Изопропилнитрат
Имена | |
---|---|
Предпочтительное название ИЮПАК Пропан-2-илнитрат | |
Другие имена Изопропилнитрат Изонит | |
Идентификаторы | |
3D model ( JSmol ) | |
ЧЕМБЛ | |
ХимическийПаук | |
Информационная карта ECHA | 100.015.439 |
ПабХим CID | |
НЕКОТОРЫЙ | |
Панель управления CompTox ( EPA ) | |
Характеристики | |
C3H7NOC3H7NO3 | |
Молярная масса | 105.09 g/mol |
Появление | Бесцветная жидкость |
Плотность | 1,036 г/см 3 , жидкость |
Температура плавления | -82,5 ° C (-116,5 ° F; 190,7 К) |
Точка кипения | 101,5 ° С (214,7 ° F; 374,6 К) |
Кислотность ( pKa ) | 16.9 [2] [3] [4] |
Вязкость | 0,66 сП при 20 °C |
Опасности | |
точка возгорания | 22,2 ° C (72,0 ° F; 295,3 К) |
Паспорт безопасности (SDS) | Внешний паспорт безопасности материалов |
Если не указано иное, данные приведены для материалов в стандартном состоянии (при 25 °C [77 °F], 100 кПа). |
Изопропилнитрат (ИПН, 2-пропилнитрат) — бесцветное жидкое монопропеллент . Используется в качестве дизельного топлива присадки для повышения цетанового числа . ИПН — взрывчатое вещество низкой чувствительности, скорость детонации около 5400 м/с. [5]
Изопропилнитрат чрезвычайно горюч и горит практически невидимым пламенем. Это представляет собой уникальную опасность при обращении с ним. Пламя значительно менее яркое, чем пламя водорода или метанола, и видно только из-за турбулентного горячего воздуха, которое оно генерирует. [ нужна ссылка ] Тем не менее, он официально считается безопасным для транспортировки при условии, что на нем указана легковоспламеняющаяся продукция. [6]
Изопропилнитрат ранее использовался в системе быстрого запуска реактивных двигателей военных самолетов-перехватчиков (требование к быстрому скремблированию , поскольку он обеспечивал одновременный, почти мгновенный запуск двигателей для двух двигателей) и был известен как AVPIN. [7] Ранние системы, используемые на Gloster Javelin , использовали простой картридж с повышенным давлением и имели плохую репутацию из-за осечек зажигания, включая взрывы, разрушающие двигатель. Тем не менее, компания Rolls-Royce смогла продемонстрировать, что топливо чрезвычайно стабильно и что снаряд из пушки может быть выпущен через контейнер с ним без какого-либо драматического эффекта. Изопропилнитрат также продавался компанией Turbonique под торговой маркой «Thermolene» в качестве топлива для их линейки «буксирующих мостов» с турбинным приводом и нагнетателей в 1960-х годах.
Выхлопные газы монотопливного двигателя AVPIN сами по себе могут быть взрывоопасными, если смешаны с воздухом. Хотя стартеры двигателей не требуют подачи воздуха для своей основной работы, в более поздние конструкции, такие как English Electric Lightning , воздух подавался с помощью автоматического продувочного насоса просто для контроля этих паров. [7] История использования AVPIN на Lightning показала, что он безопасен и эффективен в использовании. Ограниченная доступность AVPIN в настоящее время является ограничением для продолжения эксплуатации некоторых сохранившихся военных самолетов, таких как Lightnings в Великобритании и Южной Африке, и поэтому некоторые из них переводятся на электрический запуск. [8] [9]
Он также использовался в качестве топлива для питания и срабатывания управляемого оружия, особенно в Британском Королевском флоте . [10]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ А. Эбботт (1980). «Монотопливо изопропилнитрат - его характеристики и использование, а также возможные будущие применения». 16-я совместная конференция по двигательной технике . Американский институт аэронавтики и астронавтики. дои : 10.2514/6.1980-1293 .
- ^ Райх, Ганс. «Таблица Bordwell pKa: «Нитроалканы» » . Химический факультет Университета Висконсина . Архивировано из оригинала 9 октября 2008 года . Проверено 17 января 2016 г.
- ^ Мэтьюз, Уолтер; и др. (1975). «Равновесные кислотности угольных кислот. VI. Установление абсолютной шкалы кислотностей в растворе диметилсульфоксида». Журнал Американского химического общества . 97 (24): 7006. doi : 10.1021/ja00857a010 .
- ^ Бордвелл, ФГ (1975). «Кислотность углеродных кислот. VII. Конъюгация и штамм некоторых циклопропильных анионов». Журнал Американского химического общества . 97 (24): 7160–7162. дои : 10.1021/ja00857a033 .
- ^ «Ударное инициирование и детонационная способность изопропилнитрата» (PDF) .
- ^ «Технические заметки по Джавелину» . Архивировано из оригинала 21 августа 2008 г.
- ^ Перейти обратно: а б «11: Запуск и зажигание». Реактивный двигатель . Роллс-Ройс . 1986. стр. 124–125. ISBN 978-0-902121-04-1 .
- ^ «Тема: XS458 T5 Lightning – видео: ПОСЛЕДНИЙ AVPIN запустил взлетно-посадочную полосу» . boardreader.com . Архивировано из оригинала 3 октября 2013 г. Проверено 7 июня 2012 г.
- ^ «Охотники и молнии» . Форумы PPRuNe .
- ^ «Def Stan 91-89, выпуск 2» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 8 октября 2007 г.