Джабала ибн аль-Айхам
Джабала ибн аль-Айхам ( араб . جبلة بن الأيهم ) был последним правителем или филархом династии Гасанидов в Сирии в VII веке. Он командовал контингентами арабских христианских племен от имени Византийской империи против арабских мусульманских сил во время мусульманского завоевания Сирии в 630-х годах.
В сражениях при Думат-эль-Джандале на севере Аравии и решающей битве при Ярмуке на юге Сирии в 636 году его войска потерпели поражение. Предположительно, он принял ислам, прежде чем разорвать связи с верой в знак протеста против унижений, которым он впоследствии подвергся в связи с исламскими эгалитарных принципов. После этого он навсегда покинул Сирию, укрывшись у своих соплеменников в Византийской Анатолии . Историки разделились во мнениях относительно историчности Джабалы из-за отсутствия современных исходных материалов, при этом некоторые утверждают, что его личность была, по сути, литературным приемом более поздних исламских писателей.
Источники
[ редактировать ]Не существует современных источников о Джабале, а повествования о его жизни взяты из литературы эпохи Аббасидов (после 750 г. н.э.). Однако печать, датированная концом VI или началом VII века, со словами «Габала, патрикиос » рядом с гравюрами христианских крестов, привела к спекулятивному отождествлению историка Ирфана Шахида с Джабалой ибн аль-Айхамом . [ 1 ]
Жизнь
[ редактировать ]Борьба с арабским вторжением
[ редактировать ]В рассказах о Джабале в исламской литературе он фигурирует как последний царь Гассанидов и военачальник Византийской империи христианско-арабского контингента во время мусульманского завоевания Сирии . Он упоминается в таком качестве во время осады Думат аль-Джандаля в ок. 630 г. , где он командует племенами Гасанидов и Танухидов против мусульман, в битве при Ярмуке в 636 г., во время которой арабы-мусульмане разгромили византийцев и продолжили отвоевывать Сирию . у них [ 1 ] По словам авторов эпохи Аббасидов Ибн Исхака , аль-Вакиди и аль-Баладхури , в Ярмуке Джабала возглавил 12 000 человек Гассанидов и других христианских племен Лахма , Иудхама и групп племени Кудаа , таких как Балкан и Бали . [ 2 ]
Исламская литература изобилует историями о том, как Джабала принял ислам вскоре после Ярмука, а затем оставил ислам и нашел убежище при императоре Ираклии . Существуют разные версии этих историй, но обычно в них Джабала прибывает в мусульманскую столицу Медину со своей свитой, отправляется в паломничество в хадж с халифом Умаром , ссорится со скромным паломником, которому он в конечном итоге ломает нос, и угрожает уйти Ислам и, наконец, совершает ночной побег, который заканчивается его переселением на территорию Византии. [ 1 ]
Отступление на территорию Византии
[ редактировать ]Бегство Джабалы в Византию предположительно произошло в ок. В 639 г. он совершил поход через Ракку (Византийский Каллиникум) с 30 000 членов своего или союзных арабских христианских племен (включая танухидов и арабов иядов ) и их семьями. Когда они были недалеко от переправы Баграс в Киликию, на них напал Майсара бин Масрук, которого послал Абу Убадайя. Хотя некоторые источники утверждают, что беженцы были убиты, полное уничтожение маловероятно, поскольку силы Майсары бин Масрука были намного меньшими, и известно, что несколько арабов позже служили Византии. [ 3 ] Выжившие после этого поселились в районе Херсаны византийской Анатолии . Географ аль-Истахри упоминает потомков этих соплеменников, живших в этом регионе в X веке. По словам историка Вальтера Каеги , предполагаемое бегство такого большого количества арабских соплеменников было мотивирующим фактором для мусульман к завоеванию Ракки и Верхней Месопотамии в целом, чтобы предотвратить такой исход кочевников с завоеванных земель в Византию; такой исход противоречил политике халифа Умара по подчинению всех кочевых арабских племен под властью Халифата. [ 4 ] Говорят, что византийский император Никифор I был потомком Джабалы. [ 5 ] [ 3 ]
Оценка
[ редактировать ]Шахид считает существование Джабалы возможным «доказательством» возрождения византийцами филархата Гассанидов после его разрушения во время вторжения сасанидских персов в византийскую Сирию в 614 году. [ 6 ] По мнению историка Джулии Брей, упоминания Джабалы в исламской литературе представляют собой «архетип» ушедшей эпохи « джахилии , христианства и королевской власти» в арабской истории и перехода к новой исламской эпохе. [ 1 ] Историк Грег Фишер оценивает Джабалу как «полумифическую фигуру», используемую в литературе для «проверки чистоты новой [мусульманской] веры, прославления величия империи, которую вытеснили мухаджируны [мусульманские завоеватели], и служения всем видам других полезных литературных и риторических целей». [ 1 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и Фишер 2020 .
- ^ Доннер 1981 , стр. 132, 364.
- ^ Перейти обратно: а б Сювенне 2022 , стр. 285.
- ^ Каэги 1995 , стр. 171–172, 248–249.
- ^ Купер и Декер 2012 , с. 42.
- ^ Шахид 1965 , с. 354.
Библиография
[ редактировать ]- Купер, Эрик; Декер, Майкл Дж. (2012). Жизнь и общество в Византийской Каппадокии . Спрингер. п. 42. ИСБН 978-1137029645 .
- Доннер, Фред М. (1981). Ранние исламские завоевания . Принстон: Издательство Принстонского университета. ISBN 0-691-05327-8 .
- Фишер, Грег (2020). «Арабские государственные деятели шестого века» . Рим, Персия и Аравия: формирование Ближнего Востока от Помпея до Мухаммеда . Абингдон и Нью-Йорк: Рутледж. ISBN 9780429356483 .
- Каеги, Уолтер Э. (1995). Византия и ранние исламские завоевания . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-41172-6 .
- Шахид, И. (1965). «Джабала б. аль-Айхам » В Льюисе, Б .; Пеллат, Ч. и Шахт Дж. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание Том II: C – G. Лейден: Э. Дж. Брилл. п. 354. OCLC 495469475 .
- Сювенне, Илкка (29 декабря 2022 г.). Военная история позднего Рима 602–641 гг . Перо и меч Военный. стр. 284–285. ISBN 978-1-3990-7568-8 . Проверено 1 февраля 2024 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Брей, Джулия (2005). «Миф об Аббасидах и человеческие действия: Ибн Абд Раббих и другие» . В Кеннеди, Филип Ф. (ред.). О художественной литературе и адабе в средневековой арабской литературе . Висбаден: Harrassowitz Verlag. стр. 1–50. ISBN 3-447-05182-5 .