Питер Ван Дивоэт
Питер ван Дивоэт | |
---|---|
Рожденный | |
Крещенный | 29 июня 1661 г. |
Умер | 2 марта 1729 г. (68 лет) Брюссель |
Национальность | (1661–1714) : Испанские Нидерланды (1714–1729) : Австрийские Нидерланды |
Известный | Скульптура , архитектура |
Заметная работа | Статуя Джеймса II, Трафальгарская площадь и фасады зданий на Гран-Плас , |
Стиль | Барокко , [ 1 ] классический [ 2 ] |
Супруг | Доротея де Витте |
Избранный | Гильдии Брюсселя , Драпировочный суд , Магистратура Брюсселя. |
Питер ван Дивоет ( / ˈ diː ; v ʊ t / написано на его родном голландском языке того периода как «Питер ван Дивоет», [ 3 ] во французской литературе упоминается как «Пьер Ван Дьево», на латыни : Petrus; 1661–1729) — фламандский скульптор в стиле барокко , скульптор, резчик по дереву и дизайнер декоративных архитектурных элементов, работавший в Брюсселе и Англии. Он известен своими работами над рядом в стиле барокко домов гильдий на Гран-Плас (главная площадь Брюсселя). [ 4 ] который был перестроен после бомбардировки 1695 года , а также на статуе Якова II на Трафальгарской площади в Лондоне, выполненной в сотрудничестве с коллегой-фламандским скульптором Лоренсом ван дер Мёленом . [ 5 ] [ 6 ] Он был сводным братом Филиппа ван Дьево , ювелира короля Франции Людовика XIV и дяди парижского печатника Гийома Вандива . [ 7 ]
Жизнь
[ редактировать ]Ранние годы
[ редактировать ]Питер ван Дивоет родился в Брюсселе в семье Гиллиса ван Дивоэта (? - † до 1672 года), бюргера Брюсселя, и Гертрудис Зееверт. Он был крещен в церкви Св. Михаила и Св. Гудулы (ныне собор Брюсселя) 29 июня 1661 года. [ 8 ] Его отец ранее был женат на Катарине Слахмёлдерс (или Катарине Слахмёлдерс), чей сын Филипп ван Дивоет позже стал ювелиром короля Франции Людовика XIV . [ 9 ] Юный Петр остался без отца примерно в двенадцать или тринадцать лет. Его мать позже снова вышла замуж и умерла 22 июля 1705 года.


Резиденция в Лондоне (1680–1688)
[ редактировать ]В какой-то неизвестный день он переехал в Англию, где с 1680 по 1688 год работал в студии английского скульптора Гринлинга Гиббонса ( родившегося в Роттердаме ). Гиббонс был известен в основном как скульптор благодаря своей прекрасной резьбе по цветочным мотивам. Другие опытные фламандские скульпторы, такие как Артус Квеллинус III (сын Артуса Квеллинуса II ), Джон Ност , Энтони Верхуке и Лоренс ван дер Мейлен, также работали в лондонской мастерской Гиббона в качестве «слуг», то есть соавторов. Поскольку эти фламандские художники не были стажерами, они никогда не были внесены в записи Дрейпера. [ 14 ]
Английское творчество Ван Дивоэта (в основном скульптуры) остается относительно неизвестным. В мастерской Гиббонса он работал над различными заказами, но вклад различных художников, работавших в мастерской, не всегда можно определить. [ 15 ] Джордж Вертю упоминает ван Дивоэта только как скульптуру. [ 16 ]
Джордж Вертю нашел договор и квитанцию об оплате за бронзовую статую Якова II (1686 г.), изготовленную для внутреннего двора Уайтхолла и расположенную в настоящее время на Трафальгарской площади . Вертю приписывал эту работу сотрудничеству ван Дивоэта и некоего Лоренса из Мехелена . [ 5 ] Маргарет Уинни отмечает, что эта статуя имеет не английский, а скорее континентальный характер, и приписывает ей то же самое: «два фламандца, Лоренс Мехеленский и Диево Брюссельский (так в оригинале), были наняты для ее моделирования и изготовления». [ 17 ] Эту атрибуцию повторяет сэр Лайонел Анри Каст: «Дивойт (так в оригинале)… и Лоренс… которые казнили статую Якова II в Уайтхолле». [ 18 ] Вышеупомянутый Лоренс был идентифицирован Полем-Эженом Классенсом как фламандский скульптор Лоренс ван дер Мейлен из Мехелена . [ 19 ]
Некоторые исследования статуй, вероятно, Карла II или Якова II, хранящихся в Британском музее, приписываются ван Дивоэту. [ 11 ] [ 12 ] [ 20 ]
Бронзовая статуэтка Якова II из коллекции Виктории и Альберта , ранее приписывавшаяся только Артусу Квеллину III , в 2023 году была изменена на авторство, возможно, сделанное рукой ван Дивоэта. [ 21 ]
Возвращение в Брюссель (1689–1729).
[ редактировать ]
Он вернулся в Брюссель в результате событий, возникших в результате Славной революции 1688 года, которая привела к свержению английского короля. [ 5 ] В 1695 году он стал магистром Quatre-Couronnés в Брюсселе, гильдии каменщиков и скульпторов. Именно с этого времени начинается его работа в Брюсселе. В том же году Брюссель был в значительной степени разрушен французской бомбардировкой , что открыло перед архитекторами и скульпторами множество возможностей в восстановлении города. Он участвовал в реконструкции Гран-Плас в стиле барокко . [ 22 ]
Общественные функции
[ редактировать ]Ван Дивоэт занимал различные государственные должности. С 1713 по 1723 год, в возрасте от 52 до 62 лет, он был одним из Восьми, а затем деканом (судьей) Драпировочного суда . [ 22 ] брюссельское учреждение, сравнимое с торговой палатой, членов которой называли «братьями по гильдии». В конце своего срока он стал членом магистрата в качестве советника города Брюсселя с 1723 по 1724 год. [ 23 ] После этого он ушел из общественной жизни. Благочестивый человек, он до конца своей жизни был маргильером ( церковным старостой ) церкви Св. Михаила и Св. Гудулы .
Он умер в Брюсселе 2 марта 1729 года в возрасте 68 лет.
Работа
[ редактировать ]Общий
[ редактировать ]
Спустя много времени после смерти ван Дивоэта в отчете магистратов Брюсселя принцу Чарльзу Александру Лотарингскому , губернатору Габсбургских Нидерландов , от 27 сентября 1771 года ван Дивоет цитируется в списке «очень замечательных брюссельских скульпторов». [ 24 ] Из его брюссельских работ известны только произведения, упомянутые Гийомом Де Марезом. [ 25 ] Он в основном известен там своим дизайном и исполнением многих домов гильдий в Брюсселе на площади Гран-Плас .
Следующие работы описаны Де Марезом: [ 25 ]
Дом Белого Агнца
[ редактировать ]Скульптуры на фасаде Дома Белого Агнца, построенного в 1696 году ( Maison de l'Agneau Blanc ) на улице Rue du Marché aux Herbes / Grasmarkt, являются работой ван Дьево.
Гран-Плас
[ редактировать ]Ван Дивоэ вылепил фасады следующих залов гильдии на Гран-Плас : La Maison du Sac (Гран-Плас, номер 4), La Maison du Cornet (номер 6), La Maison de l'Arbre d'Or или Дом. пивоваров (номер 10), La Maison de la Chaloupe d’Or (номер 24–25). [ 25 ] Он также был архитектором Le Heaume (номер 34). [ 25 ]
-
Сумочный дом
-
Корнет Хаус
-
Золотое дерево
-
Дом Золотой Шалупы
-
Дом Руля
Резьба по дереву
[ редактировать ]Ван Дивоэту приписывают некоторые тонко высеченные резные изделия по дереву, такие как тщательно продуманный орнамент из липового дерева в виде гирлянд и фруктов в коллекции Королевских музеев искусства и истории Брюсселя . [ 26 ] Он также вырезал деревянные «кирсы» — богато украшенные эмблемы, которые использовались на торжествах гильдии портных Брюсселя. [ 25 ]
Оружие
[ редактировать ]![]() |
|
-
Герб Питера ван Дивоэта из списка оружия Драпировочного суда Брюсселя.
-
Герб Ван Дивоэта изображен на этом свитке оружия членов Драпировочного суда Брюсселя .
См. также
[ редактировать ]
Примечания и ссылки
[ редактировать ]- ^ Его работы в Брюсселе выполнены в стиле барокко.
- ↑ Статуя Якова II выполнена в классическом стиле, что необычно для того времени.
- ^ Он подписал «Петер ван Дивоет», акт 208 от 21 ноября 1722 года нотариусом Яном Пиллоем (Генеральный государственный архив Бельгии, генеральный нотариус Брабанта).
- ^ Эрик Энно, «Цвета Гран-Плас. Заметки об облицовке фасадов после бомбардировки 1695 года», в книге « Вокруг бомбардировки Брюсселя 1695 года. Катастрофа и восстановление» , с. 65, примечание 11: «AGR, Métiers et Sements de Brabant 286 (корпорация пивоваров), счета 1696–1701; AGR, Notariat Général de Brabant 1987 (нотариус П. Ван Катсем), 18 марта 1697 г., контракт на скульптуру с Питером van Dievoet: Item sullen de aenbesteder moeten Leven de noodighe avendersteenen tot het maecken van de voors .
- ^ Перейти обратно: а б с Гораций Уолпол , Анекдоты о живописи в Англии: с некоторыми сведениями о главных художниках; и случайные заметки о других искусствах; собран покойным г-ном Джорджем Вертю ; и теперь переработан и опубликован на основе его оригинального манускрипта. г-на Горация Уолпола , Лондон, 1765 г., вып. III, с. 91: «У Гиббонса было несколько учеников и рабочих; я уже упоминал Селдена; Уотсон помогал главным образом в Чатсуорте, где им были выполнены мальчики и многие украшения в часовне. Диево из Брюсселя и Лоренс из Мехлина были главными подмастерьями — Вертю говорит, что они вылепили и отлили упомянутую мною статую в тайном саду». По словам Дэвида Грина, в «Гринлинге Гиббонсе», его работе резчика и скульптуры (Лондон, 1964), некий Смук сказал Вертью, что эта статуя «была смоделирована и изготовлена Лоуренсом и Девутом [sic]»; Джордж Вертю , «Записные книжки» , изд. Общество Уолпола, Оксфорд, 1930–47, вып. I, стр.82: «Лоуренс. Дывоет. статуарии», и там же IV, 50: «Лорен, скульптура Мехлина... Диево, скульптура из Брюсселя, оба эти художника были в Англии и помогали г-ну Гиббонсу в скульптурных работах в К. . Чарльз 2d и К. Джеймс 2d, они покинули Англию в условиях революции и вернулись в свою страну».
- ^ «Художники от отца к сыну» . Сайт-LeVif-FR . 21 ноября 2008 года . Проверено 9 декабря 2019 г.
- ^ Валериан Дюбуа, «Эти династии, построившие Брюссель: Ван Дивоэ – универсальные создатели», в Le Vif Weekend , № 8, 5 ноября 2020 г., стр. 65.
- ↑ Брюссель, реестры крещений святого Гудулы от 29 июня 1661 г.: « 29 июня 1661 г. Петрус, законный сын Эгидия Ван Дивоэта и Гертрудис Зеварт. Подпись: Amplissimus D. Petrus Stockmans Curiae Brab: Consiliarius, et Dlla Maria de Smet. ".
- ^ Cahiers bruxellois , Брюссель, 2004, стр. 19-66.
- ^ Ингамеллс, Джон (2009). «Джеймс II». Поздние портреты Стюартов 1685-1714 гг . Лондон: Национальная портретная галерея . п. 130.
*1688(так в оригинале) Бронзовая статуя работы Гринлинга Гиббонса и Пьера ван Дивоэта, all'antica, дубинка в правой руке, левая на бедре. Национальная галерея, Лондон, передний двор, с 1948 года; по заказу Тобиаса Рустата и установлен в Пеббл Корт Уайтхолл в 1688 году. Каменная статуя в аналогичной позе, предположительно установленная на фасаде Королевской биржи, сейчас находится в Крич Грейндж, Дорсет. Пять связанных рисунков фигур, приписываемых Гиббонсу, но, вероятно, выполненных ван Дивоетом, находятся в Британском музее.
- ^ Перейти обратно: а б « Этюд статуи, вероятно, Карла II или Якова II, приписываемого Питеру ван Дивоэту» . Британский музей . Проверено 2 января 2024 г.
- ^ Перейти обратно: а б Кэтрин Гибсон, «Появление Гринлинга Гиббонса как скульптуры», опубликовано в Apollo, сентябрь 1999 г., стр. 28.
- ^ Ингамеллс, Джон (2009). «Джеймс II». Поздние портреты Стюартов 1685-1714 гг . Лондон: Национальная портретная галерея . п. 130.
*1688(так в оригинале) Бронзовая статуя работы Гринлинга Гиббонса и Пьера ван Дивоэта, all'antica, дубинка в правой руке, левая на бедре. Национальная галерея, Лондон, передний двор, с 1948 года; по заказу Тобиаса Рустата и установлен в Пеббл Корт Уайтхолл в 1688 году. Каменная статуя в аналогичной позе, предположительно установленная на фасаде Королевской биржи, сейчас находится в Крич Грейндж, Дорсет. Пять связанных рисунков фигур, приписываемых Гиббонсу, но, вероятно, выполненных ван Дивоетом, находятся в Британском музее.
- ↑ Дэвид Эстерли, Гринлинг Гиббонс и искусство резьбы , Гарри Н. Абрамс, 30 апреля 2013 г., стр. 45, 176, 209, 219224.
- ^ «Гиббонс, Гринлинг», в Оксфордском национальном биографическом словаре , том. 22, стр. 29–30: « Атрибуция этих работ осложняется присутствием высококвалифицированных фламандских скульпторов, которых Гиббонс собрал в своей мастерской к концу 1670-х годов. В их число входил Арнольд Квеллин (племянник Артуса Квеллина I). ), Джон Ност и Энтони Верхук, к которым в следующем десятилетии присоединились, среди прочих, Лоренс Вандер Мейлен и Пьер Ван Дивоет. Их опыт и мастерство изготовления статуй, возможно, превзошли его собственные ».
- ^ Лоуренс. Дывоет. statuarys (Notes Books, 1, 82.), ainsi que: Лоренс, скульптура Мехлина... Диево, скульптура из Брюсселя, оба этих художника были в Англии и помогали г-ну Гиббонсу в скульптурных работах в К. Чарльзе 2d. и К. Джеймс 2d. В свое время они покинули Англию в условиях революции и вернулись в свою страну (там же IV, 50).
- ^ Маргарет Уинни, Скульптура в Великобритании, 1530–1830 гг. , Лондон, 1964, с. 55.
- ^ Словарь национальной биографии , том. VII, с. 1140.
- ^ Поль-Эжен Классенс и Жюльен Кайперс, «Когда опустошенный Брюссель возрождается более красивым под крыльями архангела: скульптор Пьер ван Дьево, его работа и его семья», в «Посредничестве специалистов по генеалогии», вып. 121, Брюссель, 1966, стр. 39–41
- ^ Ингамеллс, Джон (2009). «Джеймс II». Поздние портреты Стюартов 1685-1714 гг . Лондон: Национальная портретная галерея . п. 130.
*1688(так в оригинале) Бронзовая статуя работы Гринлинга Гиббонса и Пьера ван Дивоэта, all'antica, дубинка в правой руке, левая на бедре. Национальная галерея, Лондон, передний двор, с 1948 года; по заказу Тобиаса Рустата и установлен в Пеббл Корт Уайтхолл в 1688 году. Каменная статуя в аналогичной позе, предположительно установленная на фасаде Королевской биржи, сейчас находится в Крич Грейндж, Дорсет. Пять связанных рисунков фигур, приписываемых Гиббонсу, но, вероятно, выполненных ван Дивоетом, находятся в Британском музее.
- ^ "Яков II - Статуэтка - ок. 1680-85" . Музей Виктории и Альберта .
ХУДОЖНИК/ПРОИЗВОДИТЕЛЬ: Квеллин, Арнольд (возможно) и Ван Дивоет, Питер (возможно).
- ^ Перейти обратно: а б Гербовник Гильдии торговцев , Королевская библиотека, Кабинет рукописей, мс. G123.
- ^ Александр Хенн и Альфонс Вотерс , История города Брюсселя , Издания культуры и цивилизации Брюсселя, 1975, Том 2, стр. 507-508
- ^ Эдмон Маршаль, Скульптура и шедевры бельгийского ювелирного дела , Брюссель, 1895, с. 583
- ^ Перейти обратно: а б с д и Гийом Де Марес (Иллюстрированный путеводитель по Брюсселю, Брюссель, 1928).
- ^ Королевские музеи искусства и истории Брюсселя, инвентарь 614, «орнаментальный атрибут Питера ван Дивоэта» (Брюссель, 1661-1729).
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- — «Генеалогия и геральдика на службе истории искусства», в L’Intermédiaire des généalists , № 137, Брюссель, 1968.
- — «Генеалогия Бру (x)», в L’Intermédiaire des génaloguestes , № 122, Брюссель, 1966, с. 88.
- - La Grand'Place de Bruxelles , иллюстрации Ван Гухта, Брюссель, галерея Ex-Libris, sd, № 10.
- Филипп Баерт, Мемуары о скульпторах и архитекторах Нидерландов , под редакцией барона де Райффенберга , Брюссель, 1848, с. 117.
- Бенези, Критический и документальный словарь художников, скульпторов, дизайнеров и граверов , Париж, 1955, вып. 3, с. 268 и там же. Париж, 1956, вып. 4, с. 238.
- Бенези, Словарь художников , 2006, т. 4, с. 911.
- Эдвин Бересфорд, канцлер, «Роман Сохо». Отчет о районе, его прошлых выдающихся жителях , 1931, с. 32.
- Дэвид Блейни Браун, Каталог коллекции рисунков в Музее Эшмола , Музей Эшмола – Искусство, 1982, с. 637.
- Андре Брюнар, «Гран-Плас, жемчужина столицы», в Les Belles Heures de Bruxelles , Париж-Брюссель, 1952, с. 170.
- Дж. Э. Бушман, Анналы Академии археологии Бельгии , Брюссель, 1867, с. 486 и с. 507.
- Поль-Эжен Классенс и Жюльен Кайперс, «Когда опустошенный Брюссель возрождается еще прекраснее под крыльями архангела: скульптор Пьер ван Дьево, его работа и его семья», в «Посредничестве специалистов по генеалогии» , №. 121, Брюссель, 1966, стр. 39–41.
- Морис Кюло, Эрик Энно, Мари Демане, Каролина Мироп, Бомбардировка Брюсселя Людовиком XIV и последовавшая за ней реконструкция 1695-1700 годов , Брюссель, 1992, с. 218 (Аукционный контракт на Maison du Cornet, Гран-Плас)
- Аллан Каннингем, Жизнь самых выдающихся британских художников и скульпторов , том III, Нью-Йорк, 1835, с. 14.
- Сэр Лайонел Анри Каст, «Гринлинг Гиббонс», Национальный биографический словарь , Лондон, 1949–56, том. VII, с. 1140.
- М. Дж. Де Декер, «Relevé de l'Agneau Blanc» (разделенная вторая премия на ежегодном конкурсе геодезистов SCAB 1924 года), в L'Emulation , Брюссель, 1925 год, лист 8.
- Гийом Де Марес, Иллюстрированный путеводитель по Брюсселю , Брюссель, 1928, т. 1, стр. 65, 81, 82, 89, 90, 92, 112 и т.д. 11, с. 182.
- Гийом Де Марез, «Преобразования города Брюсселя в 17 веке и строительные профессии», Etudes nouvelles , Брюссель, 1936, с. 135.
- Питер Д'Ондт, Королевская академия, историческая справка , Брюссель, дата, с. 21.
- Джордж Годвин, Джон Бриттон, Лондонские церкви: история и описание церковных зданий метрополии , 1839 г.
- Дэвид Грин, Гринлинг Гиббонс, его работа резчика и скульптора, 1648–1721 , Лондон, 1964, стр. 56, 194.
- Великие люди Великобритании , Циклопедия, Великобритания, 1866, с. 109.
- Руперт Ганнис , Словарь британских скульпторов 1660–1851 гг ., Лондон, 1953, стр. 130, 169, 406.
- Александр Хенн и Альфонс Ваутерс, История города Брюсселя , Брюссель, 1845 г., том. II, с. 556; Мина Мартенс, Общий указатель , Брюссель, 1972, св «Диевоет».
- Мэри Ботам Ховитт, Журнал литературы и народного прогресса Ховитта , Уильям Ховитт, 1847, стр. 408.
- Йоханнес Иммерзель, Жизнь и творчество голландских и фламандских художников, скульпторов, граверов , Амстердам, 1842, с. 278.
- Джон Ингамеллс, Поздние портреты Стюартов 1685-1714 гг . Лондон: Национальная портретная галерея , 2009, стр. 130, 387.
- Шевалье Эдмон Маршаль, Мемуары о скульптуре в Нидерландах 17 и 18 веков , Брюссель, 1877, стр. 3, 12, 82, 190; Скульптура и шедевры бельгийского ювелирного дела , Брюссель, 1895, стр. 468, 5С3, 743.
- Доктор Курт Зоге фон Мантейфель , «Диевоет (Диево), ван-скульптор в Брюсселе», в книге Ульриха Тиме и Феликса Беккера (ред.), «Общий лексикон художников-визуалистов от древности до наших дней» , Лейпциг, 1913, том. IX, с. 279.
- Виктор-Гастон Мартини, «Архитектурный декор Гран-Плас», Гран-Плас де Брюссель , Брюссель и Льеж, 1966, с. 122.
- Андре Монтейн, Жители Брюсселя в другом городе , 1981, стр. 127, 367.
- Доктор Георг Каспар Наглер, Новый общий художественный лексикон , Мюнхен, 1836, т. III, с. 404.
- Анри-Шарль ван Парис, «Ван Диево: ответ», L’Intermédiaire des génealoguetes , вып. 148, Брюссель, 1970, с. 254.
- Александр Пиншар, Архивы искусств, наук и литературы, неопубликованные документы , Гент, 1860, том. я, с. 40.
- LGG Ramsey, Краткая энциклопедия антиквариата , The Connoisseur, Лондон, 1901, с. 155.
- Вивиан Рутхуфт, Большая площадь в Брюсселе , Брюссель, 1978, с. 13.
- Жорж Сион, Брюссель или сказки тысячи и одного года , Брюссель, 1979, стр. 170 и 174.
- Феликс Стаппартс, «Пьер ван Дьево», Biography Nationale de Belgique , Брюссель, 1878, том. VI, столбец 74; Брюссель, 1936–1938, вып. XXVI, графа 385.
- Х. Аврей Типпинг, Гринлинг Гиббонс и изделия из дерева его эпохи (1648-1720) , Лондон, 1914, стр. 95, 125, 251.
- Ален Ван Дьево, «Вандивы, консулы Парижа», L'Intermédiaire des généalistses , вып. 180, Брюссель, 1975, стр. 452-453.
- Ален Ван Диво, Семья ювелиров и консулов Парижа брюссельского происхождения: ван Диво, известные как ван Диве, Брюссель , 1976, пассим (ксерокопия).
- Ален Ван Дьево, «Вопрос о скульпторе Пьере ван Дьево», L’Intermédiaire des généalistses , вып. 147, Брюссель, 1970, с. 185.
- Ален Ван Дьево, «Бельгийский ученик Гринлинга Гиббонса, скульптора Пьера ван Дьево (1661-1729) и его работы в Лондоне и Брюсселе», Le Folklore brabançon , март 1980, вып. 225, с. 65-91.
- Ален Ван Диво, «Генеалогия семьи ван Диво из Брюсселя, известной как ван Див в Париже», Le Parchemin , Брюссель, 1986, вып. 245, с. 273-293.
- Ален Ван Дьево, «Когда ноу-хау брюссельских ювелиров сияло в Версале», Cahiers bruxellois , Брюссель, 2004, стр. 19-66.
- Марсель Ванхамм, Брюссель. Прогулки в прошлое , Брюссель, 1949, стр. 76, 84.
- Луи Вернье, Тысячелетие истории Брюсселя от истоков до 1830 года , Брюссель, 1965, стр. 364, 366, 644.
- Джордж Вертю, «Записные книжки» , изд. Общество Уолпола, Оксфорд, 1930–47, том. I, стр. 61, 82, 106; том. IV, с. 50.
- Джордж Вертю и Гораций Уолпол, «Анекдоты о живописи в Англии» , Лондон, 1765, том. III, с. 91.
- Альфонс Ваутерс, Список старейшин профессий Брюсселя 1696-1795 гг. , Брюссель, 1888 г., с. 55.
- Маргарет Уинни, Скульптура в Великобритании, 1530–1830 гг ., Лондон, 1964, с. 55.
- Доктор Альфред фон Вурцбах , Лексикон голландских художников , Вена и Лейпциг, 1906, том. я, с. 407.
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с Питером ван Дивоэтом, на Викискладе?