Нихонмати

Нихонмати ( 日本町/日本街 , букв. «Японский город» или «Японская улица») — термин, используемый для обозначения исторических японских общин в Юго-Восточной и Восточной Азии . Этот термин также стал применяться к нескольким современным сообществам, хотя большинство из них называются просто « Джапантаун », в подражание общему термину « Китайский квартал ».
История
[ редактировать ]В течение короткого периода XVI-XVII веков японская зарубежная деятельность и присутствие в Юго-Восточной Азии и других частях региона процветали. Значительные японские общины, известные как Нихонмати , можно было найти во многих крупных портах и политических центрах региона, где они оказывали значительное политическое и экономическое влияние.
Японцы действовали на морях и в регионе на протяжении веков, путешествуя по коммерческим, политическим, религиозным и другим причинам. Однако в 16 веке количество таких путешествий и активности резко возросло. Внутренние раздоры периода Сэнгоку заставили большое количество людей, в первую очередь самураев , торговцев-простолюдинов и христианских беженцев, искать счастья за морями. Многие из самураев, бежавших из Японии примерно в это время, были теми, кто стоял на проигравшей стороне в различных крупных конфликтах. Некоторые из них были ронинами , некоторые — ветеранами японского вторжения в Корею или других крупных конфликтов. Поскольку Тоётоми Хидэёси , а позже и сёгуны Токугава , неоднократно вводили запреты на христианство, многие бежали из страны. Значительная часть из них поселилась в католической Маниле. [ 1 ]
В результате Мин династии запрета на прямую китайско-японскую торговлю и путешествия основными пунктами назначения стали различные страны Юго-Восточной Азии. Начиная с 1567 года был снят запрет на торговлю и контакты в Юго-Восточной Азии, и многие торговцы, которых в противном случае считали бы пиратами за нарушение запрета, таким образом, смогли заниматься легальной деятельностью, хотя торгуют и путешествуют напрямую между Китаем и Японией. оставался незаконным. [ 2 ] Эти факторы в сочетании с рядом других создали яркую торговую сцену в Восточной и Юго-Восточной Азии, период, который историк Юго-Восточной Азии Энтони Рид назвал «Эпохой коммерции». [ 3 ]
Японцы за границей выполняли множество ролей, хотя большинство из них были торговцами, наемниками, моряками, солдатами, слугами или чернорабочими различного рода. [ 4 ] Создание системы кораблей с красной печатью Тоётоми Хидэёси в 1590-х годах и ее продолжение при Токугаве Иэясу в первые десятилетия 17 века привели к тому, что эта торговая и зарубежная деятельность достигла кульминации и вступила в золотой век. Благодаря этим морским авантюристам и зарубежным сообществам японская перевалочная торговля в Юго-Восточной Азии процветала. Во многих наиболее активных портах появился начальник порта или глава японской общины. Этот начальник порта, которого на малайском и индонезийском языке называли сьябандар , курировал деятельность жителей Нихонмати , служил связующим звеном между общиной и местными властями и играл важную роль в координации торговли порта с японскими торговцами-нерезидентами, которые пришел в порт. [ 5 ]
В течение примерно трёх десятилетий японские общины по всей Юго-Восточной Азии процветали. Однако этому пришел конец в 1630-х годах, когда сёгунат Токугава начал вводить морские ограничения . В 1635 году японцам запретили выезжать за границу и возвращаться в Японию из-за границы. Некоторые из этих нихонмати Юго-Восточной Азии дожили до конца 17 века. Внешняя торговля Японии теперь осуществлялась исключительно судами Китая, Голландии и Юго-Восточной Азии, но японцы, живущие за границей, продолжали играть важную коммерческую роль и в некоторых случаях оказывать значительное влияние на экономику ряда портов. Тем не менее, к концу 17 века отсутствие притока новых японских иммигрантов привело к тому, что эти общины либо исчезли в результате ассимиляции с народами их новых домов, либо полностью вымерли.
Сообщества
[ редактировать ]В течение этого короткого, но яркого периода японские общины ( нихонмати ) существовали во многих крупных портах и политических центрах региона, включая Батавию в Голландской Ост-Индии , Хойан в Нгуене , южный Вьетнам , Манилу в Генерал-Капитанстве Филиппины в Испанской Ост-Индии и Пномпень в Камбодже .
Важным и значимым Нихонмати является храм Пако в Маниле, где жил знаменитый христианский -самурай генерал Такаяма , его жена, дети и потомки. Изгнанный даймё был известен своей военной доблестью и служил вместе с Одой Нобунагой и Иэясу Токугавой .
Самый крупный, [ 6 ] и, пожалуй, самым известным Нихонмати того периода был храм в сиамском портовом городе и королевской столице Аюттхая , глава которого, Ямада Нагамаса , занимал видные посты и титулы при королевском дворе. Ямада возглавил армию из 700 японцев и принимал участие в подавлении восстаний, гражданских войн и споров о престолонаследии. Ему также было разрешено контролировать монополии на отдельные товары, такие как оленьая шкура, и в различных точках ему было предоставлено, по крайней мере, номинальное губернаторство нескольких провинций. [ 7 ]
На другом конце спектра, хотя порт Тонкин на севере Вьетнама играл важную роль в торговле шелком в регионе, местные власти Тринь активно препятствовали созданию там Нихонмати . Считается, что это во многом было результатом опасений по поводу воинственного характера японцев в регионе (многие из них были самураями, служившими пиратами и наемниками), а также по поводу поставок оружия и боеприпасов из Японии в Сиам и южный Вьетнам. Чтобы избежать потенциального насилия в своем главном порту, лорды Трун стремились избежать значительного постоянного присутствия Японии, хотя многие известные и выдающиеся японские купцы часто заходили туда в порт.
Пако, Манила
[ редактировать ]Японцы довольно рано основали Нихонмати в Дилао, пригороде Манилы на Испанских Филиппинах , где в 1593 году их насчитывалось от 300 до 400 человек. Статуя его знаменитого жителя, Дома Хусто Такаямы или Такаямы , японского католика- кириситана даймё и самурая , можно найти там. В 1603 году, во время восстания Сангли , их насчитывалось 1500, а в 1606 году — 3000.
Пако был известен как Дилао из-за растений амариллиса , которых когда-то было много в этом районе. [ 8 ] Дилао или дилау — это тагальское цвет слово, обозначающее желтый . поселенцы назвали его Дилао или «Желтая площадь» Некоторые источники говорят, что испанские из-за живших там японских мигрантов, описывающих их физиономию . [ 9 ] [ 10 ] Испанские францисканские миссионеры основали город Пако еще в 1580 году. [ 8 ]
Название Дилао использовалось до 1791 года, когда к нему было добавлено название Сан-Фернандо, превратив его в Сан-Фернандо-де-Дилао. [ 8 ] В 19 веке город Сан-Фернандо-де-Дилао получил прозвище Пако (что означает Франциско). Пако вместе с Сампалоком , Санта-Ана, Сан-Хуан-дель-Монте и Сан-Педро-де-Макати стали вторыми по величине районами, вошедшими в состав Манилы. [ 11 ] Он стал известен как Пако де Дилао. [ 12 ] и, в конечном итоге, как Пако, как его называют сегодня.
Аютия
[ редактировать ]Говорят, что в Аюттхае (недалеко от современного Бангкока, Таиланд) в 1620-х годах было японское поселение с населением около 1500 человек, известное на тайском языке как Бан Ипун . [ 6 ] Королевство начало торговать с Японией только около 1570 года, хотя оно активно вело торговлю с королевством Рюкю , расположенным недалеко от юга Японии, более ста лет. Это время также ознаменовало начало японской общины в Аюттхае, одном из самых удаленных от Японии портов, с которыми японцы торговали в ранний современный период. Японских «авантюристов», в основном ронинов, бежавших из Японии и искавших счастья за границей, приветствовали короли Аюттхая, и многие из них были наняты королевским правительством в качестве телохранителей, солдат и на других должностях. Королевство часто вступало в конфликты с Бирмой , и многие из этих солдат-самураев служили двору в боях. Короли также поддерживали официальные отношения с сёгунами Токугава. [ 13 ] получение партий оружия и боеприпасов, а также многих других товаров. К 1620-м годам Япония была крупнейшим торговым партнером Аюттайи, поскольку более двадцати японских торговых домов, а также множество независимых авантюристов и торговцев занимались коммерческими перевозками между Аюттайей и Нагасаки . каждый год [ 14 ]
Торговля и отношения между Японией и Аюттайей были довольно дружескими и крепкими в течение примерно шестидесяти лет, пока серия политических скандалов в 1630 году не привела к формальному разрыву связей сёгуната с королевством. После смерти короля Сонгтама трон захватил Прасат Тонг в результате насильственного переворота. В рамках этой схемы Прасат Тонг организовал убийство главы Нихонмати Ямады Нагамасы, который также занимал видные должности при дворе и возглавлял отряд королевских японских телохранителей. Опасаясь возмездия со стороны японской общины, новый король сжег Нихонмати , изгнав или убив большую часть жителей. Многие японцы бежали в Камбоджу, а некоторые вернулись через несколько лет после амнистии короля. [ 15 ] Сёгунат, считая Прасат Тонга узурпатором и претендентом на престол, разорвал связи с королевством. Торговля продолжалась на борту китайских и голландских кораблей, и, хотя официальные отношения не были возобновлены после восхождения на престол короля Нараи в 1657 году, события, в котором японская община сыграла немаловажную роль, участие королевского двора в торговле с Японией не было возобновлено. резюме. [ 16 ]
Нихонмати . на какое-то время выздоровели, сыграв важную роль в управлении аспектами японской торговли в порту и просуществовав до конца 17 века, прежде чем ассимилировались с сиамским населением и исчезли осталось очень мало уцелевших зданий или других крупных, заметных остатков Большая часть города была разрушена, когда он был взят бирманцами в 1767 году, и сегодня от Нихонмати . [ 17 ] Официальный указатель, установленный в наше время, обозначает место, которое было предметом некоторых археологических исследований и которое посетили японские императоры Акихито и его предшественник Хирохито .
Хойан
[ редактировать ]Хойан, расположенный недалеко от Дананга , был крупнейшим портом раннего современного Вьетнама. [ 18 ] Японская община там была довольно небольшой и состояла всего из нескольких десятков семей, в отличие как от японской общины других городов, таких как Аюттхая, так и от китайского населения Хойана, которое исчислялось тысячами. [ 19 ] Несмотря на это, японцы в Нихонмати в Хойане оказывали мощное влияние на дела торгового порта, причем спрос японцев на шелк был настолько велик, что прибытие и отход японских торговых судов каждый год вызывало резкие циклические сдвиги рыночных цен. [ 20 ] В среднем более десяти японских кораблей посещали порт каждый год в период существования «кораблей красной печати», то есть примерно между 1590 и 1635 годами. Это составляло четверть всей морской экономической деятельности Японии, больше, чем у любого другого судна. другой отдельный порт. [ 21 ]
Ежегодно в течение нескольких месяцев, когда пассаты позволяли прибывать китайским и японским судам, в порту появлялся оживленный рынок, и китайские, японские и вьетнамские купцы занимались торговлей самыми разными товарами. Среди других факторов, которые способствовали его процветанию, Хойан имел хорошие возможности для того, чтобы служить нейтральным портом, где китайцы и японцы могли торговать, не нарушая запрета Минхайцзинь . [ 22 ] В остальное время года члены японской общины в портовом городе готовились к рынку, собирая товары у китайских и вьетнамских торговцев в соответствии с особыми требованиями японских торговцев, которые должны были прибыть на кораблях. [ 20 ]
Первые голландские купцы прибыли в порт в 1633 году, и их приветствовал глава Нихонмати . Хотя сёгунат ввел морские ограничения в 1635 году, запретив прямое участие Японии в зарубежной торговле, голландские записи показывают, что в течение нескольких лет, пока голландцы и японцы сосуществовали в Хойане, японцы полностью доминировали в экономике порта. [ 23 ] Даже после 1635 года японцы не решались иметь дело с голландцами, покупая шелк у китайцев в таких объемах, что голландские купцы редко могли закупить желаемое количество, и им приходилось сталкиваться со значительно более высокими ценами из-за резкого сокращения предложения.
В течение 17 века японская община в Хойане постепенно сокращалась и исчезала, ассимилируясь с вьетнамской общиной. На смешанные браки не только внутри Нихонмати , но и между известными японскими купеческими семьями и дворянской семьей Нгуен указывают современные записи, надгробия и различные формы неофициальных свидетельств. Потомки некоторых из этих торговых семей до сих пор держат в качестве семейных реликвий предметы, свидетельствующие о связях этих семей с Вьетнамом. [ 24 ]
Сегодня Хойан — небольшой и относительно скромный город, его порт уже давно заилился, что привело к резкому снижению его экономического процветания и значения. Точное местонахождение Нихонмати в городе остается неизвестным, хотя ученые продолжают исследовать этот вопрос, используя как современные записи, так и археологические находки. Так называемый «Японский мост», также известный как Лай Вьен Киеу («Мост друзей издалека»), остается одним из самых известных мест города и служит напоминанием о японской общине, которая когда-то процветала здесь. Традиционное мнение, кажется, указывает на то, что этот мост отмечает вход на главную улицу Нихонмати . Однако тот факт, что мост построен не в японском стиле, заставил ряд ученых отвергнуть эту идею. [ 25 ]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Рэй 2002 , с. 8
- ^ Рэй 2002 , с. 2
- ^ Рид 1993 [ необходимы страницы ]
- ^ Рэй 2002 , стр. 8–9.
- ^ Рэй 2002 , с. 9
- ^ Jump up to: а б Исии 1998 , с. 1
- ^ Рэй 2002 , с. 10
- ^ Jump up to: а б с «Приход Сан-Фернандо-де-Дилао: история церкви Пако» . Архивировано из оригинала 21 октября 2009 г.
- ^ «Пако: страница Nation.com» . Архивировано из оригинала 7 мая 2010 г. Проверено 27 февраля 2008 г.
- ^ «Достопримечательности Манилы» . Архивировано из оригинала 24 февраля 2008 г. Проверено 27 февраля 2008 г.
- ^ «За стенами» . Aenet.org . Проверено 23 февраля 2019 г.
- ^ «Баянихан представляет новые танцы в своей последней постановке» . Малая . 25 октября 2007 г. Архивировано из оригинала 25 октября 2007 г. Проверено 23 февраля 2019 г.
- ^ Тееравит 1988 , стр. 26–27
- ^ Тееравит 1988 , с. 22
- ^ Ивао 1963 , стр. 2–4.
- ^ Ивао 1963 , стр. 28–29.
- ^ Коедес 1966 , стр. 164–165
- ^ Вудсайд 1995 , с. 162
- ^ В отчете голландской Ост-Индской компании за 1642 год , написанном японским жителем порта, описывается китайское население в 4000–5000 человек и японское население в 40–50 человек. (Лаарховен, Руурдже (пер.) «Отчет японского жителя: Декларация Франциско о ситуации в королевстве Квинам, 1642 г.» в Ли и Риде (ред.) Южный Вьетнам . стр. 31.)
- ^ Jump up to: а б Ли 1998 , с. 63
- ^ Чен 1974 , с. 13
- ^ Чен 1974 , с. 14
- ^ Иннес 1980 , стр. 187–188.
- ^ Чуонг, Тау. «Мост дружбы». в древнем городе Хойан . р209.
- ^ Чуонг, Тау. «Мост дружбы». в древнем городе Хойан .
Ссылки
[ редактировать ]- Древний город Хойан . Международный симпозиум в Дананге 22–23 марта 1990 г. Ханой: Издательство иностранных языков. 1991.
- Чен, Чинхо А. (1974). Исторические заметки о Хойане (Файфо) . Карбондейл, Иллинойс: Центр вьетнамских исследований Университета Южного Иллинойса в Карбондейле.
- Коедес, Г. (1966). Становление Юго-Восточной Азии . Перевод Райта, HM Беркли: Издательство Калифорнийского университета.
- Иннес, Роберт Л. (1980). Дверь приоткрыта: внешняя торговля Японии в семнадцатом веке (докторская диссертация). Анн-Арбор: Мичиганский университет.
- Исии, Ёнео (1998). Мусорная торговля из Юго-Восточной Азии . Сингапур: Институт исследований Юго-Восточной Азии.
- Ивао, Сейичи (июль 1963 г.). «Возобновление дипломатических и торговых отношений между Японией и Сиамом в период Токугавы». Акта Азиатика . 4 : 1–31.
- Ли, Тана (1998). Нгуен Кочинчина: Южный Вьетнам в семнадцатом и восемнадцатом веках . Итака, Нью-Йорк: Корнельский университет.
- Ли, Тана; Рид, Энтони, ред. (1993). Южный Вьетнам под властью Нгуена: Документы по экономической истории Кочинчини (Данг Чонг), 1602-1777 гг . Сингапур: Институт исследований Юго-Восточной Азии.
- Рид, Энтони (1993). Юго-Восточная Азия в эпоху торговли, 1450-1680 гг . Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета.
- Теравит, Кхиен (1988). «Японско-сиамские отношения, 1606-1629». В Кхамчу, Чайват; Рейнольдс, Э. Брюс (ред.). Тайско-японские отношения в исторической перспективе . Бангкок: Innomedia Co. Ltd. Press.
- Вудсайд, Александр (1995). «Торговый мир Центрального Вьетнама в восемнадцатом веке в «Пограничных хрониках» Ле Куи Дона ». В Тейлоре, КВ; Уитмор, Джон К. (ред.). Очерки вьетнамского прошлого . Итака, Нью-Йорк: Корнельский университет. стр. 157–172.
- Рэй, Уильям (2002). Японская диаспора XVII века: вопросы границ и политики . Тринадцатый международный конгресс по экономической истории. Буэнос-Айрес.