: возвращение к Каканиену, стр. 3.
В центре этой политики, базирующейся в Сараево, находились высоко уважаемые албанологи, такие как Теодор Иппен (род. 1861), Норберт Йокл (1877-1942) и Франц Нопча (1877-1933), которые опубликовали влиятельные исследования по албанскому языку и географии. , археологии и истории через государственные институты в Будапеште, Сараево и Вене.
- ^ Клейер, Натали (2007), У истоков албанского национализма: рождение преимущественно мусульманской нации в Европе , Картала, с. 416, ISBN 9782845868168 , получено 19 января 2011 г. Именно
австро-венгерские чиновники стояли у истоков первой книги по истории Албании на албанском языке». Еще в мае 1897 г. консул Иппен настоял на том, чтобы министр иностранных дел Двойная монархия о преимуществах, которые принесет написание и распространение истории Албании для пробуждения албанского национального самосознания и, следовательно, для действий Австрии в Албании.
- ^ Этнология Балканика . Академическое издательство проф. М. Дринова. 1998. с. 215.
он продвигал албанскую систему образования и поддерживал создание независимого албанского государства.
- ^ Крессинг и Касер 2002 , с. 40
Современная албанская историография имеет два важных источника: мыслители периода «ренессанса» (рилинджа) (1844-1912) и историки коммунистического режима.
- ^ Jump up to: а б с Костов, Крис (2010). Оспариваемая этническая идентичность: случай македонских иммигрантов в Торонто, 1900-1996 гг . Питер Лэнг. п. 40. ИСБН 9783034301961 .
- ^ Гран, Питер (1996). За пределами евроцентризма: новый взгляд на современную мировую историю . Издательство Сиракузского университета. п. 221.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Ди Леллио 2009 , с. 11. «Развитие албанской научной традиции историков произошло сравнительно недавно и тесно связано с проектом национальной легитимации. профессиональные историки отсутствовали только после Второй мировой войны режим Энвера Ходжи начал готовить ученых, которые возьмутся за написание истории Албании, и с самого начала эта профессия находилась под сильным влиянием авторитарного проекта государственного строительства, сохранявшегося в политических обстоятельствах; Албанские историки поглощены вопросами национальной идентичности. Это не означает, что их работы не дают достоверной информации. Первый том истории Албании, впервые вышедший в 1959 году, касается периода от античности до середины XIX века и является основным. предприятие, основанное на серьезном изучении греческих, латинских, византийских и турецких источников. Его акцент на автохтонном характере албанцев как единственных потомков иллирийцев и на существовании албанского государства в XII веке; и настойчивое утверждение албанской нации как автономного образования в эпоху Османской империи - все это элементы национального строительства и, в конечном счете, неотделимы от процесса национальной идентификации, но не совсем безосновательны».
- ^ Jump up to: а б Юрген Фишер 1999 , с. 281
Политический климат в Албании при Энвере Ходже, который правил Албанией со Второй мировой войны до своей смерти в 1985 году, мало способствовал развитию сбалансированного подхода к истории.
- ^ Jump up to: а б с Шмидт-Неке 2014 , с. 14.
- ^ Jump up to: а б Бриску 2013 , с. 16.
- ^ Юрген Фишер 1999 , с. 281
- ^ Хиса, Арманда; Кебер, Катарина (2010). Исторический семинар 8 . Издательство ЗРК. п. 111. ИСБН 978-961-254-216-0 .
- ^ Хиса, Арманда; Кебер, Катарина (2010). Исторический семинар 8 . Издательство ЗРК. п. 120. ИСБН 978-961-254-216-0 .
- ^ Юрген Фишер 1999 , с. 281
...социалистическая албанская историография склонна, имея дело с людьми, видеть вещи в черно-белых тонах.
- ^ Jump up to: а б Шмидт-Неке 2014 , с. 15.
- ^ Илирджани, Алтин; Арольда Эльбасани; Ридван Пешкопия (2010), Албанский политический журнал , том. 1, Чапел-Хилл, Северная Каролина: Албанская ассоциация политических наук, с. 178, ISBN 9780977666225 , OCLC 70817932 ,
... идеологически волнуемая историография албанских историков социалистической эпохи, о чем свидетельствуют не только официальные публикации, выпущенные Академией наук Албании, например, в....Historia e Shqipërisë, но и более специализированные работы. таких авторов, как...
- ^ Элси 2010 , стр. xi.
...Составление исторического словаря такой страны... как Албания... потому что в Албании до сих пор нет объективной и достоверной историографии.
- ^ Йенс, Оливер; Бен Андони (2013). «Албанская история – открытая история» . ResPublica (на албанском языке). Архивировано из оригинала 21 февраля 2014 года . Проверено 6 февраля 2014 г.
После 1945 года впервые в истории Албании государство использовало все свои средства для создания и распространения своей официальной версии прошлого. К сожалению, это произошло в оруэлловском государстве, где историки были всего лишь инструментами в руках диктатора, который лично диктовал основные направления интерпретации. Это был период, когда многие албанцы впервые столкнулись с историей – и школьная система нового государства также впервые объединила детей из сельских районов и бедных семей. ... Критиков называли либо непрофессиональными (поскольку их не принимали на работу в исследовательские учреждения из-за их разных мнений), либо как чужаков со скрытыми мотивами.
- ^ Jump up to: а б с Бриску 2013 , с. 17.
- ^ Бартл 2001 , с. 17
Картина, которую создает албанская наука о ранней истории своего народа, упрощена, некритична и кажется сконструированной.
- ^ Элси 2004 , стр. xvii.
Албанские учёные всегда готовы утверждать, что их культура предшествовала славянской.
- ^ Крессинг и Касер 2002 , с. 41
Официальная историография утверждает, что албанцы всегда жили в Албании и поэтому отдает должное тезису о том, что они являются потомками иллирийцев... Однако неалбанские исследователи считают вопрос об иллирийском или фракийском происхождении албанцев нерешенным. ..Тем не менее, эта версия истории повлияла на многих албанцев.
- ^ Крессинг и Касер 2002 , с. 40
Ни один из них не создал объективного и позитивного образа ислама.
- ^ Крессинг и Касер 2002 , с. 41
После падения коммунизма албанские историки так и не начали освобождаться от унаследованных стереотипов. Это объясняет, почему современная история, когда дело касается ислама, все еще остается пленницей мифов.
- ^ Крессинг и Касер 2002 , с. 41
Один из этих мифов заключается в том, что ислам — это чуждый элемент албанской культуры, импортированный османами. Причина в том, что албанцы изначально были христианами (Святой Павел посетил Иллирию). В других мифах говорится, что они обратились в другую веру по ряду причин, не имеющих ничего общего с религией. Они были оппортунистами. Они хотели избежать налогов, налагаемых на христиан, и воспользоваться многими преимуществами, которые дает право быть мусульманином в мусульманском обществе. Говорят также, что османы заставили их принять ислам. Тех, кто обратился в христианство, часто представляют как предателей истинного духа нации. Еще один важный миф – слабость религиозного чувства албанцев. Коммунисты упорно трудились, чтобы показать, что в их истории национальное чувство всегда было для албанцев важнее, чем религиозное чувство. В своей пропаганде они не гнушались искажать идеи писателей рилинджа. В качестве примера они использовали – вне контекста – знаменитое заявление Пашко Васы Шкодрани: «Религия албанцев – албанизм». На самом деле он хотел поощрять национальное единство, сохраняя при этом уважение к религиозным убеждениям каждого человека.
- ^ Копански 1997 , с. 192
Албанские историки-националисты, такие как Рамадан Мармаллаку, Кристо Фрашери, Скендер Анамали, Стефанак Полло, Скендер Ризай и Арбен Путо, в своих книгах сознательно подчеркивали «турецкую дикость» и «героическое христианское сопротивление против Османское государство в Албании».
- ^ Шванднер-Зиверс и Юрген_Фишер 2002 , с. 62
... есть много случаев религиозной враждебности, которые современная албанская историография склонна игнорировать.
- ^ Бартл, Питер (2009), Бартл, Питер: обзор: Шмитт, Оливер Йенс, Скандербег. Новый Александр на Балканах (на немецком языке), с. 617.
Этот миф имел мало общего с исторической реальностью, но тем не менее нашел свое отражение в албанской историографии. [Этот миф имел мало общего с исторической реальностью, но тем не менее вошел и в албанскую историю.]
- ^ Эрсой, Ахмет; Мацей Горный; Вангелис Кехриотис (2010), Модернизм: создание национальных государств , Будапешт; Нью-Йорк: Издательство Центрально-Европейского университета, стр. 236, 237, ISBN. 9781441684110 , OCLC 699519530 ,
Решения Лондона ... В националистической албанской историографии это символизирует разделение нации на три части; Косово было аннексировано Сербией, Чамерия (греч. Цамурия) — Грецией, а оставшаяся часть стала государством Албания.
- ^ Сингх, Джасвир (1 января 2009 г.). Проблема этики: роль ООН в косовском кризисе . Доктор Джасвир Сингх. п. 84. ИСБН 978-81-7142-701-7 .
Современная албанская историография отвергает аргумент сербов о том, что албанцы впервые поселились в Косово в семнадцатом веке.
Источники
[ редактировать ]- Бартл, Питер (2001) [1995], албанцы: от средневековья до наших дней (на сербском языке), перевод Любинки Миленкович, Белград: Clio, ISBN 9788671020176 , OCLC 51036121 , получено 1 февраля 2012 г.
- Бриску, Адриан (2013). Горько-сладкая Европа: албанские и грузинские дискурсы о Европе, 1878–2008 гг . Нью-Йорк: Berghahn Books. ISBN 9780857459855 .
- Дримо, Али. «Вклад немецких исследователей в области албанского языка» в Албании в прошлом и настоящем: Международный симпозиум Общества Юго-Восточной Европы в сотрудничестве с Албанской академией наук, Винтершайдер Мюле недалеко от Бонна, 12-15 сентября 1989 г. Под редакцией Клауса-Детлева Гротхузена. Мюнхен, 1991, стр. 160–172.
- Ди Леллио, Ана (2009). «Косовская битва 1389 года». Албанский эпос . Лондон: ИБ Таурис. ISBN 9781848850941 .
- Копански, Атуалла Богдан (1997). «Исламизация албанцев в средние века: первоисточники и затруднения современной историографии» . Исламские исследования . 36 (2/3): 191–208.
- Юрген Фишер, Бернд (1999), Албания в состоянии войны, 1939–1945 , Вест-Лафайет, Индиана: Purdue University Press, ISBN 9780585063881 , OCLC 42922446
- Крессинг, Фрэнк; Касер, Карл (2002), Албания - страна с переходной экономикой: аспекты изменения идентичности в стране Юго-Восточной Европы (PDF) , Баден-Баден: Nomos, ISBN 9783789076701 , OCLC 50737195
- Шмидт-Неке, Майкл (2014). «Бремя наследия: трансформация политической системы Албании» . В Пихлере, Роберт (ред.). Наследие и перемены: трансформация Албании с междисциплинарной точки зрения . Мюнстер: LIT Verlag. стр. 13–30. ISBN 9783643905666 .
- Шванднер-Зиверс, Стефани; Юрген Фишер, Бернд (2002), албанская идентичность: миф и история , США: Издательство Индианского университета, ISBN 978-0-253-34189-1
- Элси, Роберт (2004). Песни воинов-пограничников . Издательство Больчази-Кардуччи. ISBN 978-0865164123 .
- Элси, Роберт (2010), Исторический словарь Албании , Лэнхэм: Scarecrow Press, ISBN 9780810873803 , OCLC 454375231
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Пипа, Арши (1989), Языковая политика в социалистической Албании , Боулдер: Восточноевропейские монографии, ISBN 9780880331685