Янаи (Пайетан)
Яннай ( иврит : יניי или ינאי ) был важным пайетаном , жившим в конце пятого — начале шестого века в Галилее в Израиле (Византийско-Палестинская Сирия). Его поэзия, которую иногда называют «отцом пиюта», знаменует собой начало классического периода пиюта, который длился с пятого по восьмой века. [1] Он был первым поэтом пиюта, который подписывал свое имя акростихом, использовал конечную рифму и писал для еженедельных служб (а не только для больших праздников и определенных фестивалей). По словам Лауры Либер, литургическая форма, наиболее ассоциирующаяся с Яннаем, — это кедушта , которая украшает первые три благословения Амиды (часть еврейского молебна). [2]
Хотя Яннаи был известен и влиятельн в свое время (он оказал влияние на поэта Элеазара бен Калира ), к Средним векам большая часть его стихов исчезла из молитвенника. За исключением нескольких стихотворений, произведения Яннаи были практически утеряны до тех пор, пока не были вновь обнаружены в Каирской Генизе . Средневековый раввин Эфраим Боннский записывает историю, в которой Яннаи завидовал большому успеху своего ученика Элеазара бен Калира и убил его, спрятав скорпиона в его сандалии, и по этой причине пиютим Яннаи не произносятся в молитвах. [3] Однако сам Ефрем поставил под сомнение достоверность этой истории. [4] Современные ученые не признают историчность этой истории как по хронологическим соображениям, так и по причине того, что Яннаи хвалили многие более поздние деятели.
Что касается текстовых изданий, то в начале двадцатого века были опубликованы «Литургические стихи Яннаи» Махзора Яннаи и Менахема Зулая. Критическое издание Яннаи З. М. Рабиновица стало основой современных исследований текста. Недавно критический перевод и изучение стихов Яннаи, сделанный Лаурой Либер, открыли стихи Яннаи для изучения ученым, более широко работающим над древним иудаизмом, христианской литургией, поздней античностью и ранней византийской историей. [2]
Предполагается, что он, возможно, написал знаменитую молитву Унеттане Токеф . В 1938 году Зулай опубликовал стихи Яннаи, собранные из фрагментов Генизы. [5]
Ниже приведены несколько примеров его пиютим:
- אוני פטרי רחמתים: Херова , которая, вероятно, первоначально была написана для субботы в трехлетнем цикле, начинающемся с «ве-йехи ба-хаци ха-лайала», но которая читается в западно-ашкеназском обряде для субботы ха-Гадол . В него входит пийют אז רוב נסים הפלאת בלילה, который попал в Пасхальную Агаду .
- שיר השירים אשירה נא לידידי: Шив'ата седьмого дня Песаха . Средняя часть отсутствует. Оно обозначается как דרמושה (это чтение должно быть заменено бессмысленным לרמושה в надписи), т. е. «болт» или «балка» (δρόμος, иначе называемая רהיט), и образует своего рода текстовую вариацию « Песни Песней» , следуя концепция и интерпретация этой книги в Мидраше .
- תעו אז בפתרוס: Силлух для субботы Шиму, то есть второй субботы перед Тиша бе-Ав .
Яннаи, как и его предшественник Хосе бен Хосе , не так неясен в своем словарном запасе и метафорах, как Калир , который, как говорят, был учеником Яннаи.
Ссылки
[ редактировать ]- ↑ Для изучения сложностей датировки пиюта см.: Лаура Либер, «Вы прошли этот холм достаточно долго»: напряжение между риторикой и историей в византийском пиюте», Jewish Union College Annual 80 (2009): 63– 114.
- ^ Jump up to: а б Лаура Либер, Яннай о Бытии: приглашение в Пийют (Цинциннати: Jewish Union College Press, 2010)
- ^ Адина Хоффман и Питер Коул, Священный мусор: потерянный и найденный мир Каирской Генизы, стр. 103.
- ^ Шадал , Мево леМахзор Бней Рома
- ^ Зулай, Менахем; Пийюте Яннаи: Литургические стихи Яннаи / Собрано из генизских рукописей и других источников (Публикации исследования I Berlin Shocken 1938 г.)
В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Готард Дойч ; Х. Броуди (1901–1906). «Янай» . В Сингере, Исидор ; и др. (ред.). Еврейская энциклопедия . Нью-Йорк: Фанк и Вагналлс. Его библиография:
- Рапопорт , в Биккурей ха-Иттим , 1829, 111;
- там же, у Керема Хемеда, 1841, vi. 25;
- Луццато , Мево, с. 10;
- Цунц , Литератург. п. 28;
- Ландсхут , Аммуде ха-Авода , с. 102;
- Гаркави , Исследования и коммуникации , v. 106;
- С.А. Вертхаймер , Гинзе Йерушалаим , ii. 18б.