Битва при Жобуре
Битва при Жобуре | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Часть наполеоновских войн | |||||||
![]() Захват Этуали кораблем «Гебрус» у мыса Ла-Хог , Николас Покок | |||||||
| |||||||
Воюющие стороны | |||||||
![]() |
![]() | ||||||
Командиры и лидеры | |||||||
сэр Майкл Сеймур Эдмунд Палмер |
Пьер-Анри Филибер Абель Обер из Пти-Туар | ||||||
Сила | |||||||
1 линейный корабль 1 фрегат 1 бриг | 2 фрегата | ||||||
Жертвы и потери | |||||||
14 убитых, 26 раненых |
40 убитых, 73 раненых 2 фрегата захвачены |
Битва при Жобуре — незначительное морское сражение между британскими и французскими эскадрами фрегатов в последние недели войны Шестой коалиции в 22-м и предпоследнем году Французской революционной и наполеоновской войн . В октябре 1813 года французский флот, неспособный бросить вызов господству Королевского флота на море, послал две небольшие эскадры фрегатов, чтобы преследовать британскую торговлю в Атлантическом океане . Один был введен в бой в январе 1814 года и разбит возле Канарских островов , но второй, из Нанта и состоящий из фрегатов «Этуаль» и «Султан» , вел безрезультатный бой против британского фрегата HMS Severn 4 января в середине Атлантического океана, и это был яростный бой. против HMS Astrea и HMS Creole 23 января возле Майо на островах Зеленого Мыса .
Пытаясь вернуться в Сен-Мало в марте, когда союзные армии стояли у ворот Парижа и война подходила к концу, французская эскадра была перехвачена возле Иль-де-Бац гораздо более сильной британской эскадрой, включая линейный корабль HMS Hannibal. , фрегат HMS Hebrus и бриг HMS Sparrow . Султан , сильно пострадавший в бою с креолами , вскоре был преследован Ганнибалом и сдался без боя, но Этуаль , столкнувшись только с Гебром , отвернулся, пытаясь бежать. Рано утром 27 марта «Гебрусу» удалось достичь своей добычи у Жобура в Нормандии , и фрегаты вступили в ожесточенный бой недалеко от берега. Спустя более двух часов Этуаль цвета были поражены , и она сдалась. Оба корабля понесли тяжелые потери, но оба приза были успешно возвращены в Великобританию и приняты на вооружение Королевского флота. Это было последнее военно-морское сражение в войне Шестой коалиции, завершившееся отречением императора Наполеона 11 апреля.
Фон
[ редактировать ]К концу октября 1813 г. война Шестой коалиции находилась на завершающей стадии; Император Наполеон потерпел поражение в битве при Лейпциге от союзных европейских армий и отступал к границам Франции. [ 1 ] в то время как британская армия под командованием лорда Веллингтона пересекла Пиренеи и наступала на Тулузу . Французский флот так и не оправился от поражения в Трафальгарской битве в 1805 году и не предпринял никаких серьезных попыток выйти в море после неудачной попытки, закончившейся поражением в битве на Баскских дорогах в 1809 году. [ 2 ] Британский контроль над торговыми путями в Атлантическом океане на этом этапе оспаривался лишь небольшим военно-морским флотом США и горсткой французских рейдеров, способных уклониться от французских портов Королевским флотом постоянной жесткой блокады , которая действовала эффективно и почти непрерывно со времен Начало Французской революционной войны в 1793 году. [ 3 ]
В конце октября небольшие рейдовые эскадры, каждая из которых состояла из двух недавно построенных фрегатов с отборными экипажами и командирами, покинули Францию с приказом атаковать британские торговые суда в Атлантике. [ 4 ] Первая эскадра была отправлена из Шербура и состояла из 40-пушечных кораблей «Ифигения» и «Алкмена» . Второй отплыл из Нанта и включал в себя « Этуаль» под командованием капитана Пьера-Анри Филибера и «Султан» под командованием капитана Жоржа Дю-Пти-Туара . В то время как Ифигения и Алкмена были нацелены на британскую торговлю с Западной Африкой , Этуаль и Султан были направлены в центр Атлантического океана. Ифигения и Алкмена захватили несколько ценных британских торговых судов, прежде чем были перехвачены и разбиты 16 января 1814 года возле Канарских островов . [ 5 ]
18 января 1814 года Этуаль и Султан встретили британский торговый конвой в порту. 24 ° с.ш. 53 ° з.д. / 24 ° с.ш. 53 ° з.д. в центральной части Северной Атлантики. Увидев далекие паруса в 04:00, французские капитаны вскоре подтвердили, что конвой, идущий на северо-запад к месту назначения, Бермудским островам , защищался только одним британским военным кораблем, 40-пушечным фрегатом HMS Severn под командованием капитана Джеймса Норса . [ 6 ] В 07:30 «Норс» подошел к неопознанным кораблям, в 08:40 определив, что это вражеские суда, и отдав приказ конвою разойтись. Французская эскадра преследовала Северна , Нурс открыл дальний огонь из своих кормовых орудий по Этуалю в 10:30. [ 7 ] Французский корабль сдерживал ответный огонь из носовых орудий до 16:05, когда дальность значительно сузилась, а полет Северна отвлек французов настолько, что позволил конвою уйти. «Северн» оказался быстрым кораблем, «Норс» успешно сдерживал преследование посредством перестрелки на расстоянии более 2 морских миль (3,7 км). В 17:30 французский огонь прекратился, поскольку дальность снова увеличилась, и Северн начал отходить, а Филибер наконец прекратил преследование в 08:00 19 января. [ 6 ]
Битва при Майо
[ редактировать ]Битва при Майо | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Часть наполеоновских войн | |||||||
| |||||||
Воюющие стороны | |||||||
![]() |
![]() | ||||||
Командиры и лидеры | |||||||
Джордж Чарльз Маккензи Джон Эвли † |
Пьер-Анри Филибер Жорж Дю-Пти-Туар | ||||||
Сила | |||||||
2 фрегата | 2 фрегата | ||||||
Жертвы и потери | |||||||
19 убитых, 63 раненых | 20–40 убитых, 30–60 раненых |
Затем французская эскадра направилась на юго-запад и прибыла в Майо на португальских островах Зеленого Мыса 22 января . Эскадра бросила якорь в Порто-Инглес и была обнаружена там в 09:55 следующего утра британской эскадрой фрегатов из 36-пушечных кораблей HMS Astrea под командованием капитана Джорджа Чарльза Маккензи и HMS Creole под командованием капитана Джона Эвли . Британские корабли направлялись в Порто-Инглес из Фуэртевентуры и первыми заметили французские корабли с двумя небольшими призами, стоявшие на якоре через мыс, предполагая, что это испанские или португальские корабли. Однако, когда французы не ответили на закодированные сигналы, британские капитаны поняли, что незнакомцы, должно быть, вражеские суда, и решили атаковать их там, где они стояли на якоре. [ 8 ]
В 12:00 французские корабли вышли в открытое море на юго-восток вдоль побережья Майо, преследуемые британцами. Астрея пострадала от сильного ветра, потеряв несколько марселей, что снизило ее скорость. Под руководством креола британским кораблям удалось опередить французов к 12:45, Эвли открыл огонь из носовых орудий впереди французов и обменялся бортовыми залпами с Султаном в 13:00. [ 8 ] Когда Креол и Султан вступили в бой друг с другом, Маккензи провел свой отремонтированный корабль через разрыв между ними, обменявшись двумя залпами с близкого расстояния с Султаном и наступив на Этуаль , который вырвался вперед в бою. Вмешательство Астреи было своевременным, позволив Ивли потушить небольшой пожар, вспыхнувший в его снастях, прежде чем Креол снова присоединился к бою в 14:30. Почти сразу же вспыхнул еще один пожар, и хотя он был потушен, Астрея сильно пострадала от огня Султане . Решив, что его корабль больше не может эффективно конкурировать с французским военным кораблем, Маккензи вышел из боя, отступив к острову Сантьяго . [ 7 ]
Астрея достигла Этуаля в 14:30, обменявшись залпами, прежде чем нанести удар по правому борту корабля Филиберта. В ходе маневра рулевой «Астреи » потерял контроль над кораблем, и Филибер воспользовался возможностью провести Этуаля через корму «Астреи» . Обстреляв британский корабль шквальным огнем в упор, Филиберт нанес серьезные повреждения квартердеку «Астреи» , вырвав арматуру и взорвав заряженную карронаду . [ 9 ] Эвели отчаянно тянул свой корабль обратно к Этуалю , но при этом был ранен в грудь и убит пистолетным огнем с палубы Этуаля . Лейтенант Джон Булфорд принял на себя командование, продолжая сражаться с Филибертом на близкой дистанции. Однако к 15:05 стало ясно, что шансов на победу нет: креол было видно, как отступает из боя, в то время как Султане быстро приближался к бою, угрожая сокрушить подбитый фрегат, даже когда на главном марселе вспыхнул пожар. Пожар вскоре был потушен, и Булфорд задумал попытку подняться на борт Этуаля , но ему помешало бурное море. В 15:30 Султан обстрелял Астрею, прежде чем отойти, Дю Пети-Туар считал, что Филиберту не нужна помощь против поврежденного британского фрегата. [ 9 ]
В 16:15 бизань-мачта «Астреи» , снова загоревшаяся, упала за борт, оставив корабль Булфорда неуправляемым. Очевидно, удовлетворившись приведением британского корабля в искалеченное состояние, Филибер отвел «Этуаль» на юго-запад, присоединившись к «Султану» , который боролся с обрушившейся грот-стеньгой. Получив таким образом отсрочку, Булфорд последовал за креолами в сторону Сантьяго, и оба британских корабля вскоре после этого прибыли в порт Прая . Потери британцев были тяжелыми: креолы потеряли десять убитыми и 26 ранеными, а Астрея потеряла девять убитыми, включая капитана Эвли, и 37 ранеными. Оба корабля были сильно повреждены, и впоследствии считалось, что Астрее повезло, что она не попала в плен: Уильям Джеймс писал, что Астрея находилась «в состоянии не меньше удивления, чем радости по поводу своего необычайного побега». [ 10 ]
Битва при Жобуре
[ редактировать ]Этуаль и Султан , хотя и были мнимыми победителями в бою, оба были сильно повреждены: все мачты серьезно пострадали от британской бомбардировки, а общие потери составили от 20–40 убитых и 30–60 раненых. [ 10 ] Повреждения мачт были серьезными, поскольку фрегаты находились за тысячи миль от дружественного порта и не могли произвести ничего, кроме самого элементарного ремонта. Султане , в частности, нуждался в капитальном временном ремонте и был вынужден установить присяжные мачты, поскольку повреждения были слишком серьезными для регулярной эксплуатации. Не имея возможности продолжить круиз, фрегаты повернули на север, в сторону Европы. К 26 марта эскадра плыла на восток по Ла-Маншу , примерно в 35 морских милях (65 км) к северу от Иль-де-Бац в Бретани, по пути к нормандскому порту Сен-Мало . В 09:00 поблизости были замечены два судна, их приближение было скрыто густым туманом . Это были британский 36-пушечный фрегат HMS Hebrus под командованием капитана Эдмунда Палмера и 16-пушечный бриг-шлюп HMS Sparrow под командованием командира Фрэнсиса Эрскина Лох , [ 11 ] участие в блокаде портов Ла-Манша. [ 12 ]
Воробей был замечен так близко к французским кораблям, что попал под непосредственный обстрел, в результате которого было разорвано такелаж, убит старшина и ранен еще один матрос. Воробей приблизился к Хебрусу для поддержки, Палмер стрелял залпами по французам с дальнего расстояния, одновременно подавая сигнал о поддержке со стороны близлежащего 74-пушечного линейного корабля HMS Hannibal под командованием капитана сэра Майкла Сеймура . [ 13 ] Когда туман рассеялся, Ганнибал стало ясно видно, как приближается под всеми парусами с северо-запада. Поскольку смена ветра на северо-запад в 11:00 предоставила французам возможность спастись, фрегаты разделились, поврежденный «Султан» последовал за ветром, а Этуаль повернул на юго-восток. Понимая, что только Хебрус был в состоянии поймать Этуаля , Сеймур приказал Палмеру преследовать его, в то время как Ганнибал и Воробей продвигались к Султане . Корабль Дю Пти-Туара был не в состоянии уклониться от гораздо более крупного британского военного корабля или противостоять ему и к 15:30 находился в пределах досягаемости Ганнибала , Сеймур произвел два предупредительных выстрела над Султаном . Осознав свое неизбежное поражение, Дю Пети-Туар произвел залп в море в сторону от Ганнибала и поднял свой флаг в знак капитуляции в 16:15, когда Сеймур завладел французским кораблем. [ 14 ]
В то время как его товарищ был захвачен Ганнибалом , Филиберт предпринимал напряженные усилия, чтобы спастись от Гебра . К 14:00 «Султан» и «Ганнибал» скрылись из виду, Воробей исчез за горизонтом через три часа, а Этуаль опередил преследователя Палмера на 3 морских мили (5,6 км). Филиберт повернул на северо-восток, пытаясь уйти, но Гебрус все еще медленно догонял Этуаль , когда наступила ночь. Когда корабли прошли через Олдерни-Рейс , Палмер набрал значительное количество воды на Филиберте, подгоняя французский корабль близко к берегу возле деревни Жобур в 01:35 27 марта. [ 15 ] Столкнувшись с риском приземлиться в темноте, Филиберт развернулся и открыл огонь по Хебрусу в 01:45, фрегаты вели перестрелку, пока Этуаль медленно приближался к мысу Жобур. Палмер попытался разгребать Этуаль , пройдя так близко за кормой, что их такелаж почти запутался, но Филиберт в ответ пересек нос Хебрус , нанеся серьезные повреждения снастям британского корабля в 02:20. Маневрируя от земли, Палмеру в 03:00 помог легкий ветерок, который неоднократно проходил через нос Этуаля и каждый раз обстреливал корабль, нанося серьезные повреждения, так что к 03:45 бизань-мачта Филиберта рухнула за борт. Пятнадцать минут спустя Этуаль наконец прекратил огонь, и Филибер объявил о своей сдаче. [ 13 ]
Последствия
[ редактировать ]
Первой задачей Палмера было отвести оба корабля от береговой линии; Помимо риска посадки на мель, французская артиллерийская батарея открыла в темноте беспорядочный огонь, поразив как британские, так и французские корабли. К 07:00 и «Эбрус», и «Этуаль» были успешно эвакуированы в районе мыса Жобур и встали на якорь возле прибрежной деревни Вовиль . [ 16 ] У «Эбруса» были значительные повреждения такелажа: 13 человек убиты и 25 ранены из экипажа из 284 человек. Основные повреждения «Этуаля» пришелся на корпус: потери составили 40 человек убитыми и 73 ранеными из экипажа из 327 человек. Повреждения «Этуаль» были настолько серьезными, что Палмер немедленно приказал кораблю направиться в Плимут , который прибыл 29 марта. Султане была в лучшем состоянии и добралась до Портсмута незадолго до этого . Оба фрегата были недавно построены и находились в хорошем состоянии, оба были приняты в состав Королевского флота, «Этуаль» как HMS Topaze и «Султан» под своим собственным именем. [ 17 ] В своем отчете о действиях Сеймур писал о Палмере: «Я совершенно не знаю, как выразить в адекватных выражениях свое восхищение мастерством и решением капитана Палмера в столь интересном случае, а также его новой корабельной компанией, его офицерами и его собственное умелое и бесстрашное поведение». [ 18 ] Более чем три десятилетия спустя это сражение вошло в число действий, отмеченных застежкой, прикрепленной к Медали за службу военно-морским силам , вручаемой по заявлению всем британским участникам, еще жившим в 1847 году. [ 19 ]
Сражение стало последним значительным военно-морским сражением в войне Шестой коалиции: союзные армии вошли в Париж 30 марта, а Наполеон, изолированный и побежденный, отрекся от престола 6 апреля. [ 1 ] Бои в Атлантике продолжились во время войны 1812 года , и произошло последнее военно-морское сражение долгих наполеоновских войн во время «Сто дней» линейный корабль HMS Rivoli перехватил и разбил наполеоновский фрегат «Мельпомена» . в 1815 году, когда 30 апреля [ 20 ] Однако битва Гебруса с Этуалем стала последней встречей десятков отдельных фрегатов в почти непрерывной 23-летней войне между Великобританией и Францией. [ 21 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Чендлер, с. 153
- ^ Гардинер, с. 56
- ^ Гардинер, с. 182
- ^ Вудман, с. 328
- ^ Клоуз, с. 543
- ^ Перейти обратно: а б Джеймс, с. 261
- ^ Перейти обратно: а б Клоуз, с. 544
- ^ Перейти обратно: а б Джеймс, с. 262
- ^ Перейти обратно: а б Джеймс, с. 263
- ^ Перейти обратно: а б Джеймс, с. 264
- ^ Дополнительную информацию о Фрэнсисе Эрскине Лохе см.: О'Бирн, Уильям Р. (1849). . Военно-морской биографический словарь . Лондон: Джон Мюррей.
- ^ Джеймс, с. 265
- ^ Перейти обратно: а б Клоуз, с. 545
- ^ «№16875» . Лондонская газета . 29 марта 1814 г. с. 678.
- ^ Гардинер, стр. 183.
- ^ Джеймс, с. 266
- ^ Джеймс, с. 267
- ^ «№16876» . Лондонская газета . 2 апреля 1814 г., стр. 698–699.
- ^ «№20939» . Лондонская газета . 26 января 1849 г., стр. 236–245.
- ^ Джеймс, с. 353
- ^ United Service Journal, 1834, капитан Эдмунд Палмер, CB
Ссылки
[ редактировать ]- Клоуз, Уильям Лэрд (1997) [1900]. Королевский флот, История с древнейших времен до 1900 года, Том V. Издательство Чатем. ISBN 1-86176-014-0 .
- Гардинер, Роберт, изд. (2001) [1998]. Победа морской державы . Кэкстон Издания. ISBN 1-84067-359-1 .
- Джеймс, Уильям (2002) [1827]. Военно-морская история Великобритании, том 6, 1811–1827 гг . Лондон: Conway Maritime Press. ISBN 0-85177-910-7 .
- «Некролог» . Журнал United Services Journal . Часть III: 429. 1834.
- Вудман, Ричард (2001). Морские воины . Издательство Констебль. ISBN 1-84119-183-3 .