ФН Четыре
![]() 1905 ФН Четыре | |
Производитель | Национальная фабрика |
---|---|
Производство | 1905–1923 |
Двигатель | 350-750 куб.см (макс.) впуск-выпуск с выпуском от сжатия |
Отверстие / ход | 45 мм х 57 мм [1] [2] |
Власть | 5 л.с. (3,7 кВт) (версия 498 куб.см) [3] |
Тип зажигания | Магнето |
Передача инфекции | Вал привода |
Тип рамы | Стальная дуплексная люлька |
Приостановка | Передняя часть: вилка с нижними рычагами Задняя часть: жесткая |
Запас топлива | 1,5 галлона США (5,7 л; 1,2 имп галлона) |
FN Four был первым в мире с рядным четырехцилиндровым двигателем серийным мотоциклом , произведенным в Льеже. [4] Fabrique Nationale с 1905 по 1923 год. [5] [6] Кроме того, со скоростью 40 миль в час (64 км/ч) это был самый быстрый серийный мотоцикл в мире с 1911 по 1912 год. [7] [8]
Мотоцикл был разработан в 1904 году, испытан в конце того же года и публично дебютировал на Парижской мотоциклетной выставке 1905 года. [9] После выпуска он имел коммерческий успех, и за двадцать лет его производство росло. [10] [11]
Технические детали
[ редактировать ]Мотоцикл изначально был односкоростным. В 1909 году была предложена двухскоростная коробка передач. [12] затем трехступенчатый в 1914 году с двигателем объемом 748 куб.см. [13] Он имел односкоростной вал, приводимый в движение конической шестерней. [10] Гонщик запускал двигатель, крутя педали велосипедного типа с цепной передачей и звездочками на задние колеса. [13] Модель 1905 года имела высоковольтное магнето зажигание Bosch , [14] : 43 распылительный карбюратор и задний ножной тормоз, управляемый педалями. [10] У него было передаточное число 5:1 на 26-дюймовых колесах. [14]
К 1908 году у него была двухскоростная трансмиссия с дисковым сцеплением, что позволило преодолеть ограничения скорости более ранней модели. [10] В 1909 году был установлен задний барабанный тормоз . [13] В 1910 году двигатель был модернизирован и увеличен до 498 куб.см (30,4 куб.дюйма), карбюратор был перенесен и использована новая система смазки. [13] Вес в 1910 году составлял 165 фунтов (75 кг). [7]
Для рынка США модель 1908 года была модернизирована и выпущена как модель 1908 года. Модель 1 ⁄ 2 , получившая название FN Big Four. [15] Мощность двигателя увеличена с от 4 + 1 ⁄ л.с. (3,4 кВт) до 5 л.с. (3,7 кВт), размер рамы был уменьшен с 22 до 20 дюймов (от 560 до 510 мм), что позволяло водителю сидеть, поставив обе ноги на землю, ободья колес были он был тяжелее и подходил для американских размеров шин, а также поставлялся с шинами с более тяжелым протектором. [15]
Модель 1911 года весила 185 фунтов (84 кг) и имела колесную базу 56 дюймов (1400 мм). [14] : 43 Американская модель имела шины Goodrich или другой импортной марки, а также кожаное сиденье, изготовленное нью-йоркской компанией Mesinger Bicycle Saddle Company. [14] : 43 К 1911 году диаметр цилиндра × ход поршня достиг 2 + 1 ⁄ 16 дюйма × 2 + 1 ⁄ 16 дюйма (52 мм × 52 мм), а номинальная мощность составляла до 6 л.с. (4,5 кВт). [14] : 20
Для запуска мотоцикла использовались педали велосипедного типа до 1913 года, когда был принят кикстартер . [13]
Четырехцилиндровый двигатель
[ редактировать ]


Двигатель FN Four был разработан Полом Келекомом, который разрабатывал одноцилиндровые двигатели до FN. [16] с воздушным охлаждением Продольная компоновка была склонна к перегреву задних цилиндров, что было преодолено в более поздних конструкциях с водяным охлаждением и поперечной компоновкой . [17]
Первоначально FN оснащала Four двигателем объемом 350 куб.см. [16] или 362 куб.см [13] двигатель. Объем двигателя со временем увеличился до 410 куб.см в 1906 году. [18] позже до 498 куб.см для рынка США, а вариант объемом 748 куб.см был произведен в 1914 году. Во время езды двигатель приходилось периодически смазывать ручным насосом. [16] Впускные клапаны были атмосферными и открывались под действием давления окружающего воздуха под действием легких пружин во время хода впуска поршня. [16] вплоть до модели 1914 года объемом 748 куб.см, в которой автоматические впускные клапаны были заменены боковыми клапанами с механическим приводом . [13]
Первый четырехцилиндровый мотоцикл?
[ редактировать ][А] хотя до FN существовали четырехцилиндровые мотоциклы, ни один из них с самого начала не мог сравниться с чрезвычайно успешными и практичными характеристиками FN.
- Т. А. Ходждон, Золотой век четверок мотоциклов , 1976 г.
FN Four был первым серийным рядным четырехцилиндровым двигателем, но не первым мотоциклом с четырехцилиндровым двигателем. Ему предшествовал боксер 4, изготовленный в 1897 году Генри Кейпелом Лоффтом Холденом . [19] [20] и малоизвестный рядный четырехцилиндровый двигатель с воздушным охлаждением, разработанный в 1903 году К. Бинксом из Ноттингема, Англия, но никогда не производившийся в коммерческих целях. [11] [20] Прототип продольно установленного четырехцилиндрового двигателя «модель CCCC» был создан Laurin & Klement и показан в Париже в 1904 году, но по сути это были четыре спаренных одноцилиндровых двигателя с четырьмя отдельными коленчатыми валами, а не рядный четырехцилиндровый двигатель в современном понимании. [21] [22] [23] [24] На момент своего появления FN был единственным четырехцилиндровым мотоциклом, продававшимся в Америке. [25] (позже Henderson Motorcycle продавал четверку с 1912 по 1931 год.)
Сопоставимые мотоциклы
[ редактировать ]Технические характеристики
[ редактировать ]Модельный год | Название модели | Смещение | Власть | Передача инфекции | Тормоза | Колесная база | Сухой вес |
---|---|---|---|---|---|---|---|
1905 | ФН Четыре | 362 куб.см (22,1 куб.дюйма) [26] | 3,45 л.с. (2,57 кВт) при 1800 об/мин | 1-скоростная с педальным запуском | Задний обод и подставка | 165 фунтов (75 кг) | |
1906 | 412 куб.см (25,1 куб.дюйма) | 4 + 1 ⁄ 2 л.с. (3,4 кВт) | 1-скоростная с педальным запуском | Задний обод и подставка | |||
1908 1 ⁄ 2 | Большая четверка | 5 л.с. (3,7 кВт) | 1- или 2-скоростная с педальным запуском | Задний обод и подставка | |||
1909 | 6 л.с. (4,5 кВт) | 1- или 2-скоростная с педальным запуском | Задняя часть: барабан | ||||
1910 | 498 куб.см (30,4 куб.дюйма) | 1- или 2-скоростная с педальным запуском | Задняя часть: барабан | 165 фунтов (75 кг) | |||
1911 | 6 л.с. (4,5 кВт) | 2-скоростная с педальным запуском | Задняя часть: барабан | 56 дюймов (1400 мм) | 185 фунтов (84 кг) | ||
1913 | 2-скоростная с кикстартером | Задняя часть: барабан | |||||
1914–1923 | 700 | 748 куб.см (45,6 куб.дюйма) | 3-скоростной | Задняя часть: барабан |
Наследие
[ редактировать ]Успех FN Four напрямую побудил американский Pierce Four использовать тот же двигатель, установленный продольно с валовым приводом. [5] Перси Пирс из Pierce-Arrow привез домой из Европы FN Four 1908 года, чтобы разобрать и изучить. [5] [27] Говорят, что четверки Индиан , Хендерсон и Кливленд были вдохновлены четверкой FN. [28]
Ранние образцы машины редки; Модель 1904/1905 года, которая, как сообщается, была самым ранним известным примером, была продана на аукционе 2006 года по рекордной цене за более чем 100 000 долларов США. [29]
История гонок
[ редактировать ]FN Four занял третье место на турнире TT на острове Мэн в 1908 году . [30] и был первым автомобилем с четырехцилиндровым двигателем, представленным на острове Мэн TT . [9] В 1908 году еще один FN Four завоевал золотую медаль в гонке на выносливость Клуба мотовелосипедистов на дистанции 1400 километров (870 миль) Лондон – Эдинбург – Лондон . [31]
Экспонаты музея
[ редактировать ]
Музея Гуггенхайма FN Four был выставлен на выставке «Искусство мотоцикла» в Нью-Йорке и Лас-Вегасе. Модели находятся в постоянной коллекции Автомобильного музея Петерсена в Лос-Анджелесе. [32] Автомобильный музей Сил-Коув в Сил-Коув, штат Мэн , [33] Музей мотоциклов и велосипедов в Амневиле, Франция, [34] и другие.
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Уокер (2000 , стр. 32)
- ^ Журнал Cycle and Automobile Trade Journal 1906, стр. 206: 44×67 мм, объем расчетного 410 куб.см (двигатель 1906 г.).
- ^ Дакворт 2012, с. 27
- ^ Моторный век 1916, с. 27
- ^ Перейти обратно: а б с Эдвардс 1997, с. 43
- ^ Автомобильный музей Петерсена: «FN 1904/05 года был первым в мире четырехцилиндровым мотоциклом массового производства».
- ^ Перейти обратно: а б Браун 2006, стр. 12–13.
- ^ Кренс 2001
- ^ Перейти обратно: а б Орлеан 2008
- ^ Перейти обратно: а б с д К.Ф. Каунтер 1955, с. 21
- ^ Перейти обратно: а б Хаф и Сетрайт 1996, с. 38
- ^ Предложено в 1909 году в США, см. журнал Cycle and Automobile Trade Journal 1909, стр. 188
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Дакворт 2012, с. 26
- ^ Перейти обратно: а б с д и Мотоцикл в иллюстрации , 12 января 1911 г.
- ^ Перейти обратно: а б Безлошадный век . 1908.
- ^ Перейти обратно: а б с д Кевин Кэмерон в Кренсе 1998, с. 109
- ^ Кэмерон 2012
- ^ Митчелл 1998
- ^ Уокер 2006, с. 28
- ^ Перейти обратно: а б Ходждон 1976, с. 26
- ^ из Орлеана, 2013 г.
- ^ Маланик 2008 г.
- ^ Кирхбергер и Людвиг 2007, с. 39 гласит: «Четырехцилиндровый двигатель L&K CCCC предлагался с 1904 по 1909 год» (производился с 1904 по 1909 год).
- ^ Уокер 2006, с. 28 утверждают, что производство началось только в 1905 году.
- ^ Ходждон 1976, с. 20
- ^ Уокер (2000 , стр. 32), расчетный объем составил 362 куб.см (двигатель 1905 года).
- ^ де Сет (2002, стр. 360) утверждает, что Пирс «не копировал» FN Four, но «его влияние... было очевидным».
- ^ де Сет 2002, с. 159
- ^ Мир шоссейных гонок 2006 г.
- ^ МОМ Таймс, 1908 г.
- ^ Уокер 2000, с. 32
- ^ Петерсен
- ^ 1912 Fabrique National Motorcycle , Сил-Коув, Мэн: Автомобильный музей Сил-Коув, заархивировано из оригинала 29 декабря 2014 г. , получено 20 октября 2013 г.
- ^ Ральф Крюгер (26 сентября 2011 г.), «Посещение Музея мотоциклов и велосипедов в Амневилле» , «Мотоистория Эда Янгблада » , Эд Янгблад , получено 20 октября 2013 г.
Ссылки
[ редактировать ]- Браун, Роланд (2006), «Полная история быстрых велосипедов» , Бат, Великобритания: Parragon, ISBN 1-4054-7303-7
- Кэмерон, Кевин (19 января 2012 г.), «Пять величайших мотоциклов» , Cycle World
- Каунтер, К.Ф. (1955), История и развитие мотоциклов; О чем свидетельствует коллекция мотоциклов в Музее науки; Часть I. Исторический обзор , Лондон: Канцелярия Ее Величества , OCLC 11506035.
- де Сет, Мирко, изд. (2002). Иллюстрированный каталог мотоциклов . Сент-Пол, Миннесота, США: Salamander Books. ISBN 0-7603-1417-9 .
- «Четырехцилиндровый мотоцикл FN» , журнал Cycle and Automobile Trade Journal , 11 (1), Филадельфия: Чилтон, июль 1906 г.
- «Большая четверка 'FN' 1909 года» , Cycle and Automobile Trade Journal , 13 (12), Филадельфия: Чилтон, июнь 1909 г.
- Дакворт, Мик, изд. (2012), Мотоцикл: окончательная визуальная история , Дорлинг Киндерсли, стр. 26–29, ISBN 978-0756690526
- Эдвардс, Дэвид (август 1997 г.), «Четыре бегуна: основное руководство по рядным четверкам», Cycle World , стр. 42–43.
- Ходждон, Тед А. (1976), Золотой век четверок мотоциклов (третье изд.), Лейк-Эрроухед, Калифорния: Bagnall Publishing Company, ASIN B0006CR2Q2
- Хаф, Ричард Александр; Сетрайт, LJK (1966), История мотоциклов в мире , Нью-Йорк: Harper & Row , LCCN 66018583
- Isle of Man Weekly Times , стр. 4, 29 сентября 1908 г.
{{citation}}
: Отсутствует или пусто|title=
( помощь ) - Кирхбергер, Майкл; Людвиг, Кристоф (2007), Катрин Тосс (редактор), Škoda: насыщенная событиями история за более чем 100 лет (на немецком языке), Plexus-Verlag, ISBN 9783937996097
- Музей Соломона Р. Гуггенхайма; Полевой музей естественной истории; Музей Гуггенхайма в Бильбао (2001), Кренс, Томас (редактор), Искусство мотоцикла , Музей Гуггенхайма, ISBN 978-0-8109-6912-4
- Маланик, Павел, Исторический автомобиль Laurin & Klement CCCC 1904 г. на YouTube , загружено в 2008 г.
- Митчелл, Леон (1998), «Четырехцилиндровые FN 1905–1914» , страница старинных мотоциклов Леона Митчелла , Аделаида, Южная Австралия , получено 18 октября 2013 г.
- «Бельгийские инженеры посещают США» , Motor Age , 30 (15), Чикаго, 12 октября 1916 г.
- Иллюстрированный мотоцикл , том. 6, The Motorcycle Publishing Co., 12 января 1911 г.
- «Новая модель мотоцикла FN» , The Horseless Age: The Automobile Trade Magazine , vol. 22, нет. 7, Компания «Безлошадный возраст», с. 204, 1908 г. , получено 19 октября 2013 г.
- д'Орлеан, Поль (26 августа 2008 г.), «Первый 4-цилиндровый гонщик на острове Мэн» , The Vintagent , получено 17 октября 2013 г.
- д'Орлеан, Поль (27 мая 2013 г.), "Vintage-Revival Montherly 2013" , The Vintagent , получено 20 октября 2013 г.
- 1904 FN Four , Лос-Анджелес: Автомобильный музей Петерсена , архивировано из оригинала 16 августа 2013 г. , получено 20 октября 2013 г.
- «Аукцион мотоциклов покойного актера Стива Маккуина принес рекордные цены» , Roadracing World , 20 ноября 2006 г. , получено 20 октября 2013 г.
- Уокер, Мик (2000), «Глава 2: Бельгия» , Европейские гоночные мотоциклы Мика Уокера , Low Fell: Redline Books, ISBN 9780953131136
- Уокер, Мик (2006), Мотоцикл: эволюция, дизайн, страсть , JHU Press, стр. 28, ISBN 0-8018-8530-2
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Дюшато, Эгон; Герт Хайлебрук; Ник Джонкир; Рик ван Эйкен; Люк Фресон (2008). АЗ бельгийских двигателей (на голландском языке). Издательство книг о мотоциклах Freson. ISBN 978-907734-6105 .
- Раух, Зигфрид (1980). Знаменитые гоночные мотоциклы (на немецком языке) (второе изд.). Штутгарт: Motorbuch Verlag. ISBN 978-3879435906 .
- Трагач, Эрвин (1977). Полная иллюстрированная энциклопедия мотоциклов мира . Холт, Райнхарт и Уинстон . ISBN 978-0030192968 .
- Трагач, Эрвин (1997). Все мотоциклы 1894-1981 гг.: История типа. 2500 брендов из 30 стран (на немецком языке). Штутгарт. ISBN 3-87943-410-7 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с FN Four, на Викискладе?
- Изображения в высоком разрешении , модель 1914 года, Bonhams