Чжуншань (штат)
Штат Чжуншань Королевство Чжуншань | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
414/381–296 до н. э. | |||||||
Капитал | Гу Линшоу (Линшоу) | ||||||
Общие языки | Старый китайский | ||||||
Правительство | герцог, король | ||||||
Историческая эпоха | Воюющие государства | ||||||
• Учредил | 414/381 | ||||||
• Завоёван Чжао | 296 г. до н.э. | ||||||
|
Чжуншань ( китайский : 中中山 ; пиньинь : Чжуншань ) был небольшим государством , существовавшим в период Воюющих царств , которому удалось просуществовать почти 120 лет, несмотря на свои небольшие размеры. Происхождение его основателя является предметом споров между учеными.
Происхождение
[ редактировать ]Происхождение государства Чжуншань оспаривается; некоторые источники, такие как « Записки великого историка» , называют государство основанным и управляемым Бэйди (北狄), в то время как другие перечисляют их только как не Чжоу или Хань. [ 1 ] Чжуншань занимает примерно то же место, что и более раннее государство Сяньюй. У этих двух стран, Чжуншань и Сяньюй, запутанная история, поскольку термин Чжуншань начинается несколько раньше, чем заканчивается термин Сяньюй. Чжуншань, что означает центральные горы, впервые упоминается в 506 г. до н.э. министром Цзинь как враждебное соседнее государство. Между тем, последнее упоминание о сяньюй относится к 489 г. до н. э., когда Чжао Ян, цзиньский министр, возглавляет против них военную кампанию. [ 2 ]
Есть три причины, по которым Чжуншань часто считают продолжением Сяньюя: оба имели схожие отношения с Ци и Цзинь, оба государства располагались почти в одном и том же месте, и нет никаких исторических записей о завоевании Сяньюя. [ 3 ] Считается возможным, что смена названия знаменует собой переход от слабоконтролируемой конфедерации племен ди к более централизованному государству. Одним из вызовов этой теории продолжения является то, что после того, как Чжуншань был завоеван в 407–406 годах государством Вэй , маркиз Вэнь из Вэй передал землю своему старшему сыну Цзи, и на этом было основано государство. Однако этой теории противоречит строка Шиджи , в которой говорится, что новое государство Чжуншань возникло спустя некоторое время после этого. Некоторые теории предполагают, что это новое государство было продолжением более раннего Сяньюя, а другие говорят, что правящая семья нового Чжуншаня происходила из линии Чжоу . Из-за этого нет однозначного ответа относительно этнической принадлежности Чжуншаня или даже этнической принадлежности королевской семьи; однако известно, что население страны было смешанным. [ 4 ]
История
[ редактировать ]Первым крупным событием Чжуншаня стало размещение столицы в Гу в 414 г. до н.э., во время правления герцога У, традиционно считающегося основанием самой страны. [ 5 ] Вскоре после этого, в 407 году, Чжуншань был завоеван войсками Вэй во главе с генералом Юэ Яном. [ 6 ] Говорят, что сын Юэ Яна жил в Чжуншане, когда была объявлена война, и был взят в заложники. Его выставили напоказ перед Юэ Яном, чтобы ослабить боевой дух, но когда это не удалось, они убили его сына и превратили его в тушеное мясо, прежде чем отправить часть этого рагу Юэ Яну, которое он выпил на глазах у посланника Чжуншань, чтобы показать решимость. [ 7 ] Вскоре после этого, в 381 году, Чжуншань вернул себе независимость. [ 5 ]
Чжуншань вторгся в Янь в 315 году. [ 8 ] после того, как король Яня Цзы Куай отрекся от престола в пользу своего канцлера Цзы Чжи. Ци и Чжуншань по отдельности вторглись в Янь. [ 9 ] В этой войне Чжуншань захватил медные рудники, которые ранее принадлежали Дунху , но были захвачены Яном во время войны. [ 10 ] Войска Чжуншаня возглавил Сыма Чжоу. [ 11 ]
В 306 году, после того как государство Чжао под руководством короля Чжао Улина завершило военную реформу, приняв униформу и тактику кочевников Ху, они вторглись в Чжуншань. После десяти лет войны Чжао аннексировал их в 296 году. [ 3 ]
Международные отношения
[ редактировать ]Чжуншань был необычен тем, что, несмотря на то, что он был такой маленькой нацией, ему удалось выжить в течение длительного времени, учитывая, что многие страны, большие и малые, периода Воюющих царств жили очень недолго. Го Сунтао приписывает это умелой дипломатии, говоря: «В взлетах и падениях Воюющих государств Чжуншань, кажется, является незамеченным центром и опорой». Несмотря на свои небольшие размеры, они продемонстрировали впечатляющую стойкость и силу; они — единственная маленькая нация, которой отведена отдельная глава в « Стратегиях воюющих государств» . [ 12 ]
В 323 году до нашей эры Чжуншань сформировал вертикальный союз , объединившись с Вэй , Хань , Чжао и Янь , чтобы защитить себя от более крупных государств, таких как Цинь , Ци и Чу . Этот союз позволил входящим в него государствам претендовать на титул Ван (титул, примерно эквивалентный королю). [ 13 ] [ 6 ] Король Ци Вэй , который 11 годами ранее принял себе титул Ван , возражал против этого, говоря: «Мне стыдно быть королем [,], если правитель Чжуншаня тоже может быть им». Позже он сказал: «Я — государство десяти тысяч колесниц, а Чжуншань — одна из тысячи колесниц, как смеет она [Чжуншань] претендовать на титул, равный моему?». Важную часть этого заявления можно увидеть в том, что он осудил их, утверждая, что они являются царями, не в том, что они не были китайцами ( Хуаси ), что, скорее всего, было бы упомянуто в оскорблении, если бы это было правдой. Тот факт, что Чжуншань был приглашен в союз пяти государств, рассматривается как еще одно доказательство того, что они являются китайцами, поскольку варварская ( И ) страна никогда не будет приглашена в такой союз. [ 6 ] После этого король Ци Вэй попросил Вэя и Чжао присоединиться к нему в нападении на Чжуншань, чтобы заставить их отменить свой титул Ван , однако король Цо послал в эти государства советника Чжан Дэна и успешно посеял раздор и недоверие среди их, и такого союза не было. [ 14 ]
Чжао
[ редактировать ]Государство Чжао почти полностью окружало Чжуншань, и только северо-восточная граница Чжуншаня находилась за пределами Чжао . По этой причине короли Чжао считали их «болезнью сердца и живота». [ 3 ] Начиная с 307 г. до н.э., Чжао почти каждый год нападал на Чжуншань, пока в 301 г. царь Чжуншаня не был вынужден укрыться в Ци. В это время Ци объявил войну Чу и вторгся в него; видя, что Ци занят собственной войной, Чжао продвинулся вглубь Чжуншаня и полностью завоевал их. [ 15 ]
Экономика
[ редактировать ]Из-за общности находок железных сельскохозяйственных орудий в южной части Чжуншаня по сравнению с общностью скелетов животных в северной части считается, что экономика южных земель в основном заключалась в сельском хозяйстве , а экономика северных земель в основном заключалась в животноводстве . [ 16 ]
Валюта
[ редактировать ]Чжуншань использовал валюту под названием чэнбо , которая имела форму 15-граммовой бронзовой монеты в форме ножа. Известно, что эти монеты были изготовлены как минимум в Линшоу. [ 17 ]
Уровень торговли и отношения Чжуншаня с другими государствами можно примерно определить по количеству валюты, найденной в руинах Линшоу: монет с ножом ян из Яня было много, их было найдено около 374, тогда как гандань Монеты Чжао , байхуа и линь редки: всего их найдено всего 100 штук. Это отражает враждебные отношения, которые были у Чжао с Чжуншанем, и хорошие отношения Яна с Чжуншанем. Действительно, даже сходство монет «нож ян» и «чэнбо» , по-видимому, предполагает их дружеские отношения, поскольку они были одинакового размера и одинакового веса, причем обе весили пятнадцать граммов, а это означало, что они были взаимозаменяемыми. [ 8 ]
Археология и культура
[ редактировать ]Большая часть знаний об архитектуре Чжуншаня исходит из руин их столицы Линшоу и гробниц короля Чэна и его сына короля Цо . В конце 1970-х годов гробницы обоих королей были найдены в округе Пиншань провинции Хэбэй , а вскоре после этого была найдена столица. [ 18 ] в 1976 году, [ 19 ] всего в миле к востоку от могилы короля Цо. [ 18 ]
Гробницы
[ редактировать ]Гробницы двух королей, Чэна и Цо, были первой находкой архитектуры Чжуншаня и считаются самой богатой находкой любого китайского государства IV века до нашей эры. [ 18 ] На сегодняшний день это самые большие из гробниц Чжуншаня. Обе их главные камеры были разграблены, однако их складские помещения остались нетронутыми и содержали большое количество артефактов. [ 20 ] Многие из этих ритуальных сосудов, найденных в этих гробницах, были из соседних воюющих государств , а некоторые - из северных кочевников, но предметы роскоши были в основном в стиле Чжуншань. Этот раскол между археологическими свидетельствами, подтверждающими тезис о том, что они были китайским народом ( хуася ), и текстовыми источниками, утверждающими, что они были некитайским народом, вызвал две области мысли; одна сторона рассматривает Чжуншань как китаизированное меньшинство, внешнюю группу, находящуюся под сильным влиянием китайской культуры, а другая считает их китайским народом, находящимся под влиянием некитайских кочевых народов. [ 21 ]
Города
[ редактировать ]Столица Линшоу содержала множество руин, в том числе фундаменты дворцов, мастерские по изготовлению бронзы и керамики, рынки и кладбища. [ 22 ] На кладбищах вокруг Линшоу находится около 125 гробниц, и еще десятки разбросаны по всей стране. [ 23 ] Считается, что город был основан в 380 году и оставался столицей до 296 года, когда был завоеван Чжуншань. Город стратегически расположен, окружен с западной, северной и южной сторон горами Тайхан , а восточная сторона обращена к равнинам. Как и многие другие столицы того времени, город был построен на слиянии двух рек. [ который? ] . Город имел ширину около 4000 метров (13 000 футов) с востока на запад и 4500 метров (14 800 футов) с севера на юг. От городских стен остался только земляной фундамент, но известно, что их ширина варьировалась от 18 метров (59 футов) до 34 метров (112 футов). Видны двое ворот: одни на западной стороне, другие на северной стороне. [ 19 ] К стенам были прикреплены четыре земляные террасы, некоторые возле ворот. [ 24 ] Небольшой холм под названием Хуаншань находится внутри стен, в северной части города. Шуй Цзин Чжу говорит, что именно этот холм дал Чжуншань, что означает «центральная гора», свое название. Считается, что холм использовался в качестве сторожевой башни. Для дальнейшего укрепления в 1,5 км (0,93 мили) к востоку был построен небольшой город. Этот небольшой город/форт имел размеры 1400 метров (4600 футов) на 1050 метров (3440 футов). Остатки утрамбованной земли и постройки центрально-западной части все еще стоят. Этот город использовался для защиты единственного угла атаки на Линшоу, который явно был выбран по военным соображениям, а не по экономическим или политическим соображениям. [ 25 ]
Социальные классы
[ редактировать ]Чиновника, отвечавшего за руководство рабочими, изготавливающими изразцы в гончарных мастерских, называли сикоу. Чжоули описывает Сикоу как офицера, отвечающего за уголовные кодексы и осужденных, предполагая, что производство плитки в Чжуншане зависело, по крайней мере частично, от труда заключенных. [ 26 ]
Религия
[ редактировать ]Идеология Чжуншаня находилась под сильным влиянием конфуцианских идеалов, но считается, что эти идеалы использовались королем для легитимации своего правления и своей внешней политики, а не правящим классом. [ 27 ] Это можно увидеть в использовании ими конфуцианской идеологии относительно того, что правитель уполномочен небесами, чтобы атаковать Янь и захватывать города и материалы. [ 28 ]
Ключевой религиозный район Гоцунь находился примерно в 4 км к юго-западу от Линшоу и содержал 142 жертвенные ямы. Эти ямы имели площадь примерно 1,5 метра (4 фута 11 дюймов) на 0,7 метра (2 фута 4 дюйма) и глубину от 2 метров (6 футов 7 дюймов) до 12 метров (39 футов). В каждой из этих ям находили животное, обычно овцу, козу или крупный рогатый скот, со связанными ногами и хоронили его с нефритовым предметом, обычно подвеской или бидиском . [ 8 ] Эти ямы и их содержимое очень похожи на жертвенные ямы Цзинь, где, как полагают, они использовались в церемониях для формирования «клятв союза» ( мэнши ). Связь между ними рассматривалась как свидетельство сильного культурного влияния Цзинь на элиту Чжуншаня. [ 29 ]
Язык
[ редактировать ]Характеры и стиль китайцев Чжуншань наиболее близки к китайцам Ци, но на них также повлияли более южные китайские государства. [ ВОЗ? ] . Их стиль каллиграфии был очень тонким и изящным, но в то же время очень тугим. Считается, что этот стиль каллиграфии был выбран самим королем Цо, чтобы подчеркнуть свою власть. [ 30 ]
Военный
[ редактировать ]Согласно « Люши Чунцю», солдаты Чжуншаня носили железные доспехи и владели железными посохами. [ 16 ] Говорили, что они могли выставить до тысячи колесниц. [ 31 ]
Правители
[ редактировать ]- Герцог Ву ок. 414 г. до н.э. [ 32 ]
- Герцог Вэнь
- Герцог Хуан
- Герцог Ченг
- Король Цо : 323–309 до н.э. [ 33 ] [ 13 ]
- Король Кьечи
- Король Шан
Ссылки
[ редактировать ]Первоисточники
[ редактировать ]- Чжан Го Цэ (Политика воюющих царств) [ 15 ]
- Люши Чунцю (Чунцю из LV) [ 15 ]
- Шиджи (Тай Ши Гун Шу) [ 1 ]
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Ву 2017 , с. 16.
- ^ Ву 2017 , стр. 30–31.
- ^ Jump up to: а б с Ву 2017 , с. 32.
- ^ Ву 2017 , стр. 32–34.
- ^ Jump up to: а б Ву 2017 , с. 31.
- ^ Jump up to: а б с Ву 2017 , стр. 31–32.
- ^ Ву 2017 , стр. 64–65.
- ^ Jump up to: а б с Ву 2017 , с. 55.
- ^ Ву 2017 , с. 156.
- ^ Ву 2017 , стр. 156–157.
- ^ Ву 2017 , с. 166.
- ^ Ву 2017 , стр. 16–17.
- ^ Jump up to: а б Эбри и Уолтхолл, 2014 г. , с. 23.
- ^ Ву 2017 , с. 163.
- ^ Jump up to: а б с Ву 1980 , с. 1590.
- ^ Jump up to: а б Ву 2017 , с. 52.
- ^ Ву 2017 , с. 53.
- ^ Jump up to: а б с Ву 2017 , с. 17.
- ^ Jump up to: а б Ву 2017 , с. 49.
- ^ Ву 2017 , стр. 17–18.
- ^ Ву 2017 , с. 19.
- ^ Ву 2017 , с. 18.
- ^ Ву 2017 , с. 23.
- ^ Ву 2017 , стр. 49–50.
- ^ Ву 2017 , с. 50.
- ^ Ву 2017 , стр. 51–52.
- ^ Ву 2017 , с. 175.
- ^ Ву 2017 , с. 176.
- ^ Ву 2017 , с. 56.
- ^ Ву 2017 , с. 183.
- ^ Хайэм 2004 , с. 413.
- ^ Ву 2017 , с. 15.
- ^ Loewe & Shaughnessy 1999 , с. 1029.
Книги
[ редактировать ]- Эбри, Патрисия Бакли; Уолтхолл, Энн (2014). Восточная Азия: культурная, социальная и политическая история . Уодсворт. ISBN 978-113360647-5 .
- Хайэм, Чарльз Ф.В. (2004). Энциклопедия древних азиатских цивилизаций . Факты в файле. ISBN 978-143810996-1 .
- Лоу, Майкл; Шонесси, Эдвард Л. (1999). Кембриджская история древнего Китая: от истоков цивилизации до 221 г. до н.э. Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-052147030-8 .
- У, Жунцен ( 1980 . ) 978-750000277-2 .
- Ву, Сяолун (2017). Материальная культура, власть и идентичность в Древнем Китае . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-1-107-13402-7 .