Jump to content

Никита Патриций

Никита Патриций
Икона святителя Никиты Патриция
Исповедник веры
Рожденный 761 или 762
Умер 6 октября 836 г.
Катесия, Византийская империя
Почитается в Восточное православие
Праздник 13 октября
Атрибуты Монашеское облачение

Святой Никита Патриций ( греч . Nikitas Patrikios , латинизированный : Niketas Patrikios ; 761/62 — 6 октября 836) — византийский монах и ярый противник византийского иконоборчества . Его обычно отождествляют с , Никитой Мономахом чиновником - евнухом и полководцем из Пафлагонии, действовавшим на рубеже 9-го века.

как святой и исповедник веры Он почитается Восточной Православной Церковью . Его праздник - 13 октября. [ 1 ]

Ранняя жизнь и карьера

[ редактировать ]

Никита родился в Пафлагонии в 761/62 году, и его родителей, вероятно, звали Григорий и Анна. Более поздняя традиция считала, что он был потомком императрицы Феодоры , жены Феофила ( годы правления 829–842 ). Это явно невозможно, но какую-то связь исключать нельзя. Другая традиция гласит, что он также был родственником императрицы Ирины Афинской ( годы правления 797–802 ). [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] Согласно его житию , он был кастрирован родителями в юном возрасте, получил хорошее образование и был отправлен в Константинополь в 17 лет ( ок. 778 ), где поступил на службу императорского двора. [ 1 ] [ 5 ] [ 6 ] Согласно тому же источнику, Никита отличился среди придворных евнухов и привлек внимание императрицы-матери Ирины, которая вела дела Империи в качестве регента после 780 года. Ирина повысила его по службе из-за его способностей и из-за их родственных связей. Говорят, что в 787 году Никита даже представлял императрицу на Втором Никейском соборе , хотя, учитывая молодость Никиты, это, вероятно, было изобретением его агиографа. [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] [ 7 ]

Вскоре после этого он был произведен в сан патриция и отправлен на Сицилию в качестве наместника ( стратега ) местной фемы . На основании этих сведений его обычно отождествляют с патрикием и стратегом Сицилии Никитой, который в 797 году отправил посольство к Карлу Великому , а также с патрикием Никитой Мономахом, который привез руку святой Евфимии из Константинополя ок. 796 г. и построил церковь на Сицилии для хранения святой реликвии. Таким образом, срок пребывания Никиты на посту губернатора Сицилии датируется ок. 797 г. , и завершился до 799 г., когда некий Михаил был губернатором фемы Сицилии . [ 4 ] [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ] Если «Мономах» представляет собой фамилию, а не прозвище (оно означает «единоборец»), Никита был бы первым засвидетельствованным членом семьи Мономахов , которая приобрела известность в 11 веке, причем некоторые из ее членов стали высокопоставленными. высокопоставленных чиновников, а также императора Константина IX Мономаха ( годы правления 1042–1055 ). [ 10 ]

Почти ничего не известно о деятельности Никиты в течение десятилетия после свержения Ирины в 802 году. [ 11 ] Согласно его житию, он хотел удалиться в монастырь, но ему запретили это сделать император Никифор I ( годы правления 802–811 ) и его сын Стауракиос . [ 5 ] [ 7 ] Однако его предварительно отождествляют с рядом упомянутых в летописях людей того же имени и звания: так, возможно, это патрикий Никита, владевший домом, где Гастрийский монастырь , позднее был построен [ 12 ] [ 13 ] или патрикий Никита, который был одним из основателей церкви святого Стефана в Триглее , в Вифинии . [ 14 ] Его также часто отождествляют с адмиралом Никитой, который в 807–808 годах возглавлял византийский флот при повторной оккупации Далмации и Венеции . [ 7 ] [ 15 ] [ 16 ] которого, в свою очередь, иногда отождествляют с Никитой, который был генералом логофетом в 808–811 гг. [ 17 ] [ 18 ]

Монашеская жизнь

[ редактировать ]

С восшествием на престол Михаила I Рангабе ( годы правления 811–813 ) Никита наконец смог принять постриг (конец 811 г.). Действительно, новый император поддержал его в этом начинании, выступил его покровителем и подарил ему женский монастырь Хрисонике недалеко от Золотых ворот , куда удалился Никита. [ 5 ] Никита оставался в монастыре в качестве его игумена ( игумена ) началась вторая фаза византийского иконоборчества ) до конца 815 года, когда под покровительством Льва V Армянина ( годы правления 813–820 . Отказываясь признать иконоборческую политику императора, Никита покинул столицу и перебрался в один из ее пригородов. В какой-то момент его обвинили в укрытии иконы, но он не понес никакого наказания, кроме конфискации образа и заключения под домашний арест. [ 19 ] [ 20 ]

О его жизни во время правления Михаила II Аморийского ( годы правления 820–829 ) ничего не известно. [ 21 ] но в начале правления сына и преемника Михаила Феофила гонения на иконопочитателей усилились, и мишенью иконоборческого рвения императора стали в особенности монахи. Несмотря на его вероятную семейную связь с императрицей Феофила, Никите было приказано принять общение с патриархом-иконоборцем Антонием Кассиматом или ему грозит изгнание. Никита выбрал последнее и с горсткой учеников и других монахов-единомышленников бежал в Вифинию. Следующие несколько лет он провел, переезжая из одной местности в другую по побережью Мраморного моря , чтобы избежать преследований со стороны чиновников-иконоборцев, прежде чем, наконец, поселился в деревнях Зулупас, а затем в Катесии, где он умер 6 октября 836 года. [ 19 ] [ 22 ] [ 23 ] Согласно источникам, Никита специализировался на «исцелении мужчин, мучимых половыми желаниями» (К. Рингроуз). [ 24 ]

Агиографические источники

[ редактировать ]

Основными источниками о Никите являются его житие и синаксария . Агиография сохранилась в рукописи XII века, которая сейчас находится в Национальной библиотеке Греции в Афинах . Ранее оно приписывалось Никите Медикионскому , но было написано анонимным монахом монастыря Архангелов (Μονή Ασωμάτων) в Катесии, основанного Никитой, вскоре после смерти Никиты. Отчет был основан на записях однофамильского племянника и ученика Никиты, который сменил его на посту настоятеля монастыря. [ 25 ] [ 26 ] [ 27 ]

  1. ^ Перейти обратно: а б с Банев (2003), Глава 1
  2. ^ Папахриссанту (1968), стр. 313–315.
  3. ^ Перейти обратно: а б Лилии (1996), стр. 37, 127
  4. ^ Перейти обратно: а б с ПмбЗ , Никитас (#5424) .
  5. ^ Перейти обратно: а б с д Папахриссанту (1968), стр. 313, 315.
  6. ^ Рингроуз (2003), с. 73
  7. ^ Перейти обратно: а б с д Банев (2003), Глава 2
  8. ^ Папахриссанту (1968), стр. 313, 316–317.
  9. ^ Лили (1996), стр. 37, 130
  10. ^ Kazhdan (1991), p. 1398
  11. ^ Лили (1996), стр. 37.
  12. ^ PmbZ , Никитас (#5424) ; Никитас (#5435) .
  13. ^ Тредголд (1988), с. 271
  14. ^ PmbZ , Никитас (#5439) .
  15. ^ PmbZ , Никитас (#5465/корр.) .
  16. ^ Тредголд (1988), стр. 144, 147.
  17. ^ Тредголд (1988), с. 169
  18. ^ PmbZ , Никитас (#5466) .
  19. ^ Перейти обратно: а б Банев (2003), Глава 3
  20. ^ Папахриссанту (1968), стр. 313–314, 317–319.
  21. ^ Папахриссанту (1968), стр. 314 (примечание 29).
  22. ^ Папахриссанту (1968), стр. 314, 319–323.
  23. ^ Тредголд (1988), стр. 277–280.
  24. ^ Рингроуз (2003), стр. 86, 124
  25. ^ Банев (2003), Глава 4
  26. ^ Папахриссанту (1968), стр. 309–313.
  27. ^ PmbZ , Никитас (#5473) .

Источники

[ редактировать ]
  • Банев, Генчо (2003). «Νικήτας Πατρίκιος» . Энциклопедия эллинского мира Малой Азии (на греческом языке). Основание эллинского мира . Проверено 21 августа 2012 года .
  • Каждан, Александр (1991). «Мономах». В Каждане, Александр (ред.). Оксфордский словарь Византии . Оксфорд и Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. п. 1398. ИСБН  0-19-504652-8 .
  • Лили, Ральф Йоханнес (1996). Византия при Ирине и Константине VI. (780–802) (на немецком языке). Франкфурт-на-Майне: Питер Ланг. ISBN  3-631-30582-6 .
  • Лили, Ральф-Йоханнес ; Людвиг, Клаудия; Пратч, Томас; Зильке, Беате (2013). Просопография средневизантийского периода онлайн. Берлин-Бранденбургская академия наук. Создано на основе предварительной работы Ф. Винкельмана (на немецком языке). Берлин и Бостон: Де Грюйтер.
  • Папахрисанту, Дениз (1968). «Исповедник второго иконоборчества: жизнь Патриса Никиты († 836 г.)». Работы и мемуары III (на французском языке). стр. 309–351.
  • Рингроуз, Кэтрин М. (2003). Идеальный слуга: евнухи и социальная конструкция пола в Византии . Чикаго, Иллинойс: Издательство Чикагского университета. ISBN  978-0-226-72015-9 .
  • Тредголд, Уоррен (1988). Византийское возрождение, 780–842 гг . Стэнфорд, Калифорния: Издательство Стэнфордского университета. ISBN  978-0-8047-1462-4 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: aabc6669c730294c71032010c0c1cee7__1699885800
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/aa/e7/aabc6669c730294c71032010c0c1cee7.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Nicetas the Patrician - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)