Вильгельм Авраам Теллер

Вильгельм Авраам Теллер (9 января 1734 – 9 декабря 1804) был немецким протестантским богословом , отстаивавшим рациональный подход к христианству.
Жизнь и карьера
[ редактировать ]Теллер родился в Лейпциге . Его отец, Романус Теллер (1703–1750), был пастором в Лейпциге, а затем стал профессором богословия в Лейпцигском университете . Он редактировал более ранние тома Bibelwerk ( «Библейская книга», 19 томов, 1749–1770), которая была разработана как адаптация для немецких читателей экзегетических работ Эндрю Уиллета , Генри Эйнсворта , Саймона Патрика , Мэтью Пула , Мэтью Генри и другие. Вильгельм Авраам изучал философию и теологию в университете своего родного города. Среди людей, влияние которых главным образом определило его богословскую позицию и направление деятельности, был Иоганн Август Эрнести . [1]
Сочинения Теллера представляли рационализм в его развитии от библейского сверхъестественного до границ деистического натурализма . Его первым научным произведением стал латинский перевод « Диссертации Бенджамина Кенникотта о состоянии печатного еврейского текста Ветхого Завета» (1756 г.), за которым в следующем году последовало эссе, в котором он изложил свои собственные критические принципы. [1]
В 1761 году он был назначен пастором, профессором богословия и генеральным суперинтендантом Хельмштедтского университета . Здесь он продолжил свои экзегетические, богословские и исторические исследования, результаты которых появились в его Lehrbuch des christlichen Glaubens («Учебник христианской веры», 1764). Эта работа вызвала некоторое волнение, как новизной метода, так и неортодоксальностью содержания , и больше своими упущениями, чем позитивным учением, хотя автор повсюду стремился придать богословским доктринам решительно современную форму. [1]
сделало его положение в Гельмштедте невыносимым, принял приглашение прусского делам на пост ректора Кёльна министра по церковным с местом в Верховной лютеранской консистории Берлина В 1767 году Теллер, отношение которого . Здесь он оказался в обществе богословов-рационалистов Пруссии: Фридриха Самуэля Готфрида Зака (1738–1817), Иоганна Иоахима Спалдинга (1714–1804) и других и стал одним из лидеров рационалистической партии, одним из главных сотрудники К.Ф. Николаи Allgemeine Deutsche Bibliothek . Теллер вскоре воспользовался своим более свободным положением в Берлине. [1]
В 1772 году появилась самая популярная из его книг — Wörterbuch des Neuen Testes zur Erklärung der christlichen Lehre («Словарь Нового Завета для объяснения христианской доктрины», 6-е изд., 1805 г.). Целью этой работы было переработать язык и идеи Нового Завета и придать им форму богословия Просвещения . Автор утверждает, что греко - еврейские выражения следует понимать не буквально, а объяснять в терминах, понятных современному уму. Благодаря этому лексикону Теллер поставил себя в число самых передовых рационалистов, а его оппоненты обвиняли его в намерении полностью свергнуть позитивное христианство. В 1786 году автор стал членом Берлинской академии наук . [1]
от Указ Вольнера 9 июля 1788 г. о насаждении лютеранской ортодоксальности и действия Теллера как члена консисториального совета, вопреки ему (ср. его Wohlgemeinte Erinnerungen , «Благие напоминания», 1788 г.), возглавили прусский эдикт правительство вынесло ему приговор об отстранении от должности на три месяца с лишением стипендии . Однако такие средства его не тронули, и в 1792 г. он опубликовал работу Die Religion der Vollkommeneren («Религия более совершенных»), излагающую свою богословскую позицию, в которой он подробно отстаивал эту идею, впоследствии часто убеждали в совершенствовании христианства, то есть в конечном превращении христианства в схему простой морали , с полным отказом от всех специфически христианских идей и методов. Эта книга представляет собой кульминацию богословия немецкого Просвещения и отделена длительным процессом развития от «Лербуха» автора . В том же году он опубликовал книгу « Anleitung zur Religion überhaupt und zum Allgemeinen des Christentums besonders»; für die Jugend höherer und gebildeter Stünde aller Religions parteien («Руководство по всем религиям и основам христианства, особенно; для молодежи высших и образованных классов всех религиозных конфессий»). [1]
Помимо своего вклада в Allgemeine Deutsche Bibliothek , он редактировал популярный и практически полезный журнал Magazin für Prediger («Журнал для проповедников», 1792–1801). [1]
Он умер в Берлине.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г Чисхолм 1911 года .
Ссылки
[ редактировать ]- свободном доступе : Чисхолм, Хью , изд. (1911). « Теллер, Вильгельм Абрахам ». Британская энциклопедия . Том. 26 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 576. В этой работе, в свою очередь, цитируется:
- Вильгельм Гасс , История протестантской догмы , IV. стр. 206–222. (на немецком языке)
- П. Вольф, статья в Herzog-Hauck, Realencyclopädie (изд. 1907 г.) (на немецком языке)
- Генрих Дёринг , немецкие ораторы XVIII и XIX веков , с. 506 след. (на немецком языке)
- Эдвард Пьюзи , Причины позднего рационалистического характера немецкого богословия (1828), с. 150
- см. Пауль Чакерт (1894), « Теллер, Вильгельм Авраам », Общая немецкая биография (на немецком языке), том. 37, Лейпциг: Duncker & Humblot, стр. 556–558.
В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в
- 1734 рождения
- 1804 смерти
- Немецкие протестантские богословы XVIII века
- Члены Прусской академии наук
- Духовенство из Лейпцига
- Люди из электората Саксонии
- Выпускники Лейпцигского университета
- Академический состав Университета Хельмштедта
- Немецкие писатели-мужчины научно-популярной литературы
- Немецкие писатели-мужчины XVIII века