Аль-Ашраф Муса, эмир Хомса
Аль-Ашраф Муса Ашраф Муса | |||||
---|---|---|---|---|---|
Эмир Хомса ( 1246–48 , 1260–63) Эмир Талль -Башира (1248–1260) Наместник Сирии ) (1260 г. | |||||
Царствование | 1246–1263 | ||||
Коронация | 1246 | ||||
Предшественник | Аль-Мансур Ибрагим | ||||
Преемник | Алам ад-Дин Санжар аль-Башкирди | ||||
Рожденный | 1229 Сирия | ||||
Умер | 1263 Хомс , Сирия | ||||
Похороны | |||||
Супруг | Амат аль-Латиф | ||||
| |||||
Династия | Айюбид | ||||
Отец | Аль-Мансур Ибрагим | ||||
Религия | Суннитский ислам |
Аль-Ашраф Муса (1229–1263), полностью Муса ибн аль-Мансур Ибрагим ибн ( араб . Ширкух Аль- Ашраф последний Айюбидов курдский принц ( эмир ) Хомса , города, расположенного в центральном регионе современной Сирии . Его правление началось в июне 1246 года, но было временно прервано в 1248 году после того, как он был вынужден сдать Хомс, а затем передать Талль-Башир своим двоюродным братом ан-Насиром Юсуфом , эмиром Алеппо. В течение короткого периода времени во время монгольского правления в 1260 году аль-Ашраф занимал пост вице-короля Сирии, хотя эта должность была в основном номинальной. Он помог добиться поражения монголов от базирующихся Египте в мамлюков , выведя свои войска из монгольской коалиции во время битвы при Айн-Джалуте в рамках секретного соглашения с мамлюкским султаном Кутузом . После победы мамлюков аль-Ашраф был восстановлен в должности эмира Хомса в качестве вассала мамлюков, но был лишен должности наместника. Поскольку он не оставил наследников, после его смерти Хомс был включен в состав Мамлюкского султаната.
Айюбид эмир Хомса
[ редактировать ]В возрасте 17 лет аль-Ашраф унаследовал княжество Хомс после смерти своего отца аль-Мансура Ибрагима в 1246 году. Хомс был одним из меньших королевств в составе конфедеративной империи Айюбидов , и в нем обычно доминировали его более крупные соседи, но оно приобрел влияние во время правления аль-Мансура Ибрагима. После его смерти роль Хомса в империи значительно уменьшилась. [ 1 ] Из-за этой слабости аль-Ашраф прибыл ко двору ас-Салиха Айюба в Дамаске весной 1247 года, чтобы заручиться его покровительством. Ас-Салих, султан Египта и Дамаска, был сильнейшим эмиром Айюбидов («принцем») в то время и наименее склонен к централизованному правлению, а это означает, что аль-Ашраф мог управлять Хомсом с относительной автономией. [ 2 ] Чтобы укрепить эти отношения между покровителем и клиентом, аль-Ашраф уступил ас-Салиху контроль над Саламией , важным оплотом, расположенным к северу от Хомса. [ 3 ]
Опасаясь, что этот союз подорвет его позиции, ан-Насир Юсуф , эмир Айюбидов Алеппо и четвероюродный брат аль-Ашрафа, отреагировал на это попыткой аннексировать Хомс. В результате аль-Ашраф направил ас-Салиху настоятельную просьбу помочь ему в борьбе с ан-Насиром. Ас-Салих согласился и лично повел свои войска из Египта в Сирию, но заболел, и запланированное нападение на силы ан-Насира было отложено. К середине августа 1248 года аль-Ашраф был вынужден сдать Хомс. По условиям капитуляции ему разрешалось сохранять контроль над пустынной крепостью Пальмира и ар-Рахба — укреплённым объектом, расположенным вдоль северного берега реки Евфрат . Вместо Хомса ему был предоставлен форпост Талль-Башир для управления, хотя он был изолирован от его остальных территорий. [ 4 ]
Вице-король Сирии
[ редактировать ]Управляя Талль-Баширом, аль-Ашраф тайно установил связи с монголами быстро набиравшими силу в регионе . Он поощрял вторжение монголов в Сирию, чтобы его можно было восстановить в должности. [ 5 ] В 1260 году монголы под предводительством Хулагу-хана разграбили Алеппо, вынудив ан-Насира покинуть страну. Аль-Ашраф, который находился в Дамаске во время захвата Алеппо, отправился на север, в район недалеко от города, чтобы посовещаться с Хулагу, прежде чем он выведет большую часть своих сил из Сирии. [ 5 ] С прибытием в Дамаск Китбуки , несторианского христианского генерала, курировавшего дела в Сирии от имени монголов, аль-Ашраф вернулся в город. После встречи с Китбукой аль-Ашраф был назначен наместником Дамаска и всей Сирии, но был восстановлен в должности автономного эмира Хомса. [ 6 ]
Несмотря на официальный титул «султан» Сирии, власть аль-Ашрафа была номинальной. По словам израильского историка Реувена Амитая , этот титул был дан ему для того, чтобы монголы могли иметь правителя, обладающего некоторой формой легитимности и с которым они могли консультироваться. Свидетельством этой ситуации было то, что аль-Ашрафу было приказано править из своего княжества в Хомсе, а не из Дамаска, который обычно служил столицей Сирии. Более того, его икта (выделение на военную службу) в размере 100 лошадей было таким же, как у командира батальона, а не у генерала или кого-то более высокого ранга. Из Хомса он возглавил экспедицию по приказу монголов против Хамы , которой правил его двоюродный брат аль-Малик Мансур, бежавший в Египет, с приказом вывести из строя оборону этого города. [ 6 ] Таким образом, аль-Ашраф руководил разрушением стены и арсенала цитадели Хамы. Он также продал публичную библиотеку, но воздержался от демонтажа городских стен, опасаясь сделать Хаму уязвимой для вторжения крестоносцев . [ 7 ]
Мамлюкский вассал и смерть
[ редактировать ]Когда мамлюки , сменившие султанат Айюбидов в Египте в 1250 году, попытались изгнать монголов из Сирии, аль-Ашраф вступил в тихий контакт с мамлюкским султаном Кутузом . После того, как армии монголов и мамлюков столкнулись во время битвы при Айн-Джалуте на севере Палестины в сентябре 1260 года, аль-Ашраф вывел свои силы из коалиции Китбуки и бежал из битвы в рамках своего секретного соглашения с Кутузом. [ 6 ] Действия Аль-Ашрафа склонили ход битвы в пользу мамлюков. [ 6 ] [ 8 ] После решающей победы над монголами мамлюки приступили к успешному завоеванию Сирии. Хотя он был лишен номинального положения наместника Дамаска, аль-Ашрафу было разрешено продолжать править Хомсом как вассалом мамлюков в качестве награды за его сотрудничество. [ 6 ]
Байбарс стал мамлюкским султаном в октябре 1260 года и назначил Алам ад-Дина Санджара аль-Башкирди заместителем губернатора Хомса. Аль-Ашраф умер в начале 1263 года. Поскольку он не оставил наследников своего престола, после его смерти Хомс был включен в состав Мамлюкского султаната. [ 9 ]
Семья
[ редактировать ]В отличие от большинства региональных эмиров Айюбидов, аль-Ашраф и его предшественники происходили от Асада ад-Дина Ширкуха , брата Наджм ад-Дина Айюба ; Айюб был патриархом всех эмиров Айюбидов, кроме эмиров Хомса. [ 10 ] В 1249 году, в возрасте 20 лет, аль-Ашраф женился на Амат аль-Латиф , духовном наставнике сестры Саладина и дочери известного ханбалитского ученого из Дамаска. [ 11 ] Аль-Латифу на момент свадьбы было не менее 40 лет. [ 12 ] Они поженились сразу после того, как аль-Латиф была освобождена из тюрьмы Дамаска, где она находилась в заключении с 1246 года. Она умерла в 1253 году. [ 11 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Хамфрис, стр.288.
- ^ Хамфрис, стр.291.
- ^ Хамфрис, стр.293.
- ^ Хамфрис, стр. 294-295.
- ^ Перейти обратно: а б Байшарсайхан 2011 , с. 136 «Другой Айюбид, аль-Ашраф Муса, бывший принц Хомса, поддерживал переписку с монголами с 651 г. по хиджре (1253–1254 гг.). Фактически, аль-Ашраф Муса поощрял Хулагу вторгнуться в Сирию, чтобы восстановиться в правах. (...) Примечание 103: Аль-Ашраф Муса был принят Хулагу. в Алеппо и сохранил за собой Хомс и титул правителя всей Сирии, Хулагу также предоставил ему икта, доходы от передачи земли (Амитай-Прейсс, 2004:20, 31)».
- ^ Перейти обратно: а б с д и Шагрир, стр-134-135.
- ^ Ховорт, стр.162.
- ^ Франция, стр.145.
- ^ Холт, стр.38.
- ^ Хоутсма, стр.15.
- ^ Перейти обратно: а б Неджипоглу, стр.41.
- ^ Неджипоглу, стр.53.
Библиография
[ редактировать ]- Байшарсайхан, Д. (2011). Монголы и армяне (1220-1335) . Лейден ; Бостон: Брилл. ISBN 978-9-0041-8635-4 .
- Франция, Джон (2011). Опасная слава: рост военной мощи Запада . Издательство Йельского университета. п. 145 . ISBN 978-0-300-12074-5 .
Ашраф Муса Хомс.
- Холт, Питер Малкольм (1995). Ранняя мамлюкская дипломатия, 1260-1290: договоры Бейбарса и Калавуна с христианскими правителями . БРИЛЛ. ISBN 90-04-10246-9 .
- Хаутсма, М. Томас (1987). Первая энциклопедия ислама Э. Дж. Брилла 1913-1936 гг . БРИЛЛ. ISBN 90-04-08265-4 .
- Ховорт, Генри (1888). История монголов . Университет Вирджинии.
- Хамфрис, Р. Стивенс (1977). От Саладина до монголов: Айюбиды Дамаска, 1193-1260 гг . СУНИ Пресс. ISBN 9780873952637 .
- Неджипогулу, Гулру (1994). Мукарнас: Ежегодник исламского искусства и архитектуры . БРИЛЛ. ISBN 90-04-10070-9 .
- Шагрир, Ирис (2007). Во славу Иерусалима: исследования крестовых походов и средневековой культуры . Ашгейт Паблишинг, ООО ISBN 978-0-7546-6140-5 .