Ксилоримба
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( февраль 2011 г. ) |
Ксилоримба . (иногда называемая ксило-маримба или маримба-ксилофон ) — это ударный инструмент, расширенного диапазона похожий на ксилофон , с диапазоном, идентичным некоторым 5-октавным челестам или 5-октавным маримбам, хотя обычно на октаву выше, чем у некоторых 5-октавных челест или 5- октавных маримб последний. Несмотря на название, это не комбинация ксилофона и маримбы; его название было источником путаницы, так как многие композиторы, в том числе Альбан Берг , Пьер Булез и Оливье Мессиан , призывали к использованию «ксилоримбы», но для партий, требующих только четырехоктавного ксилофона ( Блейдс и Холланд и другие ). Однако Пьер Булез написал для двух пятиоктавных ксилоримб в Pli selon pli ( Blades and Holland nd ).
Подобно ксилофону и маримбе, ксилоримба состоит из ряда деревянных планок, расположенных как фортепианная клавиатура , «с компасом, достаточно большим, чтобы охватить низкозвучащие такты маримбы и самые высокие такты ксилофона». [ нужна ссылка ] Нижние ноты ксилоримбы описываются как по звучанию ближе к ксилофону, чем к маримбе, из-за того, что ее стержни толще и уже, а также из-за разного размера и формы резонаторов ; размер и форма полосок различаются, чтобы подчеркнуть разные обертоны ( Blades и Holland nd ).
Наибольшую популярность ксилоримба получила в 1920-е и 30-е годы, особенно в водевиля театре ( Блейдс и Холланд и др .).
Композиции, включающие ксилоримбу
[ редактировать ](4-, 4,5- и 5-октавные инструменты):
- Альбан Берг : Три пьесы для оркестра (1914–15, переработка 1929 г.)
- Эрик Бергман : Хатхор-сюита для сопрано, баритона, смешанного хора и ансамбля (английский рожок, флейта, арфа и ударные) (1971)
- Уильям Болком : Музыка мечты № 2 для четырех игроков (1982)
- Пьер Булез : Le Marteau sans maître для альта и шести инструментов (1953–55, переработка 1957 г.)
- Пьер Булез: Pli selon pli для сопрано с оркестром (1957–62)
- Х. К. Грубер : Концерт для фортепиано с оркестром (2016; мировая премьера)
- Хельмут Лахенманн : Движение (- до затвердевания) ) для трех специальных игроков и 14 игроков (1982/84)
- Гельмут Лахенманн: Сувенир для 41 инструмента (1959)
- Гельмут Лахенманн: Акканто для кларнета соло с оркестром (1975–76)
- Оливье Мессиан : Цвета небесного города для фортепиано и камерного оркестра (1963)
- Оливье Мессиан: «Преображение Господа нашего Иисуса Христа» для смешанного хора, семи солирующих инструментов и большого оркестра (1965–69)
- Оливье Мессиан: От каньонов к звездам... для фортепиано соло, валторны, ксилоримбы, глокеншпиля и оркестра (1971–74)
- Оливье Мессиан: Опера Святого Франциска Ассизского (1975–83)
- Оливье Мессиан: Вспышки потустороннего… для большого оркестра (1988–92)
- Кшиштоф Пендерецкий : Строфен для сопрано, вокалиста и 10 инструментов (1959)
- Карлос Стелла : квартет: стилизации, пародии и вариации на две темы Стравинского и Берио для кларнета-пикколо, тромбона, ксилоримбы и вибрафона (1995)
- Игорь Стравинский : Потоп: Музыкальный спектакль, телеопера (1962)
- Карлхайнц Штокхаузен : Группы для трех оркестров (1955–57) (в списке инструментов для Оркестра III, но сама партитура требует использования маримбафона , как и в Оркестре I)
- Яннис Ксенакис : Плеяды для секстета ударных (1978)
- The The : Введение в песню "Uncertain Smile" (1982).
Ссылки
[ редактировать ]- Блейдс, Джеймс и Джеймс Холланд. и «Ксилоримба [ксило-маримба, маримба-ксилофон]». Grove Music Online под редакцией Дина Рута. Оксфордская музыка онлайн. (Проверено 5 февраля 2011 г.).