Jump to content

Джабала ибн аль-Айхам

(Перенаправлено из Джабалы ибн аль-Айхама )

Джабала ибн аль-Айхам ( араб . جبلة بن الأيهم ) был последним правителем или филархом династии Гасанидов в Сирии в VII веке. Он командовал контингентами арабских христианских племен от имени Византийской империи против арабских мусульманских сил во время мусульманского завоевания Сирии в 630-х годах.

В сражениях при Думат-эль-Джандале на севере Аравии и решающей битве при Ярмуке на юге Сирии в 636 году его войска потерпели поражение. Предположительно, он принял ислам, прежде чем разорвать связи с верой в знак протеста против унижений, которым он впоследствии подвергся в связи с исламскими эгалитарных принципов. После этого он навсегда покинул Сирию, укрывшись у своих соплеменников в Византийской Анатолии . Историки разделились во мнениях относительно историчности Джабалы из-за отсутствия современных исходных материалов, при этом некоторые утверждают, что его личность была, по сути, литературным приемом более поздних исламских писателей.

Источники

[ редактировать ]

Не существует современных источников о Джабале, а повествования о его жизни взяты из литературы эпохи Аббасидов (после 750 г. н.э.). Однако печать, датированная концом VI или началом VII века, со словами «Габала, патрикиос » рядом с гравюрами христианских крестов, привела к спекулятивному отождествлению историка Ирфана Шахида с Джабалой ибн аль-Айхамом . [ 1 ]

Борьба с арабским вторжением

[ редактировать ]

В рассказах о Джабале в исламской литературе он фигурирует как последний царь Гассанидов и военачальник Византийской империи христианско-арабского контингента во время мусульманского завоевания Сирии . Он упоминается в таком качестве во время осады Думат аль-Джандаля в ок. 630 г. , где он командует племенами Гасанидов и Танухидов против мусульман, в битве при Ярмуке в 636 г., во время которой арабы-мусульмане разгромили византийцев и продолжили отвоевывать Сирию . у них [ 1 ] По словам авторов эпохи Аббасидов Ибн Исхака , аль-Вакиди и аль-Баладхури , в Ярмуке Джабала возглавил 12 000 человек Гассанидов и других христианских племен Лахма , Иудхама и групп племени Кудаа , таких как Балкан и Бали . [ 2 ]

Исламская литература изобилует историями о том, как Джабала принял ислам вскоре после Ярмука, а затем оставил ислам и нашел убежище при императоре Ираклии . Существуют разные версии этих историй, но обычно в них Джабала прибывает в мусульманскую столицу Медину со своей свитой, отправляется в паломничество в хадж с халифом Умаром , ссорится со скромным паломником, которому он в конечном итоге ломает нос, и угрожает уйти Ислам и, наконец, совершает ночной побег, который заканчивается его переселением на территорию Византии. [ 1 ]

Отступление на территорию Византии

[ редактировать ]

Бегство Джабалы в Византию предположительно произошло в ок. В 639 г. он совершил поход через Ракку (Византийский Каллиникум) с 30 000 членов своего или союзных арабских христианских племен (включая танухидов и арабов иядов ) и их семьями. Когда они были недалеко от переправы Баграс в Киликию, на них напал Майсара бин Масрук, которого послал Абу Убадайя. Хотя некоторые источники утверждают, что беженцы были убиты, полное уничтожение маловероятно, поскольку силы Майсары бин Масрука были намного меньшими, и известно, что несколько арабов позже служили Византии. [ 3 ] Выжившие после этого поселились в районе Херсаны византийской Анатолии . Географ аль-Истахри упоминает потомков этих соплеменников, живших в этом регионе в X веке. По словам историка Вальтера Каеги , предполагаемое бегство такого большого количества арабских соплеменников было мотивирующим фактором для мусульман к завоеванию Ракки и Верхней Месопотамии в целом, чтобы предотвратить такой исход кочевников с завоеванных земель в Византию; такой исход противоречил политике халифа Умара по подчинению всех кочевых арабских племен под властью Халифата. [ 4 ] Говорят, что византийский император Никифор I был потомком Джабалы. [ 5 ] [ 3 ]

Шахид считает существование Джабалы возможным «доказательством» возрождения византийцами филархата Гассанидов после его разрушения во время вторжения сасанидских персов в византийскую Сирию в 614 году. [ 6 ] По мнению историка Джулии Брей, упоминания Джабалы в исламской литературе представляют собой «архетип» ушедшей эпохи « джахилии , христианства и королевской власти» в арабской истории и перехода к новой исламской эпохе. [ 1 ] Историк Грег Фишер оценивает Джабалу как «полумифическую фигуру», используемую в литературе для «проверки чистоты новой [мусульманской] веры, прославления величия империи, которую вытеснили мухаджируны [мусульманские завоеватели], и служения всем видам других полезных литературных и риторических целей». [ 1 ]

Библиография

[ редактировать ]
  • Купер, Эрик; Декер, Майкл Дж. (2012). Жизнь и общество в Византийской Каппадокии . Спрингер. п. 42. ИСБН  978-1137029645 .
  • Доннер, Фред М. (1981). Ранние исламские завоевания . Принстон: Издательство Принстонского университета. ISBN  0-691-05327-8 .
  • Фишер, Грег (2020). «Арабские государственные деятели шестого века» . Рим, Персия и Аравия: формирование Ближнего Востока от Помпея до Мухаммеда . Абингдон и Нью-Йорк: Рутледж. ISBN  9780429356483 .
  • Каеги, Уолтер Э. (1995). Византия и ранние исламские завоевания . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN  0-521-41172-6 .
  • Шахид, И. (1965). «Джабала б. аль-Айхам » В Льюисе, Б .; Пеллат, Ч. и Шахт Дж. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание Том II: C – G. Лейден: Э. Дж. Брилл. п. 354. OCLC   495469475 .
  • Сювенне, Илкка (29 декабря 2022 г.). Военная история позднего Рима 602–641 гг . Перо и меч Военный. стр. 284–285. ISBN  978-1-3990-7568-8 . Проверено 1 февраля 2024 г.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: c02a1af4ca3c5b294aa5034333873b00__1719734760
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/c0/00/c02a1af4ca3c5b294aa5034333873b00.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Jabala ibn al-Ayham - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)