Полоннарува Ватадаге

Полоннарува Ватадаге — древнее сооружение, относящееся к Королевству Полоннарува в Шри-Ланке . Считается, что он был построен во время правления Паракрамабаху I для хранения реликвии зуба Будды или во время правления Ниссанки Маллы из Полоннарувы для хранения чаши для подаяния, которой пользовался Будда. Обе эти почитаемые реликвии придали сооружению большое значение и важность в то время. Расположенный в древнем городе Полоннарува , он является наиболее хорошо сохранившимся образцом ватадаге в стране и описывается как «окончательное развитие» этого типа архитектуры. Заброшенный на несколько столетий раскопки Полоннарува Ватадаге начались в 1903 году.
Построенное для защиты небольшой ступы , сооружение имеет две каменные платформы, украшенные искусной резьбой по камню. На нижнюю платформу можно попасть через единственный вход, обращенный на север, а на вторую платформу можно попасть через четыре дверных проема, обращенных к четырем сторонам света. На верхней платформе, окруженной кирпичной стеной, находится ступа. Вокруг него расположены четыре статуи Будды, каждая обращена к одному из входов. Здесь также располагались три концентрических ряда каменных колонн, предположительно для поддержки деревянной крыши. Вся конструкция украшена резьбой по камню. Некоторые резные фигурки в Полоннарува Ватадаге, такие как сандакада-паханы , считаются лучшими примерами таких архитектурных особенностей. Хотя некоторые археологи предполагают, что у него также была деревянная крыша, другие оспаривают эту теорию.
История
[ редактировать ]
Среди археологов и историков существуют разные теории относительно того, кто и когда построил Полоннарува Ватадаге. Одна из таких теорий предполагает, что он был построен Паракрамабаху I во время его правления в 12 веке. [ 1 ] В Кулавамсе , древней хронике, упоминается, что он построил круглый каменный храм для хранения реликвии зуба Будды. Археолог Гарри Чарльз Первис Белл считал, что эта святыня и есть Полоннарува Ватадаге. Этому противоречат несколько древних источников об острове, в том числе Раджавалия и Пуджавалия , в которых упоминается, что он был построен Ниссаной Маллой. Однако, согласно исследованиям Артура Мориса Хокарта , Ниссанка Малла лишь отремонтировала уже существующее здание и сделала некоторые дополнения, такие как вход и внешнее крыльцо. Вильгельм Гейгер , который перевел древнюю Махавамсу , и историк Х.В. Кодрингтон согласны с этой теорией. [ 2 ] В расположенной неподалеку каменной надписи, сделанной Ниссанка Малла, Ватадаге упоминается среди его построек. При этом он утверждает, что его построил один из его генералов под его собственным руководством. [ 3 ]
Уникальная особенность архитектуры древней Шри-Ланки . [ 4 ] ватадажи были построены для защиты небольших ступ, в которых хранились важные реликвии, или были построены на священной земле. [ 5 ] [ 6 ] Если бы Полоннарува Ватадаге — это храм, построенный Паракрамабаху I, то в нем хранилась бы реликвия зуба Будды. [ 7 ] Другая возможность состоит в том, что здесь могла храниться чаша для подаяния, которую использовал Будда. [ 6 ] Обе эти реликвии были важными объектами древней культуры Шри-Ланки и сделали Полоннарува Ватадаге одним из самых значительных и почитаемых зданий в стране. [ 8 ]
Полоннарува была заброшена в 1215 году после вторжения из Восточной династии Ганга захватчика Калинга Магхи . [ 9 ] Полоннарува Ватадаге, похоже, был заброшен после падения королевства, и в хрониках более поздних периодов о нем нет упоминаний. Лишь в 1903 году Департамент археологии начал раскопки на этом месте под руководством Белла, который отметил, что в то время это был «всего лишь холмик земли». [ 10 ]
Расположение и внешний вид
[ редактировать ]
Полоннарува Ватадаге расположен в районе Далада Малува древнего города Полоннарува . Далада Малува содержит одни из старейших и самых священных памятников города. [ 11 ] Среди них выдающимся сооружением является Полоннарува Ватадаге, занимающий большую часть юго-западной его части. [ 12 ] Это наиболее хорошо сохранившийся образец Ватадаге в стране. [ 2 ] и несколько похож по дизайну на те, что относятся к периоду Анурадхапуры , особенно Тупарамая и Ланкарамайя . [ 13 ]
Здание построено вокруг небольшой ступы с диаметром основания 27 футов 8 дюймов (8,43 м). Ватадаге имеет два уровня; нижняя платформа и приподнятая верхняя платформа, на которой находится ступа. Верхняя платформа имеет диаметр 80 футов (24 м), нижняя — 120 футов (37 м). [ 14 ] Нижняя платформа находится на высоте 4 футов 3 дюйма (1,30 м) от уровня земли, а верхняя платформа - на высоте 5 футов 3 дюйма (1,60 м) от нижней. [ 15 ]
На круглую нижнюю платформу можно попасть через единственный вход с северной стороны. Четыре искусно построенных дверных проема ведут из него на верхнюю платформу, окруженную по краю кирпичной стеной. Эти входы ориентированы на четыре стороны света . Центр этой платформы занимает ступа, вокруг которой расположены четыре статуи Будды, каждая из которых обращена к одному из входов. [ 16 ] Каждая из этих статуй имеет высоту 5 футов (1,5 м) и сидит на каменных сиденьях высотой 2 фута 10 дюймов (0,86 м) каждая. [ 17 ] На верхней платформе располагались три концентрических ряда каменных колонн. Два из этих рядов, от которых ничего не осталось, находились внутри кирпичной стены, а третий ряд — сразу за ней. Внутренний ряд состоял из 16 колонн, средний ряд из 20 и внешний ряд из 32. Существующие каменные колонны внешнего кольца имеют высоту около 8 футов (2,4 м). [ 13 ]
Архитектура и каменная кладка
[ редактировать ]
Наем граждан на строительные и ремонтные работы осуществлялся в древней Шри-Ланке в качестве формы уплаты налогов. Такая рабочая сила, возможно, также использовалась при строительстве Полоннарува Ватадаге. Однако качество работ указывает на то, что большая часть работ могла быть выполнена опытными мастерами. [ 18 ] Архитектура сооружений типа ватадаге достигла своего пика в период Полоннарува. [ 5 ] а Полоннарува Ватадаге считается его «окончательным развитием». [ 11 ] [ 19 ] Одной из наиболее ярких особенностей сооружения является искусная резьба по камню. Сандакада -пахана (лунный камень) у северного входа и два мурагала (охранных камня) у восточного входа считаются лучшими примерами таких архитектурных особенностей, принадлежащих периоду Полоннарува. [ 11 ] [ 20 ] Эти декоративные элементы обычно размещались у входов в монастырские постройки древней Шри-Ланки. [ 21 ] и историки полагают, что сандакада-паханы изображают цикл сансары в буддизме. [ 22 ] По словам Белла, резьба по бокам верхней платформы «не имеет себе равных ни в Анурадхапуре, ни в Полоннаруве, и, вероятно, в любом другом буддийском храме Цейлона». [ 14 ]
Прямые симметричные каменные колонны, найденные в Полоннарува Ватадаге, очень похожи на те, которые можно увидеть в зданиях периода Анурадхапуры. Подножие каждой колонны вырезано в форме цветка лотоса. [ 13 ] Археолог Сенарат Паранавитхана предположил, что эти каменные колонны поддерживали деревянную крышу. Это широко распространено, и гвозди и черепица, найденные при раскопках, похоже, подтверждают это. [ 13 ] Однако другая теория состоит в том, что у Ватадаге не было крыши, а каменные колонны использовались для подвешивания ламп, занавесок или буддийских символов. [ 23 ]

Кирпичная стена вокруг платформы также неплохо сохранилась, хотя некоторые ее части обломались. Она довольно толстая — 2 фута 6 дюймов (0,76 м) — и предположительно была построена для защиты ступы с боков. [ 15 ] Есть свидетельства того, что внутренняя поверхность стены была украшена росписью. Его нижняя часть покрыта каменными панелями с резьбой цветочного орнамента. [ 13 ] Ниже стены сторона самой верхней площадки украшена резьбой, как и сторона нижней площадки. [ 24 ]
Четыре статуи Будды, изображающие Дхьяна мудру , также высечены из цельного камня. Два из них сегодня более или менее целы, а от двух других остались лишь части. [ 3 ] Ступа в центре, судя по всему, имела форму Буббулакара (в форме пузыря), обычно встречающуюся в Шри-Ланке. Верхняя часть была разрушена, и теперь осталась только куполообразная нижняя часть. [ 17 ] Однако здесь есть только две Песавы (кольца, найденные в основании ступ), а не традиционные три. [ 10 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Андерсон, Розанна Кельмейер (2 сентября 2007 г.). «Экскурсия по средневековой цитадели: Полоннарува» . Воскресный обозреватель . Архивировано из оригинала 6 июня 2011 года . Проверено 6 января 2010 г.
- ^ Jump up to: а б Амарасингхе (1998), с. 55
- ^ Jump up to: а б Амарасингхе (1998), с. 56
- ^ Тилакаратне, Индевара (9 декабря 2007 г.). «На пути к ланкийской архитектуре» . Воскресный обозреватель . Архивировано из оригинала 6 июня 2011 года . Проверено 6 января 2010 г.
- ^ Jump up to: а б Сиривира (2004), с. 285
- ^ Jump up to: а б Шокман, Деррик (10 августа 2002 г.). «От Каннияй до Коккилай через Тирияйю » Ежедневные новости из оригинала 10 октября. Архивировано Получено 6 января.
- ^ «Ватадаге — защитившая Священную Реликвию Зуба» . Воскресный обозреватель . 19 декабря 2004 года. Архивировано из оригинала 6 июня 2011 года . Проверено 6 января 2010 г.
- ^ Сиривира (2004), с. 249
- ^ Сиривира (2004), с. 60
- ^ Jump up to: а б Баснаяке 1986, с. 44
- ^ Jump up to: а б с Прематиллеке и Карунаратне (2004), с. 10
- ^ Прематиллеке и Карунаратне (2004), с. 12
- ^ Jump up to: а б с д и Амарасингхе (1998), с. 58
- ^ Jump up to: а б Бандаранаяке (1974), с. 151
- ^ Jump up to: а б Баснаяке (1986), с. 51
- ^ Сараччандра (1977), с. 118
- ^ Jump up to: а б Баснаяке (1986), с. 45
- ^ Сиривира (2004), с. 95
- ^ «Периодическая отчетность по применению Конвенции о всемирном наследии: Священный город Полоннарува» (PDF) . Центр всемирного наследия ЮНЕСКО . Проверено 6 января 2010 г.
- ^ Прадипа, Ганга (31 октября 2008 г.). «Вид на водохранилище Гиритале» . Ежедневные новости . Архивировано из оригинала 5 июня 2011 года . Проверено 6 января 2010 г.
- ^ «Скульптуры Вахалкады» . Ассоциированные газеты Цейлона. Архивировано из оригинала 4 мая 2009 года . Проверено 4 марта 2010 г.
- ^ Сараччандра (1977), с. 129
- ^ Сеневиратна и Полк (1992), с. 64
- ^ Сараччандра (1977), с. 119
Библиография
[ редактировать ]- Амарасингхе, Малинга (1998). ( на Руины Полоннарувы сингальском языке). С. Годадж и братья. ISBN 955-20-3051-Х .
- Бандаранаяке, Сенаке (1974). Сингальская монашеская архитектура: вихары Анурадхапуры . Издательство «Брилл». ISBN 978-90-04-03992-6 .
- Баснаяке, ХТ (1986). Монастырская архитектура Шри-Ланки . Публикации Шри Сатгуру. ISBN 81-7030-009-6 .
- Прематилле, Польша; Карунаратне, Л.К. (2004). Полоннарува – серебряная столица Шри- Ланки Коломбо: Центральный культурный фонд, Министерство культуры. ISBN 955-613-111-6 .
- Сараччандра, Б.С. (1977). Наше культурное наследие (на сингальском языке). Сильва, вице-президент
- Сеневиратна, Анурадха; Полк, Бенджамин (1992). Буддийская монашеская архитектура в Шри-Ланке: лесные святыни . Публикации Абхинава. ISBN 978-81-7017-281-9 .
- Сильвер, Висконсин (2004). История Шри- Ланки Диагностика Джаякоди и компания. ISBN 955-551-257-4 .
- фон Шредер, Ульрих (1990). Буддийские скульптуры Шри-Ланки . Гонконг: Visual Dharma Publications, Ltd. ISBN 962-7049-05-0 .
- фон Шредер, Ульрих (1992) [каталог выставки, проходившей в галерее Артура М. Саклера, Вашингтон, округ Колумбия, 1 ноября 1992 г. - 26 сентября 1993 г.]. Золотой век скульптуры в Шри-Ланке — шедевры буддийской и индуистской бронзы из музеев Шри-Ланки . Гонконг: Visual Dharma Publications, Ltd. ISBN 962-7049-06-9 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]