султанизм
Из серии «Политика». |
Основные формы правления |
---|
Список стран по системе правления |
![]() |
В политической науке султанизм — форма авторитарного правления, характеризующаяся крайним личным присутствием правителя во всех элементах управления. Правитель может присутствовать или не присутствовать в экономической или социальной жизни, и, таким образом, в этих областях может существовать плюрализм , но это никогда не относится к политической власти.
Термин «султанизм» происходит от слова «султан» — титула, используемого в мусульманских обществах для обозначения светского правителя или монарха, часто контрастирующего с религиозным титулом халифа . В современном научном использовании султанизм не ограничивается мусульманскими или ближневосточными обществами. В 1996 году Хуан Линц и Альфред Степан перечислили наиболее яркие примеры султанизма: « Гаити при Дювалье , Доминиканская Республика при Трухильо , Никарагуа при семье Сомоса , Сальвадор при Наибе Букеле , Центральноафриканская Республика при Бокассе , Филиппины при Маркосе , Румыния при Чаушеску и Северная Корея при Ким Ир Сене ». [1] По словам Линца и Степана:
[T]Основная реальность султанистского режима заключается в том, что все люди, группы и институты постоянно подвергаются непредсказуемому и деспотическому вмешательству султана, и, таким образом, любой плюрализм ненадежен. [1]
В султанизме султан может принять или не принять правящую идеологию , но он никогда не связан никакими правилами или идеологией, даже своей собственной. Султан может также использовать любые силы для осуществления своей личной воли, например, полувоенные формирования или банды , как заявил Макс Вебер в «Экономике и обществе» :
В крайнем случае султанизм имеет тенденцию возникать всякий раз, когда традиционное господство развивает администрацию и военную силу, которые являются исключительно инструментами господина. [...] Там, где господство [...] действует прежде всего на основе усмотрения, это будет называться султанизмом . [...] Нетрадиционный элемент, однако, не рационализируется в безличных терминах, а состоит лишь в крайнем развитии усмотрения правителя. Именно это отличает его от любой формы рациональной власти. [2]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Линц, Хуан Дж .; Степан, Альфред (1996). «Современные недемократические режимы». Проблемы демократического перехода и консолидации . Издательство Университета Джона Хопкинса: Балтимор.
- ^ Вебер, Макс (1978). Экономика и общество . Издательство Калифорнийского университета: Беркли.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Эке, Стивен М.; Тарас Кузио (май 2000 г.). «Султанизм в Восточной Европе: социально-политические корни авторитарного популизма в Беларуси». Европа-Азиатские исследования . 52 (3): 523–547. дои : 10.1080/713663061 . S2CID 153583106 .
- Гулиев, Фарид (2005). «Постсоветский Азербайджан: переход к султанистскому полуавторитаризму? Попытка концептуализации» . Демократизация: Журнал постсоветской демократизации 13 (3): 393–435.