Принцесса (пьеса У.С. Гилберта)

«Принцесса» представляет собой с белым стихом фарсовую из пяти сцен с музыкой, пьесу У.С. Гилберта которая адаптирует и пародирует Лорда Теннисона юмористическое повествовательное стихотворение Альфреда 1847 года «Принцесса» . Впервые он был поставлен в Олимпийском театре в Лондоне 8 января 1870 года.
Гилберт назвал это произведение «причудливой аллегорией… уважительной оперной версией» стихотворения Теннисона. Спектакль имел скромный успех: в апреле было дано около 82 спектаклей и состоялся тур по провинции. [1] [2] Гилберту настолько понравилась эта тема, что он адаптировал пьесу как либретто к «Принцесса Ида» одной из своих савойских опер (1884) с Артуром Салливаном . «Принцесса» — это сатира на образование женщин , спорная тема в 1847 году, когда Королевский колледж в Лондоне впервые открылся , и в 1870 году ( Гиртон открылся в 1869 году), но в меньшей степени к 1884 году.
Фон
[ редактировать ]Принцесса появилась довольно рано в карьере драматурга Гилберта, после его очень успешной одноактной комической оперы « Века назад » (1869) и до «Нашего острова-дома» (1870, еще одна такая пьеса). Эта пьеса была первой пьесой Гилберта в 1870-х годах, десятилетии, в течение которого он написал более тридцати пяти пьес, охватывающих большинство жанров комедии и драмы, включая его серию «сказочных комедий» с белыми стихами, начавшуюся с «Дворца истины » позже в 1870 году. и его первые оперы с Артуром Салливаном. В 1870 году Гилберт установил свой «перевернутый» стиль и доказал, что его способности выходят далеко за рамки его ранних бурлесков и феерий. «Принцесса» — одна из нескольких пьес Гилберта, в том числе «Злой мир» , «Разбитые сердца » и более поздних опер, «Иоланта» , «Принцесса Ида» и «Падшие феи» , где появление мужчин в спокойном мире женщин приносит «смертельную любовь», сеющую хаос. со статус-кво. [3] Стедман называет это «заговором вторжения Гилберта». [4]
Спектакль представляет собой фарсовую пародию на повествовательную поэму Теннисона « Принцесса» 1847 года . Пьеса Гилберта также написана белым стихом и сохраняет основную серьезно-комическую сюжетную линию Теннисона о героической принцессе, руководящей женским колледжем, и о любящем ее принце. Он и двое его друзей проникают в колледж под видом студенток. Гилберт вернулся к своей пьесе в 1883 году, адаптировав ее как одну из своих опер с Артуром Салливаном под названием «Принцесса Ида» . Когда Теннисон опубликовал свое стихотворение, высшее образование для женщин было новой, даже радикальной концепцией. [5] Когда Гилберт написал «Принцессу» в 1870 году, высшее образование для женщин все еще было новаторской идеей. [6] Гиртон-колледж , первый женский колледж университетского уровня в Великобритании, был основан при Кембриджском университете в 1869 году. [7] Однако к тому времени, когда Гилберт и Салливан вместе работали над «Принцессой Идой» в 1883 году, концепция женского колледжа уже была устоявшейся концепцией. Вестфилд-колледж , первый женский колледж в Лондоне, открылся в 1882 году и считается образцом для замка Адамант, женского колледжа в Принцессе Иде . [8]
В тексты песен «Принцессы» вошли популярные мелодии из популярной оперетты и большой оперы того времени, в том числе произведения Эрве и Жака Оффенбаха . Трех молодых мужчин играют женщины, так что на протяжении большей части пьесы женщины играют мужчин, переодетых женщинами. Гилберт очень хотел попробовать «бурлеск с пустыми стихами, в котором живописная история должна быть рассказана с притворной героической серьезностью». Сатира в пьесе имеет более высокий интеллектуальный уровень, чем каламбурные бурлески, разыгрывавшиеся в то время в Лондоне, и реклама пьесы подчеркивала это. [9] Диалог в «Принцессе Иде» мало чем отличается от диалога в «Принцессе» .
Роли и оригинальный состав
[ редактировать ]- Король Хильдебранд – Дэвид Фишер
- Князь Иларион, его сын – Мария Симпсон (миссис У. Х. Листон)
- Сирил и Флориан, его друзья, дворяне двора короля Хильдебранда – Августа Томпсон и мисс Монтгомери.
- Король Гама — мистер Эллиот
- Принц Арак, принц Гурон и принц Скинтий, его сыновья — Джесси Эрл, мисс Харрингтон и мисс Юэлл.
- Ато, камергер короля Хильдебранда - мистер Фрэнкс
- Первый помощник и второй офицер - Артур Браун и мистер Дэвис.
- Гоббо а Портер – мистер Сен-Мор
- Принцесса Ида, дочь короля Гамы и директор женского университета — Мэтти Рейнхардт
- Леди Психея, профессор экспериментальной науки - Фанни Аддисон
- Леди Бланш, профессор абстрактной философии - миссис Пойнтер
- Мелисса, ее дочь — Патти Джозефс
- Берта, Ада, Хлоя, Сахарисса, Сильвия, Фиби, Амаринта и Лаура — Мисс Джой, Клайфоард, Мур, Альма, Эверард , Фитцджеймс, Коринн, Грэм и Клара
- Леди Студенты
Сцены и история
[ редактировать ]
Спектакль разделен на пять сцен:
- Сцена первая – Суд во дворце короля Гильдебранда.
- Сцена вторая – Ворота замка Адамант.
- Сцена третья – Территория замка Адамант.
- Сцена четвертая – Лагерь Хильдебранда перед замком Иды.
- Сцена пятая – Внутренние ворота замка Адамант.
Сюжет по существу такой же, как и в более поздней опере: уродливый отец Иды, король Гама, и трое его неповоротливых сыновей (сыгранные в роли штанов в «Принцессе ») прибывают ко двору короля Хильдебранда. Они приносят известие о том, что прекрасная принцесса Ида, с которой в младенчестве был обручен сын Хильдебранда, принц Иларион, не сдержит своих брачных обетов. Она управляет женским университетом и запрещает поступление в него всем мужчинам. Иларион и две спутницы (которых также играют женщины) маскируются под студенток и пробираются внутрь стен, но вскоре их обнаруживают, что в конечном итоге вызывает хаос и панику, во время которых принц имеет возможность спасти жизнь Иды. Хильдебранд соглашается дать Иде шанс: исход турнира, в котором три ее брата сразятся с Иларионом и двумя его друзьями, решит, должна ли она выйти замуж за принца. В битве Принц и его друзья ранят братьев Иды, после чего она принимает Принца в мужья, признаваясь, что любит его (в стихотворении Теннисона Принц терпит поражение, но Ида, вылечив его, полюбит его ).
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ «Информация о спектакле» . Архивировано из оригинала 23 сентября 2006 года . Проверено 20 марта 2007 г.
- ^ Мосс, Саймон. «Принцесса» в Gilbert & Sullivan: выставка-продажа памятных вещей , c20th.com, по состоянию на 16 ноября 2009 г.
- ^ Введение в «Разбитые сердца » , [ мертвая ссылка ] Архив Гилберта и Салливана , по состоянию на 10 марта 2009 г.
- ^ Стедман (стр. 95): В сюжете «Гилбертовского вторжения» посторонние меняют спокойное общество, например, там, где театральные персонажи берут под свой контроль Олимп в Thespis , а Цветы прогресса реконструируют Утопию в Utopia, Limited .
- ^ Королевский колледж в Лондоне , первый женский колледж, был основан в 1847 году, но это не было высшим учебным заведением в современном понимании: в него принимали девочек и женщин с двенадцати лет. См. Скотт, Патрик. «Теннисон, переводчик средневикторианской Британии» , выставка 1992 года, посвященная произведениям Теннисона, включая «Принцессу»] и British History Online.
- ^ Мак, Беверли Б. и Хайди А. Стробель, «Ученые и стипендии» , Оксфордская энциклопедия женщин в мировой истории , под редакцией Бонни Г. Смит, Oxford University Press, 2008, по состоянию на 1 сентября 2009 г.
- ↑ Несмотря на это, он не был признан полноценной частью университета до 1948 года. См. Официальный сайт Гиртона. Архивировано 8 апреля 2012 года на Wayback Machine.
- ↑ В 1983 году Джанет Сондхаймер опубликовала историю колледжа под названием Castle Adamant в Хэмпстеде.
- ^ Стедман, с. 77, цитируя Гилберта В.С. «Автобиография» в «Театре» , NS 1 (апрель 1883 г.), стр. 77. 220.
Ссылки
[ редактировать ]- Стедман, Джейн В. (1996). У.С. Гилберт, Классический викторианский стиль и его театр . Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-816174-3 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Введение в пьесу и ссылки на либретто.
- Информация о спектакле. Архивировано 23 сентября 2006 г. в Wayback Machine.
- Сценарий принцессы
- Теннисона « Принцесса » с аннотациями Александра Скатта, с прологом и материалами о связях Гилберта (2013)
- Сайт принцессы в Хэддон-холле