Синяя птица-Протей CN7
Синяя птица-Протей CN7 | |
---|---|
Обзор | |
Производитель | Панели двигателя [1] |
Также называется | Протей-Блюберд Кэмпбелл – Норрис 7 |
Производство | 1 [1] |
Дизайнер | Кен Норрис [1] |
Кузов и шасси | |
Тип кузова | обтекаемый, полностью закрытый «панцирь черепахи» |
Макет | полный привод с центральным расположением двигателя |
Силовой агрегат | |
Двигатель | Турбовальный двигатель Bristol-Siddeley Proteus 705 со свободной турбиной мощностью 4450 л.с. (3320 кВт) [1] [ не удалось пройти проверку ] |
Передача инфекции | 3,6–1. Передний и задний приводы для разделения спирально-конических редукторов [1] |
Размеры | |
Колесная база | 13 футов 6 дюймов (4,11 м) [1] |
Длина | 30 футов (9,1 м) [1] |
Ширина | 5 футов 6 дюймов (1,68 м) Гусеница спереди и сзади |
Высота | 4 фута 9 дюймов (1,45 м) без вертикального плавника, 7 футов 8 дюймов (2,34 м) с плавником [2] |
Снаряженная масса | 8064 фунта (3657,77 кг) – 8960 фунтов (4064,19 кг) [1] |
Bluebird -Proteus CN7 — это автомобиль с газовой турбиной , которым управлял Дональд Кэмпбелл и который установил мировой рекорд наземной скорости на озере Эйр в Австралии 17 июля 1964 года. Автомобиль установил мировой рекорд FIA по скорости полета на милю со скоростью 403,1 миль в час ( 648,7 км/ч).
Проектирование и строительство
[ редактировать ]В 1956 году Кэмпбелл начал планировать автомобиль, который побьет рекорд наземной скорости, который тогда составлял 394 миль в час (634 км/ч), установленный Джоном Коббом на Railton Mobil Special . Братья Норрис, спроектировавшие очень успешный гидросамолет Bluebird K7 Кэмпбелла , разработали Bluebird-Proteus CN7 с расчетом на скорость 500 миль в час (800 км/ч).
CN7 (Кэмпбелл-Норрис 7) был построен компанией Motor Panels в Ковентри под руководством Дональда Стивенса из Norris Bros и Мориса Бриттона из Motor Panels с Кеном и Лью Норрисом в качестве главных конструкторов и был завершен к весне 1960 года. [3]
Bluebird CN7 был первым автомобилем с рекордом наземной скорости, оснащенным газотурбинным двигателем. [2] Bristol -Siddeley Proteus был Bristol Airplane Company первым успешным газотурбинным двигателем компании и имел мощность 4450 л.с. (3320 кВт) без тяги, разрешенной FIA, выхлоп был ограничен для устранения аэродинамических возмущений в задней части. Proteus представлял собой двухкатушечный турбовальный двигатель со свободной турбиной с обратным потоком , поскольку ступени турбины внутреннего золотника приводили в движение не ступени компрессора, а только приводной вал. Двигатель Proteus 705 был специально модифицирован Norris Bros. [4] [5] иметь приводной вал на каждом конце двигателя. Эти валы соединены непосредственно с узлами главной передачи с дифференциалами и фиксированным передаточным числом 3,6:1, обеспечивая передачу мощности на все четыре колеса через полуоси. [3]
Автомобиль весит 4 тонны, имеет усовершенствованный алюминиевый сотовый сэндвич огромной прочности и полностью независимую подвеску на двойных поперечных рычагах . Колеса с разъемным ободом и шины диаметром 52 дюйма (130 см) были произведены компанией Dunlop . Спецификация накачки шин была установлена компанией Dunlop на уровне более 100 фунтов на квадратный дюйм (6900 гПа). Когда машина ездила в Гудвуде, давление было установлено на 130 фунтов на квадратный дюйм (9000 гПа), а для рекордных попыток использовалось давление 160 фунтов на квадратный дюйм (11000 гПа). Bluebird имеет фронтальную площадь 26 квадратных футов (2,4 м2). 2 ) и коэффициент сопротивления 0,16, что дает площадь сопротивления 4,16 квадратных футов (0,39 м2). 2 ). [3] [2]
Тормоза состоят из Girling дисковых тормозов , установленных внутри (для уменьшения неподрессоренной массы ) на всех четырех колесах. Тормоза имеют гидравлическое управление и резервную пневматическую систему, работающую от резервуаров со сжатым воздухом. Тормозные диски измерены 16 + 3 ⁄ 8 дюймов (420 мм) в диаметре и способны работать при максимальной температуре 2200 °F (1200 °C). Дополнительное торможение обеспечивалось пневматическими тормозами с гидравлическим приводом , выступавшими из задней части автомобиля. Турбинный двигатель также обеспечивал примерно 500 л.с. торможения двигателем при закрытии дроссельной заслонки на скорости 400 миль в час (640 км/ч), но эта мощность уменьшалась по мере снижения скорости. [6] [2]
Гудвуд, 1960 год.
[ редактировать ]Кэмпбелл продемонстрировал свой автомобиль Bluebird CN7 Land Speed Record на автодроме Гудвуд в июле 1960 года, во время его первого публичного запуска и снова в июле 1962 года. Круги по Гудвуду фактически проходили на скорости «тикания», потому что у автомобиля было всего 4 градуса рулевого управления. блокировка, с максимальной скоростью 100 миль в час по прямой на одном круге. На самом деле его обкатка проводилась на главной взлетно-посадочной полосе ВВС Великобритании в Тангмере в 1962 году. Фотографии для пресс-релиза были сделаны в Гудвуде.
Бонневиль, 1960 год.
[ редактировать ]После испытаний на низкой скорости, проведенных в Гудвуде, CN7 был доставлен на соляные равнины Бонневиль в штате Юта, США, где в 1935 году отец Кэмпбелла установил последний рекорд скорости на суше (LSR). В начале сентября CN7 ускорился со старта с места до чуть менее 400 миль в час или 640 км/ч за 24 секунды, преодолевая 1,5 мили, используя примерно 80 процентов полной мощности двигателя. [2] Однако попытка LSR, которую активно спонсировали BP , Dunlop и другие британские компании по производству компонентов для двигателей, оказалась неудачной, и CN7 был серьезно поврежден во время аварии на высокой скорости 16 сентября. Кэмпбелл получил перелом нижней части черепа, сломанную барабанную перепонку, порезы и синяки. Он выздоравливал в Калифорнии до ноября 1960 года. Тем временем были реализованы планы по восстановлению CN7 для следующей попытки.
Его уверенность была сильно пошатнута, он страдал от легких приступов паники и некоторое время сомневался, вернется ли когда-нибудь к побиванию рекордов. В рамках выздоровления он научился управлять легкими самолетами, и это повышение его уверенности стало важным фактором в его выздоровлении. [7] К 1961 году он был на пути к восстановлению и планировал восстановление CN7.
Озеро Эйр, 1963 год.
[ редактировать ]Восстановленный автомобиль был завершен с модификациями, включая блокировки дифференциалов и большой вертикальный стабилизирующий плавник, в 1962 году. После первоначальных испытаний в Гудвуде и дальнейших модификаций очень прочного фонаря кабины из стекловолокна CN7 был отправлен на этот раз в Австралию для новой попытки покорить озеро. Эйр в 1963 году. Место на озере Эйр было выбрано потому, что оно занимало 450 квадратных миль (1170 км²). 2 ) высохшего соленого озера, где в течение предыдущих 20 лет не было дождя, а поверхность трассы длиной 20 миль (32 км) была твердой, как бетон. Когда Кэмпбелл прибыл в конце марта с целью майской попытки, пошел первый небольшой дождь. Кэмпбелл и Блюберд уже стартовали в начале мая, но снова пошел дождь, и тестовые заезды на низкой скорости не смогли перейти в диапазон более высоких скоростей. К концу мая дождь стал проливным, и озеро было затоплено. Кэмпбеллу пришлось посреди ночи убрать CN7 с озера, чтобы спасти машину от затопления поднимающимися паводковыми водами. Попытка 1963 года завершилась. Кэмпбелл получил очень негативную оценку в прессе после того, как ему не удалось установить новый рекорд, но из-за погодных условий о такой попытке не могло быть и речи. В конце года компания BP вышла из числа спонсоров.
Озеро Эйр, 1964 год.
[ редактировать ]Кэмпбелл и его команда вернулись на озеро Эйр в 1964 году при спонсорской поддержке австралийской нефтяной компании Ampol , но соляная поверхность так и не вернулась к обещанию, данному в 1962 году, и Кэмпбеллу пришлось сражаться с CN7, чтобы достичь рекордных скоростей (более 400 миль в час или 640 миль в час). км/ч). После небольшого дождя в июне озеро наконец начало достаточно высыхать, чтобы можно было предпринять попытку. 17 июля 1964 года Кэмпбелл установил рекорд скорости 403,10 миль в час (648,73 км/ч) для четырехколесного транспортного средства (класс А). Кэмпбелл был разочарован рекордной скоростью, поскольку автомобиль был рассчитан на скорость 500 миль в час (800 км/ч). CN7 преодолел последнюю треть измеренной мили со скоростью в среднем 429 миль в час (690 км/ч), достигнув пика на выходе из измеренной мили со скоростью более 440 миль в час (710 км/ч). Если бы соляная поверхность была твердой и сухой, а изначально предполагалась полная длина в 15 миль, не могло быть никаких сомнений в том, что CN7 установила бы рекорд, превышающий 450 миль в час (720 км/ч) и, возможно, близкий к ее расчетному максимуму. скорость 500 миль в час (800 км/ч), скорость, которой не достиг ни один другой полноприводный автомобиль. Кэмпбелл поручил автору Джон Пирсон описал эту попытку, выпустив в результате книгу «Синяя птица и Мертвое озеро» , опубликованную Коллинзом в 1965 году.
После записи
[ редактировать ]Чтобы отпраздновать рекорд, Кэмпбелл проехал на CN7 по улицам столицы Южной Австралии Аделаиды на презентацию в мэрии перед толпой, насчитывающей более 200 000 человек. После ее возвращения в ноябре 1964 года CN7 широко демонстрировалась в Австралии и Великобритании.
В июне 1966 года CN7 был продемонстрирован на авиабазе RAF Debden в Эссексе с участием водителя Питера Болтона. Он разбил машину во время пробега на средней скорости, повредив кузов и переднюю подвеску. Машину починили, и Кэмпбелл вел ее на гораздо меньшей скорости, чем предполагал. Кэмпбелл продолжил реализацию своих планов по созданию автомобиля Bluebird с ракетным двигателем 1,1 Маха с целью поднять скорость LSR до 1 Маха . В январе 1967 года он погиб на своем реактивном гидроплане Bluebird K7 , установившем рекорд скорости на воде .
В конечном итоге CN7 был восстановлен в 1969 году, но больше никогда не работал полностью. В 1969 году вдова Кэмпбелла, Тоня Берн-Кэмпбелл, заключила сделку с Линн Гаррисон , президентом Craig Breedlove and Associates, согласно которой Крейг Бридлав будет управлять Bluebird на соляных равнинах Бонневиля. Эта концепция была отменена, когда параллельный проект сверхзвукового автомобиля Spirit of America не нашел поддержки. [ нужна ссылка ]
он стал постоянной экспозицией в Национальном автомобильном музее в Болье , Англия, а по состоянию на январь 2022 года. В 1972 году [update] до сих пор там выставлен.
Формулы-1 Дизайнер автомобилей Адриан Ньюи отметил, что Bluebird CN7 был первым автомобилем, который правильно распознал и использовал эффект земли . [8]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Булливант, Джон. «Протей-Блюберд Кэмпбелл – Норрис 7» . bluebirdteamracing.net. Архивировано из оригинала 27 мая 2009 года . Проверено 12 октября 2012 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и «1964: Proteus Bluebird CN7, управляемый Дональдом Кэмпбеллом» . www.uniquecarsandparts.com.au . уникальные автомобили и запчасти . Проверено 29 декабря 2016 г.
- ^ Перейти обратно: а б с штатный писатель (июль 2002 г.). «Четырёхлетняя миля» . Motorsportmagazine.com . Журнал автоспорта. Архивировано из оригинала 25 декабря 2016 года . Проверено 24 декабря 2016 г.
- ^ Дональд Стивенс, команда дизайнеров CN7 и координатор проекта
- ^ "BLUEBIRD CN7 PROTEUS JET CAR" . www.bluebird-electric.net .
- ^ «Кэмпбелл-Норрис-Протеус Блюберд CN7 1960» . Speedace.info . Электрические публикации. 2014.
- ^ Тоня Берн-Кэмпбелл (2002). Мой король скорости . Издательство Саттон. ISBN 0-7509-2931-6 .
- ^ «Номинация Адриана Ньюи на премию «Величайшая инновация в автоспорте»» . Гоночная инженерия. 8 января 2013 года . Проверено 7 марта 2024 г.
- ^ Холтузен, Питер-младший (1986). Рекорд наземной скорости . ISBN 0-85429-499-6 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- «Bluebird» с более ранними автомобилями с рекордами наземной скорости в Болье . Архивировано из оригинала 6 февраля 2017 года . Проверено 18 января 2017 г.