Русский линейный корабль Азов (1826 г.)
История | |
---|---|
Российская Империя | |
Имя | Азов |
Тезка | Взятие Азова (1696 г.) |
Строитель |
|
Заложен | 6 ноября [ ст. ст. ] 1825 г. 25 октября |
Запущен | 7 июня [ по ст. ст. ] 1826 г. 26 мая |
Первое путешествие | 1826 |
Судьба | Распался в 1831 году. |
Общие характеристики | |
Класс и тип | 74-пушечный линейный корабль |
Смещение | 3000 тонн |
Длина | 54,5 м (179 футов) (верхняя палуба) |
Луч | 14,7 м (48,228346 футов) |
Глубина захвата | 5,86 м (19,2 фута) |
Движение | Парус (три мачты, корабельное вооружение ) |
Дополнить | 600 |
Вооружение |
Азов ( русский : Азов ) — 74-пушечный линейный корабль Императорского Российского флота . Азов был построен в 1826 году для компенсации потерь от катастрофического наводнения в Санкт-Петербурге 1824 года . В том же году «Азов» под командованием Михаила Лазарева стал флагманом адмирала Логина Гейдена Первой средиземноморской эскадры и отправился в Эгейское море с совместной англо-франко-российской миротворческой миссией . 20 октября 1827 года Азов возглавил русскую эскадру в Наваринском сражении . Она вступила в бой с многочисленными кораблями противника и получила тяжелые повреждения.
После ремонта на Мальте «Азов» продолжил службу в качестве флагмана Гейдена и обеспечил военно- блокаду Греции морскую и Дарданелл . В начале 1830 года Азов вернулся в Кронштадт . К этому времени корабль буквально сгнил из-за плохой сборки и боевых повреждений. В том же году она вышла на пенсию и распалась в 1831 году, проработав всего четыре года.
Five officers of Azov who fought at Navarino became admirals in the Russian Navy : captain Mikhail Lazarev , Vladimir Istomin , Vladimir Kornilov , Pavel Nakhimov and Yevfimy Putyatin .
Строительство
[ редактировать ]19 ноября [ OS 7 ноября] 1824 года Кронштадт , главная база русского Балтийского флота, был затоплен катастрофическим наводнением 1824 года. [ 1 ] Из 28 крупных кораблей, пришвартованных во внутренних гаванях острова Котлин , только пять уцелели от наводнения, и только три из них были признаны безопасными для выхода в открытое море. [ 2 ] Двадцать два крупных корабля были списаны и разобраны. [ 2 ] Большинство из них остались на плаву, когда наводнение утихло, но они были слишком гнилыми, чтобы их можно было спасти. [ 2 ] Александр I не видел необходимости воскрешать флот в былой численности, и в 1825 году верфи Архангельска заложили лишь два новых корабля: «Азов» и «Иезекииль» . [ 3 ]
Азов был заложен в ноябре мастером-корабелом Андреем Курочкиным (1770–1842). К 1825 году Курочкин практически отошел от активной деятельности, и строительством руководил его соратник Василий Ершов (1781–1860). Михаил Лазарев, капитан «Азова» , руководил строительством на месте с февраля 1826 года. Лазарев внес многочисленные поправки в первоначальный проект; 22 из них материализовались в Азове . «Азов» был спущен на воду в июне 1826 года и осенью отплыл в свою базу в Кронштадте . [ 4 ] Корабль был признан лучшим в Военно-морском флоте России и послужил образцом класса для одиннадцати кораблей постройки 1826–1826 годов. Его внутренний план был улучшен по сравнению с предыдущими кораблями, а внешний вид был доведен до флагманского стандарта. Недолгая карьера «Азова» доказала, что все эти усовершенствования не могли компенсировать недостаток качественного леса и плохое качество изготовления: бывший флагман полностью сгнил за четыре года активной службы.
Услуга
[ редактировать ]Кронштадт — Наварино
[ редактировать ]
Весной 1827 года Николай санкционировал проведение кратких полномасштабных учений Балтийского флота — проверки в последнюю минуту имеющихся сил перед тем, как направить их на свой греческий проект. [ 4 ] Флот состоял из девяти линейных кораблей, восьми фрегатов и четырех меньших кораблей. [ 4 ] Адмирал Дмитрий Сенявин поднял свой флаг на Азове 4 июня] 1827 года отплыл на Балтику и 23 мая [ OS . [ 5 ] Через пять дней флот вернулся в Кронштадт. [ 6 ] 30 мая [ OS 11 июня] 1827 года Сенявин получил совершенно секретный приказ: он должен был повести весь флот в Портсмут , Англия . [ 6 ] Получив дальнейшее предупреждение от российского посла в Лондоне, Сенявину пришлось разделить свой флот на две эскадры. Четыре линейных корабля, четыре фрегата и два брига по выбору Сенявина должны были сформировать новую Первую Средиземноморскую эскадру под командованием Логина Гейдена и немедленно отправиться в Средиземное море. [ 7 ]
Вечером 9 июня [ OS 21 июня], когда флот еще находился в Кронштадте, Николай лично посетил Азов и буквально столкнул флот в море. [ 8 ] Азов покинул Кронштадт с царем на борту около 5 часов утра; во второй половине дня он сел на яхту и вернулся в Санкт-Петербург. [ 8 ] Флот двинулся вперед, достигнув Ревеля 13 июня [ OS 25 июня], Борнхольма 4 июля [ OS 16 июля], Копенгагена 7 июля [ OS 19 июля]. [ 9 ] «Азов» и старший «Гангут» проявили себя хорошими мореплавателями в отличие от тяжеловесных и неповоротливых «Александра Невского» и «Эммануила» . [ 10 ] Ветры в датских проливах задержали плавание, и флот прибыл в Портсмут только 27 июля [ ост. 9 августа]. [ 11 ] Как только его корабли выстроились в Соленте , Сенявин получил известие, что Англия, Франция и Россия только что подписали Лондонский договор . [ 11 ] 6 августа [ OS 17 августа] Сенявин поднялся на борт «Царя Константина» , а Гейден поднял свой флаг на Азове . В строй вступила Первая Средиземноморская эскадра под командованием «Азова» . [ 12 ]
Плыть на юго-запад к мысу Сент-Винсент было быстро, но затем эскадра столкнулась с сильным встречным ветром. [ 13 ] Он достиг Сицилии 21 сентября [ OS 9 сентября]. [ 13 ] В тот же день на «Азове» произошли первые две потери: матрос упал за борт, мичман Домашненко спрыгнул, чтобы его спасти, оба утонули. [ 13 ] Гейден потерял еще две недели, направляясь в Мессину для встречи с российскими дипломатами. [ 14 ] Наконец 13 октября [ 1 октября по ст. ст. ] русская эскадра встретилась с британскими силами адмирала Эдварда Кодрингтона южнее Закинфа . [ 15 ] В тот же день к объединенному флоту присоединилась французская эскадра адмирала Анри де Риньи . [ 16 ] По сообщениям Гейдена, необычно гладкая встреча была чистой случайностью. [ 17 ] На следующий день французы отправились на ремонт; английские и русские корабли направились на юг к Метони и заблокировали вход в гавань Наварино, стоянку объединенного турецко-египетского флота. [ 18 ]
«Азов» и британский флагман HMS Asia заняли свои станции рядом, и два адмирала регулярно разговаривали друг с другом. [ 19 ] Де Риньи вернулся 17 октября [ OS октября], в результате чего численность союзного флота составила десять линейных кораблей, девять фрегатов и четыре меньших корабля. [ 20 ] Три адмирала решили войти в гавань в полном составе и заставить турок и египтян принять условия Лондонского договора. [ 21 ] Де Риньи и Гейден согласились подчиняться Кодрингтону, как старшему командующему, на весь период противостояния. [ 21 ]
Битва при Наварине
[ редактировать ]Около 11 часов утра 20 октября [ по OS 8 октября] изменение ветра позволило Кодрингтону отдать приказ о заходе в гавань. [ 22 ] Было решено, что английская и русская эскадры войдут в гавань параллельными линиями, а за ними последуют французы. Около 13:00 Кодрингтон, опасаясь узкого входа в гавань, изменил план и дал приказ выстроиться в одну линию. [ 23 ] Союзный флот занял позицию дугой рядом с турецким флотом. «Азов» направился на запланированную позицию в самый центр союзной дуги, остальной русский флот — в его левый борт, английские и французские линкоры — по правому борту, а английские фрегаты — в тыл. [ 23 ] Вскоре турки обстреляли британский катер, убив лейтенанта Фицроя и вызвав тотальный морской бой. [ 24 ] Источники расходятся во мнениях относительно точного времени событий из-за разной практики хронометража и запутанности битвы; первые кадры были отмечены либо в 14:00, либо в 14:20, либо даже в 14:45; Судовой журнал Азова зафиксировал их в 2:30. [ 25 ] В этот момент «Азов» все еще двигался к запланированной позиции и только что покинул полигон турецкой береговой артиллерии. [ 26 ] Дым англо-турецкой перестрелки загораживал им обзор по правому борту; «Азов» произвел первые выстрелы влево в 2:45. [ 27 ]
В 15.00 «Азов» достиг пункта назначения, сложил паруса и бросил якоря. [ 28 ] Лазарев намеревался сражаться рядом с HMS Albion , крайним левым кораблем британской эскадры. [ 29 ] Чтобы избежать сильного задымления, полностью закрывавшего обзор, «Азов» бросил якорь в порту со своего места в линии. [ 29 ] Маневр создал разрыв между Азовом и Альбионом , достаточно широкий, чтобы вместить четыре турецких фрегата. [ 29 ] В конце концов они окружили Азов и Альбион , и оба корабля получили аномально большие повреждения. [ 29 ] Гейден отметил, что за определенный 22-минутный интервал «Азов» был атакован восемью кораблями противника. [ 30 ]

Хотя «Азов» получал попадания от разных кораблей противника, Лазарев сосредоточил огонь на одной цели — 76-пушечном линейном корабле, ранее вступившем в бой с Альбионом . [ 31 ] К 15.30 вражеский корабль потерял все мачты и вышел из строя. [ 31 ] Пробел восполнил двухпалубный фрегат под флагом Тахир-паши . [ 31 ] Около 16:00 еще один фрегат, пришвартованный рядом с флагманом Тахира, взорвался и нарушил боевую линию противника. [ 31 ] Внезапная возможность позволила «Азову» выстрелить обоими залпами в упор, и за короткое время он потопил два фрегата и корвет. [ 31 ] И все же «Азов» оставался в крайне опасном положении. В 4:30 его сменило прибытие французского «Бреслау» , заполнившего брешь между Азовом и Альбионом и чей первый залп уничтожил египетский фрегат, обстрелявший Азов . [ 32 ] Оставшуюся часть боя «Азов» и «Бреслау» сражались вместе, поражая корабли противника один за другим. [ 33 ] Фрегат Тахира вел ответный огонь как минимум до 17:30 и сумел сбить Азова» третью мачту « ; он потерял пять человек из шестисот и был заброшен. [ 32 ] Незадолго до 18:00 «Азов» прекратил огонь: все вражеские корабли в пределах его досягаемости были уничтожены или вынуждены выйти на берег. [ 34 ]
Собственные потери «Азова» (24 матроса убитыми, 6 офицеров и 61 матрос ранеными) были самыми высокими среди русских кораблей. [ 35 ] Точно так же английские и французские флагманы понесли наибольшие потери среди своих эскадрилий. [ 35 ]
Повреждения и ремонт
[ редактировать ]
Физические повреждения «Азова» также были наибольшими: 153 проникающих попадания ядра, семь из них ниже ватерлинии, и практически разрушенный такелаж . [ 36 ] Гейден мобилизовал 176 плотников с других кораблей для помощи в ремонте «Азова» , который занял три дня. [ 36 ] К концу 24 октября [ 12 октября по ст. ст .] его считали безопасным для коротких морских путешествий. На следующий день русские и английские корабли вышли из гавани и направились на Мальту . [ 37 ] Потрёпанный русский флот, не успев угнаться за Кодрингтоном, двинулся с предельной осторожностью и вошел в гавань Валлетты 9 ноября [ по OS 27 октября]. [ 38 ]
Оказалось, что практически все мачты на российских кораблях нуждаются в замене. «Азов» , как флагман, получил замену мачт прямо от Адмиралтейства Валлетты, но остальным кораблям пришлось заказывать мачты в Англии, что заняло месяцы. [ 39 ] «Азов» медленно ремонтировался собственным экипажем в гавани; 13 января [ OS 1 января] 1828 года он был отбуксирован в верфи Адмиралтейства, заменен мачты и вернулся в гавань 4 февраля [ OS 23 января]. [ 40 ] Русские были более чем довольны работой местных ремонтных бригад, но такелаж, поставленный Адмиралтейством, был слишком старым и сухим, склонным к неожиданным поломкам, и его пришлось заменять при первой же возможности. [ 41 ]
Примерно в это же время курьер из Петербурга доставил награды за Наваринское сражение. Капитан «Азова » Михаил Лазарев был произведен в контр-адмиралы; Лазарев и лейтенанты Павел Нахимов (будущий адмирал) и Иван Бутенев (потерявший в бою руку) были награждены орденом Святого Георгия . [ 42 ] В марте 1828 года экипаж «Азова» был награжден особым Георгиевским флагом. [ 43 ] Николай постановил, что после выхода «Азова» в отставку ВМФ России должен постоянно иметь корабль под названием «Память Азова» («Память Азова», «Память Азова» ), таким образом, название «Азов» было фактически удалено.
Анкоридж в Валлетте был благом для кадровых офицеров, но условия для призывников, запертых в трюмах или занятых тяжелой работой, были ужасными. [ 44 ] Экипаж «Александра Невского» открыто восстал и был оперативно подавлен Гейденом. Он отдал под трибунал шестнадцать человек за тяжелую работу в Сибири; в январе-марте 1828 г. их заперли на борту « Азова» , а затем отправили обратно в Россию. [ 45 ] Собственные записи «Азова» содержат лишь легкий намек на недовольство моряков. [ 44 ]
Морская блокада
[ редактировать ]Инструкции, полученные Гейденом, советовали ему продолжить физическое отделение турецко-египетских кораблей от материковой Греции. Однако заключение Туркменчайского договора ясно свидетельствовало о том, что Российская империя готовилась к открытой войне с Турцией. 17 апреля [ OS 5 апреля] 1828 года «Азов» и остальная часть русской эскадры вышли из гавани Валлетты и направились обратно в Наварино. [ 46 ] Гейден оставил там небольшой отряд фрегатов и увел «Азов» и «Константин» на архипелаг (два других его крупных корабля были повреждены в результате странного столкновения и отошли на Закинф для ремонта). [ 47 ] 1 мая [ OS 20 апреля] «Азов» встретился с французской эскадрой у Милона ; Де Риньи вежливо посетил «Азов» . Четыре дня спустя Азов встретился с Иоаннисом Каподистриасом возле острова Идра . [ 48 ] В мае Гейден перевел флот на новую базу на Поросе . [ 49 ] Турки срочно отправили в Азов своих дипломатов и православных епископов с заверениями в мире и согласии, но все напрасно: 27 мая [ OS 15 мая] Гейден получил известие о том, что Николай I объявил войну Турции. [ 50 ]
В течение следующих двух месяцев «Азов» занимался в основном дипломатией, перевозя Гейдена и греческих чиновников на встречу с де Риньи на Закинфе и с новым британским командующим сэром Пултени Малкольмом на Сапиенце . [ 51 ] В конце августа союзный флот отправился на совместную блокаду Греции; англичане и французы блокировали Метони и Корони , русские закрыли вход в Наваринскую гавань. Блокада вынудила Ибрагима-пашу Египта эвакуировать свои войска из Греции. [ 52 ] Офицеры Азова руководили погрузкой египетских обозов и обнаружили на борту большое количество греческих женщин вместе со своими арабскими хозяевами; Когда их спросили, большинство этих женщин действительно предпочли поехать в Египет. [ 53 ] По мнению Андриенко, Гейден сознательно уклонялся от решительных действий и предоставил сухопутную фазу операции французам. [ 54 ] Гейден был одержим предстоящей блокадой Дарданелл и как можно скорее (10 октября [ OS 29 сентября] 1828 г.) бросился на Мальту, чтобы переоборудовать «Азов» и остальную часть своей эскадры и встретиться со Второй Средиземноморской эскадрой адмирала Петра Рикорда. . [ 55 ] Действительно, Рикорд (но не вся его эскадра) находился там, и 14 октября [ OS 2 октября] два адмирала созвали на борту «Азова» большой Военный совет . [ 56 ] Войска Рикорда отплыли к Дарданеллам; «Азов» приступил к давно назревшему ремонту.
30 ноября [ OS 18 ноября] «Азов» и «Александра» вышли в Эгейское море и попали в разрушительный шторм, уничтоживший множество кораблей по всей Европе, но пощадивший русских. [ 57 ] «Азов» бросил якорь в Поросе, где тогда проходила многосторонняя дипломатическая конференция, и продолжил ремонт. [ 57 ] Она оставалась на Поросе до апреля 1829 года, когда Гейден получил сведения о том, что турки планируют прорвать блокаду Дарданелл своими силами. 26 апреля [ OS April 14] 1829 года «Азов» и остальные корабли Гейдена присоединились к Рикорду у Тенедоса . [ 58 ] Британские, французские, голландские и австрийские войска уже были там, но турки не появились. [ 59 ] В июне 1829 года еще один слух о том, что египетские войска собираются в Александрии , вызвал новое тотальное движение международного флота, снова безрезультатное. [ 60 ] В июле «Азов» представлял Российскую империю на Национальном собрании Греции в Нафплионе . [ 61 ] В сентябре он снова отплыл на Тенедос и узнал, что Российская и Османская империи подписали перемирие. [ 62 ]
Упадок и наследие
[ редактировать ]
1 октября [ 19 сентября по OS ] 1829 года Гейден разделил свои силы. Лазарев принял командование над «Азовом» , «Иезекиилем» , «Константином» , «Александром Невским» , четырьмя фрегатами, одним корветом и двумя бригами. [ 63 ] Через месяц флот получил приказ вернуться в Кронштадт , оставив небольшой наблюдательный отряд. Лазарев отплыл из Пороса на Мальту 29 января [ OS 17 января] 1830 года. Плавание от Мальты до Кронштадта заняло 59 дней и могло бы быть совершенно скучным, если бы не приказ достичь Кронштадта 1 мая. Срочность вынудила Лазарева пересекли Балтику, когда она была еще ледяной, и «Азов» потерял около 200 листов медной обшивки при столкновениях со льдом. [ 64 ]
Азов достиг Кронштадта 26 мая [ OS 13 мая] 1830 года. [ 64 ] Менее чем за четыре года пребывания в море он сгнил и его невозможно было спасти. Константин и Владимир были такими же плохими. Лазарев посетовал, что «наши корабли не стоят краски [тратимой на них]». [ 65 ] Позже историки утверждали, что «Азов» списали за боевые повреждения, но сам Лазарев об этом вообще не упоминал. [ 66 ] «Азов» был осмотрен в сухом доке , осужден осенью 1830 г. и разобран в 1831 г. [ 66 ] Ее близнец «Иезекииль» , построенный в том же году на той же верфи, плавал еще десять лет. [ 67 ] Старый «Гангут» , переоборудованный в пароход, прослужил до 1891 года; небольшой 16-пушечный бриг «Ахиллес» , построенный в Свеаборге в 1819 году, прослужил до 1960-х годов. [ 68 ]
В составе Императорского флота было три корабля имени Азова — 86-пушечный « Память Азова» (1831 г., расформирован в 1854 г.); 74-пушечная «Память Азова» (1848 г., расформирована в 1863 г.); и защищенный крейсер «Память Азова» (1890 г., затоплен в 1919 г.). Современный ВМФ России имеет корабль проекта 775М десантный «Азов» (1990 года постройки).
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Андриенко, с. 31.
- ^ Перейти обратно: а б с Андриенко, с. 32.
- ^ Андриенко, с. 44.
- ^ Перейти обратно: а б с Андриенко, с. 65.
- ^ Андриенко, с. 68.
- ^ Перейти обратно: а б Андриенко, с. 70.
- ^ Андриенко, с. 71.
- ^ Перейти обратно: а б Андриенко, с. 76.
- ^ Андриенко, с. 77-78.
- ^ Андриенко, с. 80.
- ^ Перейти обратно: а б Андриенко, с. 84.
- ^ Андриенко, с. 90.
- ^ Перейти обратно: а б с Андриенко, с. 92.
- ^ Андриенко, с. 93.
- ^ Андриенко, с. 94.
- ^ Андриенко, с. 96.
- ^ Андриенко, с. 97.
- ^ Андриенко, с. 104.
- ^ Андриенко, с. 105.
- ^ Андриенко, с. 119.
- ^ Перейти обратно: а б Андриенко, с. 108.
- ^ Андриенко, с. 129.
- ^ Перейти обратно: а б Андриенко, с. 130.
- ^ Андриенко, с. 131.
- ^ Андриенко, с. 134.
- ^ Андриенко, с. 136.
- ^ Андриенко, с. 137.
- ^ Андриенко, с. 137, 144.
- ^ Перейти обратно: а б с д Андриенко, с. 145.
- ^ Андриенко, с. 152.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Андриенко, с. 146.
- ^ Перейти обратно: а б Андриенко, с. 147.
- ^ Андриенко, с. 148.
- ^ Андриенко, с. 158.
- ^ Перейти обратно: а б Андриенко, с. 165.
- ^ Перейти обратно: а б Андриенко, с. 176.
- ^ Андриенко, с. 179.
- ^ Андриенко, с. 180.
- ^ Андриенко, с. 186.
- ^ Андриенко, с. 187.
- ^ Андриенко, с. 189.
- ^ Андриенко, с. 190.
- ^ Андриенко, с. 191.
- ^ Перейти обратно: а б Андриенко, с. 193.
- ^ Андриенко, с. 194.
- ^ Андриенко, с. 257.
- ^ Это было единственное зафиксированное столкновение Средиземноморской кампании - Андриенко, с. 271.
- ↑ Каподистрия путешествовала на борту российского фрегата «Елена» . Гейден и Каподистрия планировали встретиться в Нафплионе, но вспышка чумы вынудила их встретиться в море. - Андриенко, с. 271.
- ^ Андриенко, с. 273.
- ^ Андриенко, с. 277.
- ^ Андриенко, с. 297.
- ^ Андриенко, с. 298.
- ^ Андриенко, с. 300.
- ^ Андриенко, с. 304.
- ^ Андриенко, с. 309.
- ^ Андриенко, с. 335.
- ^ Перейти обратно: а б Андриенко, с. 351.
- ^ Андриенко, с. 376.
- ↑ Весь флот Пултени Малкольма, четыре французских линейных корабля, два голландских корабля, один австрийский фрегат — Андриенко, с. 378.
- ^ Андриенко, с. 392.
- ^ Андриенко, с. 394.
- ^ Андриенко, с. 406.
- ^ Андриенко, с. 414.
- ^ Перейти обратно: а б Андриенко, с. 433.
- ^ Russian: "Cтоят ли наши корабли хоть краски?" - Andrienko, p. 446.
- ^ Перейти обратно: а б Андриенко, с. 446.
- ^ Андриенко, с. 447.
- ^ Андриенко, с. 450.
Ссылки
[ редактировать ]
- Andrienko, V. G. (2002, in Russian) Do i posle Navarina (До и после Наварина) . Moscow: ACT. ISBN 5-17-011575-Х , ISBN 5-7921-0420-4 .