Уэмура Сён
Уэмура Сён | |
---|---|
![]() Уэмура Сён | |
Рожденный | Цунэ Уэмура 23 апреля 1875 г. Киото , Япония |
Умер | 27 августа 1949 г. | (74 года)
Национальность | японский |
Известный | Художник |
Движение | Нихонья |
Награды | Орден Культуры |
Уэмура Сёэн ( 上村 松園 , 23 апреля 1875 — 27 августа 1949) — псевдоним художника периодов Мэйдзи , Тайсё и раннего Сёва японской живописи . Ее настоящее имя было Уэмура Цуне. Сёэн была известна прежде всего своими бидзин-га , или картинами красивых женщин в стиле нихонга , хотя она написала множество работ на исторические и традиционные темы. Сён считается главным новатором в жанре бидзин-га, несмотря на то, что она до сих пор часто использовала его для изображения традиционных стандартов красоты женщин. Бидзин-га подверглась критике в эпоху Тайсё, в то время как Сёэн работал из-за отсутствия эволюции, отражающей более современный статус женщин в Японии. Во время зарождения бидзинга в период Токугава, или Эдо , женщины считались гражданами низшего сословия, и жанр часто отражал это значение на своих героинях-женщинах. В эпоху Тайсё женщины добились нескольких успехов в японской рабочей силе, и, в частности, артистизм становился все более популярным вне времени для элиты, что открыло путь к успеху Сёэна. [ 1 ] Сёэн получила множество наград и форм признания за свою жизнь в Японии, став первой женщиной, получившей Орден культуры , а также будучи нанятой в качестве официального художника Императорского двора , который ранее нанимал на эту должность только одну официальную женщину. . [ 2 ] В 1949 году она умерла от рака всего через год после получения ордена Культуры. [ 3 ]
Биография
[ редактировать ]Сёэн родилась в Симогё-ку, Киото , и была второй дочерью торговца чаем . Она родилась через два месяца после смерти отца и, таким образом, выросла с матерью и тетями в полностью женской семье. Чайный магазин ее матери привлекал изысканную, культурную клиентуру, интересующуюся искусством японской чайной церемонии . Будучи ребенком в 12 лет (1887 г.), Сёэн рисовал картинки и продемонстрировал значительные навыки в рисовании человеческих фигур. К 15 годам (1890 г.) она выставляла свои работы и получала награды на официальных художественных конкурсах, а также заказывала работы частным покровителям. [ 3 ] Она увлеклась укиё-э , японской гравюрой на дереве, произведениями Хокусая . Мать поддержала ее решение продолжить артистическую карьеру. Это было довольно необычно для того времени, и хотя у Сёэна были успешные современники-женщины, такие как Ито Сёба (1877–1968) и Кадзивара Хисако (1896–1988), женщины по-прежнему не были частью японского паблик-арта за пределами Японии. Токио. [ 1 ] Согласно свадебным традициям Японии, особенно среди союзов высшего сословия, невестам дарили конрей тёдо (набор свадебной мебели), обычно содержащий художественные принадлежности, такие как кисти и краски. Имея необходимые инструменты, многие женщины занимались рисованием как индивидуальным и частным хобби, вне поля зрения общественности и в любительской обстановке. Из-за отсутствия у большинства женщин того времени формального художественного образования лишь немногие сделали профессиональную карьеру в живописи, независимо от того, насколько они талантливы. Однако женщины, живущие в компании профессиональных художников, таких как их отцы или мужья, имели ресурсы и руководство, чтобы отточить свои навыки в ремесле, хотя немногие из этих женщин стали известны своей индивидуальной работой вдали от своих педагогов. [ 2 ]
Сёэн отправили в Школу живописи префектуры Киото , где она училась у китайского -пейзажиста художника Судзуки Сёнена (1849–1918). Она также начала изучать школ Кано и Сэссю стили живописи . Судзуки был настолько впечатлен, что дал ей первый кандзи своего псевдонима «Сёнен» в знак признания ее таланта. Сёэн даже позволил ей реализовать свое желание рисовать фигурально в своей частной студии, несмотря на то, что традиционный школьный метод обучения не позволял ученикам практиковаться в фигуральной живописи до более поздних лет. [ 1 ] Это был исключительный прорыв для того времени; однако на какое-то время ее репутация была запятнана, поскольку ее подозревали в связи со своим учителем, что могло быть правдой. Вскоре после этого она родила внебрачного сына (будущего художника Уэмура Сёко), которого вырастила как мать-одиночка. Позже она родила дочь и имя отца тоже так и не раскрыла.
В 1894 году Сёэн стал учеником Коно Байрея , а затем его преемника Такеучи Сейхо . Свою первую местную награду она получила в 1898 году за работу, выбранную для Выставки нового и старого искусства («Синко бидзюцу Тенранкай» или «Синкотен») в Киото. Свою первую национальную награду она выиграла в 1900 году за картину, представленную на выставке, спонсируемой Японской академией изящных искусств ( Нихон Бидзюцуин ) совместно с Японской ассоциацией живописи ( Нихон Кайга Кёкай ). Позже она сосредоточилась на создании работ для демонстрации и продажи на финансируемых правительством выставках Бунтена , начиная с 1907 года. Покупка ее картины « Красота четырех времен года » герцогом Коннахтским во время его визита в Японию подняла ее до статуса знаменитости на всего пятнадцать лет. Вскоре после этого японское правительство выбрало Сён для показа ее работ на Всемирной выставке в Чикаго 1893 года вместе со многими другими выдающимися художниками того времени, все старше и в основном из Токио. Сёэн нарисовал для экспозиции еще одну версию «Красоты четырех времен года» и получил за картину награду. [ 1 ]
Сёэн опиралась на свое художественное образование и личный интерес к гравюрам на дереве и старым стилям живописи, чтобы разработать новые техники и стили композиции с широким спектром сюжетов. В ее произведениях часто появлялись темы и элементы традиционной драмы Но образы красивых женщин ( бидзинга , но доминировать в ее творчестве стали ). В конце концов, ее работы объединили темы Но и женщин в одной композиции.
В 1918 году она изо всех сил написала Хоно (焔, Пламя) — картину о женской ревности и вечной любви, которая укрепила ее репутацию. Некоторое время после этого она не выставляла свои работы. [ 4 ]
В 1924 году она вернулась в мир искусства, выставив картину под названием «Ёкихи» ( 楊貴妃 , супруга Ян Гуйфэй ) на Четвертой выставке Императорской Академии художеств. Сейчас картина находится в Художественном музее Сёхаку в Наре.
В 1930-е годы, когда Сён было под 50-60 лет, она начала создавать очень большие произведения. К ним относятся «Весна и осень» (1930 г.), «Дзё-но-май» (1936 г.) и «Соши-араи Комачи» (1937 г.). Многие из этих работ, особенно «Дзён-но-май», сейчас считаются её величайшими шедеврами. Считается, что прообразом Дзё-но-май является невестка Сёна, изображающая уверенную в себе и достойную женщину в ярко окрашенном оранжевом кимоно, переходящем в облачный узор на подоле. [ 3 ]
Прелюдия к танцу Но Джо ( -май -но ) | |
---|---|
![]() | |
Художник | Уэмура Сён |
Год | 1936 |
Тип | Нихонга, акварель, шелк . |
Размеры | 223 см × 141,3 см (88 × 55,6 дюйма) |
Расположение | Токийский национальный университет изящных искусств и музыки , Токио |
Дзё-но-май и Соши-араи Комачи были вдохновлены театром Но. ( Дзё-но-май — танец, исполняемый во вступлении к пьесе Но, а Соши-араи Комачи — название пьесы Но о периода Хэйан поэте Оно-но Комачи .) Сён черпал большое вдохновение из женского персонажа в но. театр. Важно отметить, что все роли в театре Но, включая женские, исполнялись мужчинами. Несмотря на это, Шоен использовала женщин-моделей, чтобы воссоздать позы своих работ, что отражает ее взгляды на женщин. [ 3 ] Обе картины характеризуются сильным ощущением величия: большая центральная фигура на пустом фоне. Использование цвета тщательно планируется так, чтобы светлые поверхности одежды и других предметов заметно выделялись на фоне негативного пространства .
В 1941 году Сён стала первой женщиной-художницей в Японии, приглашенной в Императорскую академию художеств . В 1944 году она была назначена придворным художником Агентства императорского двора .
Во время Второй мировой войны она поддерживала национализм в таких произведениях, как «Поздняя осень» , в которой изображена красивая женщина, вносящая свой вклад в помощь войне. Несмотря на свой преклонный возраст, она поехала в зону боевых действий в Китае по приглашению японского правительства в пропагандистских целях, чтобы доказать людям дома, что все идет хорошо. Многие из ее работ этого периода, в том числе «Сумерки» (1941), «Ясный день» (1941) и «Поздняя осень» (1943), изображают работающих женщин, занятых повседневными делами и проявляющих сильное чувство жизненной силы. Как и в своих работах 1930-х годов, Сён демонстрирует умелое использование негативного пространства с реалистичными деталями, аккуратными линиями и спокойным использованием цвета. Поскольку военная ситуация ухудшилась, в феврале 1945 года Сён был эвакуирован из Киото в пригород Нары .
В 1948 году она стала первой женщиной, награжденной престижным японским Орденом культуры . Ее картина «Дзё но май» стала первой картиной японки, которая была признана важной культурной ценностью Агентством по делам культуры .
Красивые женщины
[ редактировать ]
Несмотря на то, что он известен работами красивых женщин -бидзинга (красивые портреты укиё-э), Сёэн, как сообщается, сказал: «Ни разу я не писал работу с ожиданием, что это будет прекрасная работа, пока изображенная женщина была красивой. Моя искренняя надежда на то, что что все мои работы подобны ароматным драгоценностям, всегда с ощущением свежей чистоты, никогда без малейшей вульгарности». [ 5 ] Ее уважают за борьбу за права женщин в Японии и за достижения как великой художницы, а не просто художницы. [ 6 ]
Во времена Сёэна японское искусство претерпело изменения в стиле и влиянии. Западное производство картин маслом стало популярным для многих художников. Сёэн, однако, придерживалась использования минеральных пигментов, или иваэногу , и тем в японском стиле. На ее картинах изображены обычные женщины, женские персонажи театра Но , но большинство ее работ изображают женщин в стихиях и в их нарядах. В фильме «Женщины, идущие против метели» (1911) изображена драматическая сцена действия красивой женщины, не поддающейся стихиям и силе бури. Работы Сён демонстрируют тихое расширение прав и возможностей женщин посредством тонкого изображения эмоций. Считается, что работа Уэмуры 1918 года на тему ревности « Хоно» (焔, «Пламя»), в которой изображен икирё (живой призрак), воплощенный в ревности без ущерба для достоинства, подняла стандарт нихонга . Эта работа укрепила ее репутацию, опровергнув критику, которую некоторые критики высказали в адрес ее более ранних работ, назвав ее «безликой куклой». Эта работа была непосредственно вдохновлена Леди Рокудзё , которая появляется в «Сказании о Гэндзи» и пьесе «Но» «Аой но Уэ» , а также была вдохновлена «Биджин цу» (美人図, «Красота»), картиной XVIII века Соги Сёхаку, которая сейчас находится в коллекции Художественного музея префектуры Нара. . [ 7 ] [ 8 ] [ 4 ] Сён внесла свой вклад в изменение взглядов публики на женское искусство через свои собственные работы. [ 3 ]
Филателия
[ редактировать ]
в качестве сюжета для памятных почтовых марок Работы Уэмура Сёэна дважды были выбраны правительством Японии :
- 1965: Джо-но май в ознаменование Недели филателии 1965 года.
- 1980: Мать и дитя , в рамках серии «Современное искусство».
В 2000 году сама Уэмура Сёэн была изображена на памятной почтовой марке в серии «Лидеры культуры» Почты Японии.
В 2017 году работы Сёэна были представлены на Uemura Shōen и Quintessential Bijinga , Paintings of Beautiful Women двухмесячной (29 августа 2017 г. - 22 октября 2017 г.) выставке , организованной Художественным музеем Яматане и Nikkei Inc. На выставке были представлены четыре раздела: Уэмура Сёэн — Ароматная красота, Знаменитые женщины в литературе и истории, Майко и гейша, красавицы прошлого и настоящего — шикарные японские наряды, великолепные западные наряды. Сён доминировал среди избранных работ в первом разделе, а во втором были представлены дополнительные работы. [ 5 ]
Ссылки
[ редактировать ]
- Бриссен, Фриц ван. Путь кисти: техники живописи Китая и Японии . Таттл (1999). ISBN 0-8048-3194-7
- Конант, Эллен П., Раймер, Дж. Томас, Оуёнг, Стивен. Нихонга: Преодолев прошлое: живопись в японском стиле, 1868–1968 гг . Уэзерхилл (1996). ISBN 0-8348-0363-1
- Като, Руйко Нидзи о миру: Сён то соно дзидай (1991). ISBN 4-7638-0279-8
- Кимура, Ихи Четыре японских художника: Тайкан Ёкояма, Гёкудо Каваи, Сён Уэмура, Киёката Кабураки (JPS Photo Service (1939)).
- Специфический
- ^ Перейти обратно: а б с д Мориока, Митиё «Меняющиеся образы женщин: картины Уэмура Сёэна (1875–1949), Ито Сёха (1877–1968) и Кадзивара Хисако (1896–1988) периода Тайсё», докторская диссертация Вашингтонского университета (1990). .
- ^ Перейти обратно: а б «Живопись женщин Японии» . Джапан Таймс . Проверено 7 апреля 2018 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и «Женщины тихой силы» . Джапан Таймс . Проверено 7 апреля 2018 г.
- ^ Перейти обратно: а б Что такое Уэмура Сён? (на японском языке). киотодеасобо АРТ. Архивировано из оригинала 18 декабря 2021 года . Проверено 22 мая 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Уэмура Сёэн и квинтэссенция Бидзинга, картины красивых женщин [прошедшая выставка]» . Художественный музей Яматане (на японском языке) . Проверено 7 апреля 2018 г.
- ^ «Сён Уэмура – артелино» . www.artelino.com . Проверено 7 апреля 2018 г.
- ^ Горденкер, Алиса (19 марта 2021 г.). «Чарующие, манящие и совершенно тревожные: нетрадиционные взгляды на красоту в японском искусстве» . Джапан Таймс . Проверено 5 марта 2022 г.
- ^ пламя (на японском языке). Токийский национальный музей . Архивировано из оригинала 20 января 2022 года . Проверено 22 мая 2023 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Изображение поздней осени Уэмура Сёэна в Городском музее изящных искусств Осаки
- Художественный музей Сёхаку в Наре (японский сайт), где выставлены многие из ее работ.
- Произведения искусства и история Уэмура Сёна. Архивировано 25 апреля 2015 г. в Wayback Machine.
- Страница Художественного музея Адачи об Уэмура Сён (английский)
- Краткая биография Уэмура Шоэна - Jyuluck-Do Corporation