Роботы рассвета
Автор | Айзек Азимов |
---|---|
Художник обложки | Киёси Канаи [1] |
Язык | Английский |
Ряд | роботов Серия |
Жанр | научная фантастика |
Издатель | Даблдэй |
Дата публикации | 1983 |
Место публикации | Соединенные Штаты |
Тип носителя | Печать (в твердом и мягком переплете) |
Страницы | 419 |
ISBN | 0-385-18400-Х |
ОКЛК | 9555371 |
813/.54 19 | |
Класс ЛК | ПС3551.С5 Р6 1983 г. |
Предшественник | Обнаженное солнце , « Зеркальное отражение » |
С последующим | Роботы и Империя |
«Роботы рассвета научно » — -фантастический роман американского писателя Айзека Азимова , впервые опубликованный в 1983 году. Это третий роман в «Роботы» серии Азимова .
Краткое содержание сюжета
[ редактировать ]Детектив Элайджа Бейли с Земли тренируется вместе со своим сыном и другими людьми, чтобы преодолеть их социально укоренившуюся агорафобию, когда ему говорят, что космический мир Аврора попросил его расследовать преступление: уничтожение разума Р. Джандера Панелла, человекоподобного робота. идентичен Р. Дэниелу Оливау , с психическим блоком. Изобретатель робота Хан Фастольф признал, что он единственный человек, обладающий навыками, способными это сделать, но отрицает это. Фастольф также является видным членом политической фракции Авроры, выступающей за Землю; следовательно, политически целесообразно его реабилитировать. По пути к Авроре Бэйли снова становится партнером Р. Дэниела Оливау и знакомится с Р. Жискаром Ревентловым , роботом более ранней модели.
На Авроре он берет интервью у Глэдии Дельмарр , последней владелицы Р. Джандера, и обнаруживает, что у Глэдии были сексуальные отношения с Джандером, до такой степени, что она считала его мужем в эмоциональном смысле. Позже Бейли берет интервью у бывшей дочери Фастольфа, Василии Фастольфа (псевдоним «Василия Алиена»), которая утверждает, что ее отец сделает все необходимое для развития психоистории , включая выведение из строя Джандера и разбитого сердца Глэдии. После этого Бейли берет интервью у Сантирикса Гремиониса, аврорца, который вместе с Гладией и Василией нарушил аврорианское табу , неоднократно предлагая себя (сексуально) после отказа. Гремионис отрицает свою причастность к убийству и говорит, что сообщил о клевете на Бейли председателю (руководителю правительства Авроры) ; но на допросе понимает, что Василия подстроила его увлечение Гладией.
Затем Бейли берет интервью у Келдена Амадиро, главного политического соперника Фастольфа и главы Института робототехники, который объясняет политические мотивы Института: они хотят, чтобы Аврора в одиночку колонизировала Галактику с помощью человекообразных роботов, которых в настоящее время может построить только Фастольф. По пути с интервью с Амадиро аэродинамический профиль Бейли (личное судно на воздушной подушке ) вынужден остановиться. Воздушный компрессор вышел из строя . Бейли, подозревая Амадиро, приказывает Дэниелу и Жискару бежать. Когда несколько роботов догоняют машину и допрашивают Бейли, Бейли говорит им, что приказал Дэниелу вернуться в Институт робототехники, и они уходят. Бейли убегает из машины в грозу на улице, где из-за агорафобии он теряет сознание. Его находят Глэдия и Жискар и отвозят в дом Глэдии. На ранее назначенной встрече с председателем, Фастольфом и Амадиро Бейли обвиняет Амадиро в саботаже машины, чтобы он мог держать его беспомощным в Институте и, таким образом, иметь законную причину, чтобы Дэниел тоже был там без присмотра. Как утверждает Бейли, без сотрудничества Фастольфа единственный способ получить знания о человекообразных роботах — это реверс-инженер Дэниела путем тщательного допроса, который позволил бы Амадиро узнать детали его работы.
Несмотря на свою логическую последовательность, необоснованное обвинение Бейли не может противостоять формальному опровержению со стороны такого выдающегося и уважаемого аврорца, как Амадиро. Однако затем Бейли сообщает Амадиро, что Амадиро знал об отношениях между Глэдией и Джандером и, более того, о том, что она считает его своим мужем; нечто совершенно немыслимое для коренного аврорца. Амадиро говорит, что, возможно, он слышал это от кого-то, но не может вспомнить от кого.
Затем Бейли заявляет, что только один аврорианец мог рассказать Амадиро об отношениях: сам Джандер. Затем он дает разгадку тайны: в отсутствие Глэдии Амадиро допросил и проверил Джандера посредством трехмерного просмотра ( телеприсутствия ). Дэниел был частью заведения Фастольфа и поэтому хорошо охранялся, но Джандер находился в доме гораздо менее опытной Глэдии, поэтому допросить его для целей обратного проектирования было намного проще. Гремионису было предложено ухаживать за Глэдией, потому что они имели тенденцию совершать длительные прогулки вместе, что давало Амадиро больше времени для его тестирования. Диверсия в машине была направлена на то, чтобы поймать Дэниела и завершить анализ.
Когда Бэйли заявляет, что эти эксперименты могли случайно привести к деактивации Джандера, Амадиро огрызается и заявляет, что эксперименты были совершенно безвредны. Таким образом, он фактически признает, что работал с Джандером, что делает его ситуацию безнадежной. В результате он вынужден пойти на компромисс с политикой Фастольфа; Амадиро соглашается с правом Земли на участие в галактической колонизации, а Фастольф передает Институту свои данные о конструкции человекообразных роботов. Бейли, однако, противостоит Жискару, который признает, что Василия неосознанно наделила его телепатическими способностями во время экспериментов, когда она была ребенком. Используя знания, полученные из разума Хана Фастольфа, Жискар отключил Джандера, чтобы помешать попытке Амадиро создать человекоподобных роботов. Жискар позволяет Бейли сохранить знания о своих способностях, но не позволяет ему (с помощью своих телепатических способностей) раскрыть тайну.
Персонажи
[ редактировать ]Ниже приведен список всех главных и второстепенных персонажей книги в порядке появления с подробностями сюжета.
- Элайджа Бейли : человек в штатском (полицейский детектив), работающий на Земле. Его вызывают раскрыть дело на Авроре.
- Иезавель «Джесси» Бейли: жена Элайджи (только упоминание).
- Бентли Бэйли : сын Элайджи.
- Глэдия: женщина, которую Бейли встретил на Солярии, которая сейчас живет на Авроре. Она одолжила у Фастольфа ныне уничтоженный Джандер Панелл.
- Уилсон Рот: новый комиссар и босс Бейли с момента отставки Джулиуса Эндерби за два с половиной года до событий книги.
- Лавиния Демачек: заместитель министра юстиции Земли.
- Альберт Минним: начальник Лавинии (только упоминание).
- Хан Фастольф : политик с Авроры, которого экстремисты обвиняют в уничтожении человекоподобного робота. Будучи ведущим специалистом по робототехнике на Авроре, он был тем, кто запрограммировал Дэниела вместе с еще 56 роботами, которые помогали ему по дому. У него две дочери, и он гуманист (тот, кто считает, что все люди имеют право исследовать Галактику).
- Р. Дэниел Оливау : бывший партнер Бейли, он является первым успешным гуманным творением Фастольфа.
- Р. Жискар Ревентлов : робот, которого Бейли встречает на пути к Авроре. Созданный Фастальфом, он является правой рукой своего создателя.
- Джандер Панелл: робот, уничтоженный на Авроре. Первоначально принадлежавший Фастольфу, он был отдан в пользование Глэдии.
- Рой Неменнух Сартон : дизайнер Daneel. Он был убит на Земле (только упоминание).
- Фаня: нынешняя жена Фастольфа (только упоминание).
- Пандион: робот, служащий Гладии.
- Борграф: робот, служащий Гладии.
- Василия Алиена : дочь Фастольфа, которую он воспитал вопреки аврорским обычаям. Она профессиональный робототехник и работает в Институте робототехники Авроры против Фастольфа.
- Люмен: дочь Фастольфа, с которой он мало общается. Она баллотируется на политический пост от партии глобалистов, партии, которая считает, что аврорцы заслуживают Галактику. (только упоминание)
- Сантирикс Гремионис: аврорианец, неоднократно предлагающий себя Глэдии. Он дизайнер причесок и одежды, и Бейли допросил его.
- Брундий: робот, служащий Гремиону.
- Келден Амадиро: Глава Института робототехники Авроры.
- Малун Сисис: робототехник, с которым Бейли разговаривал, чтобы добраться до Амадиро.
- Рутилан Хордер: Председатель Законодательного собрания Авроры.
Прием
[ редактировать ]Дэйв Лэнгфорд сделал рецензию на «Роботов зари» для «Белого карлика № 53» и заявил, что «это интеллектуальная книга, в которой интеллектуальная картина преступления постепенно раскрывается в умелой демонстрации темпа и сюжета, в то время как высшая точка физического возбуждения просто состоит из того, как Бэйли попадает под дождь (весьма эффектная сцена, благодаря его агорафобии)». [2]
В 1984 году он был номинирован на премии «Хьюго» и «Локус» . [3]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Isfdb.org
- ^ Лэнгфорд, Дэйв (май 1984 г.). «Критическая масса». Белый Карлик . № 53. Мастерская игр . п. 18.
- ^ «Лауреаты и номинанты премии 1984 года» . Миры без конца . Проверено 13 сентября 2009 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Американские романы 1983 года
- Научно-фантастические романы 1983 года
- Книги о вселенной Фонда
- Научно-фантастические романы Айзека Азимова
- Спекулятивные преступления и триллеры
- Детективные романы Айзека Азимова
- Американские научно-фантастические романы
- Книги Doubleday (издатель)
- Романы об андроидах
- Романы о телепатии
- Фантастика о телеприсутствии