Мунрос
Мунрос | |
---|---|
![]() Лейтенант полета Лес Манро (слева на переднем плане) разговаривает с королем Георгом VI (в центре) и командиром звена Гаем Гибсоном (справа) 27 мая 1943 года. | |
Рожденный | Гисборн , Новая Зеландия | 5 апреля 1919 г.
Умер | 4 августа 2015 г. Тауранга , Новая Зеландия | (96 лет)
Верность | Новая Зеландия |
Услуга/ | Королевские ВВС Новой Зеландии |
Классифицировать | Командир эскадрильи |
Битвы/войны | Вторая мировая война |
Награды | Кавалер Новозеландского ордена «За заслуги» Орден за выдающиеся заслуги Кавалер ордена королевской службы Заслуженный летный крест Почетного легиона (Франция) |
Командир эскадрильи Джон Лесли Манро , CNZM , DSO , QSO , DFC , JP (5 апреля 1919 — 4 августа 2015) — пилот Королевских ВВС Новой Зеландии во время Второй мировой войны и последний выживший пилот во время рейда Дамбстерс в мае 1943 года. [ 1 ]
Ранний период жизни
[ редактировать ]Родился 5 апреля 1919 года недалеко от Гисборна на восточном побережье Новой Зеландии. [ 2 ] Манро жил там до тех пор, пока 5 июля 1941 года не поступил на службу в Королевские ВВС Новой Зеландии . [ 3 ] Первоначально ему отказали из-за неудовлетворительных учебных способностей, но он учился заочно и в конце концов был принят.
Его отец был выходцем из шерстяной фабрики Глазго; на рубеже веков он заболел туберкулезом и эмигрировал в Новую Зеландию. Он работал пастухом на изолированной овцеводческой станции (ферме) Маршлендс, которая находилась в 5 милях от ближайшего поселения и школы и в 16 милях от Гисборна . Денег было мало, поэтому Лес бросил школу; работал на молочной ферме, а затем на смешанной овцеводческой ферме. У него были младшие сестра и брат; Ян пошел в армию в 1940 году. Но Лес хотел быть пилотом, а не летным экипажем, поэтому для получения квалификации он пошел на заочный курс математики. Его приняли в Имперскую программу авиационной подготовки , и в октябре 1941 года он уехал для повышения квалификации в Канаду. Будучи консервативным, он выбрал профессию пилота бомбардировщика, хотя профессия летчика-истребителя была более популярной. [ 4 ]
Военная карьера
[ редактировать ]Манро учился летать на Tiger Moths в летной школе RNZAF в Белл-Блоке недалеко от Нью-Плимута , а по окончании учебы решил летать на бомбардировщиках, поэтому был отправлен в Канаду для первоначальной подготовки бомбардировщиков. Он тренировался на двухмоторных самолетах в Саскачеване. [ 5 ] на станции RCAF в Саскатуне , современном международном аэропорту Джона Дж. Дифенбейкера в Канаде. Он переехал в Англию в октябре 1941 года для дальнейшего обучения и присоединился к 97-й эскадрилье в Вудхолл-Спа в Линкольншире . Там он летал на «Авро Манчестере» , а затем на «Авро Ланкастерах» в 1942/43 году, и 11 июня 1943 года его награда за летные заслуги была опубликована в печати.
25 марта 1943 года Манро вместе с лейтенантом Джо Маккарти и командиром эскадрильи Дэвидом Молтби были переведены в 617-ю эскадрилью для участия в секретном рейде «Дамбастерс», формирующемся в Королевских ВВС Скамптон . Эскадра была создана для атаки на плотины Рура с целью подорвать промышленный потенциал Германии. Первоначально она называлась эскадрильей «X», поскольку скорость ее формирования опережала процесс присвоения имен эскадрильям в ВВС Великобритании. Двадцать один экипаж бомбардировщиков был отобран из существующих эскадрилий в 5-й группе. В состав этих экипажей входили военнослужащие Королевских ВВС нескольких разных национальностей, а также военнослужащие Королевских ВВС Австралии (RAAF), Королевских ВВС Канады (RCAF) и Королевских ВВС Новой Зеландии (RNZAF), которые часто были прикреплены к эскадрильям Королевских ВВС под командованием Имперская система подготовки воздушных судов . Манро (единственный пилот RNZAF в эскадрилье) принял участие в испытаниях по содержанию 12 мая; летал ED921. В операции «Частиз» Манро участвовал во второй волне ED921 W. [ 6 ]
Из 19 «Ланкастеров», улетевших в ту ночь полнолуния, вернулись только 11. Манро, как пилот W-Willie, должен был бомбить плотину Сорпе. Над Нидерландами , [ 7 ] его самолет был поврежден зенитной артиллерией, которая вывела из строя все средства связи, поэтому он вернулся на посадку в Линкольншире, все еще неся мину. Его Орден «За выдающиеся заслуги» был вручен, когда он находился в составе 617 человек, 28 марта 1943 года.
Манро был назначен командиром эскадрильи. [ 8 ] 14 февраля 1944 года и был назначен командиром 1690-й эскадрильи BDTF (учебный полет бомбардировочной обороны) 13 июля 1944 года. В его бортовом журнале указано, что при вылете из Скамптона для бомбардировки Бремена четырьмя 500-фунтовыми бомбами общего назначения его самолет разбился и сгорел вскоре после взлета. , но экипаж скрылся. [ 9 ]
Манро принял участие в операции Taxable в связи с высадкой в День Д в Нормандии, в ходе которой Ланкастеры летали по точным, удлиненным схемам, сбрасывая окна (алюминиевые полосы), [ 10 ] убедить немецкие радиолокационные установки в том, что к Кап-д'Антифер приближается огромная флотилия кораблей. Уловка оказалась успешной, и последний из оконных устройств 617-й эскадрильи стал свидетелем обстрела немецкими береговыми батареями конвоя «Призрак».
Манро описал операцию в своем бортовом журнале так:
Создание тактической внезапности для обеспечения высадки десанта при открытии второго фронта. Самая опасная, трудная и самая опасная операция, когда-либо проводившаяся в истории воздушной войны. Полеты в пределах не менее девяти миль от побережья противника без прикрытия истребителей, в условиях яркого лунного света и на высоте не более 3000 футов (три тысячи), на которой самолет был открыт для атаки самым смертоносным из всех видов оружия, - легкая зенитка. [ 11 ]
Вторым пилотом Манро в этой операции был командир звена Леонард Чешир , командир эскадрильи, позже награжденный Крестом Виктории . Когда Чешир был отстранен, Кокрейн также отстранил трех командиров звена 617: Дэйва Шеннона из Австралии, Джо Маккарти из Канады и Леса Манро. Манро был «не доволен», поскольку налетал 59 операций, и сказал:
Я бы предпочел круглую цифру в шестьдесят операций. Я никогда не думал, что мне придется испытать удачу, чтобы продолжать. Я не думаю, что кто-то из нас это сделал. В эпоху Чешира мы все были очень сплоченными и действовали очень эффективно. Он излучал уверенность в своих силах, в полете, в операциях и управлении эскадрильей, и это мастерство и профессионализм передались всем нам.
Итак, 5 февраля 1946 года Манро был уволен из Королевских ВВС и ушел из полетов. Его называли (саркастически) «Счастливым» или «Улыбающимся», потому что он славился своим суровым поведением. [ 12 ]
В интервью 2006 года Манро сказал о своем военном опыте, что он «... был бы первым, кто признал, что мне очень повезло. Большинство парней, переживших хотя бы пару боевых командировок, сказали бы, что удача была на их стороне». [ 13 ]
Дальнейшая жизнь
[ редактировать ]После своей военной карьеры Манро вернулся в Новую Зеландию, где какое-то время работал оценщиком недвижимости, а затем на фермах в Стране Королей, прежде чем основать собственную ферму недалеко от Те Куити . Некоторое время он участвовал в местной политике в качестве советника и занимал пост мэра районного совета Вайтомо с 1978 по 1995 год. Выйдя на пенсию, он переехал жить в Таурангу . В 1991 году на церемонии вручения наград по случаю Дня рождения королевы он был удостоен звания кавалера Королевского ордена за государственные услуги. [ 14 ] а в 1997 году на церемонии вручения наград по случаю Дня рождения королевы он был назначен кавалером Новозеландского Ордена за заслуги перед местным правительством и обществом. [ 15 ]
присутствовал на праздновании 60-й годовщины рейда Дамбастеров Манро вместе с королевой и герцогом Эдинбургским в мае 2003 года на базе ВВС Великобритании в Лоссимауте . [ 16 ] Он также присутствовал вместе с Ричардом Тоддом , актером, сыгравшим командира звена Гая Гибсона в фильме 1955 года «Разрушители плотин » , на праздновании 65-летия, состоявшемся на водохранилище Дервент (Дербишир) 16 мая 2008 года. Как последний живой пилот ударной группы, Манро присоединился к съемочной группе в Мастертоне в качестве технического консультанта по ремейку фильма.
Подпись Манро была прикреплена к двум комплектам сувенирных конвертов первого дня, выпущенным в Великобритании в ознаменование 65-летия операции «Кастиз». Один с почтовым штемпелем «Скемптон, 17 мая 2008 г.» был подписан шестью выжившими членами экипажа, участвовавшими в рейде. [ 17 ] а другой, с почтовым штемпелем 617-й эскадрильи, Скамптон, был подписан только Манро. [ 18 ] В 2009 году Манро приняла участие в съемках документального фильма « На ветру » режиссера Стивена Хаттона. Полнометражный документальный фильм о ветеранах бомбардировочного командования был выпущен 30 ноября 2011 года. В Те Куити есть улица с названием Les Munro Place. [ 19 ]
В 2014 году его портрет написал Ричард Стоун , художник, известный своими картинами членов королевской семьи, в том числе королевы Елизаветы II и королевы-матери . В марте 2015 года Манро намеревался продать свои военные медали и журнал полетов на аукционе, чтобы собрать средства на содержание Мемориала бомбардировочного командования британских ВВС в Лондоне. Аукцион был отменен после того, как лорд Эшкрофт пожертвовал 75 000 фунтов стерлингов в Благотворительный фонд Королевских ВВС на содержание, а еще 19 500 новозеландских долларов пожертвовал Музей транспорта и технологий в Окленде , где будут выставлены медали. [ 20 ] 14 апреля 2015 года он был одним из восьми новозеландских военнослужащих, награжденных орденом Почетного легиона . послом Франции в Новой Зеландии [ 21 ]
Пилот Дамбастера снял с аукциона свои боевые медали и согласился передать их музею в обмен на пожертвования филантропа. Лес Манро принял предложение британского филантропа лорда Эшкрофта пожертвовать 150 000 долларов на содержание Мемориала командования бомбардировщиков в Лондоне и передал медали Оклендскому музею транспорта и технологий (MOTAT). Эндрю Ховард Барнс также создал фонд и пожертвовал первоначальные 30 000 долларов, чтобы помочь сохранить историческое наследие бомбардировочного командования Новой Зеландии. Фонд был открыт для пожертвований всех новозеландцев. [ 22 ] [ 23 ]
Манро умер 4 августа 2015 года в больнице Тауранги , Новая Зеландия, в возрасте 96 лет от проблем с сердцем. [ 24 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Палмер, Ребекка; Уотсон, Майк (2 сентября 2006 г.). «Дамбастер верит в Джексона» . Пост Доминиона . Проверено 28 сентября 2007 г. [ мертвая ссылка ]
- ^ Дж. Н. Хоутерман. «Офицеры Королевских ВВС Новой Зеландии 1939–1945» . Unitstory.com . Проверено 16 апреля 2015 г.
- ^ «Dambusters.org» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 22 июля 2011 года . Проверено 15 апреля 2011 г.
- ^ Холланд, Джеймс (2012). Разрушители плотин: Гонка за разрушение плотин, 1943 год . Лондон: Бантам (Трансмир). ISBN 978-0593-0667-68 .
- ^ «Лес Манро | Грифон Мерлин Джеймса Холланда» . Griffonmerlin.com . Проверено 16 апреля 2015 г.
- ^ Уорд, Крис (2008) [2003]. Dambusters: Полная история 617-й эскадрильи в войне 1943–1945 годов (2-е изд.). Суррей, Великобритания: Красный коршун. стр. 29, 53, 59. ISBN. 978-0-9554735-3-1 .
- ^ «Обладатель премии «Оскар» Питер Джексон должен сделать все правильно в ремейке бомбардировок Второй мировой войны: «Пилот» . International Herald Tribune (Азиатско-Тихоокеанский регион) . Ассошиэйтед Пресс. 1 сентября 2006 года . Проверено 28 сентября 2007 г.
- ^ Линди Эндрюс (16 мая 2006 г.). «ФУНКЦИЯ: День проклятых» . Хокс Бэй сегодня . Проверено 28 сентября 2007 г.
- ^ «Пилот-дамбастер» . FlightpathTV.com . Архивировано из оригинала 17 марта 2012 года . Проверено 15 апреля 2011 г.
- ^ «Презентация книги о Дне Д» . Посольство Франции в Новой Зеландии. 6 июня 2006 г. Архивировано из оригинала 15 октября 2007 г. Проверено 6 августа 2015 г.
- ^ «Пилот-дамбастер» . FlightpathTV.com . Архивировано из оригинала 17 марта 2012 года . Проверено 15 апреля 2011 г.
- ^ Никол, Джон (2015). После Потопа: что сделали затем Дамбастеры . Лондон: Уильям Коллинз. стр. 28, 29, 143. ISBN. 978-0-00-810031-5 .
- ^ «Дамбастер верит в Джексона» . Залив Пленти Таймс . 13 марта 2006 г. Проверено 15 апреля 2011 г.
- ^ «№52564» . Лондонская газета (2-е приложение). 15 июня 1991 г. с. 31.
- ^ «Список почестей ко Дню рождения королевы 1997 года» . Департамент премьер-министра и кабинета министров. 2 июня 1997 года . Проверено 16 июля 2020 г.
- ^ «Королева посещает дань уважения Дамбастерам» . Новости Би-би-си . 9 мая 2003 года . Проверено 7 мая 2010 г.
- ^ «65-летие операции «Наказание»» . Кембриджские обложки . Архивировано из оригинала 11 сентября 2011 года . Проверено 16 апреля 2011 г.
- ^ "Обложка к 65-летию Dambuster" . Букингемские обложки . Проверено 16 апреля 2011 г.
- ^ Google (6 августа 2015 г.). «Лес Манро Плейс» (Карта). Карты Гугл . Google . Проверено 6 августа 2015 г.
- ^ Уилсон, Либби (25 марта 2015 г.). «Дил сохраняет медали Дамбастера в Новой Зеландии» . Пресса . п. А4.
- ^ «Военнослужащие Киви получают орден Почетного легиона» . 3 Новости . 14 апреля 2015 года . Проверено 14 апреля 2015 г.
- ^ «Дамбстер Лес Манро принимает предложение на 150 000 долларов за сохранение медалей в Новой Зеландии» . Новозеландский Вестник . 24 марта 2015 года . Проверено 1 января 2015 г.
- ^ «Лес Манро принимает предложение лорда Эшкрофта о медали» . Музей транспорта и технологий . 2015. Архивировано из оригинала 25 июля 2015 года . Проверено 1 января 2015 г.
- ^ Томас, Рэйчел; Уилсон, Либби (4 августа 2015 г.). «Новая Зеландия теряет «замечательного человека» со смертью Леса Манро; говорит Джон Ки» . Stuff.co.nz . Проверено 4 августа 2015 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- 1919 рождений
- смертей в 2015 г.
- Новозеландские кавалеры Ордена за выдающиеся заслуги
- Кавалеры Новозеландского ордена «За заслуги»
- Соратники Королевского ордена службы
- Мэры мест в Вайкато
- Фермеры Новой Зеландии 20-го века
- Мировые судьи Новой Зеландии
- Новозеландские лауреаты Ордена Почетного легиона
- Новозеландские пилоты времен Второй мировой войны
- Новозеландские пилоты бомбардировщиков времен Второй мировой войны
- Люди из Те Куити
- Новозеландские лауреаты Креста за выдающиеся заслуги перед полетами (Великобритания)
- Персонал Королевских ВВС Новой Зеландии
- Новозеландцы шотландского происхождения