Джон Нортон (вождь могавков)
Джон Нортон Тейонинхокаравен | |
---|---|
Рожденный | Примерно 1770 г. Неизвестно, вероятно, Шотландия. |
Умер | Примерно 1827 г. Неизвестно, вероятно, Канада. |
Национальность | Британец, ирокез (усыновлен) |
Супруг | Кэтрин (ирокезская женщина из заповедника шести наций) |
Джон Нортон ( Тейонинхокаравен ) (род. 1770, Шотландия (?) – умер 1827, Верхняя Канада) [ 1 ] был вождем-могавком, переводчиком Индийского департамента и школьным учителем. [ 2 ] Он был усыновлен ирокезами примерно в 30 лет в их главном заповеднике в Канаде. Дезертировав из британской армии в конце 18 века, он стал военным лидером воинов -ирокезов в войне 1812 года от имени Великобритании против Соединенных Штатов. В звании майора он возглавил воинов Шести Наций Гранд-Ривер в битву против американских захватчиков в Квинстон-Хайтс , Стони-Крик и Чиппава .
Вероятно, он родился и получил образование в Шотландии, его мать была шотландкой, а отец - чероки. Его отец родился в Кеови около 1740 года и был спасен британскими солдатами, когда они сожгли город во время англо-черокиской войны . Они отвезли его в Англию и поместили в английскую семью. Став взрослым с крещеной фамилией Нортон, он женился на шотландке, от которой у него родился сын.
Младший Джон Нортон присоединился к британской армии, служил в Ирландии, а затем был направлен в Нижнюю Канаду после войны за независимость США . Там он заинтересовался Шестью народами Гранд-Ривер, в конечном итоге изучил язык и культуру могавков и был принят в семью племени. В 1804 году во время дипломатической поездки, представляя ирокезов в Англию, он перевел Евангелие от Иоанна на язык ирокезов для Британского и зарубежного библейского общества . Эта работа распространялась в Верхней Канаде начиная с 1806 года.
Нортон путешествовал по юго-востоку Америки в 1809–1810 годах, посетив многие города чероки и встретившись с некоторыми родственниками своего отца. Он много документировал о культуре чероки и включил эти материалы в свой дневник, в котором в основном описывались события войны 1812 года. Он уникален своим взглядом на войну как культурного ирокеза, выросшего на Британских островах. Мемуары « Журнал майора Джона Нортона», 1816 г. , не публиковались до 1970 г. в аннотированном издании The Champlain Society; также были опубликованы другие аннотированные версии, включая версию Общества 2011 года.
Ранний период жизни
[ редактировать ]Джон Нортон, вероятно, родился в Шотландии в начале 1760-х годов в семье шотландки и отца-англичанина чероки . [ 3 ] Нортон-старший, родившийся в Кеови , в детстве был спасен британскими солдатами после того, как они сожгли его родную деревню Кеови во время англо-черокиской войны . Они забрали его обратно в Англию, где он вырос в английской семье и получил фамилию Нортон. Считается, что он женился на шотландке, и у них родился сын, известный как Джон Нортон.
Младший Нортон начал служить учеником печатника, но сбежал, чтобы пойти в армию. Его направили в Шотландию, где он женился. Затем он был размещен в Ирландии , где проживало множество шотландских и приграничных английских иммигрантов, образующих англо-ирландскую этническую группу. В 1785 году он был назначен в Нижнюю Канаду (современный Квебек ) после завершения Войны за независимость в США .
Находясь со своим полком в Ниагаре ( Верхняя Канада ) в 1787 году, Нортон дезертировал из армии и был демобилизован. Некоторое время он преподавал в поселении могавков Тьендинага в заливе Квинт , к западу от Кингстона , Онтарио . В 1791 году он путешествовал по долине Огайо в Соединенных Штатах в качестве торговца, установив множество контактов.
В это время Нортон стал все активнее сотрудничать с ирокезами шести наций заповедника Гранд-Ривер . В 1794 году он вернулся в Форт Ниагара , где служил переводчиком в британско-индийском отделе. Он стал известен Джозефу Бранту , выдающемуся лидеру нации могавков , который стал его наставником. Когда Нортону было чуть за 30, его усыновили в семью и клан могавков, а Брант стал его приемным дядей.
Нортону дали имя ирокеза Тейонинхокаравен (примерно переводится как «открытая дверь»), чтобы отметить этот проход. Он поселился в заповеднике Гранд-Ривер в Онтарио. Там он женился на Кэтрин, женщине из числа коренных народов одной из шести наций ирокезов.
До принятия Канадского (конституционного) акта 1791 года, на основании Прокламации Халдиманда, Джон Нортон выступал в качестве переводчика при сделке с сельскохозяйственными землями, предоставленными 10 получателям. [ 4 ]
вождь ирокезов
[ редактировать ]Нортон находился под сильным влиянием Джозефа Бранта ( Тайенданега ), самого известного вождя могавков, который возглавлял большую часть племени до конца Американской революции и их переселения в Верхнюю Канаду. Нортон стал протеже Бранта, [ 5 ] изучение могавков языка и культуры ; он был принят народом как . племянник Тайенданеги Позже он был назначен « вождем сосен » на публичной церемонии, согласно обычаю ирокезов. Это была почетная должность и не входила в наследственную линию. [ 6 ]
Нортон поддержал усилия Бранта по тому, чтобы новые поселения в Гранд-Ривер приносили больше доходов ирокезам, особенно его план по сдаче земли в аренду поселенцам для ее развития на взаимовыгодной основе. Ирокезы переходили к оседлому земледельческому сообществу, которое поддерживалось британским колониальным правительством. К 1796 году Брант почувствовал, что ему придется конкурировать с резервами, созданными в Баффало-Крик в Нью-Йорке за сенеку и Тьендинагу за могавков в заливе Квинт, чтобы привлечь больше ирокезов для поселения на Грейт-Ривер. По другую сторону границы в Соединенных Штатах онондага и сенека получали ренту за землю, которую они уступили правительству США.
Не имея возможности освоить земли достаточно быстро для ведения сельского хозяйства, Брант предложил сдать их в аренду поселенцам; он также был обеспокоен тем, что в противном случае европейско-канадские поселенцы заселят земли ирокезов и получат контроль. Британский колониальный губернатор Джон Грейвс Симко хотел, чтобы все продажи или аренда осуществлялись колониальным правительством. «[Будучи] стереотипным представлением индейцев как наивных примитивов, колониальные власти пресекали попытки коренных жителей использовать коммерческий потенциал своей земли». [ 7 ] Он выступал против идеи аренды белых у могавков и использовал Уильяма Клауса , заместителя суперинтенданта Шести Наций в Гранд-Ривер, для проведения своей политики. [ 8 ] С одобрения могавков, но не британцев, в 1798 году Брант продал крупные участки неиспользуемой земли, а доходы инвестировал в британско-канадский банк, чтобы обеспечить ренту для народа могавков. [ 5 ] Брант умер в 1807 году.
переводчик Библии
[ редактировать ]Весной 1804 года Тейонинхокаравен (Джон Нортон) отправился в Англию для заключения договоров с британским правительством от имени ирокезов. По просьбе Британского и зарубежного библейского общества он перевел Евангелие от Иоанна на язык могавков. Его работа представляла собой ряд новинок для недавно сформированного Библейского общества: его первый перевод, первая публикация и первое распространение за рубежом, когда его отправили в Канаду.
В часовне могавков в Брантфорде, Онтарио , мемориальный витраж изображает распространение Евангелия в могавках в 1806 году. На нижней панели окна начертано предисловие Нортона к его переводу: «Будем строго придерживаться того, что Господь передал нам в Священном Писании, чтобы тем самым неверующие знали, что любовью мы несем заповеди Божии». (из закладки, выпущенной Канадским библейским обществом )
В страну чероки
[ редактировать ]В 1809–1810 годах Нортон совершил длительную поездку на юго-восток Америки, где он путешествовал по все еще обширной территории чероки, отчасти для того, чтобы попытаться найти людей своего отца. Он встретился с родственниками, и когда они узнали его историю, его приняли как чероки. Люди находились под давлением посягательств на земли со стороны поселенцев и правительств штатов, особенно Джорджии.
Нортон вел подробные отчеты о том, что он видел, и описывал города и культуру чероки в своем «Журнале майора Джона Нортона», 1816 год. Этот журнал редактировали Карл Ф. Клинк и Джеймс Дж. Талман, и он был переиздан в 1970 году как часть общей серии. Общества Шампленов . [ 9 ]
Война 1812 года
[ редактировать ]Нортон оставался активным с ирокезами после смерти Бранта, хотя ему пришлось столкнуться с вмешательством Клауса. Последний в 1800 году был назначен заместителем суперинтенданта Индийского департамента Верхней Канады. Клаус ухаживал за могавками и другими местными племенами, чтобы заключить их союз в период растущей напряженности в отношениях с Соединенными Штатами после 1807 года. [ 8 ] Нортон возглавил горстку воинов Шести Наций в битве при против наступлении Текумсе в 1811 году американцев при Типпекано .
Когда началась война 1812 года между Великобританией и Соединенными Штатами, Нортон поспешил присоединиться к британскому генералу Исааку Броку в Детройте , несмотря на официальный нейтралитет Шести канадских наций. После успеха Брока в Детройте к британским войскам присоединились еще больше воинов Шести Наций в качестве союзников. Их своевременное прибытие в Квинстон-Хайтс под руководством майора Нортона, Джона Бранта (сына Джозефа) и лейтенанта Керра из Индийского департамента имело решающее значение для британской победы. Уильям Клаус также командовал там подразделением.
В следующем году (1813) Нортон и его воины прикрывали отступление британцев к Берлингтон-Хайтс (современный Гамильтон, Онтарио ) после того, как американцы взяли Форт-Джордж. Воины коренных народов предоставили разведчиков перед успешной ночной атакой в битве при Стони-Крик и способствовали разгрому американцев в битве у Бивер-Дэмс . [ 10 ]
После Куинстон-Хайтс Нортон продолжал возглавлять большие отряды воинов-ирокезов в нескольких наиболее значительных сражениях войны. Его журнал, опубликованный под названием «Журнал майора Джона Нортона, 1816 год» , предлагает один из наиболее подробных отчетов о войне 1812 года из первых рук. Нортон включил в журнал отчет о своем более раннем путешествии к чероки на юго-востоке Америки около 1809 года. -1810. Он описал их поселения и культуру в начале их последнего золотого века перед « Дорогой слез» в конце 1830-х годов и вынужденным переселением к западу от реки Миссисипи на территорию Индии . Нортон всегда задумывал свой журнал как документ для публикации.
Историк Карл Бенн затрагивает вопрос о том, «каким могавком» был Нортон и какую точку зрения отражает его журнал о войне 1812 года. Он отмечает, что годы становления Нортона прошли в Шотландии, с матерью-шотландкой и отцом-чероки, который с детства воспитывался вместе с англичанами. Нортон не был усыновлен ирокезами до тех пор, пока ему не исполнилось 30 лет, но он был очень близок со своим наставником Джозефом Брантом. Бенн заключает, что «по стандартам ирокезов того периода Джон Нортон был ирокезом». В племени существовала традиция включения в свою культуру людей других предков, хотя такие усыновления обычно касались более податливых детей и молодых женщин. Бенн отметил, что некоторые из противников Нортона «использовали его происхождение, чтобы опорочить его». [ 11 ]
Спустя годы
[ редактировать ]Последние годы Нортона остаются загадкой. Были предположения, что он покинул Канаду и переехал в Ларедо , Мексика . Дата его смерти неизвестна, но последнее упоминание о нем в записях относится к 1826 году. [ 12 ] Общество Шампленов назвало дату его смерти 1827 годом. [ 13 ]
Существующая рукопись « Журнала Джона Нортона» является собственностью Его Светлости двенадцатого герцога Нортумберленда. Он содержится в двух больших тетрадях в библиотеке замка Алнвик в Алнвике, Нортумберленд . [ 13 ]
Генеалогическое древо
[ редактировать ](МУЖЧИНЫ) Уолтер Г. Макнотон; Джордж С. Нортон; Джон (Теонинхоковравен) Нортон; Авраам К. Нортон; Теодор Д. Нортон; Дэниел Шелдон Нортон; Джон М. Нортон старший; Джон М. Нортон младший; Дэниел Дж. Нортон; Дэвид Р. Нортон; Коннор Дж. Нортон; Алек Р. Нортон; Роберт Нортон; Питер Нортон .
(ЖЕНЩИНЫ) Марта А. Макнотон; Флоренс Т. Нортон; Элизабет М. Нортон; Агнесс В. Нортон; Джейн П. Нортон; Барбара В. Нортон; Кэтлин Э. Нортон; Н/Д, Аманда Г. Нортон.
Сноски
[ редактировать ]- ^ Нортон, Джон (2011) [1970]. Журнал майора Джона Нортона, 1816 год . Общество Шамплена. ISBN 9780981050638 . Проверено 12 января 2021 г.
- ^ «Джон Нортон (Тейонинхокаравен)» . Канадская энциклопедия . Проверено 2 мая 2022 г.
- ^ Тейлор, стр. 359
- ^ Клинк, Карл Ф.; Талман, Джеймс Дж.; Бенн, Карл, ред. (2011). Журнал майора Джона Нортона, 1816 год . Публикации Общества Шампленов. стр. 2. дои : 10.3138/9781442618046 . ISBN 978-1-4426-1804-6 .
- ^ Jump up to: а б Тейлор, «Разделенная территория» , стр. 332–334.
- ^ «Журнал майора Джона Нортона, 1816 г., изд. Клинк, Карл Ф. стр. cx-cxi» . Общество Шампленов, Общая серия 46.; 1970 год . Проверено 12 марта 2009 г.
- ^ Тейлор, Разделенная земля , с. 43
- ^ Jump up to: а б Такер (2012), Энциклопедия войны 1812 года , стр. 136
- ^ Нортон, Джон (1970). Клинк, Карл; Талман, Джеймс (ред.). Журнал майора Джона Нортона, 1816 год: Публикации Общества Шампленов . Торонто: Публикации Общества Шамплейн. дои : 10.3138/9781442618039 . ISBN 978-1-4426-1803-9 .
- ^ Уилсон-Смит, Энтони. «Джон Нортон и война 1812 года» . Канадская энциклопедия . Проверено 16 июня 2018 г.
- ^ Бенн, Карл (1998). Ирокезы в войне 1812 года . Университет Торонто Пресс. стр. 7–9, 33. ISBN. 978-0-8020-8145-2 . . Интернет в Google Книгах
- ^ «Вождь ирокезов Джон Нортон, биография» .
- ^ Jump up to: а б Клинк, Карл Ф.; Талман, Джеймс Дж.; Бенн, Карл, ред. (2011). Журнал майора Джона Нортона, 1816 год . Публикации Общества Шампленов. стр. 13. дои : 10.3138/9781442618046 . ISBN 978-1-4426-1804-6 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Бенн, Карл, изд. Мемуары ирокезов о войне 1812 года: Джон Нортон-Тейонинхокаравен (U of Toronto Press, 2019)
- Бойс, Дуглас В. «Взгляд на историю культуры ирокезов глазами Джозефа Бранта и Джона Нортона». Труды Американского философского общества , 1973, 117 (4): 286–294.
- Фогельсон, Раймонд Д. «Майор Джон Нортон как этноэтнолог». Журнал исследований чероки , 1978 г., 3 (4): 250–255.
- Джонстон, Чарльз М. «Уильям Клаус и Джон Нортон: борьба за власть в Старом Онтарио». История Онтарио 1965 57 (2): 101–108.
- Клинк, Карл Ф. «Новый свет на Джона Нортона». Труды Королевского общества Канады , 1966 г., 4 (раздел 2): 167–177.
- Клинк, Карл Ф. и Джеймс Дж. Талман. Журнал майора Джона Нортона, 1816 год . Торонто: Общества Шамплейн , 1970. Публикации
- Тейлор, Алан, Разделенная земля, индейцы, поселенцы и северные окраины американской революции , 2006 г., ISBN 0-679-45471-3
- Такер, Спенсер Б. Энциклопедия войны 1812 года: политическая, социальная и военная история, ABC-CLIO, 2012 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Биография: Джон Нортон , Интернет-словарь канадской биографии
- Журнал майора Джона Нортона под редакцией с введением и примечаниями Карла Ф. Клинка и Джеймса Дж. Талмана. (Торонто: Общество Шамплейн, 1970) , полный текст онлайн.
- Отрывок из дневника Джона Нортона, 1812 год , Центральный Мичиганский университет.
- 1760-е годы рождения
- Смерти 1820-х годов
- Британский Индийский департамент
- Лидеры коренных народов Онтарио
- Канадские ирокезы
- Канадцы происхождения чероки
- Канадцы шотландского происхождения
- Коренные жители войны 1812 года.
- Лица национального исторического значения (Канада)
- Шесть наций народа Гранд-Ривер