Теодор Янкович-Мириевски
Теодор Янкович-Мириевски из Мириево | |
---|---|
![]() | |
Рожденный | Сремска-Каменица , Австрийская империя | 17 апреля 1741 г.
Умер | 22 мая 1814 г. Санкт-Петербург , Российская Империя | (73 года)
Занятие | Академик, профессор, писатель |
Национальность | сербский |
Альма-матер | Венский университет |
Известные работы | Сравнительный словарь всех языков и диалектов, Универсальная география, Сокращенная российская география |
Теодор Янкович Мириевский (также пишется Ф. И. Мириевский, Федор Иванович Янкович де Мириево; Сремска Каменица , 17 апреля 1741 — Санкт-Петербург , 22 мая 1814) — сербский и российский реформатор образования, академик, учёный и педагогический писатель. [ 1 ] За свои достижения в реформах образования он был дважды удостоен дворянства: Марией Терезией в 1774 году и Екатериной Великой в 1791 году. Среди великих реформаторов образования XVIII века в Европе и России Теодор Янкович стоит особняком в этом центре внимания. [ 2 ] Он стал членом Российской Академии в 1783 году. Он также имел чин бригадира Российской Императорской Армии. [ 3 ]
Его сын Иван Янкович Мирьево имел чин генерал-лейтенанта Российской Императорской Армии.
Биография
[ редактировать ]Теодор был сыном Йована (Ивана) Янковича, высокопоставленного сербского военного офицера на службе австрийской короны. Его предки жили в своем загородном поместье в Банате с 15 века, когда они были вынуждены покинуть Мириево, недалеко от Белграда, из-за вторжения османских захватчиков. Янкович родился в Сремской Каменице и получил начальное образование в гимназии своего родного города, затем пошел в славяно-латинскую школу в Карловцах (Карловицах), а затем изучал право, естественные науки, философию и политологию в Венском университете. . [ 1 ] Когда он изучал камерализм , его профессором был Иоганн фон Зонненфельс . Поступив в Венский университет, он начал широко читать в области общих знаний, математики и естественных наук. [ 4 ]
Прочитав руководства Хеккера и Цвеке , Янкович решил навестить Иоганна Юлиуса Хеккера . Во время своих путешествий Янкович отправился в Берлин , чтобы проверить, работают ли руководства. Для православного мирянина посещение протестантской школы в протестантском Берлине не было чем-то необычным. Там он провел следующий месяц, посещая Хеккера, наблюдая за занятиями и изучая пиетистов образовательные сочинения . Поскольку приходское образование было его главной заботой, Янкович большую часть времени проводил в школе для бедных Хеккера. Именно там он увидел учеников, разделенных по способностям и получающих коллективное обучение. Он тут же отказался от телесных наказаний, если кто-то хочет привить ребенку любовь к учебе. Он решил поговорить и обсудить с учеником, чтобы доказать, что соблюдение дисциплины может решить проблему невежества. Янкович был особенно впечатлен найденной им дисциплиной и порядком, а также таблично-буквенным методом Иоганна Фридриха Хана (1710–1789), мнемоническим приемом, который организовывал каждый урок в виде схемы. Он настаивал на том, чтобы в школьной системе не было гендерных различий. [ 5 ]
Янкович вскоре понял, что если он собирается реформировать свои приходские школы в Банате, ему понадобится ядро подготовленных учителей. По возвращении в Банат в 1772 году Янкович отправил в Темешвар двух молодых знакомых, Аврама Мразовича и Стефана Вуяновского , которые должны были провести год в Вене в Педагогическом училище и педагогическом институте. [ нужна ссылка ] Все еще опасаясь вызвать недоверие католиков, Янкович держал свое путешествие в секрете. Он сознательно выбрал Мразовича и Вуяновского, ни один из которых не жил в Банате, чтобы никто в городе не узнал о его связях с Берлином. Когда Мразович и Вуяновский вернулись в Банат в 1773 году, Янкович отдал их в ученики на учителей в местном приходе, чтобы наблюдать, освоили ли они основы педагогики Хеккера. Полностью удовлетворенный их работой, Янкович вскоре начал реформировать приходские школы, находящиеся под его юрисдикцией. [ 6 ]
После назначения директором государственной школы в провинции Тимиш в Банате , районе, населенном сербами и румынами, епископ Вичентие Йованович Видак Темешвара в 1773 году назначил Янковича своим личным секретарем. Янкович быстро зарекомендовал себя как прилежный и добросовестный педагог и администратор. сан митрополита Карловицкого, Янкович был назначен секретарем нового епископа Петра Петровича Темешварского Когда в 1774 году епископ Вичентие был возведен в . Янкович, несомненно, расположил к себе обоих, подчеркнув важность гражданского образования для всех – детей мужского и женского пола, а также взрослых. Янкович возглавил реализацию в провинции Тимиш австрийского школьного указа 1774 года применительно к традициям православного населения, как сербского, так и румынского . Когда в феврале 1780 года умер митрополит Вичентие, Янкович получил в качестве своего преемника ведущего кандидата, митрополита Мойсие Путника . Фактически управление Карловицкой митрополией находилось в руках Янковича. Он также подготовил специальные педагогические пособия для учителей. Он использовал свое положение для борьбы с латинизация сербской кириллицы перед канцелярией венгерского суда. Преемник Видака, Мойсий Путник, оказался священнослужителем широкого кругозора, который понимал и поддерживал цель Янковича дать образование всем. В качестве секретаря Янкович большую часть времени посвящал своим научным интересам. Хотя наука была для Янковича не более чем хобби, впоследствии он приобрел скромную научную репутацию благодаря своим трактатам в специализированных учебниках и пособиях. Дыхание научных интересов Янковича видно в его переписке с Францем Эпином , немецким и русским натурфилософом. Эпин наиболее известен своими исследованиями в области электричества и магнетизма. [ 7 ]
Препятствия на пути реформ
[ редактировать ]
В империи Габсбургов поначалу существовало сопротивление обязательному образованию. Заработная плата учителей оставалась обязанностью приходской общины, и хотя бесплатная раздача учебников несколько уменьшала финансовое бремя, плата за обучение оставалась источником трудностей для более бедных семей. Семьи, как правило, были менее склонны отправлять своих дочерей в школу, чем сыновей, хотя Постановление об общей школе в равной степени распространялось на представителей обоих полов. Религиозный плюрализм создавал проблемы в Банате восемнадцатого века, особенно в сфере образования. Православная религия использовала установленную законом автономию с конца XVII века, когда Леопольд I, император Священной Римской империи, предоставил церковное самоуправление в обмен на военную помощь против турок. Как мирянское, так и духовное образование православного населения находилось в руках Карловицкого (Карловицкого) митрополита Вичентие Йовановича Видака . Следовательно, успех терезианской реформы в Банате зависел от способности Вены достичь «модуса вивенди» с православной иерархией. Достижение такого компромисса во многом было заслугой Теодора Янковича, который имел тесные связи как с реформаторы- абсолютисты и православное духовенство. Янкович не только учился у кинооператора Йозефа фон Зонненфельса в Вене и посещал Педагогическую школу и педагогический институт, но также служил под руководством Петра Петровича , который стал православным епископом Темешвара , прежде чем был назначен директором Банатской школьной комиссии в 1773 году. Примером успешной переводческой политики был Банат, где Янкович перевел и адаптировал многие произведения Иоганна Игнаца фон Фельбигера на сербский и румынский языки, не говоря уже о преподавании. таких реформаторов прошлого, как Вольфганг Ратке , Иоанн Амос Коменский и Жан-Жак Руссо . Таким образом, Янкович смог завоевать доверие как австрийского двора, так и православных митрополитов Вичентие Йовановича Видака, а затем Мойсия Путника и его духовенства. Он был удостоен дворянства Марией Терезией в 1774 году за вклад в реформу образования и управление в Австрии. [ нужна ссылка ]
Постановление о школе Баната (1776 г.) отразило достигнутый компромисс. Школьное обучение должно было вестись на сербском или румынском языке, хотя более высокие зарплаты предлагались тем учителям, которые могли преподавать немецкий язык. Надзор за школами должен был быть разделен между государством (Школьная комиссия Баната в Темешваре) и православным духовенством. Государство и Сербская православная церковь также разделили финансовую ответственность за строительство и содержание школ. Придворное казначейство в Вене субсидировало обучение семнадцати сербских учителей в Венской педагогической школе и организовало трехмесячные семинары в Сомборе и Осиеке, на которых православные учителя обучались основам метода Сагана, который предпочитал Иоганн Фельбигер. Янкович отправил Стевана Вуяновского в Осиек в 1778 году для наблюдения за предварительной подготовкой учителей начальных классов в государственных специальных школах под названием Praparanden-Anstalten. Были также сформированы школьные округа. Три таких округа сербских школ возглавляли выдающиеся педагоги и писатели того времени: в Банате Теодор Янкович Мириевский; Аврам Мразович Бачка и Баранья ; и Стеван Вуяновски в Славонии , Среме и Хорватии . [ 6 ] После Мириевского высшим руководителем сербских и румынских школ в империи был Урош Несторович (1765-1825), который инициировал и основал первый сербский педагогический колледж. Григорий Обрадович, племянник Доситея Обрадовича , был одним из главных педагогов того времени.
Карловицкая митрополия, со своей стороны, также внесла средства на подготовку учителей и распространение катехизисов. [ 6 ]
Результатом стало значительное расширение начального образования в Банате. Когда Янкович покинул империю Габсбургов и перешел в императорскую Россию, количество православных школ в Банате удвоилось до 500 в 1782 году. Канцелярия венгерского двора, принявшая на себя управление Банатом в 1778 году, подсчитала в 1780 году, что большинство сербских деревень и более половины румынских деревень имели православные начальные школы. Более высокая концентрация школ среди сербов отражала тот факт, что сербское население, как правило, концентрировалось в южном и центральном Банате, регионе торговых городов и аграрных деревень. В восточном Банате, где проживало большинство румын, преобладала более сельская, пасторальная экономика. [ 8 ]
Находясь под сильным влиянием руссоистской педагогики Иоганна Бернарда Базедова , Янкович критиковал Иоганна Игнаца фон Фельбигера, продолжавшего уделять внимание запоминанию. Янкович был сторонником сократического метода, согласно которому обучение принимало форму разговора между учителем и учеником. Запоминание было важно, но до определенного момента. За свою карьеру Янкович формулировал общую теорию образования. В этом отношении он является предшественником Генриха Юлиуса Брунса (1746-1794), Йозефа Антона Галля (1748-1807), Иоганна Генриха Песталоцци , Адольфа Дистервега , Фридриха Фребеля и других, и первым сформулировал идею «воспитания». по традициям и обычаям», столь влиятельным в своей работе в империи Габсбургов среди сербов, румын, греков, Булгары и в Императорской России среди русских, украинцев, русинов, русинов и белорусов. Влияние Янковича на образовательную мысль сравнимо с влиянием его современников Эмануило Янковича , Анастасии Стойкович. , Франц Эпин и Доситей Обрадович о науке и философии. Фактически, на него в значительной степени повлияли мысли этих людей, если не других; и его значение велико, потому что он впервые систематически применил принципы мышления и исследования, сформулированные философами эпохи Просвещения, к общей организации образования. Другим аспектом его просветительского влияния является второе издание «Сравнительного словаря всех языков и диалектов, расположенного в алфавитном порядке», вышедшего в 1791 году. [ 9 ] Короче говоря, терезианская школьная реформа оказала значительное влияние на образовательный уровень Баната. По крайней мере, реформы способствовали развитию сербского и румынского литературного языка. Усилия по распространению письменного языка начались в 1770 году, когда суд санкционировал создание венской издательской фирмы Йозефа фон Кузбека кириллической типографии как для сербов, так и для румын. Школьные учебники также были переведены для румынского населения, которое было сосредоточено на юго-востоке Баната. Не случайно в этом отношении известный сербский драматург Иоаким Вуич , а также поэт и переводчик Алексий Везилич школы, созданные реформами 1770-х годов, окончили . Точно так же четверо румынских интеллектуалов - Михай Рошу Мартинович, Димитрие Чикиндал, Пауль Йоргович (1764-1808) и Константин Диаконович-Лога (1770-1850) - даже преподавали в них. [ 10 ]
Встреча с Екатериной Великой
[ редактировать ]Хотя Янкович на время отложил свою педагогическую работу, его реформы в Банате начали привлекать внимание реформаторов образования во всем славянском мире. Хотя в России не было недостатка в педагогических реформах, практически все они были немцами или прибалтами, в основном католиками и протестантами. Один только Янкович предложил педагогическую модель православным славянам, которые по тем или иным причинам были недовольны условиями приходского обучения на своей территории. В 1782 году Екатерина Великая пригласила Янковича в Императорскую Россию по рекомендации сына Марии Терезии Иосифа II, императора Священной Римской империи, который похвалил Янковича за строительство школ для меньшинств в владениях Габсбургов. 6 сентября 1782 года Янкович впервые встретился с Екатериной и Иваном Бецкими , президентом Императорской Академии художеств , который был ее советником по образованию. На следующий день он был назначен директором русских школ и по закону постоянным членом Комиссии по учреждению училищ. (Комиссия по учреждению народных школ), основанная Екатериной в 1782 году для планирования и контроля развития новой системы. Десять дней спустя Янкович представил проект плана системы государственных школ в России, который был принят Екатериной 21 сентября. В течение следующих четырех лет Комиссия разрабатывала пути и средства реализации предложений на территории империи. За десятилетие работы Комиссия внедрила в Россию основы современной системы образования, равной европейской. [ 11 ] [ ненадежный источник? ]
В 1783 году Комиссией были изданы три книги, которые сами по себе раскрывают всю просветительскую установку Екатерины. Первая представляла собой руководство для учителей, которые должны были укомплектовать новые школы, а две вторые представляли собой сборники правил, которым должны были следовать учащиеся. Пособие для учителей «Руководство учителям первого и второго класса народных училищ Российской Империи» явилось первым в России систематическим изложением педагогической методики. Янкович был автором руководства, которое частично было основано на «Felbiger Handbuch», уже переведенном и адаптированном им на сербский и румынский языки в 1776 году для использования в Австрийской империи. Но в русский путеводитель вошли и идеи составителей Московского университета "Способа обучения", 1771. Новый педагогический учебник Янковича был разделен на главы, посвященные методике групповых занятий, чтению, цифровым табличкам и вопросам; способы обучения людей изучению букв, письма и арифметики; и административные процедуры. Эти подразделения были такими же, как и в австрийском аналоге книги. Но, как это часто случалось, когда идея, идеал или система, присущие Западной Европе, были адаптированы к российским обстоятельствам, учебник приобрел специфические российские особенности. В отличие от более раннего руководства на сербском и румынском языках, это практически игнорировало религию как предмет, преподаваемый в школе, было короче и точнее, а также подчеркивало использование русского языка в классе. Центральная тема «Руководства для учителей» была изложена достаточно кратко: «Ранг учителя обязывает их стараться сделать из своих учеников полезных членов общества и делать все необходимое для того, чтобы чаще побуждать молодежь к наблюдению за своими учениками». общественные обязанности, просвещать их умы и учить их мыслить и поступать мудро, честно и порядочно». [ 11 ]
Позже Янкович отправился в Санкт-Петербург в 1782 году по повелению императрицы, где помогал контролировать реформы в русских начальных школах. В России Янкович предложил внести изменения в систему. Вместо посещения школ за пределами казарм дети солдат теперь должны были посещать собственные специальные школы. Кроме того, обучение должно было быть распространено и на самих солдат. Еженедельные визиты выпускников обычных школ должны были предоставить информацию по чтению, письму и арифметике. Екатерина Великая решительно поддержала предложение Янковича и направила его в Придворный военный совет. Она облагородила его в 1791 году, подарив имение в Могилёвской области . [ 11 ]
В Санкт-Петербурге Янкович познакомился с Петром Симоном Палласом , который сблизился с Екатериной Великой, для которой он помог реализовать своеобразный проект, направленный на установление истинности теории единого языка как основы всех языков мира. С этой целью Паллас предпринял попытку зафиксировать разные слова в языках Российской империи и всего мира, разослав опрос (в США Джордж Вашингтон поручил губернаторам штатов помочь российской императрице в ее исследованиях). Результат был опубликован в виде словаря простых терминов на более чем 200 языках. Второе издание этого словаря Паллас не смог завершить, и Янковичу было поручено взять на себя эту задачу. Этот содержал 61 700 слов на 279 различных языках (171 азиатском, 55 европейских, 30 африканских и 22 американских языках). Несмотря на свою методологическую неточность, этот эксперимент, и особенно критика его методов, во многом способствовал созданию основы для изучения лингвистики . С 1802 по 1804 год Янкович был членом Комиссии школ Министерства народного образования (известной с 1803 года как Центральный школьный совет). [ 12 ]
Во время пребывания в России Теодор имел звание бригадного генерала .
Его сын, Иван Янкович де Мирьево, был солдатом, дослужившимся до звания генерал-майора во время наполеоновских войн . Янкович вернулся в Санкт-Петербург с хорошей пенсией, где оставался до своей смерти в 1814 году. [ 1 ] [ ненадежный источник? ]
Работает
[ редактировать ]Вместе с российскими учеными и педагогами Янкович писал:
- Руководство для учителей первых и вторых классов народных училищ в Российской империи (1783 г.)
- Первый (1782 г.) [ 13 ]
- Образцы письма и руководство по почерку (1782 г.)
- Правила для учеников (1782 г.)
- Справочник по арифметике (1784 г.)
- Сравнительный словарь всех языков и диалектов, расположенный в алфавитном порядке (тома 1–4, 1790–1791), значительно расширенный по сравнению с оригиналом, составленным Питером Саймоном Палласом и опубликованным с 1787 по 1789 год.
Он также написал множество учебников.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с «Теодор Янкович-Мириевски» . jsonpedia.org . Архивировано из оригинала 2 января 2019 года.
- ^ Ливезяну, Ирина; Климо, Арпад фон (16 марта 2017 г.). Рутледж История Центрально-Восточной Европы с 1700 года . ISBN 9781351863438 .
- ^ Лалич, Средое. «СЕРБЫ – ШТАБНЫЕ ОФИЦЕРЫ И ГЕНЕРАЛЫ РОССИЙСКОЙ АРМИИ» (PDF) . rastko.rs .
- ^ Мелтон, Джеймс ван Хорн (13 ноября 2003 г.). Абсолютизм и истоки обязательного школьного образования в Пруссии и Австрии в восемнадцатом веке . ISBN 9780521528566 .
- ^ Симич, Владимир (январь 2009 г.). «(PDF) Каллиграфия Орфелина: реформы школьной системы и сербское общество в Габсбургской монархии XVIII века | Владимир Симич - Academia.edu» . Просвещение и культурный трансфер в Центральной и Восточной Европе / Под редакцией Агнешки Пуфельской и Ивана Микеланджело д'Априль .
- ^ Jump up to: а б с Чиркович, Сима М. (15 апреля 2008 г.). Сербы п. 166. ИСБН 9781405142915 .
- ^ «Франц Эпин - Биография» . mathshistory.st-andrews.ac.uk .
- ^ «Информатор» (PDF) . nsprvojvodine.org.rs . 2010.
- ^ Мелтон, Джеймс ван Хорн (13 ноября 2003 г.). Абсолютизм и истоки обязательного школьного образования в Пруссии и Австрии в восемнадцатом веке . ISBN 9780521528566 .
- ^ Мелтон, Джеймс ван Хорн (13 ноября 2003 г.). Абсолютизм и истоки обязательного школьного образования в Пруссии и Австрии в восемнадцатом веке . ISBN 9780521528566 .
- ^ Jump up to: а б с «Саймон Битти: ЯНКОВИЧ-МИРИЕВСКИ, Теодор» . Архивировано из оригинала 15 марта 2019 года.
- ^ Вердуго, Ричард Р.; Милн, Эндрю (июнь 2016 г.). Национальная идентичность: теория и исследования . ISBN 9781681235257 .
- ^ Янкович Мириевски, Теодор. «Подробнее о сербском алфавите и орфографии» (PDF) . zaprokul.org.rs .
Источники
[ редактировать ]- Rozhdestvenskii, S. V. Ocherki po istorii sistem narodnogo prosveshcheniia v Rossii v XVIII–XIX vv . St. Petersburg, 1912.
- Konstantinov, N. A., and V. Ia. Struminskii. Ocherki po istorii nachal’nogo obrazovaniia v Rossii , 2nd ed. Moscow, 1953. Pages 61–78.
- Ocherki istorii shkoly i pedagogicheskoi mysli narodov SSSR: XVIII v.-pervaia polovina XIX v. , Edited by M. F. Shabaeva. Moscow, 1973. Pages 143–54
- Йован Скерлич , История новой сербской литературы , Белград, 1914, стр.54.
- Сербские преподаватели
- Российские преподаватели
- Выходцы из Российской империи сербского происхождения.
- Габсбургские сербы
- Сербские писатели XVIII века.
- Сербский народ XIX века
- Австрийцы XVIII века
- Просветители XVIII века из Российской империи
- Эмигранты Габсбургской монархии в Российскую империю
- 1741 рождений
- 1814 смертей