Jump to content

Мопс (паровоз)

«Нора № 5», типичный «Мопс», построенный в 1912 году для Национального управления угольной промышленности, показан здесь, в Национальном музее угля Big Pit в Уэльсе.

Локомотивы «Мопс» — это небольшие паровозы , которые производились для легких маневровых работ, обычно на верфях , заводах , сталелитейных заводах , угольных шахтах и ​​в других подобных местах. Название происходит от распространенного в Шотландии термина, обозначающего небольшой промышленный маневровый двигатель , обычно 0-4-0 танк .

Хотя термин «Мопс» чаще всего используется для небольших маневровых двигателей, на некоторых железных дорогах термин «Мопс» использовался для всех танковых двигателей. Например, очень большие экспресс-пассажирские локомотивы Glasgow и South Western Railway 540 класса 4-6-4T были известны своим машинистам как «Большие мопсы». [ 1 ]

Этимология

[ редактировать ]

«Мопс» — это шотландское диалектное слово, означающее «обезьяна» и, следовательно, подразумевающее уродливый внешний вид. Предполагается, что это привело к тому, что этот термин стал применяться к коротким и приземистым маневровым двигателям. [ 2 ] [ 3 ]

Альтернативное предположение состоит в том, что название происходит от маленькой крепкой собаки мопса , древней и хорошо известной породы с курносым носом, морщинистой мордой и квадратным телом. [ 4 ] Большинство локомотивов-мопсов представляли собой седельные цистерны , общий вид которых был плоским, приземистым или квадратным.

Многие производители локомотивов выпускали локомотивы типа «Мопс». [ 5 ] в основном для маневровых работ в районах с крутыми поворотами (таких как промышленные объекты, доки и гавани), для которых локомотивы 0-6-0 подходили менее хорошо, несмотря на их большую тяговую силу.

Железная дорога Ланкашира и Йоркшира L&YR класса 21 является одним из многих примеров английских маневровых легких транспортных средств, получивших прозвище «Мопсы». Великой Восточной железной дороги Класс 209 GER является примером класса мопсов, впервые произведенного компанией Neilson and Company в 1874 году, а позже производство было продолжено самой GER на ее собственных заводах.

Шотландия

[ редактировать ]
Мопс LNER класса Y9, первоначально паровоз класса G Северо-Британской железной дороги в Шотландии.

В Шотландии компания Neilson and Company спроектировала и построила весьма успешный локомотив-мопс в 1880-х годах, впоследствии лицензировав производство крупнейшим шотландским железнодорожным компаниям. Каледонская железная дорога купила четыре оригинала у Neilsons, а затем построила еще 34 на своих собственных заводах и присвоила им класс Caledonian Railway 0F . Северо -Британская железная дорога купила два оригинала у Neilsons, а затем построила еще 36 на своих собственных заводах и присвоила им класс NBR G (которых сотрудники Северной Великобритании обычно называют «Мопсами»). Более сотни локомотивов-мопсов этого типа поступили на вооружение по всей Шотландии и прослужили чрезвычайно долго, а последние экземпляры были сняты с производства лишь в 1960-х годах.

Табличка мастера Андрея Барклая № 1821, построенная в 1924 году.

Заводской номер 1821 (изображена табличка производителя), паровоз-мопс 0-4-0, заказанный у Andrew Barclay Sons & Co. 12 февраля 1924 года компанией Auchlochan Collieries , был доставлен заказчику в 1925 году и работал на карьере номер 7 шахты Мочлин. в Эйршире как локомотив Моклин №1 [ 6 ] с момента открытия шахты, по крайней мере, до 1939 года, а затем закончил свою работу на шахте Банка под номером 15 до августа 1969 года и был списан вскоре после закрытия шахты. [ 6 ]

По всему миру

[ редактировать ]

Мопсы использовались во всем мире, например, локомотив метровой колеи Black Hawthorn , локомотив 0-4-0ST, который был импортирован в Индию в 1873 году для ирригационного проекта и в течение нескольких лет маневрировал в Аджмере в конце своего срока службы. Сейчас его можно увидеть на постаменте возле завода в Аджмере. [ 7 ]

В художественной литературе

[ редактировать ]

В «Железнодорожная серия книгах преподобного У. Одри » персонаж по имени « Мопс » появляется в 12-й книге «Восемь знаменитых паровозов» . После проблем с постоянной точностью рисунков в ранних книгах, более поздние персонажи были более точно основаны на реальных локомотивах. Локомотив на иллюстрации Джона Т. Кенни , хотя и не указан явно Одри, [ 8 ] был идентифицирован как наиболее похожий на LMS Kitson 0-4-0ST . [ 9 ]

Железнодорожное моделирование

[ редактировать ]
Модель Hornby's Caledonian Railway 0F "Smokey Joe"

Компания по производству моделей железных дорог Hornby выпустила локомотив Caledonian Railway Pug 0-4-0. [ 10 ] и Dapol Model Railways выпустили модели LMS под брендом ex-Lancashire и Yorkshire Pug . [ 11 ] Эту модель сейчас производит компания Hornby.

  1. ^ Смит, Дэвид Л., Локомотивы Глазго и Юго-Западной железной дороги , Дэвид и Чарльз, 1976, стр. 140
  2. ^ Классы локомотивов LNWR. Архивировано 2 декабря 2008 г. в Wayback Machine.
  3. ^ Шотландский словарь
  4. ^ Определение слова Мопс.
  5. ^ Мопс Neilson & Co 1885 года выпуска.
  6. ^ Jump up to: а б Юг-Запад. Ассоциация G&SWR. № 195. Осень 2021. стр.11
  7. ^ Мопсы-метры
  8. ^ Преподобный В. Одри (1957). Восемь знаменитых паровозов . Эдмунд Уорд. п. 53. ИСБН  0-7182-0011-Х .
  9. ^ «Джинти и Паг» . Настоящая жизнь паровозика Томаса. Архивировано из оригинала 5 октября 2010 года . Проверено 12 января 2011 г.
  10. ^ Хорнби Каледонский железнодорожный мопс. Архивировано 22 марта 2009 г. на archive.today.
  11. ^ Дапол, бывший мопс L&YR.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: c93cc9fca9157d8b069e44a4adc483b0__1702727820
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/c9/b0/c93cc9fca9157d8b069e44a4adc483b0.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Pug (steam locomotive) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)