Jump to content

Проблемы морской экологии в Ливане

Библос, Ливан. Казалось бы, нетронутый участок побережья

На воду и морскую жизнь вдоль береговой линии Ливана влияет множество факторов, включая загрязнение морской среды , воздействие судоходства на окружающую среду , разливы нефти, разливы вредных жидких веществ, разливы сточных вод, а также сброс радиоактивных и медицинских отходов .

Каждый из этих факторов угрожает балансу прибрежной экосистемы Ливана и, как следствие, населению страны, например, сброс твердых отходов в реки, которые снабжают водой многие сельские деревни, и свалки в населенных пунктах. [1]

Несмотря на то, что водораздел и береговая линия Ливана являются горячей точкой морской жизни в Средиземноморье, они являются домом для очень высоких уровней загрязнения, которые угрожают жизни людей, животных и растений, которые от них зависят. [2]

Хотя принимаются меры по борьбе с утратой морского биоразнообразия в Средиземноморье и, в частности, в Ливане , экосистеме нанесен значительный ущерб, который необходимо устранить как местным, так и национальным правительствам, а также над- и международным организациям и органам.

Разливы нефти

[ редактировать ]

Взрыв на электростанции Джие

[ редактировать ]

Разлив нефти на электростанции Джие — экологическая катастрофа, произошедшая 13-16 июля во время ливанской войны 2006 года после израильских рейдов на теплоэлектростанцию ​​Джие в Бейруте, Ливан . [3] Нефтяное пятно покрыло около 150 км побережья Ливана и выбросило в море 10 000–15 000 тонн сырой нефти. [4] Часть нефти опустилась на морское дно на глубину около 8 м, а остальную часть унесло течением в сторону Сирии. [5] Особенно пострадали от разливов нефти полуострова к северу от Джие, порты и рыболовные гавани. [6] Масштаб катастрофы часто сравнивают с разливом нефти Exxon Valdez , и хотя ливанцы пострадали от этой катастрофы, они не получили никакой компенсации, в отличие от фонда Deepwater Horizon в размере 20 000 000 000 долларов США . [7] [8]

Нефть из разбомбленной электростанции Джие (южный Ливан) загрязняет пляжи Бейрута - август 2006 г.

Ликвидация разлива нефти оказалась для властей очень сложной задачей в критические первые часы разлива, главным образом из-за продолжающегося конфликта и израильской военно-морской блокады. [9] которые выстроились вдоль побережья и продолжали перестрелки. Кроме того, поврежденные дороги не позволили спасателям добраться до места катастрофы. [10] [8] а необходимое финансирование операций по очистке оказалось трудно обеспечить. [11] Несмотря на трудности, усилия по очистке были предприняты гражданским обществом и неправительственными группами, поскольку правительство Ливана было парализовано и не имело возможностей из-за войны. [12]

Разлив нефти имел множество долгосрочных экологических последствий как для морской жизни, так и для людей. Поскольку очистка проводилась медленно, более тяжелая сырая нефть опустилась на дно, убивая морскую жизнь ниже, на которую полагаются многие жители побережья. Кроме того, эксперты в области здравоохранения отметили, что разливы нефти могут вызвать риск для здоровья, например, рак, у людей, живущих в этом районе. [8] Туристические пляжи также были покрыты нефтяным пятном в течение нескольких месяцев после разлива. [8]

Загрязнение нефтью с кораблей

[ редактировать ]

Согласно исследованию ITOPF , 91% эксплуатационных разливов нефти являются небольшими, в результате чего объем разлива составляет менее 7 метрических тонн. [13] Ливанское общественное мнение и ливанские власти не реагируют на эти незначительные разливы, происходящие с торговых судов, заходящих в ливанские порты. Находясь без досмотра и разгружаясь близко к берегу, нефтяные танкеры загрязняют побережье Амшита , Бейрута , Джие , [14] Триполи , Захрани и Зук . Эти загрязнения оказывают прямое воздействие на морскую жизнь в этих регионах. Кроме того, большие грузовые суда, прибывающие в Ливан, перевозят эквивалентный объем нефти небольших танкеров и загрязняют окружающую среду, по существу, из своих машинных помещений . См. Приложение I к Марполу . [ нужна ссылка ]

Сброс балластных вод

[ редактировать ]

Балластная вода — это океанская вода, перевозимая большими (грузовыми) судами с целью повышения маневренности и ходовых качеств судов, а также для уравновешивания потенциальных перераспределений или изменений веса, например, при погрузке или разгрузке груза или в качестве топлива. используется во время путешествия. Сброс балластной воды обычно содержит различные биологические материалы , включая растения , животных , вирусы и бактерии . [15] [16] Эти материалы часто включают в себя чужеродные , неприятные и экзотические виды, которые могут нанести значительный экологический ущерб водным экосистемам . [17]

Считается, что сбросы балластных вод являются основным источником инвазивных видов в морских водах Ливана, создавая тем самым риски для здоровья населения и окружающей среды, а также значительные экономические издержки для таких отраслей, как коммерческое и любительское рыболовство , сельское хозяйство и туризм . [18] Несмотря на то, что в Средиземном море действуют правила, контролирующие замену балластных вод, данные показывают, что обмен балластных вод происходит без соблюдения международных правил. [19] Суда, заходящие в ливанские порты, сбрасывают застоявшийся балласт (без замены в море), нефтесодержащий балласт , серую воду и трюмную воду, часто без каких-либо правил или санкций со стороны ливанских властей. [17] Миграция иностранной рыбы в ливанские воды началась со строительством Суэцкого канала в 1869 году; этот искусственный водный путь использовался в качестве морского торгового пути, обеспечивая легкий доступ к Средиземному морю, но из-за сброса балластной воды, который не соответствует правилам Международной морской организации , многие неместные виды попадают в Ливанские воды. [20] Около 30% морского населения Ливана являются иностранцами для этого региона. [17] Некоторые из новых видов не имеют естественных хищников в ливанских водах и растут до таких размеров, что угрожают местным популяциям рыб и нарушают баланс водной экосистемы. [17]

Устье, принадлежащее канализационной системе города Сидон в Ливане.

Разливы сточных вод

[ редактировать ]

Управление сточными водами является серьезной проблемой в Ливане. Нередко дома или здания сбрасывают отходы в естественные водоемы или искусственные бассейны для отходов. В 2016 году только 58,5% зданий в Ливане были подключены к канализационной системе. Остальные 41,5% зданий использовали септики, бассейны для отходов или естественные источники воды (ручьи, реки, озера и т. д.) для удаления сточных вод. [21] Это серьезная проблема в стране, поскольку плохое качество воды связано примерно с 80% всех заболеваний. [21] Кроме того, нередко сточные воды, поступающие из зданий на побережье, без очистки попадают прямо в Средиземное море, загрязняя морскую жизнь и пляжи. [1]

Еще одной проблемой сточных вод является загрязнение судов сточными водами. Поскольку многие суда торгового флота не проверяются, [22] они не соблюдают Приложение IV Марпола 73/78 , которое контролирует загрязнение моря сточными водами с судов. [ нужна ссылка ]

Исследование, проведенное на крупных реках Ливана в 2021 году, обнаружило фекальные колиформные бактерии в 96% процентов проб, взятых на протяжении всего исследования. [23] E. coli, бактерии, обнаруженные в фекальных колиформах Алингсайда, оказались устойчивыми к различным антибиотикам. Люди, которые подвергаются воздействию этих бактерий, подвергаются более высокому риску развития различных заболеваний, таких как менингит и пневмония, заболеваний, которые невозможно вылечить, если бактерии устойчивы к обычно используемым лекарствам. [24] Результаты этого исследования подчеркнули необходимость надлежащего управления отходами и водоочистных сооружений в Ливане. [21]

Сброс в море

[ редактировать ]

Сброс в море является основным фактором загрязнения воды в Ливане. Сброс в море относится к практике сброса отходов или мусора в океан или вдоль береговой линии водоема. Эта практика имеет многочисленные негативные последствия для здоровья окружающей среды, морской жизни и людей в этом районе. Только в Бейруте, Ливан , и его пригородах производится около 3000 тонн мусора в день, и, несмотря на то, что он является столицей Ливана, он часто завален мусором. [25] Еще одной серьезной проблемой для морской среды Ливана является сброс мусора с грузовиков и кораблей. Был ряд случаев, в частности, с участием компании «Суклин», сбрасывавшей свои отходы (в том числе радиоактивные и опасные медицинские отходы) в окрестностях Карантинского района. [26] На ливанском побережье также есть много мест для сбора мусора, особенно возле порта Сайда, Бурдж-Хаммуда, Нормандии и Триполи. [27]

Мелиорация земель

Вдоль береговой линии Ливана расположены большие кучи мусора, простирающиеся на сотни футов в Средиземное море. Вдоль этих куч мусора грузовики постоянно сбрасывают и наслаивают еще больше мусора. [25] Этот процесс называется мелиорацией земель и представляет собой процесс расширения ранее существовавшей береговой линии. [28]

С 2015 года Ливан находится в постоянном мусорном кризисе . Кризис начался с переполнения одной из главных свалок Ливана, свалки Нааме в Бейруте, и отсутствия у правительства плана действий в чрезвычайных ситуациях. Эта свалка была открыта в качестве экстренного решения в 1997 году, но стала источником протеста из-за отсутствия внимания и компенсации как жителям Нааме, так и окружающей среде. [1] После его закрытия в июле 2015 года переполненный мусор, выброшенный на улицу, породил движение #YouStink, которое началось в социальных сетях, но к 2016 году распространилось на все виды ливанских СМИ. [29] Протест увенчался успехом, и к марту 2016 года правительство выделило федеральные средства на открытие двух новых свалок в пригородах Коста-Брава и Бурдж-Хаммуд, а также вывезло горы мусора и перевезло его на две близлежащие свалки. [30] Однако те же проблемы повторились и на новых свалках. Правительство начало процесс «мелиорации земель» и начало сбрасывать отходы в море. [25] [31] Этот процесс влияет на поведение ливанского населения, в результате чего большинство граждан выбрасывают мусор на улицу, поскольку известно, что весь мусор попадает в океан, что подавляет любое стремление к реальной устойчивости. [31]

Коста-Брава и свалка Бурдж-Хаммуд

[ редактировать ]
Сброс моря в Бурдж-Хаммуде

Хотя две новые свалки стали быстрым решением проблемы закрытия свалки Нааме, на новых территориях возникает ряд проблем. Коста-Брава преимущественно является территорией пляжей только для женщин, которые сейчас переполнены мусором, а Бурдж-Хаммуд является домом для многих беженцев, рабочих-мигрантов и большой общины армян. [30] Горы мусора, образующиеся на этих свалках, представляют собой огромную ответственность для этих сообществ, к тому же их регулярно сбрасывают в море, чтобы освободить место для нового мусора. [30] Кроме того, чтобы поддержать крупную экономику металлолома в Ливане, рабочие-мигранты, в основном сирийские дети без документов, эксплуатируются для сбора мусора и подвергаются ужасным условиям труда, а также подвергаются расизму со стороны местных жителей. [30]

Разливы вредных жидких веществ

[ редактировать ]

По данным исследований CNRS, акватория моря Чекка загрязнена вредными химическими веществами ( серная кислота , фосфорная кислота ...). Эти разливы вредных жидких веществ происходят в основном во время погрузочно-разгрузочных работ на химическом терминале Селлаата недалеко от Чекки. [32] См. Приложение II Marpol 73/78 .

Влияние на местную промышленность

[ редактировать ]

Например, экологические последствия загрязнения морской среды в результате замены балластных вод влияют на местные отрасли промышленности, такие как рыболовство и туризм. [33]

Приватизация береговой линии

[ редактировать ]

Еще одним фактором стресса для населения Ливана, около 60% которого проживает в оживленных городских районах побережья и вокруг них, является неуклонная приватизация значительной части ливанского побережья. [34] Инвесторы часто начинают строительство промышленных комплексов или развлекательных центров, что способствует экологическому стрессу, а также создает экономическую и социальную нагрузку для местного населения. [35]

Это влияет и на туристическую отрасль. Хотя в последние годы многие ливанские и иностранные туристы проявили интерес к экотуризму, загрязнение окружающей среды и отсутствие государственного финансирования отрицательно влияют на эту отрасль, что может стоить им средств к существованию. [35]

Усилия по защите окружающей среды

[ редактировать ]

Хотя морская среда Ливана не получает достаточного внимания со стороны национальной и международной политики, было запущено несколько проектов, способствующих морским исследованиям, повышению доступности информации об окружающей среде и разработке более полных руководящих принципов, которые принесут пользу властям, местным жителям и всей планете. , такие как проект «Глубоководный Ливан». [36] С момента запуска проекта в 2016 году было обнаружено более 600 видов, ранее не документированных в Ливане, из которых 3 нигде не были зафиксированы наукой.

Другие проекты, такие как ReMal , совместная инициатива, запущенная Ливаном, Германией и ООН, направленная на улучшение систем муниципальных отходов и ограничение количества загрязняющих веществ, попадающих в Средиземное море. В рамках этого проекта также предполагалось укрепить муниципальные прибрежные союзы в обеспечении соблюдения Закона Ливана о комплексном управлении твердыми отходами с целью сокращения морского мусора. [37]

Делегация Европейского Союза в Ливане организовала еще один проект, основной целью которого было проведение исследований морской жизни, включая биоразнообразие, изменение среды обитания и воздействие стрессовых факторов окружающей среды. [38]

Экотуризм

[ редактировать ]

Глобальная тенденция к более экологичным способам отдыха в последние годы приобрела популярность и в Ливане. Многие граждане Ливана больше не могут позволить себе выезд за границу, отчасти из-за экономической нестабильности и пандемии Covid-19 , и предпочитают отдыхать среди природных ландшафтов Ливана. [35]

Иностранный туризм составляет целых 19% ВВП Ливана в 2018 году, и хотя объем обычного туризма колебался из-за множества проблем, таких как политическая нестабильность, кризис беженцев и деградация окружающей среды . [33] Экотуризму в Ливане угрожает утрата биоразнообразия, фрагментация среды обитания и загрязнение суши и моря, в ответ на что Министерство окружающей среды объявило более охраняемыми природными территориями в Ливане, но экономические и политические стимулы часто препятствуют усилиям по сохранению. [33]

  1. ^ Jump up to: а б с «Эй Атлас» . ejatlas.org . Проверено 15 мая 2024 г.
  2. ^ Океана; Агилар, Рикардо; Перри, Эллисон Л.; Гарсиа, Сильвия; Альварес, Хелена; Бланко, Хорхе; Битар, Гази Халед (27 декабря 2018 г.), Глубоководная ливанская экспедиция 2016 г.: исследование подводных каньонов , doi : 10.31230/osf.io/34cb9 , получено 15 мая 2024 г.
  3. ^ Линден, Олоф; Руст, Маттиас (2008). «Ущерб прибрежным экосистемам Ливана от разлива нефти в результате военных действий в июле 2006 г.» . Интернет-ежегодник океана . 22 (1): 375–390. дои : 10.1163/221160008X00154 . ISSN   0191-8575 .
  4. ^ Линден, Олоф; Руст, Маттиас (1 января 2008 г.). «Ущерб прибрежным экосистемам Ливана от разлива нефти в результате военных действий в июле 2006 г.» . Интернет-ежегодник океана . 22 (1): 375–390. дои : 10.1163/221160008X00154 . ISSN   2211-6001 .
  5. ^ Линден, Олоф; Руст, Маттиас (1 января 2008 г.). «Ущерб прибрежным экосистемам Ливана от разлива нефти в результате военных действий в июле 2006 г.» . Интернет-ежегодник океана . 22 (1): 375–390. дои : 10.1163/221160008X00154 . ISSN   2211-6001 .
  6. ^ Линден, Олоф; Руст, Маттиас (1 января 2008 г.). «Ущерб прибрежным экосистемам Ливана от разлива нефти в результате военных действий в июле 2006 г.» . Интернет-ежегодник океана . 22 (1): 375–390. дои : 10.1163/221160008X00154 . ISSN   2211-6001 .
  7. ^ « Катастрофа»: разлив нефти окрасил береговую линию Израиля и достиг Ливана | TRT World» . www.trtworld.com . Проверено 17 июня 2022 г.
  8. ^ Jump up to: а б с д «Кризисные переговоры по разливу нефти в Ливане» . 16 августа 2006 г. Проверено 17 мая 2023 г.
  9. ^ Линден, Олоф; Руст, Маттиас (2008). «Ущерб прибрежным экосистемам Ливана от разлива нефти в результате военных действий в июле 2006 г.» . Интернет-ежегодник океана . 22 (1): 375–390. дои : 10.1163/221160008X00154 . ISSN   0191-8575 .
  10. ^ fpifadmin (08.09.2010). «Другой разлив нефти – FPIF» . Внешняя политика в центре внимания . Проверено 17 мая 2023 г.
  11. ^ Такше, Асиль А.; Хаби, Мэг; Франци, София; Ловетт, Джон С. (2010). «Борьба с загрязнением в результате конфликта: анализ дискурсов вокруг разлива нефти в Ливане в 2006 году» . Журнал экологического менеджмента . 91 (4): 887–896. Бибкод : 2010JEnvM..91..887T . дои : 10.1016/j.jenvman.2009.11.005 . ISSN   0301-4797 . ПМИД   20018427 .
  12. ^ Такше, Асиль А.; Хаби, Мэг; Франци, София; Ловетт, Джон К. (март 2010 г.). «Борьба с загрязнением в результате конфликта: анализ дискурсов вокруг разлива нефти в Ливане в 2006 году» . Журнал экологического менеджмента . 91 (4): 887–896. Бибкод : 2010JEnvM..91..887T . дои : 10.1016/j.jenvman.2009.11.005 . ISSN   0301-4797 . ПМИД   20018427 .
  13. ^ Исследование ITOPF
  14. ^ Жители регулярно наблюдают за разливами нефти возле Джие.
  15. ^ «Управление балластными водами» . Международная морская организация .
  16. ^ Тамеландер, Дж., Л. Риддеринг, Ф. Хааг, Дж. Матейкал и GloBallast. Руководство по разработке национальной стратегии управления балластными водами . Рекомендации. Группа координации проектов партнерства GloBallast, 2010. https://wwwcdn.imo.org/localresources/en/OurWork/PartnershipsProjects/Documents/Mono18_English.pdf.
  17. ^ Jump up to: а б с д «Рыбы нон грата: Новые виды вторгаются в воды Ливана» . Глаз Ближнего Востока .
  18. ^ Ван, Чжаоцзюнь; Земляк, Аманда М.; Корбетт, Джеймс Дж.; Саэби, Мандана (30 августа 2021 г.), «Экономическое и экологическое воздействие управления балластной водой на малые островные развивающиеся государства и наименее развитые страны» , Journal of Environmental Management , 301 , arXiv : 2108.13315 , Bibcode : 2022JEnvM.30113779W , doi : 10.1016/j.jenvman.2021.113779 , PMID   34597945 , получено 19 мая 2024 г.
  19. ^ Реестр Ллойда. «Национальные требования к управлению балластными водами». Регистр Ллойда , 2019. https://britanniapandi.com/wp-content/uploads/2019/07/LR_National-ballast-water-management-requirements-03-2019.pdf.
  20. ^ «Рыбы нон грата: Новые морские виды вторгаются в воды Ливана» . Глаз Ближнего Востока . Проверено 18 мая 2024 г.
  21. ^ Jump up to: а б с Дагер, Леа А.; Хасан, Джоуман; Харруби, Самер; Джафар, Хади; Кассем, Исмат И. (20 июля 2021 г.). «Общенациональная оценка качества воды в реках Ливана путем количественного определения плотности фекальных показателей и составления профиля устойчивости Escherichia coli к антибиотикам» . Антибиотики . 10 (7): 883. doi : 10.3390/antibiotics10070883 . ISSN   2079-6382 . ПМЦ   8300662 . ПМИД   34356804 .
  22. ^ «Портовые риски Ливана: необходимость действий против некачественных судов | Вашингтонский институт» . www.washingtoninstitute.org . Проверено 15 мая 2024 г.
  23. ^ Дагер, Леа А.; Хасан, Джоуман; Харруби, Самер; Джафар, Хади; Кассем, Исмат И. (2021). «Общенациональная оценка качества воды в реках Ливана путем количественного определения плотности фекальных показателей и составления профиля устойчивости Escherichia coli к антибиотикам» . Антибиотики . 10 (7): 883. doi : 10.3390/antibiotics10070883 . ISSN   2079-6382 . ПМЦ   8300662 . ПМИД   34356804 .
  24. ^ Мюллер, Мэтью; Тейнтер, Кристофер Р. (2024), «Инфекция, вызванная кишечной палочкой» , StatPearls , Остров сокровищ (Флорида): StatPearls Publishing, PMID   33231968 , получено 18 мая 2024 г.
  25. ^ Jump up to: а б с Шерлок, Рут (11 января 2018 г.). «Экологисты предупреждают о загрязнении Средиземноморья в результате мелиорации земель Ливана» . Нпр.орг .
  26. ^ «Бойня Карантина решила сбрасывать все свои отходы прямо в море» . Архивировано из оригинала 19 марта 2017 г. Проверено 4 августа 2015 г.
  27. ^ «Места вывоза мусора» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 8 декабря 2015 г. Проверено 9 октября 2015 г.
  28. ^ «Мелиорация земель — обзор | Темы ScienceDirect» . www.sciencedirect.com . Проверено 15 мая 2023 г.
  29. ^ Этвуд, Блейк (2019). «Город у моря: раскрытие медиа-отходов Бейрута» . Коммуникация, культура и критика . 12 : 53–71. дои : 10.1093/ccc/tcz011 . Проверено 21 мая 2024 г.
  30. ^ Jump up to: а б с д Этвуд, Блейк (01 марта 2019 г.). «Город у моря: раскрытие медиа-отходов Бейрута» . Коммуникация, культура и критика . 12 (1): 53–71. дои : 10.1093/ccc/tcz011 . ISSN   1753-9129 .
  31. ^ Jump up to: а б Смит Галер, София (28 марта 2018 г.). «Ливан тонет в собственных отходах» . bbc.com .
  32. ^ Опрос CNRS
  33. ^ Jump up to: а б с Абу Арраге Дж., Хади (2019). «Экотуризм и устойчивое развитие: практика ливанских природопользователей» (PDF) . Гостиничный и туристический менеджмент . 7 (1): 11–23.
  34. ^ «Оценка морской среды Ливана: междисциплинарное исследование (ELME) | EEAS» . www.eeas.europa.eu . Проверено 18 мая 2024 г.
  35. ^ Jump up to: а б с Раххал, Набила (07.05.2019). «Потенциал круглогодичного устойчивого туризма вокруг рек и озер Ливана» . Исполнительный журнал . Проверено 19 мая 2024 г.
  36. ^ «Проект «Глубоководный Ливан» | Региональный центр деятельности по особо охраняемым территориям» . www.rac-spa.org . Проверено 18 мая 2024 г.
  37. ^ «ООН-Хабитат и Министерство окружающей среды запускают общенациональный проект по сокращению морского мусора и пластикового загрязнения | Организация Объединенных Наций в Ливане» . lebanon.un.org . Проверено 18 мая 2024 г.
  38. ^ «Оценка морской среды Ливана: междисциплинарное исследование (ELME) | EEAS» . www.eeas.europa.eu . Проверено 18 мая 2024 г.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: d1ffb8bd479af7ce34b62cf26e0ef670__1720599060
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/d1/70/d1ffb8bd479af7ce34b62cf26e0ef670.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Marine environmental issues in Lebanon - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)