Мезоамериканское мировое древо


Мировые деревья — распространенный мотив, встречающийся в мифических космологиях, творения и иконографии доколумбовых описаниях культур Мезоамерики . В мезоамериканском контексте мировые деревья олицетворяли четыре основных направления , которые также служат для представления четырехчастной природы центрального мирового дерева, символической оси мира , которая соединяет планы Подземного мира и неба с планами земного царства.
Изображения мировых деревьев, как в их направленном, так и в центральном аспектах, встречаются в искусстве и мифологических традициях таких культур, как майя , ацтеки , исапаны , миштеки , ольмеки и других, и относятся, по крайней мере, к периоду среднего/позднего формирования. Мезоамериканская хронология . У майя центральное мировое дерево представлялось или изображалось в виде дерева сейба и было известно по-разному как ваках-чан. [ произношение? ] или якс имикс че [ произношение? ] , в зависимости от языка майя . [ 3 ] Ствол дерева также может быть представлен прямостоячим кайманом , кожа которого напоминает колючий ствол дерева. [ 4 ]
Направленные мировые деревья также связаны с четырьмя Годоносцами в мезоамериканских календарях , а также с направленными цветами и божествами. Мезоамериканские кодексы , в которых отмечена эта ассоциация, включают Дрездена , Борджиа и Фейервари-Майера кодексы . [ 5 ] Предполагается, что в мезоамериканских поселениях и церемониальных центрах по каждому из четырех основных направлений часто высаживали настоящие деревья, что представляет собой четырехстороннюю концепцию. [ нужна ссылка ]
Стела Исапа 5 считается возможным изображением Мирового Древа, как и дерево на саркофаге Кинич Джанааб Пакала в Паленке. [ 6 ]
Мировые деревья часто изображаются с птицами на ветвях, а их корни уходят в землю или воду (иногда на вершине «водного монстра», символизирующего подземный мир).
Центральное мировое дерево также интерпретировалось как изображение полосы Млечного Пути . [ 7 ]
Хотя символика космического дерева имеет глубокие корни в мезоамериканских культурах, [ 8 ] точная ботаническая идентификация и основной смысл мотива остаются плохо изученными. Были предприняты попытки идентифицировать это дерево как капок, кукурузу или водяную лилию, причем последняя интерпретация является особенно заметной, основанной на археологических свидетельствах из таких мест, как Сан-Бартоло. Частая персонификация богов и правителей как проявлений мирового дерева подчеркивает его решающее символическое и ритуальное значение в религии и королевской власти майя.
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ «Зал Мексики и Центральной Америки» . Американский музей естественной истории . Архивировано из оригинала 28 сентября 2008 г. Проверено 23 апреля 2008 г. , в котором далее цитируется Баттервик, Кристи (2004) « Наследие власти: древняя скульптура из Западной Мексики» , Метрополитен-музей.
- ^ Из часовни
- ^ Финли (2003)
- ^ Миллер и Таубе, лок. цит.
- ^ Там же.
- ^ Шеле, Линда; Мэтьюз, Питер (1998). Кодекс королей: язык семи священных храмов и гробниц майя . Нью-Йорк: Саймон и Шустер. стр. 113–114. ISBN 0684852098 .
- ^ Фрейдель и др. (1993)
- ^ Макдональд, Дж. Эндрю (2016). «Расшифровка символов и символического значения Мирового Древа Майя» . Древняя Мезоамерика . 27 (2): 333–359. дои : 10.1017/s0956536116000249 . ISSN 0956-5361 .
Ссылки
[ редактировать ]- Адкинсон, Роберт, изд. (1996). Майя: Священные символы (серия «Священные символы») . Лондон: Темза и Гудзон. ISBN 0-500-06022-3 .
- Финли, Майкл (2003). «Поднимая небо: миф о сотворении мира майя и Млечный Путь» . Настоящие пророчества майя: астрономия в надписях и кодексах . Астрономия Майя. Архивировано из оригинала 25 декабря 2006 г. Проверено 4 января 2007 г.
- Фрейдель, Дэвид А.; Линда Шеле ; Джой Паркер (1993). Майя Космос: Три тысячи лет на пути шамана . Уильяма Морроу и компании Нью-Йорк: ISBN 0-688-10081-3 .
- Каппельман, Джулия « Искусство 347L Программа мезоамериканского искусства: Западная Мексика », по состоянию на апрель 2008 г.
- Макдональд, Дж. Эндрю. «Расшифровка символов и символического значения Мирового Древа Майя». В: Древняя Мезоамерика, том. 27, нет. 2 (2016): 333–59. doi: 10.1017/S0956536116000249.
- Миллер, Мэри ; Карл Таубе (1993). Боги и символы Древней Мексики и майя . Лондон: Темза и Гудзон. ISBN 0-500-05068-6 .