Jump to content

Изопропилнитрат

Изопропилнитрат [1]
Скелетная формула изопропилнитрата
Шаровидная модель молекулы изопропилнитрата.
Имена
Предпочтительное название ИЮПАК
Пропан-2-илнитрат
Другие имена
Изопропилнитрат
Изонит
Идентификаторы
3D model ( JSmol )
ЧЕМБЛ
ХимическийПаук
Информационная карта ECHA 100.015.439 Отредактируйте это в Викиданных
НЕКОТОРЫЙ
Характеристики
C3H7NOC3H7NO3
Молярная масса 105.09 g/mol
Появление Бесцветная жидкость
Плотность 1,036 г/см 3 , жидкость
Температура плавления -82,5 ° C (-116,5 ° F; 190,7 К)
Точка кипения 101,5 ° С (214,7 ° F; 374,6 К)
Кислотность ( pKa ) 16.9 [2] [3] [4]
Вязкость 0,66 сП при 20 °C
Опасности
точка возгорания 22,2 ° C (72,0 ° F; 295,3 К)
Паспорт безопасности (SDS) Внешний паспорт безопасности материалов
Если не указано иное, данные приведены для материалов в стандартном состоянии (при 25 °C [77 °F], 100 кПа).

Изопропилнитрат (ИПН, 2-пропилнитрат) — бесцветное жидкое монопропеллент . Используется в качестве дизельного топлива присадки для повышения цетанового числа . ИПН — взрывчатое вещество низкой чувствительности, скорость детонации около 5400 м/с. [5]

Изопропилнитрат чрезвычайно горюч и горит практически невидимым пламенем. Это представляет собой уникальную опасность при обращении с ним. Пламя значительно менее яркое, чем пламя водорода или метанола, и видно только из-за турбулентного горячего воздуха, которое оно генерирует. [ нужна ссылка ] Тем не менее, он официально считается безопасным для транспортировки при условии, что на нем указана легковоспламеняющаяся продукция. [6]

Изопропилнитрат ранее использовался в системе быстрого запуска реактивных двигателей военных самолетов-перехватчиков (требование к быстрому скремблированию , поскольку он обеспечивал одновременный, почти мгновенный запуск двигателей для двух двигателей) и был известен как AVPIN. [7] Ранние системы, используемые на Gloster Javelin , использовали простой картридж с повышенным давлением и имели плохую репутацию из-за осечек зажигания, включая взрывы, разрушающие двигатель. Тем не менее, компания Rolls-Royce смогла продемонстрировать, что топливо чрезвычайно стабильно и что снаряд из пушки может быть выпущен через контейнер с ним без какого-либо драматического эффекта. Изопропилнитрат также продавался компанией Turbonique под торговой маркой «Thermolene» в качестве топлива для их линейки «буксирующих мостов» с турбинным приводом и нагнетателей в 1960-х годах.

Выхлопные газы монотопливного двигателя AVPIN сами по себе могут быть взрывоопасными, если смешаны с воздухом. Хотя стартеры двигателей не требуют подачи воздуха для своей основной работы, в более поздние конструкции, такие как English Electric Lightning , воздух подавался с помощью автоматического продувочного насоса просто для контроля этих паров. [7] История использования AVPIN на Lightning показала, что он безопасен и эффективен в использовании. Ограниченная доступность AVPIN в настоящее время является ограничением для продолжения эксплуатации некоторых сохранившихся военных самолетов, таких как Lightnings в Великобритании и Южной Африке, и поэтому некоторые из них переводятся на электрический запуск. [8] [9]

Он также использовался в качестве топлива для питания и срабатывания управляемого оружия, особенно в Британском Королевском флоте . [10]

  1. ^ А. Эбботт (1980). «Монотопливо изопропилнитрат - его характеристики и использование, а также возможные будущие применения». 16-я совместная конференция по двигательной технике . Американский институт аэронавтики и астронавтики. дои : 10.2514/6.1980-1293 .
  2. ^ Райх, Ганс. «Таблица Bordwell pKa: «Нитроалканы» » . Химический факультет Университета Висконсина . Архивировано из оригинала 9 октября 2008 года . Проверено 17 января 2016 г.
  3. ^ Мэтьюз, Уолтер; и др. (1975). «Равновесные кислотности угольных кислот. VI. Установление абсолютной шкалы кислотностей в растворе диметилсульфоксида». Журнал Американского химического общества . 97 (24): 7006. doi : 10.1021/ja00857a010 .
  4. ^ Бордвелл, ФГ (1975). «Кислотность углеродных кислот. VII. Конъюгация и штамм некоторых циклопропильных анионов». Журнал Американского химического общества . 97 (24): 7160–7162. дои : 10.1021/ja00857a033 .
  5. ^ «Ударное инициирование и детонационная способность изопропилнитрата» (PDF) .
  6. ^ «Технические заметки по Джавелину» . Архивировано из оригинала 21 августа 2008 г.
  7. ^ Перейти обратно: а б «11: Запуск и зажигание». Реактивный двигатель . Роллс-Ройс . 1986. стр. 124–125. ISBN  978-0-902121-04-1 .
  8. ^ «Тема: XS458 T5 Lightning – видео: ПОСЛЕДНИЙ AVPIN запустил взлетно-посадочную полосу» . boardreader.com . Архивировано из оригинала 3 октября 2013 г. Проверено 7 июня 2012 г.
  9. ^ «Охотники и молнии» . Форумы PPRuNe .
  10. ^ «Def Stan 91-89, выпуск 2» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 8 октября 2007 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: ae37e1d7ac9ac36c3c44a7f07d78dc64__1719351180
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/ae/64/ae37e1d7ac9ac36c3c44a7f07d78dc64.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Isopropyl nitrate - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)