Никита Патриций
Никита Патриций | |
---|---|
![]() Икона святителя Никиты Патриция | |
Исповедник веры | |
Рожденный | 761 или 762 |
Умер | 6 октября 836 г. Катесия, Византийская империя |
Почитается в | Восточное православие |
Праздник | 13 октября |
Атрибуты | Монашеское облачение |
Святой Никита Патриций ( греч . Nikitas Patrikios , латинизированный : Niketas Patrikios ; 761/62 — 6 октября 836) — византийский монах и ярый противник византийского иконоборчества . Его обычно отождествляют с , Никитой Мономахом чиновником - евнухом и полководцем из Пафлагонии, действовавшим на рубеже 9-го века.
как святой и исповедник веры Он почитается Восточной Православной Церковью . Его праздник - 13 октября. [ 1 ]
Ранняя жизнь и карьера
[ редактировать ]Никита родился в Пафлагонии в 761/62 году, и его родителей, вероятно, звали Григорий и Анна. Более поздняя традиция считала, что он был потомком императрицы Феодоры , жены Феофила ( годы правления 829–842 ). Это явно невозможно, но какую-то связь исключать нельзя. Другая традиция гласит, что он также был родственником императрицы Ирины Афинской ( годы правления 797–802 ). [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] Согласно его житию , он был кастрирован родителями в юном возрасте, получил хорошее образование и был отправлен в Константинополь в 17 лет ( ок. 778 ), где поступил на службу императорского двора. [ 1 ] [ 5 ] [ 6 ] Согласно тому же источнику, Никита отличился среди придворных евнухов и привлек внимание императрицы-матери Ирины, которая вела дела Империи в качестве регента после 780 года. Ирина повысила его по службе из-за его способностей и из-за их родственных связей. Говорят, что в 787 году Никита даже представлял императрицу на Втором Никейском соборе , хотя, учитывая молодость Никиты, это, вероятно, было изобретением его агиографа. [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] [ 7 ]
Вскоре после этого он был произведен в сан патриция и отправлен на Сицилию в качестве наместника ( стратега ) местной фемы . На основании этих сведений его обычно отождествляют с патрикием и стратегом Сицилии Никитой, который в 797 году отправил посольство к Карлу Великому , а также с патрикием Никитой Мономахом, который привез руку святой Евфимии из Константинополя ок. 796 г. и построил церковь на Сицилии для хранения святой реликвии. Таким образом, срок пребывания Никиты на посту губернатора Сицилии датируется ок. 797 г. , и завершился до 799 г., когда некий Михаил был губернатором фемы Сицилии . [ 4 ] [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ] Если «Мономах» представляет собой фамилию, а не прозвище (оно означает «единоборец»), Никита был бы первым засвидетельствованным членом семьи Мономахов , которая приобрела известность в 11 веке, причем некоторые из ее членов стали высокопоставленными. высокопоставленных чиновников, а также императора Константина IX Мономаха ( годы правления 1042–1055 ). [ 10 ]
Почти ничего не известно о деятельности Никиты в течение десятилетия после свержения Ирины в 802 году. [ 11 ] Согласно его житию, он хотел удалиться в монастырь, но ему запретили это сделать император Никифор I ( годы правления 802–811 ) и его сын Стауракиос . [ 5 ] [ 7 ] Однако его предварительно отождествляют с рядом упомянутых в летописях людей того же имени и звания: так, возможно, это патрикий Никита, владевший домом, где Гастрийский монастырь , позднее был построен [ 12 ] [ 13 ] или патрикий Никита, который был одним из основателей церкви святого Стефана в Триглее , в Вифинии . [ 14 ] Его также часто отождествляют с адмиралом Никитой, который в 807–808 годах возглавлял византийский флот при повторной оккупации Далмации и Венеции . [ 7 ] [ 15 ] [ 16 ] которого, в свою очередь, иногда отождествляют с Никитой, который был генералом логофетом в 808–811 гг. [ 17 ] [ 18 ]
Монашеская жизнь
[ редактировать ]С восшествием на престол Михаила I Рангабе ( годы правления 811–813 ) Никита наконец смог принять постриг (конец 811 г.). Действительно, новый император поддержал его в этом начинании, выступил его покровителем и подарил ему женский монастырь Хрисонике недалеко от Золотых ворот , куда удалился Никита. [ 5 ] Никита оставался в монастыре в качестве его игумена ( игумена ) началась вторая фаза византийского иконоборчества ) до конца 815 года, когда под покровительством Льва V Армянина ( годы правления 813–820 . Отказываясь признать иконоборческую политику императора, Никита покинул столицу и перебрался в один из ее пригородов. В какой-то момент его обвинили в укрытии иконы, но он не понес никакого наказания, кроме конфискации образа и заключения под домашний арест. [ 19 ] [ 20 ]
О его жизни во время правления Михаила II Аморийского ( годы правления 820–829 ) ничего не известно. [ 21 ] но в начале правления сына и преемника Михаила Феофила гонения на иконопочитателей усилились, и мишенью иконоборческого рвения императора стали в особенности монахи. Несмотря на его вероятную семейную связь с императрицей Феофила, Никите было приказано принять общение с патриархом-иконоборцем Антонием Кассиматом или ему грозит изгнание. Никита выбрал последнее и с горсткой учеников и других монахов-единомышленников бежал в Вифинию. Следующие несколько лет он провел, переезжая из одной местности в другую по побережью Мраморного моря , чтобы избежать преследований со стороны чиновников-иконоборцев, прежде чем, наконец, поселился в деревнях Зулупас, а затем в Катесии, где он умер 6 октября 836 года. [ 19 ] [ 22 ] [ 23 ] Согласно источникам, Никита специализировался на «исцелении мужчин, мучимых половыми желаниями» (К. Рингроуз). [ 24 ]
Агиографические источники
[ редактировать ]Основными источниками о Никите являются его житие и синаксария . Агиография сохранилась в рукописи XII века, которая сейчас находится в Национальной библиотеке Греции в Афинах . Ранее оно приписывалось Никите Медикионскому , но было написано анонимным монахом монастыря Архангелов (Μονή Ασωμάτων) в Катесии, основанного Никитой, вскоре после смерти Никиты. Отчет был основан на записях однофамильского племянника и ученика Никиты, который сменил его на посту настоятеля монастыря. [ 25 ] [ 26 ] [ 27 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с Банев (2003), Глава 1
- ^ Папахриссанту (1968), стр. 313–315.
- ^ Перейти обратно: а б Лилии (1996), стр. 37, 127
- ^ Перейти обратно: а б с ПмбЗ , Никитас (#5424) .
- ^ Перейти обратно: а б с д Папахриссанту (1968), стр. 313, 315.
- ^ Рингроуз (2003), с. 73
- ^ Перейти обратно: а б с д Банев (2003), Глава 2
- ^ Папахриссанту (1968), стр. 313, 316–317.
- ^ Лили (1996), стр. 37, 130
- ^ Kazhdan (1991), p. 1398
- ^ Лили (1996), стр. 37.
- ^ PmbZ , Никитас (#5424) ; Никитас (#5435) .
- ^ Тредголд (1988), с. 271
- ^ PmbZ , Никитас (#5439) .
- ^ PmbZ , Никитас (#5465/корр.) .
- ^ Тредголд (1988), стр. 144, 147.
- ^ Тредголд (1988), с. 169
- ^ PmbZ , Никитас (#5466) .
- ^ Перейти обратно: а б Банев (2003), Глава 3
- ^ Папахриссанту (1968), стр. 313–314, 317–319.
- ^ Папахриссанту (1968), стр. 314 (примечание 29).
- ^ Папахриссанту (1968), стр. 314, 319–323.
- ^ Тредголд (1988), стр. 277–280.
- ^ Рингроуз (2003), стр. 86, 124
- ^ Банев (2003), Глава 4
- ^ Папахриссанту (1968), стр. 309–313.
- ^ PmbZ , Никитас (#5473) .
Источники
[ редактировать ]- Банев, Генчо (2003). «Νικήτας Πατρίκιος» . Энциклопедия эллинского мира Малой Азии (на греческом языке). Основание эллинского мира . Проверено 21 августа 2012 года .
- Каждан, Александр (1991). «Мономах». В Каждане, Александр (ред.). Оксфордский словарь Византии . Оксфорд и Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. п. 1398. ИСБН 0-19-504652-8 .
- Лили, Ральф Йоханнес (1996). Византия при Ирине и Константине VI. (780–802) (на немецком языке). Франкфурт-на-Майне: Питер Ланг. ISBN 3-631-30582-6 .
- Лили, Ральф-Йоханнес ; Людвиг, Клаудия; Пратч, Томас; Зильке, Беате (2013). Просопография средневизантийского периода онлайн. Берлин-Бранденбургская академия наук. Создано на основе предварительной работы Ф. Винкельмана (на немецком языке). Берлин и Бостон: Де Грюйтер.
- Папахрисанту, Дениз (1968). «Исповедник второго иконоборчества: жизнь Патриса Никиты († 836 г.)». Работы и мемуары III (на французском языке). стр. 309–351.
- Рингроуз, Кэтрин М. (2003). Идеальный слуга: евнухи и социальная конструкция пола в Византии . Чикаго, Иллинойс: Издательство Чикагского университета. ISBN 978-0-226-72015-9 .
- Тредголд, Уоррен (1988). Византийское возрождение, 780–842 гг . Стэнфорд, Калифорния: Издательство Стэнфордского университета. ISBN 978-0-8047-1462-4 .