Мирный процесс в Бангсаморо
Официальные мирные переговоры между правительством Филиппин и различными вооруженными группировками, участвующими в конфликте Моро [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] началось в 1976 году, когда правительство Филиппин и Фронт национального освобождения моро впервые встретились для переговоров по Триполийскому соглашению 1976 года , а совсем недавно достигли важной вехи в ратификации Органического закона Бангсаморо (BOL) посредством плебисцита в 2018 году, что привело к до создания автономного района Бангсаморо на мусульманском Минданао . Однако конфликты с другими более мелкими вооруженными группировками продолжают существовать. [ 4 ] [ 5 ]
Мирный процесс, изложенный во Всеобъемлющем соглашении, который привел к созданию Бангсаморо, включал два направления: политико-законодательное направление и направление нормализации. [ 6 ] В рамках политического курса правительство будет работать над созданием нового политического образования, известного как Бангсаморо . [ 6 ] занять место Автономного региона Мусульманского Минданао (ARMM), созданного в 1989 году. [ 7 ] В рамках нормализации ИФОМ передаст свое огнестрельное оружие третьей стороне, которую выберут повстанцы и правительство Филиппин. ИФОМ согласился вывести из эксплуатации свое вооруженное крыло — Исламские вооруженные силы Бангсаморо (BIAF). [ 6 ]
История переговоров
[ редактировать ]Начало конфликта моро во время диктатуры Маркоса
[ редактировать ]Приход диктатуры Маркоса ознаменовал начало как минимум двух затянувшихся конфликтов, которые продолжали преследовать филиппинское правительство: конфликта Моро и конфликта Новой народной армии . [ 8 ] Что касается конфликта Моро , многие ключевые события произошли либо во второй половине первого или второго разрешенного конституцией президентского срока Маркоса, либо в то время, когда он правил военным положением . Это включало начало активной фазы конфликта моро с формированием сепаратистских политических движений, формирование и подъем Фронта национального освобождения моро после того, как мирные политические движения были запрещены в соответствии с военным положением, подписание Трипольского соглашения 1976 года при посредничестве Муаммара. Каддафи , неспособность создать автономный регион для моро на Минданао во время плебисцита об автономии Южных Филиппин в 1977 году и последующий откол Исламский фронт освобождения моро как новая вооруженная группировка. [ 3 ] [ 9 ]
Начало активной фазы конфликта моро
[ редактировать ]
Активную фазу конфликта моро связывают с новостями о резне в Джабиде в марте 1968 года. [ 10 ] – к концу первого срока президента Фердинанда Маркоса . [ 11 ] [ 12 ] [ 13 ] В разоблачении сената появилась новость о том, что по меньшей мере 11 филиппинских мусульманских военных-стажеров были убиты в Коррегидоре солдатами Вооруженных сил Филиппин , и только один выживший смог сбежать и рассказать эту историю. [ 14 ] [ 15 ] [ 16 ] Эта новость вызвала волнения среди филиппинских мусульман. [ 17 ] и мусульманские интеллектуалы, и простые люди внезапно стали политизированными, дискредитируя идею интеграции и примирения с остальной частью страны и создавая ощущение маргинализации. [ 12 ] [ 13 ]
Формирование Фронта национального освобождения моро
[ редактировать ]21 октября 1972 г. [ 18 ] Филиппинского университета Профессор Нур Мисуари сформировал Фронт национального освобождения моро (ФНОМ), который стремился к созданию республики моро с помощью силы оружия. [ 16 ]
В период с 1972 по 1976 год НФОМС и Вооруженные силы Филиппин участвовали в масштабных вооруженных столкновениях. [ 19 ] пик пришелся на 1973 год, когда «блиц-операции» повстанцев позволили им взять под свой контроль значительное количество муниципалитетов, окружающих город Котабато и его аэропортовый комплекс. [ 20 ] Еще одним важным событием стала битва при Холо в 1974 году , в которой вооруженный конфликт между двумя группами привел к почти полному разрушению того, что раньше было относительно современным муниципалитетом Холо, Сулу . [ 21 ]
Это побудило режим Маркоса усилить военное присутствие, развернув почти три четверти армии. [ 22 ] с мусульманским большинством в большинстве частей Минданао .
К 1976 году конфликт зашел в тупик, и ни одна из сторон не смогла добиться решительной победы над другой. [ 19 ]
Триполийское соглашение 1976 года
[ редактировать ]До 1976 года НФОМС получал поддержку со стороны Малайзии и Ливии . [ 23 ] [ 24 ] Поэтому в ноябре 1976 года Маркос отправил свою жену Имельду Маркос вместе со свитой из 60 человек, в которую входил министр промышленности Висенте Патерно , на встречу с [Муаммаром Каддафи]] в Ливию, «чтобы очаровать полковника Каддафи [ sic ]». [ 25 ] и предложить выгодную нефтяную сделку в обмен на отказ от поддержки НФОМ через Малайзию. [ 26 ]
Делегация прошла успешно, и представители правительства Филиппин и НФОМС встретились за столом переговоров в декабре 1976 года. Окончательным результатом стало Триполийское соглашение 1976 года , которое, помимо прочего, стало первым соглашением, введшим концепцию автономного мусульманского региона в Минданао. [ 27 ]
Однако Маркос в одностороннем порядке настоял на [ 28 ] о реализации создания автономной мусульманской области через механизм плебисцита, что не обсуждалось на переговорах по Трипольскому соглашению. [ 28 ] В результате плебисцита 1977 года об автономии Южных Филиппин было создано два региональных автономных правительства (RAG) в Западном Минданао и Центральном Минданао, а не один автономный регион. [ 28 ]
НФОМ усмотрел в этом отклонение от рамок Трипольского соглашения. [ 29 ] НФОМС стало очевидно, что Маркос не собирался выполнять Соглашение. [ 1 ] [ 28 ] и использовал его только для смягчения конфликта и ослабления позиций НФОМС. [ 1 ] [ 28 ] Сделка сорвалась через шесть месяцев. [ 1 ] возобновились боевые действия между НФОС и правительственными силами Филиппин. [ 30 ] [ 31 ]
Формирование Исламского фронта освобождения моро
[ редактировать ]Подписание этого соглашения привело к серьезному расколу. [ 32 ] в руководстве НФОС, что привело к формированию отколовшейся группы в 1977 году Хашимом Саламатом и 57 офицерами НФОС. Первоначально группа была известна как «Новое лидерство». Мисуари исключил Саламата в декабре 1977 года, после чего Саламат перенес свою новую организацию сначала в Каир, Египет , а затем, в 1980 году, в Лахор, Пакистан , где она занялась дипломатической деятельностью.
Эта отколовшаяся организация была официально создана в 1984 году как Исламский фронт освобождения моро (ИФОМ). [ 33 ]
Переговоры при правительстве после Народной власти
[ редактировать ]Мирные переговоры при правительстве после Народной власти
[ редактировать ]Вскоре после того, как стал президентом Филиппин в результате гражданской революции народной власти , Корасон Акино она организовала встречу с председателем НФОС Нуром Мисуари и несколькими повстанческими группировками НФОС в Сулу , которая подготовила почву для серии переговоров. [ 34 ]
Джиддское соглашение 1987 года
[ редактировать ]В 1987 году администрация Корасона Акино подписала Джиддское соглашение 1987 года с НФОМ, согласившись провести дальнейшие обсуждения предложения об автономии всего Минданао , а не только тринадцати провинций, указанных в Триполийском соглашении 1976 года. [ 31 ]
Создание АРММ
[ редактировать ]1 августа 1989 г. в соответствии с новой конституцией 1987 г. [ 35 ] Конгресс принял Республиканский закон 6734, который санкционировал создание Автономного региона Мусульманского Минданао (ARMM) до ратификации через плебисцит. [ 36 ]
MNLF потребовал, чтобы тринадцать провинций Триполийского соглашения были включены в ARMM, но правительство отказалось; восемь из этих провинций, благодаря продолжающейся политике переселения на протяжении всего молчания мирного процесса, теперь были преимущественно христианами . населены [ 31 ]
Когда правительство провело плебисцит в тринадцати провинциях и девяти городах, на которые распространяется Триполийское соглашение, [ 37 ] только провинции Ланао-дель-Сур , Магинданао , Сулу и Тави-Тави решили стать частью ARMM, который был официально создан 6 ноября 1990 года. [ 38 ]
Создание NUC и OPAPP
[ редактировать ]Когда бывший министр обороны Фидель Рамос стал президентом в 1992 году, он сделал «национальное примирение» и мир – особенно на Минданао – краеугольным камнем своей программы. [ 1 ] Он издал Прокламацию № 10-А, согласно которой была учреждена Национальная комиссия объединения (NUC), которой было поручено написать отчет о «формулировании мирного процесса» после проведения общественных консультаций в различных частях страны.
юрист-активистка эпохи военного положения и председатель избирательной комиссии Хейди Йорак . Председателем комиссии была назначена [ 39 ] которая представила свой отчет президенту Рамосу 31 июля 1993 года, после чего официально прекратила свое существование. [ 40 ] Однако Управление советника президента по мирному процессу было создано 15 сентября 1993 года на основании указа президента Рамоса № 125, в котором были учтены рекомендации NUC. [ 40 ] Таким образом, Йорак включен в род бывших руководителей OPAPP, который позже был переименован в Управление советника президента по вопросам мира, примирения и единства (OPAPRU). [ 41 ]
Окончательное мирное соглашение 1996 года с НФОС (Джакартское соглашение)
[ редактировать ]В начале 1990-х годов Организация Исламская конференция расширила свою Четырехстороннюю министерскую комиссию, которая содействовала мирным переговорам между правительством Филиппин и НФОС. В состав министерского комитета шести теперь входила Индонезия , которая также была членом АСЕАН . комитета, Таким образом, Индонезия стала председателем выступающим посредником в переговорах между правительством Филиппин и НФОС, и вскоре предоставила персонал для наблюдения за прекращением огня. [ 42 ]
временное соглашение о прекращении огня Когда в 1993 году было подписано , президент Филиппин Фидель Рамос призвал Индонезию и ОИК участвовать в мирном процессе; были проведены дальнейшие мирные переговоры, и представители обеих сторон встретились в Джакарте .
Таким образом, Индонезия способствовала заключению Джакартского соглашения, объявленного в 1996 году «Окончательным мирным соглашением». [ 43 ] что должно было привести к полной реализации Триполийского соглашения 1976 года и, в конечном итоге, к прекращению вооруженной борьбы моро на Минданао. [ 42 ]
Соглашение разделило механизм реализации Триполийского соглашения 1976 года на два этапа:
- Фаза I. Три года были отведены на создание Особой зоны мира и развития, Совета мира и развития Южных Филиппин (SPPCPD) и Консультативной ассамблеи. На этом этапе соглашение позволило квалифицированным членам НФОМС поступить в ряды Вооруженных сил Филиппин и Филиппинской национальной полиции . В Совете мира и развития Южных Филиппин доминировали НФОМ. Затем Мисуари без сопротивления баллотировался на пост губернатора АРММ. [ 44 ]
- Фаза II. Этот аспект включал отмену или изменение Республиканского закона № 6734, также известного как Органический закон, учредивший ARMM, посредством действий Конгресса и последующее представление измененного закона населению пострадавших районов посредством плебисцита . Это должно было быть сделано в течение двух лет с момента создания SPCPD.
Мирное соглашение принесло Рамосу и Мисуари Премию мира имени Феликса Уфуэ-Буаньи 1997 года . [ 45 ]
Временное перемирие 1997 года с ИФОМ
[ редактировать ]После подписания Джакартского соглашения с НФОМ в августе 1996 года начались предварительные и подготовительные переговоры о перемирии между правительством и ИФОМ, за которыми последовали переговоры на низком уровне, которые начались в январе следующего года. [ 46 ] Соглашение о всеобщем прекращении военных действий между двумя сторонами было подписано в июле 1997 года. [ 47 ]
Мисуари, избранному губернатором АРММ, было поручено контролировать выполнение мирного пакта.
Политика Эстрады «тотальной войны» в отношении ИФОМ
[ редактировать ]Переговоры на низком уровне между правительством и ИФОМ, которые продолжали участвовать в вооруженном конфликте теперь, когда НФОМ подписали мирное соглашение, продолжались в течение самого раннего периода правления новой администрации президента Джозефа Эхерсито-Эстрады . [ 1 ]
Официальные мирные переговоры начались в октябре 1999 года, но были приостановлены из-за внезапного изменения политики Эстрады, объявившего «тотальную войну» против ИФОМ . [ 48 ] [ 49 ] Впоследствии председатель ИФОМ Саламат объявил джихад администрации Эстрады. [ 50 ]
Тотальная военная политика Эстрады привела к захвату лагеря Абубакар , главного штаба ИФОМ. Сам президент возглавил военные действия по поднятию филиппинского флага в бывшем оплоте повстанцев, привозя грузовики с лечоном (жареной свининой) и пивом для победивших солдат, что было расценено как оскорбление ИФОМ , поскольку в стране запрещены свинина и алкоголь. Ислам .
Мирные переговоры во время администрации Арройо
[ редактировать ]![]() | Этот раздел может сбивать с толку или быть неясным для читателей . В частности, неясно, какие вехи мирного процесса были наиболее важными при нынешней администрации. ( Июль 2024 г. ) |
Когда Глория Макапагал Арройо вступила на пост президента в январе 2001 года, мирный процесс был возобновлен благодаря одностороннему объявлению режима прекращения огня со стороны правительства. [ 51 ] При содействии правительства Малайзии советник президента по мирному процессу Эдуардо Эрмита и заместитель председателя ИФОМ Аль Хадж Мурад Эбрагим подписали Соглашение об общих рамках возобновления мирных переговоров между правительством и ИФОМ. [ 52 ]
31 марта 2001 г. Республиканский закон № 9054. [ 53 ] вступил в силу без подписи президента. Этот закон внес поправки в Органический закон АРММ , чтобы обеспечить расширение региона за пределы первоначальных четырех провинций, находящихся под его юрисдикцией. Провинции , Северный Котабато , Давао-дель- , Ланао , Палаван Сарангани , Сибугай Южный , Султан , Замбоанга , Южная , Замбоанга Басилан Котабато Кударат Дапитан , Диполог , Генерал Сантос Илиган , Марави , Пагадиан , Порт Принцесса , Замбоанга , Дигос , Коронация , Такуронг и Кидапаван приняли участие в плебисците. [ 54 ] Однако только города Марави и Басилан (за исключением города Исабела ) проголосовали за включение в ARMM.
Еще одна неудача в мирном процессе произошла позже в том же году. [ когда? ] когда военные аспекта Триполийского соглашения, касающегося наследственной территории напали на ИФОМ всего через день после подписания в Ливии . [ 55 ] Это нападение было основано на сообщениях разведки о том, что ИФОМ помогал террористической группе Абу Сайяфа , которая в то время удерживала нескольких американских и филиппинских заложников в Басилане. [ 56 ] [ не удалось пройти проверку ] Перемирие вновь будет заключено после неформальных переговоров между правительством и ИФОМ при посредничестве правительства Малайзии .
29 октября 2001 года ИФОМ и НФОМ провели переговоры о единстве, но они развалились всего через месяц, когда Нур Мисуари якобы возглавил восстание в Сулу и городе Замбоанга , чтобы остановить запланированные выборы АРММ. [ 57 ] В результате инцидента погибло сто человек. Правительство подавило это восстание, и Мисуари бежал в Сабах , но правительство Малайзии депортировало его обратно на Филиппины, чтобы предъявить обвинения в мятеже. позже [ 58 ]
6 мая 2002 года четвертый раунд официальных мирных переговоров между правительством и ИФОМ привел к тому, что обе стороны согласились наложить вето на преступные синдикаты и группы, занимающиеся похищением людей с целью выкупа на Минданао, а также реализовать аспект гуманитарной реабилитации и развития Триполи. Соглашение.
Окончательный проект мирного соглашения был представлен лидерам Конгресса 10 февраля 2003 года, но на следующий день последовала неудача, поскольку военные начали наступление в Булиокском комплексе против ИФОМ, которое продлилось более недели. . [ 59 ] Прекращение огня было введено в действие три недели спустя. К марту стороны начали предварительные переговоры в Малайзии, взяв на себя обязательство обеих сторон «взаимного прекращения боевых действий». [ 60 ] Аспект мусульманских исконных владений был включен в качестве следующей повестки дня мирных переговоров. До конца 2008 года мирный процесс оставался в тупике из-за конституционных и правовых проблем, связанных с аспектом исконных владений.
Правительство Малайзии, с другой стороны, решительно осудило любую террористическую деятельность и выразило недвусмысленную поддержку мирных переговоров между повстанцами моро и правительством Филиппин, вместо того, чтобы помогать повстанцам, как это сделала Малайзия в 1968 году после резни в Джабиде. [ 61 ] Во время конференции по региональной безопасности, проходившей в Макати , метро Манила , в апреле 2003 года, министр обороны Малайзии Наджиб Разак выступил с речью о намерениях своей страны по вопросам:
Пусть аудитория знает, что Куала-Лумпур поддерживает правительство Филиппин. Малайзия не поддерживала и не потворствовала исламским сепаратистам, стремящимся к переменам посредством «экстремального» поведения за пределами политической арены, и что «экстремизм ненавидится в исламе и что обращение к насилию в равной степени осуждается истинными верующими». Если оно действительно претендует на то, чтобы представлять мусульман, движения моро должны бороться с радикализмом и воинственными элементами внутри своей организации. Вместо этого повстанцам следует сосредоточиться на обеспечении большего развития общества, а не просто на стремлении захватить власть. Давайте призовем к джихаду против бедности , против невежества, против отсталости и против предрассудков. [ 61 ]
Мусульманское наследие и юридическое лицо Бангсаморо
[ редактировать ]27 июля 2008 г. в Малайзии был подписан Меморандум о соглашении о владениях мусульманских предков (MOA-AD). [ 62 ] В соответствии с этим соглашением около 700 деревень Минданао в течение года проведут референдум, чтобы определить, намерены ли они присоединиться к «Юридическому лицу Бангсаморо», ассоциированному штату, который будет сформирован после внесения правительством необходимых поправок в конституцию. Это соглашение планировалось подписать 5 августа, а окончательное мирное соглашение должно было быть заключено к ноябрю.
За три дня до запланированного подписания MOA-AD местные власти Северного Котабато подали иск с просьбой в Верховный суд Филиппин заблокировать подписание этого соглашения. 14 октября суд 8 голосами против 7 признал МОА-АД неконституционным. [ 63 ] Согласно решению [ 64 ] Как написала судья Кончита Карпио Моралес , «Конституция не признает ни одного штата внутри этой страны, кроме филиппинского государства, и тем более не предусматривает возможность какого-либо переходного статуса для подготовки какой-либо части филиппинской территории к независимости ». [ 65 ] Аналогичным образом, суд признал неконституционными гарантии в соответствии с MOA-AD о том, что правительство внедрит необходимые конституционные поправки, чтобы создать основу для его реализации. По мнению суда, мирная комиссия и даже президент Филиппин не имеют полномочий давать такие гарантии, поскольку у них нет полномочий предлагать поправки к Конституции, причем такие полномочия принадлежат исключительно Конгрессу .
Уничтожение MOA-AD ознаменовало еще одну неудачу в мирном процессе: количество вооруженных конфликтов в 2008 году достигло рекордного уровня в 30 инцидентов на Минданао. [ 66 ] Стремясь спасти переговоры, Арройо объявил о приостановке военных операций против ИФОМ в июле 2009 года.
Возобновление мирных переговоров под председательством Бениньо Акино III
[ редактировать ]Администрация Бениньо Акино III возобновила 20-й раунд мирных переговоров с ИФОМ в феврале 2011 года. [ 67 ] после того, как повстанческая группа объявила, что больше не стремится к отделению от Филиппин. [ 68 ]
Создание Бангсаморо
[ редактировать ]2011 Встреча Акино-Мурада
[ редактировать ]Вечером 4 августа 2011 года мирный процесс между правительством и ИФОМ сделал значительный шаг вперед, когда Бениньо Акино III встретился с председателем ИФОМ Аль Хаджем Мурадом Эбрагимом на встрече в Токио. В ходе встречи Акино и Мурад договорились продолжить мирные переговоры, а также убедиться, что они приведут к соглашению, которое может быть реализовано к концу срока Акино на посту президента 30 июня 2016 года. [ 69 ]
Нападение на Аль-Барку и другие события, мешающие миру
[ редактировать ]![]() |
Несмотря на прогресс в новых мирных переговорах при новой администрации Акино, различные события, мешающие миру, включая нападения на вооруженные силы со стороны мошеннических сил ИФОМ, угрожали сорвать мирный процесс. [ 70 ] Самое заметное из этих нападений на этом этапе мирных переговоров произошло 18 октября 2011 года, когда силы ИФОМ устроили засаду на армейский контингент в Аль-Барке, Басилан , убив 19 молодых солдат и ранив еще 12. [ 71 ]
Несмотря на то, что критики утверждают, что попытки ИФОМ заставить этих преступных лидеров ответить за свои нападения были вялыми. [ 72 ] Президент и военное руководство отвергли призывы к «тотальной войне» к этой проблеме. [ 73 ]
Время нападения на Аль-Барку, всего через два месяца после встречи Акино-Мурада, породило опасения, что настоящей причиной застопорившегося мирного процесса были не только вялые попытки правительства заключить мир, но и предполагаемое отсутствие искренности со стороны правительства. повстанческие группы в переговорах о прочном мире с правительством. [ 74 ] [ мертвая ссылка ]
Рамочное соглашение 2012 года по Бангсаморо
[ редактировать ]15 октября 2012 года правительство Филиппин подписало Рамочное соглашение по Бангсаморо , документ, который стал кульминацией усилий администрации Акино по выходу из тупика в мирном процессе. Этот новый документ, хотя и обеспечивает общие рамки для фактических мирных переговоров, объявляет, что «статус-кво неприемлем и что Бангсаморо должен быть создан вместо автономного региона мусульманского Минданао (ARMM). Бангсаморо является новым автономным регионом. политическое образование (NPE), упомянутое в Принципах принятия решений по состоянию на апрель 2012 года».
Президент Акино отметил, что он надеется, что рамочное соглашение «может, наконец, закрепить подлинный, прочный мир на Минданао». [ 75 ]
24 января 2014 года главный переговорщик правительства Филиппин Мириам Коронель-Феррер и главный переговорщик ИФОМ Мохагер Икбал подписали окончательное приложение к мирному соглашению в Куала-Лумпуре . Два месяца спустя, 27 марта 2014 года, Всеобъемлющее соглашение по Бангсаморо было подписано в Маниле, свидетелями которого выступили президент Филиппин Бениньо Акино III , председатель ИФОМ Аль Хадж Мурад Ибрагим и премьер-министр Малайзии Наджиб Разак .
Соглашение проложит путь к созданию нового автономного образования под названием «Бангсаморо» в соответствии с законом, который должен быть одобрен Конгрессом Филиппин. Правительство намеревалось создать регион к 2016 году, но из-за ряда событий, мешающих установлению мира, этот проект был одобрен плебисцитом в 2019 году.
Соглашение предусматривало мусульманское самоуправление в некоторых частях южных Филиппин в обмен на деактивацию повстанческих сил ИФОМ. Силы ИФОМ передадут свое огнестрельное оружие третьей стороне, которая будет выбрана ИФОМ и правительством Филиппин. Будут созданы региональные полицейские силы, а филиппинские военные сократят присутствие войск и помогут расформировать частные армии в этом районе. [ 76 ]
Европейский Союз выделил 85 миллионов евро на дальнейшее мирный процесс в августе 2020 года. [ 77 ]
Всеобъемлющее соглашение 2014 г. по Бангсаморо
[ редактировать ]27 марта 2014 года было подписано всеобъемлющее мирное соглашение между правительством Филиппин и Исламским фронтом освобождения моро . По его условиям, правительство будет работать над созданием нового политического образования, известного как Бангсаморо, в то время как ИФОМ передаст свое огнестрельное оружие третьей стороне, которая будет выбрана повстанцами и правительством Филиппин, и выведет из эксплуатации свое вооруженное оружие. крыло — Исламские вооруженные силы Бангсаморо (BIAF). [ 6 ]
Разделение власти было центральным моментом реорганизации автономии. В уставе АРММ было перечислено всего 14 областей, находящихся за пределами полномочий регионального законодательного органа. В соответствии со всеобъемлющим мирным соглашением стороны перечислили 81 полномочия, отнесенные к категории зарезервированных за центральным правительством, исключительных для Бангсаморо и совпадающих с двумя сторонами или разделяемых ими для разделения власти. Из 81 полномочия 58 были переданы Бангсаморо, девять были зарезервированы за центральным правительством, а 14 были разделены. [ 78 ] Рамочное соглашение по Бангсаморо и четыре приложения, а именно о переходных мерах и условиях, формировании доходов и распределении богатства, разделении власти и нормализации, а также дополнение по водам Бангсаморо, будут включены во всеобъемлющее соглашение. [ 79 ]
Задержка прохождения BBL из-за столкновения Мамасапано в 2015 году.
[ редактировать ]в 2015 году Столкновение в Мамасапано привело к серьезной задержке принятия Основного закона Бангсаморо. [ 80 ] Бонгбонг Маркос , который в то время был председателем комитета филиппинского сената по местному самоуправлению, объявил, что слушания по поводу участия сил безопасности и вооруженных сил в Основном законе Бангсаморо будут остановлены, а сенатор Алан Питер Каэтано объявил, что его коалиция откажется от своей поддержки. Основного закона Бангсаморо. [ 80 ]
Хотя Палата представителей Филиппин также приостановила слушания по Основному закону Бангсаморо, [ 81 ] Спикер Феличиано Бельмонте заявил, что нижняя палата по-прежнему поддерживает эту меру, хотя она была несколько «подорвана» из-за убийств. Он также отметил, что в отличие от Сената, где Каэтано и Дж. В. Эхерсито отозвали свою поддержку законопроекта, ни один конгрессмен не сделал того же, и что эта мера будет принята вовремя. [ 82 ]
Принятие Органического закона Бангсаморо в 2019 г.
[ редактировать ]Из-за различных сложностей и иногда спорного законодательного процесса пройдет целое десятилетие, прежде чем будет принят Органический закон Бангсаморо, упраздняющий ARMM и предусматривающий базовую структуру правительства для нового автономного региона Бангсаморо. [ 83 ] будет ратифицирован на плебисците автономии Бангсаморо в 2019 году . [ 84 ] [ 85 ] [ 86 ]
Переходный период Бангсаморо (2019–2025 гг.)
[ редактировать ]С ратификацией BOL после плебисцита 21 января 2019 года начался процесс упразднения ARMM, открывший путь к созданию автономного региона Бангсаморо. В рамках BOL был организован переходный орган, Переходное управление Бангсаморо (BTA), в ожидании выборов правительственных чиновников нового региона в 2022 году. Вторая часть плебисцита, состоявшаяся 6 февраля 2019 года, расширила рамки будущего Бангсаморо. регион будет включать 63 барангая в Северном Котабато. [ 87 ] Члены БТА принесли присягу 22 февраля 2019 года, одновременно с торжественным подтверждением результатов плебисцита голосования 21 января и 6 февраля 2019 года. Официальный переход от АРММ к БАРММ состоялся 26 февраля 2019 года, что означало полную упразднение первой. [ 88 ] [ 89 ]
Инаугурация BARMM и первая сессия парламента Бангсаморо состоялись 29 марта 2019 года. [ 90 ] Мурад Эбрагим вступил в должность первого главного министра региона. [ 91 ]
В 2020 году парламент Бангсаморо потребовал продлить действие BTA еще на три года после 2022 года, чтобы дать дополнительное время для перехода. [ 92 ]
28 октября 2021 года Дутерте подписал Республиканский закон № 11593, отложив первые очередные парламентские выборы BARMM с 2022 на 2025 год. Закон также продлил переходный период Бангсаморо до 2025 года. [ 93 ]
После плебисцита 17 сентября 2022 года Магинданао был разделен на две провинции; Магинданао дель Сур и Магинданао дель Норте . [ 94 ]
Политические компоненты и компоненты нормализации
[ редактировать ]С момента подписания Всеобъемлющего соглашения по Бангсаморо мирный процесс в Бангсаморо развивался по двум основным направлениям – политико-законодательному и пути нормализации. [ 6 ]
Политико-законодательный трек
[ редактировать ]В рамках политического курса правительство будет работать над созданием нового политического образования, известного как Бангсаморо . [ 6 ] занять место Автономного региона Мусульманского Минданао (ARMM), созданного в 1989 году. [ 7 ]
Трек нормализации
[ редактировать ]В рамках нормализации ИФОМ передаст свое огнестрельное оружие третьей стороне, выбранной повстанцами и правительством Филиппин; и вывести из эксплуатации свое вооруженное крыло — Исламские вооруженные силы Бангсаморо (BIAF). [ 6 ]
Некоторые другие компоненты пути нормализации включают программы социально-экономического развития, правосудие переходного периода и примирение, проблемы безопасности, такие как роспуск частных вооруженных группировок, и преобразование лагерей ИФОМ в продуктивные сообщества. [ 95 ]
Подходы и принципы
[ редактировать ]«Шесть путей к миру»
[ редактировать ]Среди руководящих принципов мирного процесса в Бангсаморо - набор «Шести путей к миру», выдвинутых Национальной комиссией объединения под руководством ее председателя Хайди Йорак в 1992 году как принципы, которые необходимо «следовать одновременно», если цель «справедливого и прочный мир» должен быть достигнут. [ 1 ] Эти шесть «путей» таковы:
- «Проведение социальных, экономических и политических реформ, направленных на устранение коренных причин
вооруженной борьбы и социальных волнений».
- «Достижение консенсуса и расширение возможностей для мира посредством постоянных консультаций на
национальном и местном уровнях».
- «Мирные переговоры с вооруженными группировками»
- «Реализация мер по примирению, реинтеграции бывших комбатантов и реабилитации пострадавших в результате конфликта».
- «Управление конфликтами и защита гражданского населения»
- «Инициативы по созданию, развитию и укреплению позитивного климата мира»
Международная поддержка мирного процесса в Бангсаморо
[ редактировать ]Мирный процесс в Бангсаморо на протяжении многих лет был предметом значительного международного сотрудничества. Министерство иностранных дел и торговли Австралии (DFAT), Министерство иностранных дел, торговли и развития Канады (DFATD), Европейский Союз, Министерство иностранных дел и торговли Новой Зеландии (MFAT), Шведское агентство международного развития и сотрудничества (SIDA), и Агентство США по международному развитию (USAID) [ 5 ] среди других.
Женщины в мирном процессе
[ редактировать ]Женщины играли активную роль как в официальных, так и в неформальных переговорах в мирном процессе на Минданао , который положил конец открытым боевым действиям в 2014 году. Мириам Коронель-Феррер , которая возглавляла команду филиппинского правительства на мирных переговорах с ИФОМ, вошла в историю, став первой женщина-главный переговорщик по подписанию крупнейшего в истории мирного соглашения. Женщины также занимали ряд важных должностей в переговорных группах обеих сторон конфликта. Сообщается, что женщины способствовали общению между различными направлениями переговоров. [ 96 ] Группы гражданского общества и женские группы провели семинары для общин Бангсаморо и предоставили рекомендации для официального переговорного процесса по первому варианту. [ 97 ]
Итоговое мирное соглашение включает ряд гендерных соображений в отношении переходного управления и расширения прав и возможностей женщин в будущем. Например, соглашение включает положения о включении женщин в новые институциональные механизмы и предполагает, что участие женщин в экономической жизни является важной частью широкой национальной стратегии экономического роста в постконфликтный период. [ 98 ]
В популярных СМИ
[ редактировать ]- Роль женщин в мирном процессе в Бангсаморо является основной темой фильма Шерон Дайок 2019 года « Женщины плачущей реки », который получил награды за лучшую женскую роль (Лайла Улао), лучшую мужскую роль второго плана (Таха Даранда) и лучший фильм на Международном кинофестивале QCinema. ; и лучший режиссер (Шерон Дайок), лучший сценарий (Шерон Дайок), лучшая женская роль второго плана (Шарифа Перлсия Али-Данс), лучшая операторская работа (Роммель Сейлс), лучший монтаж (Карло Франсиско Манатад) и лучший фильм на 40-й церемонии вручения премии Гавада Уриана. . [ 99 ] [ 100 ] [ 101 ]
- Влияние конфликта на жизнь детей показано в фильме Лайонела Арондаинга 2018 года « Если вода не безопаснее, чем земля» (местное название « Musmos na Sumibol sa Gubat ng Digma» ). [ 102 ] [ 103 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Фернандес, Мария. (2017). Реализация мира и развития в Бангсаморо: потенциалы и ограничения социально-экономических программ для пострадавших от конфликта территорий на юге Филиппин (1913-2015 гг.). 10.13140/РГ.2.2.14829.33763.
- ^ Стивен Руд. «Формирование устойчивого мира на Минданао: роль гражданского общества», Policy Studies 17, Вашингтон: Центр Восток-Запад, 2005 г., стр. 22.
- ^ Перейти обратно: а б Читтик, Сэм (16 января 2019 г.). «Важнейший момент для Минданао» . Фонд Азии . Архивировано из оригинала 4 октября 2023 года . Проверено 9 июля 2024 г.
- ^ Стивенс, Мэтью. «Перспективы прочного мира на Минданао: миротворчество и миростроительство при администрациях Акино и Дутерте». Глава. В книге «От Акино II до Дутерте (2010–2018): Изменение, преемственность и разрыв» под редакцией Имельды Дейнлы и Бьерна Дресселя, 207–38. Лекции, семинары и материалы международных конференций. ISEAS–Институт Юсофа Исхака, 2019.
- ^ Перейти обратно: а б Фернандес, Мария Кармен; Моррисон, Мэри. Отчет о завершении работы Целевого фонда Минданао: 2005–2022 гг. (на английском языке). Вашингтон, округ Колумбия: Группа Всемирного банка. http://documents.worldbank.org/curated/en/099062424061142369/P1796901ffbc9f0c719ec0158eb2774975a
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Монтальбо, Луизито Г. (февраль 2021 г.). «Два направления мирного процесса в Бангсаморо и вопрос о продлении перехода» (PDF) . Международный центр инноваций, трансформации и передового опыта в управлении (INCITEGov).
- ^ Перейти обратно: а б Ранада, Пиа (25 января 2019 г.). «Comelec: Органический закон Бангсаморо «признан ратифицированным» » . Рэплер .
- ^ «Филиппины: состояние конфликта и насилия» (PDF) . Веб-сайт Азиатского фонда . Архивировано (PDF) из оригинала 8 сентября 2018 г.
- ^ Акмалия, Вахьюди. (2012). Вспоминая наследие диктатуры Маркоса: формирование исторической памяти и борьба за справедливость в период после Маркоса.
- ^ Маритес Данггилан Витуг; Гленда М. Глори (18 марта 2013 г.). «Джабида и Мердека: внутренняя история » Рэплер Архивировано из оригинала 13 сентября . Получено 13 . сентября
- ^ Информационное бюро Бангсаморо, автономный район Бангсаморо на мусульманском Минданао (17 марта 2021 г.). «Вспоминая Джабиду и семена борьбы» . Официальный сайт БАРММ . Республика Филиппины. Архивировано из оригинала 18 марта 2021 года . Проверено 18 марта 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б ТЖС Джордж (1980). Восстание на Минданао: рост ислама в филиппинской политике . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-580429-4 .
- ^ Перейти обратно: а б Пол Дж. Смит (26 марта 2015 г.). Терроризм и насилие в Юго-Восточной Азии: транснациональные вызовы государствам и региональной стабильности: транснациональные вызовы государствам и региональной стабильности . Тейлор и Фрэнсис. стр. 5–. ISBN 978-1-317-45886-9 .
- ^ Адам, AW; Анвар, DF; Яясан Обор, Индонезия (2005). Насильственные внутренние конфликты в Азиатско-Тихоокеанском регионе: история, политическая экономия и политика . Яясан Обор Индонезия. ISBN 9789794615140 .
- ^ «Одинокий выживший вспоминает резню в Джабиде» . Филиппинский Daily Inquirer . 18 марта 2008 года. Архивировано из оригинала 13 сентября 2015 года . Проверено 5 мая 2012 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Борьба и разговоры: хронология конфликта на Минданао» . Новости GMA и связи с общественностью . 27 октября 2011. Архивировано из оригинала 13 марта 2012 года . Проверено 5 мая 2012 г.
- ^ Макападо Абатон Муслим; Филиппины. Канцелярия президента; Государственный университет Минданао. Колледж по связям с общественностью (1994 год). Вооруженная борьба моро на Филиппинах: ненасильственная альтернатива автономии . Офис президента и Коллегия по связям с общественностью Государственного университета Минданао. ISBN 978-971-11-1130-4 .
- ^ Йегар, Моше (2002). Между интеграцией и отделением: мусульманские общины южных Филиппин, южного Таиланда и западной Бирмы/Мьянмы . Лексингтонские книги. стр. 267–268.
- ^ Перейти обратно: а б Маккенна, Томас М. (1998). Мусульманские правители и повстанцы . п. 3 . Проверено 9 июля 2024 г.
{{cite book}}
:|work=
игнорируется ( помогите ) - ^ Маккенна, Томас М. (1998). Мусульманские правители и повстанцы . Издательство Калифорнийского университета. п. 158.
- ^ Гомес, Херби (12 февраля 2024 г.). «Вспоминая «Холо-кауст»: 50 лет со дня сожжения Холо» . Рэплер . Архивировано из оригинала 9 июля 2024 года . Проверено 9 июля 2024 г.
- ^ «Истоки мусульманского сепаратистского движения на Филиппинах» . Азиатское общество .
- ^ Пайк, Джон. «Фронт национального освобождения моро (ФНОМ)» . Проверено 18 мая 2016 г.
- ^ Баутиста, Андреа М. (25 октября 2011 г.). «Два лидера моро признают, что Каддафи финансировал повстанцев НФОО и ИФОМ» . TV5 Network Inc. Архивировано из оригинала 1 июня 2016 года . Проверено 18 мая 2016 г.
- ^ Амбет Окампо (1 октября 2013 г.). «Триполийское соглашение: внутренняя история» . Филиппинский Daily Inquirer . Получено мая , 19
- ^ Ромеро-младший, Хосе В. (31 октября 2014 г.). «Триполийское соглашение» . Манила Таймс . Проверено 18 мая 2016 г.
- ^ Абуза, Закари (2003). Воинствующий ислам в Юго-Восточной Азии: Горнило террора . Издательство Линн Риннер. ISBN 978-1-58826-237-0 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и Бертран, Дж. (2000). Мир и конфликт на юге Филиппин: почему мирное соглашение 1996 года хрупко. Тихоокеанские дела, 73 (1), 37–54. https://doi.org/10.2307/2672283
- ^ «От RAG до ARMM и до Бангсаморо: Саламат Хашим одобрил бы предложенную Бангсаморо территорию» . МиндаНьюс . 11 октября 2012 года . Проверено 18 июня 2022 г.
- ^ Кин Ва, Чин (2004). Дела Юго-Восточной Азии 2004 . Институт исследований Юго-Восточной Азии . ISBN 9812302387 .
- ^ Перейти обратно: а б с Хау, Брендан М. (2014). Постконфликтное развитие в Восточной Азии . Издательство Эшгейт . ISBN 978-1409469438 .
- ^ Садиан, Джон Карло Гил М. (2–8 апреля 2012 г.). «Долгая борьба за то, чтобы заставить замолчать орудия восстания: после десятилетий коммунистического и сепаратистского мятежа, будут ли когда-нибудь заключены мирные соглашения?» . Отчет CenSEI . Том. 2, нет. 13 – через Scribd.
- ^ Абуза, Закари (2003). Воинствующий ислам в Юго-Восточной Азии: Горнило террора . Боулдер: Издательство Линн Риннер. стр. 39 , 115 (прим. 3). ISBN 1-58826-237-5 .
- ^ Вильегас, Бернардо М. (1 февраля 1987 г.). «Филиппины в 1986 году: демократическая реконструкция в эпоху пост-Маркоса» . Азиатский опрос . 27 (2): 194–205. дои : 10.2307/2644614 . ISSN 0004-4687 . JSTOR 2644614 .
- ^ http://elibrary.judiciary.gov.ph/index7.php?doctype=Constitutions&docid=a45475a11ec72b843d74959b60fd7bd64558f82c40d9d#sam [ только URL ]
- ^ «Ра 6734» .
- ^ http://www.abs-cbnnews.com/research/08/10/08/fast-facts-armm-elections [ только URL ]
- ^ «Автономный регион на мусульманском Минданао» . Объединенные Нации . Архивировано из оригинала 15 октября 2013 года . Проверено 12 октября 2013 г.
- ^ «Мученики и герои: Хайди Йорак — юрист — государственный служащий» . Слава героев . 16 марта 2024 года. Архивировано из оригинала 23 марта 2024 года . Проверено 10 июля 2024 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Краткая история OPAPP и мирного процесса» . Канцелярия советника президента по мирному процессу . Проверено 8 января 2018 г.
- ^ «ОПАПРУ проводит церемонию возложения венков в честь образцов мира» . Офис советника президента по вопросам мира, примирения и единства — Peace.gov.ph . 30 сентября 2022 года. Архивировано из оригинала 3 октября 2022 года . Проверено 10 июля 2024 г.
- ^ Перейти обратно: а б Оиси, Микио (2015). Современные конфликты в Юго-Восточной Азии: на пути к новому способу управления конфликтами АСЕАН . Издательство Спрингер . п. 51. ИСБН 978-9811000423 .
- ^ «Главная страница МНЛФ» . mnlfnet.com . Архивировано из оригинала 11 июля 2012 года.
- ^ Касуай, Анжела (25 мая 2015 г.). «НФОМС, ИФОМ и 2 мирных соглашения» . Рэплер . Проверено 18 мая 2016 г.
- ^ Премия мира имени Феликса Уфуэ-Буаньи . «Лауреаты премии 1997 года: г-н Фидель В. Рамос, президент Республики Филиппины, и г-н Нур Мисуари, председатель Фронта национального освобождения моро (ФНОМ) Филиппин» . Проверено 18 мая 2016 г.
- ^ Солиман Сантос. Рабочий документ «Задержки мирных переговоров между правительством Филиппин и Исламским фронтом освобождения моро: причины и рецепты»
- ^ Ансон, Джон (28 августа 2013 г.). «Армия и ИФОМ проверяют сообщения о присутствии иностранных террористов на Минданао» . Филиппинская звезда . Проверено 12 октября 2013 г.
- ^ Эспосо, Уильям (27 октября 2011 г.). «Безумие тотальной войны против ИФОМ» . Филиппинская звезда . Проверено 12 октября 2013 г.
- ^ Тан, Кимберли Джейн (21 октября 2011 г.). «Эрап: Тотальная война против решения ИФОМ конфликта Минаданао» . Новости GMA и связи с общественностью . Проверено 12 октября 2013 г.
- ^ «Эстрада дает присягу в 600 сдавшихся милфах» . 5 октября 2000 г. Архивировано из оригинала 23 сентября 2001 г.
- ^ Абуза, Закари (2003). Воинствующий ислам в Юго-Восточной Азии: Горнило террора . Издательство Линн Риннер. ISBN 978-1-58826-237-0 .
- ^ http://www.usip.org/files/file/resources/collections/peace_agreements/implement_guide_08072001.pdf [ только URL-адрес PDF ]
- ^ «Республиканский закон № 9054» . Проект Лофила. 31 марта 2001 года . Проверено 28 января 2014 г.
- ^ http://www.newsflash.org/2001/08/ht/ht001965.htm [ только URL ]
- ^ «Главная страница МНЛФ» . Архивировано из оригинала 12 июля 2012 года.
- ^ «Филиппины – запутанная ситуация вокруг Исламского фронта освобождения моро» . Архивировано из оригинала 16 июня 2010 года.
- ^ «Суд Макати отклонил дело о мятеже против Мисуари» . 3 декабря 2009 г.
- ^ http://www.philstar.com/Article.aspx?articleId=141549 [ только URL ]
- ^ http://www.philstar.com/Article.aspx?articleId=198725 [ только URL ]
- ^ «Совместное заявление правительства Филиппин и групп мира мамочек» .
- ^ Перейти обратно: а б Эндрю Т.Х. Тан (1 января 2009 г.). Справочник по терроризму и повстанческой деятельности в Юго-Восточной Азии . Издательство Эдварда Элгара. стр. 238–. ISBN 978-1-84720-718-0 .
- ^ http://www.muslimmindanao.ph/ancestral_domain1.html [ только URL ]
- ^ «ГР №183591» . Архивировано из оригинала 30 мая 2013 года . Проверено 4 июня 2012 г.
- ^ «ГР №183591» . Архивировано из оригинала 30 мая 2013 года.
- ^ http://elibrary.judiciary.gov.ph/index7.php?doctype=Constitutions&docid=a45475a11ec72b843d74959b60fd7bd64558f82c40d9d#sam [ только URL ]
- ^ «Миротворческое наследие Арройо оставляет за собой след крови и хаоса» . 14 августа 2009 г.
- ^ МакГиоун, Кейт (10 февраля 2011 г.). «Филиппинские мусульманские повстанцы ведут переговоры в Малайзии» . Новости Би-би-си . Проверено 12 октября 2013 г.
- ^ http://www.gmanetwork.com/news/story/219863/news/nation/milf-drops-secession-plan-on-malaysia-s-advice [ только URL ]
- ^ Аргильяс, Кэролайн О. (4 августа 2011 г.). «Акино встречается с председателем MILF Мурадом» . Проверено 10 июля 2024 г.
- ^ «AFP призвали пересмотреть политику безопасности после атак MILF» . 24 октября 2011 г.
- ^ «АФП отвергает тотальную войну против ИФОМ» . 23 октября 2011 г.
- ^ «ИФОМ отстраняет от должности трех командиров за смертоносное октябрьское столкновение с Басиланом» . 29 февраля 2012 г.
- ^ «АФП отвергает тотальную войну против ИФОМ» . 23 октября 2011 г.
- ^ http://www.philstar.com/Article.aspx?articleId=760294&publicationSubcategoryId= [ только URL ]
- ↑ Речь президента Бениньо Акино III во время подписания Рамочного соглашения по Бангсаморо.
- ^ «Филиппинский мирный прорыв» . Почта Бангкока . 25 января 2014 г.
- ^ «ЕС выделяет Филиппинам 24 миллиона евро на мирный процесс в Бангсаморо» . www.msn.com . ЭФЕ . Проверено 24 августа 2020 г.
- ^ «Разделение власти играет центральную роль в самоуправлении моро» . Филиппинский Daily Inquirer . 27 марта 2014 года . Проверено 27 февраля 2015 г.
- ^ Родель, Хосе (12 февраля 2014 г.). «Сделка с Бангсаморо подписана в марте | Заголовки новостей, The Philippine Star» . Филиппинская звезда . Проверено 27 февраля 2015 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Икбал оправдывает нападение; число жертв возросло до 49» . Филиппинская звезда . 27 января 2015 года . Проверено 27 января 2015 г.
- ^ Круз, Р.Г. (28 января 2015 г.). «Палата представителей приостанавливает слушания по делу Бангсаморо» . Новости АБС-ЦБН . Проверено 29 января 2015 г.
- ^ Каябьяб, Марк Джейсон (28 января 2015 г.). «Бельмонте: Палата представителей поддерживает законопроект Бангсаморо, но доверие «подорвано» » . Филиппинский Daily Inquirer . Проверено 29 января 2015 г.
- ^ «Часто задаваемые вопросы об Основном законе Бангсаморо» . Новости GMA онлайн . Сеть ГМА. 10 сентября 2014 г. Архивировано из оригинала 10 сентября 2014 г.
- ^ « Голоса «за» добавляет к Бангсаморо районы Котабато» . Манильский стандарт . 9 февраля 2019 г. . Проверено 10 апреля 2019 г.
- ^ Сармьенто, Бонг С. «21 из 67 деревень Северного Котабато присоединяются к BARMM» . Филиппинский Daily Inquirer . Проверено 10 апреля 2019 г.
- ^ Сусон, Дивина. « Нет» побеждает в 13 городах Ланао-дель-Норте; «Да» побеждает только в 9 городах» . Филиппинский Daily Inquirer . Проверено 10 апреля 2019 г.
- ^ Аргильяс, Кэролайн. «Закон Бангсаморо ратифицирован; как скоро может начаться переход от ARMM к BARMM?» . МиндаНьюс . Проверено 26 января 2019 г.
- ^ Ансон, Джон (27 февраля 2019 г.). «АРММ передает власть властям Бангсаморо» . Филиппинская звезда . Проверено 27 февраля 2019 г.
- ^ Аргильяс, Кэролайн (18 февраля 2019 г.). «Переходная администрация Бангсаморо принесет присягу 20 февраля; переход от ARMM к BARMM 25 февраля » МиндаНьюс Получено 18 , февраля
- ^ Аргильяс, Кэролин (20 марта 2019 г.). «Инаугурация BARMM снова сброшена; новая дата — 29 марта» . МиндаНьюс . Проверено 24 марта 2019 г.
- ^ Ранада, Пиа (24 февраля 2019 г.). «БАРММ» . Рэплер . Проверено 24 февраля 2019 г.
- ^ «Дутерте поддерживает продление переходного периода в Бангсаморо» . ФилСтар . 26 ноября 2020 г. . Проверено 26 ноября 2020 г.
- ^ «Дутерте одобряет перенос первых выборов BARMM на 2025 год» . Inquirer.net . 28 октября 2021 г. . Проверено 29 октября 2021 г.
- ^ «Поскольку Магинданао разделен на две части, Минданао теперь имеет 28 провинций, а BARMM — 6» . МиндаНьюс . 18 сентября 2022 г. . Проверено 18 сентября 2022 г.
- ^ «Правительство Бангсаморо надеется на выполнение «не менее важных компонентов нормализации» - Официальный сайт BARMM» . 5 августа 2023 г.
- ^ «Гендер и конфликты на Минданао» (PDF) . Национальный демократический институт.
- ^ «Женщины играют ключевую роль в мирном процессе» .
- ^ «Женщины играют ключевую роль в мирном процессе» .
- ^ «Женщины плачущей реки» Дайока — лучший фильм фестиваля QCinema 2016 года» . Entertainment.inquirer.net . 20 октября 2016 г.
- ^ «Полный список: лауреаты 40-й премии Гавада Уриана» . News.abs-cbn.com . Проверено 29 мая 2022 г.
- ^ Аффинити-Бернардо, Дени Роуз М. «Фильм из пораженного военным положением Минданао Уриана, большого победителя » Philstar.com . Получено 29 , мая
- ^ «Если только вода не безопаснее земли» . www.cinemalaya.org . Проверено 10 августа 2018 г.
- ^ «Полный список: Победители Кинемалая 2018» . Рэплер . 12 августа 2018 г. . Проверено 12 августа 2018 г.