Готогреция
Готогреция ( греч . Γοτθογραικία , латинизированное : Gotthograikia ) — регион на северо-западе Малой Азии на южной стороне Мраморного моря, по крайней мере, с конца 7-го века до середины 10-го. Это была часть региона Опсикион в Римской (Византийской) империи . Его жители, говорящие по-гречески потомки группы готов , были известны как готогреки (Γοτθογραίκοι, Gotthograikoi ).
Готогреки, вероятно, возникли как элитное наемное подразделение Оптиматы в конце VI века . Они разместили гарнизон в Константинополе, а затем были переселены в район Мисии в VII веке. К началу 8-го века их «идентичность, основанная на военной деятельности, а также этническое различие, [переросла] в сильное чувство общинной идентичности и репутацию» воинов. [ 1 ] В то время их еще считали готами, но эта часть их идентичности постепенно размылась. Они дали свое имя региону, в котором жили, и его отпечаток можно обнаружить еще в XII веке.
Происхождение
[ редактировать ]Есть только одно упоминание о поселении готов в Малой Азии. Грейтунгийские , потерпевшие поражение от готы под предводительством короля Одофея римлян на нижнем Дунае в 386 году, впоследствии поселились во Фригии , где быстро породнились с фригийцами . Фригийские готы и фракийские готы , по-видимому, сыграли небольшую роль в фракционной борьбе между арианами и евномианами и вокруг него в Константинополе в 380-х годах. Селена , епископ готов на Дунае, имел отца-гота и мать-фригийку. [ 2 ] В прошлом фригийских готов часто связывали с более поздними готогреками, но сегодня эта теория не получила широкого распространения. [ 3 ]
Элитное подразделение оптиматов , впервые засвидетельствованное в конце VI века при императоре Морисе , иногда считается, что оно берет свое начало от готов Радагайса , побежденных Стилихоном в 406 году. Согласно Олимпиодору , Стилихон набрал большое количество людей, называемых оптиматами . служить в римской армии . что эти готские оптиматы поселились в Малой Азии, дав свое название Готогреции и более поздней феме Оптиматона Считается , . Однако это маловероятно, поскольку для этого требуется, чтобы солдаты, набранные на западе, поселились далеко на востоке, а в записях готских оптиматов существует пробел продолжительностью более ста лет. [ 2 ]
Джон Хэлдон утверждает, что, хотя первоначальные маврикийские оптиматы были набраны преимущественно из числа готов и, в меньшей степени, лангобардов в Италии и на Балканах, [ 4 ] они и их семьи поселились в Мисии только в начале VII века при Тиберии Константине и не имеют отношения к готам Радагайса двумя столетиями ранее. Таким образом, оптиматы и готогреки изначально являются синонимами. [ 2 ] Они были арианами и имели арианскую церковь в Константинополе при Тиберии. Народное сопротивление их присутствию в столице, вероятно, ускорило их переселение в Мисию. [ 5 ] Возможно, они были переселены на постоянное место жительства только во второй половине VII века. [ 1 ] К тому времени, когда в источниках появился термин Gothograeci , этнический готский элемент среди населения, возможно, был «разбавлен до такой степени, что только имя имело какую-либо связь» с готами прошлого. [ 6 ]
В VIII веке готогреки были ведущим элементом армии фемы Опсикион , хотя, возможно, они еще принадлежали Оптиматону до реорганизации Константина V (741–775). [ 5 ] Перемещение готогреков, все еще известных своими боевыми навыками, из Оптиматона в Опсикион может привести к понижению статуса первого до логистического, а не боевого подразделения. Вероятно, это было наказанием и для готогрейцев, которые потеряли престиж, когда были включены в фему , уже включавшую другие элитные подразделения. Вероятно, это произошло потому, что их считали угрозой столице из-за их близости и участия в восстании 715 года. [ 7 ] Также, вероятно, только с реформой Константина V присутствие Оптиматов (и, следовательно, Готогреци ) в Константинополе было прекращено. [ 8 ]
Сертификаты
[ редактировать ]Написав в последние годы седьмого или первой половины восьмого века, [ 9 ] Косма Иерусалимский представляет собой самое раннее свидетельство существования региона под названием Готия в Малой Азии. [ 3 ] В отрывке, описывающем переправу лодок через фракийский Херсонес , он помещает землю Готии напротив Фракии по южному берегу Мраморного моря и Дарданелл , близ города Лампсака . Его жителей он называет готами:
Ибо есть место близ Фракии, суша шириной в шесть миль, стоящая между [двумя] морями. Отсюда во Фракию легко могут попасть готы, а в Готию — фракийцы. И готы садятся на свои корабли — они сделаны из одного ствола — и переправляются во Фракию, а фракийцы часто тащат туда свои корабли в сторону Готии по суше. [ 10 ]
Язык этого отрывка предполагает, что готская этническая идентичность готогреков все еще сохранялась в 670-х годах или даже в 8 веке. [ 3 ] Следующим источником, упоминающим готов в Малой Азии, является Феофан Исповедник Опсикиона , писавший около 815 года. Он говорит, что некоторые солдаты фемы подняли восстание на Родосе в 715 году, а затем, переправившись в Адрамиттион , к ним присоединилась остальная часть армии Опсикион и готогреки. Повстанцы, в том числе готогреки, вошли в Константинополь, где нанесли большой ущерб жизни и имуществу. [ 11 ] [ 12 ] [ 13 ] Это сообщение согласуется с мнением Космы, поместившего Готографию на северном побережье Опсикиона. Патриарх Никифор I , описывая то же восстание, не упоминает готогреков. [ 11 ] Если выбранный повстанцами император Феодосий III был сыном свергнутого Тиберия III , как утверждалось, этот факт может объяснить участие готогреков в восстании, поскольку имя Тиберия при рождении было Апсимар, возможно, готское ( но скорее тюркский [ 14 ] ) имя. [ 12 ]
Сохранилась свинцовая печать начала VIII века с изображением некоего Теодора, описанного как Silentiarios и dioiketes of Gothograeci. Поскольку это финансовые учреждения, печать показывает, что во время восстания Готогречи представляли собой не только военную, но и финансовую единицу. [ 4 ] [ 1 ]
В 844 или 845 году [ 15 ] Говорят, что архиепископ Митиленский Георгий провел два бурных дня и ночи в море, плывя от Лесбоса до Готогреции. Это повествование встречается в « Житии Георгия и его святых братьев Давида Преподобного и Симеона Столпника» , составленном, вероятно, в XI веке. [ 12 ] [ 16 ] Местоположение Готогреции не совсем ясно из текста. При определенном прочтении текста Готогреция находится на Лесбосе. С другой стороны, это можно прочитать как сообщение о том, что Георгий отплыл на Лесбос, чтобы позаботиться о друге, родом из Готогреции. [ 17 ] При любом прочтении Готогреция находится недалеко от Лесбоса. [ 16 ]
Следующее упоминание о готогреках не имеет особой исторической ценности, за исключением подтверждения существования народа с таким названием. В начале X века Арефа Кесарийский написал комментарий к Книге Откровения , в котором отождествляет Гога и Магога со скифскими народами , постоянно воюющими между собой и бегущими в поисках убежища в Римскую империю. Он стремится идентифицировать различные места и народы внутри империи как продукт скифских беженцев, в том числе Скифополь в Палестине , подразделение готов, поселившееся в Азии, и их военные формирования, тайфали и готогреки. Две последние группы, по его словам, также называются гуннами . [ 18 ] Арета проводит различие между готами и готогреками, но, поскольку он собирает ссылки из литературных источников, неясно, какое значение этому следует придавать. [ 3 ] Упоминание тайфалов, некоторые из которых поселились во Фригии в конце IV века, побудило Густава Анриха предположить, что они были первыми готогреками. [ 12 ] [ 19 ]
Упоминание о готогреках встречается в Константина VII » «О фематах (ок. 950 г.). В описании темы Опсикиона говорится , что народ, называемый Грайкой (Γραικοί), населяет побережье близ Кизика . Говорят, что их название происходит от реки Граникус . Это очевидное искажение названия Готогреци показывает, что к тому времени оно не имело этнического значения. [ 20 ] [ 21 ] Место Константина под названием Даготтенон (τῶν Δαγοτθηνῶν) к северу от Прузы , вероятно, не связано с готами, но отражает слияние названия региона Дагута с названием региона Готогрея. [ 22 ] [ 19 ] Позднее упоминание, сохранившее это имя, можно найти в Анны Комнины ( «Алексиаде» около 1148 г.), где она находит место под названием Котоиракии ( τῆς Κοτοιραικίας) в Лентиане, районе к югу от Кизика. [ 20 ] [ 21 ] Это название явно происходит от Gothograecia. [ 22 ]
На основании всех свидетельств Константин Цукерман предполагает, что наиболее вероятное местонахождение Готгреции находилось между Лампсаком и Кизиком. [ 3 ] Джон Халдон идентифицирует его просто как Мисию, прибрежную Вифинию и часть Фиргии. [ 2 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Брубейкер и Халдон 2011 , с. 631.
- ^ Jump up to: а б с д Халдон 1984 , стр. 96–97.
- ^ Jump up to: а б с д и Цукерман 1995 , с. 241.
- ^ Jump up to: а б Халдон и Кеннеди, 2012 , стр. 338–339.
- ^ Jump up to: а б Халдон 1984 , стр. 201–202.
- ^ Халдон 1984 , с. 478 н477.
- ^ Халдон 1984 , с. 226.
- ^ Брубейкер и Халдон 2011 , с. 643н.
- ^ Халдон 1995 , с. 53.
- ^ Цукерман 1995 , стр. 234–235.
- ^ Jump up to: а б Цукерман 1995 , с. 239.
- ^ Jump up to: а б с д Хэлдон 1995 , с. 46.
- ^ Халдон 1984 , с. 200.
- ^ Брубейкер и Халдон 2011 , с. 72.
- ^ Абрахамс и Доминго-Форасте 1998 , с. 240.
- ^ Jump up to: а б Цукерман 1995 , с. 240.
- ^ Абрахамс и Доминго-Форасте 1998 , с. 236н.
- ^ Цукерман 1995 , стр. 239–240.
- ^ Jump up to: а б Хэлдон 1984 , с. 369 н24.
- ^ Jump up to: а б Цукерман 1995 , стр. 240–241.
- ^ Jump up to: а б Хаслук 1910 , с. 118 и н.
- ^ Jump up to: а б Хэлдон 1995 , с. 47.
Библиография
[ редактировать ]- Абрахамс, Дороти; Доминго-Форасте, Дуглас (1998). «Житие святых Давида, Симеона и Георгия Лесбосских». В Алисе-Мэри Талбот (ред.). Византийские защитники изображений: Жития восьми святых в английском переводе . Вашингтон, округ Колумбия: Исследовательская библиотека и коллекция Думбартон-Оукса. стр. 143–242.
- Брубейкер, Лесли ; Хэлдон, Джон Ф. (2011). Византия в эпоху иконоборчества, ок. 680–850: История . Издательство Кембриджского университета.
- Хэлдон, Джон Ф. (1984). Византийские преторианцы: административный, институциональный и социальный обзор Опсикиона и Тагматы, ок. 580–900 . Бонн: Доктора. Рудольф Хабельт ГмбХ.
- Хэлдон, Джон Ф. (1995). «Косьма Иерусалимский и Готтограйки» . Византийский славянский . 56 (1): 45–54.
- Хэлдон, Джон Ф .; Кеннеди, Хью (2012). «Региональная идентичность и военная мощь: Византия и ислам, около 600–750». В Уолтере Поле ; Клеменс Гантнер; Ричард Пейн (ред.). Видения сообщества в постримском мире: Запад, Византия и исламский мир, 300–1100 гг . Эшгейт. стр. 317–353.
- Хаслак, ФРВ (1910). Кизик . Издательство Кембриджского университета.
- Цукерман, Константин (1995). «Готия в Геллеспонте в начале восьмого века». Византийские и новогреческие исследования . 19 (1): 234–241. дои : 10.1179/030701395790836649 . S2CID 162205022 .